Биографии Характеристики Анализ

Статистика использования икт в госсекторе россии. Фундаментальные исследования Образование статистика по использованию технологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Статистика применения информационно-компьютерных технологий в РФ

Максимов М. (БГТУ, г. Брянск)

Актуальность вопроса применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) заключается в том, что ИКТ занимают ключевое место в развитии инноваций во многих сферах жизни общества: государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, безопасности и общественной жизни. Информационно-компьютерные технологии являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Среди показателей, учитывающих статистику использования ИКТ, обычно применяются: удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры/Интернет, в общем числе соответствующих объектов; удельный вес работников, использующие персональные компьютеры/персональные компьютеры с доступом к сети Интернет, в общей численности работников организаций; удельный вес организаций, имеющих Web-сайт, в общем числе соответствующих объектов; распределение организаций по виду подключения к сети Интернет (в процентах от общего числа соответствующих объектов); удельный вес организаций, использующих Интернет для получения (передачи) заказов на товары (работы, услуги).

В 2016 г. Россия опустилась на 8 строк в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства ООН, зато улучшила свои позиции в целом ряде других инновационных мировых рейтингов. Официальные данные о государственных расходах на ИКТ в 2015-2016 гг. отсутствуют. Эксперты не приходят к единому мнению не только об их объемах, но и о динамике изменения в последние годы - их оценки варьируются от -10% до +10%. Однако стартовавшие крупные госпроекты позволяют надеяться, что правительство видит в ИКТ один из важнейших инструментов развития экономики. информационный компьютерный технология хранение

Эксперты оценивают динамику развития рынка ИТ в госсекторе в 2015 г. по-разному - одни говорят о 10% падении, другие - о 10% росте. Сегодня стартовал целый ряд масштабных государственных ИТ-проектов, что позволяет надеяться как минимум на сохранение уровня государственных ИТ-расходов в 2016 г. на прежнем уровне.

Согласно данным Росстата, в 2015 г. расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов по статье «Связь и информатика» составили?87,5 млрд, в том числе?31,2 млрд - расходы федерального бюджета, ?56,9 млрд - консолидированные расходы бюджетов субъектов федерации.

По итогам 2016 года, по данным Росстата, недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к сети Интернет в органах госвласти Брянской области, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2016 год составляет:

в среднем 50,3 процента,

доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно.

По данным CNews, российские регионы в 2016 г. с учетом субсидий Минкомсвязи планируют израсходовать на ИКТ около?74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (?72,7 млрд).

Суммарные расходы на ИКТ, pмлн

Динамика суммарных расходов на ИКТ 2016/2015

Расходы региона на ИКТ (региональный бюджет), pмлн

Субсидия из федерального

бюджета, pмлн

Санкт-Петербург

Московская область

Калужская область

Смоленская область

Белгородская область

Орловская область

Воронежская область

Брянская область

Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.

С 2016 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Использование ИКТ по отраслям, в представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Использование ИКТ по отраслям, в %

Наличие веб-сайта у организаций по отраслям представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Наличие веб-сайта у организаций по отраслям, в %

Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию.

Затраты на ИКТ по отраслям, в % к итогу соответствующего вида деятельности в 2016 году представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Затраты на ИКТ по отраслям, в % к итогу соответствующего вида деятельности в 2016 году

Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий

Показатели

Число обследованных организаций

В процентах от общего числа

Персональные компьютеры

ЭВМ других типов

Электронную почту

Глобальные сети

Так, например, если в 2014 году 93,7% обследованных Росстатом организаций имели ПК, в 2016 году таковых было 93,8%, интернетом пользовались в 2015 году 78,3% организаций, а в 2016 году- уже 82,4%. Также росло количество организаций, использовавших локальные вычислительные сети, электронную почту, имеющих собственные веб-сайты.

Одним из направлений применения ИКТ в Брянской области являются электронные услуги. В настоящий момент более 300 услуг жители Брянской области могут получить в электронном виде. Это запись в школу или на прием к врачу, подача различных справок и запросов, возможность следить за штрафами и оплатой налогов и др. Причем некоторые услуги становятся доступными не только с обычного компьютера, но и с помощью коммуникаторов и планшетов.

Виды экономической деятельности предприятий Брянского региона весьма разнородны по характеру и степени использования ИКТ. Такая вариация является атрибутом массовых явлений, к которым принадлежит и сфера информатизации экономики региона.

Основные направления развития ИКТ в Брянском Брянской области:

Выполнение НИР и хоздоговорных работ в области ИКТ.

Расширение и совершенствование материально-технической базы информатизации (автоматизированных рабочих мест, телекоммуникационного оборудования, презентационного оборудования, специализированных программно-технических комплексов и др.).

Развитие и поддержка инфраструктуры мультисервисной компьютерной сети, обеспечение доступа из этой сети к ресурсам глобальных компьютерных сетей Интернет.

Разработка, развитие и поддержка областных Web-ресурсов (официальные сайты, специализированные сайты и Web-порталы).

Развитие телекоммуникационных услуг и сервисов (вебинары, дистанционное образование и др.).

Организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ИКТ.

Проведение научно-технических и научно-методических конференций, семинаров, практикумов для работников предприятий, представителей вузов Брянщины по использованию новых информационных технологий.

Внедрение и поддержка лицензионного программного обеспечения.

Таким образом, при последовательном решении заданных мероприятий Брянская область достигнет необходимого уровня информационного развития информационного общества.

Список литературы

1. Информатизация Брянской области. - Режим доступа: http:// www.bryanskobl.ru/

2. Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года. Администрации Брянской области, постановление от 20 июня 2008 года за номером 604, 2008. - Режим доступа: http:// www.bryanskobl.ru/

3. Стратегия социально-экономического развития Брянска на период до 2025 года. [текст]+[электронный ресурс]: монография / А.В. Таранов и др., под общей редакцией Ерохина Д.В. - Брянск: БГТУ, 2011. - 593 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение. Системы компьютерной графики (компьютерных презентаций).

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Анализ распространения интернет-пользователей в регионах России. Статистика использования web-ресурсов. Развитие информационно-коммуникативных технологий передачи данных 4G. Особенности применения сетей мобильного интернета по стандарту LTE-1800.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения старшеклассников английскому языку. Экспериментальное подтверждение эффективности пилотного обучения.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2013

    Понятия глобализации в сфере информационных технологий. Задачи и процессы обработки информации по этапам развития. Преимущества применения компьютерных технологий. Инструментальные технологические средства. Изменения стиля ведения бизнеса с внедрением ИТ.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Особенности информационных технологий - совокупности методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Анализ технологий развития телекоммуникационными сетями и структурной модели бизнес-процессов телекоммуникационного предприятия с целью определения архитектуры ИТС. Классификация направлений использования ГИС-технологий в телекоммуникационной области.

    Теоретические основы применения информационных компьютерных технологий в управлении образовательным учреждением. Разработка и внедрение варианта управления гимназией на основе адаптации автоматизированной информационно-аналитической системы "АВЕРС".

