Биографии Характеристики Анализ

Темы на семинарах по физике в школе. Апрельская физическая смена

ТЕМА семинара: «Модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований ФГОС» (или: «Урок сегодня и моделирование урока в свете новых образовательных стандартов»)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

Ход познания–«от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации–коллизии.

Коллективный поиск, направляемый учителем(вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Характерные особенности урока на основе системно-деятельностного подхода:

    Учитель формирует не только содержательную цель урока, но и деятельностную цель .

    Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся.

    Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием .

    Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача.

    На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания.

    Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя «не давать готовые знания».

    Итоговая экспресс – диагностика результатов учащихся.

    Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии учащимися собственной деятельности на уроке.

    Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс – диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности.

Уроки системно - деятельностной направленности можно распределить в четыре группы:

Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа

1тип урока-открытия нового знания (ОНЗ).

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1.Выделить и сформулировать новое знание.

2.Смоделировать способ открытия нового знания.

3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11.Провести анализ урока по конспекту.

12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания: 1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Этап выявления места и причины затруднения.4) Этап построения проекта выхода из затруднения.5) Этап реализации построенного проекта.6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.8) Этап включения в систему знаний и повторения.9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рассмотрим подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -«хочу» -«могу»);-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:-проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;-зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); -соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе -выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:-коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);-предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;-выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);-выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Реализация построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны:-на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;-при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;-применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;-зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;-зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Первичное закрепление. Основной целью этапа первичного закрепления является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:-решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;-при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование -определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Для этого необходимо:-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;-организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;-создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;-для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.Включение в систему знаний и повторение. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно:-выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;-доведения его до уровня автоматизированного навыка;-при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели:-организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;-намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Метод эмоционально–цветовой аналогии. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

Красный – активное, восторженное настроение

Оранжевый – радостное, тёплое

Жёлтый – светлое, приятное

Зелёный – спокойное, ровное

Синий- грустное, печальное

Фиолетовый- тревожное, тоскливое

Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости

Структура метапредметного урока По А. В.Хуторскому

Этапы урока

Метапредметные знания (знания, позволяющие сформировать целостную картину мира)

Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)

Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)

Форма оценки

-количественная (баллы, шкалы, отметки)

-качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)

Этап целеполагания

Понимание учеником того, что постановка цели –неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира

Умение грамотно ставить цели: на урок, (на тему, на год).

Цель, поставленная учеником

достижимая, проверяемая, конкретная

Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели

Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)

Вопрос –движущая сила познания. Грамотный вопрос –половина ответа.

Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам

Количество и качество заданных ребенком вопросов

Может оцениваться оценкой, или качественно -учителем

Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта

Человек –по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей.

Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.)

Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности

Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10,но предпочтительна –качественная оценка учителя, рецензия

Этап сравнения с культурно-историческим аналогом

Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями

Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование

Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот –оригинальность, самобытность

Самооценка

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Понимание того, что самоанализ результатов –неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира

Умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины

Полная развернутая, личностная рефлексия

Качественная оценка рефлексии со стороны учителя, или одноклассников

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности, в этом может помочь лист анализа учебного занятия, представленный в таблице 2. При выставлении баллов используется уровневый подход 3 балла – оптимальный уровень, 2 балла – допустимый, 1 балл – недостаточный. При необходимости образовательное учреждении может внести в предложенную форму описание уровней по каждому критерию.Анализ урока (анализ оценки современного урока)

Критерии

Баллы

Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета.

Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке.

Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки).

Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

Анализ уроков различного типа

5.1.

Урок постановки и решения учебной задачи

5.1.1.

Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.

5.1.2.

Способы постановки учебной задачи.

5.1.3.

Принятие учебной задачи учащимися.

5.1.4.

Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения.

5.1.5.

Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи.

5.1.6.

5.2

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

5.2.1.

Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач.

5.2.2.

Уровень задач с точки зрения предметного содержания.

5.2.3.

5.2.4.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.3.

