Биографии Характеристики Анализ

Специфика образовательной среды основного среднего образования. Формирование образовательной среды

Главная > Документ
    Общая характеристика школы………………………………………3 Характеристика образовательной среды…………………………..5 Управление школой……………………………………………….....9 Ресурсное обеспечение образовательного процесса……………....14 Результаты образовательной деятельности………………………...27 Перспективы, проблемы, задачи …………………………………....41

1.Общая характеристика школы

1 сентября 2008г педагоги, ученики и родители начали двадцать четвертый для нашей школы учебный год. В 2007 – 2008 учебном году в 45 классах нашей школы обучалось 1079 учащихся. По величине школа по – прежнему остается второй в городе, в неё охотно идут учиться дети, проживающие в разных микрорайонах города. Победа в Приоритетном национальном проекте «Образование» в 2007г., реализующаяся с 2007 года Программа развития «Школа коммуникативной компетентности» позволили коллективу утвердиться в понимании правильности выбранного пути. В 2007 – 08 учебном году в школе работало 3 вида классов:

Вид класса

Ступень обучения

Число обучающихся

Гимназический :

    с углубленным изучением английского языка

    с междисциплинарным обучением

Начальная школа

Основная школа

Начальная школа

Основная школа

Лицейский

Средняя школа

Базовый

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

По решению Управления образования классы СКК остались только на начальной ступени школ города, и это заставило нас расформировать такой класс в параллели 5-х классов и перевести в статус базовых в параллели 6-х классов. По ступеням обучения число детей распределялось так: начальная школа – 396 учащихся в 15 классах; основная школа – 464 учащихся в 20 классах; средняя школа – 219 учащихся в 10 классах. Прием детей в школу осуществляется на основании закона «Об образовании» и Устава школы. Дети принимаются в возрасте 6 лет и 6 месяцев и старше. Микрорайон школы за прошедший год не изменился, его застройка является стабильной, поэтому соседи школы остаются всё те же: дошкольные образовательные учреждения «Росинка», «Золотая рыбка», «Рябинушка», с которыми у МОУ СОШ № 4 складывается многолетнее сотрудничество. Также рядом находится МОУ СОШ № 5, и это заставляет коллектив школы находиться в постоянной конкуренции при работе над имиджем школы ради повышения привлекательности учреждения в глазах детей и родителей. Многолетняя история школы связывает между собой поколения, и теперь бывшие ученики школы учат в ней своих не только старших, но и младших детей. Эти дети по–прежнему разные, из полных семей–83% учащихся, из неполных–17 %. Учится в школе 11 опекаемых детей, известны в школе 5 многодетных семей, все они получают поддержку в государственных учреждениях социальной защиты. 44 ребенка проживали в малообеспеченных семьях и также получали государственную поддержку. На городском учете состоит 5 неблагополучных семей, но на учете в ОДН находилось 2 ребенка, в КДН – 1. С неблагополучными семьями ведётся большая работа в виде посещений квартир, бесед с родителями и детьми, привлечения родителей в школу для установления связей ребенка с семьёй. Соответствующая форма обучения была предоставлена 11 инвалидам: 7 человек получали образование в классно – урочной форме, 3 человека обучались индивидуально, 1 учащийся закончил школу в форме экстерната. Состав обучающихся по – прежнему многонациональный: русские, татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы и другие, но конфликтов на национальной почве за прошлый учебный год не возникало. Вероятно, масштабы небольшого города делают жизнь детей похожей и близкой друг другу, и многие из них знают друг друга ещё до поступления в школу, вместе закончив детский сад. Так, только 8 % первоклассников не посещали ДОУ до школы, 54 % вместе ходили в Школу раннего развития, где проходили предшкольную подготовку. В сентябре 2007 года планировалось открытие предшколы для шестилетних детей, но оно не состоялось, так как желающих оказалось только 5 человек, из них 2 ребёнка пошли в ШРР, 2 – в предшколу ЦДОД. В школе на протяжении многих лет работает программа «Преемственность», которая позволяет объединить воспитательные и образовательные силы разных учреждений как основного, так и дополнительного образования, а также учреждений – партнеров: Кроме этого, каждому школьнику предоставляется возможность для самореализации, самоутверждения, удовлетворения своих интересов и развития способностей в школьном центре «Найди себя».










