Биографии Характеристики Анализ

Тихоокеанский флот скр горделивый. Вспомогательное оборудование и системы

Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Корабли проекта 1135 «Буревестник» - видео

Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции - до 4 баллов.
Корпус корабля - с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка - газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети - 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.

Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р - около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.


Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.

К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.

Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».

Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»

Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М8К - 36 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М62 - 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630

Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-726
количество АУ х стволов 2x2
калибр, мм/длина ствола, калибров 76/60
боекомплект, выстрелов 1600

Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб - калибр 2x4 - 533-мм
боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 2 х 12 - 213-мм
боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Минное:
количество мин заграждения до 20

Экипаж (в том числе офицеров), человек 194 (22)

Фото корабля проекта 1135 «Буревестник»

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Существует мнение что плачевное состояние нашего ВМФ во многом следствие того что большая часть его корабельного состава была потеряна в 1990-х годах, когда зачастую списывались довольно современные корабли которые при надлежащем обслуживании и ремонте прослужили бы еще длительное время. Это заставило меня задуматься над тем как могли бы выглядеть сегодня при условии своевременного ремонта и модернизации СКР пр.1135.

Развивая линию больших противолодочных кораблей океанской зоны руководство ВМФ приняло решение начать разработку кораблей меньшего размера для обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны корабельных группировок и поиска подводных лодок в открытых морских районах. Создать проект корабля относительно небольшого водоизмещения, способного решать широкий круг задач по проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод, было поручено в 1964 году Северному ПКБ, главным конструктором назначили Н.П. Соболева, а главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 2 ранга И.М.Стецюра. Проектирование корабля было закончено в 1966 году. Корпус корабля имеющий смешаную схему набора выполнен из стали марки МК-35 и разделен стальными поперечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Корабль имел удлиненный полубак, клиперский форштевень, сравнительно высокий надводный борт имеющий большой развал шпангоутов в носовой оконечности и малыми углами заострения ватерлиний, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Корпус имеющий смешаную схему набора был выполнен из стали марки МК-35 и разделен стальными поперечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков. Палубные надстройки расположенные на верхней палубе разделены на два блока и изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Главная энергетическая установка включала два газотурбинных агрегата М7К, каждый из которых включал маршевую газовую турбину мощностью 6000 л.с. и форсажную газовую турбину мощностью 18000 л.с. имевшие газовый реверс. Благодаря редуктору каждая из маршевых газовых турбин могла работать на оба валопровода. Гребные винты четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Время пуска турбин из холодного состояния составляло не более трех минут. Полный запас топлива составлял 550 тонн что обеспечивало дальность плавания экономическим ходом 5000 миль. Электро-энергетическая установка напряжением состояла из пяти дизельных генераторов по 500 кВт. Рулевое устройство с электрогидравлическими приводами и полубалансирным рулем. Система стабилизации включала бортовые кили и выдвижные управляемые рули успокоения качки. При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля были применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия и установлена система пузырькового облака «Пелена». При сравнительно небольшом стандартном водоизмещении в 2800 тонн корабль имел достаточно мощное противолодочное вооружение состоящее из счетверенной ПУ ПЛРК УРПК-3 «Метель» с автономной системой управления «Муссон», двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ЧТА-53-1135 стрельба из которых могла вестись торпедами СЭТ-65 или 53-65К и двух реактивных бомбометов РБУ-6000 «Смерч-2». В кормовой части палубы имелись минные рельсы, на которые можно было принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. В состав гидроакустического вооружения входили ГАС МГ-332 «Титан-2» в бульбовом обтекателе и буксируемую ГАС МГ-325 «Вега». Кроме этого имелись две станции обнаружения подводных лодок по кильватерному следу. Зенитное вооружение включало: два ЗРК самообороны «Оса-М» и две спаренные универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-726 с одной РЛС управления МР-105 «Турель». В качестве РЛС общего обнаружения на корабле использовалась РЛС МР-310 «Ангара-А». Впервые на кораблях данного класса была размещена боевая информационно управляющая система. Мореходные качества обеспечивали использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их использованием, а буксируемую ГАС можно было использовать при волнении до 4 баллов. На западе этот корабль получил обозначение «Krivak-I class». Сторожевые корабли пр.1135 «Буревестник» разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом, но и системами вооружения, средствами обнаружения подводных лодок противника, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах и позволило стать наиболее ходовыми и любимыми у военных моряков. Тем не менее у сторожевых кораблей пр.1135 было два крупных недостатка. Во-первых корабль не имел ударного ракетного оружия и мог поражать надводные цели только артиллерией и торпедами. Во-вторых дальность обнаружения подводной лодки гидроакустическими средствами была намного меньше дальности стрельбы ПЛУР. Если на проектах пр.1134Б для поиска подводных лодок на больших дальностях имелся вертолёт Ка-25, то на этом корабле он отсутствовал. Тогдашние «теоретики» использования этого корабля считали, что они будут действовать парами во взаимодействии с базовой противолодочной авиацией и таким образом удастся реализовать всю дальность стрельбы ПЛУР.

В процессе строительства сторожевых кораблей пр.1135 было решено усилить их артиллерийское вооружение путем установки новейших 100-мм универсальных одноствольных артиллерийских установок АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев». ПЛРК УРПК-3 «Метель» был заменен более совершенным ПЛРК УРПК-5 «Раструб-Б» который можно было применять как по подводным так и по надводным целям. ЗРК самообороны «Оса-М» были заменены более совершенными «Оса-МА». Остальной состав вооружения остался идентичным кораблям пр.1135. На кораблях установили более совершенную РЛС общего обнаружения МР-310У «Ангара-М» и ГАС МГ-332МС «Титан-2Т» с улучшенными параметрами обнаружения подводных целей. На крыше помещения лебедки буксируемой ГАС разместили взлетно-посадочную площадку для приёма грузов и посадки вертолета. Вышеперечисленные улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения СКР почти на 140 тонн, но благодаря удачной форме корпуса, динамические характеристики корабля практически не изменились. По пр.1135.1 было построено 11 кораблей, кроме того по нему был модернзирован 21 корабль построеный ранее по пр.1135, на западе эти корабли получили обозначение «Krivak-II class».

