Биографии Характеристики Анализ

Состав команды крейсера рюрик. Броненосный крейсер "Рюрик II"

Броненосный крейсер «Рюрик»

Проект нового броненосного крейсера, получившего в 1890 г. название «Рюрик», Балтийский завод в Санкт-Петербурге разработал в 1888 г. При его создании учитывался опыт строительства британских пароходов-трансатлантиков. Однако готовый проект не вызвал доверия у руководства Морского министерства и начались его многочисленные переработки. В результате к постройке корабля приступили в сентябре 1889 г., но вскоре работы пришлось надолго прервать – не был утвержден проект машинной установки. Но и после возобновления работ из-за каждого (даже самого незначительного) вопроса возникала длительная переписка, а изменения, связанные с принятием на вооружение корабля новых шестидюймовых орудий системы Кане привели к многочисленным переделкам уже установленных конструкций.

«Рюрик»

Несмотря на все трудности корабль торжественно спустили на воду в октябре 1892 г., а спустя два года он вышел на предварительные испытания. Работы на «Рюрике» еще продолжались, когда поступило распоряжение отправить его в Германию – на торжества, посвященные открытию Кильского канала. Праздничные мероприятия, состоявшиеся в начале июня 1895 г., отличались большим размахом, а новейший русский крейсер стал одной из «звезд». Правда, уже тогда иностранные специалисты отметили, что его орудия стоят слишком близко друг к другу и защищены лишь щитами, что позволит в бою одному попавшему снаряду выводить из строя сразу по несколько пушек. Увы, но в 1904 г. эти предсказания полностью оправдались.

Новый крейсер представлял собой типичный океанский рейдер. Вся его артиллерия размещалась вдоль бортов, а узкий броневой пояс прикрывал лишь ватерлинию в районе машинно-котельных отделений. «Рюрик» оказался последним крупным боевым кораблем нашего флота, на котором предусматривалось парусное вооружение. Крейсер имел водоизмещение (проектное/фактическое) 10.933/11.960 т. Его главные размерения – 132,6 ? 20,4 ? 8,2 м. Скорость на испытаниях – 18,8 узлов. Дальность плавания экономическим ходом – 6700 миль. Вооружение: 4 203 мм; 16 152 мм; 6 120 мм, 10 47 мм и 12 37 мм орудий; 6 торпедных аппаратов. Бронирование: пояс по ватерлинии – 203-254 мм; палуба – 51-76 мм; боевая рубка – 152 мм. Экипаж насчитывал 719 человек (на период Русско-японской войны – 820).

После окончания торжеств «Рюрик» вернулся в Кронштадт, завершил программу испытаний и осенью 1895 г. отправился на Дальний Восток. В период своей службы там он прошел модернизацию. Во время работ с него сняли громоздкий парусный рангоут.

К 9 февраля 1904 г. – началу Русско-японской войны – во Владивостоке базировались броненосные крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громобой», бронепалубный крейсер «Богатырь», вооруженный транспорт (вспомогательный крейсер) «Лена», 10 небольших номерных миноносцев и несколько вспомогательных судов. В эскадренном сражении с японским флотом их ценность была невысока, зато все крейсера имели значительную дальность плавания и могли нанести существенный ущерб врагу, действуя на его коммуникациях.

Уже на следующий день после начала боевых действий крейсера Владивостокского отряда вышли к берегам Японии. 11 февраля отряд потопил пароход «Наканоура Мару» с грузом риса. Но следующий поход, в котором участвовал «Рюрик», оказался безрезультатным. С 24 февраля по 1 марта корабли искали противника на путях между побережьем Японии и Кореи, но никого не встретили. А 6 марта крейсера адмирала Камимуры обстреляли Владивосток. Наши корабли вышли на рейд, но бой не состоялся – японцы ушли в море.

В очередной поход на вражеские коммуникации между Кореей и Японией «Рюрик» вместе с двумя другими крейсерами вышел 12 июня. Нашим кораблям сопутствовала удача. Сперва в Цусимском проливе удалось обнаружить пароход «Идзумо Мару», затем – военный транспорт «Хитати Мару», на котором помимо войсковых частей перевозились тяжелые осадные орудия, предназначенные для действий против осажденного Порт-Артура. Эти суда отправил на дно «Громобой», а вот уничтожение очередного приза – транспорта «Садо Мару» – командовавший отрядом контр-адмирал Безобразов поручил «Рюрику». На борту судна находилось до 1000 японцев, телеграфный парк, понтоны и другое военное имущество. Наши моряки предложили японцам покинуть транспорт, но те, надеясь на подход своих кораблей, пытались всячески затягивать время. Ничего не добившись путем уговоров, командир «Рюрика» приказал выпустить в «Садо Мару» торпеду, которая поразила транспорт. Вторую торпеду выпустили в другой борт судна – и вновь попадание. После этого на крейсере решили, что гибель «японца» неизбежна, и, не дожидаясь его погружения, направились на соединение с отрядом. Однако «Садо Мару» остался на плаву и был спасен подошедшими японскими судами.

