Биографии Характеристики Анализ

Социальные конфликты в мире. Социальные конфликты в современной россии

Социальный конфликт как феномен в структуре социума - многогранное явление, в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи и отношения, как материальные, так и духовные: экономические, политические, правовые, нравственные, которые поддаются логическому анализу, рациональному осмыслению в логико-вербальной форме; но здесь же присутствуют и такие связи и отношения, которые в рациональных формах, т.е. в привычной для нас логике понятий, непостижимы. Поэтому познание социальных конфликтов требует особых понятийных средств, здесь нужны новые интеллектуально-лингвистические ходы и смысловые конструкции.

Социологический анализ социальных конфликтов и способов их разрешения в управленческом процессе предполагает прежде всего четкие определения трех обозначенных моментов (конфликты - социальное управление - способы разрешения социальных конфликтов).

Существуют различные трактовки конфликта, различные уровни понимания этого социального феномена. В общем виде наиболее отчетливо проявляются три подхода. Ряд теоретиков, в той или иной мере занимающихся этой проблемой, считают, что конфликт - определенно нежелательное явление, разрушающее (или нарушающее) нормальное функционирование социальной системы. Другие, напротив, утверждают, что конфликт есть закономерное и даже необходимое явление в жизни общества, т.е. он выполняет стимулирующую развитие функцию. Например, сторонник такой трактовки, немецкий философ и социолог Георг Зиммель в свое время высказался вполне определенно по этому поводу: по его мнению, основой общественной связи является социальный и политический конфликт. Конфликтная ситуация, считает он, подчеркивает границы группы, мобилизует ее членов, заставляет их осознать свое единство, и в этом состоит большое значение конфликта.

Существует и третий подход к трактовке конфликта, более взвешенный и более соответствующий действительности. Он состоит в том, что в конфликте выделяются как негативные, разрушительные, так и позитивные функции. Позитивные в том смысле, что конфликт и его разрешение является в ряде случаев предпосылкой для возникновения нового, для перехода некой системы в новое качество, на более высокий уровень ее развития или укрепления ее стабильности.

От того, какую из обозначенных позиций занимает субъект управления, зависит характер принимаемых им управленческих решений и конкретных действий в конфликтной ситуации, о чем подробнее будет сказано далее.

Для раскрытия этой темы большое значение имеет трактовка управления в условиях конфликтов. От нее зависят практические управленческие действия субъекта управления. Управление в условиях конфликтов - это деятельность субъекта управления по поддержанию (или налаживанию) следующих признаков социальной системы:

  • ? во-первых, ее целостности, органического единства элементов, входящих в данную систему;
  • ? во-вторых, упорядоченности, представляющей собой относительное постоянство состава элементов и объединяющих их связей;
  • ? в-третьих, способности системы сохранять себя при воздействии на нее среды и свои функции, ради которых образовалась и существует данная система.

По сути своей эффективное управление в конфликтных ситуациях означает поддержание или построение определенной структуры, упорядоченной совокупности отношений по отмеченным функциональным и институциональным признакам. Но это предполагает правильное понимание самого конфликта как специфического феномена в структуре социума, причин его возникновения и генезиса, а также способов его разрешения.

Социальный конфликт - это форма взаимодействия субъектов социальных отношений, детерминированная несовпадением (а иногда и несовместимостью) их жизненных интересов и ценностей и по своей сути сводящаяся к распределению и перераспределению жизненных ресурсов, под которыми следует понимать средства и условия существования и развития этих субъектов (материальные и духовные ценности, способные удовлетворять их многообразные потребности, собственность, власть, территория и т.п.).

Разработки в теории конфликтов традиционно ограничивались созданием «объясняющих» концепций, т.е. поисками истоков конфликтных ситуаций, выявлением поведенческих стереотипов, чреватых социальным взрывом. Сегодня же заметен акцент на методы предотвращения и разрешения, другими словами, управления конфликтами. Исследователи данного феномена переходят от выяснения причин и факторов, порождающих конфликт, к созданию теории и технологии разрешения или урегулирования конфликтов.

В русле традиционных подходов к исследованию конфликтов было принято начинать с изучения социальных институтов и структур, в отношении которых отдельный индивид выступал как податливый инструмент социального процесса. Современные трактовки предполагают иной угол зрения: социальный конфликт есть следствие ущемления (или неадекватного удовлетворения) всей совокупности потребностей человека (или их части), которые и составляют реальную основу возникновения и развития социальных конфликтов. Мы рассматриваем конфликт как феномен, восходящий к предметным и функциональным потребностям человека. Поэтому при исследовании конфликтов изначальными должны быть не группы (социальные, политические, конфессиональные, профессиональные, статус-позиционные и т.п.) с предписанными им типовым сознанием и поведением, а люди, которые, осуществляя свой собственный выбор или делая его под давлением среды, как раз и образуют такие группы и общности. Люди идентифицируют себя с ними сегодня, а завтра по каким-либо мотивам меняют свою ориентацию. Таким образом, изучая конфликтную ситуацию и тем более претендуя на право ее регулировать, целесообразно от увлечения структурами вернуться к истоку - к человеку, герою и автору конфликтных социальных драм. При этом не следует отрицать того факта, что в разжигании конфликта участвуют политические и экономические структуры, преследуя определенные интересы, связанные с их властью и доходами. Эти аспекты проблемы понятны и достаточно исследованы. Но в осуществлении тех или иных действий в ходе конфликта в реализации определенных планов участвуют массы людей, которые не всегда имеют непосредственную заинтересованность в первоначальных планах и замыслах «поджигателей», а зачастую даже не посвящены в них. Что ими движет, каковы мотивы и цели их действий друг против друга, выходящие за рамки человечности? Ответ на этот вопрос может многое прояснить и позволит более эффективно управлять конфликтными ситуациями.

Если конфликт, по определению одного из наиболее видных представителей западной конфликтологии Л. Козера, есть столкновение ценностей, то какие ценности отстаивали рядовые участники кровавой бойни на Балканах, в Чечне, в Абхазии и в других так называемых горячих точках конца XX - начала XXI в., какой смысл они вкладывали в свои поступки и действия? Эта проблематика связана с особенностями сознания этих индивидов и групп, с их интерпретацией действительности, с их «конструированием» социальной реальности.

За конфликтами как за внешним проявлением, внешним столкновением социальных сил и структур скрываются глубинные связи и отношения между людьми, их интересами, потребностями, идеалами, целями, ценностями и другими компонентами их «жизненных миров» (А. Шюц), познание которых требует значительных усилий. Такое познание, крайне необходимое для эффективной управленческой практики в условиях конфликтов, следует начинать с уяснения некоторых предпосылок теоретико-методологического характера.

Для принятия правильного управленческого решения в конфликтных ситуациях и выбора наиболее эффективных средств и методов его осуществления необходимо учитывать конкретные условия и причины возникновения конфликта, этапы его развертывания.

