Совершенствование образовательных программ. Рекомендации по разработке программы развития образовательной организации Совершенствование образовательных программ
Для любой страны, стремящейся войти в число мировых лидеров за счет увеличения своего национального капитала, один из приоритетных вопросов - развитие системы образования. И в мировой экономике образование давно и стабильно стало дорогим и очень ценным товаром, а устойчивое развитие стран определяется не столько их природными ресурсами, сколько общим уровнем образования нации. Сегодня нельзя привести ни одного примера государства, обладающего "сильной экономикой и плохим образованием" или, наоборот, "слабой экономикой и хорошей системой образования".
В мире прочно укрепилось мнение, что деньги, вложенные в образование, дают большую отдачу, чем какое-либо еще капиталовложение. Причем отдачу и индивидуальную, и общественную, и монетарную, и немонетарную. Более того, и это официально зафиксировано, люди с высшим образованием даже могут похвастаться большей продолжительностью жизни. Конечно, непросто определить, что является причиной, а что следствием: "сначала модернизация - потом образование" или наоборот, но очевидно, что одно без другого невозможно. Не случайно, вопросы, связанные с состоянием системы образования в Беларуси, ее развитием и совершенствованием находятся под пристальным вниманием Президента. И развитие образования на всех уровнях, наличие сбалансированной, соответствующей лучшим мировым стандартам, но с учетом своих национальных особенностей и приоритетов системы образования - это фундамент будущего независимой Беларуси.
Сегодня основа развития нашей страны - ориентация на создание высокообразованного, высококвалифицированного общества, в котором труд принимает все более интеллектуальные формы. Поэтому на первый план выдвигаются новые задачи в области образования, в том числе наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей современным требованиям системы.
О стратегии развития белорусского образования
Система образования в целом, а в особенности высшего образования, сейчас переживает определенный кризис во всем мире. К сожалению, нет однозначных, пригодных на все случаи рецептов, позволяющих выработать правильные решения. Но так как с похожими проблемами сталкиваются страны по всему миру, есть накопленный коллективный опыт, которым нужно эффективно воспользоваться.
Как неоднократно подчеркивал Президент, наша стана включена в глобальные образовательные процессы, но приоритет - укрепление национальной системы образования. Поэтому и при разработке общей стратегии необходимо ориентироваться на имеющиеся достижения, национальные особенности и традиции. Вот базовые положения, на основе которых, на мой взгляд, должна строиться стратегия развития системы образования:
1. Главная задача - "научить учиться"
Объем знаний, особенно в научно-технической сфере, каждое десятилетие удваивается. Поэтому главное сегодня - не "транслировать" знания, не выучить наизусть учебники, справочники, технологии, а именно "научить учиться". И стремительный прогресс, развитие всех отраслей науки и техники требуют от специалистов не только наличия соответствующих знаний, умений и навыков, но и постоянного самосовершенствования через систему непрерывного образования. Этот тезис присутствует и в докладах ЮНЕСКО, где в качестве приоритетной задачи современной политики образования сформулирована стратегия "обучения через всю жизнь".
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
Совершенствование образовательных программ
Сейчас практически во всех передовых (по состоянию системы образования) странах мира говорят о необходимости развития образования в направлении его фундаментальности, усилении математического и естественно-научного профилей. Поэтому одна из основных задач - выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико-ориентированностью на потребности реального сектора экономики. При этом, естественно, один из главных приоритетов - качественное образование. К примеру, советская модель образования, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества. Понятно, что выработать в современных условиях "разумный баланс" в системе образования - задача непростая. Кроме того, при разработке образовательных программ необходимо учитывать современное развитие информационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс.
УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Факультет повышения квалификации
Учебно-тематический план
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Наименование разделов, дисциплин и тем |
||
1 |
Раздел 1. Государственная политика в области образования |
12 |
Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения |
||
Реализация компетентностного подхода при введении ФГОС третьего поколения |
||
Основы совершенствования рабочих программ, реализующих ФГОС ВПО для технических направлений подготовки |
||
Выявление актуального состава компетенций как совокупного ожидаемого результата образования по завершению освоения образовательной программы. |
||
2 |
Раздел 2. Совершенствование образовательного процесса в вузе. |
18 |
Управление качеством. Корпоративная культура образовательного учреждения |
||
Проектирование современных учебных программ курсов. Проектный подход к обучению. Непрерывное совершенствование |
||
Образовательный процесс с позиций технологии педагогического проектирования |
||
Принцип модульности как основа проектирования современных образовательно-профессиональных программ |
||
Способы контроля и оценки диагностируемого результата. Система менеджмента качества. |
||
3 |
Раздел 3.Современные образовательные технологии |
20 |
Применение образовательных технологий на аудиторных занятиях. Инновационные методы, инструменты и технологии обеспечения качества образования. Проведение занятий с целью развития креативного мышления. |
||
Зарубежный опыт внедрения современных образовательных технологий. Болонский процесс как основа совершенствования системы образования. |
||
Применение информационных технологий для обеспечения качества образовательных программ. Программные продукты, используемые в образовательном процессе при обучении по техническим и экономическим специальностям. |
||
Самостоятельная работа в современном образовательном процессе ВУЗа как реализация парадигмы учения |
||
4 |
Раздел 4. Вопросы взаимодействия с работодателями |
20 |
Взаимодействие с работодателями и специалистами при анализе требований к профессиональной подготовке студентов для совершенствования образовательных программ |
||
Проектная деятельность вуза совместно с территориальными органами управления, работодателями, общественными организациями в период профессиональной подготовки студентов |
||
Организация производственной практики совместно с потенциальными работодателями; ее роль в подготовке студентов к профессиональной деятельности |
||
Анализ региональной инфраструктуры в области науки и образования. Методы прогнозирования потребностей региона в человеческом капитале. |
||
Организации сотрудничества вузов и предприятий промышленности. Социальное партнерство, как наиболее удобная форма интеграции с работодателями. |
||
Итоговый контроль |
“Совершенствование образовательных программ
профессиональных образовательных учреждений”.
