Биографии Характеристики Анализ

Тесты. Предмет, методы и источники изучения отечественной истории

Хочешь абсолютно бесплатно узнать метод программирования собственного подсознания на богатство? Причем это займет у тебя всего 5 минут в день… Тебе не нужно медитировать, не нужно читать мантры, не нужен стартовый капитал, не нужно ничего просить и никуда идти, а также тебе не нужно иметь опыта, чтобы смочь запрограммировать себя. Программа же начнет работать в любом случае, так как наш мозг – это компьютер, и лишь от качества программного обеспечения этого компьютера зависит производительность – объем нашего успеха в жизни. Ну так, интересно?..

Помнишь какой мировой фурор произвела книга и одноименный фильм «Секрет»? В начале статьи ты можешь увидеть видео принципов Закона Притяжения одного из авторов – Ронды Берн. Это, своего рода, программа по привлечению внимания Вселенной к твоей личности и желаниям. Собственно ее суть: на любой желаемый результат в жизни себя возможно запрограммировать и это произойдет.

Есть много методик, объясняющих какие для этого нужны «ритуалы»: технологии НЛП, Эриксоновский гипноз, визуализация Закона Притяжения… Но все они сводятся к одному – то, насколько ты будешь успешной и удовлетворена своей жизнью, зависит от того, насколько ты хороший программист своего подсознания.

Большинство из нас искренне считает, что все радости в жизни и исчезновение всех проблем кроется в наличии денег, накопления богатства, так как именно деньги олицетворяют для большинства из нас безопасность в современном обществе потребления.

Ну что ж… и для богатства тебе всего-то и нужен, что твой собственный мозг. Вот простой апробированный метод программирования, который работает и на благосостояние.

Шаг 1. Любая программа пишется по кускам – небольшими логическими блоками

Во-первых, ты должна выбрать цель по росту собственного благосостояния и она должна быть конкретной. А во-вторых, эта цель должна заставлять тебя действовать для ее реализации, а не просто оттопырить карман и ждать, когда в него с неба свалится кусок золота.

Многие учителя и коучеры по мотивации, саморазвитию и постановке целей обычно призывают ставить перед собой грандиозные цели. Мол, чем выше цель, тем выше и взлетишь… И большинство тех, кто пытается учиться у них обычно ставят невероятно большие цели, которые в десятки раз выше того, что они когда-либо смогут достигнуть. Дело в том, что это может хорошо работать для людей, которые уже уверены в своих силах, которые уже на практике смогли достичь чего-то благодаря только собственным усилиям. Но для новичков или для людей, которые пока не знакомы с ощутимым для себя успехом, такой подход подобен катастрофе.

Например, если ты никогда не летала на дельтаплане, то вряд ли ты согласишься сигануть на нем с края пропасти, каким бы великим не показалось это достижение для твоего саморазвития. Для того же, кто имел хоть как-то опыт парения по воздуху на этой штуке (пусть и с инструктором) – это лишь следующий закономерный шаг в развитии.

Да, в теории все цели, безусловно, достижимы! Но в действительности ты, вероятно, сама не поверишь в собственные силы (подсознание не будет верить в это), как бы ты не уговаривала себя, что сможешь «свернуть горы». Вместо выбора цели, в которую ты внутренне сама не веришь, выбери цель, которая кажется тебе по силам. Такую цель, которую ты будешь считать сложной, но не невозможной.

Так, применительно к нашему разговору… Не ставь себе цель к концу года заработать миллион долларов. Внутренне ты сама не будешь верить в такую возможность. Лучше программируй себя на то, что вполне способно свершиться в ближайшие три месяца. Скажем, поставь себе цель
увеличения своей зарплаты (или продаж) на 10 процентов. Понимаю, что выглядит это не совсем захватывающе, но дело важно начать – начать писать «работающие блоки программы», которые потом ты объединишь в мощный отлаженный программный комплекс, который реально будет работать без сбоев.