Прежде всего конфликту предшествует социальное напряжение, из которого возникает предконфликтная ситуация.

Социальное напряжение - это состояние социальной системы (или подсистемы), характеризуемое нарушением равновесия в обмене деятельностью между компонентами этой системы и сопровождающееся эмоциональными реакциями негативного плана (такими, например, как беспокойство, страх, враждебность, агрессивность) со стороны субъектов социальных отношений. Для состояния социальной напряженности характерна ситуация неопределенности, которая является конфликтогенной средой. Для нее свойственны крайнее возбуждение субъектов, зачастую переходящее в истерию и порождающее неясность перспектив, неуверенность в смысле и направленности действий субъектов. Истерия зачастую вносит определенность, но она, как правило, связана с формированием образа врага, о чем будет сказано далее.

В конфликтогенной среде для разжигания социального конфликта очень часто используется провокация, которая стала неотъемлемым элементом в конфликтах конца XX - начала XXI в. Именно в состоянии социальной напряженности формируется предконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация - это совокупность конкретноисторических обстоятельств, сложившихся в жизненно важном для социального субъекта пространстве и нарушающих его безопасность. Она (ситуация) рождает чувства беспокойства, страха, незащищенности или ущемленности интересов субъекта, вызванных явным или неявным посягательством со стороны других субъектов на его сложившийся и установившийся социальный статус и жизненные ресурсы.

Одним из непременных условий возникновения социального конфликта является катализатор.

Катализатор конфликта - это вполне определенный элемент жизненных ресурсов или жизненных шансов для развития тех или иных социальных субъектов, по поводу которого сталкиваются их интересы. Все социальные отношения носят предметный характер, беспредметных отношений в обществе не бывает. Отношения между социальными субъектами всегда опосредованы материальными и духовными предметами, будь то природные вещи или продукты человеческой деятельности, способные удовлетворять материальные и духовные потребности. То же самое относится и к социальным конфликтам как разновидности подобных отношений. В соответствии с предметами, служащими удовлетворению тех или иных потребностей социальных субъектов и ставшими катализатором социальных конфликтов, последние можно классифицировать: если социальные субъекты столкнулись по поводу средств производства, то это будет экономический конфликт; если катализатором явилась государственная власть, то эгополитический конфликт; столкновение по поводу правовых норм и их оценок дает правовой конфликт и т.д.

Таким образом, одними из главных причин возникновения социальных конфликтов являются невозможность удовлетворения (или подавление) базовых потребностей субъектов, неравенство возможностей, т.е. жизненных шансов различных субъектов, неодинаковый доступ к ресурсам развития. В состоянии стабильности, в период устойчивого развития общественной системы существует определенная и относительно устойчивая структура интересов различных социальных групп, отдельных индивидов, а также институционализированные формы «выражения» этих интересов как неких объективно заданных параметров, детерминированных социальным положением субъектов. Здесь конфликты если и возникают, то гасятся, иногда разрешаются правовыми или насильственными способами, специально для этого созданными институтами власти. При нестабильном состоянии общественной системы, в ее кризисный период наблюдается диффузия интересов, обусловленная неустойчивостью социального положения субъектов. Здесь на первый план выступает не выражение интересов, а их полагание и декларирование, реляция, притязания на жизненные шансы, доступ к ресурсам. Отсутствие или же слабость правовой системы, призванной регулировать социальные отношения, обеспечивать институциональные, т.е. легальные, формы удовлетворения потребностей и интересов, приводит к тому, что притязания субъектов сталкиваются, как при «броуновском движении», что и порождает многочисленные конфликты.

Важной характеристикой конфликта является его интенсивность. Интенсивность конфликта означает остроту, ожесточенность борьбы его сторон, которая определяется степенью морально-психологической настроенности участников противоборства, наличием материальной и моральной готовности, а также функциональной способности сторон вести борьбу до «победы». Высшая степень остроты будет у того конфликта, потенциалы, материальные и духовные ресурсы которого равны и когда ни одна из конфликтующих сторон не пойдет на уступки. В таких случаях выход один - заключение договоренности.

«Мирное», легитимное разрешение конфликта предполагает преодоление синдрома «образа врага», который состоит из следующих моментов.

  • 1. Недоверие, все, что происходит от «врага», либо плохо, либо, если это представляется разумным, преследует негативные, нечестные цели.
  • 2. Возложение вины на «врага»: «враг» ответственен за существующую напряженность и виноват во всем.
  • 3. Негативной ожидание: все, что делается, делается с единственной целью - нанести нам вред.
  • 4. Отождествление со злом: «враг» воплощает противоположное тому, что мы есть и к чему стремимся; хочет уничтожить то, чем мы дорожим; все, что выгодно ему, вредит нам и наоборот.
  • 5. Деиндивидуализация: всякий, кто принадлежит к противостоящей группе, автоматически является нашим «врагом».
  • 6. Отказ в сочувствии: руководствоваться этическими критериями по отношению к «врагу» опасно и неблагоразумно.

До недавних пор человечество могло себе позволить подобного рода примитивные реакции на основе архаических, некогда приемлемых моделей поведения. Но для современного человека, обладающего сравнительно обширными знаниями и вооруженного высокими технологиями, такие примитивные реакции просто губительны.

Если мы хотим знать ключевые аспекты поведения субъектов конфликтного взаимодействия, то мы должны понять мотивы, убеждения, цели их действия.

Для разрешения конфликта исключительное значение имеет коммуникативный опыт, рождающийся в контексте взаимодействия, когда обе стороны согласны относительно лингвистически оформленных смыслов, остающихся постоянными в процессе взаимодействия. Ядром коммуникативного опыта является смысл каждого действия, каждого факта. Здесь следует опираться на концепцию Макса Вебера, который рассматривает социальное действие как поведение субъективно осмысленное, т.е. ориентированное на субъективно вкладываемый смысл и поэтому мотивированное. При этом адекватно понять социальное действие можно только через соотнесение его с целями и ценностями, на которые субъект ориентирован. Американский социолог и социальный психолог Уильям А. Томас вывел из этого положения методологическое правило, известное как принцип субъективной интерпретации социальных фактов: только смысл, вложенный действующим субъектом, обеспечивает адекватный доступ к его поведению в ситуации, которая им же самим интерпретируется.

Таким образом, теория социального действия основывается на положении, что действие должно пониматься через интерпретацию самого действующего субъекта. Мотив действия сдвигается с уровня системы стимулов на уровень лингвистической и другой коммуникации. Язык здесь выступает в качестве резервуара интерпретаций и сотворения смыслов. Возьмем, например, переговоры и соглашения федерального центра с Чечней в 90-е гг. XX в.: в одни и те же положения, сформулированные на одном языке разными сторонами, вкладывался различный смысл, им давалась разная интерпретация в зависимости от интересов сторон.