    дипломная работа , добавлен 14.05.2011

    Области применения компьютерных технологий в учебном процессе; использование мультимедийных средств при изучении отдельных тем органической химии. Создание электронного учебника; интерактивная методическая программная система по изучению темы "Спирты".

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Рассмотрение основ использования компьютерной техники в учебном процессе. Выявление эволюционирующего значения компьютерных технологий, возможных направлений этих процессов и педагогической значимости предполагаемых изменений в учебном процессе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

IT технологии в образовании

  • 2. Выходные данные статьи

Исмагилова Г.К., Набиуллина Э.Р. It технологии в образовании // Инновационная наука. 2017. №4-2. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

Профессиональная мобильность выпускника образовательного учреждения должна обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности. Качественные изменения, происходящие в образовании, должны быть направлены на соответствие требованиям рынка труда, которому необходим конкурентоспособный специалист с профессиональной квалификацией высокого уровня, обладающий достаточным уровнем компетенций, способный быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса. Одним из возможных направлений развития профессионального образования на современном этапе является применение современных информационных технологий в обучении и воспитании.

  • 4. Научность статьи

В статье рассмотрены различные возможности и направления использования информационных технологий в современном образовании.

  • 5.

Теоритическая значимость: подробно рассмотрены и обобщены возможности использования интернет технологий в образовании, что дает возможность краткого и быстрого ознакомления преподавателя для более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методик преподавания.

  • 6.

Информационные технологии ускоряют передачу и распространение информации.

При применении компьютерных тренажеров или выполнении виртуальных лабораторных работ, обучающиеся под руководством преподавателя применяют не только свои знания, но и проявляют творческие способности.

Использование компьютера для контроля знаний обучающихся дает возможность преподавателю значительно снизить фактор субъективности, на который часто жалуются обучающиеся.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Введение новых информационных технологий в образовательный процесс существенно меняет традиционную систему обучения, вносит совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки конкурентоспособных специалистов. Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.

_______

  • 1. Название статьи №2

Возможности использования дистанционных технологий в образовании взрослых

  • 2. Выходные данные статьи

Трутанова А.В., Нуреева М.А., Исаева В.А., Хамидулин А.М. Возможности использования дистанционных технологий в образовании взрослых // Инновационная наука. 2017. №10. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

В условиях непрерывного образования актуальной проблемой становится обучение взрослых, поскольку данная категория слушателей имеет значительные отличия от основной массы студентов. А постоянное обновление знаний и повышение квалификации - необходимое условие в трудовой деятельности любого специалиста, вот почему тема о возможностях использования дистанционны технологий в образовании взрослых так важна для рассмотрения.

  • 4. Научность статьи

В статье утверждают, что анализ современной литературы показывает необходимость обновления форм и методов обучения взрослых с акцентом на самообразование.

Рассмотрено понятие: Андрагогика - наука, раскрывающая специфические закономерности освоения знаний, умений и навыков взрослым человеком, решает эти проблемы, учитывая психологические и социальные аспекты.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: В статье кратко описаны возрастные особенности взрослого человека и выделены современные требования к системе образования взрослого человека. А также рассмотрены использование Moodle и Skype, их особенности и преимущества.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

В отличие от молодежи, взрослый человек более мотивирован на обучение, но возникает множество препятствий в освоении им образовательной программы.

Взрослый человек ограничен во времени основной работой, имеет собственные жизненные установки и взгляды, у него могут возникнуть трудности с принятием какой-либо позиции в науке, поскольку он не может не привлекать собственный опыт.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Использование дистанционных технологий в современной образовательной системе для взрослых, является важным элементом (так как взрослый не располагает большим количеством времени на выполнение заданий и посещение очных занятий.), который способствует повышению качества образования посредством предоставления множества необходимых инструментов для выполнения заданий.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №3

Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами

  • 2. Выходные данные статьи

Антонов А.Ю., Веряев А.А., Костюкова Т.А., Доманский В.А. Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами// Язык и культура. 2017. №40. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

Широкое распространение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и сети Интернет формирует у обучаемых новые стилевые особенности восприятия информации. К ним относятся, в частности, ориентация на визуальные способы ее получения, а также клиповость усвоения, означающая дозированность порций информационных единиц, зачастую не связанных между собой, что приводит к формированию лоскутного мировоззрения учащихся. По этой причине в последнее время все чаще стали обсуждать необходимость проникновения инфографики в учебный процесс.

Актуальность рассмотрения проблемы также обусловлена внедрением ФГОС, которые, с одной стороны, в требованиях к предметным результатам предписывают необходимость владения умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений, т.е. речь идет об освоении обучаемыми различных литературных жанров. С другой стороны, приоритетным направлением являются формирование и использование ИКТ-насыщенной среды, где каждый обучающийся должен иметь возможность общения и использования информационных технологий в любом месте в любой части учебного процесса.

  • 4. Научность статьи

В данной работе концентрируется внимание на использовании технологии концепт-карт в процессе изучения иностранного языка. Концепт-карты - мощное средство в области визуализации информации и цифровых образовательных ресурсов. С их помощью можно не только изучать особенности личностного развития, мировосприятия и мышления обучающихся, они также выступают в качестве средства обучения, которое способно влиять на развитие и мышление студентов и школьников.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость статьи: в статье рассмотрены сервисы Web 2.0 для облака тегов, и использование программы CmapTools для концепт-карт.

Практическая значимость статьи: представлено исследование по проблеме эффективного взаимодействия современных информационных технологий и образования. В частности, рассматриваются взаимодействие преподавания иностранного языка и использование для этого специально подобранного компьютерного программного обеспечения в качестве средства обучения. Предложена трехстадийная модель работы с иноязычными текстами, обоснована состоятельность гипотезы о повышении качества усвое -ния знаний учащимися старшего школьного возраста - студентами колледжа - на основе использования концепт-карт и программ, подсчитывающих частотность слов в текстах.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

Компьютерные способы представления карт позволяют дополнительно снабжать понятия всплывающими текстовыми подсказами, определениями, графическими или видеоиллюстрациями, гиперссылками, отсылкой к тестам, другим концепт-картам. Фактически концепт-карта представляет собой гипертекст по определенной теме, для создания которого не нужно знать никаких языков гипертекстовой разметки. Чрезвычайно важно, что связи между понятиями на концепт-картах могут быть расклассифицированы по частоте использования, встречаемости в разговорном языке.

  • 7. Сделайте краткие выводы

В статье представлена трехстадийная модель работы по освоению иноязычного учебного текста, базирующаяся на построении облака тегов, использовании концепт-карт и воспроизведении текста обучаемыми, доказавшая свою эффективность. Кроме того, в статье проиллюстрирована результативность использования модели при изучении разговорных тем на английском языке.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №4

Облачные технологии в системе образования

  • 2. Выходные данные статьи

Канзычакова Ксения Владимировна. Облачные технологии в системе образования // Символ науки. 2017. №2. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

В настоящее время, получение новых знаний в разных областях, тесным образом связанно с дистанционным и электронным обучением. Облачные технологии широко распространились во все области информационной индустрии. Не обошли стороной облачные вычисления и систему образования.

  • 4. Научность статьи

В статье рассматриваются особенности использования облачных технологий в образовании.

