Биографии Характеристики Анализ

Старинные деревянные купеческие дома. От XIX века до наших дней: купеческий дом на Кожевнической улице признали памятником архитектуры

Постараемся быть беспристрастными — шаг за шагом рассмотрим «бытие и сознание» этого интереснейшего сословия, а выводы — делать вам!

Бытие через быт

Быт является одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Мы создаем быт, подстраивая под себя окружающее пространство. Мы практически не можем существовать вне быта. Бытие определяет сознание, в конце концов, каким бы спорным ни было это утверждение.

Тем не менее целенаправленным изучением быта историки занялись не так давно. И здесь купечество дает огромное количество материала для исследования, особенно для тех, кто изучает традиционную русскую культуру или просто ею интересуется.

Обязанности и особенности

В XIX столетии купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства, не желавшие или не имевшие возможности идти по духовной стезе.

Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок «старинной» русской жизни по заветам отцов и дедов, патриархальную среду, где любые новшества принимались, как минимум, с подозрением, а традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений — театров, выставок, концертов. Это помогало завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т.д. Но это проникновение культуры европейской практически никак не влияло на бытовую культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара.


Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья и двунадесятые праздники считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной (а точнее, почти никому не приходило в голову, что может быть как-то иначе) была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде считалась благотворительность, жертвование на храмы и монастыри, ктиторство.

Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды общественное мнение порицало и считало предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия распространялась на все сферы частной жизни: дома были не очень большими, стол — достаточно скромным и т.д.

Дом

В Москве купцы селились в основном в Замоскворечье. Дом строился из камня, вокруг него размещались службы — конюшня, сараи, баня и сад. Баня как необходимый элемент купеческого дома в XIX веке уже отмирала, теперь мыться ездили в общественные бани. В сараях хранились самые разнообразные инструменты, упряжь для лошадей и т.д. Конюшни старались строить прочными, теплыми и без сквозняков, чтобы лошади не простудились. Лошади были двух видов, крепкие и выносливые для поездок в другие уезды и губернии; красивые и породистые — чтобы щеголять в театре и на ярмарках. Ну а кладовые были целым царством домашних запасов, приготовленных по старинным рецептам: квасили капусту, солили и мариновали грибы, овощи, мочили яблоки, солили мясо и рыбу, варили варенье, иногда по нескольку суток подряд, и т. д.

Сам дом состоял из двух частей — парадной и жилой. В парадной части обязательна была гостиная, но вообще парадных комнат могло быть несколько, ведь в то время некоторые купцы уже устраивали светские приемы и балы — для пользы дела, разумеется. По описаниям современников, в первой половине XIX века в большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись богато, даже роскошно, но не всегда со вкусом. Потолки расписывались: райские птицы, сирены, купидоны. Из мебели обязательными были диваны, диванчики нескольких разновидностей, обитые неяркой тканью — синей, бордовой, коричневой и т.п.


В парадных комнатах хозяева старались повесить свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах радовали глаз красивые и дорогие безделушки. Интерьеры купеческих домов обладали интересной особенностью: в парадных комнатах все подоконники были заставлены разнокалиберными бутылями с домашними наливками, настойками, медами и прочим. Из-за этого окна в комнатах плохо открывались, и проветривали редко, открывая форточки. В таких условиях воздух приходилось освежать искусственно: курили мятой, уксусом (вспоминаем «Лето Господне»), «смолкой». Смолкой называли конус из бересты, куда насыпали сосновую смолу с ароматными веществами, а сверху клали тлеющий уголек.

Жилые комнаты располагались в задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками и выходили во двор — еще одно проявление скромности в быту. Часто в них вешали пучки целебных трав и цветов, которые отгоняли насекомых и также освежали воздух. Есть сведения, что такие пучки травы могли привозиться из различных монастырей, и, перед тем как повесить, их кропили святой водой.

С тем, что мы называем «бытовыми удобствами», в купеческих домах было еще хуже. «Удобства», то есть туалеты, располагались во дворе, имели непрезентабельный вид, плохо строились и редко ремонтировались, провалиться в такой туалет было вполне реально.

...к врачам относились с подозрением

В целом в купеческой среде к врачам относились с подозрением, считая, что они более стремятся получить высокий гонорар, чем вылечить больного. Это вкупе с невысоким уровнем тогдашней медицины заставляло купцов и их домашних предпочитать в лечении домашние средства. При простуде грудь и горло оборачивали шерстяным чулком, внутрь принимали пунш, при расстройствах желудка лечились квасом с солью, огуречным рассолом, моченой грушей, а с приступами гипертонии боролись кровопусканием и пиявками. Народные средства тоже иногда могли принести вред, тот же цирюльник, пускавший кровь, мог занести инфекцию в ранку. Желудочные болезни напрямую зависели от рациона. Так что же ели московские купцы?

Еда

Еда вообще — одна из важнейших составляющих национальной культуры. Купеческая среда стала одной из хранительниц русской кулинарной культуры.

Прежде всего, сколько раз в день ели? В девять часов утра подавался чай, около двух обедали, примерно в пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали. Теперь можно подробно рассмотреть, что конкретно ело и пило купечество за каждой трапезой.


К чаю полагалась выпечка, самая разнообразная, постная или скоромная, из разного теста и с десятками начинок, а также непременно — мед разных сортов, домашнее варенье, покупной мармелад. Пышки, пирожки, булочки, ватрушки, большие пироги подавались также к обеду и ужину.

