Биографии Характеристики Анализ

Убранство монгольской юрты. Жилище без железа и бетона, или из чего сделана юрта

Еще в начале двадцатого века путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». В то время на ее территории из капитальных строений встречались только культовые сооружения – храмы и монастыри. Все население страны вело кочевой образ жизни, перемещаясь по просторам степей и склонам гор. Стоит признать, что подавляющее большинство сельского населения и в наши дни каменным домам предпочитает проверенные временем монгольские юрты.

Строение кочевого жилья

Юрты идеально приспособлены для кочевого образа жизни. Легкая конструкция быстро устанавливается и легко сворачивается. На новом месте дом вырастает примерно за час. Для этого необходимо собрать воедино основные элементы конструкции:

  1. деревянный каркас . Его решетчатая конструкция идеально приспособлена для быстрого монтажа и демонтажа. Складные секции принято называть «ханы». Их количество определяет размеры временного жилья. Стандартная юрта собирается из 4-6 ханов;
  2. уни – деревянные жерди, из которых собирается наклонная кровля. Один конец деревянного элемента заострен и упирается в тоно (центральный круг кровли). К другому окончанию привязана небольшая петелька, которая упрощает крепление жерди к основанию. Так обеспечивается надежное сцепление отдельных элементов и равномерное распределение веса войлока;
  3. центральные опоры. Их может быть несколько. Устанавливаются очень редко в качестве подпорки под тоно с целью повышения прочности конструкции;
  4. вход закрывался стеганым войлоком. Дополнительно он, как и отверстие в вершине юрты, служил для вентиляции помещения и доступа света.

Внутреннее убранство полностью зависело от достатка семьи и назначения самой юрты. Стоит отметить, что у монголов кроме чисто кочевых вариантов жилья есть гостевые юрты. Естественно, что последние выглядят намного богаче и убраны наилучшими коврами.

Разделение монгольской юрты

Левая от входа половина считалась мужской. Она также использовалась для содержания новорожденного молодняка. Это объясняется тем, что уход за приплодом всегда возлагался на главу семьи. Считалось, что мужчины наилучше готовят кумыс. Это еще одна причина, по которой молодняк размещался на мужской половине.
Традиционно здесь хранилась сбруя, оружие, ящик с инструментами. Сундук с походными принадлежностями находился в изголовье кровати, которая устанавливается вдоль стены юрты. Музыкальные инструменты и борцовские трофеи висели над кроватью на фоне вышитого ковра. Огнестрельное оружие, порох и патроны закрывались в сундуке, который устанавливался под кроватью или использовался в качестве подставки под другие предметы интерьера.
Правая от входа часть юрты используется под женскую половину. Центральное место в ней отводится сундуку, в котором хранятся украшения, шелка, праздничные одежды и принадлежности для рукоделия. Он устанавливается возле кровати у изголовья, что подчеркивает его важность.

«Часовой механизм» юрты

Юрта всегда устанавливается входом на юг. Строгое расположение помогает кочевым народам ориентироваться во времени. Внутрь жилья солнечный лучик попадал через отверстие на вершине конструкции. Проходя по стенкам жилища, он пересекает вертикальные жерди, которые служат временными ориентирами.


Независимо от количества ханов функция солнечных часов выполняется только четырьмя боковыми стенками. Каждая из них имеет строго 14 точек соединения с жердями наклонной кровли. Если учитывать еще 4 уни, которые отходят от дверного проема, то всего получается 60 точек отсчета (4*14+4). Это число имеет для монголов особое, сакральное значение.
День принято разделять на восемь периодов по два часа. Каждый промежуток имеет свое имя и назначение. Разделение можно описать так:

  1. 4-6 часов утра. Время тигра. Посвящается утренней дойке;
  2. 6-8. Час зайца. Домашний скот выгоняется на пастбище;
  3. 8-10. Час дракона. Кипятится молоко и убирается дом;
  4. 10-12. Час змеи. В это время готовится домашний сыр, и сушатся пенки;
  5. 12-14. Час лошади. Обеденная дойка овец;
  6. 14-16. Час овцы. Посвящается этот период разным делам по дому;
  7. 16-18. Час обезьяны. Домашний скот пригоняется с пастбища в стойло;
  8. 18-20. Час курицы. Вечерняя дойка скота.