Наши крейсера, продолжая поход, на следующий день задержали английский пароход «Аллантон», доставлявший уголь для японцев. Трофей с призовой командой отправили во Владивосток, куда 19 июня вернулись и все три крейсера. В последний день месяца они опять вышли в море и двинулись по направлению к Корейскому проливу. Но на этот раз там их уже поджидала японская эскадра в составе четырех броненосных крейсеров, четырех бронепалубных крейсеров, посыльного судна и нескольких миноносцев. Русские и японцы обнаружили друг друга вечером 1 июля. Поскольку превосходство было на стороне противника, контр-адмирал Безобразов решил уклониться от боя. На вражеские выстрелы, сделанные с очень большого расстояния, наши крейсера даже не стали отвечать. Уже в темноте они успешно отразили атаку неприятельских миноносцев. Японцы от дальнейшего преследования отказались. Это позволило российским кораблям на следующий день обнаружить и задержать английский пароход «Чентельхэм» с грузами для строящейся на территории Кореи японской железной дороги. Судно с призовой командой отправили во Владивосток.

Самый продолжительный боевой поход крейсеров Владивостокского отряда начался 17 июля. Через пролив Цугару «Рюрик», «Громобой» и «Россия», на которой держал флаг контр-адмирал Иессен, вышли в Тихий океан. Хотя собственно японскому судоходству был нанесен сравнительно небольшой урон (потоплены четыре шхуны и два каботажных парохода), зато удалось задержать четыре больших парохода с военной контрабандой. Два из них – английский «Найт Комендер» и германский «Теа» – отправились на дно, еще два – английский «Калхас» и германский «Арабия» – с призовыми командами отправили во Владивосток. Туда же в первый день августа возвратились и крейсера.

Тем временем ситуация под Порт-Артуром стала критической. Вражеская артиллерия начала обстреливать корабли в гавани, поэтому было принято решение о прорыве порт-артурской эскадры во Владивосток, ее выход запланировали на 10 августа. Об этом уведомили русское морское командование во Владивостоке, и отряд крейсеров получил приказание следовать к Корейскому проливу – навстречу прорывающейся эскадре. Она действительно вышла в море 10 августа, но в тот же день в бою в Желтом море потерпела поражение, а корабли вернулись в осажденный Порт-Артур или разбрелись по иностранным портам и интернировались. Выполнить приказ попытался лишь крейсер «Новик», но и он после боя с японским крейсером «Цусима» был затоплен собственным экипажем у берегов Сахалина.

«Россия» (флаг контр-адмирала Иессена), «Громобой» и «Рюрик» подошли к Корейскому проливу ранним утром 14 августа. В предрассветной мгле они заметили четыре броненосных крейсера эскадры Камимуры: «Идзумо» (флагман), «Токива», «Адзума», «Иватэ». Японские корабли, также заметившие противника, находились севернее, то есть перекрывали пути отхода во Владивосток. Бой стал неизбежен. Тут следует оговориться: построенные в Англии («Адзума» – во Франции) японские крейсера имели артиллерию главного калибра в башнях, что позволяло ей действовать на оба борта. А у российских «океанских рейдеров» половина восьмидюймовок бездействовала на нестреляющем борту. Даже самый маленький из наших крейсеров – «Рюрик» – был крупнее и мореходнее любого из крейсеров Камимуры, но в условиях совершенно спокойного моря это преимущество никак не проявилось. Зато «японцы» были быстроходнее, а также лучше бронированы. И это вскоре сказалось…

Начавшийся бой трех русских кораблей с четырьмя японскими поначалу шел с переменным успехом. Артиллеристам «Рюрика» даже удалось добиться чрезвычайно удачного попадания, причинившего концевому вражескому крейсеру тяжелые повреждения. Японская официальная история войны сообщает: «…в 7 часов утра выпущенный с "Рюрика" 8-и дюймовый снаряд проник в батарею 6-и дюймовый орудий и взорвался вместе с нашими снарядами, вследствие чего были выведены из строя три 6-и дюймовых орудия, а также нанесены большие повреждения вблизи». Многие матросы и офицеры погибли или получили ранения.

Но и положение «Рюрика» с каждым новым попаданием становилось все более трагическим. На корабле возник сильный пожар. Сказалось и неудачное размещение артиллерии – взрывы фугасных снарядов выводили из строя одну пушку за другой, осколки буквально «косили» расчеты. Командир крейсера был сперва тяжело ранен, а затем убит. Смертельное ранение получил и заменивший его старший офицер. Затем выбыли из строя еще несколько офицеров, по старшинству принимавших на себя командование. Последним командиром «Рюрика» стал лейтенант К. Иванов 13 й (номер означал его старшинство среди однофамильцев в списках флота).

