Биографии Характеристики Анализ

Связь методики преподавания литературы с другими дисциплинами. Методика преподавания литературы как научная дисциплина

МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Общественное значение методики литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя.

Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания тесно связана с литературоведением, а также с эстетикой.

Методика различает следующие формы организации учебного процесса: урок как основная форма учебных занятий, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, лит. вечера, выставки и т.д.).

Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы; сущность литературного развития учащихся; пути и приёмы анализа художественного произведения; возрастные, типологические и индивидуальные особенности восприятия лит-ры; литературные способности учащихся.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX и XX столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы, школы, лицеи, гимназии.

Девяностые годы принесли много нового в литературу, литературоведение, эстетику, философию, в саму методику. Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки:

1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции, не- полноценности восприятия, свойственной значительной части

молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин.



2. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

3. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования

школьников.

5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные.

6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.

7. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Лекция №1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина

Лекция № 2. Литература как учебный предмет в школе

Лекция № 3. Учитель литературы и профессиональные требования к нему

Лекция № 4. Методы и приемы обучения литературе в школе

Лекция № 5. Этапы работы над художественным произведением. Вступительные занятия

Лекция № 6. Чтение и изучение текста художественного произведения в школе

Лекция № 7-8. Приемы изучения литературного произведения в школе

Лекция № 9. Пути анализа литературных произведений в школе

Лекция № 10. Заключительные занятия

Лекция № 11. Изучение эпических произведений

Лекция № 12. Изучение лирических произведений

Лекция № 13. Методика изучения драматических произведений

Лекция № 14. Изучение биографии писателя в школе

Лекция № 15. Изучение теоретико-литературных понятий на уроках литературы

Лекция № 16. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы

Лекция № 17. Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы

Лекция № 18. Урок литературы в современной школе

Лекция № 19. Средства наглядности на уроках литературы

ЛЕКЦИЯ №1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

План:

1. Предмет, содержание и структура курса « Методика преподавания русской литературы».

2. Методы исследования в методике преподавания русской литературы.

3. Межпредметные связи курса.

Ключевые слова: методика, искусство, талант, личность учителя, предмет исследования межпредметные связи, педагогическая наука, учебный предмет, учитель, ученик; типовая программа, государственные образовательные стандарты, методы и приемы обучения, проблема учебника и учебных пособий, формы организации учебного процесса.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.

С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:

1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;

2. общественной необходимости исследования данного предмета;

3. специфических методов научного исследования.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.

На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.

Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.

Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.

Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы.

В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.

Yо психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь детей; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение учащимися круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков.

Педагогический процесс в школе - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик .

Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю; деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.

Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в школе. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащихся.

Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.

Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д.

Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.

Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.).

Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке учителя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.

Предмет научного исследования в методике - обучение учащихся литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения учителем для совершенствования личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом.

Хорошее знание практики школы - необходимое условие НИР(научно-исследовательской работы) в области методики. Наилучший способ изучения практики - непосредственное преподавание.

Обобщение передового опыта - один из методов научного исследования в методике. Исследователь должен четко осознать поставленную перед ним проблему, вычленить ее из сложного педагогического процесса, организовать последовательность наблюдения за ходом преподавания.

Избранная проблема должна быть, прежде всего, изучена в теоретическом плане: исследователь должен познакомиться с соответствующей научной литературой, а также с тем, какой материал для её решения может представить школьная практика.

Затем выдвигается гипотеза, т.е. теоретически обоснованное предположение о том, как должна быть решена поставленная проблема. Гипотеза должна быть подтверждена научно установленными фактами, взятыми в связи с другими фактами в точно зафиксированных условиях. Факты доказательны в том случае, если они могут быть воспроизведены в тех или аналогичных условиях, если с достаточной убедительностью исследователь может доказать реальные связи этих фактов с данными условиями, если устанавливаются причинно- следственные связи.

Педагогические факты должны быть точно зафиксированы: магнитофон, стенограммы, протоколы, письменные ответы, дневники и т.д.

Наиболее распространёнными являются следующие методы исследования:

1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2. Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.

3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).

4. Лабораторный эксперимент.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

ЛЕКЦИЯ № 2. ЛИТЕРАТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

План:

1. Сущность и задачи предмета.

2. Место литературы сред других школьных предметов.

3. Этапы изучения литературы в школе.

Ключевые слова: теория развивающего обучения, ведущая деятельность, непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая и учебная деятельность, общественно-значимая и учебно-профессиональная деятельность.

Литература в школе включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуре школьников.

В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Изучение словесного искусства в V-V1 классах взаимосвязано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних и в старших классах литература вступает в многообразные контакты со всеми без исключения школьными предметами: во-первых, в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирается на литературу, для того чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества.

Особенно тесны связи литература и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе тем совестное искусство - сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам.

Литература прочно вязана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходится без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А.С. Пушкин).

Обучение литературе возникло как выражение общественной потребности в планомерной подготовке подрастающих поколений к деятельности в сфере словесного искусства. Методика школьного преподавания литературы формировалась на протяжении венков вместе с развитием литературы как искусства, науки о литературе, вместе с художественным самосознанием общества. Но только в середине XIX в. в процессе долгой и трудной идейной борьбы, под воздействием революционно-демократической критики предметом школьного изучения стили собственно художественная литература, творчество писателей, литературный процесс. В этот период яснее, чем когда-либо, определилась роль литературы в человеческой жизни.

Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: V-IX и обучение литературе в лицеях и колледжах (старшая ступень). В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования.

В.В. Давыдов в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996) используют термин «ведущая деятельность», которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка тот или иной период его развития. Л.С. Выготский отмечал, что, то что было центральной линии развития в одном возрасте, в другом становится побочными линиями развития и обратно.

В указанном труде В.В. Давыдов приводит с некоторыми изменениями схему формирования ведущей деятельности у Д.Б. Эльконина.

1. Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми характерно для ребенка с первых недель жизни до года. Благодаря такому общению у ребенка формируется потребность в общении, эмоциональное отношение ко взрослым.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка от года до 3 лет. Центральным новообразованием этого возраста является появление у ребенка сознания, «выступающего у других в виде собственного детского я»

3. Игровая деятельность свойственная в небольшой степени ребенку от 3 до 6 лет. В игре развивается воображение, формируются переживания и «осмысленная ориентация в них».

4. Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 110 лет. «на ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развивается соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения».

5. Общественно значимая деятельность присуща детям от 10 до 15 лет, включая трудовую. Общественно- организационную, спортивную и художественную. У подростков появляется умение строить общение в различных коллективах, умение оценивать возможности своего «я», то есть практическое сознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.

Говоря о различных позициях ученых в области психологии развития, В.В. Давыдов пишет: «Для Л.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина основой развития психики и личности человека является развитие его деятельности, при этом личность понимается как характеристика деятельности и целостной психики человека. Для А.В. Петровского психическое входит в состав личности, а ее развитие определяется изменением взаимоотношений человека с окружающими людьми».

Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н.Д. Молдавского, Н.И. Кудряшева, С.А. Гуревича, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и т.д.). Результаты исследования учтены при создании временных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирования культуры художественного восприятия и воспитания на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования призвано чтение и изучение художественных тестов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого - к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы.

Программы VIII-IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.

В V-IX классах можно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности.

В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.

В лицеях и колледжах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и самостоятельного чтения.

Учащиеся в лицеях и колледжах осваивают литературу в ее движении и развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствования читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Методика литературы как самостоятельная научная дис­циплина начала оформляться около двухсот лет назад. Возникнув еще в XVIII в., она прошла длительный путь в своем развитии. Как дисциплина комплексная (на стыке педа­гогики и литературоведения) методика преподавания литерату­ры совершенствовалась вместе с ростом этих наук и самого общества.

Однако до последнего времени существуют разногласия в вопросе о ее содержании и задачах. Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, давно является объектом пристально­го внимания не только педагогов-словесников, но и литературо­ведов, психологов, представителей других научных дисциплин, вызывает оживленные споры.

Для одних методика преподавания литературы - это при­кладное литературоведение; другие называют ее искусством учить; третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в прове­дении уроков; четвертые ценят в методике прежде всего та­кую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений худо­жественной литературы.

Среди части учителей и ученых рас­пространено мнение, что методика преподавания той или иной дисциплины, а литературы в особенности - не столько наука, сколько искусство. Ссылаются на то, что нередко при равной научно-методической подготовке один учитель умеет заинте­ресовать учащихся, дает им обширные и прочные знания, а другой оказывается совершенно беспомощным. Отсюда делается вывод, что успех преподавания определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики; нужно лишь знание науки и любовь к детям, а педагогический талант и практический опыт подскажут, как наиболее целесообразно довести учебный материал до сознания учащихся. Никто, конечно, не отрицает значения та­ланта в педагогическом деле. Однако какая отрасль науки, искусства, техники, практической деятельности не нуждается в талантах? Тем не менее ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. Нельзя строить воспитание подрастающего поколения только в расчете на талант и что дело решает мастерство, основанное на квалификации, на умении.

Но мастерство, квалификация приобретаются лишь при условии глубокого изучения своего дела. Для учителя литературы это прежде всего знание художественной литературы, и также литературоведения, главным образом теории и истории литературы, владение методом литературоведческого изу­чения текстов художественных произведений. Но это еще не гарантирует успешности преподавания литературы Ф.И.Бус­лаев справедливо указывал: «Надобно отличать ученую мето­ду от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, об­разовывать и упражнять способности учащихся: наука его то­гда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим препо­дается».

Когда говорят об искусстве учителя литературы, нередко имеют в виду не просто мастерство его преподавания, а то, что сам предмет - один из наиболее действенных видов искусст­ва - обязывает учителя быть художником-чтецом, актером, литератором.

Учитель-сло­весник должен любить литературу, глубоко воспринимать ее произведения, уметь выразительно читать стихи и прозу, мно­го знать наизусть. Но прежде всего он - не деятель искусства, а учитель, который должен иметь широкий круг знаний по художественной литературе, эстетике, литературоведению и методике, владеть умением учить и воспитывать учащихся.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлеченность профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Наблюдения учителей над обучением учащихся, их развитием, над наиболее целесообразными методами и прие­мами обучения соответствующему учебному предмету переда­ются из поколения в поколение, обобщаются и научно обосновываются в педагогических и методических сочинениях, в учеб­ных книгах и представляют собой такое культурное наследие, мимо которого не может пройти учитель. Отрицать давно су­ществующую науку - методику и сводить задачу учителя к интуитивному овладению искусством преподавания, осно­ванным только на личных способностях, - значит мешать ему овладеть подлинным мастерством, основанным на твердых знаниях.

Что же представляет собою методика как научная дисцип­лина, каков объект ее изучения, цели и задачи?

Некоторые считают методику литературы прикладной на­укой, берущей свое содержание и методы преподавания из литературоведения. Но это неверно. Наука, составляющая ос­нову учебного предмета, и методика ее преподавания при всей их органической связи имеют разные объекты исследования и разные задачи. Литературоведение изучает сущность худо­жественной литературы, закономерности ее развития на ос­новании изучения фактов литературной жизни и связанных с ней явлений: художественных произведений, критической и публицистической литературы, биографий писателей, доку­ментов, относящихся к их творчеству, историко-общественных событий и т. д. Методика литературы изучает процесс обуче­ния учащихся литературе как учебному предмету в школе, закономерности этого процесса, опираясь на изучение фактов педагогического характера: восприятие учащимися литера­турных произведений, усвоение их, а также основ литератур­ной науки, воспитательное и образовательное влияние литера­туры на детей, развитие их в процессе школьных и внешколь­ных занятий в зависимости от специфики материала, методов обучения и т. п. Конечно, нельзя изучать процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету, не зная специ­фики литературы как одной из форм идеологии, ее законо­мерностей. Однако из закономерностей литературы не выте­кают непосредственно закономерности обучения. По объекту изучения, содержанию и задачам методика литературы вхо­дит в состав педагогических наук, тогда как литературоведе­ние - наука филологическая.

Методика преподавания литературы - это частная педагогическая дисциплина, объектом изучения которой является педагогический процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету (т.е. взаимоотношения учителя и учеников в школьных занятиях по литературе) и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса обучения в образовательно-воспитательной работе на литературном материале с целью наиболее правильного руководства им.

Методика преподавания литературыизучает педагогический процесс занятий по литера­туре отдельно в V-VIII классах (в системе литературного чте­ния) и в старших классах средней школы (в плане школьного историко-литературного курса), всюду определяет последова­тельные этапы изучения литературного материала, приёмы учебно-воспитательной работы и типы уроков применительно к возрасту учащихся, к литературному материалу, устанавливает систему знаний по истории и теории литературы и способы сооб­щения этих знаний учащимся.

Методика преподавания литературынамечает путь, по которому следует идти при обучении школьников данному учебному предмету. Выбор этого пути, формирование соб­ственного взгляда на содержание и методику литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно вы­делить прежде всего следующие: цели и содержание литера­турного образования, читатель-школьник, восприятие художе­ственной литературы учащимися, школьный анализ литера­турного произведения, взаимосвязь методов и приемов обучения, восприятия и анализа литературного произведения, изучение литературы в специфике рода и жанра, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе и т.д. Методика преподавания литературыосвещает проблемы современного урока литературы (вариативность уроков, взаимосвязь внеклассного чтения и других организационных форм занятий (факультативов, внеклассной работы), индивидуализация и дифференциация обучения литературе, развитие читательской самостоятельности, организация чтения, управление читательскими интересами школьников; рассматривает практические вопросы (устная и письменная речь учащихся, их речевое творчество, обучение написанию сочинений, формирование умений, роль наглядности).

Приоритетными направлениями в курсе «Методика преподавания литературы» являются такие актуальные проблемы, как первостепенное значение чтения, восприятия и интерпретации литературного произведения, способствующих формированию гуманистических представлений об окружающем мире; включение в урок литературы анализа поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики; учет уровня литературного развития школьников; использование достижений литературного образования в России; поиск новых методов и технологий проведения занятий; диалог культур; включение культурологического аспекта в изучение литературы.

Школа должна прививать учащимся не только знания, но и учить их овладевать метода­ми познания. Это обусловливает в теории и практике препода­вания литературы постоянное внимание исследователей, педа­гогов к личности ученика. Читая и анализируя произведения искусства, школьники приобретает специфические, «художе­ственные» знания - представления о жизни, о внутреннем мире человека, о социально-нравственных идеалах людей различных эпох. Чтобы состоялась встреча читателя-ученика и писателя, чтобы художественный текст был глубоко усвоен, учителю не­обходимо пробудить умственную, эмоциональную, творческую активность учащихся.

Поэтому сейчас одна из важнейших задач методики препо­давания литературы - помочь педагогу реализовать такие принципы обучения предмету, которые бы стимулировали ак­тивное поведение школьников в учебном процессе, создавали бы условия для творческого характера их деятельности. Если эти принципы будут постоянно осуществляться на уроках, то уче­ники не только усвоят приемы исследования художественных произведений, но и овладеют методами познания, методами художественного освоения действительности.

Изучая программные темы курса, школьники приобретают знания по теории литературы и историко-литературному про­цессу. Они должны уметь применять их на практике. Поэтому насущной задачей методики является разработка системы зна­ний, умений и навыков. Педагог должен стремиться прививать учащимся интерес к учению, навыки самостоятельной работы, пробуждать в них дух поиска и жажду открытий. Литература как учебный предмет предоставляет для этого большие возмож­ности. Чтобы учитель смог их осуществить, методика обосновы­вает и совершенствует разнообразные методы, приемы и формы работы, которые помогают ему максимально активизировать деятельность школьников, организовать их учение как труд и творчество. Такой характер учебной деятельности положительно сказывается на воспитании личности учащихся, развивает их самостоятельность.

Литература в школе как учебный предмет: цели, функции, структура. Её связь с другими школьными предметами.

Лит-ра относится к гуманитар. наукам и также даёт чел-ку познание действит-ти. Но литра мыслит образно, поэтому позволяет формировать творч. воображение.

Познавательное зхначение литры: мощное средство для расщирения кругозора. Худ. литра выводит ребёнка из круга собств. впечатлений в постижение картин мира в общем.

Функции:

Осн. ф-я – ребёнок познает себя, окруюжающих.

Воспитат. ф-я – воспитание гражданина и патриота. Воспитание эмоц. сферы лич-ти, оставляя читателя наедине с миром, воссозданным произведением.

Развивающая ф-я – анализ текста приводит к развитию мышления, развитие критического мышления, развитие речи.

Основное содержание лит. образя-.

Кочурин М.Г.: Литра как учеб. предмет – это система ЗУН, необходимых реб-ку для восприятия словесного иск-ва, развития худ. кул-ры, речи, творч. способ-тей.

Богданова О.Ю.: Основа лит. образ-я – чтение текстов худ. литры, а также изучение этико-филос. и историко-культ. аспктов.

ГОС 2го покол.: Очнова литры – чтение и изучение худ. книг, кот. являются золотым фондом рус. классики, их восприятие, анализ.

Цели и задачи изучения литры в школе:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистич. мировоззрения, гражд. сознания, чув-ва патриотизма, любви и уважения к литре и ценностям отчет. кул-ры.

2. Развитие эмомц. восприятия худ. текста, образного и аналитич. мышления, творч. воображения, читат. кул-ры и понимания авторской позиции, фомирование представлений о специфике лит-ры как вида иск-ва, потребности в самостоят. чтении, развития уст. и письм. речи.

3. Освоение текстов. худ. произв-й в единстве формы и содержания, основанных на историко-лит. и теоретико-лит. понятиях; овладение умениями чтения и анализа худ. проивз-й, выявление в произв-ях конкретно ичторич. и общечеловеч. содержания, грамотное исполь-ние РЛЯ при создании высказывания.



В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато:

Он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов.

Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство .

Особенно тесны связи литература и русского языка : язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе тем совестное искусство - сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам.

При изучении иностранной литературы, у предмета появляется связь с иностранными языками.

Литература прочно вязана со школьными курсами истории и обществоведения . Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходится без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А.С. Пушкин).

Методика преподавания литературы как наука, Её связь с другими предметами.

Методика лит-ры – это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения художественной литературы как искусства слова.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Предмет изучения - процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении литературы. Задача состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Цели:

1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школьного курса литературы;

2) изучение и описание наиболее эффективных методов и приемов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы;

3) разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по литературе.

Методы исследования:

1) Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2) наблюдение (способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.);

2) изучение, анализ или обобщение опыта;

3) анализ школьной документации, источников информации;

4) индивидуальные беседы с учащимися и учителями;

5) естественный эксперимент (близок к методу наблюдений);

6) тестирование (целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников);

7) анкетирование (метод массового сбора информации с помощью специально разработанных вопросников, анкет);

8) статистический (определяет количественные показатели);

9) критическое изучение методического наследия;

10) изучение продуктов ученического творчества.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

Взаимодействие со смежными дисциплинами:

1) Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков.

2) Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ.

3) Эстетика - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности.

4) Психология - изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия.

5) Языкознание исследует особенности языка. А язык - это первый элемент литературы.

6) С методикой связана история, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

Определения: 19 век, Н.Новиков: методика - это важная часть педагогики, указывающая путь, по которому нужно идти при наставлении юношества. 20 век, Скаткин: частная дидактика, теория обучения определенному предмету. В педагогическом словаре: отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения художественной литературы как искусства слова.

Предмет изучения - процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении литературы. Цель - 1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школьного курса литературы; 2) изучение и описание наиболее эффективных методов и приемов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы; 3) разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по литературе.

Методы исследования: 1) наблюдение - целенаправленный процесс сбора информации; 2) изучение, анализ или обобщение опыта; 3) анализ школьной документации, источников информации; 4) индивидуальные беседы с учащимися и учителями; 5) эксперимент - научно поставленный опыт с целью изучения педагогического явления в естественных или лабораторных условиях; 6) тестирование - целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников; 7) анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных вопросников, анкет; 8) статистический - определяет количественные показатели; 9) критическое изучение методического наследия; 10) изучение продуктов ученического творчества.

Взаимодействие со смежными дисциплинами: 1) Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков. 2) Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ. 3) Эстетика - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности. 4) Психология - изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия. 5) Языкознание исследует особенности языка. А язык - это первый элемент литературы. 6) История связана с методикой, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

Методика преподавания литературы - наука, которая постоянно развивается, ее дальнейшие перспективы, по определению Богдановой: 1) гуманизация учебно-воспитательной работы; 2) дифференциация обучения; 3) интеграция предмета и конкретных методик; 4) приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры; 5) создание новых технологий уроков и вариативных программ; 6) интенсификация методов; 7) поиск новых форм обучения.

Похожие материалы: