Биографии Характеристики Анализ

Старт в науке. Певец земли кубанской Памяти И

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

Урок литературы

«Казачий поэт России»

(Жизнь и творчество И. Ф. Вараввы)


Работа учителя русского языка и литературы

Старковой Натальи Алексеевны

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Ф. Вараввы

Задачи урока:

образовательные:

    расширить представление учащихся о творчестве И. Ф. Вараввы;

    учить эмоциональному восприятию поэтического произведения;

развивающие:

    развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

    совершенствовать культуру речи;

воспитательные:

    воспитывать любовь к родному краю;

    способствовать эстетическому воспитанию школьников через художественные произведения, музыку, живопись.

Оборудование:

    интерактивная доска;

    проектор, ноутбук;

    презентация;

    сборники стихов И. Ф. Вараввы;

    выставка книг поэта

Ход урока.

    Организационный момент

    Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего земляка, от стихов которого веет терпким запахом трав и степью, кожей сбруи казачьих коней и горячим свинцом, большой любовью к жизни. Его поэзия окрашена отблеском зорь и вечерних закатов, которые так прекрасны на Кубани. Речь пойдет об Иване Федоровиче Варавве казачьем поэте России.

    Изучение темы урока

Иван Варавва появился на свет 5 февраля 1925 года в хате слободы Ракова на хуторе Новобатайском под Ростовом. Его предки, реестровые казаки, перебрались на Кубань из Запорожской Сечи. Знатный полковник Варавва командовал гребной флотилией запорожцев, ходившей по Кубани. Просветитель Варавва получил за службу царские золотые именные часы. Дед Ивана Вараввы, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, много работал, обзавелся исправным хозяйством, за что и был раскулачен в период коллективизации. Хозяйство конфисковали, деда сослали на Соловки.

Учащиеся разыгрывают сценку

Мужчина и женщина стоят на дороге. Женщина держит ребенка на руках.

Мужчина:

Все наше большое семейство в поисках хлеба, работы и спокойной жизни разбрелось по Дону и Северному Кавказу.

Женщина (с тревогой):

Куда же отправимся мы? Где будут расти наши дети?

Мужчина:

Не останемся мы на Дону. Мы пойдем к своим истокам – на Кубань!

Остановились они в станице Староминской. Здесь, на берегу тихой речки Сошки, прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он начал писать первые стихи, получил первую грамоту. Как и многие сверстники, Иван был романтиком, мечтателем. Но грянула война. На немецкую агрессию страна ответила всенародным сопротивлением. Не остался в стороне и юный Варавва. Он рвался на фронт. В 1942 году, когда передовая приблизилась к Кубани, вражеские самолеты летали над станицей, слышался гул артиллерийских орудий, семнадцатилетнего паренька-добровольца зачислили красноармейцем.

Не грустите, милые, мы вернемся скоро,

Не беда, что воину восемнадцать лет.

Пыльная дорожка, Родины просторы,

Оружейным громом взорванный рассвет!

Вчерашние школьники не представляли, что придется пережить им за эти дни, месяцы, годы… Разве думали они, прощально махая рукой плачущим матерям, что многим из них уже никогда не доведется увидеть это родное лицо, колосящуюся хлебную ниву на горизонте, почувствовать ласковое дуновение южного ветра, вдохнуть запахи родной земли?

Ученик читает стихотворение И. Вараввы «Над тихою Эльбой»

Над тихою Эльбой

Пожар догорал,

Над тихою Эльбой

Казак умирал.

Парнишка бедовый,

Казак молодой –

В густую пшеницу

Упав головой…

Он глазом окинул

Простор ветровой,

И стала та Эльба

Кубанской Лабой.

(Бедовый – шустрый, смелый)

Варавва прошел трудный путь от первой отбитой у гитлеровцев станицы до Берлина. Бои, походы и переходы, ранения, гибель друзей…. Много испытаний выпало на долю молодого солдата.

Ребята, как вы думаете, почему Иван Варавва уцелел на войне? Что помогало ему выжить?

    Мысль о родной земле, любовь к ней помогали Ивану выжить.

Храбро сражался Иван Варавва. При прорыве вражеской Голубой линии на Кубани в 1943 году в районе высот у станицы Крымской командующий фронтом генерал Петров, наблюдавший в бинокль разведку боем, лично представил всех отличившихся к высоким правительственным наградам. Среди этих храбрых бойцов был совсем еще молодой красноармеец из казачьей станицы Иван Варавва.

Сгорает день, стрекозами звеня.

Я – властелин металла и огня.

Огонь…В меня!

С 1943 года стихи Вараввы стали регулярно появляться в армейской печати. Все они были проникнуты единым настроением – волей к победе.

Война – это не только бои и атаки, смерть и ранения. Война – это и ежедневный быт бойца, это крепкая солдатская дружба и, конечно, любовь.

Жалко с милой расставаться,

Сердце мается в груди.

Иван знал, сколько горя, боли и беды принесла война практически в каждую семью.Много тревог и страданий вынесли матери, жены, сестры солдат, оставшиеся в тылу ждать своих родных и близких.

Ученик читает стихотворение И. Вараввы «На окраине села»

На окраине села –

С головою белой

Сына мать с войны ждала

И окаменела.

Прилетел в село степной

Сизокрылый сокол.

Бились клены головой

О гранит высокий.

Ковыля катились ниц

От тоски матроса.

Тихо с каменных ресниц

Покатились слезы.

И из памятных глубин

Вздох раздался мамин.

Прикоснулся к камню сын –

Ожил серый камень.

На окраине села –

С головою белой

Сына мать с войны ждала

И окаменела.

Сам того не замечая, Иван Варавва становится солдатским поэтом.

В 1948 году в жизни И. Вараввы произошло событие, определившее на многие годы творческий путь. В Киеве он встретился с А. Твардовским, автором книги «Про бойца». Позже Варавва поступает в Литературный институт. В 1954 году в свет выходит первая поэтическая книга. Автор назвал ее «Ветер с Кубани».И. Варавве предложили работу в Москве, но он вернулся в свою родную станицу.

Все, чем жив, что ведаю и знаю,

Что добыл в походе и в бою, -

Моему отеческому краю

В доброе наследство отдаю.