Вышел из строя рулевой привод в боевой рубке, затем – сам руль, причем поступающая через пробоины в кормовой части вода затопила рулевое и румпельное отделения. На крейсере пытались управляться машинами, а в это время два других корабля пытались маневрировать таким образом, чтобы прикрыть поврежденного «собрата». Около 8 часов утра к месту боя подошли два бронепалубных крейсера контр-адмирала Уриу – «Нанива» и «Токатихо». Командовавший русским отрядом контр-адмирал Иессен принял решение увести за собой вражеские броненосные крейсера, надеясь, что от кораблей Уриу «Рюрик» отбиться сумеет. Но русский крейсер уже практически не имел хода, его артиллерия почти замолкла. Правда, его комендоры смогли добиться нескольких попаданий, но в целом японцы расстреливали «Рюрик» почти безнаказанно. Когда же на горизонте появились возвращавшиеся из погони за «Россией» и «Громобоем» броненосные крейсера Камимуры, лейтенант Иванов принял решение затопить корабль.

Японцы отнеслись к русским морякам по-рыцарски. По описанию участников боя, они «…с удивительной ловкостью и быстротой вытаскивали людей из воды и наполняли ими свои шлюпки…

Когда спасенные поднялись на крейсер («Такатихо»), там был уже старший врач («Рюрика») Салуха. Вместе с японским врачом сейчас же стал хлопотать около раненых… Всех офицеров собрали в каюту, всячески выказывая им уважение, почет и внимание. Японские офицеры принесли свои одежды, белье. Приготовили ванны. Европейский обед…

В каюту вошел адмирал Уриу… Поздоровавшись со всеми за руку, сказал по-французски:

– Я горд, что имел честь сражаться с таким врагом, как «Рюрик» – поклонился и вышел».

В России высоко оценили доблесть моряков «Рюрика». Его последний командир, лейтенант Иванов 13 й, не только был награжден высшей военной наградой империи – орденом Св. Георгия 4 й степени, но и специальным царским указом его порядковый номер стал частью фамилии. Храброму офицеру «Государь Император… Высочайше повелел впредь с нисходящим потомством именоваться Ивановым-Тринадцатым». А в память о героическом корабле новый броненосный крейсер, заказанный в Англии, назвали «Рюриком».

Из книги Техника и вооружение 2003 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Последний «Рюрик» Имя легендарного норманнского конунга Рюрика, призванного в 862 г. на княжение в древний Новгород и заложившего основы российской государственности, в русском флоте носило несколько кораблей.Первым в этом ряду был бриг «Рюрик». который в 1815–1818 гг.

Из книги Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов” автора Арбузов Владимир Васильевич

Как был устроен броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”* Корпус крейсера имел длину по грузовой ватерлинии 101,5 м, длину между перпендикулярами 97,9 м, наибольшую длину 103,3 м, наибольшую ширину 18,6 м, проектную осадку 7,54 м носом, 7,85 кормой (средняя 7,67 м) и набирался из 138

Из книги Крейсер I ранга "Рюрик" (1889-1904) автора Мельников Рафаил Михайлович

“Рюрик” на Неве Вместе с новыми и новыми проверками и доработками ответственного спускового хозяйства, промерами на Неве, выполненными петербургским лоц-командиром, углублением спускового пути и фарватера присланной из Кронштадта землечерпалкой немалые хлопоты

Из книги На броненосце «Князь Суворов» [Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою] автора Вырубов Петр Александрович

XXVI. Владивосток. Крейсер 1-го ранга “Рюрик”. 7 июля 1899 г. Извините, что так долго не писал, надеюсь, что мое письмо с парохода дошло благополучно. Уже полторы недели я во Владивостоке. Как Вам телеграфировал, назначен на крейсер I ранга “Рюрик” и уже начал проходить

Из книги Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. автора Егорьев Всеволод Евгеньевич

XXIX. Владивосток. Крейсер “Рюрик” 19 ноября 1899 г. Порядочно давно вам не писал, за что и прошу прощенья, тем более, что имею массу смягчающих вину обстоятельств. Телеграмму о смерти бабушки получил по возвращении из Мозампо на “Разбойнике”. Царство ей небесное. Ужасно

Из книги Линейные крейсера Германии автора Мужеников Валерий Борисович

XXX. Порт-Артур. “Рюрик”. 23-го февраля 1900 г. Христос воскресе! Немного странно начинать христосоваться с первой недели Великого поста, да что делать, чего доброго и так письмо придет, пожалуй, после Пасхи. Уже вторую Пасху нам с вами приходится встречать врозь. Дай Бог, чтобы

Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович

XXXI. Чемульпо. 25марта 1900г. “Рюрик”. Пишу Вам из Чемульпо, где мы уже выстаиваем третью неделю и не знаем, когда будет конец нашему стоянию. Чемульпо – это порт на западном берегу Кореи, один из ее первых открытых портов, от него до столицы Сеула около 50 верст, из них около по 40

Из книги Разгром Хазарии и другие войны Святослава Храброго автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

XXXIV. Владивосток. “Рюрик”. 1 декабря 1900г. За это время с нами случилась такая масса пакостей, что просто и не знаешь, когда приняться за письмо. Дело в том, что “Рюрик” кончает кампанию, и нас расписывают на эскадру. Насколько это все не устраивает, Вы не можете представить:

