Биографии Характеристики Анализ

Тренировка духа (эмоциональный аспект). Тренировка эмоций

«Сначала заниматься было трудно. Упражнения казались надуманными, сложными. Нелегко было себя заставить их выполнять. Часто возникали сомнения. Но результат от таких упражнений превзошел все мои ожидания. Стало легче жить!»

В тренировке эмоций залог гибкости психики

Итак, в теоретической части мы выяснили, почему необходимы упражнения по балансировке эмоций. Эти упражнения позволят нам развить эмоциональную гибкость - остов здоровья и физического, и энергетического.

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что это залог гибкости вашей психики. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов». Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Стало быть, для поддержания здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость». Необходим контроль собственного эмоционального настроя.

Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив разрушительные эмоции на крепкую цепь. Страх, как сигнал, предупреждает об опасности, но парализует нашу способность действовать, если дать ему волю. Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги.

Читатель, знаете ли вы, что такое радоваться от души, что такое выплакаться, что такое равновесие между этими состояниями? Вы забыли, что это означает?.. Наша жизнь отучает нас от естественного выражения чувств. Более привычно это вечное полуфабрикатное состояние: недорадость, недопечаль, неумение расслабиться (без использования допингов вроде алкоголя или сигареты и т. п.).

Хорошо, скажет ехидный читатель, вы все так убедительно ругаете среднестатистического современного человека. Ну, а что конкретно нужно делать? Неужели рецепт есть?

Рецепт не рецепт, а вполне приемлемый выход из положения. Существуют упражнения на гибкость эмоций. Вроде растяжек для мышц или позвоночника. А цель, спросите, какая? - Ваше настроение, настрой.

НАСТРОЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧУТЬ ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Каким должно быть оптимальное настроение? Ваше настроение должно быть чуть выше среднего. Такая слегка положительная окраска. Оно не должно быть негативным (жизнь не удалась, ничего не исправишь) или чересчур позитивным, вроде розовых очков, этакий «щенячий восторг». Подобные перекосы, отклонения происходят вследствие негибкости эмоционального диапазона - неспособности эмоций гибко следовать за соответствующими мыслями.

Именно такую способность сейчас мы и будем тренировать.

Вначале мы запустим в действие мысль, задавая настрой. И будем добиваться того, чтобы эмоциональный фон потихоньку подтянулся за этой мыслью, срезонировал. Для начала выполним небольшое упражнение - для того, чтобы читатель сам почувствовал, насколько зависимо наше самочувствие от эмоционального настроя.

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКА»

Вспомните самые печальные, тяжелые моменты вашей жизни. Вызовите в себе печаль, может быть, горе. Посмотрите на свое отражение в зеркале. Придайте лицу выражение глубокой печали, уголки губ опущены, брови скорбно сведены. Ваше лицо - трагическая маска. Постарайтесь удержать этот отпечаток горя на лице. Теперь прислушайтесь к себе. Каковы ваши ощущения сейчас, в эту минуту, когда вы полны печалью?

Как вы себя чувствуете? Не очень хорошо?.. Неважно, прямо скажем. Огорчение, усталость, упадок сил и т. д. После сильных печальных или негативных переживаний вы чувствуете себя так, точно целый день таскали огромные камни. Напоминают о себе старые заболевания, обнаруживаются новые хвори и проч.

Вот показались слезы. Достаточно печали. Пусть она выйдет вместе со слезами.

Итак, долой печали и горести! Трудно быстро перестроиться? Представьте, что вы стоите под небольшим водопадом. Поток воды омывает вас, унося все грустные переживания, освобождая вас, придавая сил и бодрости! Вы чувствуете непоколебимое спокойствие.

Теперь - просто и механически приподнимите уголки губ. Ваше лицо немного похоже на смеющуюся театральную маску. Но все же! Такая малость - улыбка, а ваше лицо сразу становится приветливым, принимает радостное выражение. И пусть ваша улыбка несколько искусственна. Подкрепите эту искусственную радость самыми приятными для вас воспоминаниями.

Представьте, у вас в ладонях, сложенных ковшиком, - вода, растворившая в себе все ваши радостные переживания, ваши самые лучшие минуты, все самое приятное для вас. Опустите лицо в ладони. Ощутите приток радости, почувствуйте, как радость наполняет вас. Теперь прислушайтесь к своим ощущениям. Что стало с вашей улыбкой? Кажется, она стала естественной?

А что изменилось в вашем самочувствии? Если вы захотите проанализировать изменения в своих ощущениях, вы заметите, как постепенно появляется бодрость, вы чувствуете себя гораздо лучше, никакого намека на упадок сил и т. п.

Прекрасный результат, скажете вы, но к чему это все?

ЧТО МЫ УЗНАЛИ, СДЕЛАВ УПРАЖНЕНИЕ «МАСКА»

Вы сумели, радуясь и печалясь, убедиться, что эти состояния отражаются на вашем самочувствии. Такое несложное упражнение дало вам понять, насколько сильно тот или иной эмоциональный настрой может изменить самочувствие.

Упражнение показало нам также, насколько важно уметь произвольно менять эмоциональный настрой. Такой навык очень пригодится в трудной конфликтной ситуации, позволит не пойти на поводу у эмоций, поможет преодолеть последствия потрясения, выбраться из депрессивного состояния, поможет управлять настроением.

Для этого нужно размять или, как мы говорим, «раскачать» эмоции.

Это чрезвычайно важно! Необходимо устранить застои в своем эмоциональном фоне. Он должен быть гибким, эластичным.

Иллюстративная схема, по которой должны строиться ваши занятия по тренировке эмоций, способствующие скорейшей подготовке души для воссоединения с образом молодости и здоровья.

Тренировка эмоций раскачивает буксующий грузовик нашего духа, чтобы он мог без помех выкатиться из ямы, в которой застрял.

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто не понимаем, отчего вдруг срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это признаки нарушения эмоционального (душевного) равновесия. Если такое состояние сохраняется долгое время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время - к более серьезным расстройствам.

Мы считаем слезы признаком слабости, мы стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительными условностями, наши эмоции подавлены ложными установками, мы стали неестественны, мы забыли, как надо себя вести. Вспомните, как естественны дети в выражении своих чувств. Не потому ли их смех так заразителен и так непереносим их плач?

Давайте и мы побудем немного детьми - искренними, чистыми, абсолютно свободными. Давайте и мы отпустим наши эмоции на свободу и позволим хотя бы на краткое время нашим чувствам одержать верх над разумом.

Вы спросите: «Зачем это нам?»