Итак, первый шаг – запрограммировать небольшой блок подсознания целью, в которую ты внутренне веришь и считаешь, что это тебе по силам. После того, как ты заставишь свой мозг осуществить эту программу, ты приобретешь необходимую уверенность в собственных силах и увидишь, что это именно так и работает. Именно с малого ты начнешь двигаться к большому.

Шаг 2. Любая программа должна быть записана – приведена в читаемый рабочий вид

Ни один программист не держит, создаваемую программу только лишь у себя в голове. Не знаю, как Менделееву приснилась его периодическая таблица химических элементов, но простые смертные обычно записывают свои идеи, затем их анализируют, исправляют ошибки и прочее, пока не сделают работающий продукт. Именно это предстоит сделать и тебе.

Один раз в день, каждое утро, запиши цель, которую вы выбрала. Что бы ты хотела достичь? Просто записывай свою мини-цель каждое утро в своем ежедневнике – пусть каждый день начинается с этой цели. При этом каждая программа имеет свой язык, который будет понятен компьютеру. Твоя программа должна быть понятна твоему мозгу и, как учит Закон Притяжения – понятна Вселенной. Поэтому…

Хороший формат для программирования своего подсознания – это использование в формулировках таких предложений, как «Я настроена…», «Я выбираю…», «Я намерена… «
Например:
«Я настроена на повышение по должности».
«Я выбираю работу – теперь я буду продавать на 10 процентов больше».
«Я намерена закрыть эту сделку в ближайший месяц.»

Жизненно важно так формулировать свою цель, чтобы подсознание было согласно с твоими установками и заявлениями. Например, утверждение «Я с каждым днем буду становиться богаче» не работает, потому что если это не подтверждается, то подсознательно ты почувствуешь что обманываешь саму себя еще до того, как закончишь писать собственную мысль. Если же ты записываешь установку, как: «Я намерена добиться увеличения зарплаты на столько-то за 2 месяца», то такая формулировка не имеет никаких противоречий в твоих целях, эмоциях и окружающей тебя обстановке.

То есть, главный принцип – твоя установка не должна противоречить жизненной ситуации, не должна лгать, ибо этот диссонанс будет сразу обнаружен твоим подсознанием и у тебя, естественно, ничего не сработает.

Шаг 3. В программировании всегда известен ожидаемый результат – визуализируй свой будущий успех

После того, как ты записала свою цель, ты должна представить себе тот результат, к которому стремишься. Вообще, как начинают писаться программы? Сначала известен результат, к которому стремятся, даже техническое задание составляется таким образом, что становится понятно, как все должно выглядеть и работать на выходе. То же самое и с программированием своего собственного разума. Ты должна видеть конечную цель – визуально себе представлять то, к чему ты стремишься. Ты должна четко представить себя в будущем, когда твоя цель будет достигнута, и чувство удовлетворения заполнит тебя.

Например, ты должна отчетливо себе представить, что, скажем, ты закрываешь выгодную сделку. Ты должна четко представлять себе тот момент, когда будут поставлены подписи заинтересованными сторонами, и ты увидишь желаемую цифру на собственном счете. Ты должна четко себе представлять и этот момент и те чувства удовлетворения, которые будешь испытывать.
Для чего это?
Ты должна поверить в это, твое подсознание должно поверить, что это возможно, а значит убрать все возможные противоречия и сомнения. И просто направить тебя к данному событию, к данной цели.

Радость, чувство успеха, уверенность в цели – это все слагаемые мотивации подсознания. Себя ты с натяжкой, но можешь в чем-то убедить, а вот подсознание убедить нельзя. Подсознание должно поверить тебе, чтобы не возникало противоречия. Если подсознанию будет виден результат, то программа правильно запустится. Как это сделать?

Просто генерируй постоянно положительные эмоции в течении нескольких минут после того, как ты сделала ежедневную запись цели в своем ежедневнике. Еще лучше, если ты привяжешь к этому некий свой позитивный якорь. Например, тебе легко быть на позитиве, когда ты пьешь большую чашку кофе, зажав ее между своими ладонями (это отвлеченный пример). Ну так, и осуществляй визуализацию цели именно так – сразу после того, как запишешь свою программу в блокноте.