Дано понятие определению: Облако - специализированный термин, с точки зрения сферы IT, представляющий собой пул виртуальных ресурсов, к которым относятся: оборудование, сервисы и платформы.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: в статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны применения облачных технологий, как для пользователей, так и для разработчиков.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

Использование облачных технологий способствует уменьшению затрат для организации образовательной деятельности. Так у образовательных организаций пропадает необходимость закупки серверов и других дорогостоящих вычислительных устройств, которые, зачастую во многих вузах используются на 20-30% от их вычислительной мощности.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Облачные технологии один из вариантов дальнейшего развития области электронного обучения (e-Learning), и возможность более активного применения в обучении MOOC. Данная технология обучения, базирующаяся на уникальном контенте, оригинальной и эффективной методике, реализуемой на качественно новом уровне, будет способствовать развитию разных областей образования и может стать новым этапом в развитии систем доступного и качественного высшего образования.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №5

Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы

  • 2. Выходные данные статьи

Суворова Ирина Викторовна. Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №1. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

Сведения в статье по статистике учащихся-«надомником» наглядно показывают, что идея создания дистанционного образовательного пространства как фактически единственной возможности детей-инвалидов получить аттестат зрелости представлялась необходимым фактором модернизации российской системы образования и важным шагом в удовлетворении особых образовательных потребностей ребят с ограниченными возможностями.

  • 4. Научность статьи

Статья подводит некоторые итоги внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в российское школьное образование. Автор описывает накопленный за последние четыре года опыт дистанционной работы с детьми, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: в статье представлены сформированные и успешно освоенные на момент публикации три основные модели внедрения ДОТ. А также описаны возможности и проблемы дистанционного образования в России.

Практическая значимость: В рамках проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов» в субъектах РФ были созданы центры дистанционного обучения (ЦДО), выполняющие роль координаторов и гарантов реализации проекта на местах.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

В тексте статьи сознательно используют выражение «дети-инвалиды», а не «лица с ограниченными возможностями здоровья» и не ставший в последнее время популярным в СМИ термин «лица с повышенными потребностями», поскольку согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим образование, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может быть предоставлено учащемуся школьного возраста при условии, если он имеет документ, подтверждающий его инвалидность.

  • 7. Сделайте краткие выводы

На современном этапе развития образования дистанционное обучение представляет собой перспективное направление, которому, судя по появляющимся официальным документам, уделяет большое внимание государство и на которое возлагают большие надежды общественность, педагогическое сообщество, родители и сами дети, особенно те, кто нуждается в особых условиях обучения. Есть разные модели дистанционного обучения, различающиеся вариантами организации и внедрения соответствующих образовательных технологий. Образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать модель обучения, исходя из своих потребностей и возможностей. Однако существуют единые требования: любая модель должна делать образование действительно доступным, максимально полно удовлетворять образовательные запросы детей с «повышенными потребностями»; быть адаптивной к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов; наконец, должна обеспечивать охрану здоровья детей.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №6

Реализация дистанционных технологий обучения как условие инновационного развития высшего образования в России

  • 2. Выходные данные статьи

Романов Е.В., Романова Е.В. Реализация дистанционных технологий обучения как условие инновационного развития высшего образования в России // ОТО. 2014. №3. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

Главной целью образовательной политики является обеспечение высокого качества обучения в течение жизни (life-long learning), доступного для всех, способствующего личностному развитию, устойчивому экономическому росту, социальному единству и культурному развитию. Важно не только обеспечение качества образования, но также его доступность и эффективность.

  • 4. Научность статьи

В данной статье рассмотрены нормативные основания реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: в статье приведен анализ различных статистических результатов исследований.

Приведены превалирующие позиции в отношении дистанционного образования и обучения, описанные С.М. Широбоковым, который считает, что дистанционное образование - новая развивающаяся форма образования, в основном бесконтактная, в основе которой лежат принципы открытого образования, и базирующаяся на дистанционном обучении, целью которого является развитие личности, ее образование, воспитание и адаптация в открытое постиндустриальное общество

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

Знания быстро «стареют». Новая форма (дистанционное обучение) ориентирует обучаемого на постоянное обновление, «приращение» новых знаний. И в этом смысле тот «спрессованный» человеческий опыт, которым должен овладеть обучаемый в соответствии с образовательной программой «на входе», может стать более «объемным» «на выходе». Таким образом, новая форма не столько оказывает влияние на содержание образования, сколько способствует его «обогащению». Чем больше положительная разность между результатами образования «на выходе» и результатами образования (определенными стандартом) «на входе», тем выше качество образования.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Реализация дистанционных технологий обучения должна рассматриваться в качестве средства поддержания «кадровой избыточности» в системе высшего образования. Это необходимо для того, чтобы после 2018 года, когда будет пройдена «демографическая яма» и произойдет увеличение количества выпускников общеобразовательных школ, система не столкнулась с нехваткой педагогических кадров.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №7

Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку

  • 2. Выходные данные статьи

Строкань В.И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Концепт. 2017. №S8. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

В последние годы в сфере обучения иностранным языкам всё чаще поднимается вопрос о важности и целесообразности использования Интернет-ресурсов в иноязычном образовании, что подразумевает не только анализ применения новых технических средств, но и исследование положительных и отрицательных сторон внедрения инновационных форм и методов преподавания.

Актуальность применения Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам, исследование их видов и особенностей обусловлены как продуктивностью их использования для лучшего усвоения базовых знаний, так и удобством, экономичностью применения тех или иных средств в условиях современного информационного общества.

  • 4. Научность статьи

В статье рассматривается актуальность применения современных интернет-технологий в обучении иностранному языку, а также анализируется важность и эффективность использования веб-технологий в изучении иностранного языка как на уроке, так и в самостоятельной работе учащихся.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: в статье рассмотрены и выделены положительные стороны в применении Интернет-технологий в изучении иностранного языка. Приведены доводы, важности использования различных интернет-ресурсов, таких авторов как: Воевода Е. В., Девид Кристал, М. Варшауэр.

Практическая значимость: приведен список нескольких видов интернет-сервисов, которые можно применить для самостоятельной работы учащихся.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

Ученые полагают, что целесообразность использования Интернета обусловлена тем фактом, что информационные технологии обеспечивают экономный с точки зрения времени и финансов метод изучения иностранного языка, который удовлетворяет потребностям учащихся в информационном обществе. Веб-ресурсы предоставляют возможность изучающим иностранный язык пребывать в постоянном контакте с носителями языка, вплоть до 24 часов в сутки, вводя тем самым учащегося в постоянный процесс активного использования иностранного языка, а также позволяя ему самому выбирать время и место обучения, его варианты, виды и даже учителя, носителя языка, в зависимости от потребностей того или иного учащегося.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Применение веб-ресурсов на школьных занятиях и в самостоятельной подготовке учащихся с учетом возрастных, психологических, индивидуальных характеристик обучаемых любого возраста, позволит успешно усваивать языковую информацию и развивать речевые умения, делать образовательный процесс более интересным, ярким, информативным, затрагивать все виды памяти и все способы восприятия языкового материала, тем самым облегчая процесс обучения иностранному языку как для учителя, так и для учащихся.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №8

Использование блог-технологии и технологии подкастов для развития речевой компетенции школьников при обучении английскому языку

  • 2. Выходные данные статьи

Меркулова Надежда Владимировна, Бабакина Татьяна Николаевна. Использование блог-технологии и технологии подкастов для развития речевой компетенции школьников при обучении английскому языку // Вестник ТГПУ. 2017. №11 (188). URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

Одной из главных целей обучения иностранному языку, согласно ФГОС основного общего образования и примерной программе по иностранному языку, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее компонентов: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Овладение всеми составляющими иноязычной коммуникативной компетенции трудноосуществимо в рамках традиционного урока иностранного языка. Именно поэтому ФГОС предусматривает внедрение в образовательный процесс информационных коммуникационных технологий, и в частности интернет-технологий, позволяющих создать атмосферу реального общения на иностранном языке.

