Биографии Характеристики Анализ

Структура содержание научно исследовательской работы. Структура научно-исследовательской ученической работы

Основная проблема в изложении результатов НИР в виде пояснительной записки заключается в разработке ее структуры. Под структурой в данном случае следует понимать строение отчета о НИР, количество разделов (глав), подразделов, пунктов, их последовательность. Мало знать того, что сказано выше. Также необходимо предварительно представлять содержание этих глав, подразделов и пунктов, а также хорошо знать способы, методы последовательного, логического изложения материала. В данном подразделе методических указаний рассмотрен общий методический подход и общая структура изложения результатов научно-исследовательской работы.

В экономических системах проведение экспериментального этапа исследования затруднено физически, в лучшем случае эксперимент является процессом инерционным, длительным во времени . Поэтому научно-исследовательская работа зачастую завершается построением лишь теоретической модели (разработкой концепции, методики, модели и т.п.), с последующей проверкой на условных (возможно и на реальных) примерах.

В самом общем случае структура НИР должна содержать 3 – 4 главы (раздела). Возможно, конечно, и большее количество, но это будет соответствовать структуре НИР уровня докторской диссертации. В нашем случае этого делать не надо. Опыт написания студенческих НИР, кандидатских диссертаций демонстрирует наличие трех - четырех разделов. Кроме этого необходимо введение, выводы по каждому разделу (главе), общее заключение, список использованных источников, перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов, приложения (последние два пункта вводятся по необходимости). Ниже представлена последовательность расположения структурных разделов НИР :

1. Титульный лист

2. Аннотация

4. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

5. Введение

6. Основная часть

7. Заключение

8. Список использованных источников

9. Приложения

Вид титульного листа отчета о НИР представлен в приложении 1 данных методических указаний.

Аннотация должна содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников, перечень ключевых слов и текст.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание реферируемого отчета. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые.

Текст аннотации должен отражать объект исследования; цель работы; метод исследования; полученные результаты; эффективность и область применения.

Оптимальный объем аннотации - 1200 знаков (но не более страницы); оптимальная структура – 3 абзаца.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов . Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются (более трех раз) малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в отчете в виде отдельного списка, иначе расшифровку приводят в тексте при первом же упоминание. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение или термин, а справа – его детальную расшифровку или определение соответственно.

Введение научно-исследовательской работы должно содержать цель исследования; задачи для достижения поставленной цели в общем виде , а также общую оценку современного состояния решаемой проблемы (общий объем 1-2 страницы).

Основная часть НИР должна состоять из 3-4 разделов (глав), как упоминалось выше. Каждый раздел (глава) может содержать как минимум 2 подраздела. Для студенческих и кандидатских НИР целесообразно принимать в качестве верхнего предела - 5-6 подразделов в пределах главы.

Общая методика выполнения НИР заключается в следующем. Первая глава заключается в формировании цели исследования и ее задач , которая включать выполнение следующих действий:

1. Стратификация и композиция цели исследования (расчленение на подвопросы и упорядочение их по смыслу, логике). То есть, постановка цели и ее задач .

2. Локализация цели (ограничение поля исследования в соответствие с возможностями).

3. Финитизация цели (предположительное описание ожидаемого результата).

4. Частичная оценка цели исследования , которая заключается в следующем:

· кондификации (выявление всех методов, способов, приемов, методик исследования);

· инвентаризации (выявление возможностей и предпосылок достижения цели);

· компрометации цели исследования и установления ее актуальности (поиск доводов, возражений против поставленной цели; подтверждение необходимости решения).

Вторая глава заключается в определении состояния решения поставленной проблемы . Осуществляется это последующей оценкой цели исследования , а именно:

· когнификацией проблемы (выявление степени проблемности цели исследования в результате осуществления информационного поиска (литературного обзора)). Во вторую главу также следует включить анализ существующих способов решения поставленной проблемы и выводы, сделанные по ним (достоинства и недостатки).

