Биографии Характеристики Анализ

Учимся дома: легко и с удовольствием! «Нет смысла пытаться делать из всех человека в вакууме»: как бросить школу и начать учиться дома.

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу — и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил — это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» — мне просто не верят. Думают, что это бравада.Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») — тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить — может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?) — тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для поступления в «хороший вуз») — это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор — совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект» . Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели — с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок — тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели — например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены «двигать» своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) — тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи — а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы — посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них — довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка — например, русский язык с его запутанными правилами .) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя — используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей . И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия… Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не будет получаться — можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно — тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет «любого» — это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот — успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами — я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: «Тебе хорошо — твои дети такие способные, они хотят учиться… А наших — не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу.» Насчет «способных» детей — спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть «способности», к чему-то — нет. И учатся дома они не потому, что «способные», а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой .

Фото Ольги Гориной

Если вы решили выбрать для своего ребенка семейное обучение, то что нужно предпринять? Какие тут есть юридические аспекты, какие возможности и какие сложности? Об этом рассказывает шеф-редактор журнала «Семейное образование» Лариса Покровская.

Несмотря на то, что семейное образование (СО) становится все более популярным, вокруг него все еще много мифов. Многие учителя и родители школьников все еще считают, что СО - для неудачников. Для тех, кто не может. И, наоборот, многие «семейники» считают, что СО - для детей мотивированных, серьезных, самостоятельных, для ориентированных на академические достижения, «2 года за год» и т.  п.

Но семейное образование - это просто одна из форм образования. Ее выбирают по разным причинам, порой с диаметрально противоположными целями. Поэтому часть «семейников» действительно достигает немалых высот в обучении, учится быстрее или больше, или то и другое вместе. А есть и те, кто благодаря СО получает возможность не подгонять ребенка под общий темп ценой невроза своего и детского или не встраивать в систему ребенка высокочувствительного, с особенностями. Есть те, кто выбрал для себя спортивную или музыкальную карьеру, и посещение школы не сочетается с ежедневными многочасовыми тренировками и репетициями. А некоторые семьи предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, - таким очень удобно СО с дистанционной сдачей аттестаций. Кто-то предпочел семейное образование школьному по религиозным или идеологическим убеждениям. Родители хотят, чтобы дети перенимали семейные ценности, а не то, чему прямо или косвенно учит школа.

Поскольку у родителей есть законное право выбирать форму получения образования и форму обучения для своего , любые причины перехода на СО законны. Нет «более правильных» или «менее правильных» причин. Каждая семья делает выбор, исходя из своих предпочтений и потребностей ребенка.

! Важно не путать семейное образование с надомным обучением, при котором дети с особенностями здоровья обучаются приходящими на дом учителями. Для обучения в форме СО не нужны медицинские показания, достаточно желания родителей и ребенка.

При всех недочетах российского законо­творчества, при наличии в законе об образовании нечетких, «размытых» формулировок, российское законодательство тем не менее считается одним из наиболее либеральных, когда речь идет о семейном образовании. У нас есть законодательно закрепленное право выбора и возможность реализовать тот самый индивидуальный подход, который в силу ряда причин не может обеспечить школа.

Шаг 1. Изучаем закон

Основной документ, в котором прописаны наши права и обязанности в части образования - это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Также полезно ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ‑1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, которые в каждом регионе свои. Не обязательно погружаться в изучение закона с головой, достаточно уделить внимание статьям, имеющим отношение к образованию вне школьных стен. Наиболее важны статьи 17, 33, 34, 58 и 63 Федерального закона об образовании.

В частности, в законе сказано, что в школе можно учиться, не только посещая ее ежедневно (очное обучение), но еще заочно и очно-заочно.

При очно-заочной форме обучения часть предметов можно изучать в школе, другую часть дома. Либо посещать школу в определенные дни, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Эти нюансы прописываются при составлении индивидуального учебного плана (ИУП). Заочная форма предполагает учебу без посещения школы, чем очень схожа с семейным образованием, однако в этом случае ребенок числится учеником школы (входит в контингент), а значит, именно школа несет ответственность за результаты его обучения. Потому и контролировать знания заочника школа предпочитает с особым пристрастием. Например, проводит аттестации чаще, либо вообще ставит годовые отметки на основании ежемесячных контрольных работ по каждому предмету.

