Биографии Характеристики Анализ

«Учимся говорить публично» Владимир Шахиджанян. «Учимся говорить публично» Владимир Шахиджанян Мы молчим, мы думаем

Учимся говорить публично.

Введение.

Человек должен употребить первую часть своей жизни на то, чтобы беседовать с мертвыми (читать книги); вторую - на то, чтобы разговаривать с живыми; третью - на то, чтобы беседовать с самим собой". (П.Буаст)

Буаст Пьер (1765-1824) - французский лексикограф, моралист и философ.

Вот еще его афоризм:

«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее - одна из главных его потребностей. Распространять ее - самая дорогая его свобода».

Хорошо сказал, не правда ли?

Вы взяли в руки книгу «Учимся говорить публично». Привлекла, заинтересовала? Или вы хотите научиться выступать публично? Не бояться слушателей, говорить спокойно, интересно, эмоционально, заразительно? Вы хотите научиться убеждать других?

Вы преподаватель, начальник, владелец фирмы или политик?

Я не знаю, кто читает сейчас эти строчки.

Но я надеюсь попасть в хорошие руки.

Мы должны познакомиться.

Всегда легче говорить (общаться) с человеком, которого знаешь. Вы согласны?

Итак, коротко о себе.

Мне 63 года. Преподаю в Московском государственном университете на факультете журналистики. Веду спецсеминар «Психология журналистского творчества».

Что еще сообщить о себе?

Родился в Ленинграде. И всю блокаду прожил в осажденном городе.

Зачем я об этом пишу?

Сейчас поймете.

Я слишком поздно заговорил. До 12 лет сильно заикался и невероятно этого стеснялся. К 19 годам от заикания избавился.

Но был застенчив. Однако хотел общаться, выступать, рассказывать.

Как найти нужную фразу? Как завладеть залом? Как донести свое слово?

Я долго искал ответы на эти вопросы.

Читал разные книги об ораторском искусстве. Прошел курс сценической речи.

Уже потом я был лектором, педагогом, режиссером, журналистом, работал некоторое время на радио.

Сегодня продолжаю совершенствоваться. Учиться нужно всю жизнь.

Где родился мой курс «Учимся говорить публично»?

На страницах журнала «Студенческий меридиан». Несколько раз я проводил занятия очно.

Можно ли научиться выступать публично? Ответ однозначный: конечно. Но нужно заниматься.

Если вы выполните все предлагаемые задания, гарантирую: в значительно степени разовьете свои способности к публичным выступлениям.

Над книгой «Учимся говорить публично» я продолжаю работать.

Надеюсь, что через год выйдет более полное издание, где будут словарь трудных слов, раздел по истории слова, больше упражнений по развитию дикции, письма тех, кто прошел мой курс.

Вот, собственно, и все предисловие к курсу, который вы держите в руках.

Постарайтесь не просто пролистать странички, а позаниматься. Тогда успех гарантирован. Ведь наш успех зависит только от нас.

Желаю вам удачи и радости. Хороших занятий.

И, конечно, я признателен «Российской газете», выпустившей мой труд в свет. Всегда надо помнить тех, кто тебе помогал.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

Все зависит только от вас.

Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. (Станислав Ежи Лец)

Неужели вас привлекли наши занятия и вы начали читать первый урок?

Абсолютное большинство деловых людей мечтает о том, чтобы говорить ясно и убедительно.

Многие уверены, что они хорошо говорят, и искренне удивляются, обнаружив, что их плохо слушают.

Представьте, что вы не читаете этот материал, а как бы слышите меня. Что вам понравилось, а что не понравилось в первой фразе?

Стоп: пока не ответите на поставленный вопрос, не читайте дальше.

Жаль. Значит, вы человек нетерпеливый, не любящий задумываться над поставленными вопросами, скорее надеетесь на свою интуицию, нежели на работоспособность и знания, да и не очень уверены в себе. Впрочем, это - отступление от главной темы.

Хорошо, что первая фраза началась с вопроса, то есть я как бы приглашаю вас в соавторы, вызываю у вас ту или иную реакцию, а в то же время, согласитесь, фраза длинна и ее лучше закончить на пятом слове - занятия, остальное - лишнее, обычное многословие. (Пожалуйста, вернитесь к первой фразе, проанализируйте ее.)

Введение.

Человек должен употребить первую часть своей жизни на то, чтобы беседовать с мертвыми (читать книги); вторую - на то, чтобы разговаривать с живыми; третью - на то, чтобы беседовать с самим собой". (П.Буаст)
Кто автор этого высказывания?
Буаст Пьер (1765-1824) - французский лексикограф, моралист и философ.
Вот еще его афоризм:
«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее - одна из главных его потребностей. Распространять ее - самая дорогая его свобода».
Хорошо сказал, не правда ли?
Вы взяли в руки книгу «Учимся говорить публично». Привлекла, заинтересовала? Или вы хотите научиться выступать публично? Не бояться слушателей, говорить спокойно, интересно, эмоционально, заразительно? Вы хотите научиться убеждать других?
Вы преподаватель, начальник, владелец фирмы или политик?
Я не знаю, кто читает сейчас эти строчки.
Но я надеюсь попасть в хорошие руки.
Мы должны познакомиться.
Всегда легче говорить (общаться) с человеком, которого знаешь. Вы согласны?
Итак, коротко о себе.
Мне 63 года. Преподаю в Московском государственном университете на факультете журналистики. Веду спецсеминар «Психология журналистского творчества».
Я автор книг " Мне интересны все люди ", " 1001 вопрос про ЭТО ", «СОЛО на пишущей машинке» и курса «СОЛО на клавиатуре».
Что еще сообщить о себе?
Родился в Ленинграде. И всю блокаду прожил в осажденном городе.
Зачем я об этом пишу?
Сейчас поймете.
Я слишком поздно заговорил. До 12 лет сильно заикался и невероятно этого стеснялся. К 19 годам от заикания избавился.
Но был застенчив. Однако хотел общаться, выступать, рассказывать.
Как найти нужную фразу? Как завладеть залом? Как донести свое слово?
Я долго искал ответы на эти вопросы.
Читал разные книги об ораторском искусстве. Прошел курс сценической речи.
Уже потом я был лектором, педагогом, режиссером, журналистом, работал некоторое время на радио.
Сегодня продолжаю совершенствоваться. Учиться нужно всю жизнь.
Где родился мой курс «Учимся говорить публично»?
На страницах журнала «Студенческий меридиан». Несколько раз я проводил занятия очно.
Можно ли научиться выступать публично? Ответ однозначный: конечно. Но нужно заниматься.
Если вы выполните все предлагаемые задания, гарантирую: в значительно степени разовьете свои способности к публичным выступлениям.
Над книгой «Учимся говорить публично» я продолжаю работать.
Надеюсь, что через год выйдет более полное издание, где будут словарь трудных слов, раздел по истории слова, больше упражнений по развитию дикции, письма тех, кто прошел мой курс.
Вот, собственно, и все предисловие к курсу, который вы держите в руках.
Постарайтесь не просто пролистать странички, а позаниматься. Тогда успех гарантирован. Ведь наш успех зависит только от нас.
Желаю вам удачи и радости. Хороших занятий.
И, конечно, я признателен «Российской газете», выпустившей мой труд в свет. Всегда надо помнить тех, кто тебе помогал.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

Все зависит только от вас.

Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. (Станислав Ежи Лец)
Неужели вас привлекли наши занятия и вы начали читать первый урок?
Абсолютное большинство деловых людей мечтает о том, чтобы говорить ясно и убедительно.
Многие уверены, что они хорошо говорят, и искренне удивляются, обнаружив, что их плохо слушают.
Представьте, что вы не читаете этот материал, а как бы слышите меня. Что вам понравилось, а что не понравилось в первой фразе?
Стоп: пока не ответите на поставленный вопрос, не читайте дальше.
Трудно?
Начали читать?
Жаль. Значит, вы человек нетерпеливый, не любящий задумываться над поставленными вопросами, скорее надеетесь на свою интуицию, нежели на работоспособность и знания, да и не очень уверены в себе. Впрочем, это - отступление от главной темы.
Хорошо, что первая фраза началась с вопроса, то есть я как бы приглашаю вас в соавторы, вызываю у вас ту или иную реакцию, а в то же время, согласитесь, фраза длинна и ее лучше закончить на пятом слове - занятия, остальное - лишнее, обычное многословие. (Пожалуйста, вернитесь к первой фразе, проанализируйте ее.)
Наш курс - серия упражнений (этюдов).
Выполните все (этюды) упражнения, гарантирую: вы станете говорить в два раза лучше, чем говорите сегодня.
Не выполните - что ж, тогда и претензии не принимаются. Впрочем, как я понимаю, претензий не будет, ибо вы просто-напросто не станете заниматься.

Этюд 1.

Придумайте свое, оригинальное начало для выступления перед теми, кого вы хотели бы увлечь идеей заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично».
Может быть, стоит начать с умной цитаты? В этом случае вы застрахованы от неудачи. Умную мысль, которую цитирует выступающий, слушатели обычно воспринимают с интересом, а сам оратор тут же поднимается в их глазах - смотрите, какие хорошие и умные слова он произносит, не свои, правда, цитирует, но ведь верные слова подобрал и произносит их, не заглядывая в бумажку. Значит, человек образованный.
Прочтите несколько цитат. Выберите из них самую, на ваш взгляд, удачную для начала собственного выступления.
Франсуа де Ларошфуко (1613-1680)
Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим.
Наш ум ленивее, чем тело.
Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.
Блез Паскаль (1623-1662)
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
Красноречие - это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще какие-то черточки, он создает не портрет, а картину.
Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе.
Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива.
Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим - настолько они были уместны; это знак, что все надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение - не порок, ибо единого правила тут не существует.
Подумайте: а зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать?
Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Еще четыреста лет назад известный французский мыслитель (философ, писатель, политик) говорил...» и дальше пойдет выученная вами цитата.
Еще лучше, если вы не преминете заметить:
- Как вы знаете, еще четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал...
И пусть девяносто процентов слушателей впервые слышат это имя от вас - поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, а многим почему-то (какой странный пассаж - почему-то!) неудобно признаваться в собственной необразованности и неловко спросить: а кто такой этот Блез Паскаль и чем он знаменит?
Проведите психологический опыт, спросите своих знакомых, нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша.
Запишите их ответы.
Сколько человек задаст вопрос: а кто он, собственно, такой - Нянаждихаш?
Кто коротко ответит вам: увы, к сожалению, нет?
Только, пожалуйста, фамилию выучите как следует и произносите ее громко, четко, с уверенностью в голосе.
(Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, нужно произносить фамилии, имена и отчества как можно четче!)
Это действительно известный вам человек. Кто? Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Все поняли? Улыбнулись? А может быть, рассердились...
Составьте список вопросов:
Что вам известно о Нянаждихаше?
Нет ли у вас книг Нянаждихаша?
Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором недавно была большая телепередача?
(Продолжите список вопросов, которые вы будете задавать своим знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Проанализируйте их ответы и попробуйте составить юмористический отчет по этому поводу.)
Мы еще много раз будем возвращаться к этой теме - как правильно начать выступление? Думаю, что и отдельное занятие посвятим, ибо удачное начало - залог успеха.
Только пожалуйста, не начинайте свою речь с таких предложений:
- Я хочу начать свое выступление... (Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу.)
- Если вы позволите, то я начну говорить... (Зачем спрашиваете, если все равно начнете, не дожидаясь ответа слушателей?)
- Мне хочется сказать вам... (Хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить.)
- Я очень волнуюсь, мне трудно говорить... (В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, возможно, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают.)
- Вот здесь, как вы слышали, многие говорили, что... (Сколько сорных слов, все они свидетельствуют о неуверенности выступающего и расхолаживают собравшихся.)
- Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну... (Наихудший вариант начала, ибо большинство сидящих в зале подумают: лучше бы ты и не выходил...)
Задание: пожалуйста, продолжите ряд плохих начал. Выпишите их, запомните и постарайтесь избегать.
Наша школа рассчитана на длительное время. Когда и сколько вы будете заниматься, конечно, решаете только вы. Мой совет - учиться каждый день. Тогда вы быстрее освоите курс и добьетесь результата.
Настрой на серьезные занятия - это десять процентов успеха.
Предвижу сложность: каждый человек, согласитесь, мечтает о быстром успехе. Можно за полчаса отучить (закодировать) человека от пьянства, если он, конечно, мечтает бросить пить и его решение вылечиться твердое.
Но за один день, за месяц научить хорошо говорить, увы, невозможно.
Все мы любим результат, но не очень любим процесс. А без изнурительного (мой долг преподавателя - напомнить эту банальную истину!) труда вы не достигнете хорошего результата.
Предлагаемый курс проверен мною на участниках семинара «Психология журналистского творчества», который я более двадцати лет веду на факультете журналистики. Но там очные занятия. Проводил я и заочные занятия среди читателей журнала «Студенческий меридиан».
Прошу вас серьезно обдумать несколько условий, которые я как преподаватель ставлю перед вами. Если вы их примете, гарантирую успех.
1. Заниматься нужно практически ежедневно, как минимум, по часу в день. Для этого не обязательно выделять специальный час. Можно учиться во время поездки на работу, при просмотре телевизионных передач, на лекциях, находясь в компаниях. Особенность курса и его отличие от других, известных мне, в том, что он строится как курс практической психологии, с включением в жизненные ситуации.
2. Желательно полное выполнение заданий. Нравится вам задание или нет, выполнить его надо. Основа - доверие мне как вашему учителю. Больше веры, меньше критики. Не обсуждать, а делать. Особенно первые десять упражнений.
3. Обязательная ежедневная фиксация выполненных упражнений. Желательно не просто фиксировать, а анализировать, то есть подробно записывать, как вы выполняли упражнение: что получилось, что не вышло и почему, о чем подумалось при выполнении тех или иных заданий?
4. Непременно найти полигон для испытаний. Полигоном могут стать учебная группа, ваш рабочий коллектив, соседи по дому, попутчики в купе поезда, с которыми вам приходится иногда вместе совершать поездки, ваши домашние. Желательно, чтобы с этими людьми вы относительно часто встречались, чтобы могли проверять на них свое умение говорить. Еще лучше найти двух-трех человек, которые согласились бы заниматься вместе с вами. Совместное выполнение упражнений, взаимный контроль за результатами ускорят прохождение курса и даст больший эффект.
5. Пожалуй, самое важное условие. Потребуется магнитофон. Вы должны обязательно себя записывать и прослушивать. Записи желательно сохранять.
Конечно, идеально сделать школу «Учимся говорить публично» в трех вариантах: на кассетах, как обычный учебник и учебник с приложением аудио-, а может быть, и видеокассет для прослушивания и просмотра.
Предвижу вопрос: «Как быть, если я человек застенчивый и вообще теряюсь в компании, стоит ли мне заниматься?»
Стоит. Повторюсь: выполните все упражнения, независимо от возраста, образования, социального положения сможете если не стать выдающимся оратором (такой задачи я и не ставлю), то по крайней мере научиться говорить уверенно, доказательно, спокойно, так, чтобы вас слушали.
И еще одного задание-упражнение.
Пожалуйста, если вы прочли этот урок, расскажите о нем своим знакомым, родственникам, коллегам, друзьям.
Если бы я произносил все, что вы прочли, то у меня это заняло бы шестнадцать минут (одна страничка машинописного текста при произнесении занимает две минуты), а вы попробуйте выбрать главное и уложите свой рассказ в две, максимум три минуты.
Итак, перечитайте задания первого занятия. И выполните их. Только после этого переходите к следующему.

