Биографии Характеристики Анализ

Суть государственной политики в сфере дошкольного образования. О современной образовательной политике в дошкольном образовании

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«ПОДДЕРЖКА ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

И УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В БЛИЖАЙШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ

Информационные материалы

Составители:

– директор ДВНЦМС,

к. ф.-м. н,; д. п.н.

Хабаровск -2011

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования……………

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования и правовые основы их обеспечения …………………………………………………………………………………………..

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»………………………………………………………………………………………….

Глава 2. Условия реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в ближайшем десятилетии ……………………………………………………

2.1. Демографические тенденции ближайшего десятилетия………………………………….

2.2. Новое федеральное законодательство об образовании.…………………………………

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования

и правовые основы их обеспечения

(Извлечения)

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.


3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

(Извлечения)

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования , … в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 01.01.2001 N 122-ФЗ.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, …. в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия , технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования ;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;


4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1663-р

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1120-р,

от 01.01.2001 N 1622-р, от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;

перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

2. Органам исполнительной власти при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Председатель Правительства

Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(Утверждены распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1663-р,

в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р)

(Извлечение)

I. Новое качество жизни

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства .

Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

3. Удовлетворение потребностей в современном образовании

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

Приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий подготовки кадров и современных обучающих программ, а также повышению уровня интеграции образования, науки и практики.

На всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. На их основе предстоит обновить систему аттестации работников образования.

Предстоит:

ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;

расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;

внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;

внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;

обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Будут ужесточены лицензионные требования к учреждениям для обеспечения гарантии современного качества образования. Одновременно продолжится содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях.

Будет осуществляться конкурсная поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , внедряющих современную модель образования, комплексно охватывающую начальное и среднее профессиональное образование, общее образование, дополнительное образование.

Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья, адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения.

Развитие дошкольного образования

Увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений уже в ближайшие годы. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.

Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.

Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.

Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.

Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций . Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.

Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.

Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

2. Формирование благоприятной среды

Государство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств.

Первое - развитие конкуренции.

Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции.

Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям.

Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов .

Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий .

Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц (в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих). В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции (участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением) будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы.

Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов.

Третье - развитие малого и среднего предпринимательства .

Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства . Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.

В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере.

Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо - и газоснабжения и другим объектам естественных монополий.

Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности .

Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

______________________________________________________________________________

Задачи по развитию предпринимательства, в том числе и в сфере дошкольного образования, поставлены и в ряде документов Правительства РФ, поскольку существующая структура предпринимательства явно имеет перекос в сферу торговли

DIV_ADBLOCK472">

Наименование показателя │ Значение │ Целевое

│ показателя│ значение

│в 2008 году│показателя

│ │в 2012 году

──────────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────

I. Новое качество жизни

Доля граждан, удовлетворенных полученным 40 60

образованием (по результатам социологических

исследований)

Выпуск продукции малых предприятий, процентов к 21 29

ВВП (не менее)

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОЕКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р,

от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

─────┬────────────────────────────────────┬────────────────────────────────

│ │ Ответственные исполнители

─────┴────────────────────────────────────┴────────────────────────────────

5. Развитие дошкольного и общего Минобрнауки России

образования

15. Развитие конкурентных рынков и Минэкономразвития России

защита конкуренции

16. Развитие малого и среднего Минэкономразвития России

предпринимательства

Послание Федеральному Собранию

Президент Российской Медведев

Извлечение

11. В целях развития дошкольного образования:

а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы , льгот по налогу на имущество;

в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления.

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

(в ред. Указа Президента РФ от 01.01.2001 N 579)

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.:

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

63. Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности

педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных

учреждений

64. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование

65. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение

стоимости основных средств

66. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части расходов на оплату труда и

начислений на оплату труда

122. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного

самоуправления городского округа (муниципального района), в том

числе их информационной открытостью

123. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа

Извлечение

Статья 89. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей , формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (их структурных подразделениях), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

4. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

5. Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.

6. Дошкольное образование вне организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, может быть получено в форме семейного образования.

7. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Показателями отнесения образовательного учреждения к соответствующему виду являются:

1) уровень реализуемых образовательных программ;

3) структура контингента обучающихся, воспитанников в соответствии с направленностью изучаемых образовательных программ;

4) кадровое обеспечение;

5) информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

6) защита прав и интересов воспитанников;

7) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п.4 ст.12 Закона Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. "Об образовании" различают следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Также по информации Минобразования России Информация Минобразования России // Образование в документах. 2003. № 9.С. 95. в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, среди типов и видов образовательных учреждений, выделяют:

Тип "дошкольное образовательное учреждение", которое подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад.

Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задается самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребенка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.

Сеть дошкольных образовательных учреждений складывалась в нашей стране десятилетиями. Она формировалась как из муниципальных, так и из ведомственных детских учреждений. За последние годы эта система претерпела значительные изменения. Количество дошкольных учреждений сократилось, ведомственные детские сады ликвидируются или передаются в ведение местного самоуправления Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006.С. 319. .

Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Однако допускается его предоставление и в общеобразовательных учреждениях, при наличии у них соответствующих лицензий (ст.17 Закона РФ "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. , Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"). Выбор способов организации предоставления дошкольного образования - путем создания дошкольных учреждений либо создания комбинированных учреждений - находится в компетенции органов местного самоуправления См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования" // СПС "КонсультантПлюс". В качестве одной из форм обеспечения преемственности между дошкольным и общим образованием признается создание комплексов, включающих в себя дошкольные и общеобразовательные учреждения. Однако при этом надо иметь в виду, что такие комплексы не образуют единого образовательного учреждения и входящие в них образовательные учреждения сохраняют свой первоначальный статус. Это важно в связи с вопросами финансирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В частности деятельность образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста регулируется Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2009. N 12. Ст. 1427. ; дошкольного образовательного учреждения - Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от от 12.09.2008 г. N 666 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 39. Ст. 4432. ; образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 28. Ст. 2693; 2009. N 12. Ст. 1427. ; образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 867 Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. от 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3911. .

Вместе с тем, понятия "общеобразовательная программа" и "общеобразовательное учреждение" в Законе "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. не корреспондируют друг с другом в полной мере. Дошкольное образование относится к общеобразовательным программам, наряду с программами общего образования, однако дошкольное образовательное учреждение не относится к числу общеобразовательных учреждений, а представляет собой самостоятельный тип образовательного учреждения (п.4 ст.12 Закона РФ "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г.). Общеобразовательным учреждением является учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, т.е. реализующее только программы общего образования (подп.2 п.4 ст.12 Закона РФ "Об образовании"). Таким образом, хотя дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы, они не относятся к числу общеобразовательных учреждений.

Сегодня в России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". .

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения. В первую очередь осуществляется прием детей работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; детей из многодетных семей; детей, находящихся под опекой; детей, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; детей безработных и вынужденных переселенцев, студентов.

Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. В настоящее время установлены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к образовательным программам и педагогическим технологиям, а также к характеру взаимодействия персонала с детьми). Именно в рамках основных образовательных программ дошкольное образование является общедоступным и бесплатным Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Документ официально опубликован не был. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. .

Как мы уже отмечали наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 39. Ст. 4432. , существует также Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2009. N 12. Ст. 1427. . Последнее отражает подход к воспитанию ребенка младшего возраста, состоящий в плавном переходе от дошкольного воспитания к освоению общеобразовательных программ. Таким образом, подготовка проходит без стресса для ребенка и по окончании такого образовательного учреждения он готов осваивать общеобразовательную программу основного общего образования. В дошкольных образовательных учреждениях, названия которых включают слова "начальная школа" или "прогимназия", могут обучаться дети от 3 до 10 лет включительно.

Установлена следующая предельная наполняемость, которая определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся:

в группах от 3 до 5 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в классах - 25 обучающихся Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. .

При наличии необходимых условий и средств возможно укомплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.

При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 4 классах допускается деление класса на две группы при наполняемости 25 обучающихся в городских учреждениях, не менее 20 обучающихся - в сельских Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (постатейный) / отв. ред.В.И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2009.

Подобные ограничения на количество человек в группе установлены и в основном Типовом положении применительно к каждому виду дошкольного образовательного учреждения.