  • 4. Научность статьи

В статье рассмотрены методические возможности комплексного использования блог-технологии и технологии подкастов для развития речевой компетенции при обучении английскому языку на средней ступени.

Дано определение: «Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы»

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Практическая значимость: проведен эксперимент на базе 8 классов МБОУ «Академический лицей города Томска». Для организации сетевой деятельности обучающихся экспериментальной группы была выбрана интернет-платформа Padlet и подготовлены задания. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность комплексного использования блог-технологии и технологии подкастов для формирования речевой компетенции учащихся.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

В соответствии с классификацией технологий обучения иностранным языкам на основе принципа инструментальности, предложенной О. Н. Игна, блог-технология и технология подкастов являются моноинструментальными и полицелевыми, так как в них единственный инструмент (блог или подкаст) может быть использован для решения нескольких задач/целей (например, для развития умений в говорении, аудировании, чтении, письме).

  • 7. Сделайте краткие выводы

Разнообразие и многофункциональность интернет-технологий позволяют моделировать и изменять процесс обучения в зависимости от существующих условий для повышения его эффективности. Кроме того, работа с интернет-технологиями является привлекательным форматом обучения на средней ступени, а также способствует повышению уровня индивидуализации и интерактивности образовательного процесса.

____________________________________________________________

  • 1. Название статьи №9

Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии

  • 2. Выходные данные статьи

Бурсова Алефтина Павловна, Пенкина Раиса Даниловна, Матвиенко Людмила Дмитриевна. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии // Концепт. 2017. №1. URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

С помощью информатизации образования кардинально изменился характер учебного процесса, что позволяет в полной мере раскрыть креативный потенциал преподавателя, значительно повысить качество и устойчивость полученных обучающимися знаний.

Основы реаниматологии с использованием информационно-коммуникационных технологий разрешает смоделировать педагогические условия их применения. Немаловажную роль играет самостоятельная работа студентов во время практических занятий этого профессионального модуля.

  • 4. Научность статьи

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов на практических занятиях. А также показано, что на занятиях по основам реаниматологии компьютерные средства дают принципиально новые возможности для повышения усвояемости сложных технологий в учебном процессе.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: в статье рассмотрены и описаны положительные моменты: электронного тестирования, мультимедийных лекций, интерактивной доски, электронных обучающих программ, интернет-ресурсов.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

Применяемые на занятиях по основам реаниматологии компьютерные средства дают принципиально новые возможности для повышения усвояемости сложных технологий в учебном процессе. Расширяя доступ к информации, увеличивая выразительные возможности получения знаний, преподаватели соединяют рациональные и эмоциональные аспекты при обучении основам реаниматологии.

С помощью ИКТ открываются новые возможности организации междисциплинарных связей, что освобождает преподавателя от рутинного труда и сосредоточивает его внимание на творческих моментах, повышая интерес у студентов к получению знаний.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Использование на занятиях ПМ.03. Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях информационно-коммуникационных технологий позволяет обучающимся осознавать себя полноправным участником образовательного процесса, развивать навыки самообучения и проблемного творческого мышления, умение решать профессиональные задачи с помощью инновационных технологий, что также способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня учебно-методической работы.

__________________________________________________________________

  • 1. Название статьи №10

Интернет-проект как способ подготовки студентов к развитию творческой активности обучающихся

  • 2. Выходные данные статьи

Аверьянова Г.А. Интернет-проект как способ подготовки студентов к развитию творческой активности обучающихся // СИСП. 2016. №12 (68). URL: (дата обращения: 29.05.2018).

  • 3. Актуальность статьи

В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отводится развитию творческой личности в системе образования. В тоже время при формировании творческих способностей не последнее место занимают дистанционные образовательные технологии. Таким образом, педагогические исследования, посвящённые изучению проблемы психолого-педагогической подготовки студентов к развитию творческой активности обучающихся, представляются на сегодня особенно актуальными

  • 4. Научность статьи

В статье рассматриваются современные тенденции понимания проблемы творчества и развития творческой активности обучающихся.

  • 5. Теоретическая и практическая значимость статьи

Теоретическая значимость: представлен анализ современных условий развития образования и обоснование актуализации внедрения инновационных дистанционных технологий.

Практическая значимость: в статье представлен проект в качестве примера применения Интернет-технологий в целях развития творческой активности обучающихся.

  • 6. Перечислите несколько самых ярких фактов, примеров, мыслей приведённых в статье

Инновации не возникают сами по себе, а являются результатом научных изысканий, передового психолого-педагогического опыта, как отдельных учителей, так и разного рода педагогических коллективов.

  • 7. Сделайте краткие выводы

Одним из современных способов развития творческой активности обучающихся является проектно-исследовательская деятельность школьников, связанная с Интернет-технологиями. Подобным технологиям, несомненно, следует обучать студентов психолого-педагогических специальностей.

  • 28 мая 2018, 11:05

Не пропустите новые записи!

Подпишитесь на цель и следите за ее достижением

А. Р. Замалетдинова

преподаватель специальных дисциплин

Гагинского филиала ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»

Использование активных методов обучения (информационных технологий)

на уроках статистики

Требования, которые предъявляются к современным выпускникам - это высокий профессионализм, оперативность в использовании новых знаний и информационных технологий.

Работа современного менеджера, бухгалтера и экономиста невозможна без применения приёмов и методов статистики, отсюда следует, что в системе экономического образования важную роль играют статистическая дисциплина. Статистика для экономических специальностей служит основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа. От степени усвоения этого курса зависит успешность овладения другими экономическими дисциплинами, а, следовательно, и умение в практической работе широко пользоваться статистическими методами и материалами для решения экономических проблем.

Дисциплину статистика изучают на 2-м курсе. В процессе учебы обучающиеся создают презентации, выполняем различные задания на компьютере, например, кроссворды, тесты, строим графики, производят расчеты. (Приложение 1).

Изучая тему «Принципы организации государственной статистики», обучающиеся исследуют иерархию организации статистической службы в РФ с помощью Интернет технологий, используя адреса сайтов: ; ; .