Мы молчим, мы думаем.

Я рот открыла, ты - закрыла! - На следующем уроке ты у меня не слижешь! - Иди отвечать с места!
***
- Саша, не бубукай, пожалуйста... - Я не бубукаю. - Бубукаешь... - Не бубукаю. - Бубукаешь! (Из фраз учителей на уроке)
Даже если одному человеку мне удастся помочь, буду рад.
А он, тот единственный ученик, научит другого. Уже хорошо.
После публикации школы «Учимся говорить публично» в журнале «Студенческий меридиан» на нее пришло около пяти тысяч откликов.
Естественно, мне приятно было почувствовать отдачу.
Буду признателен всем, кто в этот раз пришлет мне свои отчеты, рассказы, предложения, критические замечания. Зачем мне это нужно?
Моя цель - не просто помочь тем, кто хочет научиться говорить; нет, она эгоистичнее - я хотел бы получить замечания, которые учту при подготовке расширенного издания книги.
Один из занимающихся спросил меня: а насколько школа может помочь ему, действительно ли он научится хорошо говорить, если выполнит все упражнения?
Невероятно трудный вопрос. От меня требуют гарантий. А как их дать? (В устной речи задавать вопрос и отвечать на него - эффективный прием, речь становится понятнее и эмоциональнее.)
Все зависит от того, на каком уровне находится мой ученик. Гарантирую: если вы выполните все упражнения честно (прочтете рекомендованные книги, выполните все задания, постоянно контролируя себя, поверите мне как учителю, меньше будете обсуждать мои рекомендации и больше работать), то вы улучшите свою устную речь по сравнению с тем уровнем, на каком находитесь сейчас.
Вы молчун. На вопросы отвечаете не словами да или нет, а кивком головы: наклон вниз - да, поворот влево и вправо - нет. Некоторые люди на тот или иной вопрос отвечают мычанием (мне трудно воспроизвести это буквами) - ыуым (да), эыэ (нет). После прохождения курса вы сумеете легко произносить эти слова. (Надеюсь, что некоторую утрированность примера, доведенную до парадокса, все поняли. Иногда стоит упростить мысль, а то и довести ее до абсурда, чтобы другие тебя лучше поняли.)
Но если вы нормально общаетесь, не испытывая особых сложностей, то после прохождения курса станете говорить значительно лучше.
Почему же мы умеем говорить? Да не учили нас этому ни в детстве, ни в юношестве, ни в школе, ни в институте.
Впрочем, а не преднамеренно ли это делалось? Это же было удобно для правителей - то, что большинство не умеет говорить, стесняется, боится выступать, боится высказать собственную мысль.
Как вы думаете, почему более семи десятилетий риторика, ораторское искусство, а оно насчитывает несколько тысячелетий, вспомним Грецию и Рим, изгонялись из учебных заведений в нашей стране?
Я получил в свое время огромное количество писем от желающих заниматься в нашей школе. Среди них немало прекрасно написанных, но авторы сетуют: писать могут убедительно, а говорить - нет.
«У меня проблема, - пишет Н.Боровых из города Владивостока. - Со своими близкими, друзьями, родными я разговариваю нормально. А вот с новыми знакомыми, в обществе, где много людей, или с людьми, которых едва знаю, или после того, как я давно не видела человека и вдруг встречаю его случайно на улице или где-нибудь еще, у меня пропадает дар речи. Я и рада видеть старых знакомых, но у меня начинают трястись руки, а иногда и губы, и я напрочь забываю все, о чем хотела сказать. И в это время я себя ненавижу. Я быстро прощаюсь с человеком, придумываю какие-нибудь отговорки и ухожу. Я отказываюсь от приглашений на торжества, я не могу работать там, где бы мне хотелось, да и вообще...»
Конечно, проводить занятия заочно сложно. Нужен индивидуальный подход. Но уверен, что моей заочной ученице, как, впрочем, и многим другим, страдающим от застенчивости, часто возникающей неловкости при общении, особенно когда нужно выступить, поможет книга Ф.Зимбардо, которая так и называется - «Застенчивость». Если эту книгу не просто прочесть, а проработать, то, не сомневаюсь, успех обеспечен. Советую прочесть книги М.Литвака, Н.Козлова.
«Мне 16 лет, - сообщает Ирина из Екатеринбурга, - мне хотелось бы поучиться правильно и хорошо говорить. Все мне говорят, что я ужасная болтушка, но мне кажется, что говорить много так же плохо, как и говорить мало. К тому же, кроме этого, у меня еще один существенный недостаток речи - неумение кратко и точно выразить нужную мысль. Я слишком много лью воды».