И.Ф. ВАРАВВА – ПЕВЕЦ КУБАНСКОЙ ЗЕМЛИ

Материал к литературному вечеру

Подготовила:

Сёмина Е.М.

  1. Вступление. Кубань – колыбель поэта.
  1. Казачьи корни И.Ф. Вараввы.
  1. Испытание войной.
  1. Раннее творчество поэта.
  1. Учеба в литературном институте.
  1. Жизненный выбор Вараввы – его стихи.
  1. Казачья жизнь – источник творчества поэта.
  1. Заключение. Образ Кубани – навсегда в сердце.

Край родной!.. Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей …

Был бы ты, а мы – то будем живы

Щедростью и радостью твоей.

И.Варавва

Кубань – казачий край, колыбель его далекого детства. Через расстояния и горы я вижу ее бескрайние пшеничные степи, сверкающие голубым серебром моря и лиманы, под легкой грядой облаков – зеленеющие лесами горы. Он слышит ее песни и с волнением вспоминает сокрывшие в себе тайну истории имена степных и нагорных рек и речушек: Сосыка, Ея, Лаба, Белая …Перед его взором встают продубленные южным горячим солнцем лица хлеборобов и пахарей благодатной кубанской земли.

У каждого поэта на карте страны есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край – главный источник творческого вдохновения. Такою землей и родником вдохновения для Ивана Вараввы была и навсегда осталась Кубань.

«Кто Кубань мою песней украсит, если это не сделаем мы?..». Любовь поэта к этой земле особенная. Она в его корнях…

Д.Яворницкий в своих очерках об истории казачества напоминает о том, что, когда формировалось Великое Войско Запорожское, в Сечь принимался не всякий беглый люд, а лишь казак по происхождению. Так повелось на Руси, -когда рождалась новая семья, при сватовстве, выбирая жениха или невесту, смотрели на корни. По «родовыне» Иван Федорович Варавва – казак щирый, что называется, с головы до ног. Его давние предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи. И по грамоте,жалованной царицей Екатериной, вместе с Захарием Чепигой и Антоном Головатым переселились на Кубань в составе Черноморского Казачьего Войска. Старший из рода – знатный полковник Варавва - командовал гребной флотилией, ходившей по Кубани. Второй из заслуженных родичей Ивана Вараввы – просветеитель. Варавва – за примерную службу награжден царскими золотыми именными часами вместе с атаманом Бабычем.

Планиду казачьего рода Вараввы не назовешь легкодухой. Судьбоносна она для России.

Дед Ивана Вараввы, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение в хате у дальних родственников в донской слободе Новобатайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевез на Дон все свое семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новобатайской, родился Иван Варавва 5 февраля 1925 года.

Трудясь, его дед обзавелся исправным хозяйством, за что и был раскулачен в период коллективизации. Хозяйство конфисковали, а деда сослали на Соловки.

В голодные годы родня и все большое семейство Ивана Вараввы в поисках хлеба, работы и спокойной жизни разбрелись по Дону и Северному Кавказу. Покинув опустевший двор и обездоленную хату, отец с матерью, взяв на руки малолетних сыновей, пешком, а потом на скрипучей арбе, встреченной по дороге, отправились к своим истокам – на Кубань!

Семнадцатилетним юношей, в1942 году, закончив среднюю школу в станице Староминской, под рокот стрельбы Иван Варавва уходит добровольцем на фронт, записываясь в станичный истребительный батальон. В свои неполные 18 лет он становится солдатом.

Первое боевое крещение юный воин получил на подступах к Новороссийску, в районе станицы Крымской. Вскоре при взятии высоты был ранен, а после лечения снова возвратился на фронт.

По своему свободолюбивому характеру, доставшемуся ему от казацкого рода, он больше всего страшился фашистского плена…Дважды невредимым выходил из железного окружения, когда в живых оставались считанные единицы. Горел, был засыпан землей от взорвавшейся бомбы… Фронтовые товарищи при встрече вспоминают, как во время атаки сопки, названной ныне Сопкой Героев, у него за спиной, в побитом осколками вещмешке, с избытком наполненном боеприпасами, задымился запал. И взрыв громыхнул, но уже после того как кто-то сдернул мешок с его плеч…

Очевидцы свидетельствуют, что при прорыве вражеской Голубой линии на Кубани в 1943 году в районе высот у станицы Крымской, командующий фронтом генерал Петров, наблюдавший в бинокль разведку боем, лично представил всех отличившихся к высоким правительственным наградам…

Среди этих храбрых бойцов был совсем еще молодой красноармеец из казачьей станицы Староминской Иван Варавва.

Для фашиста в бою казачья лава бесстрашием своим была что преисподняя!

…Сгорает день, стрекозами звеня.

Я – властелин металла и огня.

Огонь… В меня!

Для врага это состояние солдата было запредельным, непостижимым, что одолеть умом ему не было дано…

Бои, походы и переходы, ранения и контузии, награды и утраты, длинный военный путь до Берлина. Орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Медали за освобождение городов и штурм немецкого оплота. Орден Красной звезды догнал солдата через 25 лет, после победы он все-таки получает его. «Минометчик и стрелок роты автоматчиков в прошлом, а ныне известный советский поэт» - свидетельствовал в 1970 году журнал «Советский воин», - получает орден Красной Звезды из рук военкома, спустя двадцать пять лет после победы».

Трудный военный путь проходит лихой казак Иван Варавва. Как же он уцелел? Наверно, мысль о родной земле, любовь к ней помогали ему выжить.

Творческая судьба Ивана Вараввы востребована Россией и народом.

С 1943 года стихи Ивана Вараввы стали регулярно появляться в армейской печати. Содержание их было очень разнообразно. Но все они были проникнуты единым настроением – волей к победе:

Шел солдат на Берлин

Полевою дорогою длинной,

Орудийные громы

Над ним выбивались из сил.

Автоматные гильзы цвели,

Посреди задунайской долины

Пошатнулся солдат,

Свое сердце солдат уронил…

Молодой поэт отражал в своем раннем творчестве все, что происходило вокруг него, давал оценку событиям. А происходила жестокая война. Советские солдаты освобождали израненную родную землю, видели страдания людей, перенесших фашистскую неволю, видели, как эти люди тут же брались за восстановление всего, что разрушила война. Первые свои стихи Варавва писал в окопах для дивизионной газеты. Писать из-за нехватки бумаги приходилось с обратной стороны бумажных мишеней, выдаваемых ему запасливым старшиной.

