Биографии Характеристики Анализ

Управление временем - умейте отличать важность от срочности. Стивен Кови — книга «Семь навыков высокоэффективных людей

В последние пятьдесят лет литература, посвященная достижению успеха, носила поверхностный характер. В ней описывались техники создания имиджа, специальные приемы быстрого действия - своеобразный «социальный аспирин и пластырь», которые предлагались для решения острейших проблем.

Существуют основополагающие принципы эффективной жизни, и подлинного успеха и счастья можно добиться, лишь научившись следовать этим принципам.

Семь навыков высокоэффективных людей включают в себя многие из фундаментальных принципов человеческой эффективности. Эти навыки основополагающие; они обладают первичной значимостью. Они представляют собой систему принципов, на которых основаны счастье и успех.

Однако, прежде чем усвоить эти семь навыков, необходимо понять, каковы наши собственные «парадигмы» и как осуществляется «сдвиг парадигмы».

Парадигму можно представить себе в виде карты местности. Понятно, что карта местности - это не сама местность. Именно это и есть парадигма. Это теория, объяснение или же модель чего-либо. Из подобных предположений проистекают наши установки и наше поведение. То, как мы воспринимаем определенные вещи, становится источником того, как мы думаем и как мы действуем.

Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мною одним воскресным утром в нью-йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах - кто-то читал газету, кто-то думал о чем-то своем, кто-то, прикрыв глаза, отдыхал. Все вокруг было тихо и спокойно.

Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленно изменилась. Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались, даже хватались за газеты пассажиров. Это было возмутительно. Однако мужчина, сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.

Я почувствовал раздражение. Трудно было поверить, что можно быть настолько бесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, никак на это не реагируя и делая вид, словно ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся к этому человеку и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно:

- Сэр, послушайте, ваши дети доставляют беспокойство стольким людям! Не могли бы вы призвать их к порядку?

Человек посмотрел на меня, словно только что очнулся от сна и не понимает, что происходит, и сказал тихо:

- Ах да, вы правы! Наверное, надо что-то сделать… Мы только что из больницы, где час назад умерла их мать. У меня путаются мысли, и, наверное, они тоже не в себе после всего этого.

Представляете, что я почувствовал в этот момент? Моя парадигма сдвинулась. Внезапно я увидел все в совсем ином свете и, как следствие, стал иначе думать, иначе чувствовать, иначе себя вести. Раздражения как не бывало. Теперь уже не было нужды контролировать свое отношение к этому человеку или свое поведение: мое сердце было преисполнено глубоким сочувствием.

Становится очевидным, что для того, чтобы произвести в жизни относительно небольшие перемены, достаточно заняться собственными установками и поведением. Если же необходимо значительное, качественное изменение, тогда придется поработать над нашими основными парадигмами.

Семь навыков - это не набор отдельных психологических приемов или формул. Находясь в гармонии с естественными законами развития, эта методика предлагает последовательный и интегрированный подход к развитию персональной и межличностной эффективности.

Семь навыков - это навыки эффективности. Эффективность заключается в равновесии - в том, что я называю «Р/РС-балансом», где Р - желаемый результат, а РС - ресурсы и средства, позволяющие этот результат получать.

Навык 1. Будьте проактивны

Каждая из наших «карт местности» основывается на теории «раздражитель - реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, поставленными Павловым на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определенным образом реагировать на тот или иной раздражитель.

Однако фундаментальный принцип человеческой природы гласит: между раздражителем и реакцией у человека остается свобода выбора.

Первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, - навык проактивности.

Оно означает нечто большее, чем просто активность. Оно означает, что мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения.

Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями - тщательно отобранными и принятыми.

На проактивных людей также воздействуют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель, сознательная или нет, является выбором, основанным на ценностях.

Еще один прекрасный способ определить степень нашей проактивности - это посмотреть, на что мы тратим большую часть своего времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений: здоровье, дети, служебные проблемы, проблема национального долга, угроза ядерной войны.

Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, поместив их в круг забот.

Если мы присмотримся к нашему кругу забот, то увидим, что некоторые из входящих в него вещей мы контролировать не можем, в то время как другие подвластны нашему влиянию. Эту последнюю группу забот мы можем объединить, поместив их в меньший по размеру круг влияния.

Проактивные люди фокусируют свои усилия на круге влияния. Они направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает круг влияния.

Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в круге забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они не в силах повлиять.

Проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем, можно решить, совершенствуя наши навыки. Очевидно, что они находятся в нашем круге влияния. Это «личные победы» (навыки 1, 2 и 3).

Для решения проблем, находящихся под нашим косвенным контролем, можно прибегнуть к изменению наших методов влияния. Это «общие победы» (навыки 4, 5 и 6).

Проблемы, находящиеся вне нашего контроля, требуют от нас лишь того, чтобы мы спокойно приняли эти проблемы такими, каковы они есть, и научились жить с ними, даже если это нам не нравится.

Необходимо отдельно рассмотреть две вещи из нашего круга забот, которые заслуживают серьезного внимания. Это последствия и ошибки.

Несмотря на свободу выбора своих действий, мы не обладаем свободой выбора последствий этих действий. Последствия подчиняются естественному закону. Они находятся в круге забот.

Мы можем принять решение и встать на пути мчащегося поезда, но мы не можем принять решения относительно того, что произойдет, когда он налетит на нас.

Если последствие нашего выбора нас не устраивает, мы называем этот выбор ошибкой. Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Такой подход превращает неудачу в успех. «Успех - это обратная сторона неудачи».

Наибольший вред нам приносят не ошибки - чужие или даже свои собственные, - а наша реакция на них.

Практическое задание
Выберите какую-нибудь особенно угнетающую вас проблему в своей личной или профессиональной жизни. Определите, к какой категории она относится - к проблемам, находящимся под вашим прямым контролем, под косвенным контролем или вне контроля. Определите первый шаг, который вы можете предпринять для решения этой проблемы в своем круге влияния, и сделайте этот шаг.

Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель

Начинать, представляя конечную цель, - значит начинать с четкого осознания своего жизненного предназначения.

Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, - и все это для того, чтобы однажды осознать, что лестницу эту приставили не к той стене. Можно быть очень занятым человеком и при этом не быть эффективным. Принцип «начинайте, представляя конечную цель» основывается на идее того, что все создается дважды. Разделяются мысленное, или первое, творение и физическое, или второе, творение.

В большей или меньшей степени люди используют этот принцип в самых разных жизненных ситуациях. Прежде чем построить дом, вы создаете его детальный план. Прежде чем отправиться в путешествие, вы определяете место назначения и наилучший маршрут. Вы пишете текст своей речи, прежде чем произнести ее. Вы чертите выкройку будущего платья, прежде чем вдеть нитку в иголку.

Навык 2 основан на принципах персонального лидерства, а это значит, что лидерство является первым творением. Лидерство - это не управление. Управление - это второе творение. Управление фокусируется на нижнем уровне: как мне сделать это наилучшим образом? Лидерство имеет дело с верхним уровнем: «Что именно я хочу сделать?»

Вы можете быстро осознать важное различие между этими двумя понятиями, если представите себе, как группа людей пробирается сквозь джунгли, прокладывая себе путь с помощью мачете. Это производители, они решают проблему. Они прокладывают дорогу.

За их спинами находятся менеджеры, те, кто управляет производителями. Они затачивают мачете, создают правила, пособия и инструкции, организуют программы по восстановлению мускульной силы, предлагают технологические новшества, разрабатывают производственные графики и планы материального стимулирования для производителей.

Лидер же - тот, кто, взобравшись на самое высокое дерево, оценивает всю ситуацию в целом и кричит: «Это не те джунгли!»

Как же чаще всего реагируют на это занятые работой производители и менеджеры? А вот как: «Да замолчи ты! Мы успешно продвигаемся вперед!»

Эффективность, а часто и само выживание зависят не только от того, сколько усилий мы прилагаем, но и от того, в тех ли «джунглях» мы их прилагаем.

Наиболее эффективный из известных мне способов начать, представляя конечную цель, заключается в разработке положений личной миссии. Этот способ фокусируется на том, каким вы хотите быть (характер) и что вы хотите делать (вклады и достижения), а также на ценностях и принципах, которые лежат в основе вашего характера и ваших поступков.

Для того чтобы составить положения личной миссии, мы должны начать с самого центра нашего круга влияния, где сосредоточены наши главные парадигмы - те призмы, через которые мы видим окружающий мир.

Помещая в центр нашей жизни верные принципы, мы создаем прочную основу для развития четырех жизнеобеспечивающих факторов.

Жизнь, в центре которой находятся принципы, характеризуется мудростью, внутренней ориентированностью, источником которых являются точные карты, точное представление о том, что есть, что было и что будет. Верные карты позволяют нам отчетливо представить, куда мы хотим дойти и как лучше туда добраться.

Осознание смысла жизни приходит изнутри.

Личная миссия - это не то, что можно написать за вечер. Она требует углубления в себя, тщательного анализа, продуманных выражений и множества переработок в поисках окончательного варианта. Могут пройти недели, даже месяцы, прежде чем вы полностью удовлетворитесь достигнутыми результатами, почувствуете, что у вас получилось исчерпывающее и сжатое изложение ваших сокровенных ценностей и устремлений. И даже тогда вы будете регулярно возвращаться к написанному, внося некоторые коррективы, по мере того как с годами будут изменяться ваши взгляды и обстоятельства.

Поскольку навык 2 основан на принципах, он имеет широкое применение. Не только отдельные люди, но и семьи, коллективы и разного рода организации становятся значительно более эффективными, если они «начинают, представляя конечную цель».

Практическое задание
Начните работу над составлением положений своей личной миссии. Подумайте о ближайших намеченных вами серьезных делах и примените к ним принцип мысленного творения. Запишите результаты, которые вам хотелось бы получить, а также шаги, которые к ним приведут.

Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала

«Наиболее важные дела никогда не должны подчиняться наименее важным». - Гёте

Навык 3 является личным достижением, плодом практической реализации навыков 1 и 2. Навык 3 является вторым, физическим творением. Это реализация, осуществление, естественное следствие навыков 1 и 2. Говоря о навыке 3, мы обсуждаем вопросы, связанные с управлением жизнью и временем.

Лучшая идея в сфере управления временем может быть передана одной фразой: «Организуйте свои действия на основе приоритетов». Существует четыре уровня управления временем. Каждый его уровень основывается на предшествующем, давая нам все больше возможностей управлять своей жизнью. Для первой волны, или первого уровня управления временем, характерны записки и памятки, попытки как-то упорядочить и систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил.

Второму уровню соответствует появление календарей и ежедневников. Это отражает попытку смотреть вперед, планировать события и свою деятельность на будущее.

Третий уровень является отражением современной ситуации в сфере управления временем. К наследию предыдущих уровней добавляется важная идея расстановки приоритетов, прояснения ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел.

Сегодня многие перешли уже на четвертый, совсем иной уровень. Теперь стало понятно, что термин «управление временем» на самом деле является неверным, поскольку задача заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самим собой.

Суть четвертого уровня управления временем можно уяснить по матрице, изображенной ниже. Ее исходная идея заключается в том, что мы расходуем время одним из четырех способов.

Эффективные люди держатся подальше от Квадратов III и IV, поскольку относящиеся к ним дела, пусть даже и срочные, не являются важными. Кроме того, эффективные люди уменьшают размер Квадрата I, проводя больше времени в Квадрате II.

Все, что мы делаем, происходит через делегирование - либо своему времени, либо другим людям. Если мы делегируем что-то своему времени, мы действуем в духе производительности, если же мы делегируем что-то другим людям, то действуем в духе эффективности.

