Биографии Характеристики Анализ

Суффикс or в английском языке примеры. Словообразующие и формообразующие суффиксы: отличия

В этом уроке из раздела мы продолжим разговор о суффиксах существительных. Мы уже рассмотрели Это пять суффиксов.

Копирование данной статьи для размещения на других интернет-ресурсах запрещено. © сайт

Теперь рассмотрим остальные суффиксы, чтобы получилась полная картина о том, как образуются существительные в английском языке. Если вы готовитесь к экзамену по английскому языку в виде ЕГЭ, то знать их просто необходимо.

Всего у английского существительного 16 суффиксов:

  • -er/or, -tion, -ing, -ness, -ence/ance (основной список — 9 класс),
  • -hood, -ship, -dom, -th, -t, -(i)ty, -ment, -age,-ure, -ee, -ist (расширенный список -11 класс).

Уважаемые посетители сайта! Копирование данной статьи с целью размещения ее на других ресурсах запрещено. © сайт, 2015

Словообразование существительных

Суффиксы существительных в английском языке

1.Суффиксы -hood, -ship, -dom, с помощью которых существительные образуются от других существительных и прилагательных.

noun/adj + Ʌ = noun

  1. hood
    child — childhood (ребенок — детство)
    neighbour — neighbourhood (сосед — соседство)
  2. ship
    friend — friendship (друг — дружба)
    champion — championship (чемпион — чемпионат)
    partner — partnership (партнер — партнерство)
  3. dom
    king — kingdom (король — королевство)
    free — freedom (свободный — свобода)
    wise — wisdom (мудрый — мудрость)

2. Суффиксы -th, -t, -(i)ty, с помощью которых существительные образуются от прилагательных.

adj + Ʌ = noun

  1. th (возможно чередование гласной в корне слова)
    warm — warmth (теплый — тепло)
    long — length
    strong — strength
    wide — width
    deep — depth
    young — youth
  2. t: high — height (высокий — высота)
  3. (i)ty
    electric — electricity (электрический — электричество)
    possible — possibility
    probable — probability

3. Суффиксы -ment, -age, -ure, с помощью которых существительные образуются от глаголов.

verb + Ʌ = noun

  1. ment
    state — statement (утверждать — утверждение)
    develop — development
  2. age
    marry — marriage (жениться — брак, замужество)
    break — breakage
  3. ure
    press — pressure (давить — давление)
    please — pleasure
    depart — departure

4. И отдельно рассмотрим суффиксы профессии — ist и суффикс -ee.

  1. ist
    biology — biologist (биология — биолог)
    psychology — psychologist (психология — психолог)
  2. ee
    address — addressee (адрес — адресат/ получатель)
    employer — employee (наниматель — служащий)

Итого получилось 11 суффиксов. Чтобы запомнить, их рекомендую выучить 11 слов (самых простых) с этими суффиксами в виде мнемонических фраз. Например, таких:

1.In my childhood I made a friendship with a king of a kingdom . He had good strength and great height . — В детстве я завел дружбу с королем одного королевства. Он обладал большой силой и огромным ростом.

2. Electricity resulted from the development of science. — Электричество явилось результатом развития науки.

3.The breakage was because of high pressure. — Поломка была из-за высокого давления.

Суффиксы существительных в английском языке. Упражнения

Упражнение 1. Прочитайте существительное и укажите суффикс при помощи которого оно образовано.

ПРИМЕР. performance — The noun performanc e is formed with the help of the suffix -ance.

silence, biologist, employment, humanity, modesty, settlement, feeling

Упражнение 2. Найдите в каждой строчке существительное и переведите его.

Упражнение 3. Образуйте от основ выделенных слов существительные с указанными суффиксами и напишите их.

— ment:
1.The child was greatly excited when he received a big bear as a birthday present.
The child’s ____________was very great.

2. My English has improved very little for the last two months.
There is very little ___________ in my English, I am afraid.

3. The children enjoyed entertaining the guests.
They enjoyed giving an _____________ for their guests.

— tion
4. He collected a good library of books.
He had a good __________ of books.

5. The machines exhibited in the hall were very interesting to us.
The machines at the ___________ are very interesting.

6. He said he wanted to continue studying after he graduated from the institute.
He said he wanted to continue studying after….

ance
7. The scientists had difficulty explaining how the star had disappeared.
They had difficulty in explaining the____________.of the star.

— ence
8. We were surprised to find out how different her speech had become.
We were surprised at the ________________in her speech.

Упражнение 4. Вставьте в пробелы глаголы, образованные от данных в скобках существительных.

1. He said good bye and ____________ (departure)
2. Your pronunciation has _____________ wonderfully. (improvement)
3. The doctor ______________the boy’s arm carefully. (examination)

Упражнение 5. Вставьте в пробелы существительные, образованные от данных в скобках глаголов.