При подготовке домашнего задания, используя ИКТ, обучающиеся составляют творческие работы. Например, при выполнении самостоятельной работы по статистике на тему «Наглядное представление статистических данных», используя данные периодической печати, требуется построить диаграмму в табличном редакторе MS Excel.(Приложение 2).

Microsoft Excel (также иногда называется Excel) - для работы с , созданная корпорацией для . Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты, входит в состав и на сегодняшний день Excel является одним из наиболее популярных приложений в мире.

Данные, представленные в виде диаграмм, гистограмм, графиков, дают наглядное, запоминающееся изображение, представление о соотношении величин, позволяют в удобном виде сопоставлять данные. Создать диаграмму или график легче всего с помощью Мастера диаграмм.

Также с помощью Microsoft Excel можно производить расчеты. Все расчеты выполняются с помощью формул. В формулы могут входить разнообразные элементарные функции, каждую из которых можно либо набирать в тексте формулы, либо можно включать в формулу с помощью МАСТЕРА ФУНКЦИЙ (кнопка f ).

Microsoft Excel самая доступная и популярная п рограмма, но на данное время существуют различные пакеты прикладных программ, например, STATISTIKA, SPSS V , V S STAT , MATRIXER и др. Это эконометрические программы, предназначенные для анализа и обработки данных, проведения эконометрических и статистических расчетов для решения задач по статистике.

На уроке статистики обучающиеся знакомятся с принципами работы программы MATRIXER в пробном режиме, т. к. она доступна для широкой аудитории и ее можно бесплатно скачать и установить на компьютер.

В целом табличный редактор MATRIXER похож на Excel, но он предназначен для редактирования только числовых данных.

Еще одна программа – V SSTAT на базе Microsoft Excel также позволяет выполнять все необходимые расчеты.
VSTAT – это программа анализа и прогнозирования данных, под управлением электронной таблицы MS EXCEL. Программа VSTAT предназначена для расчетов показателей, средних величин, анализа и прогнозирования данных с помощью методов прикладной статистики, таких как: построение интервальных рядов, расчет моментных характеристик, анализ наблюдений, расчет характеристик и прогнозирование сезонных и несезонных временных рядов, сглаживание временных рядов, расчет и применение цифровых фильтров и т.д.

Например, необходимо провести группировку коммерческих банков по величине уставного капитала, подсчитать итоги и определить средний показатель. В программу VSTAT заносим данные и проводим вычисления.

В нашем колледже ежегодно проводится научно-практическая конференция. Многие наши обучающиеся готовят исследовательскую работу, используя знания, полученные на дисциплине статистика. Темы для исследования бывают самые разные, например «Семья в цифрах». Тема семьи важна для всех, т.к. эти проблемы касаются каждого человека и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества, поэтому обучающиеся с интересом проводят статистическое исследование по данным отдела ЗАГС Гагинского района.

Считаю, что умения и знания полученные при изучении дисциплины статистика с применением информационных технологий пригодятся нашим выпускникам в дальнейшем при трудовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева Г.Ф. Статистика: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». 2012.- 192 с.

2. Мхитарян В.С. Статистика. – М.: Издательский центр «Академия», -10-е изд., 2012.-272с.

3. Симчера В.М. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 368с.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Excel

1

На современном этапе информация превращается в один из важнейших стратегических ресурсов развития цивилизации. Особенно важное воздействие это оказывает на систему образования. При рассмотрении образовательной деятельности как процесса производства становится очевидным, что информация здесь является не только одним из важнейших ресурсов, но входит и в его результативную сторону. Качество образования, с одной стороны, зависит от развитости происходящего процесса информатизации, а с другой стороны, оказывает на него колоссальное воздействие. Поэтому во всем мире происходит сегодня совершенствование систем образования.

В России этот процесс ориентируется прежде всего на западный опыт.Западная система образования основана на отсутствии жестких государственных стандартов по различным направлениям и специализациям, изучении студентами предметов по выбору и отказе от ряда предметов, не связанных с выбранной профессией. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается снижение объема обязательной аудиторной нагрузки при повышении роли самостоятельной работы. Такая система рассчитана на элитных студентов, которыми вряд ли может похвастаться рядовой российский вуз.

Но российская система образования имеет свои достоинства. Прежде всего это глубокая фундаментальная подготовка по базовым дисциплинам, формирующая широкий научный кругозор и гибкость мышления. Поэтому при совершенствовании нашей системы образования необходим синтез различных технологий: как традиционных, сохраняющих ее лучшие черты, так и современных, в том числе, информационных, предоставляющих колоссальные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.

Следует отметить, что одним из самых трудоемких направлений развития информационных образовательных технологий является программно-методическое обеспечение учебного процесса. Не секрет, что традиционное учебно-методическое обеспечение в высшей школе сегодня далеко от совершенства. В учебниках различных авторов мы часто наблюдаем разницу в логике изложения материала, рассмотрении одних и тех вопросов, системах обозначений и т.п. Все это порождает путаницу и не способствует нормальному усвоению предмета. Поэтому перед вузами сегодня стоит задача создания собственной качественной учебной базы, в частности, электронных учебников, объединяющих достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.

Учебники на электронных носителях имеют ряд преимуществ. Это возможность оперативного обновления содержания учебника, внесения дополнений и изменений с учетом обратной связи с пользователями, а также систематическое накопление и хранение больших массивов обучающей информации. Такие учебники позволяют осуществить автоматизацию и интенсификацию труда преподавателя, реализовать различные формы обучения, в том числе контрольно-тестирующие. Однако следует отметить и недостатки таких учебников. Это прежде всего меньшее удобство чтения с экрана и связанные с этим трудности в усвоении материала, утомляемость органов зрения и т.п. Кроме того, для их просмотра необходим доступ к соответствующим техническим средствам. При размещении учебника в сети Интернет возникают еще и проблемы быстродействия. В перспективе развитие научно-технического прогресса снизит остроту этих вопросов, что позволит более активно и плодотворно использовать электронные пособия в учебном процессе.

Автором разработано электронное учебное пособие по общей теории статистики, включающее теоретический материал, примеры решения задач, контрольные вопросы и практические задания по каждой теме, а также основанный на системе гиперссылок список основных терминов и понятий и список литературы. Данное пособие вместе с системой тестирования размещено в Иркутском виртуальном университете на российском портале открытого образования (irkutsk.openet.ru). Особенностью данного пособия является довольно краткое и схематичное изложение материала, в котором основное внимание уделено рассмотрению ключевых понятий и терминов.

Этот учебник может послужить основой для применения информационных технологий в преподавании курса статистики для студентов очной формы обучения. Преподаватель может использовать его в качестве дидактического материала на лекциях с применением мультимедийного проектора, а также при проведении практических занятий в компьютерных классах. Студенты могут пользоваться данным пособием при подготовке к семинарским занятиям и зачету. Большую помощь может оказать такой учебник при самостоятельном изучении студентами пропущенных тем.

