Биографии Характеристики Анализ

Составляющие творческих способностей надо знать. Развитие творческих способностей у учащихся Составляющие творческих способностей

Быть всегда творческим - значит быть всесильным.
Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем
умение быть творческим всякий раз,
когда это необходимо, в любой момент быть
готовым решать проблемные вопросы
и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Между поставленной педагогической целью и ее воплощением, безусловно, должна стоять система общих и специфических подходов, складывающихся в комплексе педагогических технологий. Активное развитие уровня мышления у учащихся, привитие интереса к предметам естественного цикла и формирование экологического мировоззрения у учеников на своих уроках достигается мной путем внедрения в методику преподавания новейших педагогических технологий. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний - мыльный пузырь». Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо и изменить формы и методы ведения урока, разнообразя их, сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей каждого ученика.
Чтобы любой урок был интересным, познавательным, считаю важным в планировании любой темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был маленьким окошечком в большой мир науки. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием логики, выявлением причинно-следственных связей. И здесь самое сложное - отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в зачетный урок включаю задания - «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления. Использую элементы на уроках ТРИЗ педагогики.
Нельзя птицу научить летать в клетке,
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению,
разную степень углубления в существо проблемы,
разные варианты ответов.
Анатолий Гин.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего, была подожжена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.д. Для развития творческих навыков ТРИЗ мной создан большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как химия, экология, гкография ХМАО. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Одной из действенных форм экологического образования и воспитания являются уроки-экскурсии в природу, на предприятия. Тематическая экскурсия способствует закреплению и конкретизации полученных на уроках знаний и прививает интерес и любовь к природе. Наблюдения во время экскурсии служат основой для определения конкретной тематики различных форм творческой деятельности учащихся, таких как сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции. Ролевые игры позволяют школьникам приобретать социальный опыт в принятии экологически грамотных решений, навыки разрешения сложных эколого-нравственных ситуаций в практической жизни, усваивать правила поведения в природе. Они способствуют развитию экологического мышления, творчества, инициативности и самостоятельности. Проведение ролевых игр привлекает большое количество людей к природоохранным проблемам и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственного отношения к окружающему миру. Игра особенно ценна своей мотивацией, творческими, партнерскими взаимоотношениями. В ролевой игре в качестве обязательного элемента присутствует имитационная модель реальной действительности (симпозиум, заседание ученого совета). Наряду с имитационной моделью в ролевой игре всегда присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью «специалистов»: экологов, историков, экономистов, психологов и т.д. Содержанием игры становятся реальные экологические проблемы. Игра - это сфера сотрудничества, сотворчества учителя и ученика, это важное средство самовыражения, проба сил. В играх можно лучше раскрыть организаторские, творческие способности учащихся. При организации экологических игр учитываю краеведческую направленность, т.е. решение экологических проблем местного характера, например «Экологический эрудицион» 8 класс, ориентирован на проблемы ХМАО (игра по теме «Сельскохозяйственная экология»). Обязательно учитываю возраст учащихся, в 5-7 классах применяю сказочные сюжеты: путешествия, экспедиции. Экологические игры и конкурсы провожу с применением разнообразных педагогических форм и методов: викторин, кроссвордов, ребусов, анаграмм. Так же практикую работу с инструктивными картами, решением проблемных и поисковых ситуаций. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Интересная форма работы, внедряемая мной в практику, разработка и защита проектов (технологии пятого поколения «ТОГИС»). Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Для ее осуществления необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму. Метод проектов используется в учебном процессе как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Для поиска фактических данных широко использую ресурсы глобальной информационной сети. Учащимся предлагается в свободной форме и открыто обсудить все возможные решения заданной проблемы, можно провести дискуссию, в ходе которой группа получает инструкции, направляющие к окончательному решению через следующие этапы:
. идентификация проблемы;
. соединение информации;
. анализ различных аспектов проблемы;
. генерирование возможных решений;
. установление сдерживающих обстоятельств и ограничительных условий;
. конструирование перспективных решений;
подготовка заключительного письменного объяснения позиции группы в принятом решении;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых ребята:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Каждый этап начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы, изучение нового материала строится, как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, информационной сети, CD-ROM. В результате решения учащимися запоминается фактический материал. Далее следует переход к развивающему дифференцированному закреплению: группа ребят работает с учителем, решают задачи общего и разноуровневого характера, а затем по аналогии сами. Решение каждой задачи обсуждает весь класс или его часть, после изучения блоков уроков ребята оформляют и защищают исследовательские проекты. Данная технология применяется мной в 9 классе после изучения тем: «Экология человека» (предмет «Экология» - 9 класс), «Химия элементов - неметаллов» (предмет «Химия» - 9 класс), «Вода» (предмет «Химия» - 8 класс).. Ребятам предлагается описать ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает:
. предварительное инструктирование группы, состоящей из 5-7 человек;
. индивидуальные задания;
. чтение дополнительных источников для понимания темы;
Ребята готовят мини-проекты «Влияние стресса на живые организмы», «Ароматерапия», «Проблема женского курения», «Мониторинг индивидуального развития учащихся», «Снег - индикатор чистоты воздуха», «Физико-химический анализ водных систем нашего поселка, которые вызывают интерес у учащихся и перерастают в научно-исследовательские работы. Технология «ТОГИС» - это осознание учащимися ценностей современного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести коллективный анализ результатов. Методы, формы, приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала. Начинаю с самого простого уровня - любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, до более высокого - развитие любознательности через проведение теоретических, эмпирических заданий до более усложненных исследований. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками. Применяя их в дальнейшей практической деятельности, учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы.
Педагоги должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий. Важно постоянно сти-мулировать ученика к творчеству проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не¬свойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности.
Оксана Коржевская. Доклад.
13-й Всероссийский интернет-педсовет