Этюд 2

Этюд 4

Главное - делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь. (Л.Д. Ландау)
- Владимир Владимирович, ну (ку-ка-ре-ку, ку-ка-реку, ку-ка-реку), - обратился ко мне на одном из занятий мой ученик Алексей Макридин; он сделал все три этюда, поэтому после слова ну кукарекает, - не называйте свои занятия школой, меня от слова школа просто воротит.
У каждого человека свои ощущения от школы. Мне лично слово школа нравится. Это же не обязательно средняя школа, но и школа того или иного ученого, школа - это и направление в науке, искусстве, и не стоит это слово воспринимать так ограниченно.
- Я поддерживаю ваш курс, мне он пригодится, - сообщил программист Александр Дмитревский, занимавшийся в моей заочной школе «Учимся говорить публично», которую я вел на страницах журнала «Студенческий меридиан». - Но одна просьба: не будьте столь категоричны в требованиях к нам. Не требуйте стопроцентного выполнения упражнений.
Мой комментарий . Я могу не требовать. Любой занимающийся сам способен определить, когда и сколько ему выполнять заданий. И как выполнять - формально или серьезно.
Но могу еще раз подтвердить: результат будет, если заниматься ежедневно, если сделать все задания полностью, если не перескакивать, а выполнять все по порядку. Только в этом случае, повторюсь, я гарантирую успех.
Согласитесь: при публичных выступлениях необходима доброжелательность тона. Сарказм, ирония, порой даже негодование - все это возможно, но в целом человек должен говорить доброжелательно. А многие не слышат себя, не понимают, что даже простые фразы звучат у них сердито, недоброжелательно.
Обычное здравствуйте можно произнести с сотней оттенков по интонации:
скороговоркой и с подтекстом: ах, отстаньте;
мягко и спокойно: вы здесь - это отлично;
так радостно, как будто вы всю жизнь просто мечтали увидеть человека, которого встретили;
зло и неприветливо - так, что тот, кому вы говорите ответное здравствуйте , решит, что лучше бы побыстрее от вас отойти;
удивленно: а это еще что такое, почему он со мной здоровается?
Попробуйте продолжить этот ряд. Кто сможет дать больше определений по интонации обычного слова здравствуйте ?
Какими словами можно заменить здравствуйте: привет, добрый день, я рад вас видеть, о, кого я вижу, здорово, ба?
Попробуйте здороваться в течение трех дней со всеми как можно доброжелательнее. Слова здравствуйте, я слушаю вас, добрый день, рад вас приветствовать, как хорошо, что мы встретились и даже привет (или алло по телефону) произносите с максимальной доброжелательностью. При этом улыбайтесь, как бы подтверждая улыбкой радость от встречи.
Постарайтесь вызвать ответную улыбку у тех, к кому вы обращаетесь.
Неважно, где это будет происходить: на переговорах, в аудитории, в гостях, в магазине, конторе, дома со своими близкими. Подобных приветствий должно быть не менее ста. Проанализируйте реакцию собеседников, знакомых вам или случайно встреченных. Поставьте себе оценку за выполнение упражнения.
Подробно запишите свои впечатления в дневник.
А может быть, вам захочется провести эксперимент, как это сделал Азат Лаисович Разетдинов, приславший мне письмо с заголовком
«ХОЧУ БЫТЬ НЕНОРМАЛЬНЫМ!»
Хорошо ли жить одному?
Кто-то скажет, что это скучно. Вы тоже так считаете?
А мне уединение нравится. Когда живешь один, резче проступают собственные недостатки. Я пять лет жил в общежитии. Время от времени пытался начать новую жизнь: ложиться в 10 часов вечера, вставать в семь утра, принимать душ, делать зарядку... Но каждый раз не получалось, и приходилось перед собой оправдываться: ну как можно заснуть в 10, если все ложатся в 12, а до того времени галдеж стоит необыкновенный!
Теперь живу один. Переехал в квартиру... вместе со своими проблемами. Никогда не предполагал, что столкнусь лицом к лицу с тем, что не могу себя заставить делать элементарные вещи. Оказалось-то, дело совсем не в окружении - во мне самом! Недостатки встали передо мной и молча спросили: ну что, хозяин, слабо? Такой наглости я от них не ожидал! И объявил им войну. Хорошо, что к тому времени мне было известно правило: нельзя начинать новую жизнь - нужно постепенно исправлять недостатки старой.
Для начала я сказал самому себе: хочу быть ненормальным! Удивлены? Что значит «быть ненормальным»? Например, всегда ходить с прямой спиной и улыбаться. Выйдите на улицу и посмотрите вокруг: какие угрюмые лица! А теперь представьте человека, который всегда улыбается: идет ли по улице, сидит ли в автобусе, стоит ли в очереди. Про него подумают: ненормальный. Потому что ходить с угрюмым лицом - нормально!
Я и раньше делал попытки вести себя неадекватно, однако всегда спотыкался о собственный страх, боялся удивления окружающих. А теперь (лучшая защита - нападение) я сам хочу быть ненормальным. Хочу, чтобы на меня оборачивались, подшучивали, удивлялись, ухмылялись.
Результаты поразительны.
Захожу в магазин. Я и раньше был вежлив с продавщицами: всегда здоровался, был учтив, благодарил за обслуживание - но при этом не чувствовал ответной реакции. И на этот раз продавщица, как обычно, обслужила на автомате, но потом вдруг подняла глаза и... широко улыбнулась. У нее поднялось настроение.
Улыбнулся кондуктор в автобусе. Улыбнулись девушки-прохожие. А два парня в маршрутке долго на меня смотрели, шушукались, потом ка-а-ак рассмеялись. Я засмеялся вместе с ними, а про себя подумал: ну вот, был один ненормальный - стало трое.
Правда, иногда встречались лица, на которых было написано смутное подозрение: «Чего это он улыбается? Что, у него проблем нет совсем?». Признаюсь, от таких взглядов мне на секунду становилось не по себе. Ведь есть люди, которым плохо, когда другим хорошо, и наоборот. Помните анекдот: Пятачок пишет анонимку в налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни-Пух».
Тем не менее улыбаюсь уже третий день, и мне это нравится! На улице мороз, люди кутаются, горбятся, а я иду себе с прямой спиной, улыбаюсь и совершенно не мерзну. Оказывается, если горбишься, прохождение крови по сосудам затрудняется - и человек начинает мерзнуть. Поэтому в сильный мороз лучше всего поступить ненормально: выпрямиться во весь рост.
Кроме того, я заметил: если у тебя плохое настроение, стоит пять минут поулыбаться, как оно поднимается. Не верите? Попробуйте! Встаньте перед зеркалом и натяните улыбку до ушей. Через пять минут Вы почувствуете непонятную радость.
Оказывается, быть ненормальным совсем не страшно, а весело и безумно интересно.
Удивляйте людей - и они к Вам потянутся.
Ваш Азат Лаисович Разетдинов