1. This rare book is the first _____________ of Pushkin’s poems. (to edit)
2. The sixth-form pupils’ English ___________was much better this year. (to perform)
3. The dancer’s__________became slower and slower (to move).

Упражнение 6. Образуйте существительные от прилагательных.

  1. thirsty
  2. hungry
  3. shady

Чтобы проверить себя, воcпользуйтесь словариком DICTIONARY в правом нижнем углу. Если вы нажмете на стрелочки, появится окошко словаря и нужно ввести слово, которое будет являться ответом.

Например, 1. thirsty (жаждущий) — ? ваш вариант (жажда).

Вводим слово жажда в словарь и проверяем совпал ли ваш вариан т с тем, который предлагает словарь.


Упражнение 7. Сделай правильный выбор. Переведи предложение.
1. What is the (long, length) of the corridor?
2. How (long, length) is the street?
3. He is not (strong, strength) enough to fight with John?
4. My brother can lift the box because of his (strong, strength).
5. Nelly’s skirt is too (wide, width).
6. We can’t get the piano through the door because of its (wide, width).
7. Is spring a (warmth, warm) season?
8. We felt the (warm, warmth) of the sun on out faces and hands.
9. We were surprised at your formal (polite, politeness).
10. We were not struck by the (white, whiteness) of the snow.

Упражнение 8. Перепишите словосочетания, указав в скобках слово, от которого образовано существительное. Переведите их.

ПРИМЕР. whole-hearted devotion (devote) — преданность всем сердцем

whole-hearted devotion, gloomy silence, an outstanding novelist, gathering darkness, limitless possibilities, an important addition, a noticeable improvement, complete understanding, widespread popularity, a gymnastic competition, a new acquaintance, a small settlement, an important announcement.

Упражнение 9. Образуйте от данных глаголов существительные, используя суффиксы: -er/-or -ment -(a)tion -ion -age -ure -th.

to construct, to equip, to divide, to inform, to mix, to observe, to move, to break, to direct, to compete, to grow, to press, to radiate, to develop, to protect, to transport, to solve, to recognize , to measure, to fail, to vibrate, to reflect, to treat, to improve, to elect, to educate, to manage, to govern, to achieve, to imagine, to attract

Упражнение 10. Вставьте в пробелы абстрактные существительные, образованные от слов, данных в скобках.

1. Suvorov always showed great courage and __________ . (wise)
2. The traveler had to overcome many __________. (difficult)
3. He sat resting, enjoying the ___________ of the fire. (warm)
4. He suffered from his own __________. (fool)
5. This man has extraordinary __________ . (strong)
6. The balloon floated at the _________of one mile. (high)
7. She remembered the happy days of her __________. (young)
8. The __________ of the canal is seventy kilometres. (long)
9. Its _________ is one hundred metres. (wide)
10. When he came round he felt a strange ____________and could not stand up (weak).

Итак, я надеюсь, что выполнив цикл упражнений на тему «Словообразование существительных в английском языке» вы запомнили 16 основных суффиксов существительных. Но если все-таки остались вопросы, пишите в комментариях. Автор, Татьяна Набеева

1 .Суффикс -er (-or ).

1) Этот суффикс служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er , -or ).Существительное с таким окончанием обозначает или устройство, производящее действие, выраженное глаголом, от которого оно образовано, или лицо, выполняющее это действие. При чтении таких производных слов следует помнить, что на суффиксы -еr и -or никогда не падает ударение, и поэтому они произносятся как нейтральный звук [ə], например:

to play (играть) - a player [ə"pleɪə] игрок

to mix (смешивать) - a mixer [ə"mɪksə] смеситель.

Если глагол оканчивается на е ,то присоединяется только буква r ,например:

to make (производить) - a maker [ə"meɪkə] производитель

to use (использовать) - a user [ə"ju:zə] пользователь.

Следует помнить, что часто приходится прибегать к описательному переводу существительных, имеющих суффикс -er , -or ,например:

to lift (поднимать) - a lifter [ə"lɪftə] подъемное устройство

to time (назначать время, рассчитывать по времени) - a timer [ə"taɪmə] прибор, рассчитывающий время.

2) Конечная буква r в словах с таким суффиксом произносится как соединяющий звук [r] только в том случае, если за ним следует слово, начинающееся с гласной буквы, например:

a reader of the book [ə"ri:də r əf ðə"buk] читатель этой книги.

В этой связи следует обратить внимание на чтение союза and [ənd] - и , а .Этот союз произносится очень кратко, без ударения и слитно, как бы на одном дыхании, с теми словами, которые он соединяет, например:

a reader and a writer [ə"ri:də r ənd ə"raɪtə].