Обед традиционно состоял из нескольких горячих блюд и закусок. На первое был суп, чаще всего щи, борщ, уха затем подавалось несколько горячих блюд, а после них — разнообразные закуски и сладкое. Звание любимого купеческого супа прочно удерживали щи с сушеными грибами. Так как в купеческой среде строго соблюдались посты, то борщ варили на мясном или постном бульоне, а уху ели не всегда. Все рецепты были традиционными, полученными от отцов, а новые практически не заимствовались. Все блюда состояли из простых ингридиентов, которые можно было купить на московских рынках. На второе подавали блюда сытные и не сложные в приготовлении. В посты это каши и овощи с грибами, приготовленные с постным маслом. В обычные дни — запеченное мясо, птица, кулебяка с большим количеством начинки (морковь с луком, рыбный и мясной фарш, грибы и т. д.). Основными приправами были соль, перец, лук, лавровый лист.

Что касается напитков, то пили купцы домашние наливки, настойки, квасы, сбитни, иногда домашнее пиво. Все это делалось дома и не требовало больших расходов. Покупные вино и водка появлялись на столе только по воскресным и праздничным дням.

Сладкое состояло прежде всего из выпечки — больших пирогов с начинкой из свежих фруктов или домашнего варенья, маленьких пирожков, булочек, коврижек, пряников.

В промежутке между четырьмя основными трапезами купцы и купчихи ели орехи, мармелад и домашнее варенье. Делалось оно на сахарном и медовом сиропе из различных фруктов и ягод. Варка могла занимать сутки или больше. Отдельного разговора стоит купеческая любовь к чаю и чаепитиям, ставшая чуть ли не хрестоматийным признаком принадлежности к этому сословию благодаря известной картине Кустодиева. Действительно, купечество и чаепитие почти неразделимы.


В XIX веке на территории России пили несколько сортов чая — «ординарный», «кирпичный с солью, маслом и молоком», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный ханский». Вероятно, что цена «ординарного» чая была намного ниже, чем чая «жемчужного ханского». Но даже «ординарный» чай был высокого качества. Огромное значение имело правильное приготовление чая. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В чай могли добавляться сливки, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая, если он добавлен непосредственно в чашку. Сахар подавался отдельно, и чай пился «вприкуску». К чаю могли подаваться различные сладости, такие, как варенье, выпечка, а могло быть просто чаепитие с одним лишь сахаром. За чаем могли разговаривать на разные темы, начиная с обсуждения городских новостей и заканчивая выдачей дочерей замуж. Купцы заключали сделки на миллионы рублей, сидя за чаем. Чаевничали в купеческих семьях много раз в день (обязательно утром и вечером). Гостям всегда предлагалось выпить чаю, это было в каком-то роде проявление радушия и гостеприимства. Обязательным атрибутом чайной церемонии был самовар. По традиции он ставился в центр стола, вокруг него располагались чайные чашки и тарелки с выпечкой. Первым наливал себе чай глава семьи, а за ним остальные по старшинству.

Купеческая мода

В первой половине XIX века купцы постепенно начинают делиться на две группы — «модников», носивших европейскую одежду, бривших или стригших бороду, пользовавшихся духами и т.д., и приверженцев «русского платья». Нередко разделение на эти две группы проходило и по возрастному принципу. Отец мог ходить в «русском платье», а сын одеваться по французской или немецкой моде. Женская одежда включала в себя как традиционные, так и привнесенные из Европы черты. «Золотая купеческая молодежь», или «модники», практически не интересовалась торговой или какой-либо другой деятельностью, предпочитая тратить капиталы своих отцов, придерживавшихся традиций предков, на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры. Одежда их могла и не отличаться от аристократической, но держались они в ней неуверенно. Кроме того, их выдавала неправильная искаженная речь и практически полное отсутствие знания иностранных языков (в первую очередь французского). Постепенно они отвыкали от подобной речи, в то время как их отцы продолжали говорить «оттелева», «отселева», «ахтер», «камплиент», «эвося», «эвтот», «намнясь» и носить сюртуки, шинели и фуражки.

В домашней обстановке купцы «с бородой» любили надевать просторные рубахи, напоминающие крестьянские (особенно популярен был красный цвет). Иногда они надевали и халаты, но это встречалось достаточно редко, по крайней мере в первой половине XIX века. Средств на одежду они тратили немного, предпочитая донашивать одежду отца, а то и деда.

Наиболее своеобразной была женская купеческая одежда. Платье кроилось по европейским лекалам, но поверх него часто надевали шали, душегрейки, на голову повязывали платки. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева. Чаще всего их покупали задешево, на известных всей Москве распродажах в Фомин понедельник, где можно было купить только что вышедшие из моды платки, шали и кружева. Платья, разумеется, делились на праздничные и повседневные. Повседневные носили дома, в гости к родным или соседям, при походе на рынок. Праздничные надевали в церковь и на ярмарки. Количество платьев у купчих зависело от доходов семьи, но и здесь расточительство не поощрялось. В первой половине XIX века женщины из купеческого сословия, особенно молодые, начинают носить чепцы и шляпки.

Невозможно обойти вниманием вопрос об украшениях купчих. Как правило, зажиточные купцы дарили женам и дочерям довольно дорогие украшения — золотые кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, золотые серьги, сделанные ювелирами золотые или серебряные гребни для волос тонкой работы. Если взглянуть на «парадные» портреты состоятельных или богатых купцов и их жен, то скромная темная одежа мужей контрастирует с ярким платьем жены, а если на портретах изображена немолодая пара, то уж во всяком случае в женском костюме присутствуют украшения. На каждом пальце — по золотому кольцу с камнями или без них. У пожилых — жемчужный воротник платья, сплетенный в традиционной русской технике «поднизи», у молодых — жемчужные ожерелья, золотые цепочки, у всех — серьги в ушах, часто браслеты. В церковь украшения не надевали.