Взаимные противодействия контрагентов, участников конфликта полностью подпадают под определение социального действия, принятого в «понимающей социологии» Макса Вебера. В действиях конфликтующих субъектов важное значение имеет их смысловая ориентация на ожидания определенного действия контрагента и в соответствии с этим производится субъективная оценка шанса на успех собственных действий.

«Ориентация на другого» - важное понятие для познания и разрешения социального конфликта. Именно поэтому в исследовании конфликтов наиболее приемлемыми методами могут быть «понимающая социология» Макса Вебера и феноменологическая социология Альфреда Шюца. Они позволяют понять смысл человеческих действий, мотивационно-смысловые структуры действий и поступков участников конфликта.

Субъект конфликтного взаимодействия сам выбирает смысл своей ситуации. Он строит и объясняет свое поведение, обращаясь к им самими же выбранным и интерпретированным фактам. Поэтому разрешение конфликта предполагает наличие коммуникативных действий.

Всякий социальный субъект строит свое поведение, ориентируясь на реальность. Таковой выступает его «жизненный мир», т.е. мир его повседневной жизни, мир ближайших ему предметов, социальных феноменов. Именно этот мир дан ему, его сознанию с наибольшей очевидностью и аподиктической (не подвергающейся сомнению) достоверностью. В процессе социального взаимодействия отдельные индивиды, социальные группы, общности исходят из своего жизненного мира, жизненного опыта как наиболее твердого и устойчивого, а следовательно, и наиболее надежного эмпирического базиса социальной ориентации. (Следует заметить, что знания об этом эмпирическом базисе обеспечиваются конкретными социологическими исследованиями.)

Именно жизненный мир задает индивиду основные значения и очевидности, выстраивающиеся в непрерывную жизненную связь. Поэтому для исследования тонкостей и нюансов социального взаимодействия, и особенно конфликтного взаимодействия, исходить надо прежде всего из жизненного мира субъектов этого взаимодействия. Именно здесь кроются истинные мотивы, цели тех или иных поступков и действий агентов конфликта.

Все наши знания уходят корнями в жизненный мир. Это мир повседневности, реальная жизнь людей с их заботами, потребностями, поисками путей удовлетворения этих потребностей. Как верно заметил А. Шюц, жизненный мир, повседневная жизнь - это «верховная реальность», он предстает как горизонт, образующий контекст процессов понимания, поэтому в конфликтной ситуации необходим анализ обыденных представлений о социальной действительности, а не исследование искусственно конструируемых научных абстракций.

Следовательно, для разрешения социального конфликта крайне важно взломать, разрушить преграды, границы жизненных миров конфликтующих субъектов, ввести их в одно коммуникативное поле. Здесь необходима апелляция к культуре, к общим духовно-нравственным и религиозным ценностям, общественным идеалам, имеющимся в структуре конфликтующих жизненных миров. А в случае отсутствия их надо ввести, внедрить в жизненные миры конфликтующих субъектов, чтобы они могли выполнить смыслотворческую функцию, сформировать общее для обеих сторон понимание ситуации.

Изложенные выше философские и социально-психологические основания трактовки конфликта крайне важны для практики социального управления в целом. По сути своей эффективное управление в этой сфере и есть искусство разрешения (а точнее, урегулирования) конфликтов между социальными субъектами. Урегулирование конфликта отличается от разрешения конфликта тем, что в этом процессе участвует третья сторона. Ее участие возможно как с согласия конфликтующих сторон, так и без него. Такой третьей стороной и выступает субъект социального управления. В современной конфликтологической литературе третья сторона назыш&тсямедиатором (посредником). Медиаторы бывают официальными и неофициальными. Официальное медиаторство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса или возможности воздействия на оппонентов. Неофициальное медиаторство отличается отсутствием нормативного статуса медиатора, но участники конфликта признают его неформальный авторитет в решении подобных проблем.

Официальными медиаторами могут быть:

  • ? межгосударственные организации (например, ООН);
  • ? отдельные государства;
  • ? государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т.д.);
  • ? правительственные и другие государственные комиссии;
  • ? представители правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению к бытовому конфликту);
  • ? руководители предприятий, учреждений, фирм и т.п.;
  • ? общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.).

Неофициальными медиаторами являются:

  • ? известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);
  • ? представители религиозных организаций;
  • ? неформальные лидеры социальных групп разного уровня и т.д.

Официальные и неофициальные медиаторы и являются субъектами социального управления в конфликтных ситуациях.

Современные теоретики управления считают, что полное отсутствие конфликтов внутри организации - условие не только невозможное, но и нежелательное. Типы конфликтов внутри организации бывают следующими: внутриличностный, межличностный, между личностью и обществом, внутригрупповой, межгрупповой.

Основные причины таких конфликтов: ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Отсюда вытекают и способы разрешения подобных конфликтов: структурные и межличностные. Структурными способами являются:

  • а) разъяснение требований к работе;
  • б) использование координационных и интеграционных механизмов;
  • в) постановка общеорганизационных комплексных целей;
  • г) использование системы вознаграждений.

К межличностным способам относятся:

  • а) уклонение;
  • б) сглаживание;
  • в) принуждение;
  • г) компромисс;
  • д) решение проблемы, лежащей в основе конфликта.

Многие причины социальных конфликтов в современном

российском обществе находятся в сфере взаимодействия между государством и формирующимся гражданским обществом. Государство как политический орган осуществления власти требует соблюдения общих норм, установленных конституционным путем, максимального согласования социальных интересов и придания доминирующим из них статуса всеобщей государственной воли. Глубоко ошибочно видеть в правовом государстве только аппарат насилия. Следует согласиться с правоведами в том, что государственность - это не голая монополия силы в общественной жизни, а определенная форма ее организации и применения, т.е. право.

Между тем именно в реальном взаимодействии между государством и институтами гражданского общества и отдельными гражданами в современной России возникает множество социальных противоречий, в основном по вине государства. Ярким примером этому является «неудачно» осуществленная политика монетизации социальных льгот различным социальным категориям российских граждан. Хотя, согласно Конституции, любые конкретные законодательные акты государства, продиктованные соображениями экономической, социальной или политической целесообразности, являются правомерными лишь постольку, поскольку не нарушают закрепленный в ней юридический и социальный статус.

Эта связка - государство и еще формирующееся гражданское общество - принципиально важна на современном этапе развития российского общества. К сожалению, приходится констатировать, что конструктивное взаимодействие здесь пока отсутствует. Его надо налаживать. Пока превалирует взаимное отчуждение. С одной стороны, еще не сформировано гражданское сознание у всех слоев населения, предполагающее уважение к государственным органам, понимание их важности. С другой стороны, пока не наблюдается уважения прав и свобод членов общества государственными органами и государственными служащими, представляющими государство. Это и порождает различные социальные конфликты, затрудняющие решение управленческих задач на всех на всех уровнях.