· вариентизацией цели исследования (выработка альтернатив сформулированным задачам);

· описание методологии исследования (методов, способов, приемов исследования). Данный подраздел отчета о НИР, в зависимости от объема может выделяться в качестве отдельной главы (раздела).

Третья глава включает в себя целиком теоретическое исследование. Оно должно содержать следующие этапы:

· определение основных понятий, ввод терминов и условных обозначений, связанных с исследованием;

· построение гипотез относительно объекта (предмета) исследования и проведение компрометации гипотез;

· окончательное формирование теоретической модели (разработка модели, методики, концепции и т.п.).

Надо отметить, что после каждой главы необходимо делать выводы, конкретно сформулированные и четко изложенные по пунктам.

Заключение должно содержать выводы всей работы в целом, предложения по их использованию; оценку возможности внедрения, социальной и научной ценности результатов (1-3 страницы).

В приложениях следует включать отчет о патентных исследованиях, если они проводились при выполнении НИР; полный перечень авторских свидетельств или патентов, полученных в результате проведения НИР; вспомогательный материал:

· промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

· расчеты на конкретных числовых данных (реальных или условных), подтверждающие выводы, сделанные в основной части записки.

· таблицы вспомогательных цифровых данных;

· иллюстрации вспомогательного характера;

· таблицы и иллюстрации, представленные на листах формата более чем А4.

Научно-исследовательская работа содержит три взаимосвязанные части 1) описательную (обзорную, в которой представлен категориальный аппарат: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы исследования, база исследования, этапы исследования, практическая значимость, структура работы); 2) основную (содержательную: теоретическая и практическая части); 3) заключительную – это анализ результатов исследования в виде выводов, заключений, методических рекомендаций и т. д.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: - необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных; - потребностью в новых методах; - потребностью практики. В работе необходимо обосновать актуальность – т. е. объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучить

Анализ актуальности исследования Параметры Сущность параметров Социальная аргументация проблемы Какие новые социальные условия, предпосылки обуславливают актуальность изучаемого явления сейчас. Освещение данной проблемы в официальных документах. Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Научная аргументация проблемы Освещение вопроса в современной теории, степень разработки проблемы. С решением, каких научных проблем связана проблема исследования. Какие потребности педагогики и психологии могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Обоснование проблемы с позиций развития (достижения) других наук

Параметры Сущность параметров Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем. Когда и как данная проблема трактовалась раньше. Почему в настоящее время проблема вновь актуальна. В чём новизна проблемы. Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности Почему данная проблема привлекает внимание практических работников. Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Какие имеются достижения, что надо обобщить, что нужно проанализировать.

Цель исследования – это его желаемы конечный результат. Наиболее типичны следующие цели, начинающиеся со слов: - определить характеристику; - выявить взаимосвязь явлений; - изучить динамику педагогического явления; - описать новый эффект явления; - обобщить общие закономерности; - создать классификацию, типологию; - создать (разработать) методику; - адаптировать ранее разработанную методику.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (широкая область исследования). Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (узкая область исследования).

Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотезы разделяются на виды: а) линейная – гипотеза, заключённая в одно распространённое предложение; б) разветвлённая – гипотеза, представленная рядом условий, необходимых для решения проблемы исследования.

Задачи исследования – это выбор средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть несколько задач (не более 4 -х): Провести теоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе; Уточнить основополагающие понятия, особенности, характеристики исследуемой проблемы; Разработать содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы; Экспериментальным путём проверить эффективность представленной исследователем системы, модели, методики и т. п.

Методологическая основа исследования – это ранее известные в науке методологические подходы, концепции, теории, которые были использованы на практике в решении конкретной проблемы и дали положительные результаты. Например: теории соотношения культуры и образования (В. Л. Бенин, Н. Б. Крылова, В. В. Сафонова, В. Д. Семёнов и др.); теории моделирования образовательного пространства как особой социальной практики (В. Д. Могилевский, Л. Л. Супрунова, Е. В. Ткаченко и др.); теории развития речи (М. Т. Баранов, Г. А. Богданова, А. Д. Деткина, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Плёнкин, Л. А. Шкатова и др.); теории единства сознания, деятельности и общения (Н. Ф. Алиева, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров и др.)