Уже тогда на творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера поэзии: А.Твардовский, Вл. Сосюра, М. Рыльский. Они же и были его первыми учителями и наставниками, с тех пор прошло много времени, но и сейчас Иван Федорович вспоминает о том, как по-отечески отнеслись к нему видные поэты, поддержали в нем искру поэтического огонька.

После демобилизации из рядов Советской Армии Иван Варавва по рекомендации Союза писателей Украины поступает в

Московский литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР.

В это время в институт не убывал приток молодых творческих сил из продолжавших входить в мирную жизнь участников Великой Отечественной войны. Шли на учебу мужественные бывалые воины от рядового и сержанта до майора и

полковника. Это были люди с жизненным опытом, духовно цельные и целеустремленные, в горниле войны сформировавшие свой характер.

Сняв полевые погоны сержанта, Иван Варавва перешел на третий курс Литинститута с заочного отделения Киевского Государственного университета им. Т.Г Шевченко.

Он был подтянут, полон улыбки, юмора, товарищеской отзывчивости. В студенческий коллектив Варавва вписался легко. Хотя парню из кубанской станицы нелегко было определить свое место в столице, среди первой пятерки творчески наиболее заметных студентов однокурсников, в которую входили ныне известные поэты Константин Ваншенкин, Александр Николаев, болгарин Димитр Методиев, прозаик Майя Ганина.

К молодым литераторам приходили «маститые», делясь с ними своими секретами и творческим опытом. Были в гостях Леонид Леонов, Михаил Пришвин, Александр Твардовский, Константин Симонов, Константин Паустовский. Литературный институт посетил гениальный создатель «Тихого Дона» донской казак Михаил Шолохов. Студенты осыпали писателя вопросами и книгами, предназначенными для автографов.

Уже в студенческие годы Иван Варавва публиковал стихи в журналах «Советский воин» и «Смена», а также ему предоставлял страницы журнал «Новый мир», редактируемый Александром Твардовским Первую свою поэтическую книгу, вышедшую в свет в 1954 году, Варавва назвал «Ветер с Кубани» Ему предложили работу в Москве, но он решил вернуться домой, вы свою родную станицу.

Жизненный выбор был сделан правильно. Многие критики, изучавшие творчество Вараввы, напишут позднее, что он – один из лучших и наиболее известных поэтов Кубани.

В Краснодарском книжном издательстве в разное время выходили в свет сборники стихов «На старых кордонах», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Вишневый май» и др.

Известен сборник Вараввы «Песня любви». Первый раздел включает лирические стихотворения автора. Здесь подобраны и произведения, своими корнями уходящие в события военной поры.

Будучи автором многих поэтических сборников, Варавва зарекомендовал себя как неутомимый собиратель и пропагандист устного народного творчества, казачьих народных песен. Кубанскую казачью песню, которую он полюбил с детства, поэт считает самым первым своим учителем в поэзии. Иван Варавва записал народные песни от бравых запевал казачьих сотен и полков еще старой военной службы, теперь уже ушедших из жизни. Устные военные были кубанских казаков, думки, байки, легенды вошли в творческий багаж поэта. Когда у автора спрашивают о том, какую из своих работ он считает наиболее содержательной, поэт называет книгу «Песни казаков Кубани». В книгу вошли собранные И.Вараввой в станицах и хуторах Краснодарского края народные песни – произведения устного народного творчества кубанцев.

Кубанская казачья песня, и в особенности песня черноморских казаков, отличается своей внутренней емкостью. Она исполняется на четыре голоса с подголосками.

Казаки любят свободу и простор во всем. Их песни – их жизнь. Это хорошо понимает поэт Варавва, пропагандируя казачье творчество:

Казак ехал за Кубань,

Приубрался – выйди, глянь!

Сам он бравый,

Конь буланый, -

Хоть куда казак!…

В песнях кубанский казак беззаветно влюблен в природу родного края. Он, словно к божествам, обращается к ветру, орлу,

соколу к родимой степи и раздольной реке Кубани. В песне казак задушевно разговаривает со своим другом - конем, с матерью, женой или невестой, родной землей.

Я гляжу на улицу,

Стоя у окна:

Среди этих девушек

Есть моя, одна.

Долго ль ей по улочке

Песни затевать,

Мне кубанцу- молодцу

Воли не давать?..

Из таких вот привычных с детства и юности понятий слагается цельное и безмерно великое чувство Родины, рождается любовь к родине, звучащая в стихах Вараввы и песнях казаков. Поэт вносит в стих кубанский языковой диалект. Его поэзия светлая, мужественная, жизнеутверждающая. Иван Варавва в своих стихах говорит не только об истории своего народа, но и обращается к современности, к трудовым будням сегодняшнего дня. Создавая свою художественную интерпретацию, поэт вводит в стих кубанский языковой диалект, отчего народная поэзия сохраняет свежесть своей первозданной самобытности.

Воскрешая историю героических и человеческих свершений, Иван Варавва в одном из лучших своих произведений – «Казачьем сказе о Родине» – рисует выразительный нравственно – психологический портрет казака- труженика и воина, мужественно идущего по путям - дорогам истории к трудным вершинам будущего. В созидающей преемственности поколений, в верности заветам отцов видит поэт главную силу людей казачьего края. Сочетание казачьих диалектных слов и современных понятий, интонационно - мелодических характеристик и богатой звукописи помогло ему выявить внутреннее состояние героев и их характеров, создать особый поэтический колорит, сливающийся в конце произведения с песенной душой народа.

«Природный кубанский казак» – так охарактеризовал Ивана Варавву известный советский писатель С Бабаевский, увидев

Его впервые. С правотой этих слов трудно не согласиться. Замечательный певец казачьего края самобытен не только по своему внешнему, так сказать, сугубо кубанскому облику, но и по внутреннему, духовному своеобразию, уходящему корнями в толщу кубанских недр.

Иван Варавва приверженец главной в своей жизни теме – Кубани. В своем труде поэт никогда не ищет легких троп и дорог, принимая жизненные трудности такими, каковы они есть.