Очень перспективным направлением является использование для контроля за самостоятельной работой студентов элементов дистанционного обучения. В конце каждой темы учебного пособия содержатся контрольные вопросы и практические задания по теме, которые должен выполнить пропустивший данную тему студент. Для контроля за усвоением пропущенных тем может применяться практика пересылки выполненных заданий преподавателю через систему открытого образования, на которой размещено пособие, или электронную почту (возможна также обратная связь преподавателя со студентом). Полученные навыки позволят студентам в дальнейшем использовать открытое и дистанционное обучение для самообразования, переподготовки и повышения квалификации.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (15-20 марта, 2004 г.)

Библиографическая ссылка

Павловская Т.О. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАТИСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 96-96;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12828 (дата обращения: 15.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Статья поступила в редакцию в мае 2010 г. 1

Аннотация В статье приводится статистическая характеристика технической инфраструктуры общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования (оснащение современной компьютерной техникой, использование Интернета и параметры доступа в него), а также оценка уровня применения И КТ преподавателями за 2006/2007-2009/2010 учебные годы по Российской Федерации и ее субъектам. Отдельные показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. В качестве источников информации использованы данные федеральных наблюдений Росстата по статистике образования, методические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики и материалы Мониторинга экономики образования, проводимого ГУ-ВШЭ по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Ключевые слова: общеобразовательные учреждения; учреждения профессионального образования; оснащенность компьютерами; доступ в Интернет.

Основные понятия Веб-сайт - место в Интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц. в статистическом наблюдении учреждение считается имеющим веб-сайт при наличии хотя бы одной собственной страницы в Интернете, на которой оно публикует и регулярно (не реже одного раза в полгода) обновляет информацию о своей деятельности. при этом не имеет значения, кто именно размещает эту 1 обзор подготовлен канд. экон. наук, директором центра статистики и мониторинга информационного общества Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-вШЭ Г.И. Абдрахмановой и старшим научным сотрудником Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-вШЭ Г.Г. Ковалевой.

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор

информацию: учреждение может выполнять эти работы собственными силами или пользоваться услугами сторонних организаций или специалистов, а также на каких условиях учреждение использует это адресное пространство в Интернете.

Вид подключения к Интернету - способ соединения компьютерной сети учреждения и интернет-провайдера.

Глобальная информационная сеть охватывает совокупность электронно-вычислительных машин (Эвм), которые могут быть расположены в любых точках земного шара, связанных между собой каналами дальней связи, предоставляемыми телефонными компаниями или другими организациями связи. глобальная сеть может быть как общедоступной (например, Интернет), так и специализированной (например, корпоративной или ведомственной - Интранет, Экстранет).

Интернет - глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.

Интранет - распределенная корпоративная вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и предназначенная для обеспечения доступа сотрудников к информационным электронным ресурсам учреждения.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.

Локальная вычислительная сеть в отличие от глобальной информационной сети соединяет две или более Эвм (возможно, разного типа), расположенные в пределах одного здания или нескольких соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего назначения.

Максимальная скорость передачи данных через Интернет

характеризуется пропускной способностью и измеряется количеством информации, передаваемой за единицу времени (бит/сек).

Персональный компьютер (компьютер) - микрокомпьютер универсального назначения, рассчитанный на одного пользователя и управляемый одним человеком. в статистическом наблюдении в составе персональных компьютеров учитываются любые типы, в том числе PC/XT, AT, Pentium и совместимые, Macintosh, блокнотные (ноутбук), портативные персональные компьютеры, независимо от того, являются ли они собственностью учреждения, взяты в аренду, в пользование, в распоряжение или получены на иных условиях.

Специальные программные средства - компьютерные программы, предназначенные для решения задач определенного класса, независимо от того, разработаны ли эти программные средства собственными силами, приобретены у других разработчиков, выполнены по заказу организации сторонними фирмами или специалистами либо получены в пользование на иных условиях. здесь

не учитывались программные средства общего назначения, такие как операционные системы, компиляторы, стандартные программные средства (например, текстовые или графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных), если на их основе не разработано специальное приложение, антивирусные программы, программы электронной почты и т. п.

Экстранет - расширение Интранета, содержащее выделенные области, к которым разрешен доступ внешним пользователям .

ИКТ В обра- распространение компьютерных технологий во всех сферах

ЗОВательных деятельности, развитие средств коммуникации и формирование новой информационной среды оказали существенное влияние 1 г ^ на систему образования. показатели оснащенности учреждений

образования персональными компьютерами и Интернетом значительно увеличились: в 2009/2010 учебном году по сравнению с 2006 г. обеспеченность учащихся общеобразовательных учреждений персональными компьютерами возросла более чем в 2 раза - с 2,8 до 6,3 компьютера на 100 учащихся (рис. 1).

рис. 1 Количество персональных компьютеров, используемых

в учебных целях*, в расчете на 100 учащихся образовательных учреждений** (на начало учебного года***, единиц)

is персональные компьютеры, всего

Общеобразовательные Учреждения начального Учреждения среднего Высшие учебные заведения

учреждения**** профессионального образования профессионального образования

о 2006/2007 ух. ш 2007/2008 у.г.

в 2008/2009 у.г. □ 2009/2010 у.г.

персональные компьютеры с доступом в Интернет

Общеобразовательные Учреждения начального учреждения**** профессионального

образования

Учреждения среднего Высшие учебные заведения профессионального образования

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор

* По общеобразовательным учреждениям данные по обеспеченности учащихся персональными компьютерами с доступом к Интернету рассчитаны исходя из общего числа персональных компьютеров в учреждениях (включая компьютеры, не используемые в учебных целях).

** За 2006/2007-2008/2009 учебные годы по общему образованию, высшему профессиональному образованию, за 2006/2007-2009/2010 учебные годы по среднему профессиональному образованию данные приведены по государственным и муниципальным учреждениям.

*** По учреждениям начального профессионального образования данные приведены на конец календарного года.

**** Рассматриваются дневные общеобразовательные учреждения. Данные за 2006/2007, 2007/2008 учебные годы представлены без учета специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

Несмотря на заметный рост компьютерного парка, достигнутый уровень оснащения учащихся вычислительной техникой в России все еще ниже среднеевропейского. В странах ЕС на 100 учащихся2 приходится 11 персональных компьютеров, в том числе десять - с доступом в Интернет (табл. 1). При этом в Дании, которая является лидером по обеспеченности учащихся компьютерами в странах ЕС, эти показатели составляют соответственно 27 и 26 компьютеров. В России они не превышают3 7 и 4 компьютера.

Таблица 1 Количество персональных компьютеров

в расчете на 100 учащихся образовател ьных учреждений по России и странам ЕС 3 (ед.)

Россия 7,1 4,3

ЕС-27 11,4 10,0

Дания 27,3 26,3

Норвегия 24,2 22,7

Нидерланды 21,0 20,0

Люксембург 19,8 18,3

Великобритания 19,8 18,5

Рассматриваются ступени 1-3 Международной стандартной классификации образования (МСКО).

В целях обеспечения сопоставимости с приведенными данными по странам ЕС рассматриваются учреждения общего (государственные и муниципальные, негосударственные), начального и среднего (государственные и муниципальные) профессионального образования.