Урок контроля и оценки

5.3.1.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.3.2.

Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Уровень организации коллективно-распределенной деятельности.

Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности:

    умение детей работать в парах;

    умение детей работать в группах;

    умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.

Общая характеристика общения.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

10.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ.

11.

Создание условий для формирования личностных УУД.

Общий балл

Технологическая карта включает в себя:

    название темы;

    число часов, отведенное на ее изучение;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);

    основные понятия темы;

    межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

    технологию изучения указанной темы;

    систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;

    контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К презентации «Методический семинар» Монгуш С.В.

учителя физики 1 категории МБОУ Сукпакской СОШ

Чулдум Сюзана Владимировна учитель физики, педагогический стаж 8 лет. В 2008 году окончила Тывинский государственный университет по специальности учитель физики и информатики.

Тема методического семинара: Достижение метапредметных результатов через использование ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность темы: Применение ИКТ на уроках физики является эффективным фактором для достижения метапредметных результатов.

В процессе обучения физики ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность способствующую эффективному поиску и выделению необходимой информации для объяснения физических явлений

Применение ИКТ на уроках физики позволяет сделать изучаемый предмет доступнее и понятнее: разнообразить стили, общения и обучения на уроке и ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению физики.

В 2009 году я пришла работать в школу и обратила внимание на то, что учащиеся мало заинтересованы изучением физики, поэтому решила провести анкетирование учащихся, результаты которого представлены на диаграмме:

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…». Для этого необходимо обеспечить:

  • Высокую мотивацию
  • Прочность знаний
  • Творчество и фантазию
  • Коммуникабельность
  • Активную жизненную позицию
  • Ценность индивидуальности
  • Свободу самовыражения
  • Акцент на деятельность
  • Взаимоуважение

Мой педагогический опыт основывается на:

  • изучении различных педагогических концепций, в особенности в рамках системно-деятельностного подхода (работы А.,Н Выготского, Д.Б. Леонтьева, П.Я. Эльконина, и др.);
  • внедрение ФГОС и необходимость формирования метапредметных результатов и ИКТ-компетенции;
  • участие в мероприятиях программы Intel «Обучение для будущего».

Во время педагогической деятельности я выявила следующие противоречия:

  1. Ограниченность образовательной среды школы для организации учебно-познавательной деятельности;
  2. Противоречие между содержанием программы предмета «физика» и новейшими достижениями и открытиями науки и техники;
  3. Несформированнность компетентностей ученика в значимых сферах профессионального образования и жезнедеятельности;
  4. Все более возрастающие потребности общества и государства в гражданах, способных к непрерывному образованию на основе сформированных УУД.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет".

На сегодняшний день расширение возможностей образовательной среды для достижения метапредметных результатов средствами ИКТ-технологий возможно по следующим направлениям:

1. построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. М ногие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4. обработка результатов эксперимента.

5. разработка методических программных средств.

6. использование ресурсов интернет.

7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Цель педагогической деятельности: Развитие метапредметных компетенций обучающихся, средствами ИКТ-технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Использовать ИКТ-технологии для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающие развитие метапредметных УУД при обучении физике;
  • Создавать условия для· повышения интереса учащихся к физике, вовлекая обучающихся в активную творческую, проектную и исследовательскую деятельность;
  • Оценить эффективность использования ИКТ-технологий для достижения метапредметных результатов обучающихся.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании метапредметных компетенций обучающихся посредством широкого использования в учебном процессе ИКТ-технологий: сети интернета, компьютера, обучающих программ по физике, виртуальных лабораторных работ, электронных учебников, презентаций, ЭОРов и ЦОРов.

Я осуществляю работу по всем направлениям в организации уроков, контроля, организации внеклассной и внеурочной деятельности.