На протяжении творческого пути образ Кубани в душе поэта не просто жил, а и укреплялся, обретая поэтическое пространство. У него - «на праздник богатый, на обжинки веселые приглашают станичный народ». У него - «Казачка», «Кубанская быль», «Червонный поход», покорившие Л.Мартынова свободой исторического дыхания. У него - «Бежит река Кубанушка», поэтически вольное переложение народных песен черноморских казаков, причисленное В.Солоухиным к героическому эпосу. У него «Песня любви», книга лирики, ведущий мотив которой, по заключению В Фирсова, явился не чем иным, как живым голосом кубанского казачьего мира.

Крепко приросший своими родовыми корнями к Кубани, Иван Варавва отдает предпочтение неповторимому колориту близких ему величавой реки Кубани, синеглазого Урупа, пенисто-говорливых Сосыки и Лабы, размашисто-золотистых раздольев казачьего края. Историческое прошлое, сливаясь с современностью, образует в книгах Вараввы целостный облик родной земли. Лирический герой, как и в целом человек в стихотворениях поэта, - это большой мир, несущий в себе все перипетии народной судьбы.

Поэтическое мастерство И. Вараввы – непоказное, натуральное. Слово Твардовского всегда было для поэта самым притягательным. И со стороны А.Твардовского Варавва встречал ненарочитое, заинтересованное внимание. В своей книге «Ехали казаченьки поэт пишет, что А.Твардовский говорил ему, о понимании Кубани казачей. На титульном листе поэмы «За далью даль», присланной Твардовским на Кубань в 1964 году было написано: «Ивану Федоровичу Варавве – с неизменной симпатией. Присылайте новое в «Новый мир». А.Твардовский»

Несмотря на то, что поэт черпал истоки своего творчества в поэтическом мире великих классиков, И.Варавва совершенно свободен и естественен в выборе темы и интонации. Многие его стихи окрашены веселым и лукавым юмором. Но в некоторых он страдает и плачет, поет и восхищается. Мир его поэзии многообразен.

Поэт Варавва находится в пути, который избран им верно, в соответствии с его характером и творческими устремлениями. Поэт никогда не кривит душой. Он никогда не умел отрекаться. Казачья земля навсегда осталась для поэта непреходящей ценностью. Говоря о Кубани - крае казачьем, поэт имеет в виду то природное, крепкое, с высоты которого он ответствует и объемлет нынешний день Отчизны. Особенно ярко отражено это в книге « Казачий кобзарь».

За свой многолетний поэтический труд и гражданский подвиг во славу Родины И.Ф.Варавва удостоен высокого звания лауреата Литературной премии имени А.Твардовского «Василий Теркин», почетного академика Кубанской Академии культуры, почетного атамана Пашковского куреня.

«Кубань была и остается и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землей. Все светлое, радостное и большое и то трагическое, трудное и суровое, что было в моей судьбе, принимаю как должное и отдаю на алтарь поэзии. Родная Кубань, с ее духовной природной духовной красотой, силой и древней своей историей, мало воспета в литературных трудах. Своей песней мне посчастливилось быть рядом с первыми казачьими «бандуристами» Кубани. За что благодарен судьбе.»

И.Варавва

Библиография:

Володин Д. Сын седых равнин//Человек труда.-1985.

Дроздова Н . Казачий кобзарь Ивана Вараввы. В книге: ВаравваИ.Ф. Казачий кобзарь: сборник поэзии. - Краснодар: «Советская Кубань», 1997.

Канашкин В.А. Червонная бандура Ивана Вараввы: В книге Канашкин В.А. Жребий и участь. - Краснодар,1996.

Касатая О. Кубанский лирик: О поэзии И.В.Вараввы. - Кубань,1981.-№4.

Молодость, крещенная войной: К 70-летию кубанского поэта И.Ф.Вараввы.// Кубанский курьер.-1995.

Тернавский Н. Казачья муза.//Вольна Кубань.-1995.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

За что я Родину люблю?

За что я вместе с ней страдаю?

И каждый вздох её ловлю,

И слёзы горечи глотаю?

В.А. Архипов.

Щедра на таланты наша матушка-Кубань. Родная кубанская земля приносит нам свои необыкновенные дары. В стихах и песнях кроются истинно национальные корни культуры народа, его самобытность. Сменяются поколения, но потребность души выливается в этом творчестве, как и в старину, когда песня была рядом всегда: дома, на работах в поле, в боевом походе, потому что шла из самого глубинного подсознания, от самых глубоких корней. На Кубани есть множество разных поэтов, но роднит и объединяет их любовь к своей малой родине.

Актуальность - работа над данной темой позволила мне осознать себя частью своей малой Родины, гордость за своих земляков - кубанцев и любовь к своей Отчизне.

Цель - Рассмотреть тему любви к родине в творчестве кубанского поэта.

Предмет исследования - Тема Родины в творчестве Ивана Вараввы.

Гипотеза - я надеюсь, что моя работа поможет мне лучше узнать о творчестве данных поэтов и приобщиться к культурному наследия Кубани.

Основные задачи исследования:

Проанализировать творчество Ивана Вараввы и рассмотреть тему любви к родине в их поэзии.

Обобщить полученные данные.

Методология исследования:

Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.

Использовала гуманистические принципы.

Методы исследования:

Эмпирические: изучение продуктов деятельности.

Метод критического анализа.

В своей работе я использовала монографическую и публицистическую литературу, поэтические сборники, материалы исследовательской работы учащегося и Староминского народного краеведческого музея.

1.Из биографии Ивана Вараввы (см. приложение I рис.1), (см. приложение II рис.1) .

Кубань - казачий край!

Край родной!.. Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей

Был бы ты, а мы-то будем живы

Щедростью и радостью твоей.

Кубань - казачий край, колыбель его далекого детства. Через расстояния и горы я вижу ее бескрайние пшеничные степи, сверкающие голубым серебром моря и лиманы, под легкой грядой облаков - зеленеющие лесами горы. У каждого поэта на карте страны есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край - главный источник творческого вдохновения. Такою землей и родником вдохновения для Ивана Вараввы была и навсегда осталась Кубань. «Кто Кубань мою песней украсит, если это не сделаем мы?». Любовь поэта к этой земле особенная. Она в его корнях…

Предками Ивана Вараввы были реестровые казаки из Запорожской Сечи, которые переселились на Кубань в составе Черноморского казачьего войска. Один из представителей рода - полковник Варавва - командовал гребной флотилией. Второй из заслуженных родичей - просветитель Варавва - за примерную службу был награжден царскими золотыми именными часами. Нелегкая судьба семьи Ивана Вараввы во многом перекликается с судьбой всего кубанского казачества

Дед Ивана Вараввы, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение в хате у дальних родственников в донской слободе Новобатайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевез на Дон все свое семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новобатайской, родился Иван Варавва 5 февраля 1925 года.

В голодные годы родня и все большое семейство Ивана Вараввы в поисках хлеба, работы и спокойной жизни разбрелись по Дону и Северному Кавказу. Покинув опустевший двор и обездоленную хату, отец с матерью, взяв на руки малолетних сыновей, пешком, а потом на скрипучей арбе, встреченной по дороге, отправились к своим истокам - на Кубань .

В 1942 году, окончив школу № 1 станицы Староминской, Иван Варавва ушёл на фронт. Участвовал в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения вернулся в строй, освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную подпись на стене поверженного Рейхстага.

Очевидцы свидетельствуют, что при прорыве вражеской Голубой линии на Кубани в 1943 году в районе высот у станицы Крымской, командующий фронтом генерал Петров, наблюдавший в бинокль разведку боем, лично представил всех отличившихся к высоким правительственным наградам. Среди этих храбрых бойцов был совсем еще молодой красноармеец из казачьей станицы Староминской Иван Варавва (см. приложение II рис.2).

Молодой поэт отражал в своем раннем творчестве все, что происходило вокруг него, давал оценку событиям. А происходила жестокая война. Советские солдаты освобождали израненную родную землю, видели страдания людей, перенесших фашистскую неволю, видели, как эти люди тут же брались за восстановление всего, что разрушила война. Первые свои стихи Варавва писал в окопах для дивизионной газеты. Писать из-за нехватки бумаги приходилось с обратной стороны бумажных мишеней, выдаваемых ему запасливым старшиной (см. приложение III рис.1).

После демобилизации из рядов Советской Армии Иван Варавва по рекомендации Союза писателей Украины поступает в Московский литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР

Первые стихи Ивана Вараввы опубликованы в 1944 году в армейской печати. В 1948 году познакомился с Александром Твардовским, прочитав в ответ на «Я убит подо Ржевом» своё стихотворение «Под Бреслау, за Одер-рекою». Стихотворения молодого поэта также высоко оценил знаменитый украинский поэт Владимир Сосюра. По их рекомендации в 1950 году с заочного отделения Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко был переведён в Литературный институт. Учился вместе с Константином Ваншенкиным, Евгением Винокуровым, Сергеем Орловым, Борисом Балтером. В 1951 году Твардовский публикует подборку его стихов в «Новом мире». Окончил институт в 1953 году. В 1954 году вышел первый сборник его стихов «Ветер с Кубани». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР (см. приложение III рис.2).

Воскрешая историю героических и человеческих свершений, Иван Варавва в одном из лучших своих произведений - «Казачьем сказе о Родине» - рисует выразительный нравственно - психологический портрет казака - труженика и воина, мужественно идущего по путям - дорогам истории к трудным вершинам будущего.

В творческом багаже поэта более тридцати сборников. И.Ф. Варавва оставил в наследство молодому поколению кубанцев не только свои книги, но и знания, опыт, преданную любовь к родному краю. Кто хоть раз приоткрыл дверь в мир творчества Ивана Вараввы - поэта, солдата, гражданина, тот на всю жизнь останется восторженным почитателем его таланта. Скончался Иван Федорович Варавва 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет .

2. Родина в поэзии И. Вараввы

А) «Гомон Дикого поля»

В казачью духовную культуру и литературу юга России прочно вписалось имя поэта, фольклориста, драматурга Вараввы И.Ф., завершение становления творчества которого как производного выдающейся и неординарной личности выпадает на вторую половину двадцатого века. Особенно хочется остановиться на девяностых годах двадцатого столетия. В хозяйственной и культурной обвальной разрухе, охватившей страну, в политических и государственных власть предержащих распрях, когда уже кажется, что современное литературное поле начисто выжжено засухой внезапно нахлынувшей бездуховности «выбито морозом государственно-экономического статуса», не зазорно вспомнить высказывание Белинского об «отрадности» рождения таланта. Таким рождением стало творчество И. Ф. Вараввы. «Гомон дикого поля» - так называется вторая книга его стихотворений и поэм, входящая в задуманное автором собрание сочинений.

Приковывают внимание стихотворение строки-откровения:

Всё, чем жив, что ведаю и знаю,

Что добыл в походе и бою, -

Моему отечественному краю

В доброе наследство отдаю .

В задумке названия книги «Гомон дикого поля» в переводе со «старокубанского» «гомин» - тихий ропот, нежная спокойная жалоба, сдержанная доверительная беседа. Внешний эффект здесь не нужен. Как символ - дикое поле общается с человеком, и в этом заключено не менее важное: неразрывная связь человека - творца с родимой его землёй. В старые времена Диким полем именовалась степная территория, простирающаяся между русскими владениями и окраиной Крымского ханства. Границы его не остались неизменными. Это и буйная девственная степь, протянувшаяся от Волги и Днепра к Дону и Задонью. А далее это и равнина Кубани в зелёной траве, зарослях ожинника, и в густых камышовых плавнях, уходящих к морским берегам, к предгорьям Кавказа.

В стихотворных произведениях Ивана Вараввы казацкое Дикое поле - вольный простор, родная свободолюбивая земля, покрытая ратным подвигом пращуров, украшенная нелёгким селянским трудом.

Закручинилась даль, закрутилась,

Поплыла ковылями звеня.

Перепалка такая не снилась

В зоревом холодке куреня.

А ведь всё из-за волюшки-воли.

Из-за нрава лихих казаков…

Погуляем по Дикому полю

Под отчаянный цокот подков !

Если вы спросите у кубанского казака: «Что ему дороже и милей в целом свете?» - он вам ответит: «Родина и свобода!». И выскажет он эти слова всей плотью своего земного бытия, дыханием своего генетического древа, всей героической и трагической историей казачества: «Родина и свобода!»