Начало отсчета времени стартует с мужской половины и заканчивается в женской.

Табу для посетителей

В самом центре монгольской юрты под отверстием для выхода дыма разводится очаг. Мебель устанавливается полукругом под стенками юрты. Основной сундук занимает место напротив входа в северной части жилища. На нем устанавливают статуэтки святых, жертовные чашечки, молитовники и другие религиозные принадлежности.


Северная половина является почетным местом и используются для приема уважаемых гостей. Нельзя туда заходить без приглашения хозяина. До сегодняшних дней сохранились древние правила хорошего тона посетителей. Согласно им не рекомендуется:

  1. входить в юрту без приглашения. Принято считать, что тихо вошедший гость имеет дурные намерения по отношению к семье владельца юрты или его имущества;
  2. обмениваться приветствиями через порог. Считается, что так можно лишить жилище благосостояния;
  3. наступать на порог. Это неуважение к членам семьи. Был период, когда в такой способ члены разных кланов объявляли друг другу войну;
  4. вносить внутрь жилья оружие и поклажу. В знак добрых намерений их нужно оставить снаружи. Категорически неприемлемо вносить в юрту пустую посуду или землеройное орудие. В первом случае считается, что дом лишится счастья, а второй предвещает покойника;
  5. в жилище запрещено свистеть. Этот сигнал, по мнению монголов, привлекает злых духов;
  6. из юрты запрещается выносить и дарить молоко, огонь костра или острые предметы. Каждый путник или гость должен это учитывать, обращаясь с просьбой к хозяину.

Монголы недоверчиво относятся к посторонним людям, однако всегда соблюдают правила гостеприимства и никак не выражают своих эмоций, чтобы не обидеть человека. А если прохожий выражает уважение к хозяевам и соблюдает правила этикета этого народа, то он станет желанным гостем в монгольской юрте.

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.


Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.


Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.


У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.


На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.


В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.


Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.


Кочевые народы Ближнего Востока и Средней Азии еще с древних времен селились в юртах. Переносные жилища, которые можно было собрать и разобрать, как нельзя лучше подходили их образу жизни. Для жителей степи юрты становились не просто домом, они приобретали сакральный смысл. А убранство переносных домов является наглядным примером народно-прикладного искусства кочевников.




Само слово «юрта» в переводе с турецкого означает «народ». В кыргызской этимологии «ата-журт» буквально можно перевести как «отцовский дом». У других кочевых азиатских народов это слово означает примерно то же самое.





Многие задаются вопросом, почему форма юрты всегда круглая. Ученые пытаются найти ответ в верованиях кочевых людей. Круг имеет сакральное значение, а возведение юрты олицетворяет собой модель сотворения мира у древних народов: ковер на полу – это трава на земле, купол символизирует собой небо, шанырак (деревянный обод c выпуклой решёткой внутри, расположенный в центре купола) – солнце, а раздвижные стенки (кереге) – это стороны света.

Но если обратиться к практической точке зрения, то выбор круглой формы юрты обусловлен местом, где она установлена. В степи всегда дуют ветра, а жилище подобной обтекаемой формы может выстоять при любом урагане.





Любопытно, но установка юрты – это женское занятие. Мужчины лишь принимали участие в поднимании тяжелого обода. У опытных хозяек возведение жилища занимало около месяца, и простоять оно могло не один десяток лет.





Если снаружи юрты разных народов очень похожи между собой, то по внутреннему интерьеру и убранству можно было сразу определись, к какому народу принадлежало жилище.

Внутренний декор юрт состоял из бархатного или шелкового покрова (у богатых семей), стены и пол покрывали коврами из войлока. Помимо практического назначения (утепления дома), ковры с замысловатыми орнаментами превращали юрту в эдакую пеструю ковровую галерею.