Шаг 4. Увеличь мощность выполнения программы – попроси у себя помощи

Теперь, когда ты наслаждаешься позитивным чувством визуализации собственной цели, окинь взором свой предстоящий день и спроси себя: «что ты можешь предпринять сегодня, чтобы помочь собственной цели осуществиться быстрее?»

Твое подсознание настроено, программа запущена, но правильно ли она работает, ты пока не знаешь. Твой разум еще не знает какие шаги нужно предпринять, чтобы в означенный тобой срок прийти к результату. Поэтому, своему мозгу-компьютеру нужно помочь оптимизировать процесс исполнения программы. Ты должна спросить себя: «что является следующим наиболее практическим действием, которое ты можешь предпринять, чтобы приблизить свою цель?»

Например, ты прекрасно знаешь, что для роста в карьере, ты должна продемонстрировать своему начальству определенную активность, в которой они нуждаются для той должности, на которую ты претендуешь. Никто же не даст тебе должность просто потому, что ты запустила какую-то там программу у себя в голове. У твоего начальства работают совершенно другие собственные программы… Ну так помоги своему разуму осознать необходимость «поактивничать» на рабочем месте, чтобы получить повышение.

Когда ты получишь ответ, запиши его себе в тот же блокнот, где поставлена цель. А далее предпринимай целенаправленные действия в помощи собственной программе успеха. Твои действия укрепляют собственное подсознание в том, что ты не просто пожелала чего-то, а реально действуешь по направлению к этому. В результате ты не будешь сама себя обманывать и не прервешь собственную программу на достижение желаемого.

В результате ты обнаружишь, что твои действия, которые раньше возможно шли со скрипом, отныне идут как по маслу, а главное, скажем в нашем примере, руководство замечает твои усилия и ставит себе положительные зарубки относительно твоей персоны…

Шаг 5. Программа должна работать постоянно

В этом бы пункте настоящий программист написал бы только одну фразу: «Перейти к Шагу №1». Я же разъясню чуть подробнее…

Делай вышеуказанные шаги ежедневно, то есть постоянно, пока ты не достигнешь желаемого. Более того, не страдай болезнью Юлия Цезаря, который делал сразу несколько дел. Программируй себя только на одну цель и работай ежедневно только с ней! Также – не меняй свою цель и свою программу! Ученые говорят, что мы используем свой мозг только на 20%. Поэтому не загружай эти 20% тем, с чем ты не справишься. Ну, или научись использовать мозг хотя бы на 80%. Правда тогда, это ты будешь поучать других и давать советы. Я тогда первая к тебе в ученицы… 🙂

Если ты изменила свою цель или больше не стремишься к ней, то выбирай новую цель и начинай все сначала. Любое изменение цели – это новая цель и надо начать все сначала. Если ты этого не сделаешь, ты опять-таки станешь обманывать себя, а подсознание это быстро «раскусит».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Отсутствие упорства – это причина номер один, почему так много людей не достигают своих целей.
Если ты дашь себе слабину прежде, чем достигнешь своей цели, то, очевидно, ты не очень-то и хотела ее достичь… не так ли?
Выбери такую цель, без которой ты не можешь, которая тебе просто необходима – и действуй! Запрограммируй себя и действуй!
Эта техника занимает около 5-10 минут с утренним кофе и работает безупречно, если ты попрактикуешься в ней.