Узловым моментом в литературных трудах Вараввы, запечатлённых на страницах книги, можно считать поэтический раздел «Черноморская степь», где собран, упорядочены и дополнены новыми стихотворениями о кубанской земле, пахаре, сеятеле, жнице. Здесь всё в едином: человек и родная земля, поле и небо, солнце и хлеб. Голос с давности Дикого поля вселяет в душу человека труда чувство радости, надежды и ожидания больших свершений.

Б) «Ветер с Кубани»

В 1954 г. выпущен был в Москве сборник стихов «Ветер с Кубани». О родном, кровном говорит он в сборнике. Каждое слово, крылато, как будто к небу достучаться торопиться! О чём-то главном ведает - о Руси казачьей - былой и нынешней. Неистово, взахлеб. С любовью безоглядной, самозабвенной, как только казаку дано любить свой край:

Не знает конь,

Что мир враждой расколот

На белые и красные штандарты.

Трава коню всегда была зелёной,

Над той травою - небо голубое.

Вода в реке как небо, бесконечна.

И ночь черна, ворона окрылье,

А кровь казачья - красная как маки !

В «зеленокрылье лета» Родина для поэта, «разбуженное весною», «поле пробуждающееся». По нему - по этому заповедному полю - история Отечества проносилась «ветром огневым».

Трагическая доля предков - казаков зазубренным клинком вошла в душу. Характерной чертой поэзии Вараввы этого сборника является её высокая гражданственность. У него она органично переплетается с задушевной лиричностью. Даже в стихах, где он из нашего времени или совсем недавнего прошлого совершает экскурс в событие давней истории.

Ветер, ветер -

Недоброе небо, -

Взбушевалась ковыльная даль.

В тучах солнце колышется слепо,

И поля покрывает печаль .

В стихотворении «Железная Русь» обращает внимание проходящая рефреном строка «Ветер, ветер, недоброе небо…» Стихотворение написано исключительно экономными поэтическими средствами, отвечающими духу народной поэзии.

По российскому, казачьему обычаю иметь Родину означает любить её.

Сгорает день, стрекозами звеня.

Я властелин металла и огня,

Огонь… В меня !

Являясь истинно русским поэтом, И. Варавва Россию воспринимает как дар для великого творчества. Изначально поэту дано чувство своего предстояния перед Родиной и Небом, её творившим; чувство призванности постичь необычайную глубину этого творческого акта; чувство ответственности за судьбу своих отчих полей. «Одни безответственно ищут пользы и наслаждения, другие чувствуют себя предстоящими чему-то высшему и священному»… Для кого-то дом родной: курганы, храмы - всего лишь атрибутика гражданственная, которая составляет атмосферу жизни, быта. А для поэта России они - смысл жизни, её сокровенное бытийное благо. Понимая творчество не количественно, а качественно, как духовный забор, поэт никогда не боится повториться.

Казалось бы, все то же поле. Но уже не безмятежно зоревое, а Поле беды, Поле брони, что Куликово. Оно вобрало в себя и жестокость боя («Ночь топтала полынь, над жестокостью боя сутулясь»), и беду раскола казачьего, и трагедию конца былой Руси. Предстояние стихотворца Высшему началу венчает земные образы его поэзии с Небом. Динамика преобразования, перевоплощения столь внутренне органична, что едва ощутима:

Край богатый, край казацкий -

И поля, и долы…

В бечеве бредёт бурлацкой…

Дюже не весёлый.

Русь казачья - ценность для поэта. Однажды оттолкнувшись от «малой» Родины, душа поэта должна преодолеть её и освоить вселенную. Стихотворный запев И. Вараввы пошёл от Кубани. Но «малая родина» не укоротила, не усекла поэта, не заперла как в скрыню, души его крылатое сокровение, не сделало его «местечковым». Да и сама Кубань - невеликая по охвату - никогда не была для России малой. Говоря о Кубани - крае казачьем, поэт имеет в виду то природное, крепкое. С высоты которого он объемлет нынешний день Отчизны. Со своих потомственных, гражданских позиций казачий поэт ведёт разговор о судьбе всей России. Два начала - Кубань и Россию - он соотносит не как частное с общим, а как начало и конец, вернее продолжение одного и того же процесса.

Ветер дубы под горою колышет,

Бес разгулявшийся ходит по крыше.

Русь, моя Родина - песня из сердца!

Я не могу на тебя наглядеться .

Крепко приросший своими родовыми корнями к Кубани, поэт отдаёт предпочтение неповторимому колориту близких ему величавой реки Кубани, синеглазого Урупа, пенисто-говорливых Сосыки и Лобы, размашисто -золотистого раздолья казачьего края. Образцы Кубани и России - родины в их настоящем и историческом прошлом проходят фактически через все произведения, сообщая им то, что иначе, чем чувство сына - всей любви и не назовёшь: «Шумят, шумят желтеющие нивы, красою сердце веселя. Родимый край мой, край любви счастливой, земля отцов - моя земля». Ощущение непрерывающейся связи поколений и глубокая привязанность к кровным жизненным истокам - вот нравственная опора, позволяющая поэтому последовательно и настойчиво упрочивать «вековую нить», связавшую отцов и детей, помогать современникам овладевать самой главной наукой - человечностью.

Историческое прошлое, сливаясь с современностью, образует целостный облик родной земли. Поэт ищет опору в прошлом отчего края, чтобы полнее установить для себя ряд важных закономерностей в его судьбе. У поэта в последних произведениях нет стихов - описаний, он не бросается в погоню за броским и ярким, а стремится постичь сущность явления, истоки» слияния самой души» земляков. Даже самые простые наблюдения поэта содержат в себе нравственный смысл и побуждают к размышлению. Ранним утром в поле его глаз замечает у притихшего комбайна штурвального, который глядя в маленький «зеркальный круг» прилежно бреется перед «заветным выездом». Поэт не прибегает к подробной характеристике героя, но мы ощущаем и «трудную простоту» прожитой им жизни, и сдержанную силу души. Непритязательность поэтической формы, умение обозначить характер лирического героя едва намеченной метафорой, психологический подтекст раздумий о жизни, родине, народе - основные особенности поэтического дарования И. Вараввы. Он не только слышит народную речь, но и даёт возможность ощутить читателю её красноречивость, многоцветность, разнообразные звуковые и цветовые оттенки. У него особенная способность чувствовать самобытное слово, не выносящего никаких натяжек, а признающего только язык жизни: мягкий и сочный, образный и певучий. В «заветном» он выразился так:

Я жизнь любил, фальшивить не умел.