Внутреннее устройство казахской юрты
1. Шанырак
2. Жерди купола
3. Тканые ленты для скрепления остова
4. Решетчатый остов юрты
5. Сундук
6. Покрытие стен юрты из войлока
7. тканый ковер
8. Войлочный ковер
9. Войлочный ковер
10. Домашний очаг
11. Деревянная кровать
12. Настенный ковер
13. Дверь
14. Войлочное полотно, закрывающее шанырак
15. Ленты, удерживающие войлочное покрытие
16. Войлочное покрытие купола



У кыргызов рядом с основным жилищем устанавливалась юрта поменьше. Там хранились запасы еды. Если зажиточные мужчины имели две или три жены, то у каждой из них была отдельная юрта. Для гостей устанавливали временные жилища.





Начиная с XIX века, кочевые народы стали переходить к оседлому образу жизни. На сегодняшний день юрты можно увидеть в Казахстане, Кыргызстане, на Алтае. Ими пользуются скотоводы. В Монголии юрты используют в качестве дач на летний период, т. к. внутри них микроклимат гораздо комфортнее, нежели в кирпичных домах. Помимо этого, в юртах стали размещать отели и рестораны. Туристы с удовольствием селятся в юртах, чтобы почувствовать колорит кочевой жизни.



Народы Средней Азии не забывают о своих традициях и истоках. Именно с этой целью в Кыргызстане устраиваются Эти соревнования отличаются самобытностью и неповторимостью.

Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом - юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.

Казахская юрта внутри

Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи - юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.

Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.

По большей части современные казахи - обладатели таких кочевнических сооружений - стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:

  1. Стены юрты укрывали ковры.
  2. Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
  3. На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), - для почетных гостей.
  4. По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
  5. Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ - блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды - кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков - кумыс и айран.
  6. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
  7. В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
  8. Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки - кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева - незамужних дочерей, сестер.
  9. С шанырака свисали ленты, кисти - шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.

Казахская юрта: виды

Белая юрта в зеленом разнотравье степи - особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.

Вместе с тем юрта в степи - это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта - особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство - знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.

Юрты - давнее изобретение кочевников. Их прообразы - крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.

В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу - по предназначению.

Есть такие основные типы юрт:

  1. Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
  2. Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) - большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
  3. Походная была самой маленькой - на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.

Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:

  • в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
  • в походных кухнях готовят пищу.

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистый
К ним в придачу войлок.
Оп! - воскликнул я
И вознесся в небеса,
Покрутил, походил,
Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Юрта внутри - это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Со времен великих подмосковных пожаров 2010 года, которые я благополучно переждал в юрте на берегу Байкала, зародилась мысль создания летнего юрт-лагеря. Не прошло и четырех лет, как мы с группой единомышленников решились сделать первый шаг... Первый блин всегда у русских похож на Колобка, так что граблей и банановых шкурок мы насобирали на своем пути вагон и маленькую тележку. Все лица, имена и фамилии законспирированы потому что... в Бурятии и Монголии все друг-другу родственники, и желая обличить тех, кто нам засовывал палки в колеса, я так или иначе испорчу жизнь тем, кто помогал. Восток - дело тонкое, Петруха!


Началось все с того, что я чуть было не опоздал на самолет в Улан-Удэ... При том, на этот раз, я приехал в аэропорт Шереметьево с получасовым запасом, но очередь на регистрацию была такая, что выстоять ее можно было только при условии приезда за пару часов, о чем мне, с укором, и поведал сотрудник неизвестной службы, к которому я обратился за помощью. Меня буквально за руку проводили в специальное окошечко, где не очень обрадованный моему появлению мужчина выписал мне... билет в бизнес-класс.
Я так и не понял что это было, но подарок судьбы мне пришелся по вкусу. Бизнесом я не летал со времен своего прощания с активной автомобильной журналистикой. Конечно, бизнес-класс авиакомпании "Аэрофлот" ничуть не лучше эконома в Emirates, но с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Схожу я весь такой нарядный с трапа самолета, прохожу в индивидуальный микроавтобус, меня подвозят к зданию аэровокзала столицы Бурятии, выхожу в город, и... через полчаса уже трясусь в грохочущей маршрутке по разбитому асфальту в сторону монгольской границы. Так дешевле, нежели лететь в Улан-Батор самолетом. Душно, тошно, тесно и ближе к народу.
Граница пересекается на попутках, за 100 рублей с человека. А может за 200. Микроавтобус SsangYong Istana на монгольских номерах с монголом за рулем курсирует туда-сюда наряду с десятком таких же челноков. Пешком перейти границу нельзя.
Пограничники заинтересовались моим паспортом, долго рассматривали штампы Омана, Эмиратов, Грузии, Украины... Но пропустили. Меняем рубли на тугрики, мы в Монголии! Весь процесс занял часа два.