В дальнейшем в состав вооружения сторожевых кораблей пр.1135 был введен ПЛРК УРПК-6М «Водопад-НК» который обеспечивал поражение подводных и надводных целей и использовал в качестве пусковых установок штатные торпедные аппараты калибра 533-мм. Это позволило замнить счетверенную пусковую установку ПЛРК УРПК-5 «Раструб-Б» счетверенной пусковой установкой ПКРК П-270 «Москит». В качестве средства обнаружения и целеуказания ПКРК П-270 «Москит» использовался комплекс радиотехнических средств КРС-27 «Минерал». РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» была заменена РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА».

В конце 1980-х годов была проведена еще одна модернизация сторожевых кораблей пр.1135 направленая на оснащение кораблей современными средствами ПВО. В рамках данной программы рассматривалось три варианта такой модернизации. Первый предусматривал размешение на борту корабля двух боевых модулей и двух модулей управления ЗРАК 3М87 «Кортик».

Второй вариант предусматривал размещение на корабле одной однобалочной пусковой установки МС-196 универсального многоканального зенитно-ракетного комплекса средней дальности М-22 «Ураган» и одного зенитно-артиллерийского комплекса АК-630.

Третий вариант предусматривал размещение на корабле одной вертикальной пусковой установки 3С95 многоканального зенитно-ракетного комплекса самообороны 3К95 «Кинжал» и одного зенитно-артиллерийского комплекса АК-630. В итоге предпочтение отдали третьему варианту.

Хорошие мореходные качества сторожевых кораблей пр.1135 обратили на них внимание морских пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 1970-х годов. По ТТЗ, выданному КГБ СССР в Северном ПКБ, был выполнен проект пограничного сторожевого корабля 11351. На нём вместо демонтированного комплекса ПЛУР была размещена одна 100-мм универсальная одноствольная артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев», вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм зенитно-артиллерийские комплексы АК-630 с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС МГК-335С «Платина-С» и буксируемая ГАС МГ-345 «Бронза». По этому проекту было построено восемь корпусов на западе эти корабли получили обозначение «Krivak-III class».

К концу 1980-х годов стало ясно, что базирование на кораблях вертолета превратилось из «роскоши» в насущную необходимость. В связи с этим Северным ПКБ была разработан последний и наиболее совершенный проект модернизации кораблей пр.1135. На этих кораблях аналогично ПСКР пр.11351 вместо кормового комплекса вооружения была размещена новая надстройка с ангаром и ВПП, что позволило обеспечить постоянное базирование на корабле вертолёта типа Ка-27 который стал главным противолодочным оружием корабля. В кормовой части надстройки побортно установили по одному 30-мм зенитно-артиллерийскому комплексу АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Вместо демонтированной пусковой установки ПКРК П-270 «Москит» была размещена одна 100-мм универсальная одноствольная артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев». Перед носовой надстройкой размещялась вертикальная пусковая установка 3С95 многоканального зенитно-ракетного комплекса самообороны 3К95. На модернизированном корабле были установлены РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА». Предусматривалось вооружения корабля двумя спаренными пусковыми установками КТ-152М с ПКР П-270 «Москит» размешенными побортно в районе носовой надстройки и комплексом радиотехнических средств КРС-27 «Минерал» РЛС которой размещалась на крыше вертолетного ангара. Корпус, энергоустановка, главные механизмы, оборудование и противолодочное вооружение корабля остались прежними. Принимались дополнительные меры по уменьшению физических полей корабля, устанавливались малошумные пятилопастные винты.

Вышеперечисленные улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения СКР почти на 370 тонн, но благодаря удачной форме корпуса, динамические характеристики корабля практически не изменились, в итоге получился достаточно универсальный корабль с вполне сбалансированными характеристиками. Впрочем спорным моментом является цена такой программы, поэтому для этого корабля был разработан альтернативный вариант вооруженя. Он отличался тем что вместо пусковых установок ПКРК П-270 «Москит» были установлены две четырехконтейнерных пусковых установки ПКР Х-35 «Уран» которые размещались перед носовой надстройкой перпендикулярно ДП корпуса и комплекс радиотехнических средств «Гарпун-Бал» РЛС которой размещалась на крыше вертолетного ангара. Кроме того стандартные 533-мм торпедные аппараты-пусковые установки ЧТА-53-113 заменили на две поворотные счетверенные пусковые установки ПЛРК «Медведка».

Корабли проекта 1135 представляют собой второе поколение сторожевых кораблей. Они выпускались в СССР одной из самых больших серий. Западные специалисты считают его наиболее удачным проектом корабля отечественного военно-морского флота.

Буревестник - имя этой морской птицы носит проект самого любимого в отечественном флоте сторожевого корабля , однако мало кому известно, что задачей этого корабля уничтожение атомных субмарин противника.

В середине 50-х годов в Советском Союзе для творчества советской молодежи были открыты все дороги. Ленинградского школьника, сына известного кораблестроителя и руководителя ЦКБ «Алмаз» Евгения Ивановича Юхнина манила совсем не романтика моря. Владимир Юхнин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, в тот же ВУЗ который заканчивали в свое время его отец и мать. Ближе к распределению в 1960 году перед юношей встал вопрос - куда пойти дальше - идти по проторенному пути отца, создателя первых в мире ракетных катеров или выбрать нечто иное. И начинающий конструктор выбрал более тернистую дорогу. Он решил начать трудовую деятельность в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ), создававшим крупные надводные . Вместе с несколькими выпускниками Владимир Юхнин попал в проектный отдел, занимавшийся предварительной проработкой силуэтов будущих кораблей. Уже в начале 60-х годов среди них появился проект первого атомного крейсера.

После Карибского кризиса в середине 60-х недоверие СССР и США друг к другу обострилось до предела. Превосходя Советский Союз по количеству ядерных боезарядов в 17 раз, Америка продолжала совершенствовать их носители. 28 сентября 1964 года «USS Daniel Webster » с новыми ракетами вышла на боевое патрулирование. Находясь в Средиземном море, она держала под прицелом все крупные города СССР вплоть до Урала. Но современных противолодочных кораблей способных прикрыть от субмарин НАТО океанскую зону на дальности 5000 км в Советском военно-морском флоте не было. Это стало следствием политики главы страны Никиты Хрущева, отдававшего приоритет ракетному оружию. В 1964 году, когда его освободили от обязанностей генерального секретаря ЦК КПСС ситуация изменилась. В том же году главный комитет ВМФ СССР выдал Зеленодольскому бюро и Северному ПКБ задание на проектирование нового сторожевого корабля (СКР), задачей которого было уничтожение подводных лодок и охранение судов на переходе морем.