Если же ребенок оформлен именно как обучающийся в форме семейного образования (или самообразования, когда речь идет о старшеклассниках), за результаты отвечают родители. В этом случае школа также имеет право сама устанавливать периодичность и форму проведения аттестаций (ст. 58 п. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), однако Минобрнауки рекомендует делать это «с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала» (Письмо Минобрнауки России № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г.). Захочет ли школа руководствоваться этой рекомендацией, неизвестно. Как показывает практика, все зависит от конкретной школы, к которой вы хотите прикрепиться для сдачи промежуточных аттестаций.

! В обиходе «семейниками» считают как тех, кто оформлен на семейное образование, так и тех, кто зачислен на заочную форму обучения. Ведь по сути и те, и другие в школе лишь аттестуются, а не обучаются.

Шаг 2. Информируем о выборе СО

Чтобы ребенок обучался в форме СО, не нужно ни у кого испрашивать разрешение, объяснять причины или доказывать свое право на этот выбор. Все, что мы обязаны сделать по закону,  - это уведомить о своем решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). Эти органы ведут учет детей школьного возраста и выбранных ими форм получения образования.

Система местного самоуправления и управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга отличается от других регионов. Поэтому в Москве уведомление о выборе семейной формы образования следует направлять в адрес управы района, в Санкт-Петербурге - в адрес отдела управления образованием по месту жительства.

С 1 по 9 класс заявление о выборе семейной формы пишет родитель (законный представитель), а в 10 и 11 классе - ребенок. В этом случае он информирует соответствующие органы о выборе обучения в форме самообразования. Заявление пишется в свободной форме.

! Случается, что заявление, написанное в свободной форме, «не подходит» и чиновник просит заполнить бланк «установленного образца». Это требование незаконно. Вы можете пойти навстречу и заполнить выданную вам форму заявления, либо отказаться, так как законом не установлена определенная форма.

Заявление можно отнести собственноручно либо отправить «Почтой России» заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление о вручении послужит доказательством, что документ доставлен получателю, а в описи будет четко указано, что отправляли вы именно заявление о выборе СО, а не что-то другое. Если же вы решите обойтись без почты, не забудьте распечатать заявление в двух экземплярах: один вы отдадите, а на втором вам поставят отметку о получении, чтобы вы могли, в случае чего, доказать, что предприняли все требуемые по закону действия.

! Нередко чиновники настаивают, чтобы родители указали в заявлении, в какой школе ребенок будет проходить аттестации. Иногда даже требуют принести документальное подтверждение, что вы прикрепились к школе. Это требование незаконно. Вы обязаны только проинформировать соответствующий орган, что ребенок будет обучаться на СО.

В Законе не прописаны конкретные санкции за неуведомление о выборе семейной формы образования, однако возможны проблемы иного рода. Не так уж редки случаи, когда выбор семейного образования не нравится родственникам. Или соседи вдруг обнаружат, что ваш ребенок гуляет во дворе или постоянно сидит дома в то время, когда его сверстники в школе грызут гранит наук. Среди них порой находятся довольно активные граждане, ратующие за то, чтобы ребенок получил положенное ему по закону образование. И однажды может раздаться звонок в дверь - пришла Опека. Они получили «сигнал», что некий ребенок лишен положенных ему по закону благ. Проигнорировать эту информацию они не вправе, их задача все проверить. И вот тут очень важно иметь подтверждение, что вы уведомили соответствующий орган о том, что ребенок учится дома. Если вы никого не уведомляли или не позаботились о подтверждающих документах - у вас могут быть проблемы.