Задание 1

A collector [əkə"lektə], a selector [əsə"lektə], a collector and a selector; a container [əkən"teɪnə], a protector [əprə"tektə], a container and a protector; an inventor [ənɪn"ventə], a reporter [ərɪ"pɔ:tə], an inventor and a reporter; a composer [əkəm"pəuzə], a producer [əprə"dju:sə], a composer and a producer.

2 .Суффикс -ist .Это очень распространенный суффикс, образующий существительные, обозначающие профессионалов, сторонников общественного или научного направления. Он может присоединяться к существительным и прилагательным.

Задание 2 . Прочитайте и дайте русские эквиваленты.

A specialist [ə"speʃəlɪst], a naturalist [ə"nætʃrəlɪst], a scientist [ə"saɪəntɪst], a chemist [ə"kemɪst], an economist, a "botanist, a "moralist.

3 .Суффикс -ian .Существительные с этим суффиксом обозначают национальность или звание и профессию, например: Russian ["rʌʃən] - русский, academician [ə,kædə"mɪʃən] - академик, musician музыкант. Darwinian - дарвинист.

Слова, образованные присоединением суффикса -ian , могут переводиться и прилагательными, например:

the Russian language ["læŋɡwɪdʒ] русский язык

Neo-Darwinian interpretation of evolution [,nɪə dɑ:"wɪnɪən ɪn,tə:prɪ"teɪʃən əv,i:və"lu:ʃən] неодарвинистская интерпретация эволюции.

П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на то, что существительные и прилагательные, обозначающие национальность, всегда пишутся с заглавной буквы: English, Russian, Polish, American.

4 .Суффикс -ity (орфографические варианты -ety , -iety )образует абстрактные существительные со значением состояния, качества, условия. Суффиксу -ity соответствует суффикс -ость ,например: able (способный) - ability [ə"bɪlɪtɪ] способность; active (активный) - activity [æk"tɪvɪtɪ] активность, деятельность; valid (имеющий силу, обоснованный, действенный) - validity действенность, справедливость, законность, обоснованность.

5 . Суффикс -ing образует существительные от глаголов (§ 85), например: to meet (встречать) - meeting ["mi:tɪŋ] встреча, to proceed (продолжать) - proceeding практика, proceedings труды, записки (научного общества).

6 .Суффикс -hood образует существительные со значением «состояние, положение, качество», например: child (ребенок) - childhood ["tʃaɪldhud] детство, man (мужчина) - manhood ["mænhud] мужественность.

7 . Суффикс -ment образует существительные, обозначающие действие, например: to move (двигаться) - movement ["mu:vmənt] - движение.

Некоторые слова с этим суффиксом приобретают значение совокупности предметов, например: equipment [ɪ"kwɪpmənt] оборудование.

8 . Суффикс -ness образует существительные со значением «состояние, качество», например: dark (темный) - darkness ["dɑ:knɪs] темнота, good (хороший) - goodness ["ɡudnɪs] доброта, great (великий) - greatness ["ɡreɪtnɪs] величие.

9 .Суффикс образует абстрактные существительные от глаголов, например: to discover (открывать) - discovery открытие; to inquire (спрашивать, узнавать) - inquiry [ɪn"kwaɪərɪ] вопрос, запрос.

10 .Суффикс -th образует существительные со значением качества, например: true (верный, правдивый) - truth правда, health - здоровье.

При помощи присоединения суффикса -th существительные образуются от прилагательных, при этом часто происходит изменение корневой гласной буквы, например: long (длинный) - length длина, deep (глубокий) - depth глубина, strong (сильный) - strength сила.

11 .Суффикс -ant образует существительные со значением лица и вещества, например: to assist (помогать) - assistant [ə"sɪstənt] помощник, to serve (служить) - servant ["sə:vənt] слуга, an oxidant окислитель, solvent растворитель.

12 .Суффикс -age образует существительные с различными значениями, например: to break (ломать) - breakage ["breɪkɪdʒ] поломка; to marry (жениться) - marriage ["mæ-rɪdʒ] свадьба; courage ["kʌrɪdʒ] - храбрость, смелость, мужество.

13 .Суффикс -ism является характерным для многих языков, например: Darwinism ["dɑ:wɪnɪzm], romanticism , capitalism ["kæpɪtəlɪzm], vandalism ["vændəlɪzm].

14 .Суффикс -иrе (-ture , -sure ).

1) Прежде всего следует обратить внимание на произношение буквосочетаний ture и sure .В результате определенных фонетических изменений в английском языке сочетание ture начало восприниматься как символ . Например: culture ["kʌltʃə], future ["fju:tʃə], lecture ["lektʃə], temperature ["temprɪtʃə].