Продолжается сотрудничество с СОК «Нефтяник» и в рамках учебного плана: ученики начальной школы проводят там уроки физической культуры.

Растёт перечень дополнительных образовательных услуг учащимся:

    Английский язык в классах высокого уровня образования

    Информатика и ВТ

    Школа раннего развития

    Атлетическая гимнастика

    Второй иностранный язык

    Изучение предметов сверх учебного плана

    Группа продленного дня

    Репетиционный ЕГЭ.

В числе социальных особенностей жизни города в прошлом году, отразившихся на школе в значительной мере, была миграция населения: 60 % выбывших из школы детей выехали вместе с родителями за пределы города и даже области. В основном, это дети из гимназических классов. Это обостряло вопрос наполняемости и не позволило выйти на необходимую величину совсем немного: наполняемость классов была 23,98 при требуемой 24 ученика в классе. Но, тем не менее, это выше, чем в среднем по городу. Таким образом, режим функционирования и реализация Программы развития работают в МОУ СОШ № 4 с большим запасом прочности, наша школа - уверенный и достаточно успешный участник городского образовательного процесса.

2. Характеристика образовательный среды

Организация образовательной среды имеет свои традиции, сложившиеся на протяжении ряда лет в соответствии с существующими законами и нормативными актами. Учреждение работает в две смены. Продолжительность учебного года - 34 недели, в первом классе - 33. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, для обучающихся в первых классах предусмотрены дополнительные недельные каникулы. Начало занятий первой смены - в 8.10, второй смены – в 14.15. Одной из основных задач оптимальной организации и функционирования учреждения является сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности. Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье». Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медработников учреждения. Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся. Учебные планы школы разработаны согласно санитарным нормам. По шестидневной учебной неделе обучаются учащиеся 9,10,11 и гимназические классы, а по пятидневной учебной неделе – все первые и базовые классы. При составлении расписания уроков, разработке режима дня администрация руководствуется СанПиНом, учитываются возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков, а также гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса. Продолжительность урока - 45 минут, для первоклассников - 35 мин. Продолжительность перемен между уроками - 15 минут, две большие перемены - по 20 минут. Здоровье ребенка очень сильно связано с особенностями организации учебного процесса, а организовать его грамотно может только обученный педагог. Поэтому большое внимание мы уделили повышению квалификации педагогов по здоровьесберегающим технологиям:

Индикаторы

Удельный вес (%) от общего числа педагогов

Специалисты образования, владеющие и применяющие в образовательном процессе специальные здоровьесберегающие технологии (см. Приложение 1 ):

Медико-гигиенические технологии (МГТ).

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Расширился спектр оказываемых по этой программе услуг:

Спектр оказываемых услуг

Доля охваченных

Классы физкультурно – оздоровительной направленности

Группы ЛФК/ спец мед. группы

«Защита»

«Прометей»

--«Атлетическая гимнастика»,

Волейбол,

Баскетбол.

Физиолечение

Дни здоровья

Школьные спартакиады 5-11 кл

Осенние однодневные походы учащихся начальных классов.

Проведение спортивных праздников, спортивных шоу

Проведение школьной игры «Защита»

Витаминизация питания.

Мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Плановые медосмотры обучающихся.

Вакцинация учащихся и педагогов.

Санитарно- просветительская работа через организацию и проведение лектория мед. работников и оформление стендов.

Индивидуальные медицинские консультации для учащихся, педагогов, родителей

Доврачебное обследование учащихся с помощью скрининг – тестов

Индивидуальные консультации психологов для учащихся, педагогов, родителей

Тренинги для учащихся, педагогов, родителей.

Работа школьного родительского лектория, проводимого психологической службой.

Развивающая и коррекционная работа психологов с обучающимися.

Тренинги психологов для учащихся, педагогов, родителей.

Мониторинг психологического состояния учащихся.

Ведение профилактических программ «Полезные привычки», «Полезный выбор», «Полезные навыки»

Ведение курса «Разговор о правильном питании»

(2-4 классы)

Дети с ослабленным здоровьем (специальная медицинская группа) по – прежнему во вторникам и четвергам занимались физической культурой по собственной программе, их было 10 человек. Организованно были проведены традиционные медосмотры.