! Иногда при подаче уведомления о выборе СО чиновник пытается навязать вам конкретную школу для прикрепления. Это незаконно. Родители имеют право выбрать общеобразовательную организацию (ст. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Шаг 3. Выбираем школу для прикрепления

Правильный выбор школы для прикрепления может существенно облегчить жизнь. Как часто вы хотите проверять знания ребенка? Достаточно ли вам своего родительского контроля или важно чаще получать обратную связь от школы? Насколько жесткий (или, наоборот, мягкий) контроль вы бы предпочли, с учетом индивидуальных особенностей ребенка? Хотите ли очно взаимодействовать с учителями или же минимизировать контакты со школой? Устроит ли вас аттестация в формате теста или же, на ваш взгляд, она должна напоминать полноценный экзамен? Даже если вы четко понимаете, чего хотите, школа, скорее всего, не удовлетворит все ваши запросы. Но попытаться договориться с администрацией или найти наиболее подходящую школу все же стоит.

Для оформления и заочной формы обучения, и семейного образования нужно написать заявление в той школе, с которой вы хотите сотрудничать.

Только в первом случае вы заключите договор со школой на заочное обучение, и ребенок будет считаться учащимся школы (заочником), а во втором - школа заключит с вами договор на проведение аттестаций (договор об экстернате), а ребенок на время прикрепления к школе будет называться экстерном. В обоих случаях в договоре будут прописаны ваши взаимоотношения со школой, в том числе порядок прохождения аттестаций (их количество, форма, частота, сроки проведения).

Если ребенок уже учится в школе очно, нужно написать заявление о переходе на СО (если вы хотите сдавать аттестации в той же школе), либо отчислиться из этой школы, а затем обратиться в школу, выбранную вами для сдачи аттестаций и написать там заявление на обучение в семейной форме. Формы заявлений можно легко найти в Интернете, либо взять непосредственно в общеобразовательной организации.

Некоторые школы готовы принимать «семейников» в течение всего учебного
года, другие устанавливают дату, после которой прикрепиться для сдачи аттестаций уже невозможно.

! Ребенок, прикрепившийся к школе для сдачи аттестаций, считается экстерном и может пользоваться академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (перечень прав - в ст. 34 закона «Об образовании»).

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей - столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас - это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей - самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

Это может вам пригодиться:

Список альтернативных и семейных школ г. Москвы и некоторых других городов (Верующим людям следует внимательно изучить этот список. Не все школы, перечисленные в нем, по своим мировоззренческим установкам совместимы с православным воспитанием ребенка. Однако такие школы составляют лишь небольшую часть этого подробнейшего спис­ка.  - ред.)

Шаг 5. Сдаем аттестации

Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.

Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.

Однако, если нет желания сдавать аттес­тации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем - за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.

Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.

Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.

А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе - ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.

Где можно сдавать аттестации дистанционно:

  • Международная школа завтрашнего дня (МШЗД), г. Москва. Оформление на заочную форму обучения. Ежемесячные письменные контрольные работы по каждому предмету. Дистанционно.
  • Частная школа «Центр обучения детей и взрослых» (ЦОДИВ), г. Санкт-Петербург. Разные формы обучения. Можно прикрепиться только для сдачи аттестаций (семейное образование), либо для онлайн-обучения (заочный онлайн-класс). На семейном образовании - аттестации в формате тестов, 1 раз в год по каждому предмету, в удобное вам время, онлайн.
  • Экстерн-офис, г. Новосибирск . Посредник, предоставляющий платформу для онлайн-аттестаций, а также для обучения и написания тренировочных работ. Сотрудничает со школами Новосибирска и Москвы (официально обучающийся прикрепляется к одной из этих школ, а аттестацию сдает через Экстерн-офис). Аттестации онлайн, система обучения - модульная (выучил предмет - сдал, затем следующий предмет). Формат аттестаций - развернутые ответы на вопросы, письменно. Ведется видеозапись процесса аттестации.
  • Домашняя школа Интернетурок.ру . Посредник, сотрудничает со школами Москвы и Санкт-Петербурга. Оформление на семейную форму образования. Обучение + аттестации. Домашние задания, контрольные онлайн.

