Биографии Характеристики Анализ

Совершенствование образовательных программ. Рекомендации по разработке программы развития образовательной организации Совершенствование образовательных программ

Для любой страны, стремящейся войти в число мировых лидеров за счет увеличения своего национального капитала, один из приоритетных вопросов - развитие системы образования. И в мировой экономике образование давно и стабильно стало дорогим и очень ценным товаром, а устойчивое развитие стран определяется не столько их природными ресурсами, сколько общим уровнем образования нации. Сегодня нельзя привести ни одного примера государства, обладающего "сильной экономикой и плохим образованием" или, наоборот, "слабой экономикой и хорошей системой образования".

В мире прочно укрепилось мнение, что деньги, вложенные в образование, дают большую отдачу, чем какое-либо еще капиталовложение. Причем отдачу и индивидуальную, и общественную, и монетарную, и немонетарную. Более того, и это официально зафиксировано, люди с высшим образованием даже могут похвастаться большей продолжительностью жизни. Конечно, непросто определить, что является причиной, а что следствием: "сначала модернизация - потом образование" или наоборот, но очевидно, что одно без другого невозможно. Не случайно, вопросы, связанные с состоянием системы образования в Беларуси, ее развитием и совершенствованием находятся под пристальным вниманием Президента. И развитие образования на всех уровнях, наличие сбалансированной, соответствующей лучшим мировым стандартам, но с учетом своих национальных особенностей и приоритетов системы образования - это фундамент будущего независимой Беларуси.

Сегодня основа развития нашей страны - ориентация на создание высокообразованного, высококвалифицированного общества, в котором труд принимает все более интеллектуальные формы. Поэтому на первый план выдвигаются новые задачи в области образования, в том числе наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей современным требованиям системы.



О стратегии развития белорусского образования

Система образования в целом, а в особенности высшего образования, сейчас переживает определенный кризис во всем мире. К сожалению, нет однозначных, пригодных на все случаи рецептов, позволяющих выработать правильные решения. Но так как с похожими проблемами сталкиваются страны по всему миру, есть накопленный коллективный опыт, которым нужно эффективно воспользоваться.

Как неоднократно подчеркивал Президент, наша стана включена в глобальные образовательные процессы, но приоритет - укрепление национальной системы образования. Поэтому и при разработке общей стратегии необходимо ориентироваться на имеющиеся достижения, национальные особенности и традиции. Вот базовые положения, на основе которых, на мой взгляд, должна строиться стратегия развития системы образования:

1. Главная задача - "научить учиться"

Объем знаний, особенно в научно-технической сфере, каждое десятилетие удваивается. Поэтому главное сегодня - не "транслировать" знания, не выучить наизусть учебники, справочники, технологии, а именно "научить учиться". И стремительный прогресс, развитие всех отраслей науки и техники требуют от специалистов не только наличия соответствующих знаний, умений и навыков, но и постоянного самосовершенствования через систему непрерывного образования. Этот тезис присутствует и в докладах ЮНЕСКО, где в качестве приоритетной задачи современной политики образования сформулирована стратегия "обучения через всю жизнь".

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Совершенствование образовательных программ

Сейчас практически во всех передовых (по состоянию системы образования) странах мира говорят о необходимости развития образования в направлении его фундаментальности, усилении математического и естественно-научного профилей. Поэтому одна из основных задач - выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико-ориентированностью на потребности реального сектора экономики. При этом, естественно, один из главных приоритетов - качественное образование. К примеру, советская модель образования, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества. Понятно, что выработать в современных условиях "разумный баланс" в системе образования - задача непростая. Кроме того, при разработке образовательных программ необходимо учитывать современное развитие информационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс.

УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Факультет повышения квалификации

Учебно-тематический план

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Наименование разделов, дисциплин и тем

1

Раздел 1. Государственная политика в области образования

12

Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения

Реализация компетентностного подхода при введении ФГОС третьего поколения

Основы совершенствования рабочих программ, реализующих ФГОС ВПО для технических направлений подготовки

Выявление актуального состава компетенций как совокупного ожидаемого результата образования по завершению освоения образовательной программы.

2

Раздел 2. Совершенствование образовательного процесса в вузе.

18

Управление качеством. Корпоративная культура образовательного учреждения

Проектирование современных учебных программ курсов. Проектный подход к обучению. Непрерывное совершенствование

Образовательный процесс с позиций технологии педагогического проектирования

Принцип модульности как основа проектирования современных образовательно-профессиональных программ

Способы контроля и оценки диагностируемого результата. Система менеджмента качества.

3

Раздел 3.Современные образовательные технологии

20

Применение образовательных технологий на аудиторных занятиях. Инновационные методы, инструменты и технологии обеспечения качества образования. Проведение занятий с целью развития креативного мышления.

Зарубежный опыт внедрения современных образовательных технологий. Болонский процесс как основа совершенствования системы образования.

Применение информационных технологий для обеспечения качества образовательных программ. Программные продукты, используемые в образовательном процессе при обучении по техническим и экономическим специальностям.