Буквосочетание sure передается звукосочетанием [ʃə]. Например: pressure ["preʃə], tonsure ["tɔnʃə].

Если перед буквосочетанием sure стоит гласная, то оно передается звукосочетанием [ʒə]. Например: exposure [ɪks"pouʒə], measure ["meʒə], treasure ["treʒə], pleasure ["pleʒə].

2) Суффикс -иrе (-ture , -sure )образует существительные, обозначающие процесс, например: to press (давить) - pressure ["preʃə] давление, to mix (смешивать) - mixture ["mɪkstʃə] смешивание.

Многие существительные, образованные с помощью этих суффиксов, могут иметь значение результата действия в виде предмета, вещества, например: mixture - микстура, смесь; fixture - крепление (деталь).

15 .Суффикс -ship образует существительные со значением состояния, положения или свойства, например: friend (друг) - friendship ["frendʃɪp] дружба, member (член) - membership ["membəʃɪp] членство.

Задание 3 . На основе приведенных глаголов образуйте существительные, используя суффиксы -er , -or ,и переведите.

О б р а з е ц: to tell рассказывать - a teller [ə"telə] рассказчик.

Суффикс -er: to absorb - абсорбировать, поглощать; to advise - советовать, консультировать; to compute - вычислять; to point - указывать; to produce - производить, вызывать; to report - сообщать, докладывать; to design - проектировать, конструировать; to restore - реставрировать, восстанавливать; to run - бежать; to test - проверять, испытывать.

П р и м е ч а н и е. Знайте, что от глагола to inform [ɪn"fɔ:m] образуется два существительных: informer - осведомитель , доносчик и informant - информант («сообщателъ» ).

Суффикс -or: to act - действовать; to correct - исправлять; to inspect - инспектировать; to invent - изобретать; to operate - работать, действовать, управлять; to select - отбирать, сортировать.

Задание 4 . Соедините приведенные пары существительных союзом and .Не забывайте использовать соединительный звук [r] перед союзом and, если стоящее перед ним слово оканчивается на букву r .Переведите на русский язык.

Образец: a reader, a writer - a reader and a writer - читатель и писатель.

An actor, a reporter; an artist, a corrector; a designer, an inspector; a naturalist, an inventor; an adviser, an informer; a specialist, an adviser; an absorber, a selector; an operator, а separator; a chemist, a runner; a restorer, a tester; an informant, an inspector; a computer, an operator; a pointer, a selector; a scientist, a designer; a checker, a producer.

Задание 5 . Прочитайте и переведите на русский язык.

Суффикс - (i )an: historian , arithmetician [ə,rɪθmə"tɪʃən], statistician [,stætɪs"tɪʃən], politician [,pɔlɪ"tɪʃən], phonetician [,fəunə"tɪʃən], librarian (library - библиотека), tragedian (tragedy - трагедия), comedian (comedy - комедия).

П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на то, что physician значит врач , доктор ,a physicist ["fɪzɪsɪst] - физик .

Суффикс -ity: simplicity (simple - простой), similarity [,sɪmɪ"lærɪtɪ] (similar - подобный), selectivity (to select - отбирать), complexity (complex - сложный), certainty ["sə:təntɪ] (certain - определенный), relativity [,relə"tɪvɪtɪ] (relative - относительный), conductivity [,kɔndʌk"tɪvɪtɪ] (to conduct - проводить).

Суффикс -ing: writings ["raɪtɪŋz] (to write - писать), finding ["faɪndɪŋ] (to find - находить), coming ["kʌmɪŋ] (to come - приходить), going ["ɡouɪŋ] (to go - ходить), planning ["plænɪŋ] (to plan - планировать).

Суффикс -hood: fatherhood ["fɑ:ðəhud] (father - отец), brotherhood ["brʌðəhud] (brother - брат), serfhood ["sə:fhud] (serf - крепостной, раб), neighborhood ["neɪbəhud] (neighbour - сосед).

Суффикс -menu movement ["mu:vmənt] (to move - двигаться), equipment [ɪ"kwɪpmənt] (to equip - оборудовать), requirement (to require - требовать), agreement [ə"ɡri:mənt] (to agree - соглашаться), measurement ["meʒəmənt] (to measure - измерять), development (to develop - развивать), improvement [ɪm"pru:vmənt] (to improve - улучшать), treatment ["tri:tmənt] (to treat - трактовать, обрабатывать).

Суффикс -ness (основной русский эквивалент -ость ): emptiness ["emptɪnɪs] (empty - пустой), weakness ["wi:knɪs] (weak - слабый), usefulness ["ju:sfulnɪs] (useful - полезный), readiness ["redɪnɪs] (ready - готовый), effectiveness [ɪ"fektɪvnɪs] (effective - эффективный).