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

1.Одно из первых педагогических требований состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2.Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

3.Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

4.Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач.

5.Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

6.Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям..

7.Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель

Средства информационных технологий,направленные на развитие творческого потенциала учащихся на уроке музыки и во внеклассной работе по предмету

1.Обучающие компьютерные программы - как средство обучения стали использоваться в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров.

Основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

визуализация учебной информации моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;


формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формирование культуры познавательной деятельности и другие.

2.Мультимедийные энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и так далее. С помощью энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома. Привлекательность данного продукта для участников образовательного процесса в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.

3.Интернет-ресурсы. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете, у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.

4.Мультимедийные презентации. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как форма проверки домашнего задания; как способ создания проблемной ситуации; как способ объяснения нового материала; как форма закрепления изученного; как способ проверки знаний в процессе урока.

5. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

6. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

7.ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» в цифровом формате - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, иллюстраций - всё это является неотъемлемой частью каждого урока и нуждается в упорядоченной систематизации. Единая цифровая образовательная коллекция.

8.Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений. Это профессиональные звуковые редакторы, средства для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.

Технологии организации работы классного руководителя . Классный руководитель входит в структуру управления школой, является организатором воспитательной работы в первичных школьных коллективах (классах), взаимодействует с другими субъектами управления школой и воспитанием учащихся.

Деятельность классных руководителей в общеобразовательных школах разных типов в Республике Беларусь регламентируется ^ Положением о классном руководителе (1999). Классный руководитель назначается приказом директора образовательного учреждения из числа штатных учителей. В соответствии с вышеназванным Положением определяются права, задачи и должностные обязанности классного руководителя.

Задачи и должностные обязанности классного руководителя .1 Формирование личности; духовное, умственное и физическое развитие каждого ученика, его становление как гражданина.2Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры отношений к себе и окружающим людям.3Воспитание национального самосознания, патриотизма; содействие усвоению учащимися общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формированию активной гражданской позиции. 4Развитие традиций образовательного учреждения; содействие усвоению правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся в классной группе, развитию органов ученического самоуправления. 5Содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию, профессиональной ориентации учащихся класса на основе всестороннего изучения их индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентации, организации свободного времени.6 Взаимодействие с семьей, социальным педагогом и педагогом-психологом в целях достижения единства требований и согласования действий образовательного учреждения и семьи в отношении учащихся; создание в классе доброжелательных, дружеских отношений; воспитание уважения к окружающим людям.7 Забота о создании условий для успешной учебной деятельности учащихся, сохранении контингента класса; внесение предложений об организации компенсирующего обучения.8Забота о безопасной жизнедеятельности, моральной и социальной, защите учащихся; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и СПИДа, содействие организации питания и медицинского обслуживания учащихся; профилактика противоправного поведения учащейся молодежи.9Планирование организации воспитательного процесса, общественно полезной деятельности, труда, отдыха и оздоровления учащихся класса во внеурочное и каникулярное время.10Ведение установленной в образовательном учреждении документации класса (журнала, личных дел учащихся, дневника классного руководителя и др.) 11Совершенствование своего профессионального и методического уровня, повышение квалификации на курсах, семинарах, практикумах, конференциях, участие в работе методического объединения классных руководителей и т д.

Педагогическая наука во всем мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества. Градационная система образования, ориентированная на парадигму “учитель – учебник (в широком понимании) – ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: “ ученик – учебник (информационно-предметная среда) – учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Что же мы понимаем под таким понятием как “творческий потенциал”, “творчество”? На наш взгляд можно рассматривать творческий потенциал как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию.

В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся – это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

  • Учет возрастных способностей учащихся;
  • Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

– стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надежность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;
– валидность – пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Выделим несколько этапов в формировании творческого потенциала учащихся.

