Биографии Характеристики Анализ

Социальный проект «Твой профессиональный выбор. Социально значимый проект: «Профессии, которые мы выбираем Социальный ученический проект по профессиям

Творческое название

"Мой жизненный выбор"

Предметные области

  • Социальная педагогика
  • Социология
  • Психология
  • Акмеология

Учебная тема проекта

Профориентация школьников

Возрастная категория участников

Проект направлен на детей подросткового (11-14 лет) и старшего школьного возраста (15-17 лет).

Триада вопросов

Основополагающий вопрос:

  • Мое будущее в моих руках?

Вопросы учебной темы:

  • Какие факторы влияют на выбор профессии?
  • Какие типы профессий существуют?
  • Как избежать ошибок при выборе профессии?

Частные вопросы (Вопросы исследований):

  • Знаете ли вы свои собственные способности, склонности, интересы?
  • Насколько хорошо вы ориентируетесь в мире профессий? Какие области профессиональной деятельности можете назвать?
  • Определились ли вы со своей будущей профессией?

Итоговый продукт

Подготовка профориентационной документации для проведения классных часов, бесед и вечеров по профориентации

В ходе работы над проектом учащиеся знакомятся и усовершенствуют технологию использования офисных программ. В результате иследований оформляются: Wiki-статья, презентации, буклеты

Дидактические цели

Проект направлен на формирование:

  • информационной культуры учащихся
  • умения разбираться в собственных склонностях, способностях; соотносить их с возможностями;
  • умения работать в коллективе;
  • моральных ценностей.

Важно, что после завершения проекта учащиеся смогут использовать знания компьютерных технологий при самостоятельной работе, в том числе при поиске информации связанной с выбором пофессии.

Методические задачи

В ходе реализации проекта учитель:

  • знакомит учеников с миром современных профессий;
  • даёт ученикам возможность найти себя в этом мире.

Сроки реализации

Проект реализуется в течение полугодия.

План проекта

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит предварительную встречу с учениками, которая проходит в форме беседы.

Учитель представляет вниманию учеников презентацию.

Дополнительно можно использовать методику ”Карта интересов” А.Е.Голомштока и тест "Профпригодность"

После проведения и обработки результатов методик, учитель предоставляет вниманию класса таблицу с примерами профессий для того или иного типа личности.

Проектные группы выбирают направления деятельности и придумывают названия своих групп.

Каждая группа озадачивается поиском материалов по выбранной ими теме.

Обучающиеся получают домашнее задание – создать план работы группы. Ученики отвечают на вопросы для планирования исследования, и, таким образом, все вовлекаются в совместное планирование проекта. Сначала обсуждение проходит со всей группой, после чего каждый работает в своей подгруппе, участвуют в определении целей и задач, результата работы каждой подгруппы, обсуждают план деятельности.

Результатом этого этапа является формирование исследовательских групп и выбор метода исследования.

Развитие проекта

Обучающиеся работают в группах самостоятельно: выполняют задания, работают с предложенной литературой, выполняют творческие работы. Обсуждение, оценка возможности исполнения, корректировка плана происходят в режиме консультирования групп в специально назначенное время после занятий.

Третья встреча проходит в компьютерном классе. Ученики представляют собранный по теме материал. Организация обсуждения поможет обучающимся увидеть внутренние качественные характеристики своей работы через оценивание работ других участников.

Учитель представляет шаблоны бюллетеня, буклета, презентации, вики-статьи. Здесь учащиеся систематизируют подобранный материал и выбирают формы представления результатов работы .

Оформление результатов деятельности

Последняя встреча учителя с учащимися перед защитой проекта проходит в режиме консультирования с каждой группой отдельно. Команды демонстрируют уже готовый, оформленный материал, получают последние рекомендации учителя. Происходит обсуждение, корректировка перед заключительным этапом. На этом этапе осуществляется самооценивание, что даст ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.

Примеры работ учащихся

Завершение проекта

В певрвой части завершающей проект встречи каждый ученик рассказывает подготовленный им доклад об одной выбранной им профессии. Затем подгруппы представляют результаты своей исследоваетльской работы, задают вопросы другим участникам. Рефлексия работы над проектом осуществляется через написание эссе на тему проблемных вопросов и размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Обучающиеся рассказывают о том, что больше всего их увлекло, заинтересовало, расстроило и т.п. Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта, формулировка общего вывода. Учитель повторно проводит

1.Описание проблемы.

Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.

Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.

Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.

Проблема:

Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.

Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.

В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.

Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.

2.Цели и задачи

Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.

Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.

Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.

Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.

Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.