Новые сторожевые корабли подготовили молодые специалисты с Владимиром Юхниным. Проект корабля был назван «Буревестник » и получил номер 1135. Его главным конструктором стал Николай Соболев. При проектировании сторожевого корабля инженеры столкнулись с массой проблем - большинство образцов вооружения, оборудования и элементов корпуса, устанавливающиеся на корабле, были опытными. Это потребовало от конструкторов новых оригинальных решений. К примеру, внешний и внутренний дизайн сторожевого корабля «Буревестник» поручили разработать группе архитектурного проектирования, состоящая из художников выпускников Мухинского училища. Кроме красивого облика СКР «Буревестник » получил самые современные гидроакустические станции. На сторожевом корабле проекта 1135 была впервые установлена буксируемая гидроакустическая станция «Звезда». Ее антенна может опускаться на глубину до 200 м, спрятанная в корме. Это позволило увеличить дальность обнаружения иностранных субмарин до 40 км.

В 60-е годы динамика развития вооружения была необычайно стремительной. Противолодочный комплекс для сторожевого корабля проекта «Буревестник » сдавался одновременно с проектированием корабля, но, оказалось, что их размеры не совпадали, тогда конструкторам Северного ПКБ пришлось увеличить водоизмещение СКР и от такого решения «Буревестник» только выиграл. Это позволило впервые разместить автоматизированный боевой информационный пост для управления кораблем, улучшить комфорт экипажа и разнообразить вооружение. Помимо противолодочного комплекса сторожевые корабли проекта 1135 получили два торпедных аппарата, два зенитно-ракетных комплекса, две реактивных бомбометных и две 76 мм артиллерийских установки. В результате по боевым возможностям и мореходным качествам он превзошел даже .

Постройка сторожевых кораблей «Буревестник » в СССР велась, начиная с 1968 года на трех судостроительных заводах - в Калининграде, Керчи и Ленинграде. Роль первопроходца досталась прибалтийскому «Янтарю». В оснащении СКР приняли участие 400 предприятий страны. Головной корабль «Бдительный » был сдан флоту 31 декабря 1970 года.

сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135

Технические характеристики сторожевого корабля проекта 1135 шифр «Буревестник»:

Водоизмещение - 3200 тонн;

Длина - 123 м;

Ширина - 14,2 м;

Осадка - 4,28 м;

Скорость - 32 узла;

Дальность плавания - 4600 миль;

Автономность - 30 суток;

Экипаж - 180 человек;

Вооружение:

Пусковая установка ракето-торпед «Метель» - 1х4;

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» - 2х2;

Артиллерийский комплекс АК-726 - 2х2;

Реактивно бомбовая установка РБУ-6000 - 2х12;

Торпедные аппараты - 2х4, боекомплект 16 мин;

Система постановки помех - 4х16 пусковых установок;

Хотелось бы обратить ваше внимание на универсальный противолодочный ракетный комплекс «Метель». В его контейнерах размещены четыре самонаводящиеся ракето-торпеды, которые были созданы специально для сторожевых кораблей проекта 1135 и до сих пор являются его тайной. Каждая из них имеет 100 кг фугасного взрывчатого вещества или ядерный боезаряд. На расстоянии 50 км она может достать атомный подводный крейсер класса «Огайо » с глубины 500 м или поразить авианосец. Данная ракето-торпеда не имеет аналогов в мире. Например, по дальности стрельбы она в 5 раз превосходит американскую систему ASROC, так как способна получать данные от цели от других кораблей, авиации и береговых станций.

Сторожевые корабли проекта «Буревестник » строились серией из 32 единиц. Во второй половине 70-х они были во всех противолодочных соединениях и стали самыми ходовыми кораблями советского флота. Дальность их плавания 4600 миль впервые превзошла радиус поражения ракет подлодок НАТО. Отныне экипажи субмарин перестали чувствовать себя безнаказанными в районах боевого патрулирования. Чтобы уклоняться от атак сторожевых кораблей проекта 1135, американские подводники срочно изменили тактику действий. Одним из наиболее эффективных приемов стал так называемый «прыжок дельфина» - стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность воды. Это резкое аварийное всплытие подлодки одновременно с выдачей полного хода.

Во второй половине 70-х ВМС США переклассифицировали все 24 ударных авианосца в многоцелевые. Каждый из плавучих аэродромов нес 144 тонн атомных бомб и 4000 тонн обычных боеприпасов. Чтобы срывать удары палубной авиации советскому ВМФ требовались новые средства поражения авианосцев. В Северном ПКБ была проведена первая модернизация СКР типа «Буревестник », в результате проект получил номер 1135М. На замену полуавтоматическим пушкам калибра 76,2 мм пришел новый комплекс АКА-100, с скорострельностью 60 выстрелов в минуту, созданный в Ленинградском ПКБ «Арсенал». Вместо «Метели» конструкторы Дублинского КБ «Радуга» предложили новый комплекс «Раструб». В отличие от «Метели», «Раструб» может поражать не только , но и надводные корабли. Ноу-хау комплекса состоит в том, что торпеду к цели доставляет ракета. В расчетной точке по сигналу корабельной станции торпеда отделяется и приводняется на парашюте. Погрузившись на заданную глубину, она «рисует» акустический силуэт субмарины системой наведения. Захватив подлодку, торпеда устремляется к ней и поражает ее. Задача поражения надводных кораблей была решена установкой радиолокационной системы самонаведения. и противника, ракета может поражать без отделения торпеды двойным ударом.

Во время Англо-Аргентинского конфликта был затоплен британский «Шеффилд ». В момент подлета ракеты на корабле во избежание взаимных радиопомех были отключены станции наблюдения, что привело к «ослеплению» надводного корабля. Эта информация подтолкнула командование советского флота к серьезным выводам. Стало ясно, что для эффективной борьбы с противником необходимо срочно усилить совместимость радиоэлектронных средств установленных на сторожевом корабле проекта 1135. Среди фрегатов «Буревестник » не имеет себе равных не только по насыщенности вооружения, но и радиоэлектронными средствами. Для борьбы с крылатыми ракетами противника впервые на СКР был применен комплекс постановки ложных помех.

сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М фото

Начало 80-х годов было отмечено всплеском активности морских пиратов. Именно в этот период в Баренцевом море состоялась необычная поисковая операция. В 180 милях от Мурманска в обстановке строжайшей секретности бросило якорь английское судно «Stephaniturm ». Его экипаж был предупрежден о возможных эксцессах со стороны пиратов и любителей легкой наживы. В течение одного месяца водолазы морского судна подняли с глубины 250 м более 5 тонн золота и слитков. На дне лежал потопленный во время Второй мировой войны британский крейсер «Эдинбург». Во время 1942 года он перевозил советское золото, предназначенное США для оплаты за поставку оружия по ленд-лизу. К счастью поисковая операция английских моряков прошла без происшествий, но поднять весь ценный груз им помешал разыгравшийся шторм. Через 5 лет англичане снова прибыли на место гибели крейсера « ». Когда водолазы стали поднимать оставшиеся золотые слитки на горизонте неожиданно показался норвежское разведывательное «F/S Marjata ». Однако приблизиться в район проведения операции ему не дал сторожевой корабль Северного флота «Резвый», охранявший британское судно «Stephaniturm ».

В декабре 1983 года из гавани Керченского судостроительного завода вышел и взял курс на Дальний Восток необычный корабль. На первый взгляд он напоминал проекта 1135 «Буревестник », но его вооружение было совершенно иным. Это был пограничный сторожевой корабль «Менжинский», созданный Северным ПКБ по заказу морских войск КГБ СССР. Он проектировался на базе известного сторожевика. Кроме того вместо противолодочного комплекса в носовой части корабля был установлен артиллерийский комплекс АКА-100. Был оставлен и один зенитно-ракетный комплекс «Оса», а оборонительное вооружение было усилено двумя шестиствольными 30 мм автоматами. Семь из девяти кораблей этого проекта были направлены с Черного моря на Тихий океан.

сторожевой корабль (фрегат) ВМС ВС Украины «Гетман Сагайдачный» проект 11 35.1

Способность проекта 1135 следить за кораблями вероятного противника до 30 суток, связана с его уникальной энергетической установкой. За ее характерный мелодичный звук «Буревестники » называют «поющими фрегатами». Сердце уникальная газотурбинная установка, которая управляется с помощью, так называемого машинного телеграфа. Два маршевых и два форсажных двигателя развивают мощность 56000 л.с., что сопоставимо с тягой стратегического ракетоносца Ту-95. Это повысило экономичность установки на 25 процентов. Кроме того турбины с газовым реверсом позволяют сторожевику развернуться буквально «на пятках». Неслучайно после него газотурбинные установки нашли широкое применение на большинстве надводных кораблей военно-морского флота СССР.

В начале 90-х годов для того, чтобы противолодочный корабль проекта «Буревестник » стал многофункциональным, Северное ПКБ разработало еще два проекта этого корабля. Его переоснастили современными РЛС, гидроакустическим комплексом и аппаратурой управления противокорабельными ракетами нового поколения Х-35 «Уран». Однако в связи с социально-экономическим кризисом модернизацию прошли всего три сторожевых корабля проекта 1135.

В тяжелые времена Северному Производственному Конструкторскому бюро помогли выжить заказы на гражданские суда и возможность выхода на мировой рынок. В конце 90-х начались поставки кораблей на экспорт для ВМС Вьетнама, Китая и Индии. Так в период 90-х годов Индии были поставлены три фрегата проекта 1135.6 «Тальвар».

В декабре 2006 года на заводе «Янтарь» представители России и Индии подписали генеральный график строительства еще трех фрегатов для ВМС Индии.

В 2007 году министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что Америке не известны какие изменения произойдут в таких странах как Россия, Китай, Северная Корея и Иран, поэтому Пентагону необходим полный набор средств ведения войны. Не случайно за месяц до этого ВМС США отбуксировали к берегам Камчатки самый большой в мире плавучий радар системы противоракетной обороны SBX-1. Это разведывательное сооружение весит 50000 тонн и достигает высоты 30-этажного дома. Радар способен отслеживать все происходящее в России на удалении несколько тысяч километров. Кроме того американский флот получил на вооружение первую из 30 запланированных к постройке класса «Вирджиния». Она выполнена по технологии «стэлс» и предназначена для борьбы с подлодками и проведения прибрежных спецопераций.

России для обеспечения безопасности морских границ требуется асимметричный ответ. Эффективно следить в полной готовности к нанесению ответного удара по возможному противнику могут сторожевые корабли проекта «Буревестник ». Но сегодня в боевом составе ВМФ РФ их остались единицы. Срок службы кораблей истекает, поэтому недавно руководство страны и флота приняло решение построить серию из двадцати проекта 22350. Головной корабль, созданный в Северном ПКБ недавно был заложен на заводе «Северная верфь». Планируется, что в перспективе эти корабли смогут заступить на охрану российских морских рубежей.

За послевоенный период в Советском Союзе было построено восемь проектов сторожевых кораблей, но главным долгожителем среди них оказался «Буревестник ». Вот уже тридцать лет он восхищает всех четкой архитектурой своего корпуса, обводов палуб, а также самым рациональным размещением вооружения. Эти изящные элементы стали классикой отечественного кораблестроения и были сохранены в проекте фрегата следующего поколения, созданного на базе «Буревестника». Хочется, верить, что его ждет такая же красивая судьба.

Сторожевые корабли типа «Бдительный» (или «буревестники», как их еще называют по кодовому наименованию проекта) в истории отечественного флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только стремительным и изящным силуэтом, но и принципиально иными системами вооружения и средствами обнаружения, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти этапные в своем классе корабли вывели дальнюю противолодочную оборону на качественно новый уровень. В целом удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах; их возможности не исчерпаны и по сей день. Достаточно привести красноречивый пример: новейшие фрегаты индийских ВМС типа «Тальвар», по праву считающиеся одними из самых совершенных в мире, по существу представляют собой глубокую модернизацию все того же «Буревестника», созданного советскими инженерами более трех десятилетий назад.

Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61 «Комсомолец Украины»). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 «Буревестник» было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля – «длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем». Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих «одноклассников», что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 «Буревестник» выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Коэффициент общей полноты - 0,45, что обеспечивает наилучшие условия работы ГАС. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков.

Надстройка островного типа находится на полубаке и состоит из трех отдельных частей. В первой и самой большой на нижнем ярусе расположены каюты командира и его заместителя, флагманская, а также просторная кают-компания с буфетной. Ярусом выше - главный командный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП. Спереди к первой части надстройки примыкают отсеки РБУ и ЗРК «Оса». Во второй части сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». Третья объединяет трубу и помещение кормового ЗРК.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Мореходность «Буревестников» заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате «Буревестники» имеют для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон». Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики. В дополнение к комплексу УРПК «буревестники» получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 «Смерч-2». На всех «буревестниках» установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105.

