Биографии Характеристики Анализ

Социально экономическое и политическое устройство руси. Социально-экономический строй киевской руси

12345678910Следующая ⇒

Образование Древнерусского государства -Киевская Русь

Государство Киевская Русь было создано в конце IX века.

В летописи «Повесть временных лет» (XII в.) рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор — в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика — Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, т.к.сын Рюрика — Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Т. о., под властью одно-го князя объединились Киев и Новгород.

Норманнская теория . (Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I). Сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само гос-во Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы — гребцы. Возможно «русь» — это название варяжского племени, из к-го происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян. Немецкие ученые решили, что Варяги — это выходцы с Запада, а значит, немцы создали гос-во Киевская Русь.

Антинорманнская теория. (XYIII век, при дочери Петра I — Елизавете Петровне) Ей не понравилось заявление не-мецких ученых о том, что российское гос-во было создано выход-цами с Запада. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М. В. не отрицал факт сущ-ния Рюрика, но отрицал его сканди-навское происхождение. Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы XX века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. => Южнее Киева на реке Рось про-живало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси. Антинорманнская теория пыта-ется доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами.

Социально-экономические предпосылки для появления гос-ва:

Изменение орудий земледельческого труда (появился плуг) и по-вышение произв-ти труда, появление прибавочного про-дукта.

Отделение скотоводства от земледелия.

Отделение ремесла от земледелия.

Рост городов и развитие торговли.

Появление частной собственности.

Возникновение имущественного и соц. неравенства.

Политические предпосылки:

Укрепление власти старейшин, вождей племен.

Образование больших союзов племен.

Необходимость защиты от внешних врагов — кочевников.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь — это было раннефеодальное государство. Просу-ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль-ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Его власть ограничивалась:

Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

Вече — народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

Удельными князьями — местной родовой знатью.

Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга — жена Игоря (945-964).

Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины — дань, вы-плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги — князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава — Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства — пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо-дов (более 300) — в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и обеспечил безопасность восточных и южных границ гос-ва. В Прибалтике он основал г. Юрьев и утвердил там позиции Руси. При нем распр-ся письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа — в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека — в Софийском соборе. При нем появился первый свод законов на Руси - «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв.

Общество в Киевской Руси делилось на

— свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре-месленники, своб.крестьяне)

— полусвободных (закупы, рядовичи)

— зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави-симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

3. Феодальная раздробленность на Руси: ее причины и последствия

Фе-одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен-тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес-ленных специальностей.

3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

1. Стремление передать богатства сыну. «Отчина» — наследие отца.

2. В результате процесса «оседания дружины на землю» военная элита превращает-ся в землевладельцев-бояр (феодалов) и стремится к расширению феодального землевладения и к самостоятельности.

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

7. К сер. ХII в. теряет свое зн-е торг.путь «из варяг в греки» -> «янтарный путь».

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Немного замедлил процесс распада страны В. Мономах (1113-1125). Он был внуком византийского императора Константина Мономаха. В. Мономах стал князем в 60 лет. Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после его смерти начинается раздел Руси. В начале феод. раздробленности насчитывалось 15 крупных и мелких княжеств, а в нач. XIX в. уже был пик феод. раздробленности — » 250 княжеств. Имелось 3 центра: Владимиро-Суздальское кн-во, Галицко-Волынское кн-во и Новгородская феод. республика.

Походы монголов на Русь.

В Монголии произошло объед-е монгольских племен в единое гос-во. Глава гос-ва — Тимучин (Чингисхан). Это было раннефеод. гос-во., только монгольский феодализм имел особенности: был кочевой. Так складывается целая империя, к-ая делится на улусы:

— Вост. часть улуса – Зап. Сибирь – ст. сын Джучи – Синяя или Белая Орда;

— Зап. часть – Батый – Золотая Орда.

В 1227 году умер Джучи (отравили), потом Чингисхан (упал с лошади).

В 1236 году Батый завоевывает Волжскую Булгарию.

Выделяют два похода Батыя (внука Чингисхана) на Русь.

1 поход 1237-1238 гг., но Русь еще не была подчинена, хотя значи-тельная часть северо-восточной Руси подверглась разгрому.Отряды Батыя не дошли 100 верст до Новгорода и повернули назад из-за весенней распути-цы (1238 г.) или новгородцы откупились, выложив за 100 верст от города дань.

2 поход 1239-1240 гг. Основной удар Батый обрушил на южные рус-ские земли: Галицко-Волынскую, Киевскую. Пали Киев, Муром, Галич, Чернигов и др. Всего же не пострадали только Новгород, Псков, Витеб-ское княжество.

12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вернуться назад на Древняя Русь

Войско Древней Руси — вооружённые силы Киевской Руси (с конца IX века) и русских княжеств домонгольского периода (до середины XIII века).

Как и вооружённые силы раннесредневековых славян V-VIII веков, решали задачи борьбы с кочевниками степей Северного Причерноморья и Византийской империей, но принципиально отличались новой системой снабжения (с первой половины IX века) и проникновением в социальную верхушку восточнославянского общества варяжской военной знати в конце IX века.

Войско Древней Руси также использовалось князьями династиии Рюриковичей для внутриполитической борьбы на Руси.

Под 375 годом упоминается одно из первых военных столкновений древних славян. Антский старейшина Бож и вместе с ним 70 старейшин были убиты готами.

После упадка гуннской империи к концу V века, с началом Средневековья в Европе, славяне возвращаются на историческую арену.

В VI-VII веках происходит активная славянская колонизация Балканского полуострова, которым владела Византия — мощнейшее государство VI века, сокрушившее королевства вандалов в Северной Африке, остготов в Италии и вестготов в Испании и вновь превратившее Средиземное море в Римское озеро.

Многократно при прямых столкновениях с византийцами славянские войска одерживали победы.

В частности, в 551 году славяне разбили византийскую конницу и взяли в плен её начальника Асбада, что указывает на наличие конницы у славян, и взяли г. Топер, ложным отступлением выманив его гарнизон на удаление от крепости и устроив засаду. В 597 году при осаде г. Фессалоника славяне применяли камнемётные машины, «черепахи», железные тараны и крючья. В VII веке славяне успешно действовали на море против Византии (осада Солуни в 610 году, десант на о.

Крит в 623 году, десант под стенами Константинополя в 626 году).

В следующий период, связанный с господством в степях тюрко-болгар, славяне оказываются отрезанными от византийских границ, но в IX веке происходят два события, непосредственно хронологически предшествовавшие эпохе Киевской Руси -русско-византийская война 830 года и русско-византийская война 860 года.

Обе экспедиции были морскими.

Организация войска IX-XI века

С расширением в первой половине IX века влияния киевских князей на племенные союзы древлян, дреговичей, кривичей и северян, налаживания системы сбора (проводился силами 100-200 воинов) и экспорта полюдья киевские князья начинают располагать средствами для содержания многочисленного войска в постоянной боеготовности, что требовалось для борьбы с кочевниками.

Также войско могло долго держаться под знамёнами, совершая многолетние походы, что требовалось для отстаивания интересов внешней торговли на Чёрном и Каспийском морях.

Ядро войска составляла княжеская дружина, появившаяся ещё в эпоху военной демократии. В её число входили воины-профессионалы. О численности старших дружинников (без учёта их собственных дружинников и слуг) можно судить по более поздним данным (Новгородская республика -300 «золотых поясов»; Куликовская битва более 500 погибших).

Более многочисленную молодую дружину составляли гриди (телохранители князя -численность находящихся в замке киевского князя «богатырей» Ибн — Фадлан определяет в 400 чел. под 922 годом), отроки (военные слуги), детские (дети старших дружинников). Однако дружина была немногочисленна и вряд ли превосходила 2000 человек.

Более многочисленной частью войска было ополчение – воин. На рубеже IX-X веков ополчение было племенным.

Данные археологии свидетельствуют об имущественном расслоении у восточных славян на рубеже VIII-IX веков и появлении тысяч усадеб-хором местной знати, в то время как дань рассчитывалась пропорционально дворам независимо от достатка из владельцев (однако, по одной из версий происхождения боярства, местная знать была прообразом старшей дружины). С середины IX века, когда княгиня Ольга организовала сбор дани на русском Севере через систему погостов (позже видим в Новгороде киевского наместника, переправляющего 2/3 новгородских даней в Киев), племенные ополчения утрачивают своё значение.

Наборы воев в начале правления Святослава Игоревича или при формировании Владимиром Святославичем гарнизонов построенных им на границе со степью крепостей носят разовый характер, нет сведений о том, что эта служба имела какой-то срок или что воин должен был являться на службу с каким-либо снаряжением.

С XI века старшая дружина начинает играть ключевую роль на вече.

Напротив, в более многочисленной части веча в молодших историки видят не младшую дружину князя, а народное ополчение города (купцы, ремесленники). Что касается сельского народного ополчения, то, по различным версиям, смерды участвовали в походах в качестве обслуги обоза, поставляли лошадей для городского ополчения (Пресняков А. Е.) либо сами служили в коннице (Рыбаков Б. А.).

В войнах Древней Руси определённое участие принимали наёмные войска.