При неудовлетворительной сдаче аттестации создается комиссия для приема пересдачи, пересдавать предмет можно не более двух раз. Если академическая задолженность не будет ликвидирована в установленные школой сроки, ребенок по закону обязан перейти на очную форму обучения (ст. 58 п. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

Шаг 6. Решаем вопрос социализации

Социализация - один из главных мифов семейного образования. Многим сразу представляется бедный ребенок, которого мама насильно удерживает дома, никуда не пускает, не дает общаться со сверстниками. Этот миф основан на иллюзии, что в школе дети общаются. Но если понаблюдать за происходящим на переменах, чаще всего мы увидим детей, играющих в игры на телефонах. И других детей, которые смотрят, как те играют в игры. Общения, по сути, нет.

Получается, что пресловутая социализация - проблема, касающаяся всех детей и подростков, вне зависимости от того, где и как они учатся. И решать эту проблему проще, обладая достаточным количеством свободного от учебы времени, чем как раз не могут похвас­таться современные школьники.

Где же общаются дети, не посещающие школу? На кружках и в секциях по интересам; в физических и химических лабораториях; в походах и семейных/подростковых лагерях; на фестивалях свободного образования; в поездках в музеи, парки, на пикник, на раскопки, которые часто организуются несколькими (а иногда и многими) семьями совместно; на соревнованиях; в альтернативных/семейных школах…

! Клуб поддержки семейного образования, Москва - сообщество родителей, обучающих детей в форме СО, и интересующихся. Проводятся общие встречи на природе, театральные фестивали, семейные лагеря. В группе сообщества в Facebook можно найти список локальных сообществ Москвы и Подмосковья и много другой полезной информации.

Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию, юридический практик, председатель МОО «За права семьи», автор книги «Без школы», а также автор идеи первой в России социальной сети «Учимся дома»: : В России есть несколько способов и несколько законных режимов, чтобы осуществлять такое образование. Именно домашнее образование исторически было первым и главным способом обучения детей. Школа появляется как помощь семье, причем необязательная — из интервью «Правоведу» .

Впервые обязательное и принудительное образование детей возникает в Пруссии периода ее активной милитаристской экспансии, и цель этой системы состояла в том, чтобы подготовить из детей идеальных служащих, рабочих, военных для государства, которое активно военно расширяется. Система обязательного образования детей, исходя из истории, — это явление тоталитарного государства».

— Является ли семейное образование допустимой альтернативой школьному? Информированы ли родители о возможности такого вида образования? Что говорит действующий Федеральный Закон об образовании?

Парфентьев: «Согласно ст. 52 п. 4 Закона об образовании, все родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. В соответствии с действующим законодательством (ст. 63 СК РФ, ст. 52 Закона об образовании) именно родители, а не школа, отвечают за образование ребенка. Именно родители имеют право не только выбора образовательного учреждения, но и формы получения образования ребенком. При этом, никаких ограничений на эту форму не накладывается. Закон также не требует от родителей и педагогического образования.

Дети-инвалиды могут получать надомное обучение, когда учителя из школы приходят на дом. Семейное образование и экстернат доступны всем детям без ограничений по здоровью. При этом, родители сами отвечают за организацию процесса обучения. При семейном образовании, в школе дети только проходят промежуточные и итоговые аттестации.»

— Требуется ли присутствие родителя дома, и как это возможно для современных родителей? Что отметили круглом столе в общественной палате?

Парфентьев : В домашнем образовании мы успешно реализуем то, к чему пока еще только стремится реформа образования школьного».

— Почему лучше учиться в семье?

Парфентьев : Исследования показывают, что при социализации в школе ребенок оказывается в искусственно созданной одновозрастной среде сверстников. Семья — структура более сложная, и за счет этого ребенок оказывается вовлечен в разные социальные взаимосвязи, тянется к уровню более старших членов семьи, более ответственных. Семейное образование опирается на образовательную культуру семьи, то есть ребенок перенимает отношение к познанию и учебе со стороны самих родителей.

— Каким будет новый законопроект об образовании и какое место там занимает «семейное образование». Чем отличаются поправки в Закон об образовании в разных регионах?

Парфентьев: До 2004 года ФЗ предусматривал компенсацию, соответствующую финансирования ученика в школе. В настоящий момент компенсация осталась лишь в нескольких регионах, в т.ч. в Москве. Мы считаем это дискриминацией.

Как законом отрегулированы такие формы обучения, как экстернат, самообразование, семейное образование и в чем их отличия?

