Биографии Характеристики Анализ

Слоговая структура для воспитателя. Отчет по практике: Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой .

Оборудование: предметные картинки, шары со слогами разной формы, музыкальные инструменты, ножницы, чашка с водой, ложка, стакан, газета, отпечатанные скороговорки, запись логопедических частушек.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, коллеги. Мне бы очень хотелось вас поприветствовать через пальчиковую игру. Называется она «к логопеду прибежали».

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Привет, Людмила

Здравствуйте, Гали,

Катерина и Наталья,

Таня, Ольга, Маргарита

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок?

Или коржик?

Вот вам драже на дорожку

Вы берите по - немножку

Мы все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!!!

А как вы здороваетесь друг с другом? Поздоровайтесь так с рядом сидящей коллегой, чтобы не повторять приветствие остальных.

2. Объявление темы мастер-класса.

Я должна вам сообщить тему нашего семинара, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

ЮЛА - «юла»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Как вы думаете, а надо ли логопеду заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

3. Теоретический аспект «Что такое слово».

А сейчас попробуйте сформулировать своими словами что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля я нашла несколько определений;

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура-это состав, ряд, компонент.

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

4. Практическая часть. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Работу по преодолению (ССС) нужно выстроить в 2 этапа.

На 1 этапе своей работы я пользовалась как вербальным так и невербальным материалом. Это был подготовительный этап.

Цель: Подготовить ребёнка к усвоению ССС.

Предлагаю вам выполнить задания, которыми я пользовалась на подготовительном этапе.

1. Упражнение «Газета»

Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)

2. Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)

3. Упражнение «Из чего сделаны звуки».

Определить на слух какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).

4. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери…)

5. Музыкальная пауза «логопедические частушки».

Предлагаю вам отдохнуть и прослушать логопедические частушки.

6. Коррекционный этап практической части.

А сейчас переходим к коррекционному этапу нашего занятия.

Он проходит в 3 этапа: уровень звуков, уровень слогов, уровень слов.

Уровень звуков «Прочитай звук по губам» (а о у и э ы).

По -разному может звучать один и тот же звук. Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу.

Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.)

Уровень слогов

Используется на этапе автоматизации слогов и дифференциации звуков

* Задание «Слоги наоборот» (с мячом).

*задание «Слоговой аукцион».

Закончи начатый слог.

СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.

3задание «Составь слог к схеме» гласный – согласный (ап, он…)

Согласный-гласный (па, лу..), согласный-согласный-гласный(про, тру…)

Задание «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающееся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…

*задание «Слоговые шары»

Раздаю я вам шары

На них слоги посмотри

По форме пару ты найди

И слово на шарах прочти! (во-да, ро-са, бу-сы, лу-жа, ле-то….)

Работа над словом.

*Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.

С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.

*Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

Сало было, стало мыло.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

А мне не недодомогания.

Ложечка ты моя желобовыгибистая.

Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Что нового узнали на семинаре-практикуме?

Что вам осталось неясным?

На какие темы вы бы хотели получить практическую помощь от логопеда?

марина лунева
Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Работа с невербальным материалом

1. «Узнай музыкальный инструмент » .

Цель : Развитие слухового гнозиса.

Материал : предметные картинки с изображением музыкальных инструментов ; музыкальные инструменты .

Ход : Сначала логопед называет инструменты - дети показывают картинку, затем логопед за ширмой играет на музыкальном инструменте , потом спрашивает, какой инструмент они услышали .

2. «Короткий и длинный звук» .

Цель : Дифференциация длительности звучания неречевых звуков.

Материал : музыкальные инструменты : барабан, дудка, бубен, губная гармошка.

Ход : Логопед говорит, что все инструменты звучат по-разному , предлагает послушать и сравнить : игра на барабане - короткий звук, на дудке - длинный и т. д.

3. «Сколько раз ударили в барабан» .

Цель : Развитие слухового внимания и памяти.

Материал : барабан.

Ход : Логопед бьет в барабан, сколько раз он ударит, столько раз дети хлопают в ладоши.

4. «Воспроизведение ритма » .

Цель : Развитие чувства ритма.

Ход : Логопед предлагает ребенку хлопнуть столько раз, сколько точек на карточке.

Работа на вербальном материале.

1. «Репка» .

Цель : Формирование пространственно - временных представлений. Материал : картонажный настольный театр по сказке «Репка» .

Ход : Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.

2. «Паровоз» .

Цель : Формирование интонационной выразительности речи.

Ход : Дети встают друг за другом, образуя вагоны паровоза.

Логопед : По железной по дороге

Едет - едет паровоз.

Едет - едет паровоз –

Деток далеко повез,

паровоз кричит :

Дети : Ду - ду!

Я иду - иду - иду!

Логопед. А вагоны стучат, а вагоны говорят :

Дети : Так - так -так! Так - так - так!

Логопед : Где первый вагон? (ребенок, который идет впереди произносит : «Ду - ду» , и так поочередно.)

Затем задание усложняется : логопед произносит порядковый номер, а дети должны, услышав свой номер, произнести «Ду - ду» .

Работа над гласными.

1. «Окошко, трубочка» .

Цель

Ручная поза звука Ручная поза звука

[а] «Окошко» . [у]«Трубочка» .

2. «Хоботок, заборчик» .

Цель : развитие органов артикуляции.

Ручная поза звука [о] Ручная поза звука [и]

«Хоботок» «Заборчик»

4. «Произнеси звуки» .

Цель : формирование и закрепление понятия «гласный звук» . Материал : карточки с точками.

Ход : Детям предлагается произнести звук [а] столько раз, сколько точек на карточке.

5. «Хлопни» .

Цель : Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и речеслуховой памяти.

Ход : Произнесите звук А (О, И,У) столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

Работа над слогами .

1. «Часики» .

Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо» , направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

1. «Гармошка» .

Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.

2. «Лошадка» .

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям) .

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить : а) заданное количество движений, б) движения в заданном ритме.

3. «Барабан» .

Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы (д-д-д-д) .

Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот) .

4. «Гудит самолет» .

«ы» .

Руки выполняют вращательные движения.

6. «Гудит пароход» .

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы» .

Кисти рук сложены «лодочкой» , большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

8. «На грядке» .

Цель : Развитие слоговых представлений .

Материал : предметные картинки с изображением овощей.

Ход : Что растет на грядке? огу. (рцы, капу. (ста, реди. (ска, ре. (дька, морко. (вка) . Как можно назвать это, одним словом ?

9. «Пальчики здороваются» .

Цель : Развитие мелких движений пальцев рук.

Ход : на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится слог .

10. «Игра с мячом» .

Цель : Развитие слогового синтеза .

Ход : Логопед бросает мяч и называет звук, а дети возвращают мяч и называют слог с этим звуком (о - сто, у - сту и т. д.)

11. «Сосчитай» .

Ход : Сосчитай, сколько слогов я произнесу (слоги прямые , обратные, со стечением согласных) .

12. «Наращивание слогов » .

Ход : Скажи на один слог больше чем я (са - со.) .

1. «Чистим зубы» .

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних) .

Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.

2. «Вкусное варенье» .

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу.

Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

3. «Бочка» .

Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро» , кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот) .

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

4. «Качели» .

Цель : развитие органов артикуляции и координации движений рук.

Ход : Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз.

Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения.

Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

5. «Горячий чай» .

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднят вверх и движется вперед-назад («остужаем горячий чай» ).

Кисти рук соединены в форме «чашечки» , руки движутся синхронно с языком.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения.

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

7. «Телеграф» .

Цель : Развитие слухопроизносительного ритма.

Ход : Дети должны передать слово , отстучав его ритмическую структуру слова : фонтан, паутина, магнитофон. Отстукивают сначала с проговариванием вслух данных слов , затем беззвучно.

8. «Работа» .

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание) .

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту (повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам) .

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги («Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).

9. «Разрезные картинки» .

Ход : Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в

слове .

10. «Рассели животных по домам» .