Говоря о «Буревестниках», их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. «Одиннадцать-тридцать пятый», безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК «Оса-М», «длинная рука» для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК «Метель» и многое другое. «Буревестник» ознаменовал собой не просто переход к новому поколению, а судя по продолжающемуся строительству его последователей, - прорыв в новое тысячелетие.

Вооружение

Главный калибр

  • 4–130/50мм Б-13;.

Артиллерийское вооружение на 1941г.:

  • 2–76/55мм 34К;;
  • 2–45мм 21 К..

К 1944 г. эсминцы получили:

  • 37-мм автоматы 70К;;
  • 12,7-мм пулеметы ДШК;;
  • импортные автоматы калибра 12,7 – 20 мм..

Торпедное вооружение:

  • 2 трехтрубных 53-см торпедных аппарата типа 1-Н;
  • Запас торпед 12шт..

Мины:

  • принимал на палубу 88 мин обр. 1912 г. или 60 мин обр. 1926 г.,;
  • или 56 мин КБ.;
  • В 1943–1944 гг. установлено по два бомбомета БМБ-1..

Однотипные корабли

«Гневный», «Грозный», «Громкий», «Гордый», «Гремящий», «Стерегущий», «Стремительный», «Сокрушительный», «Сметливый», «Резвый», «Решительный», «Расторопный», «Разящий», «Бодрый», «Рьяный», «Резкий», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Ретивый», «Поспешный», «Проворный», «Передовой», «Прыткий», «Пылкий», «Безупречный», «Бдительный», «Прочный».

ЭМ «Грозящий» (1937) - советский эскадренный мининосец проекта 7 , входивший в состав военно-морского флота СССР. Числился в составе Краснознаменного Балтийского флота. В первом, для себя, бою в Великой отечественной войне, 25 июня 1941г., не получил ни одного повреждения и сбил вражеский «Юнкерс». 24 августа 1953 года исключен из списков ВМФ и передан для разделки на металл.

Общие сведения

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с летательными аппаратами (в том числе ракетами), подводными лодками, и кораблями противника, сопровождения и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Также используется для дозорной и разведывательной служб, артиллерийской поддержки сухопутных соединений, для постановки минных заграждений и высадке десанта.

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933- 1938 гг.», принятое 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны, предполагало постройку 1493 боевых и вспомогательных кораблей, включая 8 крейсеров и 50 эсминцев. Его выполнение вызвало не мало проблем во всех отраслях народного хозяйства, однако в те годы не было принято считаться с ценой. «Мы строим и построим большой морской военный флот» - этот почти стихотворный призыв из газеты «Правда» от 9 декабря 1936 года мог бы стать эпиграфом к рассказу о предвоенном советском кораблестроении.

Предшественники

В 1932г. была начата разработка проекта нового эсминца в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения ЦКБС-1, главным руководителем проекта был назначен В.А.Никитин, ответственным исполнителем – П.О.Трахтенберг. Этот коллектив работал над созданием лидера эсминцев типа «Ленинград», поэтому имел определенный опыт работ, но недостатки последнего и короткие сроки проектирования вынудили прибегнуть к помощи итальянских компаний «Ансальдо» и «Одеро». Италия тогда была нашим важным военно-политическим союзником, именно этими фирмами в 1928-1932 годах была построена серия кораблей класса Dardo, которые предвосхитили собой тип эсминца второй мировой войны. В них все было по новому: общая компоновка, одна дымовая труба, 120-мм артиллерия в спаренных палубных установках... Модификацией этого типа стали 4 увеличенных эсминца класса Maestrale, заложенные в 1931 году. Последние корабли и были выбраны в качестве основы для проектирования новых советских эсминцев. Италию В 1932 году посетила делегация конструкторов-кораблестроителей во главе с Никитиным, и привезенные ею чертежи Maestrale легли в основу будущего эсминца. Наши конструкторы позаимствовали компоновку машинно-котельной установки и общую архитектуру корабля, однако советское вооружение, механизмы и оборудование вынудили во многом отойти от прототипа. Вклад итальянских коллег реально ограничился разработкой теоретического чертежа (фирма «Ансальдо») и прогонкой модели в опытном бассейне в Риме.

Проектирование

Технический проект эсминца (получившего наименование «проект № 7») утвердили в декабре 1934 года. Основные тактико-технические характеристики его были таковы: водоизмещение стандартное 1425т, полное 1715т, длина наибольшая 112,5м, ширина 10,2м, осадка 3,3м, скорость хода 38 узлов, вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата (ТА) калибра 533мм.Нужно отметить, что к тому моменту большей части оборудования и вооружения не существовало даже на бумаге, но никакого запаса водоизмещения в проект не было заложено.

Завешающие проектно-конструкторские работы проводились в крайней спешке, поскольку Сталин требовал от Наркомата тяжелой промышленности заложить первые эсминцы уже в 1935 году, а всю серию (увеличенную до 53 единиц) сдать флоту в 1937-1938 годах. Правительство явно переоценивало тогдашние возможности отечественной промышленности. Эсминец «Грозящий» стал единственной «семеркой», в строительстве которого участвовали оба главных ленинградских судостроительных предприятия. Он был заложен под №513 на Заводе имени Жданова (№190) в Ленинграде 18 июня 1936 года. Спущен на воду 5 января 1937 года, после чего передан для достройки на завод №189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде. Вступил в строй 17 сентября 1939 года и вошел в состав Балтийского флота.

Описание конструкции

Корпус

К эсминцам седьмой серии были предъявлены жесткие требования по водоизмещению, поэтому конструкторам пришлось сильно облегчить корпус корабля. Также было применено немало новых, но недостаточно проверенных решений. Приступая к строительству крупной серии эсминцев без испытаний опытного корабля-прототипа, советские конструкторы повторили ошибку своих немецких и японских коллег. Так клепаный корпус эсминца изготавливался из маломарганцовистой стали, которая имела повышенную прочность, но вместе с этим и большую хрупкость. В результате в корпусах «семерок» зачастую возникали трещины от неудачной швартовки (даже при ударе о деревянный брус), пробоины от осколков и пуль.