Досуг

Купцы со своими семьями посещали театр, гостей, гулянья, ярмарки просто как обычные покупатели. Ярмарка была традиционным местом развлечения, а театры только входили в моду у купцов. В середине XIX века театры в Москве были в основном домашними. Число их только в Москве достигало 20. Можно назвать несколько самых известных: князя Н.П. Юсупова в Харитоньевском переулке, графа Н.П. Шереметьева в Кускове и Останкине, а также графа С.П. Апраксина на Знаменке. Императорскими театрами в Москве были Большой и Малый (открылся в 1825 году). Особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, в то время как оперы и балеты купцы недолюбливали. Если постановки в Малом театре чем-то отдаленно напоминают представления на ярмарках (не имеется в виду сходство действия, костюмов, игры актеров, а похожая направленность постановок — и там и там разыгрываются бытовые сюжеты), то опера и балет — совершенно новые явления, для купечества непонятные. Странные костюмы (особенно для балета) и поведение актеров на сцене — все это вызывало недоумение и иногда довольно критическую оценку у купцов. В свою очередь, купцы любили слушать (да и сами исполнять) традиционные русские песни на гуляньях или во время праздников. Они были им ближе, к тому же важную роль играл тот факт, что песни эти «услаждали слух» дедов и отцов. В первой половине XIX века купечество начинает устраивать торжественные обеды, иногда даже балы.


Летние гулянья, в которых участвовали и купцы, проходили по главным московским улицам, вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной роще, а также в тогдашних окрестностях города — в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском. Зимние гулянья (утренние прогулки и «катанья») были в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки и Новинскому валу. На гуляньях, проходящих весной, всегда присутствовали паяцы, фокусники. 1 мая открывалось загородное гулянье в Сокольниках и Марьиной роще. Необходимо отметить, что летом в гуляньях участвовали в основном купцы и прочий городской люд, так как дворяне разъезжались по своим имениям за пределами Москвы. В садах или парках играла полковая и инструментальная музыка, пели и плясали цыгане, жители города катались в лодках, по вечерам устраивались фейерверки.

Можно сказать, что в первой половине XIX века быт московского купечества представлял собой ни на что не похожий синтез традиционной русской культуры с начинающими проникать в нее элементами культуры европейской, появившейся в России в начале XVIII века. Тем не менее Православие мыслилось фундаментом частной и общественной жизни. Процесс можно абстрактно изобразить как смену внешней оболочки без изменения внутреннего ядра, основ.

В Муроме, как и в любом другом купеческом городе, сохранились гражданские здания XVIII-XIX вв., в основном, это - усадьбы и особняки муромских купцов и купчих. К сожалению, многие старинные здания были уничтожены, поскольку после больших пожаров рубежа XVIII-XIX вв. город был полностью перестроен.

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ УЛИЦА

От усадьбы Ермакова можно пройтись по Успенской улице (современная ул. Красноармейская). Улица небольшая, с двух сторон ее замыкают церковные строения: с одной стороны Благовещенский и Троицкий монастырь, с другой – Успенская (Георгиевская) церковь, построенная в 1792 г. на средства купца Дмитрия Ивановича Лихонина. Это одна из немногих улиц современного Мурома, которая в какой-то мере сохранила настроение и внешний облик уездного города нач. XX в. Здесь и одноэтажные домики деревенского вида «в три окна», и двухэтажные с деревянным верхом и каменным низом. Такие полукаменные дома были очень удобны и для проживания, и для ведения своего дела или промысла. Рядом расположен Штапский овраг (или Успенский - по названию храма).
Среди рядовой застройки на Красноармейской улице (бывшая Успенская) выделяются богатые каменные особняки. Один из них (ул. Красноармейская, д. 25) принадлежал потомственному почетному гражданину Федору Васильевичу Суздальцеву. Этот красивый двухэтажный дом с колоннами до сих пор является украшением всей улицы. Федор Васильевич купил его в 1846 г. Домов подобного типа в Муроме практически не осталось. К сожалению, здание требует реставрации.
Хозяин дома Ф.В. Суздальцев занимался торговлей полотнами и хлебом, имел полотняное заведение. В 1848 г. был выбран бургомистром в магистрат, а затем и городским головою (с 1857 по 1859 гг.). Должность городского головы занимали его отец Василий Тимофеевич и старший брат Иван.

Ул. Красноармейская, д. 25. Дом купца Зворыкина, XIX в.

Ул. Красноармейская, д. 27. Дом купца Зворыкина, XIX в. (в муниципальной собственности).

ПЕРВОМАЙСКАЯ УЛИЦА

Современная первомайская улица Мурома протянулась с севера на юг на два с лишним километра. Свое начало она берет от древнего административного центра города - кремля над Окой. Параллельно ей расположена одна из центральных артели города - ул. Ленина.

В XVII в., уже после того как город давным-давно потерял значение военного форпоста и кремль пришел в запустение, на северо-западной стороне его была построена Николо-Зарядская церковь. От нее и улица называлась Никольской.
Много веков прошумело над улицей, но ветры времени мало изменили ее облик. И тем легче мысленно представить события давно минувших лет, свидетелем которых стала старая улица.