Монгольскому тугрику, конечно, далеко до узбекского сума, но пачка банкнот не лезет ни в какие карманы. Курс на границе не самый хороший, а у менял менять и вовсе страшно, все они весьма неблагополучного вида. Если вы планируете шопинг в Монголии - лучше отложить обмен до Улан-Батора. По банковским картам курс так же не самый выгодный, но за те несколько лет, что я не был в Монголии, банкоматов развелось множество, что снимает ряд проблем для путешественников.
Так же, во всех населенных пунктах появилось множество гостиниц. Монголия перестает быть дикой, по крайней мере в северной части.

За 500 рублей с человека мы "поймали" тачку до Улан-Батора. За эти деньги у нас не каждый таксист в Шереметьево повезет, а в нашем случае это более 300 км! При том, парень и водит хорошо, и машина не бедная, и бензин дороже чем в России. Я так и не понял экономику процесса...

Прибыли в Улан-Батор, попали сразу под опеку родственников, благо среди них оказалась прекрасная девушка, говорящая по-русски, иначе бы мы вообще не смогли общаться даже меж собой. Монголы не знают русский язык, даже старшее поколение. Многие живут в типовых советских домах, ездят по советским дорогам, но самого главного, языка, они у русских так и не переняли. Английского так же почти никто не знает, и языковой барьер становится тотальным. Особенно в районах.
Юрты можно купить как в специализированных фирмах, ориентированных на иностранного потребителя, так и на рынке. Разница в ценах - двух-трехкратная, как повезет. Мы выбрали эконом-вариант, рынок, Зах по-монгольски. Понятное дело, продавцы по-русски не разумеют, а все детали юрты продаются по отдельности. Это вам не IKEA, тут надо разбираться...

Разбирались с карандашом блокнотиком целый день. Покупка юрты - это как купить Volkswagen Golf у дилера. Базовая комплектация - копеечная. А вот опции могут составить вторую стоимость машины. За минимальные $900-1000 можно купить юрту, да, но летнюю, с самым низкосортным войлоком, с "оцилиндрованными" рейками, с рассыпающимися на ветру решетками, без пола, без печки, без внутренней шелковой отделки, с простейшими накидками и т.п. Не хотите "базовую комплектацию"? В итоге, мы отбраковывали из десятков видов войлок, шелк, накидки, шнуры, веревки, стойки, жерди, кольца, решетки... оно еще же и подойти друг к другу должно. Никаких каталогов и инструкций, понятное дело, нет. Вы что, не знаете как юрта устроена что ли? И все это на тридцатиградусной жаре. Никто никуда не спешит, это вам не Турция. Продавцы не суетятся, все процессы протекают как в замедленной съемке, время бежит, а дела стоят на месте. Вами могут заниматься целый час, и вы можете просто встать и уйти - продавцы не расстроятся, не будут за вами бежать и дергать за рукав. Всем все равно. В следующей жизни они станут не продавцами на Захе, а продавцами в супермаркете. Тоже и с пунктуальностью. Народ, в принципе, слово держит, но тайминг не соблюдает. Верят на слово, готовы для тебя все перетащить в одно место без предоплаты, не подозревают тебя в том, что ты скроешься с товаром, при том именно рынок Улан-Батора славится изобилием карманников, и все предупреждают что утащить могут все что угодно.

Основные детали производятся на фабриках, но количество ручного труда впечатляет. В Москве монгольская юрта стоит от 120-130 тыс.рублей, и, скажу честно, увидев как это все производится, из какого числа комплектующих состоит, и сколь мудро каждый узел просчитан и устроен, я протестую против покупки простых дачных беседок за сотни тысяч рублей и голосую всеми руками за юрту... Единственный минус - в юртах не бывает окон, а русские дачники любят смотреть на соседей.