Социальные конфликты бывают насильственными и ненасильственными, контролируемыми (управляемыми) и неконтролируемыми (глубоко укорененными). При всех рассуждениях о «полезности» конфликтов (ненасильственных, управляемых) для социального прогресса следует подчеркнуть: крайне нежелательным типом социальных конфликтов является война - вооруженное столкновение субъектов социальных отношений, ведущее к человеческим жертвам. К этому же типу конфликтов относится и терроризм.

Терроризм - это многоплановое явление, все больше утверждающееся в структуре бытия современного общества. Он становится одним из инструментов практического решения экономических, политических и психологических проблем. Это явление будет и в дальнейшем анализироваться различными специалистами - экономистами, социологами, политологами, психологами, медиками, юристами; другими словами, важен междисциплинарный подход, поскольку любой террористический акт, какую бы цель он ни преследовал, сотрясает все стороны нашей жизни.

По своей сути терроризм есть мотивированное насилие (бывают и немотивированные насильственные поступки, но это область патологии), осуществляемое малыми группами или отдельными индивидами ради достижения конкретно поставленной цели, чаще всего политического характера, и в этом случае террористы претендуют на представительство больших масс - классов, социальных слоев, наций, религиозных и этнических образований. Его можно также характеризовать как современную форму достижения принудительных сделок с государством или с частными лицами, где инициатива принадлежит террористам. Террористические акции создают экстремальные ситуации в обществе, в которых субъект управления (будь то государство или какой-либо государственный орган, его руководитель) должен правильно сориентироваться и принять безошибочное управленческое решение, быть готовым к применению по отношению к террористам средства насилия, вплоть до их уничтожения.

Примером глубоко укорененного конфликта является межэтнический конфликт, истоки которого невозможно объяснить только расхождением интересов. Грубо говоря, в споре интересов всегда можно сторговаться. В глубоко укорененных конфликтах затрагиваются фундаментальные характеристики и потребности субъектов, такие как безопасность, идентичность, самосознание и достоинство, свобода и т.д. Это то, что не покупается и не продается. Поэтому такие конфликты всегда затяжные и трудноразрешимые.

Политизированная этничность все более явно начинает выступать на авансцену современного политического процесса. Этнос становится не только главным персонажем национальной политики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом: без учета многочисленных этнических притязаний уже невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы как внутри национально-государственных образований, так и в глобальных масштабах.

Процессы глобализации и модернизации, захватившие современное российское общество, стимулировали раскрытие латентного потенциала конфликтных отношений между неравномерно развитыми этнонациональными группами. Многие этносы и народности, населяющие Россию, под напором модернизационных процессов вынуждены переходить из традиционного общества в индустриальное. Этот переход сопровождается ломкой жесткой регламентации их социального статуса, изменением в отношениях между центром и периферийными этносами, религиозными группами.

Такой переход означает замену всей традиционной системы отношений на открытый соревновательный выбор в условиях равноправия перед законами рынка. Но неравенство стартовых возможностей в этом процессе в этнонациональных ареалах порождает многочисленные конфликты между притязаниями этнических групп, а также между отдельными этносами и государством.

Многие проблемы и трудности социального управления в современной России обусловлены тем, что государство пока не может обеспечить конституционные права своим субъектам. Оно пока не в состоянии привести все этносы к одинаковому уровню социально-экономического развития.

К тому же в этнических группах происходит неравномерное формирование политического и правового сознания, а в наиболее политизированных этносах, действительно или мнимо обделенных из-за своей периферийности, возникает неудовлетворенность государственным центром как гарантом правозащиты, выливающаяся в форму национализма.

В этих условиях местная этнократия для решения своих проблем, чтобы завоевать право распоряжаться богатствами региона, эффективно эксплуатирует объективные социально-экономические трудности, прикрываясь национальной риторикой и рядясь в «национальные одежды».

Субъектам социального управления (государственным структурам, отдельным руководителям различного уровня) важно понимать, что межэтнические конфликты не имеют своих собственных оснований; их фундаментальные причины следует искать в других пластах социальных отношений, а именно: в экономике, политике (в борьбе за власть прежде всего), в области социальной психологии.

Социальные взаимодействия в нестабильных системах при интенсивных внутренних флуктуациях (отклонениях), господстве стохастических процессов отличаются высокой степенью кон- фликтогенности. Любое из объективно присущих этой системе противоречий может превратиться в конфликт. Поэтому главным условием разрешения многочисленных конфликтов на территории России является общая стабилизация всей системы социально-экономических, политических отношений. Но это не означает, что следует просто ждать общей стабилизации, не предпринимая никаких мер по разрешению уже существующих и обостряющихся конфликтов. В любом случае при возникновении социального конфликта субъекту управления необходимо:

  • ? во-первых, локализовать конфликт, четко определить его границы, т.е. не допускать включения в него дополнительных факторов, например, этнического, религиозного и т.д., которые могут послужить катализатором для его дальнейшей эскалации;
  • ? во-вторых, избегать упрощения проблем, послуживших основанием конфликта, их дихотомической (двойственной) трактовки, ибо как бы ни развивала одна из сторон свои аргументы, в равной мере будет развивать свои аргументы и другая сторона. Поэтому участникам конфликта важно выйти за пределы конфликтной ситуации на уровень метапринципов по отношению к ней, рассмотреть ее с точки зрения общих принципов, объединяющих обе стороны, например, гуманизма, демократии, свободы, справедливости и т.п.;
  • ? в-третьих, исключить всякие бюрократические проволочки в решении возникших проблем. Бюрократизация, формализация отношений между хозяйственными и политическими руководителями и гражданами, между руководителями и подчиненными может привести к трансформации обычного трудового конфликта в этнический или религиозный;
  • ? в-четвертых, не допускать промедления в принятии мер: время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов, ибо, упустив момент, придется иметь дело не только с конфликтом, но с и его последствиями, которые могут быть опаснее его самого.

Таким образом, на социально-экономическом и политическом пространстве современной России можно выделить следующие основные конфликтогенные поля:

  • 1) конституционный процесс; проблемы взаимодействия между государством и формирующимся гражданским обществом;
  • 2) приватизация (деприватизация); характер и содержание социальной политики государства;
  • 3) соотношение локальных (региональных) и общероссийских интересов;
  • 4) состояние и тенденции развития межэтнических отношений в стране. После августа 1991 г. Россия вступила в зону повышенного риска, что означает возможность как выигрыша, так и проигрыша на каждом из обозначенных выше конфликтогенных полей.

Одна из особенностей ситуации 90-х гг. заключалась в разрушении ценностных структур, что сопровождалось рационализацией поведения на всех уровнях общественной жизни. Источником этой иррационализации являются не только конфликты, развертывающиеся на макроуровне, но и то, что происходит в микросреде. В ходе реформ формируются три основных мотивационных комплекса социального поведения, которые концентрируются не столько в политическом пространстве, сколько в микроструктурах повседневности.