Чтобы обрести чувство глубокой внутренней безмятежности, сравнимое с детским, - вот ответ. Вспомните, с какой легкостью ребенок переходит к покою. Секунда-другая, слезы просохли, личико озаряется лучезарной улыбкой, глазки сияют. Малыш все забыл, все простил и готов к новой игре. Нам необходимо вернуть нашему духу эмоциональную гибкость, чтобы он, раскачиваясь, подобно дереву, охваченному вихрем, приобрел способность выдерживать натиск житейских бурь и всегда затем возвращался в нейтральное, умиротворенное состояние.

Жизнь - театр, а люди - актеры. Сентенция известная и расхожая, но приглашающая к игре, в которую мы с вами охотно сейчас вступим.

Эмоции сильно влияют на наше внутреннее состояние и как следствие - на наш внешний облик. Следовательно, чтобы хорошо выглядеть и постоянно пребывать в приподнятом настроении, нам нужно научиться нашими эмоциями управлять. Как это сделать? На данном этапе - с помощью обратной связи.

Если наши эмоции влияют на наш внешний облик, значит, и наш внешний облик должен влиять на них, и актеры об этом прекрасно знают. Войти в нужный образ им помогают довольно нехитрые вещи.

Превратимся в актеров. Попробуем сыграть роль объятого безграничным спокойствием властелина. Играем честно, без предвзятости, телесно расслабившись и полностью освободив мозг, для чего все посторонние мысли - одну за одной - выталкиваем в воображаемый квадрат или круг, как в мусорную корзину.

Необходимое напоминание. Во время работы с образными рядами ваши глаза должны быть закрыты.

Итак, закрыли глаза, сели прямо, расправили плечи, подняли голову, легкой улыбкой осветили лицо… Вы - самый справедливый в мире король (или идеальная королева). Вы - само совершенство, вы исполнены благородства, достоинства. Вы снисходительны ко всему, что вас окружает, и ко всем, кто от вас зависит. Вы горды, внутренне свободны и полностью раскрепощены: вы знаете - все суета сует, но вы лично отстранены от всего этого, вы абсолютно неуязвимы…

А теперь вкусите от горького пирога.

Вспомните из вашего прошлого что-то такое, о чем нельзя и думать без слез.

Помогите себе войти в роль… чуть приоткройте рот, расслабьте нижнюю челюсть, дайте частое, поверхностное дыхание, начните слегка всхлипывать и вспоминайте, вспоминайте, вспоминайте… Детство, юность… Перебирайте все ваши обиды, огорчения, потери, разочарования… вот, кажется, и щеки намокли - у каждого есть над чем пригорюниться, над чем всплакнуть. Не удерживайте своих слез… не стыдитесь их, помните, что они целебны для вас, они освобождают вас от всех глупостей и несправедливостей вашего прошлого, от всего, что вас мучило и давило, от всего, что Камнем висело на вашей душе… (Фиксируйте краем сознания этот момент - все, что давило и мучило вас, навсегда безвозвратно уходит.) Постарайтесь перейти на рыдания, не сдерживайте их, усиливайте, насколько возможно… И хорошо, и достаточно… Скажите себе - стоп!

Перейдите к спокойствию, настройте себя на спокойствие… Поднимите голову, расправьте плечи, не забывайте: вы ведь - актер (актриса)… Что тут было? Мы, кажется, немного поплакали? Ну, ничего - все это в прошлом, все навеки ушло. Зато как славно теперь на душе, как покойно… (Запоминайте и этот момент.)

А теперь - проглотим смешинку.

Вспомним что-то такое, от чего… ну, просто умереть и не встать! (Позволим себе расслабиться, настроимся на веселый лад.) Над кем легче всего смеяться? Перво-наперво, над собой. А еще над приятелями, над друзьями, над близкими. С ними столько всего происходит, в жизни столько веселых вещей! Смеемся искренне, заразительно, от всего сердца. Не сдерживаемся, переходим на хохот… и опять говорим себе - стоп!

И опять благодатный покой. (Уже легче дается, уже душа соскальзывает в него, как шар в привычную лунку… знакомое, желанное, основное состояние души.)

Обратимся к печали.

Тело расслаблено, плечи опущены, голова поникла, руки безвольно брошены на колени… Ах, отчего это сделалось вдруг так грустно, откуда накатила такая тоска? Все как-то не греет, все идет вкривь и вкось… и дети не звонят, не пишут, и друг ушел, да и жизнь проходит… что на земле этой делал, зачем топтал почву, зачем жил? Все безысходно, все бессмысленно - и пойти некуда, и не с кем слова сказать… Слезы пришли?.. и Бог с ними… даже не вытираем… сидим, грустим, хандрим - не хочется ничего.

И вернулись к покою. Все хорошо и всего нам хочется, но - без фанатичных позывов вскочить и куда-то бежать. Душе нравится состояние равновесия, ей уютно; комфортно, да и вам хотелось бы, чтобы всегда было так.

И так (и только так!) конечно же будет, но только не сейчас, не в ближайшую пару минут. Потому что в ближайшую пару минут вам предстоит попробовать испугаться. Причем всерьез - до жути, до тремора в каждой клеточке вашего серого вещества.

Войдите в роль неизлечимо больного, отчаявшегося человека. У вас нет выхода, выбора, вы абсолютно беспомощны, всеми брошены, перед вами - небытие. Неделя, месяц - сколько еще осталось? Сколько бы ни осталось - не имеет значения, уже не спастись. Попытайтесь физически ощутить этот ужас, ежесекундно гложущий обреченного человека. Неизбежность, неотвратимость - реальные вещи. Вы прежде сочувствовали людям в таком положении, теперь эта бездна разверзлась под вами, и не на что опереться, не за что ухватиться… вы бессильны, вам не поможет ничто.

Чувство страха знакомо каждому. Страх играет полезную роль, когда предупреждает нас об опасности, стимулируя гормональные выбросы в кровь, побуждающие нас к защитной реакции. Но стоит дать ему волю, и он превратится в парализующий вас кошмар, он заползет во все уголки существа, угнездится в каждой клеточке вашей кожи. Остановитесь, когда отчаяние сделается нестерпимым, и в этом состоянии подумайте, что предпринять? Забиться в угол? Скулить, выть, визжать? Или, собрав все мужество, достойно проститься с теми, кто дорог вам и вами любим, а заодно и со всеми, с кем в этой жизни пересекался ваш путь? Проститься, простить, попросить прощения за все, что когда-то неправильно делал, за все страдания, которые кому-то принес… Может быть, в том, что когда-то чего-то не понимал, не прощал, не жалел, воротил нос, копил обиды, гнул, ломая чужое, свое - может быть, именно в том и кроется главная причина того, что с вами теперь происходит? Может быть, вам сейчас воздается по вашим прошлым делам? Увидите, одна эта мысль сразу же принесет облегчение и уберет страх. На этой ноте, не мешкая, стартуйте из бездны ввысь!