Зам.директора по УПР
ГБОУ НПО ПУ №136МО
Серпуховский район
Программа управления качеством образования в учебном заведении
предусматривает следующие действия.
Изучить в районе влияния ПУ №136 и спрос на профессии - для системы начального профессионального образования, а в общем случае - потребности инфраструктуры в том или ином содержании обучения учащихся.При этом необходимо учесть наличие в районе учебных заведений других видов и уровней по профилям: гуманитарный, естественно-математический, технический. Такое социологическое исследование внешней среды целесообразно проводить в сотрудничестве со службой занятости населения.
Установить наличие учащихся района, желающих получать образование в ПУ №136 по каждой из имеющихся специальностей и выявить дополнительные желательные специальности - для НПО, а по общему образованию - наличие желающих углубленно изучать тот или иной предмет или образовательные области с учетом направленности обучения: теоретическое или практико-ориентированное освоение материала.
Эту работу можно проводить с имеющимся в учебном заведении контингентом учащихся. Однако будет правильнее, если на основе результатов и анализа внутренних возможностей учебное заведение осуществит маркетинг образовательных услуг, что позволит мотивированно привлечь “своих” учащихся и удовлетворять интересы обеих сторон потребителей: организаций как общества и учащихся как личностей.
Создать в учебных заведениях творческие группы: из преподавателей спецдисциплин и общетехнических дисциплин и мастеров производственного обучения по каждой специальности, имеющейся в учебном заведении. Именно эти творческие группы будут осуществлять взаимодействие с внешней средой и дорабатывать образовательные программы по каждому принимаемому направлению учебной деятельности.
Установить связь с руководителями организаций, предприятий (или с их службами управления персоналом, подготовки кадров и т.п.), которые являются потенциальными потребителями продукции (выпускников) данного учебного заведения или потребителями подобной продукции, а потому имеют собственное представление о требованиях к характеристикам выпускников соответствующих учебных заведений. Алгоритм установления связи учебного заведения с потребителями может быть любым и начинаться, например, с уровня руководителей. Важно чтобы в конечном итоге творческая группа учебного заведения могла результативно работать с заинтересованными в качестве образования службами потребителей.
Учебному заведению разработать или подготовить по имеющимся материалам проекты образовательных программ - рабочих учебных планов, учебно-тематических планов, а также программ общеобразовательных и спецдисциплин и программ практического обучения по каждой имеющейся специальности.
В программах дисциплин следует отдельно указать инвариантную составляющую федерального стандарта образования, а также предлагаемую (вариативную) учебную информацию регионального и местного компонентов, которая и будет являться предметом согласования с потребителями.
В качестве исходной информации по региональному и местному компонентам могут использоваться рекомендации методических кабинетов, высказывания в прессе представителей различных сфер производства региона, предложения выпускников предыдущих лет, собственные представления работников учебных заведений или результаты проведенных в регионе соответствующих исследований.
Этот сложный подготовительный этап очень важен и значим с позиций обеспечения характеристик качественного образования учащихся.
Организовать процесс согласования программ с потребителями. Он заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний.
По сути дела, в результате этого процесса следует получить описательную модель качественного с позиций всех заинтересованных сторон выпускника профессионального училища.
Такой подход - это начало формирования культуры запросов потребителей. Конечным его итогом может стать постоянное взаимодействие заинтересованных в качестве образования сторон в разработке образовательных программ на основе производственных, научных и культурных достижений во всех сферах жизни и деятельности общества. Следствием такого взаимодействия непременно будет повышение рейтинга Профессионального училища №136 в Серпуховском районе.
Контроль качества образования должны осуществлять независимые службы путем мониторинга, например, с помощью регулярно проводимого тестирования и других форм экзаменов.
Важным результатом обучения является способность учащихся использовать
полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Вот эту способность и
надо развивать и оценивать.
Литература:
Маркетинговый подход к управлению учреждением профессионального образования [Текст]: практ. пособие / авт.-сост.: И.А.Жигалова, О.И.Малороссиянова.- Кемерово: КРИРПО, 2004.- 75 с. (2 экз.).
Управление качеством профессионального образования [Текст].- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.- 214 с. (3 экз.).
Управление ресурсным центром профессионального образования [Текст]: учеб.- консультац. пособие / Н.Н.Петров [и др.].- М.: Логос, 2006.- 211 с. (3 экз.).
Управленческие технологии в профессиональном образовании [Текст] / З.Г.Данилова, В.М.Наровский.- М.: Акад. проф. образования, 2001.- 51 с. (3 экз.).
Халимова, Н.М. Проблемы управления качеством профессионального образования [Текст] / Н.М.Халимова, О.З.Халимов, Т.Г.Кузнецова.- Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2006.- 129, с. (2 экз.)