Я это апробировала на себе. У меня это работает.
Это сработает и у тебя!
Будь уверена в себе и достигай желаемого! Например, богатства… :))

Тезис «решение проблем человека таится в нём самом» уже давно стал общим местом. Современные «гуру», психотерапевты и авторы альтернативных методов духовного развития в один голос твердят, что человеку нужно менять сначала свой внутренний мир, а внешние обстоятельства поменяются следом. Только теперь уже, оказывается, недостаточно изменять собственное сознание, призвали на помощь и программирование подсознания. Правда, мало кто может в соответствии с научными постулатами объяснить, как можно изменить подсознание - однако звучит красиво и интригующе…

Как программировать подсознание

Среди извечных вопросов человечества - почему у меня не получается всё, к чему я стремлюсь, чего хочу и о чём мечтаю? Не удовлетворившись традиционными ответами, выработанными цивилизацией - «потому что я недостаточно делаю», «потому что жизнь несправедлива», «потому что человек не властен над своей судьбой», «потому что такова Божественная воля», - человечество XXI века пытается найти новые ответы внутри себя. В результате появляется теория, согласно которой благополучие и достижения человека зависят от его собственных внутренних установок.

То есть, если у человека в подсознании есть уверенность в том, что он добьётся успеха и есть решимость его добиваться всеми доступными средствами, то ему и будет сопутствовать удача. А если коды подсознания иные, человек не уверен в своих силах и способностях и не настроен на позитив, тогда он присоединится к безликому большинству. По мнению сторонников этой идеи, выход прост - внедрение в подсознание правильных установок, которые изменят программу человека. То есть человек это своего рода компьютер, который выполняет заданную программу - если установить правильную программу, то всё будет хорошо. Обычно представляют следующий алгоритм позитивного программирования сознания:

  • формирование ясной, конкретной и при этом реально достижимой цели (например, не нужно ставить глобальную задачу «похудеть на 35 килограмм», нужно поставить локальную цель «похудеть на 1,5 килограмма за неделю»);
  • при программировании необходимо задействовать все органы чувств, тем самым у подсознания будет больше «точек опоры» в создании новой программы;
  • при формулировании установок нужно делать акцент не на самой цели, её глобальности и сложности, а на конкретных методах и способах её достижения;
  • программирование подсознания повторяется регулярно и с нарастающей интенсивностью;
  • программирование невозможно при наличии сомнений и при отсутствии уверенности в том, что результат достижим и реален.

Как перепрограммировать подсознание

Адепты программирования подсознания полагают, что неудачи человека в современном мире в значительной мере объясняются тем, что окружающая реальность осуществляет зомбирование через подсознание.

Человек каждый день видит, читает, слышит через СМИ и другие источники информации, насколько трудно, сложно и опасно жить. Ему рассказывают о массовых экономических и социальных проблемах, о многочисленных преступлениях, о разорении большого количества людей, о стихийных бедствиях и тому подобном. Следовательно, подсознание постепенно «заряжается» пессимизмом и установкой на то, что всё будет плохо.

Именно поэтому, указывают «программисты», жизненно необходимо перепрограммирование подсознания. Их не смущает отсутствие каких-либо конкретных указаний на то, как эта операция осуществляется. По их мнению, достаточно изменения направленности сознания. Для этого первым делом необходимо изменить источники информации, то есть отказаться от получения сведений по привычным каналам. Не стоит смотреть привычные телепрограммы, слушать обычные радиопрограммы и читать книги и статьи на одни и те же темы. Постепенно отказ от старой информации и поглощение новых данных приведёт к тому, что сознание переориентируется на получение лишь тех сведений, которые полезны человеку и которые соответствуют новой программе подсознания. Следующим же шагом является обозначение задачи для подсознания, которая должна быть ориентирована исключительно на позитивные достижения, исключая какие-либо упоминания трудностей и возможных неудач. К примеру, человек хочет добиться определённого финансового благополучия: для этого ему якобы нужно сформулировать конкретный показатель-сумму, а не зацикливаться на том, насколько трудно будет его добиться.

Если рассматривать всю данную теорию внимательно, то окажется, что согласно ей центр программирования подсознания человека находится в его сознании. Что, вообще-то, не слишком логично, так как классическая психология трактует подсознание как нечто, что не подлежит управлению через сознательную сферу. Приводя житейские аналогии, можно увидеть, что программировать подсознание через сознание это примерно то же самое, как пытаться укрепить фундамент с помощью ремонта крыши. Однако современные альтернативные психологические и духовные практики почти никогда не сочетаются с научным мировоззрением и даже логикой.