Вы проснулись, очнулись, вы чувствуете невероятную радость. Вы молоды, живы, здоровы, кошмар рассеялся, он оказался дурным сном. И - спасибо ему. Контраст словно бы обновил вас. Каждая клеточка вашего тела трепещет от желания жить. Все вещи видятся в новом свете, все дороги открыты, всё горизонты ясны! Запомните это состояние (и цените свой прошлый опыт хотя бы за то, что именно он поначалу служит батутом для ваших прыжков в высоту). В таком настроении вам следует просыпаться всегда. При этом вовсе не обязательно видеть во сне кошмары.

Более того - в таком настроении вам следует пребывать постоянно. На первых порах (особенно когда на душе «заскребут кошки») учитесь искусственно пробуждать в себе радость жизни, пока она не начнет приходить к вам сама.

Ежедневно тренируйте эмоции, придерживаясь вышезаданной схемы, но старайтесь выстраивать свои образные ряды. Вам необходимо как следует разработать свой дух, чтобы он обрел гибкость, чтобы маятник вашего самочувствия не застревал в крайних позициях, а всегда приходил в нейтраль. Кроме того, такие занятия очень обогащают внутренний мир человека. Пройдет какое-то время, и вы с удивлением заметите, что окружающие тянутся к вам. Почему? Потому что в вас появилась тайна, загадка, потому что вы изменились. Вы стали шире и глубже, чем тот персонаж, который вас замещал, пока вы блуждали вдали от себя.

Не смущайтесь, если у вас поначалу что-то не будет получаться. Верьте в успех и неустанно активизируйте свои творческие способности. Чтобы повысить эффективность работы, к каждой позиции тренировок ищите свои собственные детали, объединяя их сюжетными линиями, близкими лично вам. Поначалу это покажется трудным, но потом «лед тронется» и вы станете с легкостью их находить. Творческие поиски развивают наше воображение, помогая скорейшему формированию образа молодости и здоровья и подготавливают нас к слиянию с ним.

Такому слиянию лучше всего способствует медитация - состояние углубленной сосредоточенности или, другими словами, особая душевная расположенность человека к приему позитивных (светлых) вибраций (волн) макро- и микрокосмоса, пронизывающих мировое пространство.

Вам следует научиться легко, почти автоматически, входить в это состояние с помощью соответствующих образных построений, о которых подробнее расскажет следующая глава.

Глава 4. Медитация как основной фактор, способствующий слиянию нашей сущности с образом молодости и здоровья

Значение медитации в практике самооздоровления.

Примеры образных рядов, мысленно перебирая которые ученик входит в эмоциональное состояние, способствующее слиянию его сущности с образом молодости и здоровья.

Древневосточные мудрецы полагали, что у человека есть два способа общения со Всевышним. Первый из них - молитва, когда человек говорят, а Творец внимает его словам. Второй способ общения с Творцом - медитация, когда человек молчит и впитывает все, что внушает ему Господь.

Таким образом, медитация - подчеркнем еще раз - есть особое состояние углубленной сосредоточенности человека в его душевной расположенности воспринимать позитивные (светлые) вибрации мироздания. Ученик, приступая к самооздоровительным тренировкам по данной методике, должен научиться свободно входить в это состояние, ибо оно:

а) успокаивающе воздействует на психику человека;

б) многократно усиливает действенность всех упражнений методики;

в) способствует органическому слиянию внутренней сущности исцеляющегося с его индивидуальным образом молодости и здоровья.

Медитация наводит порядок в нашем внутреннем мире, выправляя духовные деформации, заставляя нашу телесную и духовную энергетику работать слаженно, либо направляя ее на устранение определенных дефектов, либо устремляя ее к общему оздоровлению тела и духа ученика.

Медитации направленного воздействия, обращенные к оздоровлению неблагополучного органа тела, обеспечивают высокую эффективность всех видов бесконтактного аутомассажа, о которых пойдет речь в главах 3 и 4 книги. Особую роль в процессе самооздоровления играет медитация очищающего акта прощения. Подробнее об этой акции будет рассказано в главе 5.

Медитации общего плана создают в душе исцеляющегося особый настрой, без которого воссоединение его сущности с образом молодости и здоровья практически невозможно. Этот настрой достигается путем мысленного путешествия вдоль череды зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и динамических образов, выстроенных в определенном порядке.

Отдача от таких путешествий во много раз повышается, когда эти образные ряды подбирают сами ученики, но поначалу вы можете пользоваться вариантами, приведенными ниже. Опыт показывает, что многим обучающимся наиболее приятен и близок последний из них.

Первый вариант медитации

Расслабляем все тело, закрываем глаза, дышим спокойно… ощущаем легкую прохладу, расслабляем мышцы лица… Представляем, что каждая наша клетка становится легкой, воздушной, словно бы невесомой.

С каждым вдохом и выдохом наши руки чуть-чуть уходят вперед… вдох-выдох… тело становится невесомым, легким… смотрим мысленно со стороны на свои руки… голову чуть отводим назад… легкость, легкость… тело становится легким. Прекрасно…

Наши руки раздвигаются, потом тянутся друг к другу… Мысленно передвигаемся чуть в сторону… Как притупляется чувство собственного тела, как становится легко, спокойно… О чем мы думаем? Одну за другой рассеиваем, убираем те мысли, которые нам мешают, в сторону… в другую… третью… четвертую… Прекрасно. Убираем быстрее, даем легкость, воздушность, невесомость… Легкость, свобода, божественное спокойствие… Даем себе те внушения, какие нам нужны. Представляем свое лицо - свежее, молодое… свое тело - упругое, легкое… свои мышцы - упругие, легкие, свободные… Мы идем, опираясь на кончики пальцев - так ходят в балете… Мы улыбаемся, мы спокойны… Каждый наш орган, каждая клетка работают свободно, легко… Говорим себе: я буду здоров - и скоро. Буду!.. Сон глубокий, аппетит хороший. Настроение спокойное… Ясность в сознании… Ясность в голове… Ясность в действиях… Полный контроль… Опускаем руки… Прекрасно.