3. Первые броненосцы Германии Броненосный таран “Принц Адальберт”

Из книги автора

3. Первые броненосцы Германии Броненосный таран “Принц Адальберт” Первый броненосец, включённый в состав военно-морского флота Пруссии.Назван в честь Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.) – младшего брата короля Фридриха Вильгельма II* инициатора создания

Из книги автора

Броненосный фрегат “Фридрих Карл” Корабль получил название в честь принца Фридриха Карла (1827-1885 гг.), немецкого генерал-фельдмаршала, участника прусско-датской (1848 г.), австро-прусской (1866 г.) и франко-прусской (1870-71 гг.) войн. Позднее это название получил построенный в

Из книги автора

Броненосный корвет “Ганза” Ганза – средневековый торговый союз германских приморских городов (Любек, Гамбург, Данциг, Киль и др.), игравший значительную роль в средневековой торговле Западной Европы, особенно северной её части. Именно с ганзейскими купцами вели

Из книги автора

Рюрик, князь и пират Если свести воедино данные из разных источников, то окажется, что о князе Рюрике мы знаем не так уж и мало. Родился он не позже 808–809 гг. Рискну высказать предположение, что он мог быть и «посмертным» ребенком. В древности имена старались давать со


Броненосный крейсер "Рюрик" - один из известнейших русских кораблей, принимавших участие в Первой мировой войне. Проектирование и постройка крейсера осуществлялись английской фирмой "Виккерс" в городе Барроу-ин-Фернесс по техническому заданию, разработанному в 1904 году Морским техническим комитетом (МТК) российского Морского министерства. Стоимость заказа составляла около 1,5 млн. фунтов стерлингов, в том числе корпус с броней 799500 фунтов.

Тип "Рюрика" явил собой развитие идеи о создании "башенного 15000-тонного крейсера", предложенный еще в 1895 г. Балтийским заводом и воплощенный в броненосцах типа "Пересвет". "Рюрик" вобрал в себя не только последние достижения науки и техники того времени, но и новейшие тактические взгляды на об эскадренной службе крейсеров.

Первоначально предполагалась постройка еще двух крейсеров по чертежам "Рюрика" на отечественных верфях, однако из-за предложения применить турбины в качестве главных механизмов и необходимости переделки проекта постройку кораблей сначала отложили, а затем и вовсе отменили.

Корабль был заложен (начат постройкой) 9 августа 1905 года, спущен на воду 4 ноября 1906 года. Имя "Рюрик" крейсер унаследовал от своего славного предшественника, броненосного крейсера , героически погибшего в бою с японской эскадрой 14 августа 1904 года.

Окончательно "Рюрик" вошел в состав Российского флота в июле 1909 года. До начала войны корабль совершил несколько заграничных плаваний, в частности в Англию и Францию.

Для России Первая мировая война началась 1 августа 1914 года (по старому стилю). В этот день кайзеровская Германия объявила войну Российской империи. 5 августа к Германии присоединилась Австрия. К моменту начала боевых действий "Рюрик" являлся флагманским кораблём командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена. Крейсер активно участвовал в боевых операциях против германского флота на Балтике, в обеспечении и самостоятельном выполнении минных постановок. Ниже приведены основные операции, в которых принимал участие "Рюрик".

1.09.1914. Отряд крейсеров - "Рюрик" (флаг), "Россия" , "Олег", "Богатырь", эскадренный миноносец "Новик" и ряд других кораблей вышли из Ревеля (Таллинн) для разведки на линии Стейнорт-Хоборг.

19.11.1914. Прикрытие минной постановки с минного заградителя "Амур" на путях германского флота. На выставленном "Амуром" минном заграждении погибли 4 немецких корабля.

14.12.1914. Самостоятельная постановка мин вместе с крейсером "Адмирал Макаров" у германских берегов, перед Данцигской бухтой.

13.01.1915. Прикрытие совместно с крейсерами "Адмирал Макаров" и "Баяном" минной постановки с крейсеров "Олег" и "Богатырь", на которой через несколько дней подорвался и получил повреждения крейсер "Аугсбург".

14.01.1915. Прикрытие минной постановки к северу от маяка Арнона.

13.02.1915. Отряд крейсеров в составе: "Рюрик", "Адмирал Макаров", "Олег", "Богатырь" (на борту каждого корабля находилось по 100 мин) получил задание поставить мины на подходах к Данцигской бухте. Около 4 часов утра при плохой погоде из-за неточности в счислении "Рюрик" на 16-узловом ходу ударился днищем о подводные камни в районе маяка Фарэ. Повреждение оказалось серьёзным, крейсер принял до 2400 тонн воды. Под конвоем отряда "Рюрик" 5-узловым ходом прибыл в Ревель, а затем в Кронштадт. Ремонтные работы заняли 3 месяца.