Статистика и социология образования

Персональные компьютеры В том числе с доступом в Интернет

Швеция 17,4 16,5

Финляндия 16,8 16,2

Австрия 16,2 14,2

Исландия 15,3 14,8

Франция 12,5 8,9

Кипр 12,4 8,9

Мальта 11,0 10,2

Ирландия 10,3 8,7

Бельгия 9,7 7,7

Венгрия 9,6 8,6

Испания 9,5 8,5

Чешская Республика 9,3 8,2

Германия 8,9 7,7

Италия 8,0 6,5

Словения 8,0 7,5

Эстония 7,3 7,2

Словакия 6,7 5,8

Греция 6,5 5,9

Португалия 6,4 5,4

Польша 6,1 5,6

Латвия 5,9 5,1

Литва 5,9 5,2

Источник: по России - расчеты Института статистических исследований и экономики знаний гу-вШЭ по данным росстата; по странам Ес - Евростат, Benchmarking Access and Use of ICT in European Schools 2006.

по данным социологического опроса, проводимого в рамках мониторинга экономики образования , руководители учреждений профессионального образования оценивают оснащенность учебного процесса компьютерами и оргтехникой как 64,786,4 % от необходимого уровня (в зависимости от уровня профессионального образования), программами и базами данных - как 54,1-79,2 %, доступом в Интернет - как 61,6-88,5 % (рис. 2).

Эффективность внедрения ИКТ в обучение зависит от готовности преподавателей использовать эти технологии в учебном процессе и их навыков в применении ИКТ. Опрос преподавателей учреждений общего и профессионального образования показал, что в 2009 г. компьютер на работе использовали около половины школьных учителей и преподавателей учреждений начального профессионального образования, 60 % преподавателей средних профессиональных учебных заведений и 68 % преподавателей вузов.

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор

рис. 2 Обеспеченность учебного процесса в учреждениях

профессионального образования средствами ИКТ, по оценкам

руководителей учреждений, 2009 г.

(в% от необходимого уровня)

Общеобразовательные

учреждения

576И1 4.3 1 ТГШ1ГТ Ш1 IT

Учреждения

начального

профессионального

образования

Высшие учебные заведения

0 2006/2007 уч. г. га 2007/2008 уч. г.

а 2008/2009 уч. г. □ 2009/2010 уч. г.

Источник: мониторинг экономики образования. репрезентативный опрос руководителей учреждений профессионального образования. ГУ-ВШЭ, Левада-Центр URL: http://education-monitoring.hse.ru

В 2006 г. уровень использования персональных компьютеров преподавателями4 в странах ЕС составил в среднем 75 % с максимальным значением 96 % в Великобритании и минимальным - 35 % - в Латвии (табл. 2).

Таблица 2 Доля преподавателей, использующих

персональные компьютеры в классах в течение года, в общей численности преподавателей, по странам ЕС (%)

Страна Доля преподавателей, использующих персональные компьютеры Страна Доля преподавателей, использующих персональные компьютеры

ЕС-27 74,5 Италия 72,4

Великобритания 96,4 Словакия 70,3

Рассматриваются ступени 1-3 Международной стандартной классификации образования.

Статистика и социология образования

Окончание табл. 2

Доля препо- Доля препо-

давателей, давателей,

Страна использующих пер- Страна использующих пер-

сональные сональные

компьютеры компьютеры

Дания 94,6 Люксембург 70,2

Швеция 90,9 Португалия 69,5

Нидерланды 90,0 Бельгия 69

Норвегия 89,4 Испания 68,2

Австрия 87,9 Словения 67,6

Финляндия 85,1 Франция 65,5

Ирландия 81,7 Польша 61,4

Исландия 79,5 Эстония 59,7

Чешская Республика 78,3 Литва 59,3

Германия 78 Венгрия 42,8

Кипр 75 Греция 35,6

Мальта 74,5 Латвия 34,9

Источник: Евростат, Benchmarking Access and Use of ICT in European Schools 2006.

Активность в использовании Интернета в образовательных целях остается низкой: каждый четвертый преподаватель учреждений начального профессионального образования, треть школьных учителей и преподавателей средних профессиональных учебных заведений; лишь среди преподавателей вузов пользователей Интернета больше половины.

по самооценке преподавателей, хорошо или очень хорошо владеют стандартными компьютерными программами от 46 до 71 % преподавателей (в зависимости от вида образовательных учреждений), специальными программными средствами - 12-26 % (табл. 3).

Таблица 3 Навыки работы с программными средствами у преподавателей, 2009 г.

(% от численности опрошенных преподавателей)

Навыки работы со стандартными программными средствами

5 (очень хорошо) 21,5 24,5 27,8 37,0

4 28,0 21,8 29,4 34,3

3 26,8 19,1 21,3 18,0

2 7,2 8,5 5,6 4,1

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор

окончание табл. 3

Степень владения программными средствами Учреждения общего среднего образования Учреждения среднего профессионального образования Вузы

1 (очень плохо) 4,6 6,0 4,7 1,9

не владеют 6,6 15,1 6,3 1,9

Навыки работы со специальными программными средствами

5(очень хорошо) 3,6 4,5 6,4 9,6

4 8,3 10,4 15,1 16,9

3 21,2 18,4 18,6 25,8

2 14,1 10,1 15,6 14,3

1 (очень плохо) 13,8 13,4 11,1 10,9

не владеют 30,7 36,2 24,7 16,4

Источник: мониторинг экономики образования. репрезентативный опрос преподавателей образовательных учреждений. ГУ-ВШЭ, Левада-Центр. URL: http://education-monitoring.hse.ru

Одним из перспективных способов использования ИКТ в образовательном процессе является дистанционное обучение.

В 2009/2010 учебном году 4,7 тыс., или 0,8 %, выпускников государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования освоили образовательную программу, прибегая к помощи дистанционных образовательных технологий, в вузах - 93 тыс. выпускников, или 6 %. Определенный оптимизм в отношении перспектив развития данного вида обучения вселяют результаты опроса руководителей учебных заведений : в ближайшие год-два каждое десятое учреждение среднего профессионального образования и каждый пятый вуз планируют внедрение программ дистанционного образования.

Что касается учреждений начального профессионального образования, то лишь менее 2 % из них планируют использовать данную технологию.

Подробные статистические данные по обеспеченности средствами ИКТ образовательных учреждений по уровням образования и субъектам Российской федерации приводятся в Приложении (табл. 1-9).

На начало 2009/2010 учебного года в общеобразовательных Учреждения учреждениях использовалось 1069,1 тыс. персональных компью- общего об-теров, в том числе в учебных целях 835,3 тыс. (78,1 %). Из общего разования числа компьютеров 52,7 % объединены в локальные вычислитель- ” ные сети, 49,6 % имеют доступ в Интернет (табл. 4).

