Биографии Характеристики Анализ

Существительные общего рода. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры

Образование

Примеры существительных общего рода. Что такое существительные общего рода?

11 января 2018

Имя существительное относится к числу наиболее часто употребляемых частей речи. При этом такие слова имеют род, каковых в русском языке три: мужской (пес, дом, лук, отец), женский (коза, кошка, комната, груша) или средний (село, небо, варение, расстояние). Категория рода относится к числу постоянных признаков данной части речи. Однако есть и ряд исключений. Предлагаем познакомиться с примерами существительных общего рода.

Что такое род

  • Это постоянный признак. Так, если число и падеж могут меняться (например, слова «кошка» - ед. ч. и «кошки» - мн. ч.), то род всегда остается один и тот же. О каком бы количестве кошек ни шла бы речь, это слово всегда женского рода.
  • Во множественном числе у существительных эта категория не выражена. В данном случае при необходимости определения слово следует поставить в ед. ч.
  • Слова, которые не употребляются в единственном числе (ножницы, носилки), не имеют рода.

Как определить

Самый простой способ определения рода - подстановка местоимений. Этому учат в школе. Например:

  • Стол, дом, шкаф, стул - он мой.
  • Собака, дверь, юбка, герань - она моя.
  • Масло, молоко, растение, сочинение - оно мое.

Иногда с течением времени слово может поменять родовую принадлежность, например, слово «лебедь» ранее было женского рода, теперь же - мужского.

Видео по теме

Общий род

Познакомимся с примерами существительных общего рода и рассмотрим, что это такое. Есть ряд слов, которые могут употребляться по отношению к существу любого пола:

  • Неряха.
  • Растяпа.
  • Плакса.
  • Ябеда.
  • Тихоня.
  • Зануда.

Из контекста становится понятно, о каком роде идет речь. Например:

  • Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
  • Егор был ужасным плаксой и всегда решал проблему слезами.

Слово «плакса» - это и есть пример существительного общего рода.

Примеры

Слов, которые подходят под категорию «имена существительные общего рода», достаточно много. Приведем ряд примеров словосочетаний:

  • Бедняга пес - бедняга Ольга.
  • Всезнайка Максим - всезнайка Катерина.
  • Подлиза (мальчик, девочка).
  • Грязнуля (Ваня, Аня).
  • Обжора (кот, собака).

Это и есть слова общего рода. Чаще всего они обладают ярко выраженной эмоциональной окраской, выражают отношение говорящего к описанному им предмету.

Приведем примеры предложений с существительными общего рода:

  • Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
  • Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
  • Простофиля Кирилл так часто попадал в нелепые ситуации, что смеяться над ним уже устали.
  • Этот человек вошел в историю как цареубийца.

Из примеров видно, что по своей форме такие слова напоминают существительные женского рода, на это указывают окончания -а/я, однако при сочетании необходимо учесть, от слова какого рода они зависят.

Первый пример

Работяга Петров получил премию. Слово общего рода «работяга» характеризует мужчину, поэтому также относится к сущ. мужского рода. Согласованное определение следует выбрать соответствующее: «добросовестный, исполнительный работяга».

Другой пример

Самоучка Аксенова добилась значительных успехов в научной деятельности. Здесь «самоучка» описывает женщину, поэтому слово следует отнести к женскому роду, согласованное определение будет таким: «талантливая, умная, работоспособная самоучка».

Примеры из текстов

Приведем примеры существительных общего рода из произведения Крылова «Слон и Моська»:

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Могу попасть в большие забияки.

Здесь присутствуют два слова общего рода - "зевака", "забияка"; оба первого склонения, множественного числа.

В басне «Кот и повар» есть еще один пример имени существительного общего рода:

Ах ты, обжора! ах, злодей! -

Тут Ваську повар укоряет.

Здесь используется слово «обжора» общего рода.

Еще один пример - из басни «Зеркало и обезьяна»:

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.

И вновь перед нами пример имени существительного общего рода.