2.07.1915. Бой у Готланда: "Рюрик", встретив броненосный крейсер "Роон", крейсера "Любек" и "Аугсбург", вступил в бой, продолжавшийся около 30 минут. Получив попадание, "Роону" вместе с остальными кораблями удалось скрыться в тумане.

31.07.1915. Участие в переводе линкора "Слава" из Эре через Ирбенский пролив в Рижский залив.

11.11.1915. Постановка вместе с другими кораблями отряда минных заграждений к югу от острова Готланд под прикрытием линкоров "Петропавловск" и "Гангут".

6.12.1915. Для усиления поставленного ранее минного заграждения на зюйд-вест от острова Готланд выставлено более крупное заграждение, на котором через месяц подорвался легкий крейсер "Любек". Постановку мин прикрывали линкоры "Петропавловск" и "Гангут".

20.11.1916. "Рюрик", следуя совместно с линкором "Андрей Первозванный" и крейсером "Баян" из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, подорвался на мине в 2-х милях к югу от Готланда. Приняв около 500 тонн воды, крейсер самостоятельно дошёл до Кронштадта. Пострадало 52 чел. экипажа. Ремонт занял 2 месяца.

Февральская революция 1917 года в России, свергнувшая самодержавие, не могла не отразиться на судьбе Балтийского флота. Успешное наступление Германии вынудило увести корабли из Гельсингфорса, где они могли быть захвачены немцами, в Кронштадт. В этом знаменитом ледовом походе участвовал и "Рюрик". В конце 1918 года "Рюрик" был сдан на долговременное хранение, а в 1923 году - разобран на металл. Башни 203-мм оpудий использованы на фоpтах Кpонштадтского обоpонительного pайона.

За время службы крейсер несколько раз проходил модернизацию. Самая серьёзная была проведена перед Первой мировой войной и заключалась в установке ходовой рубки и фок-мачты вместо флагштока. В ходе войны были установлены дополнительные опоры фок-мачты, на которой также устроили наблюдательную площадку.

Постройка крейсера "Рюрик" - важный этап в развитии Российского флота. Броненосные крейсера во всем мире послужили толчком к созданию нового класса кораблей - линейных крейсеров, которые появились в составе флотов ведущих морских держав незадолго до Первой мировой войны.

броненосный крейсер «Рюрик»

Столетия отделяет нас от драматических событий русско-японской войны. Историки до сих пор спорят, какой была эта война, называя ее, то последним рыцарским сражением в истории человечества, то первым столкновением белой и желтой расы нашего времени. Однако сегодня мы все еще так мало знаем от тех, кто погиб защищая Порт-Артур о тех, кто ушел на дно моря вместе со своим кораблем в Цусимском сражении.

В ходе боевых столкновений на Дальнем Востоке в период с 1904 по 1905 год Россия не одержала ни одной крупной победы, ни на море, ни на суши. Она фактически потеряла весь свой флот. Широко известная героическая гибель крейсера « » в начале войны и Цусимская трагедия эскадры адмирала Рождественского в ее конце. Но в тени остался морской бой 1 августа 1904 года в Корейском проливе между двумя отрядами русских и японских крейсеров. Эта беспрецедентная 5-часовая схватка по своей ожесточенности и стойкости сопротивления против превосходящих сил противника не имеет аналогов в истории русского флота. В ходе морского сражения героически погиб под огнем окруживших его японских кораблей броненосный крейсер «Рюрик ».

К концу XIX столетия Россия усиленно перевооружала свой военный флот. По 20-ти летней судостроительной программе 1881 года создавался мощный океанский флот. Учитывая отсутствие в океанах собственных опорных пунктов и баз снабжения, каждому русскому крейсеру предстояло действовать самостоятельно и уметь наносить быстрые и решительные удары, не рассчитывая на чью-либо помощь. В результате появились броненосные, то есть имевшие пояс брони по ватерлинии фрегаты - « » и «Память Азова ». Но они не обладали большой скоростью хода и мореходностью, поэтому возникла необходимость создания крейсера с большей дальностью плавания, повышенной мореходностью, высокой скоростью и сильным артиллерийским вооружением.

Первым русским проектом такого корабля и был новый броненосный крейсер «Рюрик ». Он был назван в честь великого князя Рюрика одного из предводителей варягов, которого славяне призвали править на Новгородской земле. Имя « » на русском флоте носили пять кораблей с 1815 до 1922 года. В данной публикации речь пойдет о четвертом корабле.

Строительство крейсера было поручено Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге - современнику начавшейся эры парового и железного судостроения под руководством Н. В. Долгорукого. Строительство велось по проекту инженера Николая Родионова. 22 октября 1892 года в присутствии императора был произведен спуск крейсера на воду. Достройка корабля производилась почти два года и 25 сентября 1894 года крейсер «Рюрик » вступил в компанию.

Новый корабль имел огромное по тем временам для крейсера водоизмещение 11 тысяч тонн, броне пояс по ватерлинии составлял 200-250 мм и высокую скорость 19 узлов. Корабль мог брать на борт 2000 тонн угля.