Первоначально это были варяги, что связано с дружескими отношениями между Русью и Скандинавией. Они участвовали не только в качестве наёмников. Варяги встречаются и в числе ближайших сподвижников первых киевских князей. В некоторых походах X века русские князья нанимали печенегов и венгров. Позднее, в период феодальной раздробленности, в междоусобных войнах также нередко участвовали наёмники. Среди народов, входивших в число наёмников, помимо варягов и печенегов были половцы, венгры, западные и южные славяне, финно-угры и прибалты, немцы и некоторые другие.

Все они вооружались в своём стиле.

Общая численность войска могла быть более 10 000 человек.

Христианство
Идентификация и фальсификация товаров
Организация проведения товарной экспертизы

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Политическое устройство Киевской Руси

Киевская Русь – раннефеодальная монархия. Во главе стоял Великий князь Киевский. После принятия восточного христианства князья воспринимаются как лица освященные властью, учрежденной Богом.

Полномочия князя – сбор налогов; законодательная деятельность; судебные и административные функции; военные функции (князь являлся верховным военачальником); представление государства во внешних сношениях.

Власть передавалась по наследству старшему в роду.

В Киевской Руси не было различия между органами государственного управления и органами управления делами Великого князя.

Часто поручая суд своим заместителям «посадникам и тиунам» князь возглавлял аппарат управления княжеством.

Он назначал областных управителей – «посадников». В своей деятельности князь опирался на совет старейшин (княжеский совет). Совет – это совещательный орган, юридически не оформленный, но имеющий серьезное влияние на монарха в решении важнейших законодательных и религиозных вопросов, проблем внешней политики, сбора полюдья.

Совет состоял из бояр, городской знати, представителей высшего духовенства. Обязательность для князя совещаться с ними утверждалась обычаем.

Усиление феодалов в XI в. вызвало появление нового органа власти – снема , т.е. феодального съезда. На съезде решались вопросы междукняжеских споров, войны и мира, военных походов, разделения земель.

В Древнерусском государстве существовало вече .

Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. В вече принимали участие все свободные жители города и примыкающих поселений. Способ созыва был разнообразным: через глашатаев (биричей), и по звону колокола (в Новгороде). Вече решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Решения вече были обязательны для всех.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Существовало две формы организации производства:

  • вотчина (или отчина) – отцовское владение, передававшееся по наследству от отца к сыну, владельцем вотчины был князь или боярин;
  • земли общинников , ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства.

Основным населением страны были свободные люди, которые не знали сословных перегородок и делений.

Все свободное население пользовалось одинаковыми правами, но различные его группы отличались друг от друга по своему фактическому положению, богатству и социальному влиянию.

Высший слой населения или боярство состоял из двух элементов:

  • «Земские бояре», местная аристократия, возникшая до образования Древнерусского государства.

Это были потомки родовых старейшин и родовых князьков, крупные торговцы, вооруженное купечество;

  • «княжьи мужи», княжеское боярство, высший слой дружинников.

В течение XI-XII вв. происходит сближение и слияние земского и княжеского боярства. В результате этого процесса боярство превращается в феодалов.

К средним слоям населения можно причислить рядовую массу княжеских дружинников и средние слои городского купечества.

Низшие слои – городское и сельское простонародье – «смерды».

Они составляли основную массу населения, были лично свободны и объединялись в территориальные общины. Смерды платили дань князю, в экономическом отношении были зависимы от него и бояр.

Значительным слоем зависимого населения были холопы, проживавшие на землях крупных землевладельцев.

Холопство было двух видов: полное и неполное.

Полное – «челядь», рабы и т.д.

– обрабатывали боярские земли, обслуживали их дворы.

Неполное – закупы, пошедшие в кабалу к князю, так как не могли вернуть ему ссуду; рядовичи – заключившие ряд (договор) с феодалом; изгой – изгнанный из общины.

Рабство на Руси носило патриархальный характер.

Военная организация и военное дело

Древнерусского государства

Главными задачами военной организации Руси в IX – ХII вв.

были: охрана подвластных территорий и защита от кочевых племен; поддержка и охрана торговых караванов и путей; покорение соседних племен, захват новых земель; поддержание порядка на территории государства.

В распоряжении киевских князей была дружинная военная организация. Дружина являлась главным стержнем вооруженных сил. Когда князь переходил в другой удел, то с ним переходила и дружина. Дружинники составляли товарищество или братство, союз верных, на которых князь мог положиться в любую минуту.

Обычно это были сильные и хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Княжеская дружина делилась на высшую – княжьи мужи и бояре и младшую – «оброки», «чадь», «гридьба» впоследствии – двор или слуги.