Таблица 4 Персональные компьютеры в общеобразовательных учреждениях (на начало 2009/2010 учебного года)

Всего В том числе

Г осударственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения Негосударственные общеобразовательные учреждения

Единиц В процентах к итогу В расчете на 100 учащихся Единиц В процентах к итогу В расчете на 100 учащихся Единиц В процентах к итогу В расчете на 100 учащихся

Число персональных компьютеров, всего 1069,1 тыс. 100 1057,0 тыс. 100 X 12,1 тыс. 100

Используются в учебных целях 835,3 тыс. 78,1 6,3 826,4 тыс. 78,2 6,2 8,9 тыс. 73,5 12,4

В составе локальных вычислительных сетей 563,5 тыс. 52,7 4,2 555,8 тыс. 52,6 4,2 7,7 тыс. 63,6 10,8

С доступом в Интернет 530,5 тыс. 49,6 4,0 524,8 тыс. 49,6 4,0 5,7 тыс. 47,7 8,0

Поступили в 2009 г. - - - 191,5 тыс. 18,1 1,4 - - -

Источник: расчеты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данным Росстата.

Статистика и социология образования

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор

при сравнении показателей обеспеченности персональными компьютерами по учреждениям разных форм собственности видно, что в негосударственных школах они вдвое выше, чем в государственных и муниципальных5.

показатели обеспеченности школ компьютерной техникой и возможностями телекоммуникации сильно различаются в разных регионах россии. в 2009 г. разрыв составил 11 раз по обеспеченности учащихся персональными компьютерами (11,1 компьютера на 100 учащихся в Чукотском автономном округе и 1,0 - в республике Ингушетия) и 23 раза по обеспеченности персональными компьютерами с доступом в Интернет (крайние позиции занимают те же регионы с показателями 9,1 и 0,4 компьютера с доступом в Интернет на 100 учащихся).

в 21 субъекте российской федерации обеспеченность школьников персональными компьютерами с доступом в Интернет не достигла нижнего значения рассматриваемого показателя по странам - членам Ес (5,1 компьютера на 100 учащихся в латвии). на долю этих регионов приходится четверть учащихся общеобразовательных учреждений.

Эффективное использование образовательных ресурсов глобальных информационных сетей предполагает не просто возможность подключения к Интернету - оно осуществлено в 90,7 % государственных и муниципальных дневных школ, - но и высокоскоростной доступ 6. в каждой пятой школе максимальная скорость приема/передачи данных через Интернет не превышает 127 кбит/сек, т. е. на треть ниже современных требований.

самым распространенным видом доступа к глобальным сетям остается модемное подключение через коммутируемую телефонную линию: его используют 46 % государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, немногим более трети имеют выделенные линии, 11 % пользуются спутниковой связью.

региональный разрыв по показателю доли школ с максимальной скоростью доступа в Интернет составляет 2,1 раза: 99,8 % государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений в костромской области и 47,4 % - в республике тыва.

Активными пользователями Интернета (учреждениями, имеющими веб-сайт) являются 59,3 % государственных и муниципальных школ. адрес электронной почты имеют 86,4 % школ.

справочно: на начало 2009/2010 учебного года действовало всего 680 негосударственных общеобразовательных учреждений (1,2 % общего числа дневных общеобразовательных учреждений) с численностью учащихся 71,2 тыс. человек (0,5 % общей численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений).

со скоростью приема/передачи данных 256 кбит/сек и выше.

Статистика и социология образования

Учреждения начального профессионального образования

Учреждения начального профессионального образования (НПО) дают учащимся общеобразовательную подготовку и формируют профессиональные навыки. современным квалифицированным рабочим и служащим необходимо уметь пользоваться Икт. однако по сравнению с учреждениями других уровней профессионального образования оснащенность учреждений нпо средствами Икт самая низкая. на конец 2008 г. обеспеченность персональными компьютерами составила 6,8 компьютера на 100 учащихся, в том числе с доступом в Интернет - 1,7 (табл. 5). Эти показатели в 1,7 и 3,4 раза ниже соответствующих значений по учреждениям среднего профессионального образования и в 2,5 и 7,2 раза ниже показателей вузов7.

таблица 5 Персональные компьютеры в учреждениях начального

профессионального образования, 2008 г. (на конец года)

Количество компьютеров В процентах к итогу Количество компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся, штук

Всего В том числе используемые в учебных целях Всего В том числе используемые в учебных целях

Всего Из них в кабинетах информатики Всего Из них в кабинетах информатики

Персональные компьютеры 93,2 тыс. 63,3 тыс. 46,1 тыс. 100 100 100 6,8

В составе локальных вычислительных сетей 44,4 тыс. 34,4 тыс. 29,2 тыс. 47,7 54,4 63,4 3,7

Имеющие доступ в Интернет 23,5 тыс. 15,9 тыс. 12,8 тыс. 25,2 25,2 27,8 1,7

Приобретены в отчетном году 14,7 тыс. 10,3 тыс. 6,4 тыс. 15,7 16,2 13,9 1,1

Источник: расчеты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данным Росстата.

Различия в обеспеченности учащихся учреждений НПО персональными компьютерами по субъектам Российской федерации достигают 6,2 раза (максимальное число компьютеров на 100 учащихся - 15,5 - в Ямало-Ненецком автономном округе, минимальное - 2,5 - в Республике Ингушетия), в том числе с доступом в Интернет - 53 раз (в Магаданской области 5,3 компьютера

Данные об использовании ИКТ в учреждениях НПО приводятся по состоянию на конец 2008 г., в учреждениях среднего и высшего профессионального образования - по состоянию на начало 2008/2009 учебного года.

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор

с доступом в Интернет на 100 учащихся, в карачаево-Черкесской республике - 0,1).

в государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования (спо) на начало 2009/2010 учебного года в учебных целях использовалось 210,1 тыс. персональных компьютеров, из которых 155,7 тыс. (74,1 %) объединены в локальные вычислительные сети, 114,0 тыс. (54,3 %) имели доступ в Интернет.

обеспеченность студентов персональными компьютерами составила в среднем по россии 13,2 компьютера на 100 человек. максимальное значение этого показателя (56,9 компьютера) в Чукотском автономном округе, минимальное - 4,0 компьютера - в Чеченской республике. по персональным компьютерам с доступом в Интернет обеспеченность студентов составила соответственно 7,2; 28,1 и 0,5 компьютера на 100 студентов (крайние позиции занимают те же регионы).

Учреждения среднего профессионального образования

Достаточно высок уровень оснащения средствами Икт в российских вузах: 98,4 % вузов обеспечены персональными компьютерами, 94,6 % - доступом в Интернет, 70,6 % вузов имеют вебсайт в Интернете (табл. 6).

в вузах сосредоточено 781,6 тыс. персональных компьютеров, из которых 586,8 тыс. (75,1 %) входят в состав локальных вычислительных сетей, 534,2 тыс. (68,3 %) имеют доступ в глобальные информационные сети, в том числе 529,5 тыс. (67,7 %) - в Интернет. в 2008 г. число вновь поступивших в вузы компьютеров составило 13,2 % количества компьютеров, имевшихся на конец года (рис. 3).

Учреждения высшего профессионального образования

Обновление парка персональных компьютеров в высших учебных заведениях (на конец года, тыс. ед.)

100 90 80 70 -60 -50 -40 -30 20 -10 -0 -

Учреждения начального профессионального образования

Учреждения среднего профессионального образования

Вузы ЕЗ Компьютеры и оргтехника

Е] Компьютерные программы и базы данных Ш Доступ к Интернету