Вооружение крейсера составляли четыре 203 мм орудия, шестнадцать 152 мм и шесть 120 мм, а также шестнадцать малокалиберных 37 мм и 47 мм пушек. имел шесть торпедных аппаратов для минных торпед. Дальность плавания с экономичной скоростью 10 узлов составляло почти 7 тысяч миль. Корабль мог пройти из Санкт-Петербурга до Америки и вернуться обратно без дозаправки. Однако не обошлось и без недостатков, главным из которых были - побортное расположение артиллерии, что не позволяло вести огонь всеми орудиями в одном направлении; отсутствие бронирования кормовой оконечности; слабое бронирование боевой рубки всего 150 мм. Строительство крейсера обошлось русской казне 9 миллионов рублей. Экипаж корабля состоял из 720 человек, из которых 27 офицеров.

В мае 1895 года крейсер посетил с императорским смотром новый император Николай II. 29 октября 1895 года крейсер «Рюрик » навсегда покинул седую Балтику. Корабль отправился в свой первый дальний океанский поход к новому месту базирования на Дальний Восток. Четыре месяца он провел в составе русской Средиземноморской эскадры, посетив французский порт Алжир и греческий Пирей. Пройдя Суэцким каналом в воды Индийского океана через порты Коломбо, крейсер вышел в Тихий океан. 9 апреля 1896 года корабль отдал якоря в японском порту Нагасаки, где в основном приходилось базироваться тихоокеанской эскадре. Эскадра Тихого океана к концу XIX начала XX века была наиболее действенным и непрерывно наращиваемым формированием русского флота.

Россия, приобретя в XX веке западное побережье Японского моря от устья Амура до корейского полуострова, включив свой состав Приамурский и Уссурийские края, продолжала свою экспансию на юг. Взгляды ее были устремлены на северный Китай и Корею. По конвенции с Китаем, Россия приобрела в аренду на 25 лет Ляодунский полуостров с местечком Люйшунь, имевшим европейское название Порт-Артур. Этот незамерзающий порт с 1898 года стал главной базой Тихоокеанской эскадры. Тогда же было начато строительство южно-китайской железной дороги от Харбина до Порт-Артура. Воспользовавшись повреждениями отдельных участков восточно-китайской железной дороги во время восстания в 1900 году, русские войска заняли Маньчжурию, подняв свой флаг в Харбине.

Перед началом войны в 1903 году во Владивостоке был сформирован отряд крейсеров эскадры Тихого океана, в которую вошли новые броненосцы и крейсеры: «Россия », «Громобой , «Рюрик », бронепалубный крейсер «Богатырь ». Отряду были приданы десять эскадренных миноносцев. Задачами отряда были - ведение крейсерской войны, то есть нарушение морских коммуникаций японского противника и набеговые действия на его побережья. К началу войны крейсеры достаточно освоили театр предстоящих боевых действий, а крейсер «Рюрик » стал тихоокеанским ветераном.

крейсер «Россия»

крейсер «Громобой»

В 1895 году Япония победила в войне с дряхлеющим Китаем. Ее молодые армия и флот стремительно получали опыт. Все контрибуции и наложенные на Китай пошли на перевооружение армии и флота. Страна закупала новейшие корабли Франции, Англии и США. Япония затаила обиду на Россию за Ляодунский полуостров, фактически взятый ею в ходе войны с Китаем. Страна требовала мирового политического признания, и получить она его решила в войне с Российской империей. Заручившись дипломатической поддержкой Англии и США, 26 января 1904 года Япония внезапным нападением своего флота на корабли в Порт-Артуре начала войну с Россией. Ночной торпедной атакой были серьезно повреждены корабли эскадры, а в корейском порту Чемульпо Россия потеряла крейсер «Варяг » и канонерскую лодку «Кореец ».

Тихоокеанская эскадра с моря блокировала японский флот под командованием адмирала Того. Получившие повреждения корабли восстанавливали боеспособность в условиях отсутствия ремонтной базы в Порт-Артуре. Японский флот стремительно завоевывал господство на море.

Гибель адмирала Макарова на флагманском «Петропавловск » значительно подорвало моральный дух эскадры, но крепость сражалась самоотверженно отражая все новые и новые наступления противника. Обреченность Порт-Артура поставила тихоокеанскую эскадру на край гибели. Японцы установили на захваченных высотах осадную артиллерию и получили возможность корректировать огонь других батарей по внутреннему рейду порта. 25 июля они произвели первую бомбардировку по стоявшему флоту в гавани. Только тогда подчиняясь приказу главнокомандующего подтвержденному царем ВРИО командующего эскадрой, контр-адмирал Витгефт вывел эскадру в море для прорыва во Владивосток. Но 28 июля отряд вступил в сражение с поджидавшим его японским флотом. После ожесточенного морского сражения Витгефт на броненосце «Цесаревич » был убит. Это нарушило порядок ведения боя, и строй распался. Часть кораблей вернулась в Порт-Артур, часть прорвалась к нейтральным портам, и только крейсер « » дошел до России. Сражение было проиграно, но во Владивостоке об этом не знали, так как прямая телеграфная связь отсутствовала.