Показатели

1 классы

5 классы

8 классы

Всего детей в параллели

Прошли мед. осмотр

С патологией

К сожалению, они показывают уменьшающееся число здоровых детей, которые только приходят в школу. Но, тем не менее, сравнительный анализ здоровья учащихся позволяет сделать вывод о результативности применения здоровьесберегающих технологий, хотя хотелось бы видеть более высокий результат:

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистра» должен обладать следующими компетенциями.

Введение

Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы, определить объект и предмет, сформулировать гипотезу исследования.

Основная часть

Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться примерно на следующих аспектах изучаемого психолого-педагогического явления:

· обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых педагогической психологией по данному вопросу;

· определение основных понятий;

· история изучения, основные взгляды на явление в педагогической психологии и, возможно, в других отраслях психологии, других науках;

· функции явления;

· виды явления;

· структура явления;

· связь с другими явлениями;

· формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы);

· проявления явления и т.п.

Предложенная схема дана лишь для ориентировки и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом.

При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и номер цитируемой страницы.

После работы над первой главой должны быть кратко изложены выводы по главе.

Вторая глава предполагает разработку модели развивающей образовательной среды (по Ясвину В.А.) с учетом методологических основ.

Модель развивающей образовательной среды учреждения (согласно теме) может быть представлена в виде рисунка, или описана в тексте 2-й главы.

По итогам также делаются выводы.

Заключение содержит краткое изложение всей работы и собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы, над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации.

В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы.

Список использованных источников

Особенности образовательной среды современной профильной школы

ваний: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

2. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / под ред. Г. А. Бор-

довского. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. -285 с.

3. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: «Высшая школа», 1990. - 382 с.

И.А. ПОГОДИНА ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье анализируются причины недостаточной эффективности профильного обучения. Решение данной проблемы автор видит в создании особой педагогической среды, включающей личностные механизмы учения, воспитания и развития, способствующие социализации учащихся и подготовке к освоению программ профессионального образования.

Различные способы организации образовательной среды и пути оптимизации ее воздействия на личность школьника являются сегодня актуальной педагогической проблемой.

Наиболее существенное влияние на ребенка, безусловно, оказывает социальная среда (как ближайшее, так и отдаленное окружение), включающая в себя такие характеристики как общественный строй, система общественных и производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания социальных процессов и т.д. Не последнее место в этом ряду занимает и среда образовательных учреждений.

Профильное обучение, рассматриваемое как вид личностно-ориентированного обучения, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, нацелено на раскрытие и реализацию потенциала каждого учащегося. Практика его реализации на старшей ступени основного образования побуждает педагогов пересмотреть традиционные представления об образовательных процессах как линейных траекториях, по которым нормативно должен двигаться ученик. Возникает объективная потребность в определении как

внутренних процессов становления и развития растущего человека, так и способов его взаимодействия с образовательной средой.

На сегодняшний день задача создания целостной эффективной модели образовательной среды старшей школы, отвечающей государственнообщественным интересам и интересам личности, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, остается нерешенной.

Зачастую выбор школой направлений профи-лизации осуществляется не на основе учета реальных образовательных потребностей учащихся, а в силу сложившихся традиций, профессиональной компетентности педагогов, возможностей установления партнерских связей с близлежащими профессиональными учебными заведениями. Это не может не отражаться на отношении учащихся к профильному обучению. По результатам различных исследований, проведенных в школах, осуществляющих профильное обучение, от 18 до 43% выпускников профильных классов поступают в профессиональные учебные заведения другого профиля; от 13 до 27% не удов-

© И.А. Погодина, 2009

Педагогика

Сегодня большинство педагогов, обращающихся к данной проблеме, сходятся на том, что системные инновации, связанные с построением профильной школы, позволяют рассматривать профильное образование как ведущее условие воспитания молодого человека. В связи с этим, профильную школу нельзя рассматривать только с позиции представляющихся возможностей углубленного изучения отдельных предметов. В ее организации должны быть заложены целевые ориентиры воспитания, которые могут реализоваться под влиянием особой педагогической среды, включающей личностные механизмы учения, воспитания и развития, способствующие социализации учащихся и подготовке к освоению программ профессионального образования.