Второй вариант медитации

На сером фоне смутно… квадрат, круг, треугольник… квадрат поярче, круг… треугольник… квадрат светлый, края почетче, круг…

Круг превращается в шар с мутными краями… ярче, более четко - края… Даем шару цвет… серый… светлее, более светлый, еще… еще… серый цвет переходит в синий, серовато-синий… Синий светлеет, переходит в голубой, светло-голубой, белый - с оттенком морского цвета, желтоватый, желтый, мандариновый, мандарин… - красновато-желтый, оранжевый, алый, красный, пурпурный, розоватый, розовый, ярко-розовый, сиреневый, зеленовато-сиреневый, салатовый цвет, желто-зеленый, ярко-зеленый, темно-зеленый, фиолетово-зеленый, фиолетовый, светло-фиолетовый…

Теперь словно какой-то цветочек плавает перед глазами… постарайтесь увидеть, ощутить каждый лепесток… жучок ползет… божья коровка деловито обыскивает усиками каждую складку… На лепестках ворсинки, внутри пыльца, запах… ниже угадывается стол… старый, старый… с почерневшими ножками… Скатерть старая, но чистая-чистая… на столе горшочек, чугунный, старый, но начищен до блеска… Ставим цветок в горшочек… Маленькое окно… занавеска… смотрим в окно…

Мысленно оглядываем себя… босые ноги в царапинах, пятки твердые от ходьбы босиком… смотрим на руки, они удивительно маленькие… открываем окно… солнечно… Теплый запах цветов, травы… голубое, чистое небо… кое-где облака… Идем по тропинке, вокруг тишина… тихо, спокойно, ничто не мешает… только листья трепещут, как будто их кто-то касается и они шелестят… утоптанная земля греет пятки… В душе тишина… расслабленность… высоко-высоко жаворонок, заходится от любви, поет… Пение жаворонка… вдали за холмами лес, спокойный, отдыхающий лес… прохладный, отдыхающий лес… Смотрим на облака, на воду… кристально чистый песок… Начинаем медленно взмывать к облакам… любое желание нам подвластно… поднимаемся ввысь, в облака… смотрим вокруг, вниз… жара… прохладный воздух в лесу… Слышим мычанье коров, бредущих домой с поля… возвращаемся к дому и мы… Ноги грязные, пыльные… Дома бабушка, дед, родители… не замечают, мирно толкуют о чем-то своем…

Засыпаем, засыпаем, нет сил… Грубые руки, мозолистые, берут, гладят волосы, укладывают в чистую прохладную постель… голоса… ребенок растет… тяжелый… не дошел до кровати… а мы растворяемся… мы уже ничего не чувствуем… сон.

Проснувшись, так и лежим с закрытыми глазами… На столе горшочек с топленым молоком… Руки поднимаем… опускаем…

Детство - точка отсчета, смотрим из детства, оглядываем свою жизнь… Стоит ли нервничать, обижаться, злиться, напрягаться, стремиться кого-то там превзойти?..

Жизнь проходит… с любовью… проходит… с ненавистью… проходит… Все в наших руках…

Все есть в жизни - и радость, и горе… Ищем рай - он приходит… ищем ад - он приходит… Что лучше - жизнь в раю или в аду? Выбор за нами… Мы сами создаем себе трудности… Любые богатства мира не сохранят счастья… Только что мы были детьми, а теперь в волосах серебро… Что такое счастье, не знаем… вчера смеялись, сейчас страдаем… что в будущем - любовь или слезы?.. выбор за нами… все в наших руках…

Третий вариант медитации

Сумерки… тепло… берег моря… еле слышны звуки музыки… как будто бы танго… да, прекрасное танго… мелодия кажется приятной, знакомой… очень приятной, очень знакомой - она будит воспоминания… Играет небольшой оркестр - на крохотной эстраде, нa самом берегу моря… поздно, уже все разошлись… музыканты играют только для вас… Вы в легком светлом платье, рядом тот, о ком вы всегда мечтали… вы танцуете, вы почти невесомы, вы подчиняетесь ритму, музыке… вы счастливы, ваша душа трепещет от божественного блаженства… Мелодия уносит вас выше и выше… кружит… кружит в танце счастья… Вы буквально растворяетесь в нем… Вы счастливы.

Добрые книги, стихи, музыка также способны настроить человека на желаемую волну, близкую его внутренней сущности. Больше читайте, думайте, размышляйте, старайтесь всемерно расширять свой кругозор.

Глава 5. Зачем мы тренируем эмоции

Значение тренировки эмоций в процессе созидания образа молодости и здоровья.

Желание исцелиться - каким оно должно быть.

Эффект камертона.

Очищающее значение акта прощения.

Давайте еще раз поговорим о наших эмоциях, чувствах, желаниях, ведь каждое мгновение нашей жизни окрашено ими.

Мы уже кое-что о них знаем, например то, что они оказывают прямое влияние на наше здоровье, а еще и то, что между ними и нашей осанкой (внешним обликом) существует не только прямая, но и обратная связь. Теперь нам надо усвоить следующую вещь: именно от того, как мы будем работать с эмоциями, зависит - жить нам на этой земле долго и счастливо или уныло, со скрипом тянуть свою лямку, дожидаясь конца.

Цель человека, решившегося тренироваться по нашей системе, стать ЗДОРОВЫМ и МОЛОДЫМ. «Хочу стать молодым и здоровым!» - громко говорит себе такой человек и тем самым высказывает мысль, то есть излагает в общих чертах идею задачи. «Что ж, - ответствует организм, - я этого тоже очень хочу. Но одной твоей мысли, хозяин, для хорошей работы мне маловато. Дай мне какой-нибудь более четкий ориентир, подскажи поточней, к чему я должен стремиться». «Будь по-твоему», - говорит человек и подключает к делу образное мышление, то есть принимается формировать свой личный идеальный образ здоровья и молодости, чтобы сухая мысль обрела «плоть».

Иллюстрацией к тому, каким должен быть созидаемый нами образ, служит пример девочки, исцелившейся от сахарного диабета, о котором мы говорили в конце I раздела книги.

С точки зрения нашей методики в этом случае нет ничего странного. Девочке просто посчастливилось интуитивно отыскать свой образ здоровья, и она сумела полностью с ним слиться. Иными словами, ее личный образ здоровья сделался ее сутью, а природа доделала все остальное. Это произошло, во-первых, потому, что девочка ОЧЕНЬ ЗАХОТЕЛА стать здоровой («как все»). А во-вторых, ей, скорее всего, сыграл на руку ее возраст (тот всем известный «трудный» переходный период развития человеческой личности, когда человек уже не ребенок, но еще не успел повзрослеть). В этом возрасте подросткам свойственны очень контрастные перепады эмоций и весьма сильные движения чувств. Плюс к тому в организме девочки шла биологически запланированная перестройка, так что образ здоровья «подоспел» в удачный момент.