Методы исследования – основные способы, с помощью которых проводится исследование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкета, собеседование, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение и обобщение передового опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логические методы (сходства и расхождения, метод сопутствующих изменений).

База исследования – любое образовательное учреждение, в котором проводиться практическая часть (опытно-поисковая работа) исследования. Местонахождение, наименование и номер образовательного учреждения пишется во введении работы полностью. Этапы исследования – основные периоды работы исследования (первый, второй, третий этапы и т. д.).

Опытно-поисковая работа. Характерным для исследования является систематическое изменение условий наблюдения за явлением и связи его с другими явлениями с целью выявить его природу, происхождение и способы сознательного овладения данным процессом. Педагогический эксперимент – это основной метод исследования

Сущность педагогического эксперимента характеризуется: - преднамеренным внесением в образовательный процесс принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и гипотезой; - организацией образовательного процесса, позволяющей видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения; - глубоким качественным анализом и наиболее точным количественным измерением как введенных в образовательный процесс видоизмененных компонентов, так и результатов всего процесса.

1. Зачем проводится эксперимент, какова его цель? 2. Что проверяется, отрабатывается или предполагается найти в данном эксперименте? 3. Как организуется, в каких условиях проводится эксперимент, какова его методика?

Практическая значимость – определяется влиянием полученных в ходе исследования данных на эффективность образовательного процесса в целом или педагогического явления в отдельности.

Структура работы – это описание составляющих компонентов. Например: Содержание работы (уточняется какой именно) изложено на … страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержит 15 таблиц, 23 рисунка. Библиографический список включает…наименований.

Важным для исследования является определение количества и качества объекта, которые необходимо изучить. Статистические методы позволяют сделать это на научной основе и оценить уровень достоверности полученных результатов. Материалы анкетного опроса группируются по определенным признакам и обрабатываются статистически (таблицы).

Табличная модель описания эксперимента Группа Ее характерист ика до эксперимент а Ее Произошедшие характеристика изменения после эксперимента Экспериментальная Х 1 Х 2 -х1 Контрольная Y 2 -y 1 Y 1

Анализ результатов исследования. Описание итогов научно-исследовательской работы, как правило, вызывает затруднение у студентов. Нами определены три параметра, по которым целесообразно планировать описание аналитического материала. Содержательная характеристика каждого параметра составлена таким образом, что может служить порядком описания эксперимента (таблица)

Порядок анализа результатов исследования Параметр анализа Содержательная характеристика исследования Вид результата Установлены и описаны новые педагогические факты. Раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления. Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий. Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи. Выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой и т. п.). Теоретичес Изложены идеи, аргументы, доказательства, опровержение их кая подтверждающие или отрицающие. значимость Описаны все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, факторы и условия. Раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые

Порядок анализа результатов исследования Параметр анализа Содержательная характеристика исследования Научная новизна Уточнение (принципов, закономерностей и т. д.) Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме. Опровержение устаревших идей и позиций. Рекомендации по применению в практике научных идей и подходов.

Схема построения содержания исследовательских работ № Копмозиционное построение Содержание 1 Вводная часть – это категориальный аппарат, который пишется во введении Обоснование актуальности исследования (актуальности проблемы); характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий, историография вопроса; выделение конкретного вопроса (предмета исследования); выдвижение гипотезы; обоснование использования избранной теории (метода); предварительное формулирование выводов. 2 Основная часть (состоит из Освещение методики и техники исследования, двух составляющих: теории и излагается история вопроса (если нужно) и практики) ожидаемый результат