Задачи:

Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя школа № 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Дороги в большой мир»

(профориентация старшеклассников)

Выполнил:

Рожина Г.К.

Социальный педагог

МОУ СШ № 5 п. Центральный

Володарский район

Нижегородская область

р.п. Центральный

Введение

Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).

Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся – это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.

Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

    сформировать положительное отношение к труду;

    научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

    научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

    научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Инициативная группа

    заместитель директора по воспитательной работе,

    классные руководители,

    школьный психолог,

    социальный педагог,

    учителя-предметники,

    библиотекарь.

Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей

Заместитель директора по воспитательной работе

    выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

    поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

    планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

    осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;

    проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

    создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

    организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

    организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

    осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

    организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Классный руководитель:

    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

    помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

    организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

    организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

    организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Визитная карточка проекта

Куриленко Людмила Михайловна– классный руководитель 11 класса;
Кокарева Елена Алексеевна – классный руководитель 9 класса;
Байзель Надежда Гурьяновна – учитель технологии.
Координатор проекта: Зобкова Екатерина Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области

Вид проекта

Педагогический, долгосрочный, практико-ориентированный

Профессиональная ориентация, как средство профессионального самоопределения в сельской школе

Цель проекта

Определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Методические задачи

  • определение сущности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов;
  • – определение проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении;
  • – систематизация основных методов и форм формирования профессиональной направленности;
  • – создание системы диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся;

– оказание помощи классным руководителям, учителям предметникам в профессиональном самоопределении подростков;
– создание базы информационных источников и дидактического материала.

Ведущая идея

В сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов-психологов и должностные обязанности частично перешли к классным руководителям, поэтому возникла необходимость систематизировать работу по профориентации. Материал проекта может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками.

Классные руководители 5-11 классы, учителя-предметники, учащиеся МБОУ «Самофаловская сош»

Введение

В педагогике центром внимания становится личность учащегося, ее направленность. Направленность личности, по определению Л.Ф.Железняк, – сложное личностное свойство, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, отношений к активной деятельности по достижению этих целей. Важной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, которая представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, определяет выбор жизненных целей и способствует развитию всей совокупности нравственных качеств личности, ее познавательной активности, работоспособности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Различные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоты физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью.

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта:

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Ресурсы:

  • информационные: интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая литература;
  • кадровые: классные руководители 1-11 классов, учителя-предметники, администрация учреждения, представители государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №11», представители местного почтового отделения, представители поселковой парикмахерской «Для Вас», представители ООО «ТопАгро» свинокомплекса «Самофаловский», представители поселкового медицинского пункта.

Партнеры: образовательные учреждения г.Волгограда, предприятия п. «Самофаловка».

Цель данной работы: определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов.
  • Определить проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении.
  • Рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности.
  • Создать систему диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профессиональной ориентации.

Методы исследования.

  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

База исследования: МБОУ «Самофаловская сош».

Актуальность

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы (проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими). Эту проблему решает профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Каждый учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Эту работы обычно проводят классные руководители и учителя-предметники (так как в последние годы в сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов- психологов).

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами современной школы.

Современные ученики не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В проекте предусмотрен минимальный теоретический, методический материал необходимый для проведения профориентационной работы классными руководителями (Приложения №1-9 ).

Технологическая карта проведения профориентационной работы

Возрастные этапы

Содержание работы Участники Результат периода
1-4 классы Примерная тематика классных часов «Профессиинаших родителей» (Приложение 10 ), «Все профессии важны, все профессии нужны» (Приложение 11 ), «Профессиональные праздники в нашем календаре», «Есть такая профессия Родину защищать», «Хочу быть …», «Я стараюсь учиться, чтобы …», «Трудовые династии».
Занятия в внеурочной деятельности: «Почемучка», «Риторика», «Занимательный английский», «Волейбол», «Куклы и мы». Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Умка», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Конкурсы рисунков, поделок.

Тестирование, диагностика.
Классный руководитель, родители, учащиеся 1-4 классов.

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.