Каких-то сто лет назад, на Первомайской лишь отдельные кварталы когда-то были покрыты булыжником. На дороге, да и на тротуарах увязали в грязи не только прохожие, но и лошади с повозками. Но вот уже как несколько десятилетий проезжая часть улицы оделась в асфальт. Со временем менялся внешний облик. На юге некоторые крохотные деревянные дома пали под натиском строителей. К середине улицы от реки тянулся глубокий овраг. По дну его пролегали почтовые тракты из Москвы на Нижний Новгород и в Сибирь. По Никольской они выходили на Московскую и за город к Москве.
В октябре 1790 г. по этой улице везли в сибирскую ссылку А.Н. Радищева. Обесчещенный, больной, закованный в кандалы, он видел вокруг себя жизнь, подтверждавшую его правоту. В 1826 г. по этой же скорбной дороге ехали к мужьям жены декабристов, сосланных в Сибирь, на каторгу. Княжеские кареты провезли Е.И. Трубецкую, М.Н. Волконскую, А.Г. Муравьеву. По той же дороге отправился в ссылку, разлученный с родными и невестой 23-летний .

В нескольких местах кварталы улицы отступают вглубь. Вот на пересечении с улицей Комсомольской еще с тех давних пор, когда здесь стояла одна из водоразборных будок, построенных вместе с водопроводом в сер. XIX в., образовался пустырь, В 60-х гг. нашего столетия его пытались превратить в молодежный парк, но не получилось. Изменилось это место и стало одним из примечательных уголков города после того, как приняли решение установить здесь бюст дважды Героя Социалистического Труда Ростислава Аполлосовича Белякова.

Дом Зворыкиных

Адрес: ул. Первомайская, д. 4
Дом Зворыкиных - это главное здание муромского историко-художественного музея. Трехэтажный особняк с мезонином XIX в. - один из самх больших и красивых домов в городе. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, "отец телевидения", (1889-1982 гг.). В особняке Зворыкиных в Муроме установлена мемориальная доска, а перед его родным домом расположен памятник. Долгое время в доме Зворыкиных находилась экспозиции по истории и культуре Мурома. Сейчас здание закрыто в связи с предстоящей реконструкции.


Дом Зворыкиных

Здание бывшей городской думы

Адрес: ул. Первомайская, д. 6
Художественная галерея - это еще одно примечательное здание. Находится рядом с домом Зворыкиных и занимает двухэтажное здание начала XIX в. (1815 г.), принадлежавшее ранее Городской думе.
В экспозиции художественной галереи представлены лучшие художественные коллекции музея. В основе собрания русского и заподноевропейского искусства XVII - XIX вв. лежит коллекция графов Уваровых из их карачаровского имения "Красная Гора" (ул. Кирова). В галерее посетители смогут увидеть фамильные портреты, коллекционную мебель, фарфор, а также полотна русских и заподноевропейских мастеров, находится в .


Художественная галерея


Дом купцов Лихониных, 1816 г. ул. Первомайская, д. 14


Дом купца Вощинина, 1846 г. ул. Первомайская, д. 22


Здание торговой лавки купца Мяздрикова. XX в. ул. Первомайская, д. 5


Здание магазина служащей Войтас, XX в. ул. Первомайская, д. 11


Дом купца Киселева, XVII-XIX вв. ул. Первомайская, д. 23


Дом мещанина Серебренникова XX в. ул. Первомайская, д. 31


Палатка купца Мяздрикова, XIX в. ул. Первомайская, д. 37


Дом купца Киселева, 1860 г. ул. Первомайская, д. 39

Дом Шведовых-Каратыгиных



На бывшей Благовещенской улице (ныне ул. Тимирязева, д. 3) стоит один из интереснейших домов города. Брошенный на произвол судьбы и всеми забытый, он производит удручающее впечатление, зияя пустыми глазницами разбитых окон. Старожилы называют его "Дом Каратыгина". Однако в краеведческой литературе бывший особняк купцов Каратыгиных упоминается только с провозглашением Советской власти. Единицы знают, что в 1875 г. в нем располагалось . О судьбе дома и его владельцах долгое время ничего не было известно. Архивные изыскания показали, что Дом Каратыгиных имеет очень интересную историю.

Первоначально дом принадлежал купцу первой гильдии Григорию Александровичу Шведову. Г.А. Шведов родился в 1804 г. Сначала он жил во Владимире, а потом в Оренбурге. Накопив капитал, в 1831 г. вступил в купцы второй гильдии г. Симбирска. Через четыре года Г.А. Шведов стал купцом первой гильдии В 1835 г. вместе с семейством купец перебрался в Ставрополь, а еще через два года - в Муром. 17 мая 1837 г. став муромским купцом, Г.А. Шведов приобретает в 16 квартале на Благовещенской улице участок земли и возводит красавец дом. Внизу, в овраге, находилась полотняная фабрика, купленная 29 сентября 1836 г. Через три года фабрика Шведова считалась одной из лучших в городе. О ее владельце краевед А.А. Титов восторженно писал: "Купец Г.А. Шведов, вновь устроив фабрику в лучшем виде, по своему капиталу и познанию в делах химии и механике обещает хороших успехов по этой мануфактурной промышленности". Также известно, что Г.А. Шведов занимался переработкой свеклы и производством сахара. 13 мая 1843 г. Сенат возвел Г.А. Шведова и его семейство в потомственное почетное гражданство. Семья купца первой гильдии была большой: супруга Елена Ивановна и пятеро детей - Петр (р. 1829 г.), Михаил (р. 1832 г.), Елена (р. 1834 г.) Николай (р. 1837 г.), Анна (р. 1841 г.) и Иван (р. 1844 г.). После смерти отца братья Шведовы не смогли самостоятельно вести торговые операции. Постепенно они разорились. 7 декабря 1862 г. родовое имение Шведовых перешло к купцу третьей гильдии Максиму Афанасьевичу Каратыгину.
См.


Дом Шведовых-Каратыгиных

Дом Журавлевых


Ул. Воровского, д. 2. . 1970–1975 гг.

Несколько лет он стоял беспризорный - с разбитыми окнами и заколоченными дверьми, брошенный на произвол судьбы.

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ


Торговые ряды
Площадь 1100-летия Мурома, д. 2

Торговые ряды в Муроме были построены в 1816 г. Это довольно простое, классическое сооружение, при этом не лишенное величественности, которую ему придают арки и массивные колонны дорического ордера. Под рядами устроены глубокие подвалы со сводчатыми перекрытиями, где хранилось зерно. Качество постройки торговых рядов такого, что они сумели выдержать почти 200 лет практически без ремонта. Колоритные Торговые ряды неоднократно появляются в различных фильмах. Но быть декорациями в кино − отнюдь не единственная и не главная их функция. Здесь по-прежнему идет торговля, а за рядами расположился большой городской рынок.
В этом здании расположены следующие объекты: Центральная библиотека, Кафе "Баринъ".

УЛИЦА МОСКОВСКАЯ

Улица Московская - центральная улица Мурома. Сформировалась в нач. XIX в. после утверждения нового плана города.



Ул. Московская, д. 13

Выставочный центр расположен в двухэтажном особняке купцов Голубевых XIX в., замыкающий первый квартал улицы Московской. В залах Центра проводятся временные выставки, а в двух больших верхних залах развернута выставка, посвященная истории города. Здесь можно увидеть как бытовые вещи, так и сакральные предметы - иконы, церковную утварь.
См. .


Ул. Московская, д. 11


Ул. Московская, д. 9


Ул. Московская д. 7


Ул. Московская, д. 5







Дом купцов Вощининых.
Ул. Московская, д. 2. Бывший "Детский мир"


Ул. Московская, д. 4


Дом купцов Зворыкиных. Дом мещанки Константиновой (XIX в.)
Ул. Московская, д. 33

Старое здание полиции. «В год 1743 магистрат города Мурома учредил первую во Владимирской губернии полицмейстерскую контору, положившую начало службе охраны общественного порядка».

Примерно на этом месте начинались массовые беспорядки 30 июня 1961 г.
Ныне - здание УВД округа Муром.

Дом купца И.В. Корщикова

Адрес: ул. Московская, д. 26
В 1886 г. газета "Современные известия", комментировавшая ход следствия, писала, что муромский купец И.В. Корщиков имел очень темную репутацию. Бывший нищий села Карачарово вдруг стал богатеть. Ходили разговоры о сбыте фальшивых денег. Еще в нач/ 1880-х гг. он купил в Муроме два каменных дома - на Рождественской улице (не сохранился) и на Московской (№ 26).
В 1885 г. вчерашний крестьянин стал купцом. Известно, что первоначально И.В. Корщиков занимался винным откупом (одна из самых доходных в России статей предпринимательства). В 1890-е гг. купец И.В. Корщиков и его сын Иван владели каменной лавкой в Гостином дворе. Накопив капитал на винной деле, к концу 90-х гг. Корщиковы занялись не менее выгодной хлебной торговлей. После смерти главы семьи (а умер он в 1905 г.) торговыми делами стал заправлять Михаил Корщиков. В 1911 г. ему принадлежало девять хлебных лавок. .
.


в мкр. Вербовский.




Copyright © 2016 Любовь безусловная

Три уникальных деревянных усадьбы располагаются недалеко друг от друга на ул. Первого мая (бывшей ул. Купеческая). Здания построены в 1830 - 1861 годах и сохраняют ампирные черты типовых "образцовых" проектов провинциального городского жилья I половины XIX века.

Особый интерес представляют биографии местных купцов - текстильных фабрикантов, - строителей и последующих владельцев этих памятников архитектуры.
Усадьба священника (ул. Первого мая, 3)
Усадьба священника соседней Воскресенской церкви представляет собой характерный образец застройки Павловского Посада 1850-1860-х гг.


Деревянное здание с редкой полнотой сохранило черты провинциального городского жилья своего времени. К дому, выходящими окнами на улицу примыкает тёсовый забор с воротами и калиткой. Хозяйственный двор замыкает бревенчатая связь кладовых и сараев, отделяя его от территории сада.
Одноэтажный с мезонином рубленый жилой дом и вместительные холодные сени поставлены на высоком подполье, а смежный с сенями прируб для кухни - на кирпичном полуподвале. Основной объём здания в своей типологии, внутренней планировке и отдельных деталях сохраняет отзвуки архитектуры ампира.

План дома священника.
Основываясь на пропорциях плана, симметрии лицевого фасада, увенчанного крутым щипцом мезонина, - можно прийти к выводу, что строительство дома производилось по одному из "образцовых" проектов типового строительства начала XIX века.
Тёсовая обшивка фасадов, имитирующая мелкий ленточный руст, фигурные наличники окон и большинство оконных заполнений относятся к 1900-м годам.
Из прежних художественных форм уцелели карниз мезонина с мутулами, восьмистекольная рама и строгие оконные обрамления с декоративным замком на боковом дворовом фасаде, наружная дверь с ампирным рисунком филенок.

Структура здания, выраженная в трёхчастной схеме плана, наличие подпола, боковой вход и преобладане высоты жилого переднего сруба сближает памятник с крестьянским жильём.
Внутри дом носит следы позднейших перепланировок.