Старшие бояре выступали в роли воевод, а младшие – исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Дружина вышла из среды купечества больших городов.

Дружинники не имели земельных владений и не были связаны с князем земельными отношениями. Они жили при дворе князя и содержались за его счет: получали одежду, пищу, вооружение, коней и в качестве добавочного вознаграждения получали долю из дани и военной добычи после походов.

Впоследствии (в XI в.) большая часть дружинников осела на землю, обзавелась своими дружинниками, которые принимали участие во всех походах князя. Количественный состав дружин по различным оценкам был ок.

700 – 800 чел.

В случае больших походов или нападения кочевников призывалось земское городское войско вои, которое являлось результатом военного устройства торговых городов. Торговые города образовывали организованный полк (тысячу), который подразделялся на сотни и десятки.

Тысячей командовал выбиравшийся городом, а затем назначаемый князем воевода или тысяцкий, сотнями и десятками – выборные сотские и десятские. Эти командиры «старцы градские» составляли военное управление города и принадлежащей ему области. В состав этого войска входили все горожане, способные носить оружие, за исключением самого младшего из взрослых сыновей в каждой семье. Сельские жители (смерды) привлекались в состав войска крайне редко и в ограниченном количестве.

Вои выступали в поход со своим оружием и снаряжением или получали его от князя. В зависимости от материального положения вои выступали в поход конными или «пешцами». По окончании похода вои распускались. В состав вооруженных сил Киевских князей входили также наемники из кочевых восточных племен: угров, печенегов, берендеев, торгов, ляхов, позже – половцев, которые несли приграничную службу на южных рубежах Руси.

Войско делилось на пехоту и конницу, причем главным родом была пехота, которая по вооружению и характеру действий делилась на тяжелую и легкую.

Конница имела второстепенное значение.

Она состояла преимущественно из княжеских и боярских дружинников, знатных и богатых людей, отчасти наемников. Это объясняется необходимостью в передвижениях в основном по рекам и морям, а также дороговизной и трудностью содержания конного войска.

Х в., при князе Владимире, вследствие постоянных столкновений русских с тюркскими племенами и уграми, сражавшимися на конях, число конницы стало увеличиваться для быстрого передвижения и маневрирования.

Основным оружием профессионального воина был обоюдоострый меч с тяжелым и длинным клинком (до 90 см).

С Х в. на Руси стала использоваться сабля, более удобная в конном бою. Кроме этого применялись длинные и короткие копья для метания (сулицы), топоры, рогатины, булавы, ножи, луки. Воины имели хорошее по тому времени защитное снаряжение, которое называлось броней, а позже доспехами. Это были шлемы с кольчужной сеткой, кольчуги, большие щиты миндалевидной формы.

Разностороннее и совершенное вооружение во многом способствовало ратным подвигам и славе русских воинов, которые сражались с врагами Отчизны.

Основу боевого порядка древнерусского войска в IX-XI вв.

составляла «стена» – тесно сомкнутое и глубокое построение из 10 – 20 шеренг (своего рода древнегреческая фаланга). Ее фланги прикрывались конницей, а перед фронтом действовала легкая пехота, которая метала в противника стрелы и легкие копья (сулицы). Такой боевой порядок применял в многочисленных сражениях князь Святослав.

Сила «стены» заключалась в ее монолитности и мощной атаке, недостаток – в малоподвижности и уязвимости флангов и тыла.

В последствии в боевой порядок вводится вторая линия стены, которая играла роль резерва и охраняла фланги и тыл от конных ударов противника.

русское войско выстраивалось для боя в линию, состоящую из трех частей: центральный полк («чело»), полки правой и левой руки (фланги). Этот боевой порядок назывался «полчный ряд». Он позволял комбинированно размещать пехоту и конницу, осуществлять маневр и наносить удары по врагу.

Славяне укрепляли свои города деревянными стенами неприступными для народов варварских, тогдашних соседей России, окружали глубокими рвами не только крепости, но и полевые станы свои для безопасности.

Наши предки умели брать чужые города и знали искусство осадных земляных работ.

Славяне заимствовали от варягов искусство мореплавания.

Военные корабли были гребными с большими парусами, на них помещалось от 40 до 60 чел.

Глава II. Период самостоятельных феодальных государств

(XII– первая пол. XV вв.)

Предыдущая12345678910111213Следующая

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет

В IX–X вв. сформировался важнейший формально-юридический при-знак раннефеодальной монархии – наследственная передача стола. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при мало-летнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся. В X в. и местные племенные князья заменяются младши-ми членами рода Рюриковичей – наместниками великого киевского кня-зя.

Уже сыновья Владимира Святославовича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах.