Парфентьев: «Семейное образование сейчас на федеральном уровне не отрегулировано никак, особенно в тех регионах, где нет и региональных положений о семейном образовании, — все оказывается на усмотрение школы. Бывают ситуации, когда школа требует чуть ли еженедельной сдачи аттестации, посещения школы, что не соответствует специфике семейного образования, и попросту безграмотно».

Ярким примером успешных результатов обучения вне школы стало выступление 13-летнего Логана ЛаПланта на знаменитой конференции TEDx. Два года назад американский подросток вышел на сцену Университета Невады и рассказал о том, как он бросил школу, поскольку там, заявил Логан, он не смог бы стать здоровым и счастливым человеком. Помимо того, что речь подростка звучала не хуже презентации любого взрослого спикера конференции, ее содержание было настолько убедительным, что заставило бы даже самых ярых скептиков пересмотреть свои взгляды на альтернативное образование.

Логан ЛаПлант на TEDx. Фото: www.tedxuniversityofnevada.org

Как объяснил Логан, для гармоничного развития человека нужно несколько составляющих - спорт, правильное питание, время на природе, помощь окружающим и сотрудничество, отношения, развлечения, отдых и духовное развитие. И к сожалению, школа часто не уделяет внимания этим вещам, заставляя детей сидеть на уроках и учить то, что им не нравится. Родители Логана отказались от традиционной школы, когда ему было 9 лет. В итоге подросток стал сам изучать школьную программу, но только более интересным и необычным способом, который позже он называл «хакскулингом».

- Как выглядит моя школа? Как большинство детей, я изучаю математику, историю и писательское мастерство. Раньше я не любил писать эссе, потому что учителя заставляли меня рассказывать в них о бабочках и радугах. А я хотел писать о лыжном спорте. К счастью, хорошая подруга моей мамы открыла Детскую горнолыжную академию, где я мог писать, основываясь на своем опыте и своих интересах, задавая вопросы потрясающим экспертам по всей стране. И это развило во мне любовь к писательскому мастерству. Я понял одну вещь: если у тебя есть мотивация, то ты можешь сделать многое за короткое время.
«Взламывать» физику было весело. Мы изучали Ньютона и Галилео, испытывая основные физические явления. Мне очень нравился огромный маятник Ньютона, который мы сделали из шаров бочча. <…> Также для меня очень важно время, которое я провожу на природе. Находясь в тишине и спокойствии, я отключаюсь от реальности. Один день в неделе я провожу полностью на природе. Мы учимся выживать в дикой местности с помощью одного ножа. Мы учимся слушать природу, чуствовать окружение. У меня появилась духовная связь с природой, о существовании которой я и не подозревал. Но самое лучшее - это то, что мы делаем дротики, луки и стрелы, разжигаем огонь и собираем палатки для ночлега.

Концепция «хакскулинга», придуманная Логаном, доступна каждой семье. Правда, есть страны, в которых семейное образование (CO) запрещено: например, в Германии попытка обучать детей дома карается штрафами и может привести к лишению родительских прав. В России же форма семейного образования утверждена законом. Родителям, решившим обучать ребенка самостоятельно, достаточно уведомить местный орган самоуправления о своем выборе. Они имеют право прийти в школу по месту жительства, и по закону школа не может отказать в организации аттестации. Но сдавать экзамены ежегодно не обязанность, а право ребенка, так что хоумскулеры могут до 9 класса не появляться в школе. Ученикам нужно пройти только итоговую аттестацию перед ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Хотя в России и есть законодательная база для обучения вне школы, учителя по-прежнему относятся к такой системе с недоверием и заключать договор с родителями хоумскулеров не спешат. Вот одна из историй о том, как завуч петербургской школы развернула целую кампанию против отца, который из-за частых болезней сына решил обучать его дома:

Отрывок из материала, опубликованного в газете « Бумага »:
- СО - это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь.
Учителя разделились на два лагеря: кто ничего не понял, но помогал, и кто ничего не понял, да и ладно. Первые были готовы бесплатно помочь по любому вопросу, будь то контрольная или помощь с уравнением. Вторые же были решительно против и придерживались «лагеря» завуча. Например, учительница истории сказала, что будет ставить только «хорошо» за работу в тетради, но при этом сказала, что у нее нет времени на какие-то там глупости с личными ответами. С физикой интересно: за нее отвечает завуч, поэтому к нам прикрепили отряд отборных физиков-«завальщиков», которые в итоге смогли нам нарисовать «удовлетворительно» в журнале.
СО - это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость. Если вы обладаете первым, но со вторым проблемы, готовьте или кошелек, или железные нервы. Главное попробовать, опыт никогда еще не был лишним.