«Грозящий»

Корпус характеризовался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 18° к вертикали. Отношение длины к ширине (10,7) превышало значения, принятые для «новиков» и лидеров типа «Ленинград». По своей архитектуре эсминцы проекта 7 являлись типичными для однотрубных кораблей своего класса, имели короткий полубак - до носовой переборки котельного отделения № 1. При осадке по конструктивную ватерлинию (которую тогда называли, как и на гражданских судах, грузовой - ГВЛ) 3,1 м, высота надводного борта в носу составляла 5,55 м, у миделя и в корме - 3,0 м, что, по взглядам того времени, обеспечивало достаточную мореходность.

Система набора в эсминцах проекта 7 была использована смешанная - в основном продольная, с усиленными рамными шпангоутами (расстояние между ними - 2,0 м), а в оконечностях - поперечная (шпация 0,5 м). Места перехода от одного набора к другому (44-й и 173-й шпангоуты) достаточных подкреплений не имели, и образующаяся там высокая концентрация напряжений вместе с хрупкостью обшивки подчас приводила к разламыванию корпуса - несмотря на то, что работы по усилению связей набора начались еще до войны.

Остойчивость

Пожалуй, главная причина появления неудачных кораблей в 30-е годы заключается в стремлении кораблестроителей втиснуть самое мощное вооружение в минимальное водоизмещение. В результате перегрузка «семерок» превысила все разумные пределы. Наиболее опасное следствие перегрузки - снижение остойчивости эсминцев. Так, метацентрическая высота вместо проектного значения в 1 м оказалась существенно ниже: у «Грозящего» на заводских испытаниях при стандартном водоизмещении 1629 т -0,52 м и при нормальном 1912 т - 0,69м.

Корпус эсминцев был разделен поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. По расчетам корабль должен оставаться на плаву и сохранять остойчивость при полном затоплении любых двух отсеков. Как выяснилось на практика, данному требованию «семерки» однозначно соответствовали: даже в очень тяжелых ситуациях у эсминцев сохранялось до 60% запаса плавучести. Только при затоплении трех смежных отсеков не всегда удавалось сохранить плавучесть.

Мореходность

Мореходность «семерок» оставляла желать лучшего, даже если учесть, что требования к ней в 30-е годы существенно отличались от современных. Из-за узких обводов носовой части корпуса эсминцы сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость снижалась до 5-8 узлов. Уже при 6-балльном волнении хождение по верхней палубе становилось невозможным, и кормовые помещения, имевшие вход с палубы, были недоступны.

Диаметр циркуляции эсминца при угле перекладки руля в 25° и скорости до 24 узлов составлял 730 м, при скорости 36 узлов - 950 м. При команде «стоп» с 24-узловой скорости корабль проходит по инерции 1000 м за 5 минут.

Энергетическая установка и ходовые качества

При проектировании ГЭУ «семерок», наши конструкторы опирались на опыт, полученный при создании лидера «Ленинград».Однако последний имел больше недостатков, чем преимуществ: необычная для судов данного класса трехвальная турбинная установка была слишком сложной, дорогой, уязвимой и неэкономичной. Эсминцы проекта 7 проектировались двухзальными, а их турбины необходимо было создавать со ступенями крейсерского и экономического ходов. Еще во время разработки эскизного проекта рассматривались две схемы ГЭУ-линейная и эшелонная, с тремя и четырьмя котлами соответственно. Выбор пал на первую - она была легче.

Силовая часть установки

Главная энергетика эсминца проекта 7 включала в себя две трехкорпусные турбины Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24, расположенные в двух турбинных отделениях. Пар вырабатывали три котла треугольного типа с симметричным расположением пароперегревателей, также размещенные в отдельных отсеках. Паропроизводительность котлов № 2 и № 3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего № 1 - 83 т/ч, поскольку в нем из-за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9 (поверхность нагрева 1077 кв.м. вместо 1264 кв.м.). Параметры пара: давление 2665 кг/см2, температура 340-360° С.

Мощность энергетической установки

Проектная мощность эсминца проекта 7 в большинстве публикаций указывается в 48 000 л.с. «с возможностью форсировки до 54 000 л.с». В действительности это не так: никакой форсировки турбин не предусматривалось. Ясность в этот вопрос внес известный кораблестроитель, один из создателей энергетической установки «семерки» В.В.Смирнов.

Экипаж и обитаемость

По штату мирного времени в 1940 году численность экипажа эсминца составляла 197 человек (15 офицеров, 44 старшин и138 рядовых). Впоследствии из-за установки дополнительного зенитного вооружения, радиолокационного и другого оборудования численность команды значительно увеличилась. Так, на всех североморских «семерках» в 1942-1943 годах экипаж насчитывал 246 человек (15 офицеров, 52 старшины и 179 рядовых).

Размещение команды

Старший командный состав размещался в трех одноместных и шести двухместных каютах в носовой надстройке на верхней палубе и под ней, младший - в двух (четырех- и шестиместной) каютах на нижней палубе, под кормовой надстройкой; краснофлотцы - в пяти кубриках (на 16-43 мест) на нижней палубе, на 67 стационарных и 20 подвесных койках. Кроме того, 12 мест для отдыха рядовых имелось в румпельном отделении и шесть - в шифрпосту, гиропосту и лазарете.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра располагались в диаметральной плоскости. Артустановки главного калибра, аналогичные примененным на ЛД типа «Ленинград», размещались линейно-возвышенно, в трех уровнях (на полубаке, надстройках и верхней палубе).

Центральная наводка обеспечивалась первой отечественной корабельной системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Мина» ленинградского завода «Электроприбор». На верхнем ярусе носовой надстройки (на высоте 12м над КВЛ), между ходовой рубкой и фок-мачтой устанавливался командно-дальномерный пост (КДП), впервые созданный для этих кораблей.

Орудие и боеприпасы

Орудие Б-13 в палубной установке со щитом из противопульной брони толщиной 13 мм имело длину ствола 50 калибров, вес 12,8 т, угол вертикального наведения от -5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса - 33,5 кг и.выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (27,5 км). В боекомплект входили также ныряющие снаряды весом 33,14 кг и осветительные весом 34,5 кг. Стрельба ими велась с помощью уменьшенных зарядов на дальность соответственно 17 и 58 кбт. Живучесть ствола поначалу составляла всего 150 - 200 выстрелов, но затем благодаря ряду усовершенствований была доведена до вполне приличной величины - около 1100 выстрелов (хотя «паспортное» значение - всего 420 выстрелов).