Суффиксы -у; -th; -ant; -ist; -ure: discovery (to discover - открывать), strength (strong - сильный), truth (true - истинный), growth ["ɡrouθ] (to grow - расти), chemist ["kemɪst], physicist ["fɪzɪsɪst], capitalist ["kæpɪtəlɪst], economist [ɪ"kɔnəmɪst], scientist ["saɪəntɪst] (science - наука), meteorologist [,mi:tjə"rɔlədʒɪst], assistant [ə"sɪstənt], servant ["sə:vənt] (to serve - служить), exposure (ɪks"pouʒə] (to expose - выдерживать (на свету), выставлять).

Суффикс -ship: leadership ["li:dəʃɪp] (to lead - вести), citizenship ["sɪ(:)tɪzənʃɪp] (citizen - гражданин), dictatorship (dictator - диктатор).

Упражнение 1 .Переведите, уделяя особое внимание существительным, которые образованы разными способами (§ 31).

З а п о м н и т е: слова possible и feasible ["fɪ:zəbl] можно переводить одинаково - возможный .Однако знайте различие: possible - возможный , вероятный; feasible - (физически) выполнимый , осуществимый , возможный .

1. Beggars cannot be choosers. 2.The impossibility of such a simplification is obvious. 3. Clearliness is next to godliness. 4. Death is the great leveller. 5. Idleness is the mother of all evil. 6. Overdocumentation has two dangers. 7. There are times when the weak can help the strong. 8. Two wrongs do not make a right. 9. They have the same likes and the same dislikes. 10. The capacity to select the important from the many is also necessary. 11. The difficult we can do at once the impossible may take a little time. 12. The wheres and whens are important.

Любой язык, в том числе и английский, никогда не бывает ”чистым”, то есть, состоящим только из английских слов. В английском языке, как и в любом другом множество заимствованных слов, суффиксов и префиксов из других языков. Пожалуй, самыми распространенными языками, слова из которых есть практически во всех языках — это греческий язык и латынь. Всем известно, что основы многих наук были заложены древними греками, в том числе и основы грамматики. Говорят же, что греки дали миру многое. Слова с окончаниями “ИСТ” и “ИЗМ” вошли и в русский язык.

Например: ЭКОНОМИСТ , СПЕЦИАЛИСТ , ОПТИМИСТ , ПИАНИСТ , ПАРОДИСТ или ПАТРИОТИЗМ , МОДЕРНИЗМ , РЕАЛИЗМ , ТУРИЗМ , ЭГОИЗМ , ДРАМАТИЗМ . Значения этих слов понятны каждому, и на английском языке они будут звучать примерно также и иметь те же значения. Все эти слова являются международными.

Суффиксы “IST” и “ISM” стоит рассматривать вместе, так как они имеют одну смысловую основу, но формируют существительные, относящиеся к разным группам.

Суффиксы «-ISM» и «-IST» отображают сферы деятельности человека, которые можно отнести к «мыслительным» и «творческим», то есть, речь идет о науке и искусстве. Физическую активность можно рассматривать, как физические упражнения.

Суффикс “ISM” формирует существительные, которые указывают на названия различных теорий и учений и являются абстрактными.

Суффикс «IST» образует существительные, которые указывают на человека, которые занимается этими сферами деятельности и является конкретным.

Можно условно разделить сферы деятельности человека,которые определяются «греческими» суффиксами на две группы.

1. Теории, догмы, учения, касающиеся всех наук, начиная с философии и закачивая социальными понятиями, политическими течениями и поведения человека.

2. Литература и искусство.

Рассмотрим подробнее несколько групп существительных с суффиксами «-ISM» и «-IST».

Есть пары слов с суффиксами -«ISM» и «IST», которые практически неразлучны. Суффикс «-ISM» указывает на сферу деятельности, а суффикс «-IST» указывает на человека, который является последователем каких-либо учений теорий или догм, занимается искусством или литературой определённого направления или занимается определенными видами физических упражнений. Но в этих существительных есть «источник», то есть корневое слово, которое имеет тот же смысл. Иногда основа (корень) является самостоятельным словом, а иногда оно утрачивает самостоятельное значение. Такие существительные совпадают по звучанию с аналогичными русскими переводами.

Напишу пары известных многим существительных с суффиксами «-ISM» и «- IST».

SOCIALISM —> SOCIALIST = социализм —> социалист;

CAPITALISM —> CAPITALIST = капитализм —> капиталист;

COMMUNISM —> COMMUNIST = коммунизм —> коммунист;

IMPERIALISM —> IMPERIALIST = империализм —> империалист

FASCISM —> FASCIST = фашизм —> фашист;

DARVINISM —> DARVINIST = дарвинизм —> дарвинист;

MARXISM —> MARXIST = марксизм —> марксист;

NATIONALISM —> NATIONALIST = национализм —> националист;

OPPORTUNISM —> OPPORTUNIST = оппортунизм —> оппортунист;

OPTIMISM —> OPTIMIST = оптимизм —> оптимист;

PESSIMISM —> PESSIMIST = пессимизм —> пессимизм;

EGOISM —> EGOIST = эгоизм —> эгоист;

ALTRUISM —> ALTRUIIST = альтруизм —> альтруист;

SADISM —> SADIST = садизм —> садист;

IMPRESSIONISM —> IMPRESSIONIST = импрессионизм — импрессионист;

PACIFISM —> PACIFIST = пацифизм —> пацифист;

FATALISM —> FATALIST = фатализм —> фаталист;

REALISM —> REALIST = реализм —> реалист;

Есть существительные с суффиксом «-IST» , которые указывают род занятий человека, его профессию, однако «парного» существительного с суффиксом «-ISM» не существует. Есть корневое слово, которое является самостоятельной единицей и существительные с суффиксами «-IST» не всегда по звучанию совпадают с русскими аналогами.

Например:

TOUR —> TOURIST = путешествие, поездка, турне, экскурсия —> турист. путешественник;

SCIENCE —> SCIENTIST = наука —> ученый;

HUMOUR —> HUMOURIST = юмор, шутка —> юморист, шутник;

ART —> ARTIST = искусство — художник, мастер своего дела, артист;

PHILOLOGY —> PHILOLOGIST = филология —> филолог;

DRAMATICS —> DRAMATIST = драматическое искусство —> драматург;

CHEMISTRY —> CHEMIST = химия —> химик;

ECONOMICS —> ECONOMIST = экономика —> экономист;

BIOLOGY —> BIOLOGIST = биология —> биолог;

BOTANY —> BOTANIST = ботаника —> ботаник;

GEOLOGY —> GEOLOGIST = геология —> геолог;

PHYSICS —> PHYSICIST = физика —> физик;

PSYCOLOGY —> PSYCOLOGIST = психология —> психолог;

PSYCHIATRY —> PSYCHIATRIST = психиатрия —> психиатр;

ECOLOGY —> ECOLOGIST = экология —> эколог;

MINERALOGY —> MINERALOGIST = минералогия —> минералог;

CARTOON —> CARTOONIST = карикатуракарикатурист;

AGRONOMY —> AGRONOMIST = агрономия —> агроном;

PIANO —> PIANIST = пианино, рояль —> пианист;

VIOLIN —> VIOLINIST = скрипка —> скрипач

VIOLONCELLO —> VIOLONCELLIST = виолончель —> виолончелист

Есть группа существительных с суффиксом «-ISM», но в паре с ними стоят существительные с другими суффиксами или вообще без суффиксов.

Например:

DESPOTISM —> DESPOT = деспотизм —> деспот;

PATRIOTISM —> PATRIOT = патриотизм —> патриот;

DEMOCRATISM —> DEMOCRAT = демократизм —> демократ;

RADICALISM —> RADICAL = радикализм —> радикал;

PROFESSIONALISM —> PROFESSIONAL = профессионализм —> профессионал;

SCEPTICISM —> SCEPTIC = скептицизм —> скептик;

PARLIAMENTARISM —> PARLIAMENTARIAN =парламентаризм —> парламентарий;

HEROISM —> HERO = героизм —> герой;

PROVINCIALISM —> PROVINCIAL = провинциализм —> провинциал;

LIBERALISM —> LIBERAL = либерализм —> либерал;

CONSERVATISM —> CONSERVATIVE = консерватизм —> консерватор;

С точки зрения словообразования вернее будет сказать не «английские слова с окончанием tion», а слова с алломорфными (то есть практически одинаковыми) суффиксами «tion / ion / ation». Отличить их можно только зная происхождение слова, аналогичен им суффикс «sion». Слова с окончанием «tion» — это , обозначающие действия, процессы, понятия, свойства, качества, науки и предметы.
Примеры:

Sense-sensation
Collect-collection
Nominalize- nominalization
Produce-production
Intend-intention

Эти слова в свою очередь могут образовывать новые:

Nation – national
Constitution — constitutional

Для того чтобы самостоятельно образовать одно слово от другого, знания суффиксов будет недостаточно, поэтому следует расширять словарный запас.

Суффикс -tion, произошел от -cion, который существовал в среднеанглийском языке и изменился позднее под влиянием французского языка.

Многие слова с указанными суффиксами были заимствованы из других языков (английский, французский, латинский) и превращены в русские с помощью морфологической передачи. Начало слова копируется по буквам (транслитерация), суффикс меняется на русский манер и добавляется русское окончание: revolution — революция, selection – селекция. При таком переходе “-tion” превращается в “-ция”, а “-sion” в “-сия”. Заимствованные слова можно также узнать по приставкам, характерным для иностранных языков: структура — реструктуризация, информация — дезинформация.

Значение слова при этом может несколько измениться или остаться таким же. Например, в английском языке «selection» означает выбор в широком смысле слова, а в русском слово «селекция» обычно означает науку о выведении пород животных и сортов растений. Зная значение похожих русских слов, человеку легче запомнить или угадать перевод английского и наоборот – разобраться в новых русских терминах. Среди заимствованных слов есть как широко известные и всем знакомые слова, так и термины, встречающиеся только в специальной литературе или узкой области, например, аффирмация, аккомодация, экстраполяция. Если слово, оканчивающееся на «tion» встретилось в разговорной фразе или художественном тексте, желательно перевести его без заимствований. Если же текст о науке, бизнесе, политике, технике, уместно использовать заимствования.

Как читается

Сочетание букв -tion [ʃ(ǝ)n] в конце слова читается по-русски как [шн] или [шэн] , исключение слово question , где последние буквы читаются как [чн]. Ударение в словах с такими суффиксами падает на последнюю гласную перед буквами “tion”. Произношение ударной гласной зависит от того, какая буква, гласная или согласная, находится перед этими буквами.

Если перед «tion» находится гласная, то она имеет алфавитное чтение, как в открытом слоге, а если это согласная, то гласная перед ней читается кратко, как в закрытом слоге. Исключением является буква i, которая произносится как [i] в обоих случаях.

В данной статье из цикла «» мы рассмотрим 10 основных суффиксов прилагательных в английском языке: -ful, -less, -ous, -al, -y, -ic, -ish, -able, -ive, -ent (10), а также посвятим значительное время отработке этих суффиксов. Упражнения на словообразование не только помогут вам подготовиться к экзаменам по английскому языку в виде ОГЭ и ЕГЭ, но расширят ваш словарный запас и будут способствовать развитию языковой догадки.

Уважаемые посетители сайта! Копирование данной статьи с целью размещения ее на других ресурсах запрещено. © сайт, 2015

Словообразование прилагательных

1. Суффиксы прилагательных, образованных от существительных

noun + Ʌ = adj

  1. -ful (выражает наличие качества; beautiful, colourful)
  2. -less (выражает отсутствие качества: colourless, useless)
  3. -ous (слова франц. происхождения, аналог ful: courageous, famous)
  4. -al (central, formal)
  5. -y (cloudy, dirty)
  6. -ic (poetic, domestic)
  7. -ish (выражает национальную принадлежность: Scottish, English, а также слабая степень качества: brownish -коричневатый, reddish -красноватый)

Исключением является суффикс -ly , так как данный суффикс служит для образования наречий. Однако есть ряд прилагательных и довольное распространенных, которые образованы при помощи этого суффикса, например: friendly (дружелюбный), lovely (прелестный), lively (деятельный, активный)

2. Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

verb + Ʌ = adj

  1. -able /-ible (выражает возможность подвергнуться действию, указанному глаголом: to change – changeable (менять – изменчивый); to eat – eatable (есть – съедобный)
  2. -ive (active, talkative)
  3. -ent /-ant (different, important)

Обратите внимание, что гласная в суффиксе прилагательного —e nt/-a nt такая же как в суффиксе существительного —e nce/-a nce и, наоборот, то есть:

different — difference
important — importance

Суффиксы прилагательных в английском языке. Упражнения

Упражнение 1. Translate into Russian.

The suffix -ful means «be full of» e.g. beautiful means «be full of» beauty.

  1. She was very thankful for our help.
  2. She likes colourful clothes.
  3. She is a very forgetful girl.
  4. We are not sure that our team will win, but we are hopeful.
  5. They lived a peaceful, happy life.
  6. He was always as helpful as possible.

Упражнение 2.1. Translate into Russian.

The suffix -less means «without» e.g. hopeless means «without» hope.

a moonless night, a cloudless sky, a noiseless machine, numberless heroes, a motherless girl, a heartless woman, a homeless cat, a leafless tree, a nameless author, a sunless room, a endless war, a lifeless body, a colorless liquid, a friendless child, a sleepless night, careless people, a doubtless victory

Упражнение 2.2. Translate into English.

Безоблачное небо, беспомощный ребенок, бесшумная машина, бесчисленные герои, безжизненное тело, беззаботный ребенок, бессердечная женщина, бездомный кот, дерево без листьев, безымянный автор, комната без солнца, бесконечная война, бесцветная жидкость. Была безлунная ночь. Он выглядел усталым после бессонной ночи.

Упражнение 3.

The suffix —ous means «ful of» which comes from French e.g. danger + ous = dangerous

А. Form adjectives from nouns and translate them.