Схема построения содержания исследовательских работ № Копмозиционное построение Содержание 3 Краткое изложение научного исследования; окончательная формулировка выводов; список авторских работ. Заключительная часть – это анализ результатов исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы 1. Теоретико – педагогические предпосылки изучаемой проблемы 2. Содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы или Теоретико-методическая основа изучения исследуемой проблемы 3. Педагогические условия, необходимые для решения данной проблемы Выводы по первой главе ГЛАВА II. Опытно – поисковая работа по теме исследования 2. 1. Логика и этапы осуществления опытно-поисковой работы по теме исследования 2. 2. Организационно-методические аспекты изучаемой темы 2. 3. Результаты осуществления опытно – поисковой работы по теме исследования Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дополнительные требования к НИР 1) Орфографическая и пунктуационная грамотность. 2) Язык и стиль (краткость, доказательность, научность). 3) Чёткость и структурность опытно-поисковой работы. 4) Краткость, но ёмкость теоретической части работы. 5) Логика и целостность восприятия темы. 6) Практическая направленность работы. 7) Опора на нормативно-правовую базу: законы, положения, программы и т. д. 8) Оформление библиографического списка по новым требованиям. 9) Лозунги и призывы исключить, использовать конкретные предложения и методические рекомендации. 10) Количество библиографических источников = страницам работы.

Существует принятая схема написания научно-исследовательской работы. Она едина для курсовых, дипломных, бакалаврских, магистерских и диссертационных работ. Эта схема предполагает наличие следующих частей в работе: содержание, введение, ряд глав (с минимум двумя параграфами в главе), заключение, список литературы, приложения.

Наиболее формализованная часть работы – ВВЕДЕНИЕ . Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру:

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной (максимум двух) для курсовой и двух-трёх страниц машинописного текста для дипломной работы показать главное – суть проблемной ситуации.

Актуальность темы курсовой работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность темы дипломного исследования, магистерской диссертации может раскрываться в трех направлениях:

Социальном . Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретическом . Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».

Практическом . Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

После того, как кратко и в то же время детально описана актуальность исследования, формулируетсяпротиворечие исследования . Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...».

Исследование начинается с формулировки научной проблемы , которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Психологические особенности ролевого поведения женщины в неполной семье», тогда проблема может быть сформулирована как «Каковы особенности ролевого поведения женщины в неполной семье по сравнению с ролевым поведением женщин в полных семьях?». Или тема «Формирование профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки» может предполагать такую проблему, как: «Каковы психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки?»

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель - это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения-«перевертыша» проблемы.

Вслед за проблемой определяется объект исследования , а затем предмет исследования.

Объект исследования - это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

Предмет исследования - это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.

С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования. Задачи - это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач. После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования .

Гипотеза исследования - научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.

Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.

Существуют различные виды гипотез:

1. описательные:

· структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;

· функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта;

2. объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

· общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

· частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

· единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

· рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее задачу окончательного выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на: основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего).

В исключительных случаях исследование (поисковые работы, историографические и т.п.) первоначально может не иметь гипотезы, но это должно быть обосновано.

Следующим шагом должно стать осмыслениетеоретико-методологической основы исследования. Теоретико-методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Во введении также упоминаются: методы исследования в виде простого перечисления по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, наративные (описательные) методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); опытно-экспериментальная база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Возможно (но необязательно) выделение пункта положения, выносимые на защиту , представляющие собой «ответы» на поставленные задачи, сформулированные в виде теоретических утверждений.

Во введении может отмечатьсятеоретическая и практическая значимость исследования – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе, как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.

Если исследование выполнялось в несколько этапов, то дается краткая характеристика каждого этапа исследования: в какие сроки и что делалось.

Собственно работа структурируется на главы . Количество глав в курсовой работе – обычно две (максимум три); в дипломной – две-три (при особой необходимости – четыре). Если работа структурируется на три главы, то разумна следующая логика: первая глава – теоретическая; вторая – обоснование и описание методов исследования; третья – представление результатов исследования и их обсуждение. В более сокращенном варианте: первая глава – теоретическая; вторая – эмпирическая.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.

Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной



в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).