крейсер 2 ранга «Новик»

Информацию в Ставке получили только утром 29 июля 1904 года. В ответ было принято решение отправить к эскадре отряд крейсеров из Владивостока, которые должны были отвлечь на себя силы флота адмирала Камимуры, а в случае успешного прорыва порт-артурская эскадра соединится с ней в море. Возможная встреча планировалась на рассвете 1 августа на параллели корейского порта Фузан (современный Пузан). Но получив сообщение о провале прорыва, командующий Владивостокской эскадрой крейсеров вице-адмирал Скрыдлов отправил миноносец с приказанием на возвращение, но он не смог догнать соединение. А на рассвете русские корабли вместо «своих», уже встретили японскую эскадру, которая приготовилась дать бой. Командир отряда адмирал Иессен, имея приказ отвлечь отряд японцев погоней, не вступая в бой, уже понимал, что выполнить его нет возможности.

В 5 утра с уменьшением дистанции до 6 миль японцы открыли огонь. Вслед за ними в ответный огонь из 203 мм орудий левого борта открыли русские крейсеры. Вскоре на крейсерах «Россия », «Громобой » и «Рюрик» появились первые потери. На мостике крейсера «Россия » наповал убит старший офицер капитан 2 ранга Берлинский. С «Громобоя » передавали семафором: «Командир ранен». Иессен в 5:50 повернул свой отряд на север. Во время поворота крейсер «Рюрик » отстал от отряда и попал под сосредоточенный огонь японских кораблей. Именно в этот момент корабль получил тяжелые повреждения в корме, в результате которых вышел из строя рулевой привод. Командир корабля получил тяжелое ранение. На вопрос флагмана все ли в порядке «Рюрик » долго не отвечал. Затем над разрушенным мостиком крейсера поднялся сигнал: «Не могу управляться». вел лейтенант Н. И. Зенилов, и, продолжая циркулировать, вел артиллерийский огонь. В полузатопленных кормовых отеках не прекращались попытки команды восстановить рулевой механизм. Враг весь свой шквальный огонь перенес на израненный крейсер «Рюрик ». Только к 8 утра японские корабли перевели свои атаки на русские крейсеры «Россия » и «Громобой », которые продолжали следовать курсом на Владивосток.

Вскоре с юга к крейсеру «Рюрик» подошли два тихоходных легких крейсера адмирала Уривы. Появилась надежда, что «Рюрик» отобьется от менее мощных крейсеров и восстановит свои повреждения, но один из неразорвавшихся японских снарядов убивает командира и наносит тяжелые ранения Зенилову. Командование кораблем принимает младший артиллерийский офицер лейтенант Иванов XIII.

Уже изрядно пострадавшие крейсеры Камимуры устремились в погоню за двумя русскими кораблями. Они легли на параллельные курсы и открыли прицельный огонь. Четыре против двух. Дистанция была самая эффективная 30-40 кабельтов. Ситуация была критической, но русские моряки и не думали прекращать борьбу. На русских крейсерах ввели в строй несколько 203 мм орудий, и открыли огонь 75 мм орудия. Было выпущено более 1000 бронебойных снарядов. Вскоре в 09:50 японские крейсеры прекратили бой и отвернули вправо все четыре корабля. Камимура уходил на юг, где остался одинокий крейсер «Рюрик ».

Убедившись, что русские моряки не собираются сдаваться, японские тихоходные крейсеры заняли выгодную позицию и усилили артиллерийский огонь. Новый залп обрушился на крейсер «Рюрик ». Постепенно умолкали подбитые орудия. Экипаж нес огромные потери, но намерен сражаться до конца. Еще один снаряд разрывается внутри боевой рубки, взрывом уничтожая все приборы и средства управления кораблем. Чудом оставшихся в живых раненный лейтенант Иванов спускается в машинное отделение и отдает приказания голосом. Огонь с «Рюрика » почти прекратился, лейтенант Иванов убедился, что все средства для сопротивления исчерпаны. Последнее кормовое орудие стреляло изредка, и тогда командир отдал приказ открыть кингстоны и затопить крейсер, чтобы он не достался врагу. Японские снаряды продолжали рваться, убивая раненых, уже оказавшихся в воде тонущего корабля.

гибель крейсера «Рюрик»

Блеснул мокрый киль и дедушки «Рюрика » как его называли, не стало. Плавающие моряки кричали «Ура» в честь своего славного крейсера. Это произошло в 10 часов 20 минут. В упорном, кровопролитном бою, какого не знала история парового флота, погиб славный корабль. В этом жестоком сражении геройской смертью погибло 202 моряка. Японскими кораблями были подобраны и пленены 604 человека, из них 230 ранены. К пленным японцы отнеслись с уважением.

К исходу дня 2 августа крейсеры «Россия » и «Громобой » подошли к Владивостоку. встречал весь город, но крейсера «Рюрик » среди них не было и о его судьбе ничего не было известно.

Прибывшие во Владивосток крейсеры «Россия» и «Громобой » в течение двух месяцев залечивали тяжелые раны в ремонте, а в апреле 1905 года уже совершили свой последний поход к Сангарскому проливу, где уничтожили несколько японских шхун и каботажных пароходов.

Наиболее крупный русский броненосный крейсер; один из самых удачных кораблей этого класса в мире. Создавался для взаимодействия в бою с линейными силами флота.

Спроектирован и строился в Англии (наблюдатели К.А. Теннисон и А.П. Титов), стоимость заказа составила 1,5 миллиона фунтов. По своим боевым и тактическим качествам не имел аналогов среди русских крейсеров, вполне соответствуя современным ему британским броненосным крейсерам типа «Minotaur» (правда, по архитектуре и конструкции весьма напоминал итальянские крейсера типа «Amalfi»).

Главными новшествами стали: а) введение смешанного угольно-нефтяного отопления котлов; б) размещение 10-дм и 8-дм орудий в двухорудийных башнях; в) применение механизмов подачи снарядов и зарядов. 254-мм орудия имели угол вертикальной наводки 35 градусов, а затапливаемые погреба с системой орошения были введены намного раньше, чем на собственно британских кораблях. Вместо использовавшихся ранее слабых 75-мм противоминных пушек были использованы казематные 120-мм, большая часть которых стояла на главной палубе в центральной части крейсера.

Бронирование было установлено с учетом «цусимского» опыта: даже дымовые трубы заключили в
бронированные кожухи. Главный пояс простирался на всю длину корпуса, его верхняя кромка доходила до батарейной (главной) палубы в 2,3 метра выше ватерлинии, нижняя кромка была опущена на 1,5 метра ниже ее уровня. В центральной части корпуса (между барбетами башен ГК) бронеплиты имели толщину 152 мм, верхний ярус - 127 мм, нижний - 102 мм. В носу пояс утончался до 76-102, в корме - до 76 мм; в кормовой оконечности находился 76-мм траверз.

Казематы на верхней палубе защищала 76-мм броня, конструктивно связанная с верхней кромкой пояса. Такую же защиту имели кормовые казематы для четырех 120-мм орудий. Толщина брони башен ГК насчитывала 203 мм, барбетов - 183 мм, крыши - 63 мм (толщина частей барбетов, находившихся за бортовой броней, составляла 51-108 мм). Для 203-мм башен эти же показатели составляли 178, 152 и 51 мм соответственно (скрытые за главным поясом части барбетов имели толщину 37-76 мм).

Наконец, в центральной части корпуса проходила 37-мм продольная противоторпедная переборка. Общая масса брони составила 32% нормального водоизмещения.

Непотопляемость обеспечивалась продуманным разделением корпуса на водонепроницаемые отсеки и новой системой выравнивания по крену и дифференту: отсеки в глубине корпуса могли быть заполнены через перепускные клапаны в течение 1,5 минут.

В целом корабль имел весьма мощное артиллерийское вооружение, развитую противоторпедную защиту и прочную конструкцию корпуса. Во время ходовых испытаний на мерной миле корабль в малом грузу и при мощности машин 20580 л.с. развил 21,58 узла.

В числе недостатков отмечалось слабое вертикальное бронирование; главная палуба 37 мм, нижняя - 25 мм с 37-мм скосами в центральной части корпуса. Кроме того, часть спардека, находившаяся над батареей 120-мм пушек, имела толщину 25 мм.

Нарекания вызывала и небольшая скорость хода, но, несмотря на это, «Рюрик» стал одним из сильнейших крейсеров мира.

В соответствии со старой традицией (головной корабль серии строится за рубежом, прочие по его образцу в России) на двух однотипных крейсерах хотели применить паротурбинные агрегаты, но от этих планов пришлось отказаться - проект успел морально устареть.

С началом войны крейсер стал флагманом командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н.О. Эссена; вместе с новейшим эсминцем «Новик» он образовал отдельную тактическую единицу (своего рода РГК), не входившую в состав бригад и дивизий.

После подрыва на германской мине в 1916 корабль капитально отремонтировали: была установлена фок-мачта (в 1917 ее заменили треногой британского типа) и переоборудован ходовой мостик. В состав вспомогательной артиллерии теперь входили две 47-мм и одна 40-мм зенитки, а также два пулемета.

В 1918 был частично разоружен и сдан к порту; 17-120-мм орудий демонтировали и передали кораблям речных и озерных флотилий, а также бронепоездам. Разобран в 1923 году. Снятые с крейсера 203-мм башенные орудия установили на форте «Серая Лошадь» (затем «Передовой»), где они служили и во вторую мировую войну.

14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде...

Владивостокский отряд «невидимок»
После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.
Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».

Рейды крейсеров
Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.
А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...
На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» — сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».
Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».
...А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.
О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»
На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...
Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

(Поврежденный броненосный крейсер Россия во Владивостоке, после боя в Корейском проливе, август 1904 года.)


Справка : «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...
Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.
В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать» . И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю...