Биографии Характеристики Анализ

Сравнительная характеристика остапа и андрия общее. Сочинение «Тарас Бульба: образ Остапа

Тарас Бульба — замечательная работа гениального автора. Данная работа вышла из-под пера , который на страницах повести знакомит нас с молодыми людьми. Их образы сопутствуют нам через все произведение. Вокруг них происходят важные события и с их помощью раскрывается тематика любви к Родине, открываются человеческие ценности. Это сыновья Тараса Бульбы Остап и Андрий, чье сравнение мы и сделаем.

Андрий и Остап — два брата, которые воспитывались одинаково. Они играли в одни и те же игры, получали одни и те же знания. Но, как говорится, не бывает одинаковых детей, так и здесь братья Остап и Андрий были совершенно разными.

Уже в духовной семинарии, где мальчики получали свое образование и где в них закладывались духовные ценности, можно было увидеть отличия их характеров.

Остап и Андрий краткая характеристика героев

Так, давая кратко характеристику братьям, можно сказать, что старший Остап был добрым, прямодушным, верным товарищем, который никогда не предводительствовал, но и не выдавал шалости своих друзей. Это человек с твердым характером, для которого не были страшны розги. Все наказания Остап принимает с достоинством. Учится неохотно, и даже несколько раз убегает, пока отец не пригрозил ему лишением возможности попасть на Запорожскую Сечь. После этого парень взялся за ум и не хуже других закончил бурсу.

Младший Андрий напротив, грызет науку с удовольствием, сама же учеба дается ему легко. Это мечтатель и романтик. Он любит ходить по улицам, любуясь окружающей красотой, он открыт для любви. В отличие от своего брата, он часто становится предводителем каких-либо затей, при этом всегда старается увильнуть от наказаний.

Разница характеров двух братьев проявилась, когда по сюжету парни с отцом попадают к казакам в Запорожскую Сечь. Два крепких, здоровых молодца, хорошего телосложения. Они были на хорошем счету, были отличными стрелками, физически развитыми воинами. И уже скоро у них появилась возможность проявить себя в бою.

Сравнивая двух героев, мы видим в битве с поляками Остапа, который хладнокровно рассчитывает возможную угрозу. Все действия Остапа рассудительные, а его поведение спокойное. Ему удается найти выход из любой ситуации. Младший брат же бросается в битву с головой, обо всем забывая. Для него битва — наслаждение, для него свист сабли или пули, что музыка, которая опьяняет. Отец был горд сыновьями, и несмотря на то, что они были разными, видел в них отважных казаков. Но в осажденном городе, Андрий встречает девушку полячку, которую видел ранее. Чувства к ней проснулись, и ради любви, он предает Родину, становится изменником, бросает своих товарищей и переходит на сторону врага. Такие поступки не прощались. Убивая своего сына, не простил его и несчастный отец. Остап же остается верен своему долгу, и погибает от рук врага в сражении, как герой.

Мое отношение к Остапу и Андрию

Познакомившись с характеристикой Остапа и Андрия, я не могу сказать кто мне ближе, и на чьей стороне оказалась я. Оба брата являются положительными героями с разной судьбой. Просто младший брат не сумел пойти против возникшего чувства и ради него он решился на предательство. Но за это я не берусь его судить. Кто его знает, как бы поступили мы, и что бы мы выбрали, будучи на месте Андрия. А вот старшего сына очень жалко, ведь его ожидала жестокая смерть, которую он встретил с гордо поднятой головой.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • остап и андрий сыновья тараса бульба сравнительная характеристика сочинение
  • сочинение на тему сравнит характеристика остапа и андрия
  • сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика Сравнительная характеристика Жилина и Костылина «Кавказский пленник»

Остап и Андрий - старший и младший сыновья главного персонажа повести, Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрию - едва за 20. Братья возвращаются в родной дом из киевской бурсы по окончании обучения, описана их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее приводит в отчаянье желание мужа немедленно увозить их в Запорожскую Сечь.

Тарас Бульба напротив к сантиментам не склонен и намерен знакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля битвы. «Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!» Также известно, что Бульба прислал юношам лошадей лишь к моменту окончания их учебы; прежде во все каникулы они возвращались домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени было не в чести. Долг перед Родиной – вот святая обязанность козака.

У Остапа несгибаемая воля и железный характер; ему не присущи никакие сомнения и колебания. Еще подростком, принимая участие в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, ни разу никого не выдав и не пытаясь уходить от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от своего букваря, но стоило отцу пригрозить Остапу монастырем, как тот быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать способы их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В сражении он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: одолеть противника.

Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». В период обучения он чаще Остапа бывал предводителем юношеских проказ, но старался найти способ увильнуть от наказания. Он также отважен в сражении, как старший брат, но куда менее расчетлив: «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Андрий отличается от брата большей эмоциональной подвижностью: «…Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет…». Способен он и к состраданию: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда того закопали живым в могилу, поставив сверху гроб его жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает кусок хлеба умирающему от голода. Он стесняется проявления чувств, поскольку в то время это совершенно не было принято. Эта душевная потребность отдаляет его от собратьев-козаков, став роковой.

Встретив очаровательную панночку, Андрий влюбляется со всем пылом юношеского сердца и отрекается от всего святого для запорожского козака: веры, Отчизны, отчего дома. Безусловно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрия. Его предательство говорит о едва ли не большей отваге и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что ничем особенно хорошим его история с панночкой не завершится; скорее всего он по молодости и горячности все же надеется на благополучный исход ситуации, но несмотря ни на что, он не может оставить любимую.

Факт измены Родине налицо, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви - одна из базовых в жизни нашего современника, и сейчас мои слова кажутся смешными по причине совершенной их очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрий был более душевно развитым, нежели другие персонажи повести.

Для обоих братьев вспыхнувшая война стала, в сущности, первой и единственной. Остап героически сражается, но попадает в плен в неравном бою. Его казнят. Сцена пыток страшная, но самый, пожалуй, отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.

Как было и раньше, в момент расплаты Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую гибель, как должное. Но в последнее мгновение он надеется на поддержку «твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Андрий погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с предательством сына. Как и Остап, он не противится своей участи, но перед дулом ружья он вспоминает лишь свою прекрасную панночку, сожалея о ней - не об измене.

Трудно сравнивать братьев между собой. Внешне все выглядит просто: старший - герой Отчизны, младший - подлый изменник, продавший за юбку все на свете. Но не все в жизни можно мерить черным и белым. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «устойчивый», что вполне подходит под его характер, а «Андрий (Андрей)» - «мужчина, мужественный, храбрый».

Так что не считает автор своего юного изменника предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие несчастливые для себя обстоятельства, когда все, что свято для козака, оказалось противопоставлено его личной святыне - глубокой любви. И если сузить понятие Родины до одного-единственного человека, то оба брата были верны ей до конца.

Необыкновенная художественная правда сквозит в типах этой повести. Особенно хорошо и ярко выведены два брата, сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий. Хороши они по тому контрасту в характерах, который так ярко очертил Гоголь. Остап — железный характер, рассудительный, суровый, яркий представитель той среды, из которой он вышел.

Он выдается среди других по способностям; еще совсем молодой, он быстро входит в ту боевую жизнь, для которой он как бы и был создан, быстро приобретает опыт и становится не только наравне, но и выше старых вояк. Он не рожден для исканий и сомнений, для восприятия нового и проведения его в жизнь по своей натуре, в какую бы эпоху ни жил, он не реформатор, не проводник новых начал. Он лишь выдающийся и яркий представитель своего времени, тех традиций и тех форм жизни, какие сложились до него. Такие люди не знают противоречий ни сами с собой, ни со средой.

Остап, доживи он до возраста своего отца, Тараса Бульбы, был бы натурой столь же цельной, не знающей раздвоенности ни в своем миросозерцании, ни в своих поступках. Если бы он не так рано умер, он, несомненно, совершил бы не один подвиг, пользовался бы большим уважением среди казаков и влиянием среди них, а после смерти бандуристы воспевали бы его подвиги. Это одна из тех натур, которые необыкновенно полно отражают свою эпоху. Во всей повести этот тип необыкновенно выдержан. Свое пребывание в бурсе он начинает с того, что несколько раз пытается бежать оттуда, и его не останавливают самые жестокие наказания.

Только после угрозы отца отдать его в монастырь он меняет свое поведение и усаживается за учебник; занимается он с непоколебимой энергией, какая была ему свойственна. В похождениях бурсаков он всегда принимает участие. Он редко предводительствует другими, но всегда в таких случаях является самым верным товарищем. Он создан для бранной жизни. Настоящее воспитание для него начинается в Сечи. Он суров и рассудителен, ко всему присматривается и из всего извлекает пользу. Немного ему нужно времени, чтобы явиться уже испытанным бойцом и даже разумным начальником. Умирает он геройски, с обычной суровой непреклонностью.

Совсем другое представляет из себя его младший брат Андрий. Это — поэтическая, увлекающаяся натура. Гоголь с особенной любовью обрисовал его черты. Он имеет более мягкое сердце, чем его брат. Он доступен чувству прекрасного. Его рано начинает занимать фраз красавицы, которая носится в его мечтах. Когда же увидел таковую в действительности, он увлекается ею до самозабвения. Он склонен к идеализации и мечтам.

Даже в войне он видел ее эстетическую сторону. Он не был ремесленником войны, он упивался ее поэзией. Он не был способен, подобно Остапу, «в один миг вымерить всю опасность и все положения дела, тут же найти средство, как уклониться от нее, уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее». Нет — «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, а он несется как пьяный, в свисте пуль…». Ему, Андрию, достаточно одного напоминания о панночке, произведшей на него два года тому назад такое сильное впечатление, чтобы он отбросил все и кинулся к ее ногам.

Преданностью православию, преданностью Запорожью и славной Сечи, верностью товарищам, — всеми этими святынями для запорожца, крепко укоренившимися в нем под влиянием бранной жизни и постоянных опасностей, он жертвует ради увлечения, порыва. Сопоставление двух братьев со столь различными натурами отнюдь не носит искусственного характера.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой - пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.

Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.

Встреча семейства Бульбы

Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, - старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.

Сыновья его - оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».

Личность юного Остапа

Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.

К ученью старший сын Тараса равнодушен - только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».

Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.

Cherchez la femme

Второй сын Бульбы отличается от первенца: Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава - он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.

Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, - место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.

Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», - такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. и приведет его к гибели.

Ученье в бою

Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны - бессмысленна.

В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям - чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили - таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.

Разум и страсть

Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.

В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса - Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой - и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.

Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот - дополняется новыми фактами.

Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый… вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

Предательство Андрия

Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем - не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.

Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что Остапа, Андрия завершена - остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.

Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя - ты!», - говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.

Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины… что податлива с этой стороны природа Андрия».

Смерть сыновей

Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению - он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена - но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и знакомый нам Янкель).

Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея по повести Николая Гоголя 8220 Тарас Бульба 8221

Есть в истории украинского народа могущественный и прекрасный период: это - запорожское казачество. О нем написано немало интересных произведений, и один из наилучших - повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. Изображая героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение, автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. Это были лучшие люди в свое время и верные сыновья Украины, крепкие духом, богатые умом и глубоким патриотичным чувством. Среди свободного общества запорожцев-богатырей центральное место в повести занимают образы старика казака Тараса Бульбы и двух его сыновей - Остапа и Андрея, очень непохожих ни внутренне, ни по своим характерам. Думаю, что именно этот контраст помогает Гоголю лучше нарисовать казацкую действительность, принудить нас, читателей, задуматься над собственным характером и поступками.

Впервые мы встречаемся с Остапом и Андреем на их родном родительском дворе. Сначала нас может больше привлекать образ Андрея, так как сравнительно с суровым Остапом он более чувствительный, нежный. Даже мать сильнее жалеет и любит именно его. И вот из страниц повести возникает история жизни каждого, и наше отношение постепенно изменяется. Мы понимаем, что общие в братьев лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота”, которая поразила даже отца. Сам же Тарас сумел привить сыновьям интерес к казацкой жизни, воспитать в них храбрость, ловкость.

Но эти качества характера в братьях совсем разные: хотя Андрей и отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. В нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. Совсем другой - Остап, который еще из бурсы выделялся ясным умом и крепкой волей. Честный и храбрый, он предстает перед нами преданным товарищем: “Он был добр в такой мере, в который можно было быть с таким характером и в тогдашнее время”..

Как только юноши попадают в Запорожскую Сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. Но и здесь их храбрость не одинаковая: Остап - спокойный и всегда уверенный в себе; за умную храбрость казаки ценят его и недаром выбирают шалашным атаманом после гибели Бородатого. А вот храбрость Андрея оказывается безздравомыслящей и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что бросается в бой.

Остап твердо знает, ради чего он живет, ведет борьбу; его вдохновляет безграничная любовь к родной земле и товарищам, ненависть к врагам и стремление защищать отчизну. Вот что делает Остапа настоящим героем! У Андрея же нет искренней любви к родине и друзьям, и потому слепая любовь к дочери врага быстро превращает его в предателя. Он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “А что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого!”. И вот стоит он, трусливый, никчемный, перед судом своего отца. Позорной была его жизнь, позорная и его смерть… и здесь же мы видим Остапа в последнем жарком бою, после которого он попадается в плен. Терпя нечеловеческие страдания, он даже не простонал; достойной и величественной была его смерть.

Прочитав повесть, я задумался над тем, как собственные идеалы и цель человека отражаются на ее судьбе. Перед нами два брата, сына одних родителей, одной земли. Но насколько они разные, так как разные в них святыни! Мы убеждаемся, что лишь искренняя любовь к отчизне, честное служение ей возвеличивает человека, а коварность и малодушие делает ее никчемной. Я уверен, что, как и меня, каждого читателя захватывает образ Остапа, заряжает стремлением быть похожим на него. Андрей же, кроме отвращения, ничего в сердце не вызывает; и мы понимаем, что он - лишь унизительное исключение из многочисленной армии украинских сынов - защитников нашей знаменитой Украины.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, другой - от руки отца. Нельзя назвать одного красивым, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, действительно присущим разным историческим эпохам.