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе ВУЗа как реализация парадигмы учения

4

Раздел 4. Вопросы взаимодействия с работодателями

20

Взаимодействие с работодателями и специалистами при анализе требований к профессиональной подготовке студентов для совершенствования образовательных программ

Проектная деятельность вуза совместно с территориальными органами управления, работодателями, общественными организациями в период профессиональной подготовки студентов

Организация производственной практики совместно с потенциальными работодателями; ее роль в подготовке студентов к профессиональной деятельности

Анализ региональной инфраструктуры в области науки и образования. Методы прогнозирования потребностей региона в человеческом капитале.

Организации сотрудничества вузов и предприятий промышленности. Социальное партнерство, как наиболее удобная форма интеграции с работодателями.

Итоговый контроль

“Совершенствование образовательных программ

профессиональных образовательных учреждений”.

Зам.директора по УПР

ГБОУ НПО ПУ №136МО

Серпуховский район

Программа управления качеством образования в учебном заведении

предусматривает следующие действия.

Изучить в районе влияния ПУ №136 и спрос на профессии - для системы начального профессионального образования, а в общем случае - потребности инфраструктуры в том или ином содержании обучения учащихся.При этом необходимо учесть наличие в районе учебных заведений других видов и уровней по профилям: гуманитарный, естественно-математический, технический. Такое социологическое исследование внешней среды целесообразно проводить в сотрудничестве со службой занятости населения.

Установить наличие учащихся района, желающих получать образование в ПУ №136 по каждой из имеющихся специальностей и выявить дополнительные желательные специальности - для НПО, а по общему образованию - наличие желающих углубленно изучать тот или иной предмет или образовательные области с учетом направленности обучения: теоретическое или практико-ориентированное освоение материала.

Эту работу можно проводить с имеющимся в учебном заведении контингентом учащихся. Однако будет правильнее, если на основе результатов и анализа внутренних возможностей учебное заведение осуществит маркетинг образовательных услуг, что позволит мотивированно привлечь “своих” учащихся и удовлетворять интересы обеих сторон потребителей: организаций как общества и учащихся как личностей.

Создать в учебных заведениях творческие группы: из преподавателей спецдисциплин и общетехнических дисциплин и мастеров производственного обучения по каждой специальности, имеющейся в учебном заведении. Именно эти творческие группы будут осуществлять взаимодействие с внешней средой и дорабатывать образовательные программы по каждому принимаемому направлению учебной деятельности.

Установить связь с руководителями организаций, предприятий (или с их службами управления персоналом, подготовки кадров и т.п.), которые являются потенциальными потребителями продукции (выпускников) данного учебного заведения или потребителями подобной продукции, а потому имеют собственное представление о требованиях к характеристикам выпускников соответствующих учебных заведений. Алгоритм установления связи учебного заведения с потребителями может быть любым и начинаться, например, с уровня руководителей. Важно чтобы в конечном итоге творческая группа учебного заведения могла результативно работать с заинтересованными в качестве образования службами потребителей.

Учебному заведению разработать или подготовить по имеющимся материалам проекты образовательных программ - рабочих учебных планов, учебно-тематических планов, а также программ общеобразовательных и спецдисциплин и программ практического обучения по каждой имеющейся специальности.

В программах дисциплин следует отдельно указать инвариантную составляющую федерального стандарта образования, а также предлагаемую (вариативную) учебную информацию регионального и местного компонентов, которая и будет являться предметом согласования с потребителями.

В качестве исходной информации по региональному и местному компонентам могут использоваться рекомендации методических кабинетов, высказывания в прессе представителей различных сфер производства региона, предложения выпускников предыдущих лет, собственные представления работников учебных заведений или результаты проведенных в регионе соответствующих исследований.

Этот сложный подготовительный этап очень важен и значим с позиций обеспечения характеристик качественного образования учащихся.

Организовать процесс согласования программ с потребителями. Он заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний.

По сути дела, в результате этого процесса следует получить описательную модель качественного с позиций всех заинтересованных сторон выпускника профессионального училища.

Такой подход - это начало формирования культуры запросов потребителей. Конечным его итогом может стать постоянное взаимодействие заинтересованных в качестве образования сторон в разработке образовательных программ на основе производственных, научных и культурных достижений во всех сферах жизни и деятельности общества. Следствием такого взаимодействия непременно будет повышение рейтинга Профессионального училища №136 в Серпуховском районе.

Контроль качества образования должны осуществлять независимые службы путем мониторинга, например, с помощью регулярно проводимого тестирования и других форм экзаменов.

Важным результатом обучения является способность учащихся использовать

полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Вот эту способность и

надо развивать и оценивать.

Литература:

Маркетинговый подход к управлению учреждением профессионального образования [Текст]: практ. пособие / авт.-сост.: И.А.Жигалова, О.И.Малороссиянова.- Кемерово: КРИРПО, 2004.- 75 с. (2 экз.).

Управление качеством профессионального образования [Текст].- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.- 214 с. (3 экз.).

Управление ресурсным центром профессионального образования [Текст]: учеб.- консультац. пособие / Н.Н.Петров [и др.].- М.: Логос, 2006.- 211 с. (3 экз.).

Управленческие технологии в профессиональном образовании [Текст] / З.Г.Данилова, В.М.Наровский.- М.: Акад. проф. образования, 2001.- 51 с. (3 экз.).

Халимова, Н.М. Проблемы управления качеством профессионального образования [Текст] / Н.М.Халимова, О.З.Халимов, Т.Г.Кузнецова.- Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2006.- 129, с. (2 экз.)