В страну свой трудный парус ладил,

Любил, мечтал, степную песню пел

В бою на ветер пороха не тратил . — Краснодар: Советская Кубань, 1997.

И. Варавва. Гомон дикого поля: Стихотворения и поэмы. — Краснодар: Советская Кубань, 2000.

К. Галась. «Бои под станицей Крымской», ст. Староминская. 2017г..

В.В. Огрызко. Русские писатели. Современная эпоха. — М.: Литературная Россия, 2004.

В. Канашкин. «Народа душа родниковая»- Краснодар: Кн. изд-во, 1976г.

Наш «казачий Пушкин» // Краснодарские известия. — 5 февраля 2015.

К. Образцов . Ты Кубань, ты наша Родина! Гимн Краснодарского края. https://ru.wikipedia .

А. Штомпель. Не смотри на небо. Ст. Староминская. 2008г.

Приложение

Пыдык Светлана Руслановна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 10 «А» класс

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ИВАНА ВАРАВВЫ

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис.1 фото И. Варавва с И.Машбаш и В.И. Лихоносовым 1983г.

Приложение II

Рис.1 фото И. Варавва Рис. 2 Моя Станица

Земля родная, краса степная,

Станица наша Староминская!

Речные плесы - седые крылья

И соловеюшко на той калине.

Сторона казацкая,

Эх, дедовский курень!

Эх, шапочка-кубаночка,

Да чубчик набекрень!

Моя станица, моя зарница,

В
саду девчонка, ой, чаровница!

Среди приволья родного края

Живёт станица Староминская.

Здесь наши предки коней водили,

Врагов несметных на поле били.

Моя земля, моя криница,

Староминская - цвети станица!

На сердце нету милее мая,

Чем ты, станица Староминская, Разлив колосьев за речкой синей,

И соловеюшко на той калине!

Приложение II

Рис.1 В. Канашкин

Рис. 2 В.В. Огрызко.

Приложение IV

Рис.1 Константин Образцов.

Рис.2 Штомпель Анна.

Сегодня 80-летний юбилей отмечает известный кубанский поэт, фронтовик Иван Федорович Варавва.

Участник обороны "Голубой линии" под Крымском, восемнадцатилетний Иван Варавва был представлен к ордену Красной Звезды командующим фронтом генералом Петровым. Уже после войны в большую литературу его благословил замечательный поэт Александр Твардовский.

Великолепный знаток кубанского фольклора, Иван Федорович - автор около тридцати поэтических книг, среди которых "Ветер с Кубани", "Казачий край", "Бежит река Кубанушка" и, конечно же, "Казачий Кобзарь", включающий более четырехсот лирических произведений и поэтическую народную комедию "Хорош дом, да морока в нем".

Стихи Ивана Вараввы в нашей газете публикуются вот уже полвека. Одно время он даже работал в "Советской Кубани" - предшественнице "Вольной Кубани".

Поздравляем Ивана Федоровича с замечательным юбилеем, желаем ему крепкого здоровья и новых произведений о родной Кубани.

Вашему же вниманию, уважаемые читатели, предлагаем подборку его стихотворений.

Поскачу до холмов Цареграда -
В сечу сказов былинных и снов,
От Тамана...
От моря до моря -
Под копытами стежка дрожит.
Древний идол, в разбойничьем взоре,
Мне с кургана судьбу ворожит.
Погуляю по землям Запольным,
Пива-меду довольно пролью.
За Кубань с камышовою кровлей -
И коня, и себя загублю! ..
К горизонту нацеленной пикой,
От приволья ковыльного пьян -
Позабытый, потерянный, дикий,
Упаду головою в курган.
Тени волчьи запляшут, застонут
Среди трав и сухого былья.
Серой стаей своею не тронут
Удалой головы забытья...
Перед идолом каменным стану
И ему на ветру поклонюсь
За кострища казацкого стана,
За мою атаманскую Русь.

Волшебный камень
(казацкая быль)

На кордоне был-служил Данило,
Молчаливый, тихий холостяк.
И одно хорошее в нем было:
От природы, истовый казак!

Конь его, горячей рыжей масти,
В этом казаченьке повезло,
Выдюжит походные напасти,
Годен Атаману под седло!

Сабелька дамасской редкой ковки:
Хочешь, гни ее туда-сюда.
Сталь - не сталь,
А черт-те что такое...
Общим словом - добрая гурда!

Гладь ее увита письменами,
А на рукояти костяной -
Звездочка с блескучими краями,
Посередке - камень с зеленцой.

Конь да сабля - редкое искусство...
Камень в ней огонь волшебный льет -
Отворот от пьянства и распутства
И от силы вражеской отвод.

Эх, Данило! Где ты этот камень
Раздобыл, нечистая рука?
- Выменял случайно за Кубанью
У Айсы, абрека-кунака.

Ковыли ложатся под копыта,
Ветры песни вольные поют.
Степь, что скатерть ровная, открыта -
Казаки погоню поддают.

Не возьмешь!.. Напрасно не старайся...
- Не уйдешь теперь, едрена мать!
За буграми прыткие ногайцы
Стали в скачке бешеной сдавать.

Ближе, ближе скошенные лица,
Хоть и кони так же хороши.
Шапки, отороченные лисом,
Согнутые луки и ножи.

Словно в вихре коршуны, гортаня,
Скакунов нагайками секут:
То рассыплют бег свой над Кубанью,
То обратно в стаю соберут.

Вот уж в ноги кинули добычу, -
Жизнь-то и злодею дорога!
Чайки по-над берегом кигичут,
Побелив крылами берега.

Не уйдешь, коварное отродье! -
Выскочил Данило наперед.
Выбросил ременные поводья,
Пятернею сабельку берет.

Степь поет... Серебряные шашки
Выплеснули узкие ножны.
У Данилы лучшая в отмашке -
Хочешь, гни ее туды-сюды!

