Биографии Характеристики Анализ

Суффиксы входят основу приставок. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки может разделить на следующие группы.

Первая группа - самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-, во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-, об; от- ; па- (только под ударением - паводок, пасынок); пере-; по; под; подо-; пра-; пред-, предо-; разо-; с-, со-; су-; у- и другие.

Вторая группа - это приставки, которые пишутся, "подлаживаясь" к идущим за ними буквам. Это без- - бес-; вз- - вс-; воз- - вое-; из- - ис-; низ- - нис-; раз- - рас-; роз- - рос-; через- - черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами, только после этого читайте дальше.

В словах с этими приставками в слабой позиции (перед глухими) пишется с.

Возни с этим правилом довольно много, но оно еще не самое трудное. А какие приставки труднее всего? Ответьте самостоятельно и только после этого читайте дальше.

Вы правы, если подумали: те, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

(Не менее "ошибкоопасные" приставки не- и ни- мы будем рассматривать отдельно несколько позже.)

Итак, три группы приставок. Для удобства запоминания вы можете составить с ними табличку, а если любите рисовать - изобразить их как- нибудь поинтереснее. Например, в виде трех групп приставок- человечков, несущих большие транспаранты с надписями: "Мы всегда пишемся одинаково!", "Мы зависим от последующей согласной!", "Мы пишемся в зависимости от смысла!"

Диктант с предварительной подготовкой. Выпишите из текста сначала слова с приставками первой группы, потом слова с приставками второй группы, потом - третьей. После этого выпишите из текста остальные трудные для вас слова, запомните их, а затем напишите текст под диктовку.

Удовольствие от времени, проведенного в компании, в большой мере зависит от того, есть ли в этой компании искусные рассказчики. Американская писательница Бел Кауфман высказывает свои соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик.

"Если вы внимательны к слушателям, вы не будете обижать их, не станете хулить их религиозных убеждений, нарушать установленные правила поведения или оскорблять чье-либо достоинство... Вы не позволите себе весьма распространенной бестактности - не попытаетесь единолично завладеть разговором, не станете обращаться лишь к одному из присутствующих, не замечая всех остальных... Не каждому человеку от природы даны живость натуры, актерский талант, остроумие, искусство подражания. И если унылый, апатичный человек не станет блестящим рассказчиком, он может, по крайней мере, научиться не быть занудой",

Добавьте к этому рассказу ваши собственные соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик и вообще человек, которого называют "душа общества".

Изложение с предварительной подготовкой. Прочитайте текст. Выпишите из него сначала слова с приставками первой группы, потом второй, потом третьей.

Затем выпишите все остальные трудные для вас слова и запомните их.

Пользуясь всеми выписанными словами, напишите изложение по тексту. Завершите его вашей собственной оценкой поведения туристов.

Во многих прекрасных исторических городах-памятниках существует немаловажная проблема борьбы с поползновениями определенной части туристов запечатлеть свое имя на древних стенах. Рассказывают, что администрация одного туристского комплекса придумала выход из трудного положения, сумев и удовлетворить это настоятельное желание туристов, и предохранить стены архитектурных сооружений. Для этого было объявлено, что все желающие запечатлеть свое имя могут расписаться на специально привезенной деревянной доске. При этом гарантировалось, что роспись каждого будет бережно сохраняться в монастырских подвалах. Говорят, что эти доски заполняются с феноменальной быстротой. А росписи на стенах не совсем исчезли, но их стало значительно меньше.

Приставка - значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и придаёт им дополнительные оттенки значения. Обычно располагается перед корнем, но может находиться и за ним. Как правило, в словах встречается по одному префиксу, но бывает и несколько.

Деление по орфографическому признаку

В зависимости от написания приставки в русском языке подразделяются на три группы.

  • Правописание первой всегда одинаково, регулируется орфографическими традициями и не зависит от того, как слово произносится. Например, глагол «вписать». Он начинается с префикса «в». При произношении мы слышим на его месте звук [ф]. Однако пишем букву «в», т.к. знаем правило. Это та орфографическая норма, которая закрепилась в лингвистике на протяжении длительного времени и воспринимается нами как правило. Такие приставки в русском языке встречаются часто. Это префиксы вы- (вывод), до- (дописать), недо- (недоброжелатель), пред- (предопределение) и др. Обычно когда данный раздел темы преподаётся детям в школе, он не вызывает особых трудностей.
  • Морфемы, которые заканчиваются на буквы з-/с-. Это бес- (бестактный), без- (безрезультатный), ис- (исправный), из- (избранный) и т.д. Такие приставки в русском языке нельзя путать с сугубо приставкой с-: сделать. И конечно, важно помнить: префикса з- в отечественной лингвистике нет! И в слове «здоровье» например, буква «з» - часть корня. Можно вспомнить ещё одно правило, которое регулирует эти приставки в русском языке: на конце их пишем «с-», если корень начинается с глухой согласной (расписание), и «з-» если со звонкой: (разграничить). Действует правило и при наличии в слове нескольких префиксов. Если дети его хорошо усвоят, они успешно будут писать слова с такими морфемами.
  • Приставки третьей группы - это довольно «скользкие» пре- и при-. Особенность их употребления заключается в том, что школьникам требуется не только усвоить орфографические правила, но и уметь различать оттенки значения, которые придаёт слову приставка. В русском языке к тому же далеко не у каждой лексемы можно совершенно точно это значение выявить. Так, понятно, что «приклеить» мы пишем с «при-», т.к. налицо значение присоединения. «Прибрежный» - у префикса «при-» значение близости. У глагола «прервать» морфема «пре-» близка по значению к «пере-» (перервать). А как объяснить, почему «приватный» пишем через «и», а «препарат» через «е»? Именно отсутствие логических признаков деления многих слов на группы и затрудняет понимание темы и грамотное письмо.

Классификация по происхождению

В зависимости от происхождения все приставки в русском языке делятся на исконные и заимствованные. Из иноязычных особенно большие группы составляют латинские и греческие. К первым относятся: супер- (супермодель, суперинтересный, суперскоростной), пост-, суб-, ин- и т.д. Ко вторым: пара- (паранормальные), гипер-, мета- и др. Вообще, можно объяснить ученикам: все префиксы, начинающиеся с «а», пришли к нам из греческого языка. Кроме того, с развитием точных и математических наук в лингвистике выделили особую группу приставок СИ. Остальные - исконно отечественные.

Классификация по образованию и написанию

Большинство префиксов русского языка были таковыми изначально. Некоторая часть имеет предложное происхождение, т.е. перешла в приставки из предлогов. Единичными являются случаи, когда роль этой морфемы выполняют союзы. Обычно приставки пишутся с корнями слитно. Однако бывают случаи, когда их разделяет дефис.

Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
  2. Этап осмысления (усвоение новых знаний)
  3. Рефлексивно-оценочный этап

Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.

Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.

Задачи:

  • Обучающая : дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
  • Развивающая : развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
  • Воспитательная : осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

А.Н.Тихонов

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы.

II. Повторение

1. Сконструировать слово (Слайд 2)

– Начнем мы наш урок с небольшого конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в слове второй, суффикс и окончание в слове учение. Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит». Какие части слова имел в виду автор данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой разбор мы выполняем?

2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)

(Взаимопроверка)

– Назовите глагол, который присутствует среди записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете назвать? Приведите примеры.

3. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном способе как основном способе образования глаголов и потренировать учащихся в определении значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе рассмотренных примеров? (Каждая приставка несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему, определите цель нашего урока.

III. Изучение нового материала

– Откройте учебники на стр.21, внимательно прочитайте текст и запишите группы приставок в зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с? Объясните написание приставки в слове бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите примеры на каждую группу.

Проверка.

IV. Закрепление

1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)

2) Определите тему текста.

(В тексте идет речь не только о конкретной ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится о людях, которым интересна природа и все живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу, многое знает о ней и может объяснить, например, поведение птиц.)

3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)

4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)

5) Выполните задание №2 к упр.618.

6) Проверка.

– Какая группа приставок нам не встретилась в словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного разбора, назовите то, которое соответствует отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в данном слове?

V. Домашнее задание (Слайд 7)

1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)

VI. Рефлексия (Слайд 8)

– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?

VII. Итог урока (Слайд 9)

Собери слово:

Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)

Выставление оценок за урок.

Слова, несомненно, является корень. Его можно определить как главную морфему слова, содержащую основное лексическое значение.

При этом может составлять один только корень. К примеру, «дождь», «лес», «свет». Слово может также включать в себя два корня и более. В этом случае происходит объединение соответствующего количества лексических значений в одно общее. В качестве примера можно привести слова такие слова, как «лесостепь», «словообразование», «цветомузыка». Также есть различные союзы, междометия, которые представляют собой отдельную лексему, но не имеют корня.

В однокоренных возможно чередование гласных или согласных звуков . К таким корням относятся молок/млек, раст/ращ/рос и т.д. Это связано с их происхождением и с общим процессом развития языка. Такие фонетические чередования в корне однокоренных слов не редкое явление в языке. Для того, чтобы правильно выделить на письме такие корни иногда просто необходимо бывает знать что этому способствовало. Это могла быть утрата носовых гласных в русском языке в связи с тенденцией упрощения, наличие двух наиболее сильных диалектов, составивших современный русский язык – петербургский «окающий» диалект и московский «акающий» диалект и т.д.

Суффикс

Место суффикса – сразу после корня. Суффикс несет в себе дополнительное значение и способен изменить основное значение слова. Благодаря суффиксу можно преобразовать одну часть речи в другую, добавить эмоциональной экспрессивности и т.д. К примеру, если к слову «дом» добавить суффикс «ик», то появляется дополнительное уменьшительное значение. Добавляя к существительному «интерес» суффикс «н», вы получаете прилагательное «интересный».

Исходя из вышесказанного, суффикс можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение после корня.

Приставка

Приставка, так же как и суффикс, несет в себе дополнительный смысл и может изменять основной смысл лексемы. К примеру, если к глаголу несовершенного вида «играть» добавить приставку «до», он преобразуется в глагол совершенного вида. Являясь, префиксом, приставка занимает положение до корня.

Таким образом, приставку можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение перед корнем.

Выделить основу, на письме можно, если просклонять по падежам существительное, прилагательное либо проспрягать по лицам глагол. Та часть слова, которая остается неизменной и будет составлять основу лексемы.

Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Значимые части слова

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой - :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

корнем является -сол -, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

Окончание слова

Окончание - это изменяемая часть слова , окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова . Окончание обозначается .

слон, слоны , о слонах

Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо, тепло, стыдно

метро, пальто, кофе

Основа

Основа - это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа - это основа, состоящая только из корня, например.