Наиболее радикальным методом в данной теории является депрограммирование подсознания, то есть очистка от всех накопленных установок и программ. Согласно этой точке зрения, с раннего детства в подсознании человека через его сознание накапливается масса вредных для него и сдерживающих его творческую активность установок, правил, ограничений, комплексов и страхов. С течением жизни они умножаются и фактически связывают его по рукам и ногам. В такой ситуации продуктивнее не перепрограммировать сознание, а депрограммировать его, то есть избавить от всяческих установок и начать с чистого листа. На практике этого предлагается достичь через погружение в свои воспоминания (через гипноз , самогипноз, медитативные техники и тому подобное), чтобы дойти до корня той или иной проблемы, до её первопричины, которая обычно скрыта. Затем с помощью неких «энергетических импульсов» необходимо стереть этот фактор из своего подсознания.

Александр Бабицкий


  • 3. Этногенез восточных славян. Социально-культурные основы развития славянских племён в середине 1 тыс. Н.Э.
  • 4. Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10 - начале 12 вв: социально-политический строй и раннее законодательство.
  • 5. Принятие христианства на Руси и его последствия.
  • 6. Эволюция древнерусской государственности в 12 – начале 13 вв. Характеристика русских княжеств и земель в условиях децентрализации Киевской Руси.
  • 7. Русь и Золтая Орда: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.
  • 8. Возвышение Москвы. Формирование Московского государства в 14 – 15 в.В. Государственная деятельность Ивана III.
  • 9. Московское царство: система власти и управления (16 – 17 вв).
  • 10. Московское царство: эволюция сословного строя (16 – 17 вв).
  • 11. Культура Московского государства в 16 -17 в.В.
  • 12. Понятие о модернизации традиционного общества. Начало модернизации в России. Реформы Петра I.
  • 13. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II: её проявления, особенности, итоги.
  • 14. Российская империя в 18 – 19 вв.: пути создания, особенности национальной политики-самодержавия.
  • 15. Социально-политическое развитие России в первой половине 19 в.
  • 16. Реформы Александра II: предпосылки, содержание, значение.
  • 17. Социально-политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 19 в. – начале 20в.
  • Особенности российской модернизации:
  • Медленные темпы модернизации:
  • 18. Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19 в.
  • 19. Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине 19 в.
  • 20. Культура России в 19 в.
  • 21. «Серебряный век» русской культуры.
  • 22. Реформы Витте о.Ю. И Стопыпина п.А. И их значение для модернизации России.
  • 23. Создание и деятельность политических партий в России в начале 20в.
  • 24. Изменения в политической системе Российского общества в 1900-е годы – феврале 1917 года.
  • 25. Назревание в России общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Крушение монархии. Образование и деятельность временного правительства и советов рабочих и солдатских депутатов.
  • 27. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, характеристика противоборствующих сил, последствия.
  • 28. Нэп и его значение для социалистического строительства.
  • 29. Образование ссср: причины, проекты и принципы создания, итоги.
  • 30. Эволюция советской политической системы в 20-30-е годы.
  • 31. Индустриализация в ссср: цели, особенности, первые пятилетние планы, итоги.
  • 32. Коллективизация в ссср: цели, методы, итоги.
  • 33. «Культурная революция» в ссср: цели, методы, результаты.
  • 34. Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы.
  • 35. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные периоды и события, причины победы, итоги и уроки.
  • 36. Социально-экономического развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика ссср в послевоенные годы. Ссср и «холодная война».
  • 37. Советское государство и общество в 50 – первой половине 60-х гг. Реформы н.С. Хрущёва. Реформа управления экономикой
  • 38. Советское государство и общество в середине 60-х – середине 80-х гг. Нарастание кризисных явлений.
  • 39. Ссср в 1985-1991 гг. Политика «перестройки» м.С. Горбачёва и её итоги.
  • 40. Распад ссср: причины и последствия.
  • 41. Становление новой российской государственности и политическое развитие страны в 1992-2006 гг.
  • 42. Социально-экономическое развитие России в 1992-2006 гг.: достижения и проблемы.
  • .1. Предмет, методы, источники изучения истории. Значение изучения курса «Отечественная история».