Используемые технологии:

Название используемой технологии

Уровень использования

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат

Информационно- коммуникативные

На уровне целостной системы

повышение мотивации учащихся;

новый уровень восприятия учебного материала;

достижение дифференциации обучения учащихся;

развитие информационной компетенции

развитие самостоятельных
умений и навыков учащихся;

Повышение интереса к изучаемому предмету;

развитие компетенций;

повышается уровень компьютерных знаний

Здоровьесберегающие

На уровне целостной системы

Повышение эффективности урока

Улучшение качества знаний

Проектного обучения

Использование дополнительной литературы; Проведение эксперимента

Глубокое понимание темы; повышение интереса к предмету

Игровые технологии

На уровне отдельных компонентов системы

привитие интереса к предмету

Умение работать в коллективе; повышение интереса к предмету

Диапазон опыта и степень его новизны:

Диапазон личного вклада – единая система « урок – внеклассная работа».

Во время изучения нового материала использую как готовые уроки, так и графики, схемы, модели явлений, презентации.

Предлагаю учащимся исследовательские и проблемные задания. В ходе выполнения задания учащиеся планируют и проводят компьютерный эксперимент, который позволяет выявить зависимость или установить факт. Такие задания наиболее эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, активизируя свою познавательную деятельность.

Для демонстрации сложных и опасных экспериментов, обработки результатов, отображения результатов эксперимента (броуновское движение, опыт Резерфорда).

При решении задач. Использую готовые задачи с решениями, задачи с подсказками.

При проведении лабораторных работ использую готовые модели.

Для контроля и оценки знаний и умений учащихся использую тесты (программа My Test).

При проведении внеклассных мероприятий и элективных занятий.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе за период с 2013 по 2015 учебный годы, был равен 100%. Качество знаний имеет положительную динамику.

2011

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Самыя Айрат

1 место

2 место

2011

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Айыжы Ангырак

Сарыглар Анатолий

1 место

3 место

2012

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Самыя Айрат

1 место

3 место

2012

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Ондар Валерия

1 место

1 место

Участник

2013

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Дудуй-оол Диана

1 место

1 место

участник

2014

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Монгуш Айгуль

1 место

1 место

Участие

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Донгак Тагир

1 место

2 место

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Бичелдей Айыжы

1 место

3 место

2014

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Дудуй-оол Диана

1 место

1 место

участник

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Бичелдей Айыжы

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Тюлюш Эрес

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Сат Владимир

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Монгуш Кара-Кат

Призер

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках физики и во внеурочное время, можно сделать вывод :

ИКТ-технологии - расширяют возможности образовательной среды;

Ускоряют процесс обучения;

Формируют метапредметные УУД;

Повышают интерес обучающихся к предмету;

Улучшают качество усвоения материала;

Позволяют индивидуализировать процесс обучения;

Дают возможность избежать субъективности оценки.

В целях повышения педагогической компетенции и распространения опыта я создала сайт , активно работаю с сайтами для педагогов, например, http://www.proshkolu.ru/user/Suzan/ , http://www.fizika.ru/. Также выбрана тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя физики» и разработан план работы.

Обобщение и распространение опыта

п/п

Дата

Мероприятие

Форма

30.08.2013

Использование Интернет и ФГОС ООО на уроках физики

Выступление

на августовском совещании учителей

22.01.2014

«Развитие фундаментальный ИКТ-компетенций на основе интегорационных связей информатики и физики»

Выездной семинар по обмену опытом на базе Чербинской СОШ

На курсах профессиональной переподготовки по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии»

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

Литература:

  1. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». - Газета «Физика» №20, 1999. - с 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2015.
  3. Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования. – Газета «Физика», 2000, № 39.
  4. Кавтрев А. Ф. «Компьютерные программы по физике в средней школе». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 1, с. 42-47, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.
  5. Кавтрев А. Ф. «Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений». Газета «Физика», № 20, с. 5–8, 2001.
  6. Кавтрев А. Ф. Брошюра «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – ООО "Физикон", Москва, 2000.
  7. Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с. 36
  8. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».- М.Академия-2000

Интернет-ресурс http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00281285_0.html

Интернет-ресурс


Критериальное оценивание

Справка об итогах мониторинга состояния преподавания химии в ОО Бахчисарайского района

Справка об итогах мониторинга состояния преподавания математики в ОО Бахчисарайского района

Семинар-практикум по химии

06 декабря 2019 года на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2» состоялся семинар-практикум учителей химии Бахчисарайского района по теме: «Урок развивающего контроля в соответствии с требованиями ФГОС».