Из элементов интерьера от старого времени сохранилась изразцовая печь и лестница в сенях, ограждённая точёными перилами.
Усадьба Р.Л. Щепетильникова (ул. Первого мая, 7)
Усадьба представляет собой образец богатого купеческого владения середины XIX века. Комплекс усадьбы представлен главным домом и длинным рядом дворовых построек. В прошлом в глубине участка находился сад.

Фотографии 2009 г. - 2013 г..
Большой двухэтажный купеческий дом поставлен на красной линии бывшей "Купеческой" улицы, выходя на него семиоконным фасадом. Первый этаж здания сложен из кирпича на белокаменном цоколе и оштукатурен. Деревянный второй этаж обшит тёсом "под руст".
Жилой дом был сооружён по "образцовому" проекту первой половины XIX в. в 1861 году и сохраняет черты ампирной постройки.

План первого этажа дома Щепетильникова.
В былые времена средняя часть лицевого фасада была завершена треугольным деревянным фронтоном, ныне утраченным. На первом этаже среднюю часть здания подчёркивают арочные формы нижних оконных проёмов.

Плоскости стен украшены строгими ленточными наличниками с верхней полкой и рельефными каменным замками, уцелевшими над окнами второстепенных фасадов.
Определённое изящество вносит в архитектуру дома псевдоготический мотив стрельчатой перемычки, присутствующий в трехчастных окнах второго этажа, выходящих на двор.
Деревянная тыльная часть здания со следами позднейших переделок вмещает в себя лестницу, холодные сени с чуланами и квартиры, устроенные в новейшее время. Со стороны двора дом увеличен пристройкой середины ХХ века.

Верхний, парадный этаж несколько выше первого. План основного старейшего объёма здания не понёс существенных утрат. Помещения соединены по принципу круговой анфилады. По главному фасаду расположен центральный зал с двумя фланкирующими его угловыми помещениями. Стены обтянуты карнизами. В интерьере сохранились белые изразцовые печи и массивные двупольные двери с усложненным рисунком филёнок.
Одноэтажные бревенчатые с открытым срубом хозяйственные постройки образуют несколько связей из ряда изолированных помещений под общей кровлей.

Дом построил ратман Павловского Посада в 1848, 1849, 1852 годах, Богородский купец III гильдии, владелец фабрики шёлковых и хлопчато-бумажных материй "при селе Вохне", выделывавшей нанку и "ластик", старообрядец Родион Леонтьевич Щепетильников (ок. 1777-1852). Родион Леонтьевич был женат на Анне Егоровне (1778-до1846), подарившей мужу детей: Якова (род. 1803), Степана (род. 1805), Наталью (1809), Савелия (род. 1815), Матрону (род. 1817).
Фабрика Щепетильникова располагалась на левом берегу р. Вохонки, севернее моста в конце ул. Дзержинского (Широковской) [см. карту ].

После Родиона дом унаследовал купец III гильдии, владелец ткацкой и красильной фабрики в Павловском Посаде, Яков Родионович Щепетильников (1803-?), женатый на бывшей крестьянке села Павлово (Вохна) Пелагее Петровне (1811-?). По материалам 1857 г. у него были дети: сыновья Андрон (Андрей) (1830-?) и Егор (1836-?) и дочери Авдотья и Наталья (1833-?). В 1857 году указывалось, что свой дом он унаследовал от отца . Таким образом, указание дома у Е.Н. Подъяпольской как "усадьба Я.Р. Щепетильникова" - нуждается в коррекции.

Затем дом перешёл во владение Андрона (Андрея) Яковлевича , владевшего родовым предприятием в 1888 году и женатого на Настасье (Анастасии) Сидоровне, урождённой Кузнецовой (1833-?), от которой он имел шестерых сыновей: Василия (род. 1853), Ивана (род. 1855), Петра (род. 1856), Степана, Матвея и Константина. Интересно, что Анастасия Сидоровна Щепетильникова-Кузнецова приходилась старшей сестрой одному из крупнейших промышленников и предпринимателей России конца XIX-нач. XX вв. - Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846-1911), владельцу известного "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" . После смерти Сидора Терентьевича Кузнецова (1806-1864) его фарфоровые фабрики переходили по наследству к его единственному сыну - Матвею, которому тогда было всего 18 лет. По некоторым сведениям, А.Я. Щепетильников исполнял обязанности одного из его опекунов . К 1890 г. Анастасия Сидоровна была владелицей хлопчато-бумажной фабрики в Павловском посаде с 40 рабочими, которой управлял её сын Пётр Андреевич.
Впоследствии дом перешёл старшему сыну А.Я. Щепетильникова - Василию Андреевичу Щепетильникову - купцу, городскому уполномоченному Павловского Посада (в 1914-1918 гг.), члену попечительского совета женской прогимназии Павловского Посада (1907) и городской общественной больницы (1911-1918 гг.), попечителю старообрядческой церкви св. Великомученика Дмитрия Солунского в Павловском Посаде (1915 г.) . В 1917 г. родовой дом Щепетильниковых с землёй оценивался в 6529 рублей.

Усадьба Н.Ф. Фролова (ул. Первого мая, 6)
Деревянная усадьба занимает удлинённый участок, выходящий на высокий левый берег Вохонки. Добраться до неё довольно сложно, так как она включена в окружённый общим забором квартал жилых зданий.

Фотография 2009 г.
Усадьба была основана купеческой семьёй Фроловых в первой половине XIX века. Усадьба не связана с городской средой и, имея ориентацию на речную долину, стоит особняком.
Дом поставлен в середине участка, в саду, террасами спускающемся к реке. Глубокий двор ограничен бревенчатой хозяйственной постройкой.