Система управления огнем

Вполне соответствовала артиллерии и система управления огнем. Специально для эсминцев проекта 7 в 1937 году создали центральный автомат стрельбы ЦАС-2, ведущий свою родословную от «централи» итальянской фирмы «Галилео» (эта система устанавливалась на лидерах типа «Ленинград»). Автомат размещался в боевом отделении под носовой надстройкой и позволял непрерывно определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью или «по самоходу». Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в командно-дальномерном посту (КДП) Б-12-4. В целом система отвечала современным требованиям и не уступала лучшим зарубежным аналогам.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Противовоздушные средства «семерок» на момент их ввода в строй включали в себя два 76-мм орудия 34-К, которые размещались на средней надстройке у грот-мачты, два 45-мм полуавтомата 21-К - на полубаке (у его среза) и два 12,7-мм пулемета ДШК или ДК - на крыльях верхнего мостика. Увы, такой состав вооружения нельзя назвать удовлетворительным ни по количеству, ни по качеству. 45-мм пушки обладали малой скорострельностью, 76-мм орудия располагались весьма неудачно, а пулеметы вообще оказались почти бесполезными.

Главным недостатком являлось отсутствие морских приборов управления зенитным огнем (МПУАЗО). Последние в СССР начали разрабатываться с опозданием, и первая подобная система «Горизонт-1» (для крейсера «Киров») появилась лишь в 1939 году. Ее аналог для эсминцев, созданный на базе зенитного автомата стрельбы «Союз», был принят на вооружение перед самым началом войны и успел появиться только на «семерках-У».

Прочее вооружение корабля

Торпедные аппараты стояли на верхней палубе над машинными отделениями, между надстройками. Здесь же, от среза полубака до кормовых скатов, побортно были проложены минные рельсы. В кормовой части верхней палубы на бомбосбрасывателях и стеллажах размещались глубинные бомбы. Артиллерийский боезапас и боевые зарядные отделения торпед хранились в погребах на платформе, запасные торпеды - на боковых стенках котельного кожуха.

Торпедное вооружение эсминцев проекта 7 включало в себя два трехтрубных торпедных аппарата 39-Ю с растворением крайних труб 7°, представлявших собой копию «новиковских» аппаратов увеличенного до 533 мм калибра вместо 450 мм. Способ стрельбы - пороховой. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной. Первым это поняло командование СФ и в марте 1942 года приказало запасные торпеды снять. Чаще использовали минное оружие. «Семерка» могла принять на палубу до 60 мин КБ-3, или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г. (в перегруз).

Противолодочное вооружение первоначально состояло из рычажных бомбосбрасывателей и ныряющих снарядов для 130-мм орудий. Запас глубинных бомб составлял всего 25 штук-10 больших Б-1 и 15 малых М-1; позже его довели до 40 Б-1 и 27 М-1 (на «Грозном» в 1944 году). В ходе войны на все корабли установили по два бомбомета БМБ-1, В 1942 году «Грозный» первым из советских кораблей получил гидролокатор (сонар) «Дракон-128с».

В качестве противоминного оружия «семерки» располагали двумя комплектами паравантралов К-1 и размагничивающими обмотками ЛФТИ, монтаж которых начался в июле 1941 года. Нельзя не отметить качество отечественных параванов. Их «капризы» доставили немало неприятностей советским морякам. Но это еще полбеды. Вместо того чтобы бороться с минами, параваны К-1 нередко превращались в «убийц» собственных кораблей, затраливая минреп и подводя мину к борту. Подобные случаи произошли, в частности, с эсминцами «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий», «Сметливый».

Противохимическая защита обеспечивалась фильтровентиляционными установками, питающими очищенным воздухом кают-компанию, каюты офицеров и носовой обмывочный пункт. Для ликвидации отравляющих веществ имелись два боевых химических поста и два обмывочных пункта. Общий запас дегазирующих веществ - 600 кг хлорной извести и 100 л реактивов. Кроме того, на каждом корабле хранилось 225 комплектов защитной противохимической одежды. Эсминцы оснащались кормовой дымоаппаратурой ДА-2Б (время непрерывного действия 30 минут, производительность 50 кг/мин), паронефтяной аппаратурой ДА-1 с выхлопом через дымовую трубу (по три форсунки белого и черного дыма) и дымовыми шашками МДШ (10 - 20 штук).

История службы

До начала Великой Отечественной войны «Грозящий» базировался преимущественно в Таллине и Лиепае. Во время войны с Финляндией нес патрульную службу, 30 ноября 1939 года совместно с катером МО-111 у острова Аэгна захватил финский пароход «Айва». В течение 1940 года дважды проходил ремонт на заводе № 189 в Ленинграде, в ходе которого осуществили подкрепление корпуса, улучшили изоляцию трубопроводов, подняли на 40 см ограждения винтов.

Служба во время Великой отечественной войны

К 22 июня 1941 года эсминец находился в хорошем техническом состоянии и имел подготовленный экипаж. В начале войны «Грозящий» в паре со «Сторожевым» нес дозорную службу в Ирбенском проливе. 25 июня 1941г. он принял первый бой. В 13.50 эсминец атаковали «Юнкерсы-88». Самолеты пикировали на корабль с кормовых углов и сбросили в общей сложности 18 бомб крупного калибра, но промахнулись. Зенитным огнем один бомбардировщик был сбит. Боевых повреждений и потерь в личном составе «Грозящий» счастливо избежал.

27 июня 1941г. эсминец ушел из Усть-Двинска в Таллин, где находился до 7 июля 1941г., а затем нес преимущественно дозорную службу. Не однократно подвергался атакам авиации (только за июль 19 раз). 15 июля 1941г. в Рижском заливе три «юнкерса» зашли на корабль с разных направлений, но лишь одному из них удалось сбросить с пикирования 4 бомбы, разорвавшиеся на расстоянии 10-20 м с обоих бортов. Два других бомбардировщика были встречены плотным метким зенитным огнем, сбросили бомбы преждевременно и один за другим упали в море. При этом «Грозящий» израсходовал 30 76-мм, 50 45-мм снарядов и 135 12,7-мм патронов. Потерь и повреждений у него не было. На следующий день пара «Ю-88» вновь атаковала эсминец. От близких разрывов корабль получил легкие повреждения, а пулями и осколками были ранены два краснофлотца.

20 июля 1941г. «Грозящий» вместе со сторожевым кораблем «Буря», приняв на борт мины, отправился для постановки заграждения в Ирбенском проливе. Ночью операция была закончена (эсминец выставил 60 мин), и корабли начали отход. Но в 2:38 в тралящей части левого паравана «Грозящего» взорвалась мина.