Выбрал в гике статного ногайца:
Шапку сбил, за полу ухватил.
Шашка тонко взвизгнула, пластаясь,
А удар - на выносе застыл.

Маху дал? .. - Кому какое дело!
Отвернула в сторону гурда...
Дюже кротко в очи поглядела -
Оказалась... баба молода!

Ехали казаченьки в станицу,
Шелестел по степи ковылек.
Надо ведь подобному случиться:
Жизнь чужую камень уберег!

Эх, Данило, жалостный Данило!..
Вроде бы испытанный казак.
Есть в кости и мужество, и сила -
Нету их в потупленных глазах.

Въехали казаченьки в станицу...

Дед Никита
(памяти дедушки моего Никиты Савельевича Вараввы)

Здесь вот, на кладбище этом разросшемся,
Дед мой давно погребен.
Ветер по степи тоскливо полощется
С самого дня похорон.

Вольный казак, в формулярах отмеченный, -
Шел на большие дела.
Жизнь поманила, как подлая женщина,
И своенравно прошла.

Голод, колхоз, завируха Гражданская
Да острова Соловки!..
Терек и Дон, и долина кубанская
Были, как Марс, далеки.

Холод безбожный, морозы трескучие,
А на забое - жара,
- Эй вы, кулацкое семя гремучее,
- Уголь давай на-гора!..

Был арестант в толчее лесопромыслов,
Грудью казак захворал,
Но не лишился о вольности помыслов:
Силу в кулак собирал.

То ли бежал, под колючкой зазубренной
Сбросив темничную тать,
Или отпущен охраной подкупленной
В хлебном краю умирать?..

Не опроставши сумы заключенного,
Выбился старый из сил
И, умирая, арбуза моченого
В хате своей запросил.

По-христиански был дед похоронен,
Тихо снесен на гробки,
Недосчитались его "фараоны",
В северных льдах Соловки.

Был успокоен, был упокоен,
Был водружен в свой чертог.
Где расковались чубарые кони,
Где его холм-бугорок?..

Где его крест, с крутизною кладбищенской,
Веком отесанный крест?
Ходит Россия с котомкою нищенской,
Ищет ошурки окрест.

Песня Бояна

Воскресни, Боян, и приди к нам из давних столетий,
На звончаты гусли ты думку свою положи! ..
Окутали хату листвой виноградные плети,
И птица над крышей устала считать виражи...

Наш вещий Боян! Ты прославлен издревле в народе,
Талан не утратил, о струны столетья дробя.
И солнышко всходит, и снова за хмарь/ заходит;
И нивы желтеют, и реки текут без тебя...

Сыграй мне, Боян, позабытые древние песни -
Печальные песни, венчальные зовы земли.
Еще на Заполье, еще на далеком Полесье
Не крашены зори, лазурно цветы не цвели.

Бессмертный Боян! Сотвори мне мелодию битвы,
Где коней седлают дружины, вожди и князья.
Пусть сеют славяне свое златородное жито,
А нам в хлебосеях с тобой оставаться нельзя.

Гэй вы, россияне, за стол гусляра усадите,
Налейте Бояну заздравную чашу вина;
И время чуть-чуть отодвинется в сизом наитье,
Славянская песнь беспредельною быть рождена!..

Казацкая степь схоронила печаль о Бояне,
И чайка кигачет, и сокол над полем кружит.
Кто может поведать, в каком заповедном кургане
Кольчуга Бояна на звончатых гуслях лежит?!

Атаманская Русь

Перед идолом каменным стану
И ему на юру поклонюсь -
За кострища казацкого стана,
За мою атаманскую Русь.

Помолюсь неоглядному полю,
Приклонюсь к прапрадеду тому,
Что умел за казацкую волю
В Диком поле угнуть тетиву.

На коня ветрогривого сяду,
Отбивая кремень от подков...


Ива́н Фёдорович Вара́вва (5 февраля 1925 - 13 апреля 2005) - русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны.

Биография

Родился в селе Новобатайск Северо-Кавказского края, ныне Ростовской области в семье кубанских казаков, переселенцев с Кубани. В 1932 году семья вернулась на Кубань, переехав сначала в Краснодар, а затем в станицу Староминскую.

В 1942 году со школьной скамьи ушёл на фронт. Принимал участие в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную подпись на стене поверженного Рейхстага.

После войны жил в Киеве, учился на заочном отделении Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко.

Первые стихи Ивана Вараввы опубликованы в 1944 году в армейской печати. В 1948 году познакомился с Александром Твардовским , прочитав в ответ на «Я убит подо Ржевом» своё стихотворение «Под Бреслау, за Одер-рекою». Стихотворения молодого поэта также высоко оценил знаменитый украинский поэт Владимир Сосюра . По их рекомендации в 1950 году с заочного отделения Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко был переведён в Литературный институт. Учился вместе с Константином Ваншенкиным , Евгением Винокуровым , Сергеем Орловым , Борисом Балтером . В 1951 году Твардовский публикует подборку его стихов в «Новом мире». Окончил институт в 1953 году. В 1954 году вышел первый сборник его стихов «Ветер с Кубани». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура».

С 1956 по март 1958 года работал референтом-специалистом Главного управления по производству фильмов Министерства культуры СССР в Москве.

В конце 1950-х годов окончил Высшие сценарные курсы, сблизившись с А. П. Довженко, в мастерской которого учился. Написал сценарий фильма «Аргонавты», основанный на версии, что аргонавты плыли не в Колхиду, а в город Эйю, расположенный в северном Причерноморье. Фильм хотел поставить Александр Птушко, однако эта идея так и не воплотилась в жизнь. Также Варавве настойчиво предлагали принять участие в кинопробах на роль Афанасия Никитина в фильме «Хождение за три моря».

Затем возвращается на Кубань.

Пишет для детей. В 1960-х годах выходит его сказка «Как гостила у Дракона царь-красавица Бобровна».

При участии Вараввы был создан альманах «Кубань» и возрождён Кубанский казачий хор.

Собирал кубанские казачьи песни. В 1966 году выпустил сборник «Песни казаков Кубани», включив в него в том числе и песню «Ще й не вмэрла Украина». За это подвергся жёсткой критике властей.