«Все равно похоже на сказку, - скажете, махнув рукой, вы. - Ну ладно девочка, молодой развивающийся организм. Но мой-то организм увядающий, старый. Откуда мне взять сильные движения чувств? Я выздороветь, конечно, хочу, но чувствую только одно - что мои болячки не сегодня-завтра могут меня прихлопнуть!»

Это хорошо, что история девочки кажется сказкой. Это лишь еще раз доказывает, что в сказках гораздо больше реальности, чем мы на их долю отводим.

Что же касается «сильного движения чувств», которого у вас нет, то, тренируя эмоции, мы как раз и занимаемся решением этой проблемы. Мы как раз и разрабатываем, разогреваем наш дух, доводя его «до нужной кондиции», чтобы наше желание исцелиться и помолодеть достигло нужной точки накала и помогло нашему образу здоровья органически слиться с духом и плотью нашего существа. «Выздороветь я, конечно, хочу» - вялая, аморфная фраза. Хотеть - это не просто. Хотеть надо уметь. Ведь от того, КАК мы хотим, главным образом и зависит успех нашей работы.

Позвольте, чтобы прояснить и этот вопрос, предложить вам маленький тест.

Представьте, что перед вами доска. Устойчивая, крепкая, способная выдержать ваш вес. Она немного приподнята над полом. Вам предлагают по ней пройти. Сможете ли вы это? Конечно. А захотите ли? Неизвестно. Может быть, да, а может, и нет. Ну, ладно, компания вроде хорошая собралась, все идут, да и девушки (или юноши) смотрят. Пройду, так и быть. И вы идете. Но в мозгу у вас все равно копошится сомнение - а надо ли мне это вот все?

Вы прошли по доске, потому что так захотели. Но желание было неявное, слабое, спровоцированное небольшим целевым расчетцем (девушкам хорошо бы понравиться, да и компании заодно). У вас был выбор: идти - не идти. И если бы вы не пошли, то не многое бы потеряли. Ничего не случилось бы также, если бы вы оступились.

Теперь другой вариант. Перед вами та же доска, но она уже поднята высоко (метра на три-четыре над грудой камней или асфальтом). Теперь вы сможете прогуляться по ней? Наверное, да, но прежде крепко задумаетесь, стоит ли рисковать? В ваших мыслях, рассуждениях уже присутствует явный расчет, и на одну чашу весов кладется боязнь расшибиться в случае неудачи. Если доска перекинута к балкону возлюбленной, вы несомненно пройдете по этой доске. Риск остается, но победителя ожидает награда. Что вами движет? Стремление (большое желание) получить приз. Но, заметьте, вы и сейчас вполне можете отказаться от опасной прогулки. Поступив так, вы, как говорится, останетесь при своих. Здоровье дороже, а любимая перебьется или в конце концов как-нибудь спустится к вам сама. Желание велико, но здравомыслие (или лень) побеждает.

Третий вариант. Доска переброшена через пропасть. На руках - ребенок, за спиной - смертельная угроза, пожар. Долго ли в этом случае вы будете размышлять? Да вы, не задумываясь, пробежите (или, осторожно ступая, пройдете) по этой доске. Вы автоматически мобилизуете все свои силы ради спасения малыша. Вам есть что терять, есть ради чего спасаться. Желание преодолеть препятствие, в сравнении с другими двумя вариантами, утроится, удесятерится. Собственно говоря, в вас, кроме этого желания, не останется ничего (никаких «могу - не могу», «хочу - не хочу», никаких задних или сторонних мыслей).

Зафиксируйте этот момент. Он наглядно показывает, КАК вы должны хотеть исцеления, КАК вы должны стремиться к желанной цели.

Вот для чего мы тренируем эмоции. Вот зачем мы искусственным образом то погружаем себя в черные бездны отчаяния, то свечкой взмываем к ясным высотам, пронизанным радостью бытия. Мы делаем наше желание оздоровиться и помолодеть ИНТЕНСИВНЫМ и КАЧЕСТВЕННЫМ. Мы знаем, что за нами смертельная угроза, пожар, но знать мало, нам надо на какое-то время срастись с этим знанием, нам надо отчетливо себе весь этот ужас представить. Только в таком состоянии наш организм мобилизует все свои ресурсы, чтобы «пробежать по доске», только в таком случае процесс перестройки станет действительно лавинообразным.

Но тут, как и в любом другом деле, существует опасность как «недогнуть», так и «перегнуть палку». Ваше желание исцелиться не должно быть ни недостаточным, ни фанатичным. Слабое желание провоцирует неуверенность, чересчур сильное - торопливость. Медленно двигаясь (тема доски), вы можете потерять равновесие, поспешая - улететь в сторону. Обрести оптимум поможет интуиция, которую в нас развивает все та же тренировка эмоций. Вот вам образ, в качестве приблизительного ориентира: ваше желание - это рука, ваше здоровье - птичка. Пальцы руки следует сжимать так, чтобы не задушить хрупкое создание и в то же время не позволить ему упорхнуть.

Когда ваш искусственно созданный идеальный образ здоровья и молодости придет в состояние соответствия с общим настроем вашего организма, проявится «эффект камертона». Обе структуры зазвучат в унисон и, совместившись по всем позициям, станут единым целым. Что нужно, чтобы такое слияние произошло?

Обратите внимание, в методике не зря подчеркивается, что образ здоровья и молодости, который мы создаем, обязан быть идеальным, то есть чистым, легким, светлым, свободным от посторонних примесей. Таким же чистым, свободным, светлым должно быть и состояние вашей души. Иначе структуры не совпадут, шар не уляжется в захламленную лунку.

Что засоряет душу? Эмоциональные «шлаки». Зависть, злоба, отчаяние, раздражение, гнет давних обид - список продолжите сами. Тренировка эмоций производит ревизию нашего эмоционального состояния, она растаскивает, разгребает эмоциональные завалы, скапливающиеся в закоулках нашего подсознания и угнетающие наш дух. Однако освободить нас от этого хлама способна лишь одна медитативная акция, а именно медитации акта прощения.