Кроме того, в типовых положениях регламентируется режим дня, включая нормы сна и отдыха на свежем воздухе, установленные в соответствии с гигиеническими показателями, питания, установлены требования к минимальной оснащенности помещений дошкольных образовательных учреждений и иные требования, объясняющиеся спецификой задач, возложенных на эти образовательные учреждения. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на дошкольное образовательное учреждение и организации общественного питания. В дошкольном образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания воспитанников. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". . Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях наглядно представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Допускаются функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". .

Все, что не регламентировано типовым положением, может быть дополнительно детализировано в уставе дошкольного образовательного учреждения.

Закон "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. установил, что правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. Вместе с тем конкурсный отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются письмо Минобразования России от 7 июня 1994 г. N 58-М // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. N 5. .

Взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством Российской Федерации Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". .

Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ, с учетом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах, на основе договора с родителями (законными представителями) и в соответствии со своими уставными целями и задачами. На дошкольные учреждения распространяется Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505, которым утверждены Правила оказания платных образовательных услуг Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 (в ред. от 15 сентября 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016; 2008. N 38. Ст. 4317. . Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Организация предоставления дошкольного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи относится к компетенции не органов местного самоуправления, а субъектов РФ (так же, как и в случае с общим образованием). Соответственно, органы местного самоуправления не должны создавать подобные специализированные учреждения дошкольного образования О видах образовательных учреждений и критериях отнесения их к тому или иному виду Приказ Минобразования России от 7 августа 1995 г. N 443 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"; Приказ Минобразования России от 22 августа 1996 г. N 448. . Однако они вправе создавать дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях: Письмо Минобразования России от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03. .

В рамках работы по организации предоставления дошкольного образования на органы местного самоуправления возложена организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (п.5 ст.18 Закона РФ "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г.). Письмом Минобразования России от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03 установлены Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования РФ организовывает для детей 3 - 6 лет, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений.

Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их потребностей.

При этом проводятся диагностико-консультационная работа с детьми 5 - и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.

Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая комиссия, которая проводит обследование всех детей 5 - и 6-летнего возраста независимо от того, посещают они дошкольное образовательное учреждение или нет. По результатам обследования детей 5-летнего возраста комиссия дает рекомендации об оказании социально-психологической поддержки или коррекционно-педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются. По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу с 6 - или 7-летнего возраста.

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах:

1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5 - 6 лет:

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.

Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего - 20 мин, старшего - 25 - 30 мин. Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями).

Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами.

В соответствии со ст.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в дошкольных образовательных учреждениях может осуществляться обучение детей религии - с соблюдением тех же правил, которые были описаны выше применительно к общеобразовательным учреждениям.

Государственная политика в сфере дошкольного образования

«В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в частности. В этом ключе, система образования, как составная часть социальной среды должна адекватно реагировать на изменения в обществе. Понятие “модернизация образования” рассматривается как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Цель модернизации образования здесь рассматривается в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также управление качеством образования. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, мы должны учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов учреждения. Безусловно, постановка задач на повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и более того, гибким. Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора формы образования, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью... ”. Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. С 1 января 2017 года вступает в силу профессиональны стандарт педагога. Статья 3. Государственная политика в сфере дошкольного образования. 1. Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения. Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. 2. Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка: - обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования); - заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей; - содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности. Политика Вологодской области направлена на доступность и модернизацию образования. В частности, сделать доступным дошкольное образование поможет использование вариативных форм, в т.ч. группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, лекотеки. Большое внимание уделяется детям с ОВЗ в плане охвата их дошкольным образованием.

Дошкольное образование в Вологодской области

В области последовательно решается задача обеспечения 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и перечнем поручений Президента Российской Федерации по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798.

Разработан и реализуется план мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013-2018 годы (утвержден постановлением Правительства области от 25 февраля 2013 года № 201), включающий следующие основные направления деятельности:

строительство и реконструкция зданий детских садов;
открытия дополнительных мест в вариативных формах дошкольного образования,
развитие негосударственного дошкольного образования;
использование имеющихся резервов открытия мест в дошкольных образовательных организациях.
Утвержден План действий по развитию вариативных образовательных услуг в сфере дошкольного образования, в соответствии с которым разработаны и направлены в муниципальные образования примерные положения о группе семейного воспитания дошкольного образовательного учреждения; группе кратковременного пребывания); разработаны программы обучения персонала негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций и групп семейного воспитания муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

На базе детских садов, учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных сельских школ, культурно-образовательных центров действуют группы кратковременного пребывания (прогулочные группы, группы подготовки к школе для детей 5-7 лет, центры игровой поддержки ребенка, адаптационные группы и др.). Функционируют консультативные пункты для родителей и детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также группы семейного воспитания, группы присмотра и ухода, организованные индивидуальными предпринимателями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки республики Бурятия

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Контрольная работа

На тему: Государственная политика в области дошкольного образования

Выполнила:

Новолодская Марина Геннадьевна

образовательный политика дошкольный

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

Обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);

Заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;

Содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, его суть и задачи. Требования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Представления о содержании дошкольного образования, предложенные в Стандарте.

    презентация , добавлен 05.05.2016

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Современное состояние системы образования РФ. Раннее и дошкольное детство как особый национальный ресурс для решения проблем социального и экономического развития. Формирование федеральной политики в области образования, принципы его финансирования.

    магистерская работа , добавлен 30.06.2010

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    курсовая работа , добавлен 23.04.2013

    Общая характеристика системы среднего образования Республики Казахстан. Определение направлений современной образовательной политики Казахстана. Комплексная оценка целей и задач государственной политики в сфере развития среднего образования Казахстана.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России. Ликвидация академических свобод университетов в годы советской власти, централизация управления высшей школой. Государственная политика современной России в области образования.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    Рассмотрение готовности к школе как объекта образовательной политики. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Дидактические игры как средство развития интегративных качеств дошколят.

Проблемы системы дошкольного образования

нет структурных
изменений
в ДО
низкий
охват детей
услугами ДО
низкая
заработная плата
работников ДОУ
– кадровые
проблемы
отсутствует
конкуренция
не меняется
уклад жизни
медленно
развиваются
новые формы
среднее соотношение
числа воспитателей
к числу воспитанников
(1:25)
необходима новая система оценки качества
дошкольного образования

Дошкольное образование

Более 6 миллионов детей
56,4 тысяч детских садов;
29,3 тысячи (52%) – в городах и поселках городского типа;
27,1 тысячи (48%) – в сельской местности;
43,5 тыс. (77%) государственные и муниципальные ДО;
1022 (1,8%) негосударственных ДО.
3

Доступность дошкольного образования

Задача:
к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет обеспечена доступность
дошкольного образования (Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года)
Инструмент: региональные «дорожные карты»:
развитие муниципально-региональных систем дошкольного
образования;
развитие негосударственного сектора.
4

Сеть учреждений предоставляющих услуги дошкольного образования

муниципальные детские сады
иные государственные и
муниципальные организации
негосударственные
образовательные учреждения
Общеобразовательные
учреждения
Начальная школа - детский сад
0
20
40
60
80

Задачи дошкольного образования

Создание новых мест в дошкольном образовании и ликвидация
очереди
Повышение заработной платы педагогам дошкольного
образования
Обеспечение детям комфортных условий в соответствии со
ФГОС дошкольного образования
Повышение качества подготовки педагогических кадров
дошкольного образования
6

Нормативная база дошкольного образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»:
дошкольное образование – уровень общего образования
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
самоценность дошкольного периода;
личностный рост ребенка;
формирования траектории его индивидуального развития;
учет потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
7

ДЕТСТВО ПОДОБНО УВЕРТЮРЕ, ДАЁТ ОКРАСКУ ВСЕМУ СПЕКТАКЛЮ Татьяна Ермакова

… ДРУГАЯ СТРАНА С НОВЫМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УКЛАДОМ
… ДРУГИЕ
ЦЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
… КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТАНДАРТЫ
… ДРУГИЕ ДЕТИ
ВСЕ ДРУГОЕ…
Содержание – набор
предметных занятий
(ЗУНы)
Репродуктивные способы
(методы) обучения
Ребенок – объект
обучения…..
………..
Ребенок – активный субъект
деятельности
Инновационные технологии
(игровые,
исследовательские,
проектные)
Содержание – формирование
способностей

ВОПРОС ДНЯ

Зачем нужен стандарт?
Что должен регулировать?
Что изменится в детском саду
после появления стандарта?
Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным,
основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4).
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех
уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного.
№273-ФЗ от 29.12.2012г
«Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС дошкольного образования:

Впервые государство де-юре берет на себя
обязательства по дошкольному
образованию

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные
для сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе
достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к
продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей;
гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование
правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права
российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве
государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и
учитывающей возможности реальной личности и системы образования по
достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественногосударственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами
для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования,
семей воспитанников и широкой общественности.

положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной
психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном
возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.)
работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко,
Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки
образовательных
стандартов
(В.И.Байденко,
В.П.Беспалько,
А.М.Кондаков,
А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто
и др.)
научные положения, практические разработки и методические рекомендации,
содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер,
М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.)
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области
образования

обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребёнка в получении качественного
дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и
качества
образования
на
основе
единства
обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ, их структуре
и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства
Российской
Федерации
относительно
уровня
дошкольного образования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

расширения
возможностей
развития
личностного
потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного
возраста;
обеспечения условий здорового образа жизни и
безопасности ребенка;
приобщения
детей
через
соответствующие
их
индивидуально-возрастным
особенностям
виды
деятельности к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
развития интереса и мотивации детей к познанию мира и
творчеству;
реализации вариативных образовательных программ;
соблюдения прав ребенка, родителей и других участников
образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

● полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
● индивидуализация дошкольного образования);
● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
● сотрудничество с семьёй;
● приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
● формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
● учёт этнокультурной ситуации развития детей.


Особое место дошкольного стандарта среди ФГОС
Среди принципов:
- поддержки разнообразия детства;
-сохранения
уникальности
и
самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
-полноценного проживания ребёнком всех этапов
дошкольного детства, амплификации (обогащения)
детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;

к структуре
ООП ДО
к условиям
реализации ООП
ДО
к результатам
освоения ООП
ДО
ФГОС

Индикаторы качества

Т
Р
Е
Б
О
В
А
Н
И
Я
к предметно – развивающей среде как
к условиям индивидуального развития ребенка
к кадровым + психолого – педагогическим
условиям = корпоративный дух
к материально – техническим условиям как
условиям безопасности и охране здоровья детей
к финансовому обеспечению, как гарантии
бесплатного дошкольного образования.

безопасная
Развивающая
предметнопространственная
среда организации
(группы)
трансформируемая

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы должно охватывать
следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.

программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста;
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного
образования),
организационно-педагогические
условия
образовательного процесса;
направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации
ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры,
изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.),
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего
развития;
направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего
развития ребёнка.

Образовательная среда –
это система условий социализации и развития детей:
1. пространственно-временные
условия (гибкость
трансформируемость предметного пространства);
и
2. социальные
условия (формы сотрудничества и
общения, ролевые и межличностные отношения всех
участников образовательного процесса, включая
педагогов, детей, родителей, администрацию);
3. деятельностные условия (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастным
особенностям дошкольников, задачам развития и
социализации).

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим
Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон РФ «Об образовании», ст.12.6)
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания
детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых
образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для
дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в
течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и
продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том
числе разновозрастных групп
Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые ориентиры дошкольного
образования - социально-нормативные
возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования
● целевые ориентиры образования в
раннем возрасте
● целевые ориентиры образования на этапе
завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры ДО -
социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных
замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и
проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную
ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и
словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои
движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить
поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором
он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных сферах действительности.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они
не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки
воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Результаты психолого-педагогической
диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для
решения образовательных задач 1. Надо не учить детей, а сделать
так, чтобы ребёнок
захотел научиться.

Эмоции
2. Не надо учить детей, не надо
их воспитывать, надо жить
вместе с детьми интересной,
содержательной жизнью.

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Эмоции
3. Разностороннее
использование игры как для
обучения,
так и для досуга.

Эмоции

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Воля
4. Создание условий и ситуаций,
где бы ребёнок мог проявить
волевое усилие.