Обшивка подводной части корпуса в районе 21-66-го шпангоутов деформировалась, в переборках и на платформе образовались гофры, сквозь трещины и разошедшиеся заклепочные швы начала поступать вода, затопило помещения ЦАП, погреба боезапаса и некоторые другие. Помимо течи в корпусе, вызванной взрывом, огромный столб воды обрушился на корабль в районе вентиляторных шахт, через которые вода хлынула в котельные отделения. Временно погасло обычное освещение, но сразу же включилось аварийное .

Чтобы уменьшить затопление носовых отсеков, «Грозящий» развернулся кормой вперед и развил ход 15 узлов. Правда, вода продолжала прибывать, дифферент рос, и к утру осадка носом достигла величины в 5,6м. В таком виде эсминец к 10:00 21 июля 1941г. добрался до острова Хельтермаа. Здесь к нему подошли катера, два тральщика и санитарное судно «Колывань». Вечером следующего дня караван благополучно прибыл в Таллин, а 24 июля 1941г. «Грозящий» встал к стенке Морского завода в Кронштадте для ремонта. Помимо исправления повреждений на эсминце установили два бомбомета БМБ-1 и размагничивающую обмотку. 2 сентября 1941г. все работы были закончены.

9 сентября 1941г. «Грозящий» прибыл в Ораниенбаум для обстрела сухопутных позиций врага и выпустил 86 130-мм снарядов. В течение двух последующих дней участвовал в минных постановках: выставил в районе Лужской губы 54 мины и 90 минных защитников. Во время одного из этих выходов эсминец ночью опасно приблизился к Кургальскому рифу, потерял параваны и зацепил винтами за камни. Лопасти обоих винтов и перо руля погнулись, в румпельном отделении началась течь, корма корабля стала сильно вибрировать. Тем не менее «Грозящий» выполнил боевую задачу. По возвращении в Кронштадт 18 сентября 1941г. эсминец поставили в док «Памяти трех эсминцев» на ремонт.

Начиная с 21 сентября 1941г., в течение нескольких дней Кронштадт подвергался массированным налетам гитлеровской авиации. Последствия были трагическими. Погибли линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», сторожевой корабль «Вихрь», подводная лодка М-74, многие корабли получили повреждения.

Серьезно пострадал и «Грозящий». Сначала его поразила бомба, разорвавшаяся на верхней палубе в районе 187-191-го шпангоутов. Наследующий день, 22 сентября 1941г., в доке в 5 метрах за кормой эсминца, взорвалась вторая бомба, а 23 сентября 1941г. примерно в том же месте – третья. Наиболее тяжелые последствия вызвал последний, третий взрыв.

Осколки пробили днищевые топливные цистерны «Грозящего», в которых (в нарушение правил докования) оставалось 200 т мазута. Вытекшее топливо загорелось, и вскоре пожар охватил всю кормовую часть эсминца. Последовал еще один взрыв – это огонь добрался до топливной цистерны, расположенной под помещением лазарета. Горящий мазут растекся по отсекам, затрудняя борьбу с пожаром. Тогда командир корабля капитан 3 ранга К.К. Черемхин принял решение заполнить осушенный док водой. Это помогло. Вода сбила огонь, после чего док вновь осушили.

29 сентября 1941г. по нему неожиданно открыла огонь немецкая дальнобойная батарея. Три снаряда попали в стену дока, осыпав корабль градом осколков и камней. «Грозящий» пришлось срочно отбуксировать в более безопасное место – к стенке Морского завода. Повреждения корабля оказались серьезными.

В верхней палубе зияла дыра размером 2-3 м от прямого попадания авиабомбы. Корпус был буквально изрешечен осколками: лишь в подводной части насчитали около 200 пробоин. Кормовая часть сильно разрушена, перо руля оторвало, только что установленный гребной винт вновь приведен в негодность. Сильно пострадало кормовое 130-мм орудие № 4, а у орудия № 3 попаданием осколка в дульный срез был поврежден лейнер. Вышли из строя оба бомбомета, дымоаппаратура, штурманские приборы, различные механизмы, трубопроводы, средства связи. Потери экипажа составили 32 человека: 7 моряков были убиты, 20 ранены и 5 отравились пороховыми газами и дымом.

3 октября 1941г. «Грозящий» отбуксировали в Ленинград к стенке завода № 189. Корабль удалось полностью отремонтировать только к лету 1942 года. В марте-апреле стоявшие на Неве корабли Балтийского флота вновь подверглись массированным ударам с воздуха, и эсминец опять получил повреждения. 22 мая 1942г. его ввели в док Канонерского завода, и через 10 дней «Грозящий» наконец вступил в строй.

Окончание войны

До конца 1942 года «Грозящий» находился на Большой Невке, поддерживал огнем части Красной Армии. 22 декабря 1942г. перешел для ремонта на Балтийский завод, и в дальнейшем в боевых действиях участвовал лишь эпизодически. Последней его операцией стала огневая поддержка наших войск в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции в январе 1944 года.

15 февраля 1946 года включен в состав 4-го ВМФ, а 4 декабря 1948 года – в состав 8-го ВМФ. С 1 ноября 1949 года находился на консервации. 24 июня 1952 года поставлен на капремонт. 24 августа 1953 года ввиду нецелесообразности дальнейшего ремонта исключен из списков ВМФ и передан для разделки на металл.

Командиры

Капитан 3 ранга, капитан 2 ранга Черемхин Константин Кузьмич (до 21.8.42). Капитан-лейтенант, капитан 3 ранга Маевский Иван Иванович (21.8.42 – 9.5.45).

Литература

1.Балкин С.А. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 208с.: ил. 2.Журнал «Морская компания от Балакина и Дашьяна» №3(24) 2009г. 3.Приложение к журналу «Моделист-конструктор» С.А.Балакин «Гремящий» и другие Эскадренные миноносцы проекта 7, №2(8) 1996г.

Ссылки

1. https://wunderwafe.ru/Magazine/MK/1996_02/02.htm 2. https://www.bgudkov.ru/?page_id=6435 3. https://ussrfleet.1939-45.ru/esm_pr_7_groz.php 4. https://www.navylib.su/ships/mk-2-1996/22.htm 5. https://wiki-linki.ru/Page/95123 6. https://bondats.narod.ru/gangut_ko-ot/gan_ko03.html#tab6

Галерея изображений