Биографии Характеристики Анализ

Учебный проект: «Похвальное слово знакам препинания. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы

Знаки препинания - символы, используемые для оформления текста. Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, предложений, словосочетаний и слов, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.

Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?

Точка

На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.», и для сокращения слов «и т.д. - и так далее».

Многоточие

Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами... Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?». Также используется при обозначении пауз, при резком переходе от одного действия к другому: «Он молча слушал... Вдруг резко вскочил и начал говорить, что не согласен и никогда не сделает того, что ему велели».

Восклицательный знак

Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску - волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак

Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания ГИА (государственной итоговой аттестации)? Они являются неотъемлемым атрибутом правильной письменной речи или формальностью?». Ответ на этот вопрос, конечно же - без правильного использования знаков препинания невозможно грамотно писать.

Запятая

Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга (однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, простые предложения в составе сложных и многое другое. «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него» - сложноподчиненное предложение. «Только дойдя до работы, я вспомнил, что оставил все документы дома» - деепричастный оборот и сложноподчиненное предложение.

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «А как много было там было цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Двоеточием разделяют слова автора и прямую речь: «Я подумал: «А что, если что-то пойдет не так?». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире

Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья - настоящее счастье», подлежащее и сказуемое являются существительными, тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи: - Именно это я и хотела тебе сказать, - сказала она и, сделав паузу, добавила, - но ты никогда меня не слушал.

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Вот зачем нужны пунктуационные знаки препинания - они помогают структурировать предложение и выделить отдельные его части. Зачем нужны авторские знаки препинания? Они помогают сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важным, даже если по правилам такая расстановка знаков невозможна.

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ

ПРЕПИНАНИЯ.

Пунктуация это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Знаки препинания С.Я. Маршак

У последней точки Собралась компания

На последней строчке Знаков препинания.

В письменном русском тексте 10 знаков препинания:

  • точка с запятой;

    двоеточие:

    многоточие …

    вопросительный знак?

    восклицательный знак!

  • кавычки « »

Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного

высказывания.

В русском языке запятая используется:

для разделения (между частями сложного предложения, при однородных членах)

для выделения (обращения).

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак – Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

    громко, с волнением,

выражаем:

    удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость.

Друзья! В произведениях Не зря я от рождения –

Стою я для того, Противник тишины!

Чтоб выразить волнение, Где я, те предложения

Тревогу, восхищение, С особым выражением

Победу, торжество! Произнести должны.

Многоточие.

Рядом три сестрички-точки,

Значит, нет конца у строчки,

Многоточием зовёмся,

Если за руки возьмёмся,

Значит, в строчке что-то недосказано…

Скобки.

Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы-неразлучно.

Двоеточие.

Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие

Я знак ужасно важный, Взгляни - я двухэтажный!

Тире.

Я не чёрточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас.

Все меня «тире» зовут, Нужно – буду тут как тут.

Точка с запятой.

Если вдруг подъём крутой иль длинная дорожка.

Встретив точку с запятой, отдохни немножко!

Кавычки.

Речь прямую, по привычке, Смело мы берём в кавычки!

Речь в начале?- Не впервой! Ставь тире, да с запятой!

К знакам препинания надо относиться почтительно потому что, они расставляют акценты в тексте.

Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Выполнил: Батин Артём 4 «А» класс.

«Похвальное слово

знакам препинания»

проект по русскому языку МБОУ «Васильевская СШ» Тихонова Т. П.


Пунктуация

это раздел науки

о языке,

в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте

10 знаков препинания:

  • точка .
  • запятая ,
  • точка с запятой ;
  • двоеточие :
  • многоточие
  • вопросительный знак ?
  • восклицательный знак !
  • тире -
  • скобки ()
  • кавычки « »

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно

Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

в 1480-е годы появилась точка,

в 1520-е - запятая


У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка - вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить.

Точка помогает выде-лить на письме то,

что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.


В русском языке запятая

используется:

  • для разделения

(между частями сложного

предложения, при одно-

родных членах)

  • для выделения

(обращения )

Наиболее распространённым знаком препинания

в русском языке считается запятая.


От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Эдуард II


Разные вопросы

задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому?

Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак


Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

  • громко,
  • с волнением,
  • выражаем
  • удивление,
  • восхищение,
  • удовольствие,
  • гнев,
  • возмущение,
  • презрение,
  • радость,
  • гордость

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения –

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.


Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки... Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!

Знаки препинания

Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие... Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!

Елена Ковалёва


К знакам препинания надо относиться почтительно потому что,

они расставляют

акценты в тексте.

Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Помните,

что уважая пунктуацию,

мы всегда будем поняты правильно.

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Хорошая презентация, показывающая важность употребления знаков препинания. Для школьников младших классов очень подходит и по содержанию и по самому оформлению материала.

Валерия Русакова

русский язык запятая

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Занимательная презентация по русскому языку, посвященная знакам препинания. Преподаватель в форме сказки рассказывает о роли знаков препинания на письме и в повседневной жизни. Также ученики совершат небольшой экскурс в историю русской пунктуации.

  • Подача материала в форме сказки
  • Яркие анимации
  • Роль знаков препинания

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Желтухина М. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

МКОУ «Ульяновская СОШ № 1», .

Наши проекты:

(Русский язык, 4 класс)

Слайд 2

Сказка о знаках препинания

У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания.Прибежал Чудак Восклицательный знак.Никогда он не молчит,Оглушительно кричит:- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Слайд 3

Притащился кривоносыйВопросительный знак.Задает он всем вопросы:- Кто?Кого?Откуда?Как?Явились запятые,Девицы завитые.Живут они в диктовкеНа каждой остановке.

Слайд 4

Прискакало двоеточие,Прикатило многоточиеИ прочие,И прочие,И прочие...Заявили запятые:- Мы особы занятые.Не обходится без насНи диктовка, ни рассказ.- Если нет над вами точки,Запятая - знак пустой!Отозвалась с той же строчкиТетя точка с запятой;

Слайд 5

Двоеточие, мигая,Закричало: - Нет, постой!Я важней, чем запятая:Или точка с запятой,Потому что я в два разаБольше точки одноглазой.В оба глаза я гляжу,За порядком я слежу.- Нет... - сказало многоточие,Еле глазками ворочая,Если вам угодно знать,Я важней, чем прочие.Там, где нечего сказать,Ставят многоточие...

Слайд 6

Вопросительный знакУдивился: - То есть как?Восклицательный знакВозмутился: - То есть как!- Так, - сказала точка,Точка-одиночка.Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Слайд 7

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:

точка [.], запятая [,], точка с запятой [;],

многоточие […], двоеточие [:],

вопросительный знак [?],

восклицательный знак [!], тире [-],

скобки [()] и кавычки [" «].

Слайд 8

Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Слайд 9

В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Слайд 10

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Слайд 11

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Слайд 12

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -»остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer.

Слайд 13

Куда поставить запятую?

Казнить, нельзя помиловать!

Слайд 14

Казнить нельзя, помиловать!

  • Слайд 15

    Источники:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

    П. Ульяновка, Тосненского района Ленинградской области

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный.

    1-й уровень – 5 баллов,

    2-й уровень – 10 баллов,

    3-й уровень – 20 баллов.

    Постановка

    проблемы

    Постановка

    цели, задач

    Планирование

    результата

    информацией

    Работа в группе

    конечного

    продукта,

    его оформление

    Возможности для всех учеников

    Анализ источников;

    обработка результатов;

    Для одарённых учеников

    Работа в группах.

    Древнейшим знаком является точка.

    Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

    Имеет ли запятая смысл?

    Что такое пунктуация?

    Бог с тобою золотая рыбка

    Дурачина ты простофиля

    Чем вы гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    Что ты это выдумал право?

    Сын подумал: добрый ужин

    Был бы нам однако нужен.

    Воеводы не дремали,

    Но никак не успевали.

    Ждут бывало с юга, глядь, -

    Ан с востока лезет рать!

    Пёс ей под ноги - и лает,

    И к старухе не пускает;

    Лишь пойдёт старуха к ней,

    Он, лесного зверя злей,

    На старуху. Что за чудо?

    «Видно выспался он худо»…

    Был у поэта письменный стол.

    Использует он! .

    Сразу же ставится? .

    Поэт вместо мыслей ставит – ,

    Порою « » , порой:

    И не жалел для конца … .

    Что делали?

    Как делали?

    Почему делали?

    Достигли цели проекта?

    Личностные:

    метапредметные

    Познавательные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные

    • Сказка о запятой
    • Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
    • И другие (скачивайте файл)

    Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

    МКОУ "Ульяновская средняя общеобразовательная школа № 1"

    П. Ульяновка, Тосненского района Ленинградской области

    Учебный проект: Похвальное слово знакам препинания.

    Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

    Краткая аннотация проекта: Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.

    Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.

    Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

    Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

    В соответствии с целью, предметом, объектом были поставлены следующие задачи:

    Проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;

    Обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;

    Подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка;

    Гипотеза исследования – утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный.