I этап – диагностический На этом этапе деятельность направлена на выявление одаренных детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т.к. одаренность может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для “распознания” одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос “как учить” с одним существенным дополнением “как учить результативно”.

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология “Дебаты”, учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок– презентация. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео– и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа “Интеллект”.

Далее мы выделяем II этап в развитии творческого потенциала учащихся – проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одаренных детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями – это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

III этап – организационно-коррекционный. В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно.

IV этап – оценочный. Это этап проверки приобретенных знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе – контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной Образовательной Программе “Интеллектуально – Творческий Потенциал России”, успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории. Из двенадцати проведенных олимпиад наши учащиеся участвовали в восьми, в 2000, 2006, 2007, 2008 годах становились призерами. В 2009, 2010, 2011, 2012 год ученики нашей школы становились победителями и призерами Региональных межвузовских олимпиад по истории. Также в 2009 г. ученик нашей школы при выполнении ЕГЭ по истории получил 100 баллов.

Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э Циолкосвского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творчества: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные”.

Видимо это и есть путь становления творческих способностей, путь развития исследовательского таланта. И нам, педагогам, важно выявить творческий потенциал каждого обучающегося, чтобы помочь ему в дальнейшем развитии.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.

П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

· Восприятие проблемы;

· Поиск решения;

· Возникновение и формулировку гипотез;

· Проверку гипотез;

· Их модификацию;

· Нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Дж. Гилфорд связывает способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.

2. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

Скорость мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

· Принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

· Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

· Принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

· Принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Юлия Гусева
Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей , потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для развития будущей творческой личности. Поэтому, необходимо вовремя развивать и совершенствовать уникальные способности детей .

Безусловно, особое место в столь сложной и необычайно важной работе занимает такая продуктивная деятельность как изобразительное творчество. Рисование – одно из самых любимых занятий детей . Начиная уже с младшего возраста, у ребёнка возникает естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берёт в руки карандаши, кисти, краски, бумагу, и начинается процесс творчества. Но порой образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, и юный художник испытывает неудовлетворённость и разочарование. Недоразвитие мелкой моторики рук , и, как следствие, несформированность графических навыков и умений, мешают ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

В своей практике я столкнулась с тем, что порой дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Я считаю, что главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызываютразочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

В своей работе мною были определены следующие цели :

- развивать у детей интерес к изобразительной деятельности

Формировать познавательную и исследовательскую активность

Воспитывать у детей веру в свои силы и в свои творческие способности

-развивать художественные и творческие способности , художественный вкус

Для достижения этих целей я стала использовать на занятиях по рисованию с детьми младшего возраста нетрадиционные художественно - графические техники , т. к. именно они позволяют ребёнку без особых усилий быстро достичь желаемого результата. Дети с удовольствием выполняли задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Ребятам было интересно и увлекательно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Единственный страх, который остался у детей – страх испачкать руки – исчез после первого же занятия. С тех пор, как я начала использовать на занятиях по рисованию нетрадиционные техники , я часто стала слышать от детей вопрос : «Что мы сегодня будем рисовать?»

Следует отметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому, на своих занятиях я стараюсь активизировать внимание детей при помощи таких стимулов, как :

Игра, которая является основным видом деятельности детей

Сюрпризный момент (любимый герой сказки приходит в гости)

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимосвязь художественного слова , музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому создаётся эмоциональный настрой, вызывается желание самостоятельно передать образ в своей работе. Поэтому на своих занятиях я использую отрывки из произведений художественной литературы , музыкальных произведений. Беседы на занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов. Чтобы предупредить утомляемость у детей , внести разнообразие, доставить радость и удовольствие, я подбирала к занятиям соответствующие пальчиковые игры, физкультминутки, игры малой подвижности.

Результат детского творчества обязательно должен иметь практическое значение в глазах самих детей , на мой взгляд, это способствует большей заинтересованности детей самим процессом труда. Поэтому работы, нарисованные детьми, участвуют в выставках, в качестве подарков дарятся мама, папам, используются для украшения группы.

детей развитие развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества. На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь :

Вызывать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними

Побуждать детей изображать доступными для них средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо

Помогать детям осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков

Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания , формы, композиции, обогащению рисунков по цвету

Постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что моя работа нацелена не на приобретение дошкольникам определённых знаний, умений и навыков, а на естественное и непринуждённое приобщение маленьких детей к миру изобразительного искусства, на развитие их активного интереса к рисованию, на развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества.

Публикации по теме:

Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра Мир, в котором живет.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Спортивно-музыкальные развлечения в ДОУ с применением здорово-сберегающих технологий. Веселая пора лето! У многих начались каникулы,.