Правда, связь между отдельными землями, которые стали называться «уделами», была ещё чисто механической, ибо единого народа русского в государстве этом не сложилось, не было выра-ботано ещё надёжных связок не только экономического характера, но да-же психологического, нравственного.

Христианство, принятое в 988 г., распространялось медленно, отвоёвывая позиции у язычества, даже в на-чале XII в. не все славянские племена были крещёны (вятичи, к примеру).

Связь осуществляли князья и их дружины, периодически наводившие по-рядок там, где в этом возникала необходимость, а также представители княжеской администрации, периодически отчитывавшиеся перед своим государем.

киевские князья, заимствуя у могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата – идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и цер-ковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на рус-ского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.

Функции киевских князей заключались, во-первых, в организации дру-жины (или её найма) и военных ополчений для борьбы с внешними врага-ми, с внутренними усобицами, для сбора дани и внешней торговли, рас-пространения власти на новые племена.

С принятием христианства цер-ковь стала формировать у русских князей представление о том, что они поставлены не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Функция регулятив-ная, направленная на достижение социальной стабильности в обществе, становится постепенно одной из важнейших. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мир-ными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организаци-ей бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков и пр.

Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции князя.

Князь был высшей судебной инстанцией, доступ-ной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы судопроизводства, которая функционирова-ла на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную администрацию.

Издревле князья выполняли ещё одну функцию – сбор налогов с под-властного населения.

Древним способом сбора налогов на Руси было по-людье, своего рода военные экспедиции, проводившиеся князьями, как правило, два раза в год – весной и осенью. Однако строгого порядка в этом деле поначалу не существовало, и князья наведывались за данью ча-ще двух раз в год, всё зависело от их доброй воли. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, Ольга упорядочила сбор дани, установив погосты – особые места – и учредила особых чиновников сборщиков налогов.

Единицей обложения становится двор (дым), «становища и ловища».

При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влия-тельных дружинников и представителей родоплеменной знати (старцы градские). К окружению князя принадлежали тысяцкие, сотские и десят-ские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной сис-темы деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем за начальниками гарнизонов и командирами частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах княжений.

Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово-административные органы.

С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёз-ные изменения.

Между ним и князьями-наместниками, которые приобре-тают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы – великий киевский князь – сюзерен, но он лишь первый среди равных, он – старейший обла-датель самого богатого стола.

Остальные князья – молодшие – его васса-лы, их отношения с ним строятся на основе договора ряда или так назы-ваемых «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Вас-салы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй (лёном или феодом).

На этом видеоуроке все желающие познакомятся с темой «Политическое, социально-экономическое развитие Киевской Руси». Учеников ждет рассказ об истории древнерусского государства, традициях правления, экономических, социальных и политических особенностях. Кроме того, учитель коснется основных проблем Киевской Руси.

Тема: Древняя Русь

Урок: Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства

Мы поговорим на этом уроке о древнейших событиях и памятниках Древней Руси. Что такое «Правда Ярослава»? Кто такие смерды? Каков был социальный статус рядовичей в Древней Руси?

1. Проблема определения общественно-экономической формации Древней Руси

Основной причиной существования данной проблемы является фактическое отсутствие достоверных письменных источников. Единственным достоверным источником был и остается древнейший правовой свод Киевской Руси — «Русская Правда», состоящая из трех составных частей: «Правды Ярослава Мудрого» (1016/1035 гг.), «Правды Ярославичей» (1070/1072 гг.) и «Устава Владимира Мономаха» (1113 г.).

В русской исторической науке проблеме определения общественно-экономической формации Древней Руси не придавалось большого значения. Единственным исключением стала книга Н. Павлова-Сильванского «Феодализм в России», вышедшая в 1908 г. В советской исторической науке данной проблеме, напротив, придавалось приоритетное значение, поскольку ее методологической основой был марксизм. В 1939 г. в ходе довольно бурной дискуссии был отвергнут тезис о рабовладельческом характере Киевской Руси и восторжествовала концепция Б. Грекова о Древней Руси как раннефеодальном государстве. Затем, в 1980-2000 гг., целый ряд авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко, П. Пьянков) выступили с резкой критикой концепции Б. Грекова, но она до сих пор остается господствующей в отечественной историографии. Большинство современных авторов признают наличие в Киевской Руси (начиная с ХI в.) трех основных признаков феодализма:

1) иерархию земельной собственности;

2) институт феодального вассалитета;

3) сеньориальный режим.

2. Политический строй Древнерусского государства

Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно был главой феодальной иерархии, законодателем, военным предводителем, адресатом дани и верховным судьей. Такой широкий круг его полномочий дал основание ряду авторов (Н. Карамзин) утверждать, что он был самодержавным монархом. Однако большинство историков (Н. Костомаров, В. Ключевский, М. Тихомиров, А. Кузьмин) полагают, что власть великого Киевского князя была существенно ограничена: сначала советом родоплеменной знати и народным вече, а позднее — старшей княжеской дружиной и Боярской думой. При этом ряд современных авторов (И. Фроянов, А. Дворниченко) вообще отрицают монархическую природу Древнерусского государства и утверждают, что главная политическая роль в домонгольской Руси принадлежала народному вече.

Власть великого Киевского князя была наследственной и передавалась по лествичному принципу, т. е.следующему по старшинству удельному князю (младшему брату или старшему племяннику). Однако надо сказать, что этот принцип довольно часто нарушался, и борьба за великокняжеский престол между удельными князьями «Рюрикова дома» была характерной чертой политического строя Древней Руси .

Рис. 3. Семья Ярослава. Часть фрески Софийского собора в Киеве ()

Опорой княжеской власти в Древней Руси была княжеская дружина . Вопрос о ее происхождении и функциях до сих пор вызывает самые горячие споры. Но традиционно сам этот термин служил для обозначения небольшой, но очень влиятельной социальной группы древнерусского общества. На ранних этапах своего существования княжеская дружина жила в основном за счет военных походов, внешней торговли и дани, собираемой с подвластного населения (полюдье), а затем (с середины ХI в.) приняла самое активное участие в процессе складывания феодальной земельной собственности.

Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и младшую. Старшая дружина (гриди, огнищане, тиуны и бояре) не только участвовала во всех военных походах и дипломатических сношениях с иностранными державами, но и принимала самое активное участие в управлении княжеским домениальным хозяйством (тиуны, огнищане) и государством в качестве княжеских посадников и волостелей. Младшая дружина (детские, отроки) представляла собой личную гвардию князя, которая также участвовала во всех военных походах и выполняла отдельные поручения князя по управлению его домениальным хозяйством и государством в качестве стражей общественного порядка, мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д.

По мнению большинства историков (Б. Греков, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Кузьмин) с середины ХI в. начинается процесс разложения княжеской дружины как сугубо военной организации и происходит становление боярского вотчинного землевладения, которое формировалось:

1) через пожалование государственной земли в частное неотчуждаемое владение (аллод или вотчина);

2) либо через пожалование земли из княжеского домена в частное, но отчуждаемое владение (лен или феод).

3. Зависимое население Древней Руси

О различных категориях зависимого населения Древней Руси мы можем судить по той же «Русской Правде», но поскольку этого источника явно не достаточно, то в исторической науке до сих пор не прекращаются споры в оценке социального статуса различных категорий зависимого населения Киевской Руси.

а) Смерды . Б.Греков делил всех смердов на две основные группы: смердов-общинников, независимых от частных владельцев и плативших дань только государству, и смердов-страдников, которые были поземельно зависимы от феодалов и несли в его пользу феодальные повинности — барщину и оброк. И. Фроянов утверждал, что смерды делились на «внутренних», т. е. пленных, посаженных на землю феодала, и «внешних», т. е. покоренные племена, плативших дань (военную контрибуцию) великому князю. В. Ключевский, Л. Черепнин, Б. Рыбаков считали смердов государственными (княжескими) крестьянами, которые находились в феодальной зависимости от государства и несли в его пользу повинности в форме дани. С. Юшков полагал, что статус смерда был сродни правовому статусу крепостного крестьянина ХVI-ХVII вв.

Рис. 4. Восстание смердов 1071 г. ()

б) Челядь (холопы). Б. Греков делил всех холопов на «обельных», т. е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов» — бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. А. Зимин полагал, что термином «челядь» обозначалось все зависимое население Древней Руси, а термином «холоп» — только рабы. И. Фроянов утверждал, что челядью были рабы-пленники, а холопами — рабы местного происхождения и т. д.

К этому спору вплотную примыкает проблема о месте рабства в древнерусском обществе. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), рабство на Руси существовало только в виде домашнего и не играло существенной роли в общественном разделении труда. По утверждению их оппонентов (И. Фроянов, П. Пьянков) рабство играло ключевую роль в Древней Руси.

в) Рядовичи. По мнению большинства историков (Б. Греков, М. Тихомиров, А. Кузьмин), зависимость рядовича от феодала носила чисто феодальный характер, поскольку через подписание специального договора (ряда) он вступал в зависимое положение от землевладельца и нес в его пользу феодальные повинности.

г) Закупы. Б. Греков считал закупами бывших свободных смердов, которые через получение денежной ссуды (купы) попадали в зависимое положение от феодала. А. Зимин, И. Фроянов, В. Кобрин утверждали, что закупы — это «необельные» холопы, которые либо работали на барской запашке, либо составляли дворню феодала. Главное отличие закупов от обельных холопов состояло в том, что они вели личное хозяйство и могли со временем, отдав долг, вновь получить свободу.

д) Изгои. Большинство советских историков разделяли точку зрения Б. Грекова, который считал изгоев бывшими холопами, посаженными на землю феодала, т. е. крепостными.

1. Горский А. А. Русь от славянского расселения до Московского царства. М., 2004

2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 2004

3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. М., 2001

4. Зимин А. А. Холопы на Руси с древнейших времен до конца XV века. М., 1973

5. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003

6. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975

7. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003

8. Стефанович П. С. Бояре, отроки, дружины. Военно-политическая элита Руси в X-XI вв. М., 2012

9. Фроянов И. Я. Начала русской истории. СПб., 2005

10. Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 2002

4. Зависимое население Древней Руси ().

Социально-экономическое развитие Киевской Руси

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь (киевское княжество, киевский каганат).

Формы собственности

1. Великий Киевский князь считался верховным собственником всей земли в государстве, но его права были ограничены возможностью взимания регулярной, строго оговоренной дани. Первоначально взимание дани проходило через систему полюдья, когда князь со своей дружиной объезжал подвластные ему земли, собирая дань. После реформы княгини Ольги размеры дани были точно оговорены, и она должна была свозиться на специально подготовленные пункты - погосты. Сбором дани ведали наместники.

2. С XII в. отмечается возникновение княжеского домениального землевладения: князья покупали землю у городов и разводили на ней коней, работали на их землях холопы. Постепенно князья захватывают часть общинных земель и дарят эти земли своим дружинникам. Так возникали вотчины.

3. Несмотряна эти тенденции продолжается существование городских и общинных земель, управляемых в соответствии с традициями родоплеменного строя.

Социальная структура

БОЯРЕ - знатные люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом "старцы градские") и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).

Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ (социальный слой торговцев, посредников между производством и рынком.) и ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ.

ДРУЖИННИКИ-(«мужи») – военные люди, объединенные в дружину (вооруженный отряд при князе). Участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. В XI – XII вв. дружинники делились на старших – бояр, княжих мужей, и младших – воинов и слуг княжеского двора

Все свободное население называлось - ЛЮДИ.

РЕМЕСЛЕННИКИ – люди, занимавшиеся ремеслом – мелким ручным производством изделий кустарным способом, простыми орудиями труда, основанном на индивидуальном труде с ограниченным числом помощников.

Зависимое население:

СМЕРДЫ - полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;

ЗАКУПЫ - полусвободные люди, разорившиеся общинники, за ссуду («купу») скотом, зерном, орудиям труда и т.п. попавшие в долговую кабалу к другому землевладельцу. Он лишен личной свободы, но у него своё хозяйство и оставалась возможность выкупиться, вернув долг.

РЯДОВИЧИ - смерды (крестьяне), заключившие с землевладельцами договор («ряд») об условиях своей работы на него или пользования его землёй и орудиям труда.

ХОЛОПЫ - несвободное население, рабы. Как правило, холопами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы,

ИЗГОИ - люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее - не обучившиеся грамоте дети священников и дети князей, не получившие "стола" до смерти родителя.

Основные тенденции в развитии социальной структуры:

1. Интеграция различных групп родоплеменной и служилой знати, с появлением единого термина - "бояре".

2. Деление дружины на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса - отроков.

3. Обогащение правящей верхушки - через государственную систему (грабительские набеги и перераспределение государственных податей).

4. Появление вотчинного хозяйства (XI - ХII вв.) с эксплуатацией челяди.

5. Расслоение общины.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

992-996 pp. - Построен Десятинную церковь в Киеве

1037 - сооружение Софийского собора в Киеве

1037-1039 pp. - При Софийском соборе в Киеве и создан летопись, названный Древнейшим Киевским сводом

1056-1057 pp. - Создание "Остромирова Ева гелия" - древнейшей из книг, которая сохранилась до наших дней

1073 , 1076 pp. - Создание "Изборник для князя Святослава Ярославича"

1108 - основание внуком Ярослава Мудрого Святополком Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

1113 - завершение монахом Киево-Печерской лавры Нестором написания летописи "Повесть временных лет"

1117 - заключение "Поучение" Владимира Мономаха

1200, около - сооружение церкви Св. Пантелеймона в Галиче

1230-е pp. - Написание «Слова о погибели Русской земли"

1256 - первое летописное упоминание о городе. Львов

XIII в., Вторая половина - заключение Галицко-Волынской летописи, содержащий две самостоятельные части: Галицкую (1201-1261) и Волынскую (1262-1292)

1324 - первое письменное упоминание о действии на украинских землях (во Владимире-Волынском) пункты

Особенности социально-экономического развития Киевской государства

Вопросы социально-экономического развития Киевской Руси является дискуссионным в исторической науке. Суть вопроса заключается в том, является Киевская Русь феодальным государством, как другие государства Западной Европы.