С подобными проблемами сталкивается почти каждый родитель, выбравший для своего ребенка семейную форму обучения. Главными и практически единственными источниками информации о СО для родителей по-прежнему остаются группы в социальных сетях, форумы и тематические сайты. Поэтому одна московская мама Оксана Апрельская, встретившись с другой мамой хоумскулера Ларой Покровской, решила запустить журнал «Семейное образование», посвященный сложностям обучения детей вне школы и разнообразию способов, как такую учебу можно огранизовать. Собрав команду из единомышленников, мамы подготовили и сверстали первый номер журнала, и, чтобы отдать тираж в печать, начали сбор средств на сайте Planeta.ru. Всю сумму удалось получить за 12 дней до окончания кампании, и 7 сентября вышел тираж первого номера. Сейчас журнал можно заказать в печатной или электронной версии, а некоторые статьи доступны на сайте semeynoe.com .

Видео: http://planeta.ru/campaigns/semeynoe

Мы поговорили с Оксаной о том, почему людям важно знать о семейном образовании и как она сама учит 8-летнюю дочь Сашу.

Фото с сайта: http://www.semeynoe.com/

Судя по тому, что необходимую сумму для выпуска журнала вы собрали раньше срока, идея оказалась востребованной. Как вы считаете, почему? Неужели так много родителей хотят оставить детей дома и самостоятельно заняться их обучением, забыв про карьеру?

Актуальной тема мне кажется не только потому, что родители видят: массовая школа не справляется с задачей образования и воспитания. Они хотят брать ответственность за детей на себя, а не делегировать их государственной машине. На самом деле причин отказа от услуг государственных школ может быть масса. Примерно столько же, сколько семей хоумскулеров. Можно выделить несколько классов причин: мировоззрение, потребности детей и потребности семьи, возможность регулировать образовательный процесс в соответствии с этими потребностями и взглядами. То есть это тот самых индивидуальный подход, о котором так любят говорить в контексте образования.

Кроме того, семейное обучение не означает конец карьеры. Во втором номере журнала у нас как раз будет большой материал о том, как родители совмещают работу и обучение детей дома.

Вы сказали, что у каждого родителя, выбравшего семейное образование, своя личная причина. Если говорить о вашей семье, почему вы не захотели отдавать свою дочь в школу?

Дело в том, что образовательные цели нашей семьи несколько отличаются от того результата, к которому стремится массовая школа.

Для нас ключевая цель сейчас - поддержка природного любопытства, познавательного интереса ребенка. Поэтому нам не подходит готовая, заранее определенная программа, от которой в рамках общеобразовательной школы если и можно отступать, то лишь условно. Мы хотим научить дочь добывать и анализировать информацию. Поэтому нам не подходят фронтальные уроки, где знания преподносятся либо в упрощенном виде, либо - в слишком концентрированном и готовом виде: ни в том ни в другом случае у ребенка не остается возможности разобраться самому. Мы хотим научить Сашу прислушиваться к себе, искать и находить свои собственные интересы. Поэтому стараемся очень внимательно относиться к ее потребностям, отвечать на все вопросы или искать ответы вместе.

- Где изначально брали информацию о том, как учить ребенка дома?

Информацию черпали в основном из интернета. То ощущение, что мы не одиноки в своем выборе и что семейное обучение - это не такая уже маргинальная тема, как обычно кажется снаружи, я получила на встрече хоумскулеров. А внутреннюю опору нашла в книгах Холта, Иллича и в поддержке мужа, который на самом деле и был инициатором нашей истории с семейным обучением.

- С какими сложностями столкнулись, а какие трудности оказались больше надуманными, чем реальными?

Для меня самой большой сложностью оказалась встреча с собственными ожиданиями и их несовпадением с реальностью. Это частое явление в жизни вообще, но одно дело - быт и работа, а другое - образование ребенка. Оказалось, что я совершенно не была готова к такому повороту. Думала, что у нас будет программа, предметы, два класса за год и так далее. Но первый год хоумскулинга моей дочери Саши показал, что это совсем не нужно ни ей, ни мне. Пришлось как следует поработать над собой, чтобы принять ситуацию, перестать доказывать себе, что Саша не хуже других абстрактных детей. Ведь я это и так знаю! Но привычные паттерны, стремление к сравнению и оцениванию так прочно вбиты в наши головы, что избавиться от них оказалось для меня самым сложным делом. А когда человек разобрался с ожиданиями, надуманными ему начинают казаться все остальные проблемы.

- Когда родителям нужно задуматься о домашнем обучении?

Сложно сказать, когда нужно задумываться о воспитании, об образовании, о жизни, обо всем на свете. Когда придет время выбирать образовательную траекторию, наверное. Рано или поздно такой момент наступает. Кто-то предпочитает совсем не париться и идет в районную школу, кто-то ищет для своей семьи самую лучшую школу из доступных, а кто-то выбирает менее традиционный путь.

Среди наши читателей есть родители малышей, еще не отметивших свой первый день рождения, а есть и родители взрослых школьников, которые ищут свой путь.

- Нужно ли готовить дошкольников к семейному образованию?

Не думаю, что дошкольников как-то готовят к семейному образованию. Хотя Алексей Карпов, папа с девятнадцатилетним опытом семейного обучения своих детей-хоумскулеров, предлагает приучать маленьких детей к организованным занятиям, дисциплине и т.п. Но это лишь один из вариантов. Я не придерживаюсь такого подхода.

На какие вопросы нужно ответить родителям, чтобы понять, что семейное обучение - это модель, которая им действительно подходит?

Мне кажется, самое важное - понять, зачем это нужно вашей семье. Чего вы хотите достичь, к чему прийти. Зачем хоумскулинг маме, папе, ребенку. Определить приоритеты: что важно, что не важно. Поставить цель. Это сильно упрощает жизнь в дальнейшем.

Обычно, когда семья принимает решение оставить ребенка учиться дома, первым делом все бегут искать методики, волшебные средства, которые магическим образом сделают всю школьную работу, но только дома. Такой вариант передачи ответственности уже не школе, а методике.

Но когда понятны цель, задачи и приоритеты, выбор методики уходит на второй план. Если, например, цель - дать способ познания мира, становится неважно, полюбит ли ребенок читать. Этих способов миллион, и чтение не самоцель. Можно слушать аудиокниги или музыку, можно смотреть глазами, щупать руками - это все разные способы познания. А можно бесконечно страдать самим и мучить ребенка, вызывая ненависть к чтению, только лишь потому, что средство - чтение - перепутали с целью.

Но если говорить про конкретные предметы, учебную программу, то как строится семейное образование? Родители сами объясняют ребенку предметы или приглашают репетиторов?

Ваш вопрос объясняется как раз школьным опытом и представлением о том, что познание равно сидению за уроками и сдаче экзаменов. Но хоумскулинг - разный, неодинаковый для всех. Даже в рамках одной семьи сложно говорить о том, как строится день, потому что строится он каждый раз по-разному. Понимаю, что это не то, что вы хотите услышать, но тут вы попали в ту же ловушку, что и многие семьи, которые только начинают внешкольный путь: вы просите технологию, а ее нет. И то, что происходит в нашей семье, скорее всего, не подойдет другой.

Иногда каждый наш день может быть непохожим на другой, а иногда - целая неделя одинаково по-домашнему ленивая. Иногда мы всю неделю ездим по моим рабочим встречам, где Саша либо играет с братом или другими детьми, либо слушает, о чем я говорю с собеседником. И таким образом включается в мою жизнь и работу, знакомится с интересными людьми, видит, насколько разные люди и насколько разными вещами они занимаются. Иногда мы просто сидим дома, я работаю, а дети занимаются своими делами. Мы не нанимаем репетиторов и не обучаем Сашу сами. Обучение происходит без отрыва от жизни, в фоновом режиме: сходить в магазин, приготовить обед (прикинуть стоимость покупок и сдачу, разобраться в пропорциях). Съездить на другой конец Москвы и по дороге обсудить историю метрополитена (топография, история). Посмотреть фильм, почитать книгу, принять участие во «взрослом» разговоре на самые разные темы - от новостей науки до бытовых вопросов - или даже просто послушать его. Это и есть образование, обучение, познание. У нас нет каких-то специально выделенных часов для учебы за столом, рабочих дней или каникул. Мы просто живем, работаем и учимся каждый день друг у друга. Пробовали с помощью онлайн игр осваивать математику и английский, но игры быстро надоедают - жизнь интереснее.

Саша ходит в кружки, которые выбирает сама по своим интересам. Пока это третий год капоэйры (а это не только физическая активность, но и бразильская культура, музыка и португальский язык), второй год робототехники (а это физика, математика, радиоэлектроника: наша роботехника не похожа на кружки лего-конструирования, у нас олдскул, как раньше в домах юных техников, с паяльником и вытачиванием деталей), немного шахмат, и в этом году она заинтересовалась английским языком.

Сколько семей, столько и вариантов семейного обучения. Все зависит от той цели, которую преследует конкретная семья, от возможностей и потребностей. Например, если цель - получить аттестат зрелости без нервов и лишнего напряжения, можно прикрепиться к школе по месту жительства, получить там учебники и брать консультации у учителей. Можно запросто обойтись без репетиторов. Если цель другая, то и средства ее достижения могут быть иными. Можно набрать множество кружков по всем предметам, нанять репетиторов, пойти в семейную «школу» и т.п.

- Все ли семьи могут себе позволить обучать ребенка дома?

Наверное, нет. Если вопрос в деньгах, то семейное образование не дороже школьного. Но зато это очень ответственный выбор. Не каждый родитель решится отказаться от возможности передать львиную долю ответственности за будущее своего ребенка кому-то еще - учителю, завучу, директору, президенту. Ведь в неудаче виноват будешь ты сам, а это, прямо скажем, не очень приятное чувство.

А всем ли детям подходит такая форма обучения? Есть же, например, очень активные дети, которым необходимо контактировать с большим количеством людей, бегать и прыгать на переменах.

Бегать и прыгать можно не только на переменах, и как раз активным детям, как мне кажется, будет сложно 40 минут сидеть без движения, когда можно было бы в это время стоять вниз головой или ходить «колесом». Но на самом деле дети, которые прекрасно себя чувствуют в школе, конечно, есть и их немало.

Мы как раз ратуем за то, чтобы у каждой семьи была информация и возможность выбрать тот вариант обучения и социальных активностей, который подходит именно их ребенку.

Многие боятся, что дети без школы, без сообщества одноклассников, будут асоциальными и не смогут приобрести необходимые навыки коммуникации. Есть ли в реальности такая проблема?

Проблема социализации надумана, а значимость роли школы в этом процессе сильно преувеличена. Большинство взрослых людей ходило в школу, но не обладает необходимыми навыками коммуникации. Все люди разные: кто-то рождается со страстью к общению и мощнейшей харизмой, кто-то замкнут и обществу предпочитает уединение. Нельзя всех людей заставить быть одинаково общительными. И не нужно.

Если снова вернуться к вашему опыту, то как вы оцениваете результаты семейного обучения для Саши? Отличается ли она от своих сверстников, которые учатся в школах? Стала ли она более способна к учебе?

Я перестала сравнивать своего ребенка с другими детьми. И раньше не особо стремилась к этому, а сейчас почти совсем ушла от этой практики, поэтому не знаю. Рискну предположить, что она знает (или не знает) примерно столько же, сколько и ее ровесники. В чем-то лучше, в чем-то хуже. Все люди разные, так и дети тоже разные, и нет смысла пытаться делать из всех сферического гармоничного, разбирающегося одинаково хорошо во всех областях знаний человека в вакууме.