    История - наука о прошлом человечества. Прошлое человечества нетождественно истории. История изучает прошлое, но никогда исторический труд не будет соответствовать прошлому. Чтобы успешно изучать прошлое необходима методология исторического исследования, т.е. совокупность методов и принципов, при помощи которых отбираются и трактуются исторические факты. История – это совокупность конкретных и многообразных действий отдельных людей, их сообществ, реальный процесс развития общества в целом.

    История – это деятельность человека, преследующего свои цели.

    Родоначальник - Геродот: "История - наставница жизни ".

    Главная цель истории – объяснить прошлое, настоящее, помочь заглянуть в будущее, выработать, сформировать у широких масс историческое сознание.

    И. формирует историческое сознание. И.с. - это совокупное представление общества в целом и его отдельных групп о своем прошлом и о прошлом челов-ва.

    Уровни ист. сознания:

    1. Обыденный (бытовой)

    2. Уровень стереотипов. Стереотипы складываются под влиянием худ. лит-ры и не всегда объективно отображают действительность. Искожения истории могут возникнуть при использовании худ. метода в угоду политической конъюнктуре при личных или финансовых мотивах.

    3. "Школьный" - систематизированные хронологическом порядке знания.

    4. Профессиональный - анализ источников на основе научной методологии; дает возможность выявления тенденций и прогнозов.

    Гл. задача истории - на основе изучения прошлого понять современную ситуацию и преобразовать ее с учетом достижений и просчетов предыдущих поколений.

    Источник - документ, непосредственно отражающий исторический процесс (законы, гос. делопроизводство, статистика, документы личного хар-ра).

    Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические источники.

    Основными источниками по истории России 12-17в.в. служат летописи, с 18в. - гос. делопроизводство, в 20в. появляются документы полит. партий.

    Лит-ра:Татищев (1ая 5томная история Р., "Аполагетика петровского правл-я"), Ломоносов (Критика норманской теории), Карамзин (история гос-ва Российского), Ключевский (Курс русской истории).

    Задачи курса можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком – знакомство с новейшими концептуальными представлениями по истории Отечества с древнейших времен до конца XX века с учетом многомерности исторического процесса, сформировать у студентов определенную систему теоретических представлений и знаний, раскрыть историю России.

    В широком смысле – воспитание историей формирования в сознании студентов патриотических и гуманистических принципов: национальное самосознание, уважение к прошлому Отечества и гордости за свой народ, формирование нового поколения Российской интеллигенции.

    Значение курса

    1. Постижение общих закономерностей в истории мира, направленности исторического развития мира и России.

    Регресс? Упадок? Расцвет?

    2. Локальные истории трудно понять вне мирового контекста:

    История России связана с Историей славянства, Историей Швеции, Германии, Англии, Монголии, Греции и Других стран

    3. Дает представление о культурно-исторической типологии народов и стран.

    4.Мировой опыт.

    Значение курса(еще):

    1.Пробуждение и развитие национального духа. Национальная идентичность. Восприятие себя как русского.

    2.Понимание исторических корней проблем страны.

    3.Развитие исторической культуры. Понимание исторического контекста тех или иных событий. Умение использовать исторический материал в своей деятельности.

    Участие в выборах – анализ политических программ, сознательное чтение прессы.

    Воспитание детей…

    4. Прогностическая функция.

    Дописьменная история, источники:

    Лингвистика –языкознание,

    Археология, этнография, ономастика – изучение имен собственных,

    антропология- наука о происхождении и эволюции человека,

    Фольклористика.

    Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

    Методы изучения истории:

    1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

    2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

    3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

    4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

    5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

    6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

    7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

    8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

    Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.