Этюд 5

Подведем итоги четырех этюдов. Всегда полезно подводить итоги. Пожалуйста, ответьте на вопросы.
1. Вы придумали оригинальное начало для разговора с теми, кого вы решили увлечь идеей заниматься в нашей школе? Какое оно?
2. Как прошло выполнение эксперимента с Нянаждихашем? Вы составили список вопросов?
3. Как вы произносите фамилии, имена и отчества - четко и спокойно или скороговоркой?
4. Вы составили список фраз, которые не рекомендуется произносить, начиная разговор, выступление, доклад, сообщение, отчет?
5. Сколько времени в день вы тратите на выполнение заданий?
6. Вы начали вести дневник своих занятий?
7. Скольким людям из вашего окружения вы рассказали о школе «Учимся говорить публично»?
8. Вы смогли пересказ первого урока уложить в две минуты? Каким он у вас получился?
9. Вы молчали два дня?
10. Вы прочли рекомендованные книги?
11. Вы нашли объяснение слову аргументы? Какими словарями пользовались? Считаете ли вы свою речь аргументированной?
12. Что означает тест Льва Ландау: р, д, т, ч, п, ш, с..? Коллеги называли эту задачу загадкой, а журналисты - проверкой на нестандартность мышления. Продолжите этот ряд.
Кстати, вы знаете, как Ландау избавлялся от застенчивости? Если кому-то не знакомо имя Ландау, обязательно найдите сведения об этом удивительном человеке. Никогда не стесняйтесь признаваться в своем незнании.

Почему вы носите бороду?

Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать. (Франсуа де Ларошфуко)
Что означает тест знаменитого физика Льва Ландау: р, д, т, ч, п, ш, с ..? Продолжите этот ряд.
Такое задание было в предыдущей подглавке. (Если вам приходится выступать перед одной и той же аудиторией несколько раз подряд, надо постараться найти переход от прошлого выступления к настоящему. Вы тем самым и напомните слушателям, о чем шла речь раньше, и дадите понять, что сами тоже об этом помните.)
Вернемся к задачке Льва Ландау: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь ...
Теперь, я думаю, любой сможет продолжить.
Казалось бы, невозможно найти ключ-ответ. Я, например, мучился много дней, но так и не решил задачу. А среди моих студентов всегда находился один, кто, подумав минут пять, выдавал верное решение.
Нестандартность мышления. Увидеть все по-новому, оригинально - это нужно тем, кто решил овладеть ораторским мастерством.
Приведу любопытный, чуть непонятный рассказ. Непонятный только поначалу. Кстати, если вы захотите его кому-нибудь пересказать (а я советую это сделать), то само повествование у вас должно носить чуть интригующий характер, чтобы слушатели захотели понять, о чем это вы ведете речь.
Втянув голову в плечи, по набережной шагает высокий студент. Щеки втянуты, короткая верхняя губа едва прикрывает зубы, рот полураскрыт. (Что это я рассказываю, уж не детективную ли историю?) Взгляд исподлобья, но внимательный и теплый. (Каждую фразу произносил бы спокойно и ровно, делая между предложениями паузу чуть больше обычной, чтобы слушающие могли представить картинку, которую я пытаюсь нарисовать.) В нем и любопытство, и мучительная застенчивость.
Это Лев Ландау. Он невероятно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в Северной столице никто не носит. А ему так нравятся сильные, веселые люди, которые непринужденно держатся, в разговоре находчивы, остроумны. Он решил пересилить свою робость, пересилить любыми средствами. Но как это сделать? Для начала можно ставить перед собой небольшие задания и выполнять их.
Вот навстречу идет самоуверенный господин, по виду нэпман. Лев внушает себе: надо к нему подойти. Это трудно, невероятно трудно. Но он должен побороть свою застенчивость!
- Нельзя ли попросить вас ответить на один вопрос? - говорит он громко.
Нэпман останавливается.
- Почему вы носите бороду? - все тем же любезным тоном продолжает побледневший от напряжения юноша.
На следующий день он дает себе задание потруднее: прогуляться по проспекту Двадцать пятого октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.
Если вы вернетесь к пятому абзацу от той строчки, что сейчас перед вами, то учтите: там должны были быть кавычки, ибо я цитировал фрагмент из книги Майи Бессараб «Ландау».
Конечно, если бы я выступал, то пересказал бы этот фрагмент близко к тексту, делая фразы еще короче, а паузы - неожиданнее. Изображал бы, что вспоминаю, - будто сам знаком с человеком, о котором веду рассказ. Слушателям безразлично, знаком я или нет с Ландау, им в данной ситуации важны информация, как Ландау боролся с застенчивостью, и эмоциональная убедительность.

Этюд 6

Попробуйте перевести процитированный фрагмент в устную речь. Где вы сделаете паузы? Где добавите слова от себя? Как перескажете текст? Прочтите его два раза и обязательно перескажите своим знакомым, друзьям, коллегам. Только найдите для этого удобный повод.
Допустим, зайдет разговор о застенчивости или о физиках, может быть, кто-то вспомнит похожий эпизод - и вы как бы случайно спросите: а знаете, как боролся с застенчивостью Ландау?
Отступление. Вы заметили слова а знаете? Многие люди используют их постоянно, начиная именно с этих слов чуть ли не каждое свое предложение. Так поступать не стоит. Произносить их нужно только для того, чтобы действительно выяснить, знают или нет то, о чем вы собираетесь рассказать. Если знают, то и рассказывать не надо.
Знаете - это речевой стереотип, призванный актуализировать внимание реципиента. Можно сформулировать ситуацию с употреблением этого слова.
Научно звучит, солидно. Но не очень понятно. К сожалению, некоторые книги - правильные, полезные, нужные - тоже слишком наукообразны, заниматься по ним сложно.
Старайтесь, чтобы ваше выступление всегда было понятным для слушателей, даже если вы делаете доклад на научной конференции. Если используете термин, то обязательно его раскройте.
В редких случаях знаете используют, чтобы подчеркнуть значимость того, что последует за самим словом. Но ведь не в каждом же предложении?!
В школьной программе уже с первого класса предусмотрены занятия по пересказу. А пересказ и есть устная речь. Но как ей учат?
Учительница читает рассказ, потом просит учеников пересказать его близко к тексту - передать не смысл, а форму. То же самое и с рассказом по картинке.
Показывается картинка, на которой, к примеру, нарисовано следующее: ребята купаются в речке, кто-то моет автомобиль, рядом сидит с удочкой человек. Учительница спрашивает: что нарисовано на картинке?
Смышленые ребята начинают сочинять.
Лето. Так приятно провести его на речке. Каждый сможет получить удовольствие. Если бы мы с семьей оказались на речке, то машину бы мыл не папа, как нарисовано на картинке, а мама и я, а папа бы отдыхал с дороги, а дедушка мой удил бы рыбу. Только нельзя удить рыбу там, где купаются и моют машину...
И тут, не сомневаюсь, многие учителя не выдержали бы. Они прервали бы малыша, объяснив, что так пересказывать нельзя. Описывать надо непосредственно то, что нарисовано на картинке: речка, около берега дружная семья моет машину, а пенсионер в свое удовольствие ловит рыбу.
Думаю, пояснений не требуется.
А что если попробовать снова поучиться рассказу по картинке?
Зайдите - это продолжается этюд N 6 - в музей, рассмотрите повнимательнее картины, которые вас привлекут, и перескажите их сюжет как можно подробнее.
А то и просто выгляните в окно. Опишите увиденное. При всей своей простоте задание достаточно трудоемкое и потребует от вас внимательности, фантазии, наблюдательности, вам придется перебрать множество слов, чтобы найти самые точные для выражения ваших мыслей, чувств, ощущений при рассказе о том, что вы увидели из своего окна.
Какие возникали ассоциации? Как объединить в рассказе разрозненные детали (не забудьте о начале, кульминации, развязке и финале)? Какую мысль вы решите сделать главной - серость архитектуры, урбанистический пейзаж (если вам не знакомо слово «урбанистический», пожалуйста, найдите его в словаре)? А может быть, вам захочется порассуждать на тему одиночества - много домов, люди спешат куда-то, все разрознены, одиноки, сами по себе. Не исключаю, что вы вспомните детство, как играли со сверстниками во дворе. Или вид из окна натолкнет вас на мысль поговорить о вреде шума в нашей жизни, о необходимости уделять больше внимания экологии...

Этюд 7

Этот этюд невероятно важен для застенчивых людей.
Пройдитесь по оживленной улице вашего города и каждого третьего человека, идущего вам навстречу, о чем-нибудь спросите: который час, как проехать на вокзал, не видел ли кто-нибудь пробегавшей овчарки по имени Кристоф, мол, куда-то запропастился пес...
Придумайте пятьдесят вопросов. Пусть они будут странными. Это лишь привлечет к вам внимание. Но спрашивайте так, чтобы на них захотелось ответить, спрашивайте с максимально доброжелательной интонацией.
Считается, что в любой речи последняя фраза запоминается лучше всего. Это верно. В речи важны начало и конец. Ударные фразы - в конце, как в репризах клоунов, в анекдотах.

Этюд 8

Общеизвестно: мужчины воспринимают речь иначе, чем женщины. Мужчины внимательнее, они быстрее запоминают услышанное. Женщины эмоциональнее, им все время хочется прервать слушателя, задать ему вопрос, прокомментировать выступление. Так что будьте готовы: если в зале больше женщин, вполне вероятно, что во время вашего выступления возникнет шумок.
Пожалуйста, проведите эксперимент (он должен длиться семь дней): проанализируйте, сколько раз, общаясь с вами, вас прерывали женщины, а сколько мужчины - задавали уточняющие вопросы, не давали договорить фразу, начинали, не дослушав, рассказывать о себе, просили повторить услышанное, ссылаясь на то, что не могут запомнить.
Думаю, что вы и сами убедитесь: женщины и мужчины слушают по-разному.
Почему это происходит? Мужчины воспринимают звуки левым полушарием мозга, у женщин же задействованы оба полушария.
Мой совет . Когда вам придется выступать с той или иной речью, оцените зал - сколько женщин и сколько мужчин слушают вас. Если женщин больше, обязательно самые важные положения вашей речи повторите два раза, говорите их чуть громче и медленнее.

Этюд 9

В парке молодой папа толкает коляску, в которой плачет ребенок, и все время повторяет: - Спокойно, Леша! Спокойно! Успокойся, милый! Мимо проходит старушка и замечает: - Ребенок вас не слышит, лучше возьмите его на руки. На что отец отвечает: - Видите ли, Леша - это я! (Из наблюдений автора)
Пожалуйста, прочтите вслух абзац перед этюдом N 9. Прочтите на одном дыхании.
А теперь будет скучно, нудно и противно, ибо вам необходимо собрать свою волю и вчитаться, дабы понять, как же необходимо улавливать настроение слушателей, - ибо всегда нужна обратная связь; выступая перед большой или малой аудиторией, каждый из нас улавливает - этому можно научиться, и я буду учить вас - настроение слушателей, быстро внося коррективы в свое выступление, что-то усиливая, что-то повторяя, что-то произнося быстрее, а что-то медленнее: все зависит от того, кто и как вас слушает...
Скорее всего вы испытаете затруднение. Дыхания не хватит. Если вы запишете свое чтение на магнитофон, а потом дадите кому-нибудь послушать запись, да еще попросите пересказать услышанное, то скорее всего заметите растерянность человека, к которому обратились с просьбой. Почему? Да потому, что такое предложение трудно пересказать. Фраза длинная, путаная, уловить, что в ней главное, что второстепенное, невозможно.
Разбейте предложение на короткие фразы - чем короче фразы, тем лучше. Прочтите с паузами. Всегда помните об отличии устной речи от письменной.
Прочитать непонятное место можно два-три раза; слушатель лишен этой возможности. При чтении можно остановиться, поразмышлять, вдуматься, вчитаться. Слушатель, увы... Он что-то не понял в выступлении, захотел подумать, а уже звучат другие фразы, там тоже что-то непонятное... Одно накладывается на другое. И уже слушать становится все более неинтересно и скучно.
Мозг слушающего автоматически отключается от восприятия: пусть себе докладчик говорит, а я не буду слушать. Лучше пообщаюсь с соседом, подумаю о чем-то приятном, почитаю газету или книгу, а то и просто подремлю.
Наверняка вам приходилось наблюдать подобные ситуации: человек выступает, а его никто не слушает.
Как заставить людей себя слушать? Как научиться концентрировать внимание публики? Как заинтересовать собеседников?
Попробуйте ответить на эти вопросы.
Только, пожалуйста, не спешите сказать не знаю. Подумайте. Не получится с первого раза, заставьте себя порассуждать. Возьмите лист бумаги и начните писать.
Не знаете, как начать писать? Нормальное явление. (Помните, я говорил о том, что от первой фразы в выступлении многое зависит?) Вы не можете найти первую фразу?
Не волнуйтесь.
Так и напишите: «Получено задание написать о том, как заставить других слушать тебя. Я пока ничего путного придумать не могу и медлю с ответом...».
Примерно такой текст может получиться в результате вашей первой попытки ответить на мои вопросы.
Он вам не нравится?
Мне тоже. Но вы продолжайте писать, продолжайте рассуждать, записывайте все, что приходит в голову, анализируйте свое состояние, постарайтесь ухватить мысль, если она у вас возникнет (если сосредоточиться, думать на ту или иную тему, то мысль обязательно появится, пусть не самая интересная, тогда вы ее отбросите и продолжите думать, скорее всего промелькнет еще одна мысль, возможно, лучше первой).
Ваши попытки что-то написать - это разгон, набросок, если угодно, приспособление для того, чтобы заставить себя думать.
А потом спокойно вычеркивайте все лишнее. Не сомневаюсь, у вас появятся оригинальные, свойственные только вам суждения, предложения, размышления. И задание окажется выполненным.
Попробуйте так поступить. Договорились?
Может быть, кто-то из вас вспомнит, что лучше всего сконцентрировать внимание жестом, другой начнет свое выступление с анекдота, третий...
Я не закончил фразы, вам нужно ее продолжить.

Этюд 10

Каждый докладчик, оратор, участник того или иного обсуждения, журналист работающий на радио или телевидении, должен чувствовать время. Ощущать его физически.
Сколько длится минута? Когда проходит пять или десять минут? Вам, конечно, знакомо слово регламент . Многие выступающие постоянно не укладываются в регламент. Их останавливают или дают дополнительное время, но окончание выступления в этом случае получается скомканным.
Запомните: лучше всего закончить свое выступление на минуту раньше, чем на десять секунд позже.
Все мы жалуемся не нехватку времени. Заедает быт. Некогда почитать, некогда погулять, некогда встретиться с друзьями, некогда ответить на письма, некогда убрать квартиру, некогда воспитывать детей, некогда подумать о своих планах...
Некогда, некогда, некогда... Если бы вам пришлось произносить эту фразу перед публикой, как бы стоило ее подать? Во-первых, с усилением, каждый повтор - чуть громче. Во-вторых, можно разделить слово некогда на не и когда (и чуть вопросительная интонация при слове когда). В-третьих, после самого слова некогда сделать длинную паузу, будто вы подыскиваете окончание фразы «подумать о своих планах».
Подобные повторы в письменной речи раздражают, а в устной они помогают слушателям понять вас, делают речь точнее.
Торопимся, бежим, устаем, не высыпаемся. Злимся на себя, ощущаем недовольство собой, а ничего сделать не можем.
Как быть, как почувствовать свою власть над временем?
Пожалуйста, проведите эксперимент, назовем его
" Я чувствую время ".
В течение трех дней каждые полчаса обязательно фиксируйте, что вы делали, с кем говорили. Каждые полчаса! Этим вы развиваете свою память - помните, что нужно посмотреть на часы. Одновременно следите за правильным использованием времени. А самое главное - начинаете чувствовать время.
Не забудьте подвести итоги: сколько времени ушло впустую. Задайте вопросы и ответьте на них. Почему? Кто в этом виноват?
Еще одно задание, связанное с временем.
Возьмите лист бумаги и запишите: 8.30, 9.15, 10.05, 11.15, 11.45, 12.30, 13.10, 14.20, 15.00, 16.00, 17.10, 17.40, 18.00, 18.45, 19.20, 20.05, 20.50, 21.15, 22.00, 22.30...
Двадцать раз (можно и больше, все зависит от вашей требовательности к собственной персоне) именно в это время вам нужно посмотреть на часы. Двадцать раз отметить, на сколько минут, а может быть, и часов вы ошиблись.
Сколько раз вы забыли посмотреть на часы? Почему это произошло: вы были слишком увлечены - и про задание забыли, вас кто-то отвлек, вы не могли проверить себя, ибо не было часов?
Задание считается выполненным, если ваше попадание будет плюс-минус пять минут в 90% случаев. Все ли понятно?
Так и слышу ваши вопросы:
- А если я раньше ложусь и раньше встаю, как быть?
Очень просто - все сдвинуть на час-два в ту или другую сторону. Начинайте не с 8.30, а с 6.30, если встаете в шесть утра.
- А если у меня не окажется бумаги и ручки рядом, как мне проводить подсчет?
Постарайтесь, чтобы оказались и ручка, и карандаш. Постарайтесь быть точными, аккуратными, не забывчивыми. Но если хотите, можете завязывать узелки на веревочке.
- А если я смотрю фильм, в зале темно, спички мне, что ли, зажигать?
Сколько еще подобных вопросов может возникнуть? Не знаю. Но надеюсь, что вы сможете сами найти на них ответы. Главное - проявите терпение, станьте обязательными, научитесь чувствовать время. Этому научиться можно.

Этюд 11

Три важных сита

Сам этюд

Наши задания называются не упражнениями - это скучно, по-школьному, - а этюдами. Кстати говоря, как вы понимаете слово этюд ? Этюдной системой пользуются при подготовке актеров, режиссеров, писателей, этюды пишут художники.
Чем вы воспользуетесь при подготовке ответа на мой вопрос: энциклопедией, словарем русского языка С.В. Ожегова, толковым словарем Владимира Даля, словарем иностранных слов?
Но это прелюдия к выполнению этюда N 11. А основное в другом - подготовьте о Сократе свой рассказ на две-три минуты. При этом сделайте два варианта. Первый рассказ напишите, пользуясь только той информацией, какую вы имеете. А второй - после специально проделанной вами предварительной работы. Зайдите в библиотеку (те, у кого есть выход в Интернет, могут воспользоваться поисковыми системами; не сомневаюсь, что лучший поисковик Рунета - Яндекс выдаст вам более тысячи ссылок), постарайтесь достать как можно больше материалов - книг, статей, справочников, в которых вы найдете что-то о Сократе. Может быть, это будут сочинения известного философа Платона, ученика Сократа, много сделавшего для того, чтобы не только сохранить имя учителя в памяти современников, но и донести учение Сократа до потомков. Возможно, вы найдете сочинение Б.Брехта «Раненый Сократ».
Казалось бы, учимся говорить публично, общаться, а я, ваш преподаватель, прошу (заметьте: на заставляю, а прошу) собирать материал, делать выписки, развивать наблюдательность, память, стараюсь научить вас анализировать различные материалы, с которыми вы познакомитесь в процессе исследовательской работы.
Да-да, подготовка любого выступления - это всегда исследование, ваше выступление - результат проведенного изыскания.
Было бы просто отлично, если бы вы все этапы выполнения данного этюда записали в дневник - как делали, что подумали, с чем столкнулись, что получилось.
Да поможет вам в этой работе великий Сократ, сын камнереза и повивальной бабки, отправленный недругами на смерть за собственные убеждения. И шел тогда ему 71-й год. Выход книги намечен на середину июня 2003.

Этюд 12

Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить. (Буаст)
Он и прост, и сложен одновременно.
Каждый раз, прежде чем ответить на вопрос или прервать собеседника, пожалуйста, сосчитайте до трех, а людям нетерпеливым, говорливым, знающим за собой такой грех, нужно считать до пяти.
Если вы сможете выполнить, а я на это надеюсь, предлагаемый этюд (выполнять нужно две недели), эффект превзойдет, как говорится, все ожидания.
Повторюсь: прежде чем вступить в беседу, начать разговор, отвечать на вопрос, прервать беседу, кого-либо о чем-либо спросить, обязательно сосчитайте до трех. Предупреждаю: вас будет раздражать это задание, вам будет сложно контролировать себя, вы возненавидите сами себя, когда, забыв о требовании считать до трех, кого-то прервете. Но если вы научитесь не прерывать, насколько же легче вам станет общаться с другими людьми, проще отвечать на их вопросы, да и сами ответы будут точнее, лаконичнее. Потратив всего-то три секунды на ожидание, вы сэкономите часы.

В основу книги "Учимся говорить публично" лег многолетнийопыт работы известного Психолога и Журналиста Владимира

Шахиджаняна.

Разработанный им курс занятий поможет вам легко и свободновыступать перед любой Аудиторией, уверенно вести диалог,четко формулировать свои мысли.

Введение.

Человек должен употребить первую часть своей жизни на то, чтобы беседовать с мертвыми (читать книги); вторую – на то, чтобы разговаривать с живыми; третью – на то, чтобы беседовать с самим собой". (П.Буаст)

Буаст Пьер (1765-1824) – французский лексикограф, моралист и философ.

Вот еще его афоризм:

«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его потребностей. Распространять ее – самая дорогая его свобода».

Хорошо сказал, не правда ли?

Вы взяли в руки книгу «Учимся говорить публично». Привлекла, заинтересовала? Или вы хотите научиться выступать публично? Не бояться слушателей, говорить спокойно, интересно, эмоционально, заразительно? Вы хотите научиться убеждать других?

Вы преподаватель, начальник, владелец фирмы или политик?

Я не знаю, кто читает сейчас эти строчки.

Но я надеюсь попасть в хорошие руки.

Мы должны познакомиться.

Всегда легче говорить (общаться) с человеком, которого знаешь. Вы согласны?

Итак, коротко о себе.

Мне 63 года. Преподаю в Московском государственном университете на факультете журналистики. Веду спецсеминар «Психология журналистского творчества».

Что еще сообщить о себе?

Родился в Ленинграде. И всю блокаду прожил в осажденном городе.

Зачем я об этом пишу?

Сейчас поймете.

Я слишком поздно заговорил. До 12 лет сильно заикался и невероятно этого стеснялся. К 19 годам от заикания избавился.

Но был застенчив. Однако хотел общаться, выступать, рассказывать.

Как найти нужную фразу? Как завладеть залом? Как донести свое слово?

Я долго искал ответы на эти вопросы.

Читал разные книги об ораторском искусстве. Прошел курс сценической речи.

Уже потом я был лектором, педагогом, режиссером, журналистом, работал некоторое время на радио.

Сегодня продолжаю совершенствоваться. Учиться нужно всю жизнь.

Где родился мой курс «Учимся говорить публично»?

На страницах журнала «Студенческий меридиан». Несколько раз я проводил занятия очно.

Можно ли научиться выступать публично? Ответ однозначный: конечно. Но нужно заниматься.

Если вы выполните все предлагаемые задания, гарантирую: в значительно степени разовьете свои способности к публичным выступлениям.

Над книгой «Учимся говорить публично» я продолжаю работать.

Надеюсь, что через год выйдет более полное издание, где будут словарь трудных слов, раздел по истории слова, больше упражнений по развитию дикции, письма тех, кто прошел мой курс.

Вот, собственно, и все предисловие к курсу, который вы держите в руках.

Постарайтесь не просто пролистать странички, а позаниматься. Тогда успех гарантирован. Ведь наш успех зависит только от нас.

Желаю вам удачи и радости. Хороших занятий.

И, конечно, я признателен «Российской газете», выпустившей мой труд в свет. Всегда надо помнить тех, кто тебе помогал.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

Пройдя курс «Учимся говорить публично», вы этому научитесь.

Автор книги - Владимир Владимирович Шахиджанян, журналист, психолог, преподаватель факультета журналистики МГУ. В числе его работ - книги «1001 вопрос про ЭТО», «Мне интересны все люди», «КомпьютЕрики шутят», «Я+Я», компьютерная обучающая программа «Соло на клавиатуре», видеокурс «Гимнастика души».

Политик и студент, академик и школьник, врач и учитель, министр и депутат, глава фирмы и менеджер, журналист и артист - каждый найдет в книге много полезного. Аудиоверсия отличается от бумажного варианта книги как по содержанию, так и по восприятию. На диске автор на примерах показывает, какими словами и с какой интонацией следует говорить в различных ситуациях, как правильно выполнять задания курса.

Онлайн-курс «Учимся говорить публично» поможет Вам стать прекрасным оратором, не выходя из дома, прямо на нашем сайте.

Курс состоит из 101 этюда, выполнив которые Вы сможете завоевать внимание самых искушенных слушателей.

Этюды записываются в аудио и видео формате. Сразу же после записи этюда речь ученика анализируется на наличие сорных слов, оценивается темп и плавность речи. Записи этюдов можно прослушать в любой момент.

У нас есть преподаватели, которые ежедневно проверяют качество выполнения каждого задания и дают комментарии: за что-то хвалят, за что-то ругают и говорят о том, на что стоит обратить особое внимание.

Наши ученики могут знакомиться между собой, проходить курс вместе, смотреть этюды друг друга и обсуждать кто-как справился.

Не очень понимаете, кто же это такие - искусные публичные говорители, чьи речи волшебно действуют на публику? Можете посмотреть примеры выступлений признанных ораторов в соответствующем разделе.

Мы создали несколько развивающих заданий, которые помогают улучшить правильность речи. У нас есть программа «Ударения», где Вы можете проверить себя на знание орфоэпических норм. Наш «Лексикометр» проверит Вас на знание слов. Если вдруг Вы сомневаетесь в значении того или иного слова, можете зайти в раздел «Словари» и найти интересующее Вас слово.

В перерывах между занятиями можете повеселиться: почитать пару-тройку анекдотиков или послушать, как их читают другие. Читать анекдоты - не только хорошая речевая практика, но и отличный способ поднять настроение себе и другим!

Занимайтесь месяц, полгода или целый год - главное, чтобы был результат. Курс «Учимся говорить публично» Вы можете оплатить на то количество времени, которое Вам нужно для прохождения курса:

  • 1 месяц - 400 рублей
  • 3 месяца - 900 рублей
  • 6 месяцев - 1200 рублей
  • 1 год - 1600 рублей.
  • Безлимитно - 3000 рублей.

Хороших занятий!

Книгу «Учимся говорить публично» можно купить в офисе «ЭргоСоло» или прочесть в онлайне .

Диск «Учимся говорить публично» можно приобрести.