Первый комплекс связан с меркантилизацией личных связей и отношений, включая семейные отношения, со сменой авторитетов и лидеров общественного мнения в среде непосредственного общения, проникновением в повседневную жизнь чувства незащищенности и страха.

Второй комплекс связан с личностным успехом в ходе социально-экономических преобразований: выигрышем в ситуации коммерческого или политического риска, удачным инвестированием денег и капитала, использованием качественного сервиса и акциями демонстративного потребления, включением в систему международных контактов. Все это создает чувство свободы и огромных возможностей. Такой комплекс характеризует поведение экономически активного меньшинства, проявляясь по- разному в зависимости от уровня культуры соответствующих субъектов экономического действия.

Третий комплекс сопряжен с отторжением политических реалий и уходом в частную жизнь. Он связан с конструированием собственной картины мира, непричастной к политике, реформам, к какой-либо общественно значимой деятельности.

Разрыв между этими тремя комплексами мотивации создавал предпосылки иррационализации действительности, суть которой состоит в столкновении противоположных смыслов, приписываемых как событиям и фактам повседневной жизни, так и действиям, развертывающимся на политической арене. В результате возникает ситуация, при которой одни и те же символы воспринимаются и оцениваются прямо противоположным образом. Люди перестают понимать друг друга, а само общество раскатывается.

В начале XXI в. в научных анализах и экспертных оценках стали преобладать идеи тотального кризиса управления, потери управления, стратегической нестабильности. На смену оптимистическим взглядам на управляемое социальное развитие и историческую эволюцию пришла «теория катастроф». Тем не менее в современной науке идет активный поиск новых, альтернативных подходов к управлению социальными процессами, призванный вывести общество из кризиса, преодолеть стратегическую нестабильность.

Социальные конфликты, происходящие между социальными слоями, этническими группами, поколениями, в производственных коллективах, молодежной среде и др., как правило, являются результатом обострения социальных противоречий и одновременно с этим - формой их разрешения. В основании конфликтов находятся интересы и цели взаимодействующих социальных групп и общностей, существенные различия между которыми приводят к их столкновению.

Конфликты могут назревать и протекать латентно, как скрытая социальная напряженность. Именно это часто наблюдается в современной российской действительности, которую характеризуют социальное неравенство, наличие социальных тягот, испытываемых значительной частью малообеспеченного населения, факты дискриминации по этническим признакам и т.д.

На стадии созревания конфликты проявляются в различиях оценок социальной ситуации, в столкновении мнений и представлений (например, по вопросу о социальной справедливости), которые выявляются с помощью эмпирических социологических исследований. Смысл таких исследований - в своевременном обнаружении конфликтных ситуаций, осуществлении прогноза возможных вариантов их развития и в разработке рекомендаций по предупреждению агрессивных способов разрешения.

Социальные конфликты в современной России.

Формами проявления социального конфликта могут выступать "социальный кризис" и "социальная борьба", затра­гивающие фундаментальные основы организации социальной системы в целом или отдельные ее подсистемы. Причинами возникновения социальных кризисов и социальной борьбы выступают:

Нарушения рационального процесса функционирования и вос­производства базовых видов социальных связей и отношений в обществе;

Недовольство людей распределœением базовых для общества ресурсов, богатства, власти, престижа. Осознание этого ставит под вопрос законность институтов и властей, ответственных за распределœение ресурсов.

Социальный кризис и социальная борьба сопровождаются послед­ствиями, которых, как правило, никто не ожидает. Борьба изме­няет как противоборствующие стороны, так и существующую систему действия.

Социальный кризис отличается от социального конфликта:

По степени охвата социальных связей и отношений;

По силе социального напряжения в обществе, вовлеченности в него индивидов, групп и общностей;

Побудительными причинами;

Последствиями, к которым они могут привести;

Способами разрешения.

Примером социального кризиса является современное россий­ское общество. В силу актуальности этой проблемы для нашей страны, важно проанализировать причины, следствия и те средст­ва, которые используются сегодня руководством страны для вы­хода общества из кризисного состояния.

Факт социального кризиса нашего общества ученые определи­ли еще в 1989 году. Открытая публикация доклада "Социальная и социально-политическая ситуация в СССР: состояние и прогноз" (1990) констатировала глубокий экономический и социально-политический кризис советского общества. В 1990-е годы данный кризис продолжал усиливаться и перешел в качественно новую стадию. К систематическому снижению жизненного уровня наро­да, ускоряющимся темпам разрушения среды обитания человека, растущему беззаконию добавились более глубинные и разруши­тельные явления.

Вместе с тем, стали набирать силу и приобретать необратимый харак­тер негативные центробежные социальные и социально-политические тенденции:

Усиливающаяся социальная дифференциация и политическое расслоение российского общества;

Расширение социальной базы для формирования критической массы недовольных в обществе;

Нарастание массового психического возбуждения среди широ­ких слоев населœения страны;

Осознание того, что удовлетворение потребностей, обеспечение нормального уровня и качества жизни оказываются под угро­зой или даже становятся невозможными;

Нарастание социальной напряженности сочетается с ростом чувства социальной безысходности.

В чем причины социального кризиса российского общества? Причины провалов в социально-экономической сфере за период перестройки нередко ищут в субъективных факторах, к примеру, выявляя "носителœей зла" - будь то конкретные люди (Ельцин, Гайдар, Черномырдин, Чубайс), или целые группы ("номенклату­ра", "аграрии", "демократы", "монетаристы") или внешние силы ("империалисты", "масоны", МВФ). Соответственно этому и пути выхода из кризиса представляются достаточно простыми - нужно сменить "неправильную" программу на "правильную", отстранить от власти "носителœей зла" и "агентов влияния", тогда всœе пробле­мы разрешатся. Но подобный подход оставляет в стороне нечто более существенное - природу переживаемого нами кризиса.

Недостаточно аргументированной является попытка обосно­вать причины ухудшающейся ситуации в стране ошибками, допу­щенными первыми лицами государства, его элитой.

Более верным является рассмотрение социального кризиса российского общества в качестве многогранного исторического процесса, объективно обусловленного всœем ходом развития стра­ны. Это кризис перехода общества из одного качественного со­стояния в другое. Такой кризис является системным, всœеобщим, затрагивающим всœе стороны общественной жизни.

Современный российский кризис есть закономерный результат развития. Острота и глубина кризисных процессов обусловлены именно тем, что, в отличие от стран Запада, мы долго уклонялись от решения проблем, вставших перед человечеством уже в 40- 50-е годы прошлого века.

Вместе с тем, сложность модернизации социализма обусловлена избыточной прочностью социальной конструкции общества. Пожа­луй, в мире не было общества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ базировалось бы на столь всœеобъемлющем огосударствлении, отсутствии автономных подсис­тем. Система социализма была построена на жестком и однознач­ном переплетении всœех подсистем общества. Политическая система, партийный аппарат проникли во всœе сферы общества, а идеология и культура выступали главными проводниками государственного дик­тата. Экономика социализма оказалась не в состоянии жить без пар­тийно-государственной регламентации. Рухнула идеология, а за ней стали разваливаться всœе остальные сферы общества. И потому любая попытка затронуть одну часть подобной системы немед­ленно отзывается на всœех остальных ее элементах.