Значительная часть ученых утверждает, что Киевская Русь была феодальным обществом. В то же время другие ученые указывают на то, что:

В Киевской Руси не было четкой системы вассалитета (основного признака феодализма)

Значительной была роль торговли и городов;

Знать и сам Великий князь предпочтение отдавали торговли, а не организации труда зависимых крестьян;

Большую часть населения составляло свободное крестьянство, которое имело больше прав, чем западноевропейский крестьянин;

Значительная часть ремесленников работала не на заказ, а на рынок.

Все эти и другие особенности дают нам право делать вывод, что Киевская Русь была уникальной и самобытной социальной системой, которая, однако, развивалась в сторону европейского феодализма.

Общество Киевской Руси делилось на несколько основных слоев.

Господствующая слой состоял из князей, бояр, дружинников. Князья принадлежали к правящей династии Рюриковичей и находились в достаточно сложных отношениях зависимости от киевского князя. Бояре сформировались из представителей старой родоплеменной знати и дружинников великого князя киевского, которые стали землевладельцами. Дружинники составляли ближайшее окружение князя, что помогало ему в военных и хозяйственных делах.

Городское население делилось на "людей" - городскую знать (купцы, связанные с международной торговлей), "молодых людей" - жители городов (мелкие торговцы, лавочники, ремесленники) и "чернь" - самые бедные слои города (грузчики, подмастерья и др.).

Крестьянство составляло самую многочисленную прослойку общества. Его подавляющее большинство составляли смерды - лично свободные крестьяне, имевшие собственное хозяйство, владели землей и платили дань государству. Крестьян, потерявших собственное хозяйство и оказались в зависимости от землевладельцев, называли закупками .

* В низких социальных слоев принадлежали батраки (крестьяне или мещане, нанимались работать до землевладельцев), рядовичи (крестьяне, которые работали в землевладельцев по договору - «рядом»), челядь (различные категории зависимого населения, можно было продавать, завещать и дарить) и холопы (лица, положение которых напоминало рабов, обслуживавших потребности барского двора). Рабы были одним из основных товаров, продавали киевские купцы. В рабство попадали пленные, преступники, должники.

Отдельной группой населения были изгои - те, кто в силу определенных обстоятельств потеряли связь со своей социальной группой. Они оставались лично свободными, хотя и не имели прав и обязанностей своей группы. На Руси изгоями были свободные крестьяне, купцы, дети духовенства и даже князей.

С принятием христианства возникает еще один значительный слой общества - духовенство, которое заменило собой волхвов и других служителей языческих богов, культов. Оно было привилегированной социальной группой и делилось на высшее (митрополит, епископы и т.д.) и рядовой (священники, монахи и т.д.).

В Киевской Руси 13-15% населения жило в городах и поселках, которых насчитывалось около 240. Но только 74 города имели население около 4-5 тыс. Человек. Среди городов отличался Киев, в котором жило 35-40 тыс. Человек. В то время это было одно из крупнейших городов Европы. Города Киевской Руси были как центрами ремесла и торговли, так и административно-военными центрами.

Торговля в Киевской Руси развивалась благодаря наличию таких важных торговых путей, как путь "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море), по Волге до побережья Каспийского моря.

Несмотря на значительную роль торговли и ремесла, большая часть населения занималась земледелием и различными промыслами. В земледелии использовался плуг с железным сохой и двух-, трехпольная система севооборота. Значительное место занимало скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и др.

Изменения формы правления Киевской Руси IX-XIII вв.

Этапы развития государственности

форма

правления

характерные черты

становление

дружинная

государство

В основу был заложен простой аппарат управления, судопроизводства и сбора дани, который сформировался на основе княжеской дружины, которая выполняла роль не только войска, но и советников князя.

централизованная

монархия

Вся полнота власти сосредоточивалась в руках князя, жена отходила на второй план. В управлении государством князь опирался на княжескую совет, в который входили старшие дружинники и выходцы из старой племенной знати - бояре.

раздробленность

Федеративная

монархия

Власть князя ограничивалась его уделом. Важнейшие для всей Руси вопросы решались на княжеских съездах (снемах). Борьба за Киев между различными ветвями династии Рюриковичей. Возрастание роли вече и боярства.