ОБРАЗЕЦ nerve + ous = nervous (нерв – нервный)

fame — …, humour — …, courage — …, glory (y->i) — …, poison — …, space (i) — …

В. Use the words in the sentences.

  1. We don’t know if these chemicals are ____________ to people.
  2. She became ____________as a writer.
  3. I like to read ___________stories.
  4. There are a lot of ________ snakes in the jungle.
  5. It was a _________victory.
  6. He was a ____________soldier.
  7. They liked the _______________rooms in their new house.

Упражнение 4. The suffix -y.

A. Translate into Russian.

windy day, sunny weather, cloudy sky, sleepy child, dreamy girl, icy wind, healthy food

B. Form adjectives from the nouns and translate them.

ОБРАЗЕЦ swamp — swampy (болото — болотистый)

sand — … , rock — … , juice — … , grass — … , star(r) — … , bone — … , skin(n) — …, water- … , fog (g) — …, swamp — …

C. Put the adjectives from B into this sentences to make them complete.

  1. This … land is very good for farming. Cows and sheep can feed here all the year round.
  2. Peter, eat some more roast beef. You should eat more: you have grown so … (2 variants)!
  3. On such … mornings it’s very difficult to drive, as you can’t see the road clearly.
  4. These are … apples. I like them most of all.
  5. My little brother never eats fish if it is … .
  6. Holidaymakers love the … beaches in the south of Australia.
  7. Why does this coffee taste so … ?
  8. The picture shows the … mountains of Scotland.
  9. The sky is unusually … tonight.
  10. … places have a lot of water in all seasons.

Упражнение 5. Translate into Russian the adjectives, ending with the suffix —ic.

gigantic hound, scientific expedition, domestic animal, academic year, Olympic games, thematic collection, basic knowledge

Упражнение 6. Make up adjectives with the help of suffix -al and translate them.

ОБРАЗЕЦ music – musical (музыка — музыкальный)

industry – …, culture – …, region – …, tradition – …, nature – …, nation – …, agriculture – …, comic – …

Упражнение 7. Суффиксы национальностей

ОБРАЗЕЦ Britain – British

Scotland — …, Spain — …, Sweden — …, Finland — …, Denmark — …, Poland — …, Turkey — …

ОБРАЗЕЦ Russia – Russian

America — …, Australia — .., Canada — …, Hungary — …, Belgium — …, Egypt — …, Italy — …, Europe — …

ОБРАЗЕЦ Japan – Japanese

China — … , Portugal — …

Mind: Germany — German, France – French, Holland – Dutch, Greece — Greek

Упражнение 8. The suffix – able.

Суффикс able имеет значение «can»: movable означает can move — можно передвинуть (передвигаемый)

A. Form the words with the suffix – able.

move — .., count — …, eat — …, drink — …, comfort — … , imagine — … , break — … , read — … , respect — …., forget — …, believe — …

B. Use the words in the sentences:

  1. Though the cup is made of thin glass it is not ……….(break).
  2. She thought of all names ………to guess the name of their new classmate. (imagine).
  3. Everybody respects him. He is very …….. (respect).
  4. I can’t read the book. It is not ……(read).
  5. The nouns are divided into …………. and un…………… (count).

Упражнение 9. Form the words with the suffix –ive.

create — … , impress — … , progress — …, act — … , mass — … , impulse — …

Упражнение 10. Read the adjectives and spell the suffixes used in forming them.

ОБРАЗЕЦ changeable — The adjective changeabl e is formed with the help of the suffix -able.

successful, cloudless, collective, central, comic, satirical, dangerous, faultless, misty, courageous, aggressive, national, breakable

Упражнение 11. Translate these combinations; say what words the adjectives are formed from.

a washable shirt, a skilful worker, democratic forces, the postal service, groundless suspicions, a humorous story, a gloomy scene, salty ham, professional interest, peaceful labour, a noiseless machine, a courageous soldier, a lucky ticket, a continental climate, a dusty road.

Упражнение 12. Copy and translate all these adjectives. Learn them by heart

B. Listen to the adjectives and translate them by ear.

Словообразование в английском языке (повторение)

Суффиксы существительных. Повторение

Упражнение 13. Образуйте существительные от данных прилагательных, используя суффиксы из таблицы.

able, near, distant, long, wide, strong, wise, kind, electric, short, white, probable, persistent (упорный), dependent, insistent (настойчивый), indifferent (безразличный), unstable (нестабильный), patient, responsible, important, stupid, curious

На этом пока все! Буду рада, если моя статья окажется вам полезной и вы поделитесь ссылкой в соцсетях!

Источники: упражнения взяты из разных пособий, частично переделаны и и изменены. В частности использованы учебники «Английский язык 5-11 класс» авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.