Не случайно слом политических и идеологических устоев социа­лизма привел к ослаблению государственности, разрушению экономи­ческих отношений и правопорядка. Природа тоталитарного общества такова, что на "незрелой" стадии из него нет "благополучного" выхо­да. Сохранение партийно-государственного социализма всœе более вело к нарастанию социальной напряженности, но и его преодоле­ние было сопряжено со значительным риском для общества.

Распад СССР и социалистической системы породили больше негативных следствий, чем позитивных. Главная наша беда заклю­чалась в том, что переход к политическим реформам, устранению коммунистической идеологии в условиях не только не завершен­ных, но, по сути, и не начатых социально-экономических преоб­разований, имел своим результатом чрезмерное ослабление госу­дарственности, базовых устоев общественного порядка.

Уничтожение власти и авторитета партийно-государственного аппарата в ситуации, когда экономика остается нерыночной и всœе институты поддержания общественного порядка по-прежнему построены так, что способны эффективно работать лишь по мо­дели управления "сверху - вниз", - такое уничтожение создало угрозу системам жизнедеятельности в каждой первичной клеточке общественного организма.

Ослабление и последующее разрушение партийно-государствен­ных органов породило вакуум административного управления, общественное развитие в его обычном состоянии нарушилось на всœех уровнях: резко понизилась степень соблюдения государствен­ной дисциплины, перестали выполняться решения вышестоящих органов; ухудшился сбор налогов; ослабла безопасность повсœе­дневной жизни граждан.

Соответственно, главным проявлением кризиса государственно­сти в России начала 90-х годов стал не распад Союза, не сужение границ, но крайнее ослабление всœей системы общественного поряд­ка. Столь же характерен в данном отношении скачкообразный рост криминализации общественной жизни.

Преступность приобрела такие формы и масштабы, что стала подменять государство, пре­жде всœего в сфере становления рыночных отношений. Преступ­ные группы начали выполнять в обществе ту же роль, которую не в силах выполнить государственные органы.

Чрезмерное ослабление государственности в начале 90-х годов - главная составляющая российского кризиса. По этой причине он достиг особой глубины и приобрел черты разрухи. В таких условиях рез­ко обострились и всœе остальные составляющие кризиса переход­ного периода. И дело всœе-таки не столько в руководстве страны (при всœех их ошибках и слабостях), сколько в том, что экономи­ческие реформы пришлось проводить в обществе с полуразру­шенным государством.

Данные социологических и политологических исследований совре­менного российского общества показывают, что причины соци­ального кризиса кроются также:

В потере четких жизненных ориентиров;

Профессиональной некомпетентности и социальной безответ­ственности людей, включенных в высшие эшелоны власти;

Медлительности, нерешительности, запаздывании в принятии социально значимых решений, способных если не предотвра­тить, то хотя бы притормозить центробежные тенденции и кро­вопролитные конфликты;

Продолжающемся игнорировании результатов исследований социальных и гуманитарных наук, в отсутствии научной экс­пертизы принимаемых решений;

Наличии "теневых кабинœетов" советников, решения которых часто оказываются некомпетентными, и их практическая реа­лизация обходится государству огромными материальными и мо­ральными потерями;

Дальнейшей бюрократизации (особенно на средних уровнях исполнительной власти) всœей общественной жизни страны.

В наше время любое ошибочное решение, какие бы благие цели оно ни преследовало, может обернуться для общества социальной ката­строфой, а его последствия окажутся непредсказуемыми.

Всестороннее изучение мирового исторического опыта в решении задач, аналогичных тем, какие стоят перед нашей страной в на­стоящее время, показывают, что есть наиболее общие или обще­признанные, проверенные опытом многих государств, пути выхода из социального кризиса:

Компетентное политическое руководство;

Концентрация реальной власти в руках правительства;

поэтапная структуризация реформ (их политической, эконо­мической, идеологической составляющих);

Последовательность и поступательность в проведении реформ;

Правильный учет временного фактора;

Создание достаточно прочной и влиятельной коалиции различ­ных прогрессивных социально-политических сил;

Правильное сочетание мирового опыта проведения подобных реформ с особенностями развития российского общества.

Социальные конфликты в современной России. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные конфликты в современной России." 2017, 2018.

2.1 Рассмотрим пример современного социального конфликта

По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура какой-либо из «традиционных» религий (православная, исламская), или нерелигиозная этика.

Планируемый объем предмета – 2 раза в неделю по 2 часа в течение 11 лет обучения.

При этом из учебных курсов для школы на сегодня предлагается только «Основы православной культуры» (ОПК). По нему официально подготовлены преподаватели и утвержден учебник. РПЦ говорит о том, что ДНК – это способ внедрения обязательного православия в школы. Школьников хотят незаконно принудить к безальтернативному изучению православия.

Позиция московской патриархии РПЦ:

«Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции XI Всемирного русского народного собора).

«Пора развенчать химеру научного мировоззрения» (В. Чаплин, ОВВЦ МП РПЦ).

Позиция российских ученых:

«Все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет… Курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует». (Письмо-10).

В приложении «Кентавр» к «Новой газете» (23-25.07.2007) 10 ведущих академиков РАН: Е. Александров, Ж. Алферов, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук, опубликовали письмо президенту В. Путину «Политика РПЦ: Консолидация или развал страны?».

Письмо-10 направлено против агрессивной политики церкви и православного лобби в органах власти: церковного обскурантизма и клерикализации государственных и правительственных структур, армии, школы, вузов и научных учреждений.

«На каком основании, спрашивается, теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой... Мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить верой знания, накопленные наукой». (Письмо-10).

Неформальный лидер группы ученых-естественников, нобелевский лауреат, всемирно-известный физик Виталий Гинзбург в нескольких интервью четко расставил точки над «i». Православная церковь стремиться стать государственной идеологией и подменить своим катехизисом объективное научное знание и среднее школьное образование.

«РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке», (интервью «Эхо Москвы»).

«Русская православная церковь всяческими путями стремится, чтобы в младших классах школы преподавали Закон божий, но под названием Основы православной культуры. Это вера в Библию, а что есть в Библии? В Библии есть известный креационизм, то есть Бог взял и создал человека таким, как он есть. Между тем, как наука твердо установила, что человек плод длительной эволюции». (интервью «СИТИ-FM»).

«Петербургская школьница и ее отец подали в суд на учителя биологии, который преподавал теорию эволюции, но не преподавал теорию божественного творения. И получили при этом поддержку патриархии» (интервью порталу «24.ua»).

«Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей» (интервью «Вести образования»)

Ученые популярно объяснили президенту: Нельзя одновременно воцерковлять общество и рассчитывать на научно-технический прогресс. Тут одно из двух: Или Московская Патриархия будет внутри церковной ограды, или Российская Федерация будет на помойке. Выбирайте, мистер Путин. Мистер Путин задумался и молчит. Молчат и министры. Их можно понять: и национальную идею бросать жалко, и на помойку не хочется. Трудный выбор. Зато окружающие с лихвой компенсируют их молчание.

На Виталия Гинзбурга (как общепризнанного лидера научного антиклерикального движения) обрушился шквал обвинений со стороны полит-православных идеологов.

«Молодая гвардия», молодежное крыло правящей партии «Единая Россия» 27 июля 2007 породило статью «Физики «в законе» (автор - Мария Сергеева). Цитирую:

«Для того чтобы выживать и добиваться успеха, нужна конкурентоспособность. А с этим у нас, честно признаемся, беда. Писать концепции и изобретать уникальную, не имеющую мировых аналогов, высокобюджетную, не окупаемую и никому не нужную установку, которую некуда внедрить – это мы умеем. А приспособить науку под непосредственные нужды государства и бизнеса, научиться не только изобретать, но и внедрять и продавать свои достижения мы пока не можем. Как не могут господа академики посмотреть правде в глаза и признаться, что в бедственном положении науки виноваты они сами, а вовсе не государство или, тем более, Русская Православная Церковь. Но нет, вместо того, чтобы оперативно решать стоящие перед членами РАН задачи, наши дипломированные мракобесы решили найти «козла отпущения» в виде набирающей влияние РПЦ. Осмелюсь предположить: сам факт того, что в мире существуют люди, считающие себя произошедшими от Бога, а не от обезьяны, не дает достойным академикам спокойно спать по ночам. Потому как при сильной позиции духовенства ученым придется (страшно сказать!) заниматься наукой, а не разглагольствовать на общечеловеческие темы, привычно вещая с телеэкранов о справедливости и добре… Уважаемые господа Гинзбург, Алферов и иже с ними! Вместо того, чтобы в очередной раз выступать в роли гуманитарных авторитетов… займитесь лучше плачевным состоянием нашей науки. Сделайте так, чтобы ваши изобретения приносили пользу России».

А что, кстати, говорит сама православная церковь и принадлежащие к ней общественно-политические движения?

Во-первых, они пишут на Виталия Гинзбурга жалобу в прокуратуру, чтобы нобелевского лауреата примерно наказали за непочтительный образ мысли. Россия, как они уверены. «православная страна» (идея прочесть Конституцию этим людям в голову не приходит).

Во-вторых они обвиняют Гинзбурга в том, что он – еврей и деятель мировой масонской закулисы, ставящей себе целью разрушить Православную Русь безбожным гуманизмом.

Этому вопросу посвящена обширная статья «Христианские ценности или гуманизм Содома?» (Ирина Медведева, Татьяна Шишова) на портале Православие. ру.

В-третьих, она мобилизует т.н. «творческую интеллигенцию» (православных писателей, киношников, моралистов и т.п.) на борьбу с безбожными нобелевскими лауреатами.

Так гендиректор киноконцерна «Мосфильм», режиссер Карен Шахназаров в статье «Символы веры», (журнал «Итоги», 30 июля 2007) пишет дословно «Россия - страна православная. Кому не нравится, тот может найти другую страну».

Вообще-то для понимания того, что «Основы православной культуры» (ОПК) в школе и присутствие МП РПЦ в государственных структурах противозаконны, не нужно никакой теории религии. Достаточно Конституции РФ, где черным по белому написано:

Статья 14 «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Статья 28 «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Статья 29 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

При этом в послании Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г. «всем епархиальным преосвященным» рекомендуется: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Это - ни что иное, как призыв к нарушению Конституции.

«Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий» (Письмо-10).

«Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти и т.д. Все это приметы активной клерикализации страны.»

(Письмо-10). Еще одно нарушение Конституции, очевидное без всякого религиоведения.

Как альтернатива изучению школьниками ОПК или другой «традиционной» религии в рамках обязательного предмета ДНК в России общественной инициативой создан проект курса «Натуралистическая этика». Проект может быть также использован в школах Украины, где противозаконно вводится безальтернативная «Христианская этика».

Курс основан на научной картине мира и ориентирован на получение практически полезных знаний. Курс не содержит определенного отношения к религии, за исключением осуждения религиозного фанатизма и обскурантизма. Он адресован школьникам как из тех семей, где придерживаются атеизма, секулярного (светского) гуманизма, карианства, агностицизма или религиозного безразличия, так и из тех семей, где придерживаются любой свободной религии, не противоречащей основам науки и здравому смыслу.

Программа курса состоит из 15 тем, каждая из которых рассчитана на 4 часа (2 часа лекции, 2 часа семинара или обучающей игры). Темы будут повторяться ежегодно с добавлением нового материала соответственно возрасту школьников. В данном проекте даны названия тем и их краткое изложение для старших школьников (14 - 17 лет).

В детализированной программе будет представлено конкретное содержание тем по годам, методика преподавания, основные вопросы для обсуждения, домашние задания и т.п.

Поскольку Министерство науки и образования РФ не готовит преподавателей по этике, курс рассчитан на преподавание учителями по естественным наукам (физика, химия, биология и пр.) или волонтерами из числа родителей, профессионально владеющими знаниями по темам предлагаемой программы и готовыми взять на себя эту функцию.

Тематически курс построен так, чтобы специалисты по разным отраслям знаний могли разделить темы занятий между собой, без ущерба для качества обучения школьников.

1. Что такое этика. Эволюция жизни и происхождение человека. Эволюция этики.

2. Научная картина мира, научный взгляд на человека и общества. Натуралистическая этика.

3. Этика для людей, а не люди для этики. Базовые правила натуралистической этики.

4. Свобода и ее границы. Взаимное уважение. Взаимопомощь. Договор.

5. Частная жизнь и ее неприкосновенность. Право быть собой.

6. Общественный порядок. Общественный договор. Дисциплина и управление.

7. Единство и индивидуальность в коллективе. Команда и толпа.

8. Круг близких людей. Дружба. Любовь. Интимная жизнь.

9. Родители и дети. Семья. Бытовое пространство.

11. Интеллект и эмоции. Наука и искусство. Творчество в жизни человека.

12. Свобода информации. Этика информационной деятельности.

13. Этика и здоровье. Связь физического и психического здоровья.

14. Этика и цивилизация. Ответственность за мир, в котором мы живем.

15. Этика будущего. Каким мы хотим видеть мир. Новые этические проблемы.