Материал : предметные картинки с изображением животных.

Ход : Рассели животных по домам (четырехэтажный - обезьянка, медвежата, черепаха) .

11. «Лишнее слово » .

Материал : Предметные картинки.

Ход : Назови лишнее слово по количеству слогов : мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

12. «Длинные и короткие слова » .

Материал : предметные картинки.

Ход : Ребенку предлагается ряд картинок, из них надо выбрать самое длинное слово - название изображенного предмета, самое короткое.

Работа над фразой,

1. «Фишки» .

Материал : фишки, длинные и короткие полоски бумаги.

Ход : У ребенка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить , длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго) . Услышав слово , ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова : сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

2. «Птицы» .

Цель : Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слова .

Материал : предметные картинки с изображением птиц.

Ход : Ва - ва - ва - сидит на дереве. (сова) .

Долбит он в лесу сук,

Раздается : тук, тук, тук (дятел) .

С золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом (петух) .

На даче в лесу жили разные птицы :

Сороки, стрижи, воробьи и. (синицы) .

Немного я его боюсь

Эта птица - важный. (гусь) .

3. «Строим скворечник» .

Ход : Как называются птицы, которые живут с человеком? (домашние) Назовите этих птиц (гусь, петух, курица) . О домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах? Давайте для них построим скворечник.

Мы строители (прижать руки к груди, затем вытянуть их вперед)

Тук - тук молотком, (ударять кулачками друг об друга, постепенно поднимая руки вверх)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить ладони «домиком» ).

Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх) .

Дом скворечником зовем

Мы расселим птичек в нем (помахать кистями, имитируя полет птиц) .

4. «Расселим птиц» .

Ход : Нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселить птиц, в названии которых 1 слог , на втором - 2 слога и т . д. Ворона, гусь, петух, сова, дятел, сорока, синица, курица.

5. Чтение стихотворения с отхлопыванием ритма.

Цель : развитие слухопроизносительного ритма.

Ход : Загудел паровоз!)

И вагончики повез.! !)

Чох - чох - чох, чу - чу - чу!!)

Далеко я укачу!! !)

6. Составление предложений.

Материал : сюжетные картины.

Ход : Что изображено на картине? (паук, паутина, стена) Составьте предложение по картине (На стене висит паутина. Паутину сплел паук.)

7. Игра с мячом.

Цель : развитие слогового анализа .

Ход : Логопед бросает мяч ребенку и называет слово , а дети ловят поочереди, повторяют слово и ударяют об дол мячом столько раз, сколько слогов в названии этого слова .

Передовой педагогический опыт в детском саду

Формы работы по формированию слоговой структуры слова
у детей с общим недоразвитием речи

Прислала: Волкова Наталья Николаевна, учитель-логопед 1 кв. категории
МАДОУ “ЦРР – Детский сад № 378» Кировского района г. Казани

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с общим недоразвитием речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двухи трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова:

  1. работа по восприятию различных типов интонаций;
  2. развитие тактильных ощущений;
  3. развитие ритмических способностей;
  4. работа над звуковым составом слова;
  5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
  6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) ;

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т. д.) .

2) Развитие ритмических способностей является основой для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши

Особое внимание необходимо уделить работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Несомненно, любая работа над ритмом, в том числе музыкальным, полезна для детей с ОНР. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые обычно нарушены у детей с ОНР) необходимо как можно больше уделять внимание заданиям ритмизирующим деятельность детей.

Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
  • Сравнение ритмов! - !!; !! - !! - !;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: ! !!; !!! ! !;
  • Произвольное воспроизведение ритма с последующей записью ритмического рисунка символами;

3) Формирование общей коррекции движений под ритмическую музыку: маршировка, бег, ходьба.

4) Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

Такой работой на занятиях должны заниматься и воспитатели, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы) , а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок) . Аналогично, слово молоко, не ма – ла - ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко) .

Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень прямых слогов (одинаково повторяющихся) , затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, мА – па, па – мА, па – та – кА и т. д.) . Далее можно перейти на уровень слова.

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие задания:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А;

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А .

Уровень слогов.

Данный вид работы целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующими:

Составление слов из предложенных букв (С Н О - сон, нос) .

Нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов.

Сосчитай, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных) .

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

Повторение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су.

Повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных:

ста-сто-сту-сты

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты.

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты.

Игра «Скажи наоборот»: са-ас, со-ос, тса-аст.

Запись слогов различных типов под диктовку.

Уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

  1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
  2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
  3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу) ;
  4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.


«Развитие слоговой структуры слова в практике воспитателя»
Учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и системными нарушениями речи (СНР). У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми и системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Какие же бывают типы нарушений слоговой структуры слова
1. Нарушение количества слогов:
​Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» - дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.
Выделяют следующие типы слоговой структуры слова:


Односложные (дом, мак).











Коррекционная работа строится поэтапно и состоит из:
Подготовительного этапа
Коррекционного этапа
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Подготовительный этап.
I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
«Покажи и назови».
«Покажи части тела, которые будут названы в стихотворении»
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
«Не зевай право-лево называй»
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
«Кто за кем?» (Игрушки выставляются в колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто между?»)«Расставь героев» (Поставь кошку к домику. Поставь Машу между дорогой и забором»). «Найди клад» (ориентировка по схемам).
«Где гудит?» (определение местоположения звука).
3. Развитие временно-пространственной ориентировки
«Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)
II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
«Делай как я»
«Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели - встали, 2) Руки в стороны - на пояс, 3) Нога вперед - назад - в сторону.
«Умелые ручки»
1) Кулачки - ладошки, …
2) Колечки - ушки - рожки, … и т.д.
Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» 2) «Лопатка» - «Иголочка».
2.Развитие чувства темпа
«Как двигаются животные?»
«Кулачки - ладошки»
Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:Стук - стук, стук - стук.Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:Стук - стук - стук, стук - стук - стук,А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.
3.Формирование чувства ритма
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»
Коррекционный этап.
I. Работа над гласными
Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),
без зрительной опоры.
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.
Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.
II. Работа с разными типами слогов:
с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты);
с общим гласным (ка-та-ма-ва);
обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости (та – да, ко – го);
слоги со стечением ста-сты-стуIII. Работа над словом последовательно проходим следующие типы слоговой структуры слова:
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
«Покажи и назови чьи?» Мои коты. Мои маки. Мои киты. и т.д.
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
«Скажи, что делали дети?» Гуляли, катали, пилили, бегали и т.д.
Односложные (дом, мак).
«Сколько у тебя?» У меня пять мух. У меня пять лип. и т.д.
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
«Назови что делают?» Ведут, едут, мылят, лепят и т.д.
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
«Ветка чего?» Ветка ели. Ветка липы. Ветка сосны. и т.д.
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
«Чего нет?» Нет дубков. Нет комков. Нет бинтов. и т.д.
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
«Сколько у тебя?» У меня пять диванов. У меня пять батонов и т.д.
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
«Повтори и подели слово» Лед-ни-ки, бо-тин-ки, ин-дю-ки и т.д.
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
«Какой?» Ягодный, вафельный, кофейный, танковый и т.д.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
«Две» У меня две матрёшки, два индейки, две наклейки и т.д.
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
«Много чего?» Много блюд, много книг, много яхт и т.д.
Односложные со стечением в конце слова (зонт).
«Нет чего?» Нет клинка, нет плитки, нет флейты и т.д.
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
«Что делаешь?» Я нахожу кнопку. Я покупаю продукт. и т.д.
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
«Кого (что?) видишь?» Я вижу черепаху. Я вижу пианино. и т.д.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).
Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).
«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).
«Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, ША _ ; ША _ _)
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).
«Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы О А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
IV. Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, горячий … (чай), круглый … (мяч), трусливый … (заяц) и т.д.
«Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт.).Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно - переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Используйте в своей практике предложенные методы и приёмы развития слоговой структуры слова, ведь именно вы вносите ощутимый вклад в развитие личности своего ребёнка.