Чтобы не думать о стоимости сотовой связи, купили местную симку. Качество связи у Skytel хуже чем у МТС в роуминге MobiCom. На входящих, кстати, я в этот раз не разорился, а значит что-то изменилось в лучшую сторону с 2009 года, когда деньги на телефон утекали рекой.

Пару слов об общепите. Так как все наши движения происходили под чутким руководством местных, то и ели мы в заведениях неизвестных Tripadvisor. И, надо сказать, ни капельки не жалели об этом. Дешево и вкусно, я по приезду в Москву яростно скучаю по общепиту Улан-Батора! Те, кто едет со мной в августе на Волок.Монголия - готовьтесь, гастрономический туризм я вам обещаю!

Ради интереса мы сходили и в самый популярный у туристов ресторан Улан-Батора, где подают... индийскую кухню. Да, вкусно, да, хлеб у них вообще уникальный, но к концу ужина мы уже откровенно скучали по облюбованному подвальчику рядом с рынком!

Покупка юрт заняла трое суток. Несметное богатство было загружено в грузовик, и уже совсем не за копейки отправлено в сторону границы. Мы расслабленно выдохнули, хотя именно в этот день наши приключения вышли на новый виток...
Водитель спрашивал про какую-то декларацию. Что за декларация он объяснить не смог, продавцы про нее тоже не слышали, в Улан-Удэ все знакомые, включая брокеров, так же пожимают плечами.

Конечно, чисто теоретически, проще всего было бы провезти груз через грузовой терминал, но мы же не профессионалы грузоперевозок, а все местные таможенные брокеры совершенно не желают работать с такой мелочевкой. Не желают в типичной бурятской форме - обещают что помогут, но когда приходит время делать, все разбегаются в кусты, ибо очень заняты. У тебя стоит машина на границе, а тебе на том конце провода говорят что перезвонят и не перезванивают, потом просто не берут трубку, а еще через полдня говорят что никого нет дома, и обратитесь к другому брокеру. И это все по рекомендации, знакомые и родственники.
Попытки самостоятельно изучить правила ввоза юрт, да и вообще подобных товаров не привели к какому-то однозначному пониманию правильного алгоритма. Опрос тех, кто когда либо ввозил юрты тоже мало что дал - у каждого своя история.
Решили идти в лобовую атаку, ведь никто не может нам запретить привезти в Россию юрту, а за перевес свыше 50 кг заплатим по обычному тарифу. Как молоды и наивны мы были...

Далее все имена, пароли, явки и лица будут скрыты, потому что все кругом родственники, а кроме отрицательных героев, были и положительные. Хотя так и подмывает сделать пост с фамилиями.
Сперва выступили монголы. Мы на рынке сто раз спросили у всех нами встреченных, существуют ли какие-то специальные документы для вывоза юрт из Монголии. Все дружно пожали плечами. Звонок российским таможенным брокерам дал ответ "нужна какая-либо бумажка-накладная с перечнем товаров, ценой и штампиком". Отлично.
И вот мы с бумажкой и штампиком стоим на монгольской таможне, а они на нас смотрят как бараны на новые ворота, и говорят что им нужны документы... Говорят по-монгольски, нам, говорящим по-русски и чуток по-бурятски. На наше счастье, всевышний приводит нам за руку очередного проводника, знакомую знакомого одного знакомого, которая сама добровольно решает нам помочь, едет с нами в соседний городок имени монгольского революционера, отыскивает контору, которая делает нам липовые документы, декларацию, и сопровождает нас на протяжении всего процесса прохождения монгольской границы... Сами бы мы на этот процесс потратили бы дни, и скорее всего пришлось бы возвращаться в Улан-Батор. А так - всего день.
Снято скрытой камерой