5-7 классы Примерная тематика классных часов: «О людях науки и искусства», «Знаменитые люди и их профессии». Экскурсии «Почтовая связь в нашем поселке». «Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист» (фотоприложение).
Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии. Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 )
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 ) Прохождение программ дополнительного образования.(«Юннаты», «Звонкие голоса»…)
Классный руководитель, учащиеся 5-7 классов, работники почты п. Самофаловка, работники парикмахерской «Для Вас» п.Самофаловка. Цель : развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии
В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся, в старших классах школы. Поэтому крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности.
Подростковый возраст является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте начинают бурно развиваться все компоненты личности, сопровождаемые психофизиологическими изменениями.
8-9 классы Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ), тесты и занятия «Мотивы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Карта интересов» (Приложение 7 ), использование периодической печати и литературы «Что? Где? Когда?», классные часы «Работодатели и работники на рынке труда», «Рынок труда и школа», «Азбука профессий» (Приложение 15 ) и т.д. Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах(«Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Приложения 14, 16 ) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель, учитель технологии, буклеты. Учащиеся 8-9 классов. Цель : формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей
Старшие подростки (8-9 кл.) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.
Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов.
Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»
Профориентационные работники должны осознать значение всестороннего изучения личности, поскольку этот период должен заканчиваться формированием профессионального первоначального плана, рекомендации педагогов будут обоснованными только при условии длительного и всестороннего изучения динамики развития личности.
10-11 классы Примерная тематика классных часов «Профориентация – реальность или миф?», «Профессии о которых мы мало знаем», беседы «Как выбрать профессию?» (Приложение 18 ) Участие в областных конкурсах исследовательских, проектных работ, встречи с выпускниками «Они учились в нашей школе». Проведение школьного, муниципального, регионального этапов предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии (Приложение 17 )) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель,
учащиеся 10-11 классов,
выпускники школы.
Цель: формирование ценностно – смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся.
Развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.

Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

Осуществляется выполнение данных задач через углубленное изучение предметов, «пробу» сил, дальнейшую работу по самопознанию, контроль и коррекцию профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовку к ней, саморазвитие. Это период формирования нравственной и психологической готовности к выбору профессии.

Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

Это период активной профессиографической деятельности. Необходимо научить старшеклассников «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить коррекцию профессиональных планов и выбирать программу самовоспитания

Предполагаемые результаты:

  • Проведение консультаций помогут учащимся в выборе профессии.
  • Разработка методических рекомендаций по ведению профориентационной работы будут востребованы.
  • Адаптирование подрастающего поколения в различных отраслях хозяйства через организацию совместной деятельности.
  • Повышение квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Реализация профориентационной работы с обучающимися позволила:

– познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
– расширить представления обучающихся о профессиях и отраслях экономики, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
– создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении учащихся, сформировать у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
сформировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.

Используемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под редакцией М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 263 с.
3. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения /Под ред. Т.Н. Мальковской. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
4. Данилова В. «Как стать собой». Психотехника индивидуальности. Харьков. ИМП «Рубикон» РИП «Оригинал», 1994.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.
6. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984., 2-е издание 1990.
8. Марищук В.Л., Блудов Ю.П., Плахтиенко В.А. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984.
9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
10. Мартынов С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации). – Омск, 1976. – 196 с.
11. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, А.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
12. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию.– М.: Перспектива, 2002. – 52 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
14. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
15. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. /Под ред. Е.А.Климова. Пермь, 1989.
16. Профессиональная адаптация молодёжи.– М.: Издательство Московского университета, 1969. – 128 с.
17. Профессиональная ориентация молодёжи / Под ред. А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.М. Меньшикова. – М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.
18. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 233 с.
19. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск, 1980. – 87 с.
20. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот (методическое пособие). – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1999. – 68 стр.
21. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов.– Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987. – 156 с.
22. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.
23. Тестирование детей. Автор составитель В. Богомолов. Изд-во «Феникс», 2005.
24. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя /Под ред. Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, С.С. Гриншпуна и др. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
25. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК.– М.: Педагогика, 1985. – 121 с.
26. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
27. Школа и труд / Под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес. – М.: Педагогика 1987. – 216 с.

Используемое оборудование: раздаточный опросник по сисиеме Климова Е. К.

Приложения:

В помощь классным руководителям, учителям-предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению.

  1. Понятие профориентации.
  2. Положения системы профориентации.
  3. Структура деятельности педагогического коллектива.
  4. План ознакомления учащихся с профессиями в процессе беседы.
  5. Работа с родителями.
  6. Занятия с учащимися по определению выбора профессий.
  7. Анкеты.
  8. Игра «Профконсультация».
  9. Классный час «Профессии наших родителей».
  10. Классный час «Все профессии важны».
  11. Игра «Ассоциация».
  12. Игра «Угадай профессию».
  13. Фрагмент тематического планирования по технологии для 8класса.
  14. Занятие «Азбука профессий».
  15. Тематическое планирование курса «Человек и профессия» 9 класс.
  16. Примерный тематический план по технологии 10-11 классы.
  17. Беседа «Как выбрать профессию».
  18. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.
  19. Фотоприложения.