Простить - значит раз и навсегда поставить крест на чем-то неправильном, несправедливом, дурном и тем самым облегчить свою душу. Точно так же как человеческий организм нуждается в избавлении от вредоносных шлаков, нуждается в очищении и человеческая душа. Прощение и есть акт этого очищения, благотворно влияющий на здоровье нашей души и, следовательно, на физическое здоровье нашего тела. Правоту этого утверждения блистательно подтвердила на собственном опыте Луиза Хей. «Всякая болезнь происходит от непрощения», - сказала она однажды себе и, придерживаясь этого постулата, сумела самостоятельно исцелиться от недуга, перед которым расписалась в бессилии официальная медицина.

Мудрые люди знали о великом значении этой акции с давних времен. В христианстве, например, существует праздник - Прощеное Воскресение. В этот день каждый человек может прийти к другому и попросить у него прощения или, в свою очередь, кого-то простить. Это тихий, радостный, просветляющий душу праздник.

Но как быть, если наших обидчиков (или тех, кого мы обидели) уже нет на земле или они так далеко, что до них уже не добраться? Выход один - мысленно представить этих людей, поговорить с ними и искренне от всего сердца простить им все (или попросить даровать вам прощение).

Если облегчение не придет, следует повторить медитацию и повторять ее до тех пор, пока тревожные отголоски в душе совсем не затихнут. Точно так же следует поступать и с неприятными ситуациями, воспоминания о которых долгое время (может быть, даже десятилетия) мучают вас.

Имеются в виду, в частности, те моменты, когда вы могли что-то сказать, но не сказали (или, наоборот, наговорили лишнего), когда вы могли что-то сделать, но не сделали (или, наоборот, слишком переборщили), когда вы могли поступить хорошо, а поступили иначе. Мысленно во всех деталях проиграйте ущербную ситуацию, доведите ее до критического момента, а потом направьте в позитивное русло, то есть сделайте мысленно то, что вам кажется правильным. Повторяйте медитацию до тех пор, пока не уймется боль. В нас ведь с самого детства сидит наблюдатель, хорошо понимающий, когда мы делаем что-то «не то». Имя этому наблюдателю - наша совесть.

Медитация акта прощения

Пример очищающей медитативной акции, убирающей негативные наслоения с души.

Закройте глаза, войдите в образ печального, неудачливого человека. Вы - в пустом кинотеатре. В зале царит полумрак. Экран пока чист, но вы знаете, что сейчас на нем пойдет фильм о вас. Как он построен, о чем расскажет - ничего не известно. В душе любопытство, смешанное с тревогой, она нарастает, за ней прорезается боль. Все дорогое, что у вас было, ушло безвозвратно, да его словно и не было: прошлое состоит из одних неприятностей, разочарований, унижений, обид… Память перебирает эти обиды, уходит глубже, к юности, к детству… первые огорчения… пустота в фантике вместо конфеты, соседский мальчик отнял игрушку… и что-то еще, и еще, и еще…

Экран засветился, там движутся какие-то силуэты, тени, лица… вы всматриваетесь, но без напряжения, резкость постепенно увеличивается, вы начинаете узнавать кое-кого в череде лиц. Посмотрите, это те люди, с которыми вам приходилось встречаться в жизни. Многие из них делали вам больно, а кому-то причиняли боль вы… Вы ведь никого не вызывали сюда специально, но они пришли, они тут, значит, и им, и вам это необходимо. Значит, вы должны с каждым пришедшим поговорить.

Мысленно войдите в экран, станьте участником действия, говорите каждому из своих обидчиков примерно следующее: «Да, ты когда-то сделал так, что мне стало очень плохо. Мне было очень больно, но теперь это в прошлом, этого нет, как не было, - я прощаю тебя!..» И если перёд вами окажется тот, кого уже нет на этой земле, говорите ему то же самое, искренне и от всего сердца: «Ты остался в прошлом, я здесь по своей воле, чтобы проститься, моя жизнь - настоящее, я прощаю тебя!..» Не задерживайтесь с кем-либо подолгу, переходите от человека к человеку, но поговорите с каждым, даже с теми, кто не знаком вам, и выслушайте каждого, и простите, и попросите прощения у тех, кому сами могли причинить боль. Будьте ласковы со всеми, особенно с близкими, близкие причиняют нам самые большие страдания, но порой они сами не ведают, что творят… простите им все. Если появятся слезы, не сдерживайте их… Плачьте-плачьте, слезы несут облегчение, с ними уходит все, что мучило вас и давило, все, что не вернется теперь никогда.

Мысленно скажите себе - довольно. Я побывал в прошлом, но лишь потому, что сам этого захотел… Теперь я не тот, что был раньше, моя жизнь - настоящее. Все плохое, что было, не имеет ко мне отношения, во мне нет места ему. Да, в жизни моей было много ошибок, обид, огорчений и разочарований, но я - ЖИВУ, значит, у меня хватило сил все пережить, значит, у меня хватит сил двигаться дальше, и я никогда не вернусь к себе прежнему, я никогда не стану прежним, я делаю все, что в моих силах, чтобы не стать прежним, я хочу сделаться обновленным, другим… Я уже другой. Я мыслю, я чувствую, я дышу, и уже это одно само по себе - счастье, а раньше я этого не понимал, не знал, не ценил.

Все, что мне надо для счастья, со мной и во мне, у меня есть цель в жизни и ничто не мешает мне к ней двигаться. Я молод, я уверен в своих силах, я сделаю все, чтобы моя жизнь была полноценной, счастливой - я знаю, что я это смогу. (Четко сформулируйте конкретную цель, движение к которой наполняет вашу жизнь радостью, смыслом. Дети, семья, работа… У каждого тут может быть что-то свое.)

Если вам удастся провести эту тренировку в нужном ключе, если вы сумеете искренне и от всего сердца простить всем своим обидчикам все свои давние и недавние обиды, вы почувствуете неимоверное облегчение, сходное, может быть, даже с блаженством. Ваша душа освободится от тяжкого гнета, а «непослушный» образ молодости скользнет на освободившееся место, он сольется с вами и станет частью вашего существа.

Взлеты - падения, приливы - отливы, день - ночь, тепло - холод, свет - тьма… Миропорядку, в котором мы существуем, свойственны ритмичные качественные подвижки вещей и энергий к полярным точкам своих состояний. Наши настроения также подпадают под этот общий закон. Мы то беспричинно хандрим, то становимся веселы, мы то чувствуем, что готовы своротить горы, то замечаем, что работа не клеится и браним свои «дырявые руки». Наше состояние подвержено переменам, которые на первый взгляд никак не зависят от нас.