Под образовательной средой (В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.) понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как еще непроявившихся, так и для развития уже проявившихся интересов и способностей учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации. Все это в полной мере относится и к образовательной среде профильной школы, которая в соответствии с особенностями современной ситуации общественного развития, становится все более открытой социальной системой, которая развивается в направлении гуманитаризации содержания образования, информатизации всех сторон образовательного процесса, развития самоуправления и демократизации отношений субъектов образовательной деятельности.

Представление об образовательной среде как факторе и условии формирования личности позволяет под образовательной средой современной профильной школы рассматривать систему упорядоченного взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактического компонентов, в результате которого создаются условия и средства профильного обучения, профессионального воспитания и личностного развития учащихся, соответствующие современной социокультурной ситуации развития общества.

Таким образом, проектирование образовательной среды профильной школы предполагает:

Создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся и педагогам возможность выбора различных образовательных технологий, форм деятельности и иных условий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальной потребности учащихся в профильном обучении, профессиональном воспитании и социализации;

Создание различных общностей между учащимися и педагогами и между самими учащимися на основе включения их в различные виды учебной, коммуникативной, исследовательской, проектной, художественной, спортивной и иных видов деятельности, необходимых для социализации учащихся и их профессионального самоопределения;

Создание ситуаций взаимодействия, в рамках которых происходит встреча учащегоя, педагога и других субъектов образовательного процесса с образовательной средой как «материалом» для создания своего индивидуального образовательного пространства;

Превращение учебного материала в средство создания проблемно-развивающих профориентационных ситуаций, а учащегося - в субъекта деятельности по их разрешению.

С учетом специфики задач, решаемых современной профильной школой, при проектировании ее образовательной среды необходимо опираться на применение таких образовательных технологий, которые, с одной стороны, соответствуют индивидуальным и социальным особенностям и закономерностям развития школьника, а, с другой стороны, активизируют субъектную позицию учащегося в построении индивидуального образовательного пространства.

Внедрение данных технологий предусматривает возможности:

Привлечения педагогов других образовательных учреждений;

Сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, обучения на базе учреждений профессионального образования;

Взаимодействия с учреждениями и организациями ближайшего социокультурного окружения;

Осуществления экскурсий на предприятия, в учреждения и учебные заведения города;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Информационная культура как отражение культурно-нравственного содержания личности...

Организации профессиональных проб, социальных практик.

Необходимо обеспечить осведомленность родителей и учащихся об образовательной программе профильной ступени обучения, предусмотрев различные формы и методы осуществления этой деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.

Важным условием эффективности данной модели, с нашей точки зрения, является ее направленность на обеспечение активности участников образовательного процесса:

Активности педагогов в расширении возможностей для осуществления профильного образования учащихся,

Активности учащихся в расширении индивидуального образовательного пространства,

Активности родителей во взаимодействии со школой для решения проблем профильного образования учащихся.

Учет особенностей образовательной среды профильной школы при ее проектировании позволит гуманизировать профильное образование, осуществлять педагогическое влияние опосредованно через организацию индивидуального образовательного пространства, в котором происходит развитие учащегося.

Библиографический список

1. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / под ред. В.А. -Ясвина и В.А. Карпова. - М.: «Смысл», 2002.

2. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.

3. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М., «Сентябрь», 2000.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., «Смысл», 2001.www.yasvin.ru

УДК 378 Д.Ф. ВАРЗИН

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

XXI век только начался, но он уже назван веком информационных технологий. Ведущие деятели науки, культуры и образования как в России, так и за рубежом, единодушно определяют роль информационных телекоммуникаций в формировании нового мировоззрения. Это явление по силе воздействия на сознание человечества можно сравнить только с появлением книгопечатания. Интернет даёт возможность выйти на коммуникативный уровень с внешним миром, миром новой информации и людьми, которые живут и работают в любой точке земного шара. Человек XXI века уже совершенно другой по сво-

ей сути, он очень отличается от человека, живущего только в реальном мире. Практика электронной почты, знакомство с интернет - всё это и другие информационные технологии оказывают существенное влияние на психологические и мировоззренческие качества не только школьника и абитуриента, но и современного студента. У первокурсника, например, сложный период адаптации совпадает с периодом перехода из подросткового в юношескую пору взросления, поэтому компьютерные игры еще какое-то время составляют интерес. Так, из 100% опрошенных нами студентов-первокурсников (35 человек) 83% ис-