Открытый урок провела учитель химии МБОУ «Бахчисарайская СОШ № 2» Галкина О.И., мастер-класс по теме семинара презентовала Томчак А.А. (МБОУ «Куйбышевская СОШ им.Хрусталева Н.Т.».

Современный урок - территория успеха

25 ноября 2019 г. на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ №1» прошел выездной семинар учителей математики Бахчисарайского района на тему: «Модели современных уроков. Современный урок - территория успеха».

Участников семинара приветствовала директор школы Бундина С.В.

Открытые уроки провели учителя математики школы Ахтемова Г.А. (геометрия 10 класс «Тетраэдр») и Верещенко Т.В. (алгебра 11 класс «Уравнения касательной»).

Учителя математики района приняли участие в тренинге «Педагогические приемы создания ситуации успеха», который провела Верещенко Т.В.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.

Семинар по биологии

20 ноября 2019 г. на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения» состоялся выездной семинар учителей биологии Бахчисарайского района по теме: «Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии».

Участников семинара приветствовала директор школы КуртаметоваД.Ф.

Открытый урок в 10 классе «Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток» провела учитель биологии Сейдаметова З.Э.

Учителя Ямполь Н.В. (МБОУ «Верхореченская СОШ») и Гончаренко Е.А. (МБОУ «Научненская СОШ») провели мастер-классы с участниками семинара.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.


Семинар-практикум учителей физики

11 октября 2019г. на базе ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» прошел выездной семинар-практикум учителей физики по теме: «Применение технологии развивающего обучения на уроках физики для реализации творческого потенциала обучающихся». Обучающиеся гимназии радушно встретили участников семинара и провели экскурсию по гимназии. Гимназию презентовал директор Тулаев Ю.А. Перед участниками семинара выступил учитель физики Головко О.М. «Организация разноуровневой исследовательской работы при проведении фронтальных лабораторных работ», показал фрагмент урока в 8 - А классе «Элементы развивающего обучения при проведении устного опроса». Учитель физики МБОУ «Научненская СОШ» Крыжко В.Б. провела мастер-класс с обучающимися 10-го класса. Предметная игра «Физический бой» (лично-командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях) вызвала живой интерес и желание принять в ней участие.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.

27 августа 2019г. на базе МБОУ «Гимназия» были проведены инструктивно-методические совещания учителей математики, физики, астрономии, химии, биологии. На совещаниях был заслушан отчет о проделанной работе РМО учителей предметов естественно-математического цикла, анализ работы за 2018/2019 учебный год, рассмотрены и проанализированы итоги учебного года, результаты ГИА в 9х и 11х классах. Определены цели и задачи работы РМО, утвержден план работы (отдельно по предметам) на 2019/2020 учебный год. С учителями были изучены особенности преподавания предметов в 2019/2020 учебном году.

04 мая 2019 года на базе МБОУ «Гимназия» прошел III муниципальный интеллектуальный турнир за Малый Кубок природоведческого журнала «Колосок» среди обучающихся 7 - 8 классов образовательных организаций Бахчисарайского района Республики Крым.

В игре приняли участие 8 команд из 7 школ района (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», МБОУ «Гимназия», МБОУ УВК «Школьная академия», МБОУ «Плодовская СОШ», МБОУ «Красномакская СОШ», МБОУ «Бахчисарайская СОШ №1», МБОУ «Вилинская СОШ №2 с русским и крымскотатарским языками обучения»).

Третье место заняла команда «Торнадо» (МБОУ УВК «Школьная академия», руководитель команды Т.С.Багирова, учитель биологии), второе место - команда «Академики» (МБОУ УВК «Школьная академия», руководитель команды Т.С.Багирова, учитель биологии). Победителем игры стала команда «Почемучки» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды О.А.Шапетько, учитель географии).

"С нами вместе ты играй, мир природы изучай!"

13 апреля 2019 года на базе МБОУ «Гимназия» прошел VII муниципальный интеллектуальный турнир за Малый Кубок природоведческого журнала «Колосок» среди обучающихся 5 - 6 классов образовательных организаций Бахчисарайского района Республики Крым.

В игре приняли участие 7 команд из 6 школ района (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», МБОУ «Гимназия», МБОУ УВК «Школьная академия», МБОУ «Плодовская СОШ», МБОУ «Красномакская СОШ», МБОУ «Голубинская СОШ»).

Третье место заняла команда «Комета» (МБОУ «Гимназия», руководитель команды Е.Я.Ганина, учитель биологии), второе место - команда «Львы» (МБОУ УВК «Школьная академия», руководитель команды Т.С.Багирова, учитель биологии). Победителем игры стала команда «Интеграл» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды О.А.Шапетько, учитель географии).

Поздравляем победителя и призеров! Желаем дальнейших успехов!

БОЛЬШОЙ КУБОК "КОЛОСОК"

29 марта 2019 года в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30" МО ГО Симферополя Республики Крым состоялась ВТОРАЯ Республиканская интеллектуальная игра за БОЛЬШОЙ КУБОК "КОЛОСОК" среди учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. В игре приняло участие - 21 команда из 7 регионов Республики Крым: городов Джанкой, Евпатория, Симферополь и Ялта, а также Бахчисарайского, Джанкойского и Симферопольского районов. Игра была посвящена 5-ти летию Крымской весны и 150-ти летию со дня открытия Периодического закона Д.И.Менделеевым.

От Бахчисарайского района в игре приняли участие обладатель Малого Кубка «Колосок» и золотых медалей команда «Почемучки» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды Турянская С.Э. учитель начальных классов), обладатель серебряных медалей команда «Комета» (МБОУ «Гимназия», руководитель команды Зайцева Т.С. учитель начальных классов), обладатель бронзовых медалей команда «Созвездие» (МБОУ «Плодовская СОШ», руководитель команды Кустова Ю.В. учитель начальных классов).

По итогам ВТОРОЙ Республиканской интеллектуальной игры за Большой Кубок "КОЛОСОК" среди учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений Республики Крым Большой Кубок и комплект Золотых медалей выиграла команда "ПЕРВОЦВЕТЫ" из МОУ города Джанкоя Республики Крым "Школа-гимназия № 6" (руководитель команды Ручко А.А. учитель начальных классов).
Серебряные медали выиграла - команда "УМНИКИ И УМНИЦЫ "из МОУ города Джанкоя Республики Крым "Школа-гимназия № 6" (руководитель команды Будз С.П. учитель начальных классов). Бронзовые медали выиграла команда "КАКТУСЫ" из МОУ "Просторненская школа" Джанкойского района Республики Крым (руководитель команды Тарата Н.М. учитель начальных классов).

Игра прошла интересно, поучительно, на высоком эмоциональном, познавательном и организационном уровне.

Районное методическое объединение учителей математики

28 марта 2019 года на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ № 2» состоялось заседание районного методического объединения учителей математики Бахчисарайского района. На заседании заслушаны отчеты аттестуемых учителей: Асанова Д.Х. (МБОУ «Долинненская СОШ»), Джемилова Х.Н., Гафарова М.З. (МБОУ «Вилинская СОШ №2 с русским и крымскотатарским языками обучения»). Руководитель РМО Журавель Е.В. прокомментировала критерии анализа урока. Методист РМК Головцова М.Ф. зачитала справку по итогам мониторинга состояния преподавания математики в ОО Бахчисарайского района, провела анализ статистических показателей исследований, проведенных в рамках мониторинга. Обменялись опытом в вопросе подготовки обучающихся к ГИА.

"С нами вместе ты играй, мир природы изучай!"

09 марта 2019 года на базе МБОУ «Гимназия» прошла вторая муниципальная интеллектуальная игра за Малый Кубок природоведческого журнала «Колосок» среди обучающихся 3 - 4 классов образовательных организаций Бахчисарайского района.

В игре приняли участие 10 команд из 9 школ района (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», МБОУ «Гимназия», МБОУ УВК «Школьная академия», МБОУ «Бахчисарайская СОШ № 5 с русским и крымскотатарским языками обучения», МБОУ «Вилинская СОШ №1», МБОУ «Плодовская СОШ», МБОУ «Табачновская СОШ», МБОУ «Красномакская СОШ», МБОУ «Научненская СОШ»).

Третье место заняла команда «Созвездие» (МБОУ «Плодовская СОШ», руководитель команды Ю.В.Кустова, учитель начальных классов), второе место- команда «Комета» (МБОУ «Гимназия», руководитель команды Зайцева Т.С., учитель начальных классов). Победителем игры стала команда «Почемучки» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды Турянская С.Э., учитель начальных классов).

Поздравляем победителя и призеров! Желаем дальнейших успехов!

Семинар учителей физики

01 марта 2019 года на базе МБОУ «Скалистовская СОШ» прошел выездной семинар учителей физики Бахчисарайского района по теме «Технология деятельностного метода обучения как инструмент повышения образовательного результата и развития личности школьника в условиях перехода на ФГОС ООО».

Визитная карточка школы была представлена директором школы Куприяновой Н.В., президентом БОСС Манаенковой Миленой и ученицей 11 класса Румянцевой Татьяной. Мастер-класс «Использование программы «Active Inspire » на уроках физики» и открытый урок в 10 классе «Основы электродинамики. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда» провел учитель физики Джемилев Р.Н. Перед участниками семинара выступили обучающиеся 7х классов «Суд над инерцией».

Химия - это Я, химия - жизнь моя, химия - будущее наше, нет жизни без тебя!»

28 февраля 2019 года на базе МБОУ «Красномакская СОШ» прошел выездной семинар учителей химии Бахчисарайского района по теме «Эффективные приемы целеполагания и рефлексии на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО».

Визитную карточку школы представила директор школы Бук Л.А. Открытый урок в 9 классе «Нахождение металлов в природе и их способы получения» провела учитель химии Шураева М.С.

Опытом работы поделились учителя химии Османова А.А. (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения») и Зиядинова Х.Э. (МБОУ «Каштановская СОШ»). Замечательную экскурсию по школьному музею провел Герасимов С.А. Семинар прошел на высоком уровне.

Семинар учителей биологии

20 февраля 2019 года на базе МБОУ «Вилинская СОШ №1» прошел выездной семинар учителей биологии Бахчисарайского района по теме «Системно-деятельностный подход в контексте организации современного урока биологии».

Визитку школы презентовала заместитель директора по УВР Е.А.Надеина. Открытый урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка. Лабораторная работа №7 «Строение цветка» провела учитель биологии З.Э.Ислямова.

В рамках семинара прошли мастер-классы: «Педагогические технологии на уроках биологии» Зусько Л.Н. (МБОУ «Вилинская СОШ №1»), «Лабораторная работа как способ изучения нового» Черникова С.Л. (МБОУ «Гимназия»), «Групповая работа в рамках современного урока» Аметова З.Р. (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения»). Семинар прошел на высоком методическом уровне.

Cеминар-практикум учителей химии

06 декабря 2018г. на базе МБОУ «Куйбышевская СОШ им.Н.Т.Хрусталева» прошел семинар-практикум учителей химии Бахчисарайского района.

Тема семинара «Активизация мыслительной деятельности на уроках химии в свете требований ФГОС второго поколения».

Участников семинара встретил директор школы С.Н.Паша, презентовав визитку. Обучающиеся школы, под руководством А.А.Томчак (учитель химии), Г.Л.Кочерженко (учитель биологии), О.В.Инюшиной (учитель технологии), представили фрагмент внеклассного мероприятия «Чай пить - здоровым быть».

Открытый урок химии в 8 классе по теме «Состав воздуха» провела А.А.Томчак.

Учитель химии МБОУ «Почтовская СОШ» А.П.Голикова провела мастер-класс «Дифференциация заданий на уроках с целью повышения эффективности учебной деятельности».

В.Б.Крыжко, учитель химии МБОУ «Научненская СОШ» презентовала опыт работы по теме «Активизация мыслительной деятельности на уроках химии».

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

26 ноября 2018г. на базе МБОУ «Каштановская СОШ» прошел выездной семинар-практикум учителей математики Бахчисарайского района. Тема семинара «Повышение мотивации к изучению математики через использование новых информационных технологий».

Участников семинара встретила и презентовала визитку школы и.о. директора школы А.Ф.Топалэ. Учителя математики МБОУ «Каштановская СОШ» показали открытые уроки: в 8 классе «Квадратный корень» - Т.В.Кривошеина и в 9 классе «Решение неравенств методом интервалов» - А.Р.Барашева. В рамках семинара учителя математики района презентовали мастер-классы: «Использование документ-камеры на уроках математики и во внеурочной деятельности» - Т.С.Овчинникова, МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2» и «Из опыта работы на сайте ЯКласс» - Т.Г.Чавкина, МБОУ «Красномакская СОШ».

Завершился семинар музыкальным подарком от детских творческих коллективов школы, подготовленных учителем музыки А.Ю.Дорош.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.

Семинар-практикум учителей биологии

21 ноября 2018г. на базе МБОУ «СОШ №1» г. Бахчисарай состоялся выездной семинар-практикум учителей биологии Бахчисарайского района

«Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности»

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

11 ноября 2015 года на базе МОУ СОШ № 7 с.Стародубского состоялся семинар для учителей физики общеобразовательных организаций Будённовского района по теме «Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности», в котором приняли участие 19 человек из 19 учреждений района.

Цели семинара: систематизировать знания слушателей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения;

организовать обмен опытом работы учителей по проблеме семинара;

сформировать мотивационную готовность участников к педагогической деятельности по реализации стандарта.

Задачи семинара:

сформировать мотивационную готовность слушателей к педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Для того чтобы уровень современного урока был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? На все эти вопросы попыталась ответить Копылова Е.Г., учитель физики МОУ СОШ №7 с.Стародубского, которая в рамках семинара дала урок физики в 10 классе по теме «Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства».

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Тема мастер-класса учителя физики МОУ СОШ №8 п.Катасон Кудрявцевой Т.В. «Повышение познавательной активности учащихся через внеурочную деятельность». Татьяна Викторовна своим выступлением подчеркнула, что если учитель не владеет, достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. А, следовательно, активизировать познавательную активность учащихся в предметной области «Физика». Учителя-предметники на данном этапе семинара выступили в роли разработчиков исследовательского проекта по теме «Шумовое загрязнение».

В ходе семинара учителя физики стали активными участниками круглого стола «Создание условий для личностного роста ученика», на котором выступила Кудренко Н.В., директор МОУ СОШ № 7 с.Стародубского.

Одним из условий личностного роста ученика является рост педагогического мастерства самих учителей. А это значит, что современный учитель физики должен владеть новым видом методической продукции - технологической картой урока.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Результатом круглого стола стало создание технологической карты урока по физике по теме «Проводник» (7 класс).

Штраух Г.И., зам.директора по УВР МОУ СОШ №7 с.Стародубского, провела практическое занятие с педагогами по теме «Интерактивные плакаты как структурный элемент преподавания физики».

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

Галина Ивановна познакомила с технологией создания мультимедийных интерактивных учебных материалов - Web 2.0 LearningApps.org. С помощью данного мультимедийного приложения учителя физики создали интерактивный плакат, который в оригинальной и красочной форме отразил ожидания и впечатления участников от прошедшего семинара.



27.11.2014

Районный семинар для учителей физики

«Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС» или «ФГОС: как обучать по-новому»

26 ноября 2014 года на базе МОУ СОШ № 12 п.Терек был проведён научно-практический семинар для учителей физики общеобразовательных организаций Будённовского района по теме «Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС» или «ФГОС: как обучать по-новому», в котором приняли участие 17 человек из 16 учреждений района.

Каждый участник семинара посетил урок физики в 7 классе по теме «Сила» (Гетманова И.Н., учитель физики МОУ СОШ №12 п.Терек), который позволил ответить на вопрос: как на сегодняшний день педагогам, включившимся в работу по ФГОС, правильно организовать образовательный процесс по новой форме.

В ходе семинара учителя физики стали активными участниками круглого стола «Из опыта работы», на котором выступила Филипенко Д.А., педагог-психолог МОУ СОШ № 12 п.Терек, с темой «Психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях внедрения ФГОС», целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.

Тема выступления учителя физики МОУ СОШ №8 п.Катасон Кудрявцевой Т.В. «Новые подходы к профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС ООО» позволила раскрыть такие понятия, как профессиональная компетентность педагога, требования, которые предъявляют к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время.

Учителя физики побывали в интерактивном музее «Инновационная деятельность на уроках физики», организованном Копыловой Е.Г., учителем МОУ СОШ №7 с.Стародубского, где были рассмотрены формы и методы использования интерактивной доски и флеш-презентаций на уроках.

Полунова И.И., учитель МОУ СОШ №1 с.Покойного, познакомила с особенностями современного урока в аспекте содержания ФГОС. Квик-настройка, проведенная Гетмановой И.Н., позволила педагогам настроиться на оптимистичный рабочий лад, психолог Д.А. Филипенко провела анкетирование с целью выявления слабых и сильных сторон при проведении и организации семинара.

Педагоги отметили высокий научно-методический уровень организации и проведения семинара, огромное значение его в совершенствовании профессионального уровня, повышении квалификации, распространении передового педагогического опыта. 27 марта 2013 года прошли очередные заседания районный методических объединений, приоритетными направлениями в работе которых стали:

  • - использование новых цифровых технологий в рамках внедрения ФГОС;
  • - применение интерактивных средств на уроках с целью повышения мотивации и эффективности учебного процесса;
  • - развитие творческих способностей воспитанников;
  • - использование системно-деятельностного подхода с внедрением ресурсного и учебно-лабораторного оборудования для роста результативности и успешности учащихся.

Творческий подход руководителя районного методического объединения учителей физики к своей деятельности позволил провести обучающий семинар-практикум «Мастерская по обмену опытом работы по использованию интерактивных средств обучения» на базе МОУ СОШ № 2 г. Будённовска, директор Припадчева Т.И., руководитель м/о Купаева Г.В.

Программа семинара




Управление образования и науки администрации

муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»

Методический кабинет

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Алексеевки

Районный семинар-практикум для учителей физики

«Проектирование современного урока физики

на основе системно-деятельностного подхода»

605 " style="width:453.85pt;border-collapse:collapse">

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

Использование известных знаний, способов работы детей;

Формы организации учебной работы учащихся;

Создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

Позиция учителя и его роль на данном этапе;

Использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП (системно-деятельностного подхода)

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету)

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам

Выше среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.

В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы на мотивацию.

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение) представлена обучающимся наглядно

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

4.Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Работает с классом фронтально на всех этапах урока

Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи . Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний

5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму)

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

Выше среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления

6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая обучающихся

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям).

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии обучающихся их деятельности на уроке

Использованные источники

1., Кудряшова к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

2.Шубина метод в школе http://*****/articles/527236

3.Материалы ресурсов Интернет. Режим доступа: http://wiki. *****/index. php

4. Материалы по итогам прохождения курсов повышения квалификации учителями на базе ОГАОУ ДПО БелИПКППС по проблеме «Содержание и методика преподавания предмета в условиях введения ФГОС ООО»