Как не допустить ошибку

Нередко без контекста становится сложно выявить, к лицу какого пола относится существительное общего рода. К примеру:

  • Ну ты и выскочка!
  • Ты одиночка, не умеешь работать в команде.

Слова означают качественную характеристику человека, однако не дают указания на его пол. Если же дополнить примеры опорными словами, смысл станет ясен:

  • Ну ты и выскочка, Миша!
  • Катя, ты одиночка, не умеешь работать в команде.

Благодаря опорным словам мы понимаем, что в первом примере слово «выскочка» относится к мальчику, поэтому является существительным мужского рода, а во втором - к девочке, потому род его - женский.

Слова общего рода следует отнести к мужскому роду в случае, когда они обозначают лицо мужского пола, или к женскому, когда обозначают лицо женского.

Распространенная ошибка

Нередко школьники могут ошибочно принять за слова-существительные общего рода лексические единицы, которые обозначают профессии:

  • доктор;
  • профессор;
  • геолог;
  • археолог;
  • библиотекарь;
  • палеонтолог;
  • хирург.

Они могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, однако род их всегда мужской: доктор Иванова, хирург Смирнова. При необходимости согласовать с ними прилагательное следует помнить о том, что они сочетаются с формой мужского рода: талантливый хирург Смирнова. Сочетание «талантливая хирург Смирнова» будет ошибкой.

Большая часть этой лексики не имеет параллельной формы женского рода, но иногда в разговорной речи могут проскальзывать обороты вроде «врачиха Иванова» «библиотекарша Савинова», в литературной речи недопустимые.

Есть в русском языке и слова женского рода, означающие наименование лиц по профессии: машинистка, балерина. Если необходимо обозначить лицо мужского пола, на помощь приходят описательные обороты: артист балета.

Имена собственные

В качестве примеров существительных общего рода можно привести и собственные имена - несклоняемые фамилии как русского, так и иностранного происхождения: Сидоренко, Видных, Гродас.

Общий род имеют и уменьшительно-ласкательные формы, которые могут относиться к людям обоих полов: Сашенька, Шурочка, а также сокращенные формы имен: Валя, Саша.

Группы существительных общего рода

На основании вышеизложенного материала можно выделить три группы имен общего рода:

  • Нарицательные существительные, своей формой напоминающие слова женского рода, на что указывает окончание -а/я: сирота, неумеха, пройдоха, сладкоежка. Чаще всего они обладают яркой эмоциональной окраской.
  • Уменьшительные имена собственные, относящиеся как к мальчикам, так и к девочкам: Саня, Валя, Женя.
  • Несклоняемые фамилии: Савченко, Дюма, Седых.

Существительные общего рода важно правильно употреблять в речи, но чаще всего носители языка понимают смысл высказывания благодаря опорным словам или исходя из общего смысла диалога.

Инструкция

При определении женского рода имен существительных неодушевленных учитывайте, что у них окончания в форме падежа единственного числа -а, -я (стена, воля) и нулевое, если существительное оканчивается на мягкий знак (рожь). Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, подставьте для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Определяйте мужской род имен существительных по окончанию формы: нулевое у слов, оканчивающихся на согласную (дом, стол), -а, -я – у одушевленных существительных, существ мужского пола (дядя, Сережа). Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).

Существительные среднего рода определяйте по окончаниям начальной формы -о, -е и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).

Среди существительных выделяется несколько особых групп, рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, несклоняемые и сложносокращенные слова.
Соотносите значения существительных общего рода с их принадлежностью к предметам женского или мужского пола. Например, девочка- (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по профессии, должности, роду занятий ( Иванов – архитектор Иванова).

Учитывайте, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду ( , кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.

Для определения рода несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географические наименования, подберите родовое понятие ( , город, река, и т.д.). Например, город Рио-де-Жанейро (мужской род), пустыня Гоби (женский род).

Род сложносокращенных слов (аббревиатур) определяйте по роду ведущего слова «расшифрованного» словосочетания: ООН – Организация Объединенных Наций, ведущее слово «организация» (женский род).