    Актуализировать знания школьников о знаках препинания.

    Сообщить тему, цель и задачи проекта.

    Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.

    Определить источники информации.

    Подготовить памятки, инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

    Найти в расписании время для консультаций.

    Установить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.

    Решить, как ученики собирают и где хранят результаты работы.

    Планирование. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

    Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.

    1-й уровень – 5 баллов,

    2-й уровень – 10 баллов,

    3-й уровень – 20 баллов.

    Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности:

    Постановка

    проблемы

    Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

    Ученик описал существующую ситуацию и указал свои намерения при работе над проектом.

    Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией; таким образом он сделал первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы.

    Постановка

    цели, задач

    Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

    Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

    Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

    Планирование

    После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

    Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

    Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

    результата

    Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

    Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

    Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

    информацией

    Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

    Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

    Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, указал сведения, противоречащие друг другу, сделал выводы, привёл аргументы.

    Работа в группе

    Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

    Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

    Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

    конечного

    продукта,

    его оформление

    Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

    Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

    Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

    Организовать группы, распределить роли.

    Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.

    Разработать план действия каждого участника проекта.

    Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.

    Осуществление проекта. Дать задание группам. Необходимо создать комфортные условия для дифференцированного обучения.

    Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:

    Возможности для всех учеников

    Анализ источников;

    Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

    подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта;

    организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

    обработка результатов;

    представление проектного продукта.

    Для одарённых учеников

    Одарённым ученикам можно поручить индивидуальные исследования, написание сочинения, создание банка тренингов, конструкторов. Этих учеников можно ставить во главе группы.

    Для учеников, испытывающих трудности в обучении

    Проблемным ученикам можно дать задания для работы с художественной литературой по подбору загадок, стихов о знаках препинания.

    Работа в группах.

    Группа «Летописцы» собирает материал о возникновении знаков препинания, интересные исторические факты. Отчёт представляет в виде буклета «Сведения из истории русской пунктуации».

    Какой знак препинания является древнейшим?

    Древнейшим знаком является точка.

    Где впервые встречается точка?

    Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

    Отличалось ли её употребление от современного?

    Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: «въоновремя приближашесяпраздникъ ».

    Какое объяснение слову «точка» даёт В. И. Даль?

    Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

    Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

    Какой знак препинания считается самым распространённым?

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

    От какого слова произошла «запятая»?

    По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать».

    Имеет ли запятая смысл?

    Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

    Какие знаки появились позднее?

    К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М.

    Что известно о возникновении кавычек?

    Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

    Кем впервые выражена мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста?

    Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым: «Знаки ставятся по силе разума».

    Группа «Литературная компания» собирает материал, состоящий из стихов и загадок о знаках препинания, оформляет его в виде книжки «Парад знаков препинания».

    Какие поэты обращались в своём творчестве к теме «Знаки препинания»?

    Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин.

    Какие загадки о знаках препинания вы знаете?

    УГАДАЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ! Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. Выйдет на дорожку - всем подставит ножку. Загораживает путь, предлагает отдохнуть. Известно миру с давних пор, что знак и я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый. Ляжет палочкой на строчку - проходите по мосточку. На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья. Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими, Туманными намёками. Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу - за то, что много знать хочу. Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут? Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, Остановила вас - закончила рассказ.

    Группа «Дозорные пунктуации» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение о роли знаков препинания.

    Что такое пунктуация?

    Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. «Пунктуация» от лат. punctum – точка.

    Сколько знаков препинания в русском языке и как они называются?

    В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.

    Какие функции выполняют знаки препинания?

    Они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую. Тренинг «Определите функции знаков препинания». Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Ты, конечно, спору нет. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Ядра - чистый изумруд… (А.С. Пушкин)

    Когда на письме употребляется восклицательный знак?

    Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость и т. д. Тренинг «Чьё это признание?» Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, победу, торжество… Не зря я от рождения Противник тишины. Где я, те предложения С особым выражением Произносить должны. (А. Тетивкин)

    Что ставится в конце вопросительного предложения?

    В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Тренинг «Какой знак любопытный?» Разные вопросы Задаю я всем: - Как? - Откуда? - Сколько? - Почему? - Зачем?- Где?- Куда? - Какая? - Отчего? - О ком? -Что? - Кому? - Который? - Чья? - Каким? - О чём?

    Вопросы – двигатель человеческого познания. На какие четыре группы можно разделить всё множество вопросов?

    1 группа – вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать; 2 группа – вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ;3 группа – альтернативные вопросы; 4 группа – вопросы, на которые не ожидают ответа.