Между тем от настроения человека впрямую зависит качество протекания процесса оздоровления. По наблюдениям американских ученых, 30 % людей, страдающих тяжелыми онкологическими заболеваниями, одолевают эту напасть. Психологические исследования исцелившихся показали, что все они по натуре своей оптимисты и во время болезни не только не оплакивали свою горькую участь, но даже и не помышляли о печальном конце. Они не боролись за жизнь, они - жили (ежедневно, ежечасно, ежеминутно), радуясь своим небольшим удачам и не унывая в часы поражений. Они верили, что тучи, застлавшие их горизонты, непременно уйдут. Не случайно уныние в христианской идеологии почитается одним из самых тяжких грехов.

Вот почему каждому из нас так важно уметь справляться с приливами меланхолии (угнетенного состояния духа). О том, как это сделать, используя навыки, полученные от тренировки эмоций, рассказывает следующая глава.

Глава 6. Коррекция настроения

Оптимизм. (Как стать оптимистом при ярко выраженной склонности к пессимизму).

Оптимизм, как мы уже не раз говорили, впрямую содействует скорейшему оздоровлению нашего тела и духа. О том, как можно сделаться оптимистом даже при ярко выраженной склонности к пессимизму, вам поведает нижеизложенная глава. Однажды решившись возвести храм здоровья и молодости, осуши болото, в котором тонут твои добрые намерения!

К мелиорации этого рода лучше всего приступать, когда вы более-менее четко станете разбираться в своих эмоциях и научитесь мало-мальски контролировать их.

Угнетенное состояние духа несет разрушение, в нем - истина смерти.

Оптимистическое настроение способствует созиданию, в нем - истина жизни.

Бросив то и другое на чаши весов, нетрудно установить - по солнечной или теневой стороне улицы вы бредете, и таким образом можно получить шанс вовремя перебраться на солнечную сторону, если обнаружится, что вы пессимист.

Вначале построим рабочий график. Для этого в течение месяца нам ежедневно придется давать оценку своему самочувствию и работоспособности. Оценку проводим по 10-балльной системе. 10 делений вверх по вертикальной оси от нулевой отметки - оценка позитивного самочувствия (светлого), 10 делений вниз - оценка самочувствия негативного (черного, теневого). Горизонтальная ось графика - временная шкала.

День за днем оцениваем свое состояние и наносим на график точки, соответствующие оценкам. Соединив их через месяц плавной линией, получаем волнообразную кривую (линию нашего настроения). Находим среднюю линию между крайними (верхними и нижними) точками графика.

Именно она и покажет нам, как мы «стоим» в этой жизни. Именно ее нам и следует постараться поднять на должную высоту, то есть направить в сторону созидания и здоровья.

В ходе дальнейших наблюдений график будет все более уточняться. Аналогичным образом можно составить и суточный график. Имейте в виду, что колебания настроения сугубо индивидуальны. У разных людей эти циклы разные - они колеблются от 20 до 34 дней, а иногда и долее. Определить свой цикл можете только вы.

Человек, в зависимости от «цвета» дня, очень по-разному реагирует на одни и те же вещи. На следующей странице приведены примеры таких полярных реакций.


Настроение на подъеме (светлый день) / Настроение на спаде (черный день)

Утро: Бодрый подъем, в воздухе шелест незримых крыл. / Еле продираем глаза, в воздухе какая-то гадость.

Отношение к мирозданию: Все люблю, обнимаю все. / Глаза бы ни на что не смотрели.

Зеркало: А я еще очень и очень! / Ну и рожа!

Гардероб: Тщательно выбираем рубашку. / Влезаем во что попало.

Путь на работу: С любопытством поглядываем вокруг. / Ничего не видим. Скорей бы дойти.

Незнакомка (незнакомец): Желание произвести впечатление. / Ходят тут всякие! Проходу от них нет.

Разговор: Улыбка, комплиментарность. / Замкнутость, нежелание говорить.

Дождик: Боже, какая свежесть! / Опять эта дурацкая морось!

Глаза встречной (встречного): Сияют как звезды! / Два крючка. Зазеваешься, сожрет с потрохами!

Приход на работу: Здравствуйте! Доброе утро! Рад вас видеть! Привет, старина! / Молча пробираемся к своему месту. В ответ на приветствия что-то невнятно бурчим.

Планы на день: Пара остроумных идеек. / Мрачное созерцание собственных рук.

Мысли: Парят как птицы! / В голове каша, сумбур.

Работоспособность: Готов своротить горы! / Все валится из рук.

Обсуждение рабочей проблемы: Стремление к взаимовыгодному решению. / Раздражение, готовность взорваться и припомнить кое-кому все грешки.

Творчество: Поиск нестандартного варианта. / На все наплевать.

Обед: Поглощается с аппетитом. / Не суп, а помои! Вылить бы повару за воротник эту бурду!

Дом: Смех, поцелуи, веселая болтовня. / Вздохи, кашель, мелочные придирки.

Перед сном: Чай, приятное ровное самочувствие. / Рюмка, хандра, ощущение смутной тревоги.

Завтрашний день: В радужных красках. / Что-то тусклое, не разобрать.


Итак, приступим к коррекции нашего настроения. Собственно говоря, ничего архисложного в этой работе нет. Просто в «черные» дни вам надо особенно тщательно следить за собой и не выходить из образа спокойного, сильного, уверенного в себе человека. Весь ваш облик должен говорить о том, что у вас все идет хорошо. Заставляйте себя, но без особенного нажима.

Кривые настроения, как у оптимистов, так и у пессимистов, имеют постоянное расстояние между верхними и нижними точками. Ваша задача - уменьшать от цикла к циклу расстояние между нижней точкой и фоновой линией графика и соответственно увеличивать его между верхней точкой и фоновой линией. Проявите волю, не давайте своей линии настроения сползать вниз. Подъем должен осуществляться не из самой нижней точки графика, а значительно раньше - из точки, искусственно созданной вами. Таким образом, от цикла к циклу нижняя точка вашего графика должна уходить все выше и выше.

И еще несколько слов. Поддерживать в себе оптимистический настрой особенно важно именно тогда, когда вам этого больше всего не хочется, а также в дни интенсивных тренировок. Помните, хандра, лень - это не ваше. Ваши ориентиры - здоровье, молодость, оптимизм.