Как ни крути, а церковь - это огромная общественная организация, обладающая своей доктриной, отличной (в России пусть и потенциально) от идеологии правящей власти. Поэтому ОПК для церкви сегодня - это разновидность сладкого плена. Да, ратуя за этот курс, иерархия публично подтверждает свою важность и нужность, да, на развитие ОПК отпускаются огромные средства, да, игры с ОПК становятся на местах рычагом сильнейшего общественного и политического давления. Но по сути с введением этой дисциплины церковь попадает в кабальную зависимость от внешних сил. Ведь как сам этот курс, рассказывая о святости государственной власти, отодвигает на задний план фигуру Христа, так и его введение осуществляется средствами, не принадлежащими церкви. Читают его в школах светские учителя, как прикажут по разнарядке. Поэтому у власти появляется возможность в любой момент уконтрапупить православие так, что оно снова станет придатком к национальному культурному наследию. Например, запретить выборы нового патриарха. И армия педагогов по всей стране поддержит и обоснует такое решение.

А то, что ребята в штатском давно научились обходиться с wерковью, как им заблагорассудится, не вызывает сомнений: вот Виктор Черкесов, например, еще в 80-е годы, будучи следователем КГБ, сажал православных христиан за их убеждения, а в 2006-м получил из рук патриарха орден Святого Мученика Трифона I степени за заслуги в защите морали и духовности общества. И первыми организованными выступлениями в поддержку ОПК, имитирующими гражданское согласие, стали акции прокремлевских "нашистов" и близких им "Георгиевцев".

А посему будем внимательны к себе и запасемся терпением. Господь, как известно, терпел и нам желал того же.


Заключение

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе -

социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе переходного состояния.

Современный кризис российского общества является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-экономических и межнациональных отношений.

Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

Целостность Российского государства, стабильность в обществе приобретают приоритетное значение в способах регулирования конфликтов.


Список используемой литературы

1. Брушлинский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.

2. Веренко И.С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – Издательство Московского Университета, 1982.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвещение, 1987.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.

6. Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 1996.


И стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы они пере­растали в насильственные действия той или другой стороны. Заметное влияние на социальные конфликты в современной России оказывают противоречия в межнацио­нальных и межэтнических отношениях. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Анализ межнациональных конфликтов в пределах...

Стороны. Возникающая ситуация имеет тенденции к саморазрушению. Выход из нее может быть найден только на путях радикального пересмотра сложившегося положения. Глава 3. Политико-административное управление процессами разрешения социальных конфликтов На данном этапе развития российского общества конфликтами охвачены все сферы жизни - социально-экономическая, политическая, сфера...

Военное подавление сопротивления Белого дома, которые были использованы для устранения политического противника. Драматическая развязка конфликта между исполнительной и законодательной властью сопровождалась активными шагами российского президента по закреплению своей победы. Серией указов президент России фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Через два года...

И социального капитала, традиций и сложившейся инфраструктуры), и эта зависимость накладывает сильный отпечаток на результаты реформ в регионах. 3.2 Перспективы социальных отношений в современной России Понимая несовершенство сложившейся системы социального обеспечения в сфере здравоохранения, образования, обеспечение жильем населения необходимы новые концепции и пути решения возникших...

Конфликт, как социальное явление, это одна из возможных форм освещения противоречия, возникнув на основании которой, он набирает властное содержание. В данном случае конфликт характеризует столкновение интересов взаимодействующих социальных субъектов, направленных на удовлетворение определенных потребностей, которые имеют для них определенную ценность.

На основании изложенного, под социальным конфликтом мы понимаем противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленных противоположностью (несовместимостью) их интересов, потребностей и системы ценностей. Как правило, противоборство опирается на те или иные социальные нормы: правовые, моральные, религиозные и другие.

Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.

Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты Адорно Т. Введение в социологию. - М.: Праксис, 2010. - 384 с..

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами Адорно Т. Введение в социологию. - М.: Праксис, 2010. - 384 с..

Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Например, борьба между исполнительной и законодательной властями. Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Большую роль в современной жизни играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам Они стимулируются переходом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными социальными группами населения, обнищанием широких слоев населения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т. д. Значительную роль в этом конфликте играет и субъективный фактор: имеющие место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократические извращения в институтах власти и т. д. Волков Ю.Е. Социология. М.: Дашков и Ко, 2010. 400 с.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т. п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей Там же..

Как любое социальное явление конфликт следует рассматривать как процесс, который имеет определенные периоды и этапы, в течение которых, он возникает, развивается и решается. В современной науке существует несколько вариантов определения динамики социальных конфликтов. По мнению А.С. Кармина, динамическими показателями являются: 1) предконфликтная ситуация, 2) инцидент, 3) эскалация, 4) кульминация, 5) решение конфликта, 6) послеконфликтная ситуация Вертакова, Ю.В.Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с..

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества Вертакова, Ю.В.Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с..

В этой связи определение путей урегулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Лучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора. социологическое знание социальный конфликт

В условиях нарастания социальной напряженности знания ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. Как инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновения спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе переходного состояния.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-экономических и межнациональных отношений. Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон. Целостность Российского государства, стабильность в обществе приобретают приоритетное значение в способах регулирования конфликтов Волков Ю.Е. Социология. М.: Дашков и Ко, 2010. 400 с..

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии.

Социальные конфликты в современной России

Выполнила :

Студентка группы ПМИ-106

Травкова Татьяна

Принял :

Щитко Владимир Сергеевич

Владимир

Введение

1. Понятие социального конфликта

1.1 Этапы протекания конфликта

1.2 Причины конфликта

1.3 Острота конфликта

1.4 Длительность конфликта

1.5 Последствия социального конфликта

2. Современные социальные конфликты в России

2.1 Пример современного социального конфликта

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию.

Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.


1. Понятие социального конфликта

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Сложнее обстоит дело с национально-этническими конфликтами. В разных регионах бывшего СССР эти конфликты имели разный механизм возникновения. Для Прибалтики особое значение имела проблема государственного суверенитета, для армяно-азербайджанского конфликта территориальный статусный вопрос Нагорного Карабаха, для Таджикистана - межклановые отношения.

Политический конфликт означает переход на более высокий уровень сложности. Его возникновение связано с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти. Для этого необходимо выделение на основе общей неудовлетворенности социального или национально-этнического слоя особой группы людей - представителей нового поколения политической элиты. Зародыши этого слоя формировались в последние десятилетия в виде незначительных, но весьма, активных и целеустремленных, диссидентских и правозащитных групп, открыто выступавших против сложившегося политического режима и становившихся на путь самопожертвования ради общественно значимой идеи и новой системы ценностей. В условиях перестройки прошлая правозащитная деятельность стала своего рода политическим капиталом, позволившим ускорить процесс формирования новой политической элиты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Большинство социологов считает, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Население быстрее отказываются от привычных норм поведения и деятельности, которые ранее их вполне удовлетворяли. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт в форме конкуренции поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию, делая общество более жизнеспособным, динамичным и восприимчивым к прогрессу.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.

1.1 Этапы протекания конфликта

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов:

1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

2. потребности в безопасности;

3. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.

В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.

Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов:

1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха;

2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо: во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.