    Когда в конце предложения ставится точка?

    Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

    Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст». …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят.

    Что необходимо для правильной постановки знаков препинания в конце предложения?

    Внимание, восприимчивость к смыслу, чувствам и выражающей их интонации.

    Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

    Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире. Тире разделяет подлежащее и сказуемое: «Ядра - чистый изумруд…» (А. С. Пушкин)

    Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах предложения?

    Запятая ставится для разделения однородных членов предложения а) если они не соединены союзами; б) если они связаны противительными союзами; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами; г) если они соединены двойными союзами.

    Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания». И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищёлкивать перстами. Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит. На него старуха не взглянула Лишь с очей прогнать его велела. Воеводы не дремали Но никак не успевали… Ни побоища ни стана Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. Родила царица в ночь Не то сына не то дочь… (А. С. Пушкин)

    Выделяется ли обращение знаками препинания? Какую функцию эти знаки будут выполнять?

    Обращение - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. На письме обращение выделяется знаками препинания. Оно может стоять в начале предложения, внутри предложения или в конце предложения.

    Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

    Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

    Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

    При обращении знаки препинания выполняют выделительную функцию.

    Тренинг «Расставьте знаки препинания». Ты царица всех милее Всех румяней и белее Чего тебе надобно старче

    Бог с тобою золотая рыбка

    Дурачина ты простофиля

    Не умел ты взять выкупа с рыбки

    Чем вы гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    Не гонялся бы ты поп за дешевизной (А. С. Пушкин)

    Какова пунктуационная особенность вводных слов?

    Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. На письме вводные слова выделяются запятыми.

    Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова».

    Что ты это выдумал право?

    Сын подумал: добрый ужин

    Был бы нам однако нужен.

    Воеводы не дремали,

    Но никак не успевали.

    Ждут бывало с юга, глядь, -

    Ан с востока лезет рать!

    Чай теперь твоя душенька довольна.

    Пёс ей под ноги - и лает,

    И к старухе не пускает;

    Лишь пойдёт старуха к ней,

    Он, лесного зверя злей,

    На старуху. Что за чудо?

    «Видно выспался он худо»…

    Только полно правда ль это? (А. С. Пушкин)

    Какова смысловая роль знаков препинания?

    Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

    Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

    Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

    Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»: А вчера прислал по почте Два загадочных письма: В каждой строчке - только точки, Догадайся, мол, сама.

    Можно ли на письме обойтись без знаков препинания?

    На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи. Назначение их - указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

    Группа «Головоломки знаков препинания» собирает занимательный материал по теме «Пунктуация» и оформляет отчёт в виде конструкторов.

    «Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами.

    Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов в стихотворении?

    Был у поэта письменный стол.

    Ящиков было в нём чуть ли не сто.

    В ящиках тех помещались коробки;

    В одной – запятые, в другой были скобки,

    В третьей – тире, в остальных - …,

    Чёрточки, точки, « » и прочее.

    Письменный стол содержал он опрятно,

    Стихи сочинял он весьма аккуратно.

    Пригоршней знаки берёт из коробки,

    Иное словечко поставит он в (),

    Так же частенько и этак, и так

    Использует он! .

    Если вдруг встретится образ сомнительный,

    Сразу же ставится? .

    В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

    Поэт вместо мыслей ставит – ,

    Порою « » , порой:

    И не жалел для конца … .

    Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?

    А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

    «Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

    Что случилось бы, если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие?

    «Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания».

    «Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский)

    Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.

    Самоанализ деятельности, предполагающий ответы на вопросы:

    Что делали?

    Как делали?

    Почему делали?

    Выполнили поставленные задачи?

    Достигли цели проекта?

    Самооценка вклада ученика в работу группы

    Планируемые результаты обучения: После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

    Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..

    метапредметные

    Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    Регулятивные: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Устанавливать аналогии.

    Коммуникативные УУД: Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

    Использованные Интернет-ресурсы

    • Маршак. Знаки препинания. Стихи для детей
    • Сказка о запятой
    • Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
    • И другие (скачивайте файл)
    Скачать конспект

    Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

    Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

    Какие знаки самые распространенные

    1. Точка.
    2. Запятая.
    3. Многоточие.
    4. Двоеточие.
    5. Точка с запятой.
    6. Вопросительный знак.

    Точка

    Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

    Запятая

    Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

    Многоточие

    Ставится, если мысль не завершена.

    Двоеточие

    Точка с запятой

    Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

    Вопросительный знак

    Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

    Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

    Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

    Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

    Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.