Итак, уважаемые читатели, мы надеемся, что вы в достаточной степени ознакомились с принципами самооздоровительной практики сам чон до (школы, учащей человека противостоять любым негативным проявлениям внешних сил). Вы также получили понятие о значении образа молодости и здоровья в процессе самооздоровления тела и духа, поняли, из чего он складывается и как формируется. Плюс к тому вы должны были хорошо себе уяснить суть упражнений, направленных на воспитание духа. Тренировка эмоций, медитативные построения, медитация акта прощения, коррекция настроения - все это средства, служащие единственной цели: пробудить дремлющие силы вашей души и мобилизовать их к практическому решению первостепенной и насущной задачи - вернуть к полноценной жизни ваш преждевременной увядающий (а возможно, даже уже и дряхлеющий) организм. Человек может жить, не старясь, до 120 лет и долее, тому в истории человечества имеется множество примеров. (Здесь уместно вспомнить нашего современника, знаменитого американского ученого Поля Брегга, знакомого сведущему читателю по книге «Чудо голодания», который и в возрасте 95 лет оставался живым, энергичным и деятельным человеком, пока трагический случай не оборвал его жизнь.)

Теперь мы с вами должны заняться работой, каждый этап которой будет сопровождаться конкретной отдачей, а именно реальными изменениями в вашем физическом состоянии с последующим оздоровлением и омоложением всего организма, для чего вам вручается прошедший испытания временем инструмент, каковым является самооздоровительная система Норбекова, применение которой приводит к ошеломляющим результатам, если человек активно, прилежно и неотступно следует всем ее наставлениям и верит в успех.

Занятие 7
Доброго вам дня, который мы, как обычно, начинаем с комплекса разминочных упражнений.
Не ленимся, не пропускаем ни одной позиции, "дышим" через позвоночник.
Здесь разрешите внести уточнение.
Все упражнения делаем, искусственно создавая хорошее настроение!

Задумывались ли вы, почему человека так манят всевозможные шоу?
Почему народ Рима требовал от своих властителей не только хлеба насущного, но и зрелищ?
Почему футбольный, хоккейный, бейсбольный матчи собирают десятки тысяч болельщиков?
Почему в Средние века, завидев кибитки бродячего цирка, крестьяне бросали работу?
Почему во все времена лицедейство, музыка, танцы, театральные представления были столь притягательны для людей?
Именно возможность пережить сильные эмоции, накопить ощущения быстро сменяющихся впечатлений на какое-то время восстанавливает в человеке эмоциональную гибкость, утраченную в будничной монотонности жизни.
Вы замечали, как ваши душевные переживания то животворно, то угнетающе влияют на вас?
Внезапное горе в один миг лишает сил и может сломить даже очень сильных людей, а нежданная радость окрыляет, и в этот момент вы чувствуете, что готовы горы свернуть.
Особенно живо на печали и радости реагируют дети.

Эмоции - это энергия.
Положительные переживания наполняют животворящей энергией, вызывают прилив сил. Отрицательные - поглощают или нейтрализуют ее.
Вот почему нам так важно сформировать эмоциональную гибкость, а это достигается путем тренировок.
Постоянное отклонение маятника чуть-чуть в сторону плюса называется коррекцией настроения.
Дело в том, что человеку очень вредно впадать и долгое время находиться в пиковых эмоциональных состояниях.
Одинаково опасны и сильная ярость, и восторг, и глубокая печаль, и безудержное веселье.
Древний Восток учит нас, что с эмоциями нужно быть очень осторожными. Нельзя сильно поднимать их, равно как и нельзя их сильно опускать.
Поэтому во время выполнения упражнения на маятник эмоций самый важный момент - это переход от состояния горя, подавленности, апатии к состоянию радости, безмятежности, жизнелюбия.
Именно способность переходить от экспрессивной эмоции к спокойствию тренирует необходимую гибкость, а также способствует нахождению оптимальных решений в любой ситуации.

Рассмотрим энергетический аспект процесса эмоциональной раскачки.
Любая наша эмоция, по сути, есть сигнал-приказ организму запустить в действие ту или иную механику противодействия или содействия ситуации, не важно - реальной или просто воображаемой.
Каждая тренировка - это поиск, познание, дополнительный шаг к идеалу.
Тренируя эмоции, вы искусственно ввергаете себя в пучины печали или поднимаетесь на волне упоения.
Тренируя эмоции, вы непрестанно открываете все новые и новые перспективы для совершенствования.
Так маленькая почка превращается в лист, во много раз превосходящий ее по размерам, а тугой бутон, распускаясь, становится пышным цветком.
Волшебные всплески эмоций, сильные движения чувств сбивают,^0бразно говоря, накипь с души человека.
Недаром подмечено, что страдание очищает душу, что много пережившие люди особенно доброжелательны и мудры.
Духовная сопричастность - это отдача энергии. Вот почему важно осознавать, куда уходит эта энергия, что она питает, ибо тренировка без смысла цели - это путь в никуда.
Вспомним, как вы тренировали эмоции по книге "Тренировка тела и духа".
Вы искусственно отклоняли маятник своего эмоционального состояния в крайние точки, а затем приводили его в нейтральное положение, то есть в состояние спокойствия.
В этом нам помогали образное мышление и способность вживаться в роль.
Если эмоции влияют, на внешний облик, то и внешний облик должен влиять на них!


Итак, эмоции играют огромную роль в энергетической балансировке организма. Собственно говоря, именно они и воздействуют на наш энергетический тонус.
Отрицательные эмоции забирают у нас энергию, положительные - пополняют копилку наших ресурсов. Хорошее, ровное, спокойное настроение свидетельствует о том, что в нашем энергохозяйстве все хорошо.

Тренируя эмоции, мы прежде всего учимся управлять ими, чтобы после эмоционального всплеска всегда приходить в ровное расположение духа.
Корректируя настроение, мы добиваемся того, чтобы расположение духа было приподнятым.
В приподнятом настроении человек лучше работает, действует, принимает решения и вообще ориентируется в жизни.
В дальнейшем тренировку эмоций следует проводить ежедневно и не только как специальное упражнение, но и в повседневной жизни.
Тогда работа над собой войдет в привычку!
Доброго вам дня, успеха в работе и... поздравьте себя. Основная часть настоящей учебной программы вами успешно пройдена.
Теперь вы можете поддерживать силы, восполнять энергию с помощью упражнений из "Канона для будущих властелинов" в книге "Тренировка тела и духа", а также подобрать упражнения из "Атласа ментальной медицины" (рабочее название), который готовится к выпуску.
Эти упражнения способствуют физическому, духовному и, если так можно сказать, энергетическому оздоровлению.
Работайте до появления легкой усталости, внимательно прислушиваясь к себе.
Шум в ушах или тяжесть в голове - сигналы тревоги, предписывающие вам немедленно уменьшить нагрузку, прекратить тренировку и отдохнуть в течение двух-трех дней.

Помните, что перенапряжение вредно в любом деле!

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.