Обратите внимание

Некоторые существительные имеют вариантные формы рода. При этом часть из них равноправна (вольер – вольера, банкнот – банкнота), а остальные имеют стилистические пометы: зал – зала (устаревшая форма), жираф – жирафа (устаревшая форма).

Полезный совет

У существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, категория рода не определяется (белила, тиски, будни).

Связанная статья

Источники:

  • роды русского языка

Чтобы определить род у существительных нужно сначала определить слово, которое отвечает на вопрос кто, что. Это имя существительное. В русском языке оно может быть мужского, женского и среднего рода.

Инструкция

Определите род существительного по окончанию или конечной согласной. К мужскому роду относятся слова на согласный и на –й. Например, дом, каравай. К женскому роду относятся существительные на –а, -я, -ия. Например, кузина, . К среднему роду относятся существительные на –о, -е, -ие. Например, окно, платье.

Посмотрите, не является ли данное существительное исключением. К ним относятся существительные, оканчивающиеся на –ь. Такие существительные могут быть как женского, так и мужского рода. Так, словарь относится к мужскому роду, а слово тетрадь – к женскому.

Обратите внимание на род одушевленных существительных. Это существительные, которые означают живых существ. Такие слова относятся либо к женскому, либо к мужскому роду. Исключения – дитя, которые относятся к среднему роду. У одушевленных существительных определяйте род либо естественным полом или животного, либо окончанием существительного. Слон – существительное мужского рода, а обезьяна – существительное женского рода.

Правильно определяйте род у существительных, обозначающих профессии. Они мужского и женского рода. При этом большинство существительных, обозначающих профессии, относится к мужскому роду: врач, инженер, .

Особое внимание уделите роду заимствованных существительных. Существительные иноязычного часто имеют нетипичные для русского языка -и, -у, -ю. Такие существительные не изменяются ни по числам, ни по падежам. К мужскому роду относят имена и и названия городов и островов. К женскому роду относят женские имена и фамилии, названия рек и названия газет. К среднему роду относят названия неодушевленных предметов.

Обратите внимание

Существительные на согласный и –й всегда относятся к мужскому роду.

Большинство существительных женского рода иностранного происхождения оканчиваются на –ия.
Существительные, оканчивающиеся на суффиктсы –онок, -енок всегда мужского рода.

Связанная статья

Источники:

  • «Грамматика русского языка в иллюстрациях», Пехливанова К.И., Лебедева М.Н., 1985.
  • как определить род в русском языке

Определение рода в русском языке – одна из наиболее распространенных задач для изучающих этот язык людей. В русском языке есть три рода – мужской, женский и средний. Кроме того, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.

Вам понадобится

  • Умение выделять окончания у различных частей речи

Инструкция

Выделите окончания у согласующихся с нужным словом прилагательных и глаголов. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы определить . Поставьте глагол в прошедшее время, а существительное с прилагательным возьмите в именительном падеже. Лучш-ий друг приш-ёл, лучш-ая подруг-а пришл-а, нов-ое взошл-о. Это примеры окончаний прилагательных и глаголов в мужском, женском и среднем роде.

Определите, не обозначает ли искомое слово профессию или род деятельности. Большинство таких слов формально относятся к мужскому роду. Например, новый врач сказал (о ), новый врач сказала (о ); он отличный специалист, она отличный специалист. Обратите внимание, что названия некоторых профессии не имеют формы мужского рода . Например, слово «балерина» имеет форму только женского рода .

Запомните, что слова типа «недотёпа, непоседа, задира, невежа, жадина, умница» и тому подобные относятся к общему роду. Эти слова дают эмоциональную окраску как словам мужского, так и женского рода , и называют род занятий этих лиц.

Помните, что рода у аббревиатур – случай особой сложности. У аббревиатур, образованных путем сложения частей слова, определяйте род по главному слову: нов-ый сбербанк, качествен-ая оргработа. В случае, когда слово путём сложения звуков или букв (ПТУ, РАН), чётких правил для определения рода нет.

Образуйте род несклоняемых существительных, заимствованных из других языков, по следующему правилу. Если существительное обозначает предмет, то оно принадлежит к среднему роду (пальто, кашне). Если оно обозначает , то относится к мужскому роду (шимпанзе). Если оно называет географический объект, то относится к роду большинства слов такого типа в языке (Миссисипи женского рода , потому что это река). Не забывайте, что в каждом таком случае есть исключения. Обратитесь к авторитетным словарям, если какой-либо вызывает у вас сомнение.

Видео по теме

Аббревиатура (итал. abbreviatura от лат. brevis – краткий) представляет собой слово, состоящее из названий начальных букв или звуков лексических элементов исходного словосочетания. Название термина определяет способ образования аббревиатур путем сокращения (усечения основ). При определении рода таких сложносокращенных слов необходимо его «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию.

Вам понадобится

  • - толковый словарь.

Инструкция

Определите, к какому типу относится анализируемая . Традиционно выделяют 3 вида:- буквенного типа, т.е. составленная из алфавитных названий букв слов, образующих исходное словосочетание (РФ, МХТ, ОРТ);- звукового типа, т.е. образованная из слов, входящих в словосочетание (МИД, ООН, МХАТ). Обычно звуковые аббревиатуры образуются при наличии внутри нее гласных звуков;- смешанного типа, т.е. составленная частично из названий начальных букв, частично – звуков (ФРГ, ЦСКА).

Определите исходное словосочетание, от которого образована аббревиатура. При затруднениях «расшифровки» обращайтесь к словарям или иным источникам информации.

Определите род ведущего слова. По нему закрепляется эта грамматическая категория у аббревиатуры. Например, СКВ – свободно конвертируемая валюта. Определяемое слово «валюта» женского рода . Значит, СКВ – такого же рода .

Помните, что род некоторых инициальных аббревиатур с течением времени и особенностями их употребления в речи изменился. Если сложносокращенное слово приобрело возможность склоняться по склонению имен , то оно приобрело форму мужского рода . Например, вуз – учиться в вузе. Изначально слово относилось к среднему роду, т.к. вуз –

Особую группу среди имен существительных составляют так называемые слова общего рода. Грамматическое своеобразие их заключается в том, что род этих существительных меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица (а значит, меняется и род согласующихся с ними слов). Например: "- Петр Алексеевич у нас запевала - и какой!" (Тург.); и: "Не успел он договорить, как запевала заиграла другую песню, и девки потянули друг дружку" (Л.Т); "В детстве я был большой рева" (Верес.); и: "Удивительно, как сильно может измениться человек - чумазая, лохматая рева стала видной, умной девушкой" (А.Кожевн.).

К словам общего рода относятся:

1) собственные несклоняемые существительные - иноязычные фамилии на гласную (Моруа, Депардье, Савари), иноязычные по происхождению фамилии на согласную (Саган, Книпович), а также русские, славянские фамилии на -о (Нестеренко, Дурново, Живаго) и на -ых/-их (Борзых, Чутких);

2) нарицательные несклоняемые существительные, значительное большинство которых составляют названия лица как принадлежащего к какой-либо народности (банту, бурунди, гереро, кечуа, манси, удэге, ханты и т.д.), а также некоторые наименования лиц разных тематических групп (визави, протеже);

3) неофициальные собственные склоняемые имена на -а/-я (Валя, Геня, Женя, Лера, Паша, Саша и т.д.);

4) нарицательные склоняемые существительные на -а/-я, в подавляющем большинстве характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо, по какой-либо особенности характера и т.д. и свойственные преимущественно устно-разговорному стилю (задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга и т.д.). К ним примыкают некоторые стилистически нейтральные слова (запевала, книгоноша, сирота) и книжное коллега.

От оценочных слов общего рода (типа злюка, разиня, хитрюга) следует отличать слова-характеристики типа ворона, лиса, тряпка, язва. Их характеристическое оценочное значение возникло в результате метафорического переноса, а потому они сохраняют род (женский) своего прямого значения и тогда, когда используются по отношению к лицу мужского пола. Например: "Вчера в этом Варьете (непечатные слова) какая-то гадюка фокусник сеанс с червонцами сделал..." (М.Булг.). Ряд слов на -а является существительными мужского (а не общего) рода: вышибала, громила, детина, заправила, повеса, расстрига, рубака, рубаха (в роли приложения: рубаха-парень), староста, старшина, судья, тамада. В одних случаях принадлежность слов именно и только к мужскому роду объясняется характером занятия лица как требовавшего большой физической силы (вышибала, громила) или как присущего когда-то или вообще лишь мужчине (рубака, расстрига, тамада), в других - традицией употребления характеристики лишь в отношении мужчины (детина, заправила, повеса, рубаха), в третьих - грамматической традицией (староста, старшина, судья).

Примечание. Остаются всегда существительными мужского рода названия профессий, должностей, званий и т.д. на согласную (врач, геолог, директор, сержант), которые используются применительно к лицам обоего пола. Называя должность, профессию и т.д., занимаемую женщиной, такие слова диктуют свой род (мужской) стоящим при них определениям (прилагательным, причастиям: "известный геолог", "практикующий врач"). Сказуемое же может иметь форму не только мужского, но и женского рода ("врач назначила лечение", "директор возмущена этим заявлением", "кассир была права"). Ср., например: "- Я понимаю, отчего мой редактор отвергла сценарий: достать деньги для его реализации было практически невозможно" (Дом кино. 1990. Май).

Существительные общего рода на -а/-я в современной речи служат нередко характеристикой предметов или животных, птиц, рыб и т.п. Например: "В жаркий полдень стань на колени, склонись над малюткой деревцем, и ноздри уловят молодой и нежнейший запах сосновой смолы" (М.Шол.); "Идут автобусы, грузовые такси, и просто такси, и "частники", т.е. чьи-либо личные машины, но больше всего деловые работяги автомобили" (Вл.Сол.); "Виноград начинает поспевать, и лакомки птицы хлопотливо выискивают побуревшие зерна" (Сераф.). Каким является род подобных слов-характеристик и определений к ним? Поскольку в таких употреблениях существительные общего рода выступают в роли изобразительного олицетворяющего средства, т.е. уподобляют неживой предмет или животное человеку, постольку грамматический род названия предмета (животного) становится своеобразным показателем "пола". Значит, использованные применительно к предметам (животным), существительные общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. Например: "Там, в душном пырее, в диком кудрявом клевере, звенели косы, плыл над людьми прилежный работяга день" (Фад.); "Всю ночь работает кондиционер. Весь день приглушенно шумит в углу неутомимый трудяга" (Лит. газ. 1981. № 41); "Она очень большая неженка, эта машина" (Н.Тих.). Если же название предмета относится к среднему роду (малютка деревце), а он не имеет соответствия с реальным, биологическим полом, то определение к существительному общего рода, характеризующему такой предмет, должно стоять в форме женского рода: "Дынное дерево - большая неженка". Эту форму диктует морфологический "облик" существительного общего рода (с окончанием -а: неженка).

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • дать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

образовательная:

  • формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

развивающая:

  • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Проверка домашнего задания:

1. Буквенный диктант.

Задание : ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

III. Актуализация знаний.

  • Какое слово у Вас получилось?

Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

  • Каково его лексическое значение?
  • А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
  • Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка - литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
  • Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
  • Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

  • Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

  • Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
  • Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

  • Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
    • ужасная неряха
    • ужасный неряха

Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

  • Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).

2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).

Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.

Задание : соединить слова с их лексическим значением.

Подлиза

неопрятный, грязный человек.

горемычный (несчастный) человек.

непоседливый человек (обычно о ребёнке).

Грязнуля

изнеженный человек.

неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

Непоседа

тот, кто подлизывается к кому-нибудь.

тот, кто болтает вздор, пустяки.

ненасытный, прожорливый человек.

Горемыка

очень хитрый человек.

Пустомеля

тот, кто много и часто плачет.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом.

Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.

Задание : Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.

  • Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?

2. Словарная работа.

  • Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?

Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)

  • Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?

Невежда – малообразованный, малосведущий человек.

(Невежда также в ослепленье ‎
Бранит науки и ученье, ‎
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

  • Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
  • Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
  • Придумайте предложение с одним из этих слов.
  • Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?

3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.

  • К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка .)

Физминутка

Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.

4. Игра «Отгадай слово».

А) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?

Задание : Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.

(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)

Б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.

(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;

2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;

3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;

4. Песня «Почемучка-почемучки»;

5. Песня Дюдюки Барбидокской;

6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)

(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)

5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)

Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.

Задание : сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.

От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

1 команда:

2 команда:

3 команда

коротышка

Торопыжка

выскочка

мартышка

кисточка

VI. Итог урока.

Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.

  • Какова была цель урока? Мы ее достигли?
  • К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?

Графический диктант .

Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.

Задание : отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».

1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.

2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.

3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.

4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.

– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.

6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.

7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.

– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.

9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).

10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.

Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.

VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.

Спасибо Вам за урок!

Домашнее задание :

(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)

  • 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
  • 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
  • 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»

Здравствуйте, ребята!

    Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели

И готовы сей же миг

Изучать русский язык!

    Вступление.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.(СЛАЙД 1)

Однажды на уроке я услышала от ученика ответ, что все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам. Правильно ли это?

Ученики: - нет, имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, женскому, среднему. И в зависимости от этого относятся к одному из трех склонений.

Учитель: Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из родов.

На доске написаны словосочетания. Что нужно сделать? Что нам нужно знать для этого? (род) А в чем сложность? (несклоняемые существительные)

Давайте восстановим написанное. Итак, цель нашей работы - правильно написать окончания!

НО! Сегодня работают самостоятельно с карточками , на которых такого же типа задания, 1 вариант 1 ряда. Выбор делаете сами: 1 задание простое, 2 задание - сложное, можно сделать 2 , если успеете.

Ну а все остальные работают в тетрадях и у доски

Передай мел другому

Трамвайн... депо, фруктов.. желе, быстр.. кенгуру,

крепк.. кофе, седьм.. авеню, дружелюбн.. шимпанзе,

гостеприимн.. Сочи, полноводн.. Конго, дорог... шампунь, нов... тюль.

Итак, подведем итог, зачем мы определяем род? Чтобы правильно поставить окончание. Зачем нам это надо? Чтобы быть грамотными

Как видите, прилагательные верно несут службу рядом с существительными и помогают нам не ошибиться в их роде.

Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей? Запуталась что-то я?(слайд 2)

Допишите значение: где невежа, где невежда? (на листочках)

    Неграмотный, малообразованный человек - ____невежда___________________

    Грубый, невоспитанный человек - ___________невежа____________________

Итак, 1 - это невежда, 2 - невежа, запишите. (слайд 3)

Так какое слово я должна была употребить? Если этого не знать, можно так и остаться НЕВЕЖДОЙ!

Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА (это человек - значит, мужского) Лист на доску.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашел.

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

    Почему вы смеетесь? Что-нибудь не так?

    Так как можно назвать неграмотного человека?(невежда)

Учитель: Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Они называются несклоняемыми.

Ты такой невежда! Ой, но ты же девочка, значит, ты такая невежда, но мы определили, что слово НЕВЕЖДА - мужского рода.

Вы меня запутали, так НЕВЕЖДА - он или она?

На слайде:

Вот подходит к детворе,

Затевает драку.

Все боятся во дворе

Так... забияку.

    Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?

    Такого забияку.

    А разве девочки не дерутся?

  • Так какого же рода существительное забияка? Такой забияка? Такая забияка? Лист на доску.

Сформулируйте проблемный вопрос: какого рода существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола?

    Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола называются существительными общего рода

Итак, запишите тему: Имена существительные общего рода.

Как вы думаете, какие задачи вы должны себе поставить при изучении новой темы?

УЗНАТЬ, какие существительные относятся к общему роду

НАУЧИТЬСЯ их правильно употреблять в речи.

В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:»Почему в русском языке появились слова общего рода?» лист на доску

    Работа с учебником

Давайте прочтем правило на стр. 96 учебника.

Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

«Умница!» - сказала бабушка.

Забияка не торопится домой.

Что сделать, чтобы стало понятно?

«Умница!» - сказала бабушка внуку..

Забияка не торопилась домой.

Отгадайте, о ком идет речь - о мальчике или о девочке?

Как вы догадались?

Что обозначают данные слов? Листы на доску

(качества людей)

Итак, что же такое слова общего рода.

Выберите и запишите из упр. 229 мальчики предложения со словами общего рода, обозначающие мужской род, а девочки - женский.

У доски 2 человека.

4 ФИЗМИНУТКА

Умницы подняли руки вверх

Работяги опустили руки, наклонились.

Сладкоежки выпрямились, втянули живот.

Забияки сели, красотули тоже сели.

Продолжаем.

Учитель: А вот какая история произошла однажды в лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитать, всякий раз приводя много примеров.

    Вот видишь, ты такая большая неряха.

    Неверно, я не большая неряха, я мальчик.

    Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты большая неряха.

    Нет, я не большая неряха, это неверно, я не могу быть большая и даже маленькая неряха, я мальчик.

Вожатый пытался приводить все новые доказательства, еще более убедительные, но все было напрасно? Почему сопротивлялся мальчик?

Надо, разговаривая с мальчиком, говорить большой неряха, такой неряха.

    Что вы можете сказать о таких детях?

Я думаю, мы без труда объясним значение других слов: тихоня, хвастунишка, растяпа, подлиза, выскочка, ябеда.

Нравятся вам люди такого сорта?

    и мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки

Плакса, вакса, гуталин.

На носу горячий блин.

Плакать не годится.

Можно простудиться.

    Но особенно в старину не любили жадных людей

  • Жадина-говядина,

Три копейки дадено.

На четвертую копейку

Расшибется об скамейку.

А эту корилку вы закончите сами

    Что за шум, что за рев?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка,

Это Таня … (ревушка)

    А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества

(плакса, жадина, ревушка)

    Часто и в художественной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

    Он два раза в неделю страдал от обжорства

    Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.

    Это о Троекурове - герое романа Пушкина «Дубровский»

    а какими существительными общего рода мы охарактеризовали бы Троекурова в устной речи (обжора и невежа)

    работа в парах

Посмотрим, как вы сможете найти в тексте существительные общего рода

А теперь проверим, все ли существительные вы нашли? Сверяем ответы, обводим слово в кружок, если оно не подчеркнуто.

Словарная работа Дока - знаток, мастер своего дела.

А правильно ли сюда отнести слова шеф, агент, староста, мастер?

Это качества? Нет Поэтому они не относятся к словам общего рода. Но ведь мы говорим она - агент, он- агент. Проблема? Но это проблема уже следующего урока.

Ну а мы подводим итоги!

Что нового вы сегодня узнали?

6. Домашнее задание

(расшифрованная шифрограмма)

, переехавший к бабушке.

Староста , Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка кошмарная воображала да ещё и выскочка ужасный растяпа одна растяпа жуткая соня и белоручка

рёва . Её подруга Сусликова - такая плакса , но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная . Шушунчиков Вася – редкий бука такой обжора ! При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

удивительная злюка .

такой-сякой придира

Парная работа ФИ1.____________________________________2.____________________________

Задание: Найдите и подчеркните в тексте все существительные общего рода

Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух

(расшифрованная шифрограмма)

«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота , переехавший к бабушке.

Шеф! В 6 классе никто не подходит! Староста , Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка . Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа : у него всё из рук валится. Есть в 6 классе ещё одна растяпа , Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка . Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!

Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва . Её подруга Сусликова - такая плакса , но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная . Шушунчиков Вася – редкий бука : всё молчит. Вот Макаронинов Саша - умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора ! При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка .

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира . Здесь в самом деле не с кем работать!»