План дома Фроловых.
Деревянный одноэтажный жилой дом был возведён в стиле ампир в 1830-1840 годах. Он поставлен на кирпичном цоколе и обшит тёсом. Главный фасад, обращённый к реке, украшен террасой и завершён светёлкой. Боковые фасады завершены мезонинами. Вход в здание со двора лежит через холодные сени, к которым примыкает позднейшая кухонная пристройка с открытым срубом.

Черты ампира, отчётливо выраженные в объёмно-плановой композиции здания, в наружной его обработке довольно сдержанны. Характерны формы светёлки и мезонинов: группировка и абрис окон, разорванные внизу фронтоны, рустовка углов "в разбежку". Со стороны сада дом украшен выемчатой резьбой досок-прибоин с декоративными мотивами классицизма. Терраса, нарядно убранная точёными столбиками и пропильной резьбой, перестраивалась в начале ХХ века.

Планировка дома, по словам авторов "Памятников архитектуры Московской области", "варьирует распространённую схему особняков послепожарной Москвы, но была частично изменена при квартирном расселении. Центром композиции плана здания служит небольшой внутренний коридор, объединяющий смежные помещения по принципу кольцевой анфилады. Парадные комнаты с более высокими окнами обращены в сад.
В доме сохранились белые изразцовые печи нескольких типов, ампирные двустворчатые и однопольные двери, тянутые карнизы. Гостиную украшает плафон. В одной из жилых комнат- лежанка.
Однокомнатные симметричные мезонины по бокам здания занимает жильё. Одно из помещений с кафельной печью перекрывает ложный коробовый свод (молитвенная комната?).

Правый от гл. входа мезонин.
По всей видимости, дом был возведён на средства Павлово-Посадского купца III гильдии (в 1854 г.), вышедшего в купечество из местных крестьян, Никиты Фаддеевича Фролова (1803-до 1870?). После него дом принадлежал двум его сыновьям - Никите и Демьяну. Старший - Никита Никитич Фролов (1820-?), указывался как владелец местного красильно-бумажного заведения в 1870 и 1880 годах, а в 1877 г. исполнял обязанности гласного Городской Думы. Его жена - Аксинья Парфёновна (урождённая Малышева;1826-?), с 1880 г. по духовному завещанию своего отца, Парфёна Семёновича Малышева, унаследовала его двухэтажную деревянную ткацкую фабрику с красильней на Крутобережной улице. Аксинья Парфёновна родила мужу сыновей: Василия (род. 1841; ж. Марья Митрофановна (род. 1845), дети - Ольга, Анна, Митрофан, Александр, Иван), Ивана (род. 1854; ж. Аграфена Алексеевна (род. 1857), дети - Татьяна, Мария, Екатерина, Анна, Василий), Сергея (род. 1860; ж. Евдокия Тихоновна, дети - Анна, Наталья, Надежда, Мария, Антонина), Павла (род. 1862) и Фёдора (род. 1867).
Купец II гильдии Демьян Никитич Фролов (1832-1902), женатый на Наталье Ивановне, с 1877 по 1885 г. два срока был гласным Городской думы Павловского Посада, а в 1882 г. временно исполнял обязанности городского головы. В начале ХХ в. домом владели наследники Никиты Никитича...

В одном квартале с усадьбой растёт вот такой удивительный старинный дуб.

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

1. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. 2005. С. 21; 30, 142, 337, 341.
2. Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 35-36, 100.
3. Щепетильниковы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 121.
4. Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 199, с. 267-268.
5. Фроловы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 106-107.

Это единственная экскурсия в Москве, на которой можно попасть в гости в старинный купеческий особняк — ныне частный жилой дом, где живут его современные владельцы и потомок купеческого рода Полежаевых — Зубовых.

В процессе часовой экскурсии по старинным московским улицам и переулкам, участники познакомятся с жизнью обитателей ямской и купеческой Москвы среди реальных «декораций», сохранившихся только в этих местах.

В завершении прогулки мы зайдём в гости в старинный купеческий особняк , посетим бывшую «золотую» комнату, узнаем об прежних и нынешних владельцах, пройдемся по анфиладам его комнат, услышим волшебную музыку, увидим уникальное сохраненное потомками убранство и мебель, посидим в уютной купеческой гостиной и послушаем рассказы об этой уникальной московской семье и этом необычном доме, в котором до сих пор живет купеческая внучка.

Историческая хозяйка усадьбы Мария Васильевна Зубова и Наталья Леонова

Это удивительный жилой особняк с доброй атмосферой , передаваемой через поколения, в который можно зайти в гости ТОЛЬКО с нашим проектом. Вы посмотрите своими глазами как были устроены купеческие дома в Москве, увидите картины, скульптуру и керамику из личной коллекции хозяйки, а также побываете под сводами жилых палат 18 века.

Краткое описание осенне-зимнего варианта путешествия:

* Встреча на станции метро «Римская» . Почему станция метро получила такое название, что по задумке архитекторов напоминает станционный зал, кто эти мальчики на «римских» колоннах, почему на этой станции есть единственный в московском метро настоящий водяной фонтан, почему скульптор изобразил свое лицо в облике Богородицы? В особняке мы увидим авторские копии этих мальчиков в их первоначальном варианте. Переезд на станцию «Марксистская».

* Ямская и купеческая Москва. Почему в этих местах было одно из самых крупных поселения ямщиков и чем занимался дедушка знаменитого художника Константина Коровина (остатки прежней усадьбы). Дореволюционное здание, которое было построено на средства местных купцов-меценатов для женской гимназии и история его превращения в артиллерийские курсы, мужскую школу и современное специализированное учебное заведение.