С новым пакетом документов прибываем к вечеру на границу, достаточно быстро проходим все проверки, но оформление затягивается потому что... бумагомаратели чудовищно невнимательны. Сколько раз они все переписывали, путались в бумажках, что-то забывали - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сперва терпели, потом меж собой негодовали, затем искрили в бешенстве, но вскоре поняли что монголам по-барабану, и они иначе не умеют. Это обычный процесс, делопроизводство так сказать. Надо отметить, что граница не круглосуточная, и монгольская сторона прекращает работу в 19:00, а российская в 20:00. Если бы не время бежать домой к семье и детям, наша уважаемая таможенная оформительница вообще бы не имела стимула шевелиться. А так - суета, бежим туда, сюда, бумажка в одно окошка, забрать нужно из другого, какие-то копии, пошлины, декларации... Голова кругом. Одно радует - на российской стороне позвонили "кому надо" и нас уже ждут...
Ждут, и правда ждут. Пятеро таможенников чуть ли не с кулаками нападают на нас причитая "какого черта вы под закрытие приперлись", потом говорят что мы не можем везти юрты через обычный, пассажирский терминал, так как они подозревают что они, юрты, для коммерческого использования и нам надо выезжать назад в Монголию, переоформить документы и въезжать через грузовой терминал. А впереди праздники, банки уже не работают, и заплатить пошлину безналом мы сможем только после великого праздника, Дня России, т.е... 16 июня. А дело было 11-го. Начинаем разбираться, единственное условие провоза юрт через обычную таможню - у каждого из нас должна быть земля в собственности, на которую, якобы, и везем мы эти юрты. Ни у кого из нас с собой, понятное дело, таких документов нет. Приехали...
Товар вместе с машиной ставим на СВХ (склад временного хранения), забираем монгольского водителя с собой, и отбываем врассыпную за документами. Мое свидетельство летело из Москвы через специальную службу авиакомпании S7, так как никакой DHL на праздниках не работает...

Не унываем, коротаем тихие бурятские вечера в Кяхте, катаемся встречать самолеты в Улан-Удэ на маршрутках, и вообще отлично празднуем День России и день города Кяхта. Кстати, ровно год назад в этот день вы с Казбеком стартовали в - рекордный забег Мурманск-Магадан... Кто бы знал что будет через год.

На сбор документов со всех концов страны ушло два дня. Вдохновленные скорым финалом затянувшейся эпопеи приезжаем из Улан-Удэ в Кяхту (230 км), подходим к границе, а погранцы нам говорят, что нам нужен пропуск на СВХ, а пропуск делается в Улан-Удэ... Добиваемся чтобы они связались с таможней, к нам выходит самый главный таможенник, проверяет документы и бракует одно из свидетельств. После некоторого нажима, и требования написать письменный отказ "вдруг" документ становится уже нормальным. Большой начальник говорит чтобы мы на "челноке" проехали на таможню, так как ходить пешком по территории границы нельзя.
Ловим монгола-челнока, стоим на жаре полчаса в очереди, подъезжаем к будке пограничника, протягиваем документы, он в них смотрит... и спрашивает где наши визы. Отвечаем, что нам на таможню. А он говорит что не может нас пустить без пропуска, а пропуск можно оформить в понедельник в Улан-Удэ... У меня падает маска сварщика на глаза, и я начинаю требовать мне начальника таможни и начальника погранперехода. Сперва нас пытаются вытолкать из ворот, но я запрещаю монголу-челноку отъезжать, тем самым блокирую движение через КПП, а сам начинаю снимать все объявления, таблички, бейджики, лица, при том, что съемка на границе официально законодательно запрещена (я проверял). Это дает эффект - начальство бежит на место ЧП. Главный таможенник только всплескивает руками, но по делу ничего сказать не может, а главный пограничник говорит спокойно и взвешенно, ФСБ есть ФСБ, что так мол и так, с таможней они не знакомы, никак не связаны, и он, конечно, попробует сделать запрос верховному начальству, чтобы нас пропустили, но за результат не ручается. Я ему рассказываю что нам таможня предложила проехать "на монголе", на что он заявляет что это запрещено и является нарушением государственной границы... Тут я не выдержал, и брякнул что одним полушарием - журналист, и все что происходит ляжет на страницы СМИ. Не моргнув и глазом (профи!) главный пограничник просит подождать какое-то время. А время то идет, таможня работает до 20:00! Стою под палящим солнцем без панамки. Наблюдаю как пограничники в кооперации с ГАИ вяжут молчаливого монгола-менялу, расхаживавшего меж машин с голым пузом и каске, на манер фашистской времен Великой Отечественной. На его китайском чоппере нет номеров. Пока они разбирались, другой монгол прикрутил к чопперу номер и конфликт был исчерпан.
Вымораживает до нервного тика хамское обращение погранцов с людьми, стоящими в очереди на границу... Время перевалило за 16 часов. Ко мне выходит девушка-пограничник, и говорит что начальник просил передать что в пропуске нам отказали, приходите в понедельник. Благодарю сердечно и ухожу в кафе кушать бурятские позы. Занавес.

Сидим, горюем, носы повесили. Скрипим вилками по дну тарелок, утираем слезы-сопли, допиваем чай с молоком, обсуждаем что на таможне нужно развесить такие вот аппараты, которые есть во многих монгольских гостиницах, здесь они нужней. "Доколе! Нет, доколе кровопийцы-таможенники и полицаи-пограничники в нашей Великой стране будут разлагать торговлю и дружбу российского и монгольского народов?! А? Я вас спрашиваю!"
Импровизированный митинг прервал телефонный звонок. Наши телефоны к этому моменту знали все таможенники, пограничники, администрации сел и городов, и даже руководство Бурятии, как мне кажется. А по поводу моей личности и вовсе, как потом оказалось, развернулось целое расследование под девизом "Что это за москвич у вас там?..."
Через полчаса, уже в 18 часов вечера, мы пешком (!) без всяких челноков были отконвоированы в здание таможни.

Над нами взяли шефство несколько таможенников, и буквально под диктовку мы оформили все юрты. Там же, краем глаза, я увидел такое вот извещение о размере таможенной пошлины. Как ни считал, у нас вышла совсем иная сумма, нас считали по весу. А это отдельная пытка, о которой стоит рассказать.
Грузчиков на границе нет. А груз есть. Кто будет выгружать более тонны комплектующих из грузовика для подетального (!) взвешивания и фотографирования (!!!) каждого аксессуара? А потом загружать назад в фургон? Конечно же хозяева груза. Из всей нашей команды, таскать тяжелое мог я один. К счастью, водитель-монгол, фура которого попала в заложники на СВХ, оказался парнем отзывчивым, и сам вызвался помочь, безвозмездно . Понятное дело, я не мог его потом не отблагодарить, но этот жест очень не русский. Наш бы наверняка сказал "я чо вам грузчик штоль" и ушел бы в кабину спать.
В конечном итоге, все в мыле, в 19:55, за пять минут до закрытия таможни, мы выехали на свободу. Нас к этому моменту уже знала каждая собака, а на КПП и вовсе прощались как с родными.

Пройдя всю эту пытку, я прихожу к выводу, что процесс ввоза юрт, да и вообще товаров из Монголии в Россиию похож на такую вот корягу. Несколько витиеватый. Цена же юрты выросла вдвое от закупочной.

Еще пару дней я потратил на то чтобы освоить монтаж юрт. Задачка не сложная, если знать ньюансы. А если не знать - получится криво, косо, или будет протекать и продуваться всеми ветрами. Чтобы освоить этот процесс, по-хорошему нужно собрать их не один десяток. Детали меж собой не стыкуются, все нужно подгонять по месту, подрезать или подтачивать, подвязывать и утягивать. Настоящий handemade...

И, что приятно, в отличии от беседки или гостевого домика, юрту всегда можно собрать и убрать. У нас процесс установки от А до Я занял полдня. Разбирать, понятное дело, быстрее.

Перед вами одна из собранных юрт, привезенных собственными руками и установленная в с. Турка, на берегу озера Байкал. В настоящее время собирается еще пять юрт. Таким образом, у нас теперь есть летний юрт-лагерь на Байкале, и если соберетесь в те края этим летом - не проезжайте мимо. Меня там не застанете, но теплый прием я вам обещаю. (не реклама)

Все совпадения, имена, фамилии, населенные пункты, страны, объекты и события вымышленные, не более чем научная фантастика и бред сумасшедшего увиденный во сне и тщательно записанный на бумагу. Иллюстрации к публикации заботливо отрисованы в редакторе photoshop, а все указанные даты провел на даче, ловил рыбу, катался на велосипеде и собирал слизняков с ботвы картофеля...