* Купцы-промышленники. Золото-канительная фабрика Алексеевых-Станиславского и первая фарфоровая фабрика в России. Как бабушка Константина Сергеевича за 20 лет после смерти мужа вывела фабрику на самые высокие экономические показатели? Что делали на фабрике ранее и что сейчас? Что связывало К.С. Станиславского и последнего владельца особняка до революции П.В. Зубова? История первого московского театра для рабочих и его современность. Московский театр «Аппарте», расположившийся в бывшем крупнейшем в России кабельном заводе.

* Внутри православного Храма Мартина Исповедника — «семейного» храма семьи Зубовых. Уникальное убранство, история храма, его строительства. Кто отдал в конце 18 века все свои накопления для строительства храма, какой замечательный архитектор возвел этот храм и почему он назван в честь римского папы? Старообрядцы и единоверцы.

* Посещение территории усадьбы и роскошных залов старинного особняка с удивительной историей и сохранившимися дореволюционными интерьерами: «золотая» комната, просторная парадная с бронзовыми скульптурами и глиняными «мальчиками», уникальный цветной витраж из стекла, старинные часы с сюрпризом, огромное хозяйское зеркало 19 века, музыкальная гостиная, хозяйская столовая, личный кабинет хозяйки (бывшая мужская комната) и цокольный этаж, сохранившийся от старых жилых палат второй половины 18 века.

В этом доме в разное время были: старообрядческая молельня, хранилище богатейшей нумизматической коллекции и старинных скрипок, дом наглядного пособия и дом учителя, коммунальные квартиры, частная школа и т.д. История удивительного возрождения особняка в наше время и рассказы о том, как живут сейчас в особняке две прекрасные Марии.


Хозяйка усадьбы Мария Александровна Соколова и Наталья Леонова

Ведет экскурсию — руководитель проекта, журналист и писатель Наталья Леонова.

Продолжительность – 3 часа.

Место встречи — станция метро «Римская» (точное место встречи будет выслано смс-сообщением накануне экскурсии).

Стоимость участия – 700 рублей (включая посещение особняка и экскурсию внутри). Скидок на эту экскурсию нет! Количество группы – не более 25 человек .

Даты ближайших экскурсий:

Обращаем ваше внимание:
* деньги за билеты не возвращаются, если вы сообщили о невозможности посетить экскурсию менее, чем за 3 дня до начала экскурсии.
* если все билеты проданы, мы можем записать вас в резервный список, если кто-то не сможет посетить экскурсию.
* д
ля записи в резервный список и по любым другим вопросам, звоните по телефонам:
8-964-649-99-06 (основной телефон, звонок, смс, WhatsApp, Viber, Telegram)
8-926-777-09-79 (дополнительный телефон) или пишите на электронный адрес: [email protected]

Совершенно случайно, по пути на другой объект было найдено, как мне показалось кое-что историческо-интересное...
Исторические подвалы одного купеческого дома 17 века, а точнее палаты 17 века.
Естественно был найден сначала дом. Его состояние я бы оценил на 2 из 5. Одна стена дома полностью сложилась, остальные три еле держатся. Сами палаты являются памятником архитектуры федерального значения, но по причине того, что отсутствует собственник, здание никто не берется восстанавливать или сносить.
Дом находится на относительно охраняемой территории, лезть пришлось тихо и осторожно, через сломанную стену сразу на второй этаж, оттуда, достаточно сохранившаяся лесенка спускается на первый, а далее вниз, в исторический сводчатый подвал.

Пока пытался найти, как попасть внутрь, подошла женщина, работающая в магазине неподалеку, рассказала, что недавно тут снимался фильм, что здание в опасном аварийном состоянии и лезть туда нельзя, на вопрос охраняет она его или нет, она сказала, что нет.

Второй этаж. Крыша совсем прохудилась и готова вот-вот обвалится.

Вообще все здание находится в крайне аварийном состоянии.

Спуск в исторические сводчатые подвалы. Сами подвалы достаточно замусорены, как и здание в целом. Шины, стройматериалы, кабели, разный мусор и хлам.

Здание палат относилось к Кожевнической слободе, которая сгорела в 1773 году. На плане слободы здание палат изображено с большой каменной пристройкой, включающей как сохранившуюся и ныне часть палат, так и утраченную пристройку со стороны соседнего владения.
Во время пожара 1812 года здания сильно пострадали. В связи с этим своды при восстановлении перестраивались, а отделка фасадов была изменена в пользу классического стиля.

Палаты на протяжении 18-19 веков эксплуатировались как фабричные строения.

В начале 20 века палаты занимало фабрично-торговое товарищество «Николай Сергеевич Растеряев», выпускавшее свинцовые трубы.
В 30-х годах 20 века на этой территории находилось одно известное предприятие Мостранса.
В 1950 году активизировалась застройка участка и перестройка корпусов для различных хозяйственных нужд. Работы велись хаотично и небрежно, вследствие чего первозданный облик палат сильно пострадал.

По -сути это своды подземной части уже не существующего здания, так как от дома, на сегодняшний момент мало что осталось, лишь пару стен.

Подвалы небольшие, в некоторых ответвлениях откровенный бардак и бомжатник, видно, что за памятником федерального значения никто не следит вообще!

Предположительно, первым застройщиком и владельцем палат был купец Иван Васильевич Лихонин.

Непонятно куда выходящие окна в подвальном комплексе.

Фото из интернета. На нем здание еще относительно целое и с целой крышей.

Фотография из интернета. Другая сторона еще целого здания.

Спасибо за прочтение поста.