Существуют два основных вида делегирования: делегирование исполнения и делегирование руководства. Делегирование исполнения означает: «Пойдите туда, пойдите сюда, сделайте то, сделайте это и доложите мне, когда все будет сделано!» Делегирование руководства сфокусировано на результатах, а не на методах. Право выбора метода при этом предоставляется людям, на которых возлагается ответственность за результаты.

Принципы делегирования руководства верны и применимы к любому человеку и к любой ситуации.

Интересно, что каждый из семи навыков относится к Квадрату II. Каждый из них содержит принципиально важные рекомендации, которые, если следовать им постоянно, внесут в нашу жизнь огромные позитивные изменения.

Практическое задание
Спланируйте свою следующую неделю с учетом матрицы управления временем. Определите какое-либо действие, относящееся к Квадрату II, которым вы ранее пренебрегали и которое, в случае его хорошего выполнения, оказало бы значительное позитивное влияние на вашу жизнь, как личную, так и профессиональную. Составьте список дел, которые вы могли бы делегировать.

Навык 4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»

«Выиграл/Выиграл» - это общая философия взаимодействия между людьми. Это одна из шести парадигм взаимодействия. Альтернативные парадигмы: «Выиграл/Проиграл», «Проиграл/Выиграл», «Проиграл/Проиграл», «Выиграл» и «Выиграл/Выиграл или Не связываться».

«Выиграл/Выиграл» - это особый настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды при всех взаимодействиях людей друг с другом. «Выиграл/Выиграл» означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны. При принятии решения типа «Выиграл/Выиграл» обе стороны бывают довольны и привержены принятому плану действий. Людям с установкой «Выиграл/Выиграл» жизнь представляется ареной для сотрудничества, а не соперничества.

Мышление в духе «Выиграл/Выиграл» - это навык межличностного лидерства. Он предполагает использование в наших отношениях с другими людьми всех уникальных свойств человека - самосознания, воображения, совести и независимой воли. Он включает взаимное обучение, взаимное влияние и взаимную выгоду.

Суть подобных переговоров состоит в том, чтобы отделить человека от проблемы, сфокусироваться на интересах, а не на позициях, выработать взаимовыгодные варианты и настаивать на объективных критериях - внешних эталонах или принципах, принятых обеими сторонами.

1. Представьте себе проблему с точки зрения другого человека.

2. Выявите ключевые вопросы и заботы (не позиции), имеющие отношение к проблеме.

3. Определите, какие результаты обеспечат полностью приемлемое решение.

4. Выявите новые возможные варианты достижения этих результатов.

Практическое задание
Выберите конкретного человека, в отношениях с которым вы хотели бы заключить соглашение «Выиграл/Выиграл». Попытайтесь поставить себя на место этого человека и подробно опишите свое представление о том, каким он видит решение. Затем запишите те результаты, достижение которых означало бы выигрыш для вас. Поинтересуйтесь у партнера, есть ли у него или у нее желание обсуждать проблему до тех пор, пока вы не придете к взаимовыгодному решению.

Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом - быть понятым


Предположим, у вас проблемы со зрением, и вы решили обратиться за помощью к окулисту. Нетерпеливо выслушав ваши жалобы, тот снимает очки и протягивает их вам со словами:

- Вот, наденьте! Эти очки я ношу уже лет десять, и мне они здорово помогают. Дома у меня есть запасные; берите, носите эти!

Вы надеваете очки, но видите в них еще хуже.
- Ужасные очки! - восклицаете вы. - Ничего в них не вижу!
- Не может быть! - удивляется окулист. - Мне они великолепно помогают. Попробуйте еще разок.
- Да я пытаюсь! - отвечаете вы. - Все расплывается!
- Что с вами такое? Постарайтесь настроиться позитивно!
- Хорошо! Но я и позитивно ничего в них не вижу!
- Ну, дорогой мой, какой же вы неблагодарный! - возмущается окулист. - И это после всего, что я сделал, чтобы помочь вам!

Каковы шансы, что в следующий раз, когда вам вновь потребуется помощь, вы обратитесь к тому же окулисту?

Умение общаться - самое важное умение в жизни человека. Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но вот парадокс: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать? Слушать так, чтобы по-настоящему, глубоко понимать другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения?

Принцип «Сначала стремитесь понять» связан с глубоким сдвигом парадигмы. Обычно мы стремимся к тому, чтобы в первую очередь поняли нас. Большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить. Они или говорят, или готовятся говорить. Эмпатическое слушание означает гораздо больше, чем регистрацию, отражение или даже понимание произносимых слов. При эмпатическом слушании вы слушаете ушами, но, кроме того, - и это гораздо важнее - вы слушаете глазами и сердцем. Вы слушаете не только смысл, но и чувства. Вы «слушаете» поведение человека.

Поскольку мы слушаем, помня о своем прошлом опыте, опираясь на свою биографию, то реагируем обычно одним из четырех способов. Мы оцениваем - соглашаемся или не соглашаемся; выпытываем - задаем вопросы, исходя из нашей системы ценностей; советуем - даем рекомендации, отталкиваясь от нашего личного опыта; интерпретируем - пытаемся понять характер того или иного человека, объяснить его мотивы и поступки, основываясь на наших собственных мотивах и поступках.

Прежде чем поднимать проблему, прежде чем оценивать и советовать, прежде чем излагать свои идеи - постарайтесь понять. Это мощный навык эффективной взаимозависимости.

Когда мы по-настоящему, глубоко понимаем друг друга, мы открываем двери для творческих решений и третьих альтернатив. Различия между нами перестают быть непреодолимыми препятствиями к общению и развитию. Наоборот, они становятся ступенями, ведущими к синергии.

Практическое задание
Расскажите об эмпатии кому-либо из своих близких. Сообщите ему или ей, что хотели бы научиться по-настоящему слушать других, и попросите через неделю оценить ваши успехи. Насколько хорошо вам это удалось? Какое влияние это оказало на вашего партнера по общению?

Навык 6. Достигайте синергии

Синергия представляет собой деятельность самого высокого порядка - подлинную проверку и проявление всех остальных навыков, соединенных вместе.

Высшие проявления синергии возникают тогда, когда мы сталкиваемся с самыми трудными проблемами в жизни и фокусируем на них четыре уникальных свойства человека, мотивацию «Выиграл/ Выиграл» и навыки эмпатической коммуникации. Результаты этого сродни чуду. Мы создаем новые альтернативы - то, чего до сих пор не существовало.

Синергия - это суть лидерства, основанного на принципах. Попросту говоря, она означает, что целое больше суммы его частей.

Ключом к межличностной синергии является внутриличностная синергия, синергия внутри нас самих. Суть внутриличностной синергии воплощена в принципах первых трех навыков, которые наделяют человека внутренней безопасностью, достаточной для того, чтобы, открывшись, не бояться стать уязвимым. Усваивая эти принципы, мы развиваем менталитет достаточности, мышление в духе «Выиграл/Выиграл» и искренность навыка 5.

Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми - различия в менталитете, в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами.

По-настоящему эффективный человек обладает достаточной скромностью и уважением к другим, чтобы признать ограниченность собственного восприятия и оценить богатейшие возможности, открывающиеся перед ним благодаря взаимодействию с сердцами и умами других людей. Опираясь только на собственный опыт, мы постоянно испытываем недостаток информации.

Синергия действенна. Синергия - это верный принцип. Она является высшим достижением всех предшествующих навыков. Синергия - это эффективность во взаимозависимой реальности. Это строительство команды, работа в команде, развитие сплоченности и творческого взаимодействия с другими людьми.

Хотя вы и не можете контролировать парадигмы других людей и сам синергетический процесс, главные факторы синергии лежат внутри вашего круга влияния.

Практическое задание
Подумайте, кто из ваших знакомых обычно видит все иначе, чем вы. Попробуйте использовать эти отличия в качестве ступенек, ведущих к решениям в духе третьей альтернативы. Скажем, вы могли бы спросить мнение этого человека о реализуемом в настоящее время проекте или возникшей проблеме, ценя его вероятное отличие от вашей точки зрения.

Навык 7. Затачивайте пилу

Навык 7 - это ваши личные ресурсы и средства (РС). Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс - вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры - физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное.

Для этого надо быть проактивным. Расходование времени на «затачивание пилы» - действие, определенно относящееся к Квадрату II и требующее от нас инициативы. В целях развития собственных РС мы должны сами оказывать на себя давление - до тех пор, пока деятельность в Квадрате II не превратится в полезную привычку - навык. Наши РС находятся в центре нашего круга влияния, и никто, кроме нас, не сможет обеспечить их развития.

Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя. Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного «затачивания пилы» во всех четырех измерениях.

Физическое измерение предусматривает эффективную заботу о своем физическом состоянии: употребление правильной пищи, обеспечение достаточного отдыха, регулярные физические упражнения.

Обновление духовного измерения ведет к достижению лидерства, а значит, самым тесным образом связано с навыком 2. Духовное измерение - это ваша сердцевина, ваш центр, ваша приверженность собственной системе ценностей.

Постоянное, непрекращающееся обучение, тренирующее наш ум и расширяющее кругозор, ведет к жизненно важному интеллектуальному обновлению.

Обновление социально-эмоционального измерения, в отличие от других измерений, не требует специальных затрат времени. Мы можем осуществлять его в ходе обычного, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Но и для этого потребуются усилия.

Семь навыков высокоэффективных людей создают оптимальную синергию между всеми четырьмя измерениями, а обновление любого из них усиливает вашу способность жить в соответствии хотя бы с одним из семи навыков. И хотя эти навыки представляют собой последовательный ряд, совершенствование в одном из них синергетически усиливает вашу способность овладения другими.

Чем более вы проактивны (навык 1), тем более эффективным можете стать в персональном лидерстве (навык 2) и персональном управлении (навык 3). Чем более эффективны вы в управлении своей жизнью (навык 3), тем больше обновляющих действий из Квадрата II способны совершить (навык 7). Чем в большей степени вы сначала стремитесь понять (навык 5), тем более эффективным будет ваш поиск синергетических решений в духе «Выиграл/Выиграл» (навыки 4 и 6). Чем больше вы совершенствуетесь в любом из навыков, ведущих к независимости (навыки 1, 2 и 3), тем более эффективны вы будете во взаимозависимых ситуациях (навыки 4, 5 и 6). А обновление (навык 7) - это процесс обновления всех навыков.

Практическое задание
Составьте такой же список обновляющих действий для физического, духовного и интеллектуального измерений. В социально-эмоциональной области составьте список людей, отношения с которыми вам бы хотелось улучшить, или укажите сферы, общая победа в которых могла бы быть более эффективной. Выберите по одному пункту из каждой области и внесите его в список целей на следующую неделю. Выполните намеченное и оцените исполнение.

Изнутри наружу

Перемены - действительные, настоящие перемены - происходят изнутри наружу. Они не произойдут, если вы будете «обрывать листья», используя приемы из арсенала этики личности, направленные на изменение установки и поведения. Перемены идут от корней - от вашего образа мыслей, от ваших фундаментальных, основополагающих парадигм, определяющих ваш характер и создающих линзу, сквозь которую вы смотрите на мир.

Достижение единства с самим собой, с нашими близкими, друзьями и сослуживцами - это самый драгоценный, самый желанный и восхитительный плод семи навыков.

Очевидно, что воспитать в высшей степени цельный характер и жить жизнью, наполненной любовью и служением, которые ведут к подлинному единству, - дело нелегкое. Это не «социальный аспирин» или «пластырь». И все же это возможно. Все начинается с желания сделать основой своей жизни верные принципы, сломать парадигмы, созданные другими центрами, и вырваться из обманчивого комфорта недостойных нас привычек.

Помещая в центр своей жизни верные принципы и поддерживая баланс между действием, ведущим к результату, и развитием своей способности действовать (Р/РС-баланс), мы обретаем возможность создания эффективной, полезной и счастливой жизни для себя и своих потомков.

Свободный пересказ и выдержки из книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

Но если понятия баланса, нехватки времени и само управление им только мифы, о чем мы здесь вообще говорим?

Умение распоряжаться временем действительно один из важнейших компонентов выдающейся жизни, так что вернемся к модели мышления ВВП . Если вы хотите эффективно распоряжаться им, вот чем вы на самом деле будете управлять.

    Своими приоритетами: вы и только вы должны решить, что для вас важнее всего.

    Своей сосредоточенностью: вы и только вы должны определять, чему и когда уделять внимание.

    Своими действиями: вы и только вы должны решать, что делать в определенный момент, час, день или неделю.

Умейте отличать важность от срочности

Мы часто по ошибке тратим время на дела, которые создают у нас мимолетное ощущение удовлетворения, но не приносят реальной пользы. Во многом это объясняется тем, что мы поддаемся влиянию срочности.

В любом нашем действии есть два компонента: важность и срочность. Необходимо понимать, что они не тождественны. Важность отвечает на вопрос: «Насколько сильно это влияет на мою жизнь?» Срочность «Как скоро это должно случиться?». Это два совершенно разных вопроса.

Матрица Эйзенхауэра

Считается, что впервые название этому способу понимания наших действий дал президент Дуайт Эйзенхауэр. Стивен Кови популяризовал эту модель в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей », но она называется «матрица Эйзенхауэра», и ее необходимо понимать. Матрица изображена на рисунке 1.

Я далеко не первым указываю на очевидный вывод: лучше проводить как можно больше времени в квадрате 2, но я пойду дальше. По сути, квадраты 1, 3 и 4 вас убьют, просто каждый по-своему и с разной скоростью.

Рис. 1. Матрица Эйзенхауэра

Квадрат 1
ВАЖНЫЕ и СРОЧНЫЕ

Примеры: инфаркт, приближение крайнего срока, подача налоговой декларации

Вызывает чувство восторга, но изнуряет - будьте осторожны.

Убивает вас, истощая ваши запасы энергии

Квадрат 2
ВАЖНЫЕ, но не срочные

Примеры: тренировки, постановка целей, уплата налогов

Потраченное здесь время - отличное ВЛОЖЕНИЕ, так как это сокращает количество времени, проведенного во всех остальных квадратах, к тому же приносит чувство большого удовлетворения!

Квадрат 3
СРОЧНЫЕ, но не важные

Примеры: помехи, проблемы других людей

Тратя здесь время, вы заняты/устаете, но потом разочарованы, так как на самом деле ничего не достигли

Убивает, заваливая вас множеством мелочей

Квадрат 4
Не срочные и не важные

Примеры: бессмысленный просмотр телепередач, сплетни, другие «расхитители времени»
Тратить время здесь просто скучно Убивает вас, разрушая вашу душу

Квадрат 1

Здесь находятся действия, которые одновременно важны (большое влияние) и срочны (ими нужно заняться сейчас). Это чрезвычайные жизненные обстоятельства. Если у вас выдавался день в квадрате 1, вы уставали, но это было приятно. Ведь вы блестяще справились с авралом и оказались на высоте в трудный момент. Ситуация была напряженной, но вы не подвели!

Добившись успеха в квадрате 1, вы чувствуете себя на верху блаженства, но здесь есть подвох. Вы можете пристраститься к такой жизни и, задержавшись там слишком долго, однажды столкнетесь с провалом. Либо вы попадете в трудное положение, которое окажется вам не по зубам, либо просто выдохнетесь. Квадрат 1 вызывает чувство восторга, но и сильный стресс. Умение достичь цели в нем очень полезно, но постоянная жизнь в нем удар по здоровью.

Квадрат 3

Вам известно, что некоторые дела отнимают время и силы, а взамен вы получаете мало или ничего. Они включены в квадрат 3, который Кови называл «обманчивым». У вас возникает заблуждение, будто ваши действия важны, но в итоге вы понимаете, что ничего не совершили . Проведя день в этом квадрате, вы ощущаете усталость и опустошенность.

В наше высокотехнологичное время очень легко выбросить на ветер целую неделю, месяц или жизнь, оказавшись в квадрате 3. Если вы не научитесь устанавливать границы и следить за их соблюдением, отказываться от определенных действий и говорить «нет» некоторым людям, случится вот что:

Помехи и проблемы других людей поглотят вашу жизнь. Всю без остатка! И это произойдет, потому что вы это допустите.

К счастью, этого можно избежать. Четко определив свои цели, внедрив «решение двух часов» и заботясь о своем уме (об этом вы узнаете в главе 11 и далее), вы избежите западни, но нужно сохранять бдительность. Если я сгущаю краски, пусть; просто я насмотрелся случаев, когда люди теряли годы в квадрате 3. Держитесь от него подальше!

Квадрат 4

Квадрат 4 состоит из действий, которые не важны и не срочны . Они влияют на вашу жизнь слабо или вообще никак, и никому не важно, выполняете ли вы их. Здесь находятся, например, бездумные перескакивания с одного телеканала на другой, бессмысленные игры, проверка своего кредитного рейтинга в третий раз за неделю и другие простые «расхитители времени». Я не буду описывать этот квадрат подробно, потому что вы и так поймете, когда попадете в его ловушку. Скажу только, что он убьет вашу карьеру, здоровье, отношения с людьми, финансы и амбиции, и вы даже не получите от этого удовольствия. Очутившись в квадрате 4, начните делать что-то другое. Просто сверните с того пути, который завел вас в этот квадрат.

Жизнь в квадратах 1, 3 и 4 убьет вас так или иначе, так что рассмотрим единственный квадрат, проведенное в котором время удачное вложение, а не трата.

Квадрат 2

Это важные, но не срочные дела . События, существенно влияющие на вашу жизнь, обычно начинаются с постановки сроков, до которых далеко; чаще конкретного срока нет. Например, тренировки, полноценное общение с семьей, постановка целей, чтение, молитвы сильно влияют на нашу жизнь, обогащают ее, и вы никогда не завершите эти действия.

Вы будете выполнять их всегда и охотно, потому что они подпитывают вас, а не истощают. День, проведенный в квадрате 2, оставляет ощущение, что вы сделали нечто по-настоящему полезное для себя. И в конце такого дня у вас будет больше энергии, чем в начале.

Говорят, действительно важные дела обычно не бывают срочными, и наоборот. Подвох в том, что наш мозг запрограммирован природой реагировать не на важное, а на срочное. Положение усугубляется тем, что наше общество поощряет такой подход. Все это значит, что если вы намерены тратить время с умом на действительно важное, то вам понадобится система.

Ее мы сейчас и рассмотрим.

Из главы 11 вы узнаете о «решении двух часов». Это всесторонний подход к созданию графика. Он точно поможет вам сокращать время на действия, которые вас истощают, и расходовать на то, что сделает вас сильнее. Но в этой главе мы заложим основы такой системы распоряжения временем.

Ваша система начинается с правильных вопросов.

Самые важные вопросы при управлении временем

Вы хотите получить план действий, который займет 2 минуты, но улучшит способы использования времени на всю оставшуюся жизнь?

Запишите на листе эти три вопроса и поместите его на видное место .

  • В каком квадрате я нахожусь в данный момент?
  • Мои действия в данный момент помогают мне продвинуться к целям?
  • Лучший ли это способ распорядиться временем прямо сейчас?

Вот и все три вопроса на листе. Слишком просто? Простота обманчива, ведь эти три вопроса очень действенный прием для обучения вашего мозга. Вне зависимости от ответов сами они создают для вас беспроигрышные ситуации. Все они помогают мозгу так же эффективно, как и три вопроса «разумного чтения».

Я подробнее остановлюсь на их пользе в главе 14, но сейчас подчеркну: это великолепная тройка. В основном они повышают осознанность: нельзя вырваться из западни, не зная, что вы в нее попали.

Одно только повышение осознанности автоматически приказывает вашей модели мышления ВВП работать на вас. Определив, в каком квадрате вы находитесь, вы автоматически побуждаете свой мозг к поиску более продуктивного пути.

Спрашивая, продвигают ли вас нынешние действия к вашим целям, вы автоматически начинаете лучше осознавать свои цели. Задаваясь вопросом, действительно ли ваши нынешние действия лучшее применение вашего времени, вы автоматически начинаете лучше осознавать, каким был бы оптимальный путь . А главное, даже если ответы вас не удовлетворяют, сами вопросы повышают эффективность использования времени.

Задавайте себе только эти три вопроса несколько раз в день в течение недели, и вы заметите, что производите полезные коррективы в своих действиях гораздо быстрее. Делайте это постоянно в течение трех недель, и вы создадите положительный импульс в каждой области своей жизни.

Запишите эти три вопроса на листе бумаги прямо сейчас, если вы еще этого не сделали. А лучше сделайте один экземпляр для офиса, второй для дома, третий для машины. Повесив их там, вы улучшите свое осознание времени раз и навсегда.

Вывод таков: легко поддаться мифам и сделать неправильные выводы по поводу времени, которое есть у нас в распоряжении. Все получают ровно те же 168 часов в неделю. Управлять временем нельзя, но можно управлять собой: своими действиями и сосредоточенностью. И тогда ваша жизнь резко улучшается. Из глав 11 и 12 вы узнаете, как именно это делать.

Недавно я второй раз перечитала книгу "Семь навыков высокоэффективных людей" авторства Стивена Кови.

Первый раз читала еще несколько лет назад. Кое-что взяла на заметку, что-то начала применять, например, эмпатическое слушание.

На этот раз решила внедрить в свою жизнь сразу все семь навыков. Сделала для себя конспект, с самыми важными мыслями и идеями, чтобы запомнить и читать время от времени в режиме онлайн. Для этого выкладываю здесь этот краткий конспект, думаю, он будет полезен и другим читателям.

По сути это ключевые идеи книги "Семь навыков", главная выжимка.

В сети я нашла еще хорошие иллюстрации к навыкам высокоэффективных людей, приведу их здесь тоже.

Итак, Стивен Кови предлагает внедрить в жизнь эффективного человека следующие 7 навыков:

  1. Быть проактивным.
  2. Начиная дело представлять конечную цель.
  3. Сначала делать то, что нужно делать сначала.
  4. Думать и действовать в духе выиграл - выиграл (win-win).
  5. Сначала стараться услышать, а потом быть услышанным.
  6. Достигать синергии.
  7. Затачивать пилу (постоянно совершенствоваться и развиваться).

Вот что я записала себе по каждому навыку:

Навык 1. Быть проактивным.

Этот навык преследует цель сделать человека самостоятельным, деятельным и инициативным.

Проактивность опирается на активность и ответственность.

Навык проактивности учит решать проблемы находящиеся в круге своего влияния и приспосабливаться к условиям, на которые невозможно повлиять (не тратить на них время и силы) - т.е. тем которые вне своего круга влияния.

Проактивный человек, это такой человек, который осознал свои глубинные ценности, свои цели, сформулировал свои принципы и далее действует согласно этим принципам независимо от обстоятельств.

Проактивные личности умеют выбирать свою реакцию на различные виды внешних факторов раздражителей (физические, социальные, психологические и др.). Иными словами умеют реагировать не первой пришедшей в голову реакцией, а выбрать вариант соответствующий, опять же, своим принципам.

Навык 2. Начиная дело представлять конечную цель.

Этот навык рассматривается как система двойного творения. Сначала мы создаем что-то в своем воображении (а также в планах, целях, чертежах и т.д.) - это первое творение. Затем мы реализовываем задуманное в нашей реальности. Это второе творение.

В первое творение мы вкладываем не только опыт, но и свою совесть, свое сознание, свои принципы.

А свои принципы нужно найти, записать и оформить в личную миссию или личную конституцию. Такой документ создается достаточно долго, в нем выверяется каждое слово. Но потом этот документ становится именно тем базисом и фундаментом, через который человек смотрит на жизнь и принимает решения.

Личная миссия состоит из разделов:

  1. Каким вы хотите быть (характер).
  2. Что вы хотите делать (вклады и достижения).
  3. Ваши ценности и принципы (основа для ваших поступков).

Очень важно уделить достаточное время первому творению. Как в русской пословице: "7 раз отмерь, один отрежь".

Навык 3. Сначала делать то, что нужно делать сначала.

Этот принцип учит соблюдать принцип Парето, который гласит: "20% дел приносят 80% результата".

Очень важно научиться выделять важные дела и отдавать им больший приоритет, чем срочным.

Это означает постараться находиться в квадрате 2. Как правило, наиболее важные дела, они не срочные. Поэтому их люди постоянно откладывают. Но это именно те самые важные дела, которые могут кардинально изменить нашу жизнь.

Планирование лучше и комфортнее делать не ежедневное, а еженедельное. Т.е. вы планируете те дела, которые сделаете в течение недели, скажем в воскресение.

Чтобы делать больше дел из квадрата 2 - очень важно научиться искусству делегирования. И делегирование исполнения и, что важнее, - делегирование руководства.

Навык 4. Думать и действовать в духе выиграл - выиграл (win-win).

Этот навык учит добиваться своих целей таким образом, чтобы все стороны в результате достижения этих целей выигрывали. Чтобы в сделке или в результате договора были довольны все стороны.

Навык 4 основан на сотрудничестве и доверии. Результат выше, чем компромисс.

4 шага к win-win:

1. Представьте проблему с точки зрения другого человека.

2. Определите ключевые вопросы, заботы и опасения, связанные с проблемой.

3. Определите результаты, которые обеспечат полностью приемлемое решение.

4. Выявите новые возможности и варианты достижения этих результатов в координатах взаимного сотрудничества.

Кстати, «win-win» – любимый принцип известного предпринимателя Олега Тинькова:)

Навык 5. Сначала стараться услышать, а потом быть услышанным.

Этот навык учит эффективным коммуникациям с другими людьми. Важно научиться не просто слушать собеседника, но и обучиться навыку эмпатического слушания. Научиться сначала понять, а потом быть понятым.

На практике эмпатическое слушание подразумевает следующую цепочку.

1.Вы внимательно слушаете собеседника и стараетесь уловить и как можно глубже понять все его страхи, опасения, устремления и выгоды.

2.После прослушивания вы пересказываете своими словами проблематики и устремления собеседника. Например: "Правильно ли я понял, ваша задача состоит в том то и том то, при этом вырисовываются следующие проблемы и опасения и т.п."

4.В конечной фазе вы предлагаете свое решение или делаете предложение, желательно в концепции win-win. Как правило, оно будет принято.

Эмпатическое слушание незаменимо на всех видах переговоров, особенно деловых.

Навык 6. Достигать синергии.

Синергия - это объединение различных энергий для создания больших энергий. Создание целого из частей, причем это целое, всегда больше суммы этих частей. С точки зрения синергии 1+1 равно не 2, а 3 и более.

Нужно стремиться к сотрудничеству и партнерству, даже с конкурентами. Это всегда дает синергетический эффект.

Чтобы возникла синергия, должны выполняться следующие условия и требования:

Навык 7. Затачивать пилу

Навык 7 говорит нам о том, что саморазвитие - это путь длиною во всю жизнь. Необходимо постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться. Только в этом случае можно достичь подлинного успеха.

Для гармоничного развития, совершенствоваться нужно сразу в нескольких областях и измерениях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном, социальном.

Вот такое понимание изложенных в книге «7 навыков высокоэффективных людей» мыслей сложилось у меня. Если у вас есть свое понимание навыков высокоэффективных людей от Стивена Кови или вам есть чем дополнить этот материал - буду рада комментариям.

Ну и напоследок, видео, где Стивен Кови сам расскажет о своей книге и о семи навыках:

Основные идеи из книги №1 по личной эффективности и самосовершенствованию. Книге, которая является must read для каждого уважающего себя менеджера. Книге, по которой проходят тесты сотрудники крупнейших организаций. Это 7 навыков, которыми должен владеть каждый.

«Семь навыков высокоэффективных людей» - возможно, самая известная книга в жанрах «саморазвитие» и «личная эффективность». У книги более 4000 положительных ревью на сайте Amazon и более 260 000 положительных оценок на книжном портале GoodReads.

В своей книге Стивен Кови выделил семь привычек, которые, по его наблюдениям, являются основой истинного успеха и самореализации.

Рассмотрим подробнее главные идеи культовой книги Стивена Кови.

Семь навыков высокоэффективных людей

Для того чтобы произвести в жизни легкие, относительно небольшие перемены, нужно изменить свое поведение и некоторые ключевые установки. Если же вам нужны кардинальные изменения в работе, карьере, семейной жизни, отношениях с детьми, нужно поработать над своими основными парадигмами - мировосприятием, убеждениями, из которых проистекает поведение.

Стивен Кови приводит в своей книге цитату писателя Генри Дэвида Торо:

« На тысячу обрывающих листья с дерева зла находится лишь один, рубящий его под корень» .

Работая над поведением и установками, мы лишь обрываем листья. Взявшись за корень - парадигмы, мы действительно сможем добиться качественных изменений.

« Принципы - это те направляющие человеческого поведения, которые, бесспорно, обладают устойчивой и постоянной ценностью. Они фундаментальны. Они практически неоспоримы, потому что очевидны » .

Суть человека - это его повторяющиеся действия, привычки. Если кто-то привык принимать душ два раза в день, его сочтут чистоплотным человеком. Увидев молящегося, его сочтут религиозным. Какими привычками обладают высокоэффективные люди?

Стивен Кови - специалист в области лидерства - сформулировал принципы, лежащие в основе решения любых проблем, и выстроил их в последовательную систему.

Семь привычек или навыков высокоэффективных людей

  1. Проактивность. Принцип персонального видения.
  2. Начинать, имея конечную цель. Принцип персонального лидерства.
  3. Что делать сначала? Принцип персонального управления.
  4. Думайте в духе « Выирал/выиграл» . Принцип межличностного лидерства.
  5. Сначала нужно понять, а потом быть понятым. Принцип эмпатического общения.
  6. Достигайте синергии. Принципы творческого сотрудничества.
  7. Затачивайте пилу. Принцип сбалансированного самообновления.

Навыки - это то, что лежит на пересечении трех кругов - знаний, умений и желаний. Все эти компоненты необходимы, чтобы развить любые навыки, например, умение владеть собой. Первые три перечисленных Стивеном Кови навыка способствуют достижению личных побед. А именно с личной эффективности начинается эффективность общественная, которой посвящены следующие три навыка. И, наконец, последний, седьмой навык связывает между собой все предыдущие, помогает находить и соблюдать баланс в жизни.

Зависимым людям необходима помощь других, чтобы получить желаемое.

Человек зависимый скажет: « Ты обо мне не заботишься; ты не справился; ты виноват в моей неудаче » . Кови называет это ты-парадигмой .

Независимые люди берут всю ответственность за результат на себя. Это выражается в таких установках, как: « Я могу это сделать; я полагаюсь только на себя » . Автор дает название независимости - я-парадигма .

Взаимозависимость проявляется при достижении командных, совместных результатов - « Мы можем объединиться; мы можем вместе создать что-то более значительное » . Так выглядит мы-парадигма .

Благодаря вырабатыванию полезных навыков, можно избавиться от непродуктивной зависимости, научиться брать ответственность на себя и слаженно работать в команде, чтобы достигать невероятных результатов.

Навык 1. Проактивность. Принцип персонального видения

Благодаря способности анализировать свой мыслительный процесс, мы можем отказываться от ненужных привычек и вырабатывать полезные навыки. Благодаря самосознанию мы можем смотреть на себя объективно, выделяя положительные и отрицательные качества характера, таланты, способности.

« Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом - существующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих нас людей, - то такое представление подобно отражению в кривом зеркале» .

Люди оценивают нас отрывочно и необъективно, а мы верим им, и тогда наше « Я» искажается.

Существует 3 объяснения человеческой природы:

  1. Наш характер и темперамент заложен в нас еще предками (генетический детерминизм).
  2. Свойства и качества личности были заложены в детстве (психический детерминизм).
  3. На ваше поведение влияет окружающая среда - государство, воспитатели, педагоги, политики (детерминизм окружающей среды).
« Ты такой же упрямый, как твой отец» - отмахиваясь говорит уставшая мать, образно нажимая на кнопку « генетический детерминизм» . Эта кнопка запускает ваше представление о себе и дает отменную возможность не работать над собой, а ссылаться на качества характера своего отца, вздыхая « Ну вот таким уж я уродился… » .

В повседневной жизни, при любых проблемах и радостях существует некий раздражитель, на который вы непременно отреагируете. И между раздражителем и вашей реакцией есть свобода выбора - КАК именно вы отреагируете.

« Свобода выбора содержит в себе те уникальные качества, которые делают нас людьми» .

Речь идет о воображении, совести, воле. Но каждый человек волен выбирать, как проявлять эти качества, быть ли ему реактивным или проактивным.

Например, если вас считают упрямым, у вас есть свобода выбора - продолжить всегда настаивать на своем, оправдывая себя генами отца (реактивность), или же начать работать над собой, учась использовать упрямство там, где это действительно необходимо (проактивность).

Реактивный человек управляется обстоятельствами, проактивный - управляет обстоятельствами сам. Они используют разные способы формулирования мыслей - реактивный человек скажет: « Я был вынужден… » , а проактивный заявит: « Я выбираю… » .

Даже заботятся они о разных вещах по-разному . У каждого из нас есть определенный круг забот. Одна часть забот подвластна нашему влиянию, другая - нет. Первую часть можно обозначить как круг влияния, входящий в круг забот.

Проактивные люди стремятся расширять свой круг влияния, максимально точно и объективно оценивая свои силы, сосредотачиваясь на том, что они МОГУТ изменить.

Реактивные же люди лишь страдают от ощущения собственной беспомощности, говоря: « Я не способен… Меня заставили… Вот если бы у меня были… Это все школа/начальник/государство/виновато… » .

Проактивные люди весьма умны. Они руководствуются своими внутренними ценностями, разбираются в происходящем, трезво оценивают ситуацию и знают, как необходимо поступать.

Естественно, что наши поступки влекут за собой определенные последствия. И было бы ошибочно предполагать, что мы можем выбирать последствия. Мы можем выбирать свою реакцию, но, совершая этот выбор, мы автоматически выбираем и то, что последует за нашей реакцией, иногда ошибочной.

« Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока» .

Наиболее яркое проявление нашей проактивности - это способность брать на себя обязательства и выполнять их. Если люди знают, что могут вам доверять - ваш рейтинг растет, и вы автоматически влияете на них.

Навык 2. Начинать, имея конечную цель. Принцип персонального лидерства

« Хотя навык 2 применим ко многим обстоятельствам и аспектам нашей жизни, основное назначение девиза „ начинайте, представляя конечную цель“ заключается в том, чтобы уже сегодня начать с представления образа, картины или парадигмы конечной цели вашей жизни. Это будет системой оценки или критерием, по которому вы будете оценивать все остальное» .

Если в ваших мыслях сохраняется четкий образ той конечной цели, к которой вы стремитесь, вы всегда сможете установить критерии, по которым будете оценивать, приближаетесь ли вы к цели четко и прямо или виляете по запутанной дороге.

Вы можете активно карабкаться по лестнице, преодолевая каждую ступеньку, но если лестница приставлена не к той стене, то ваши действия будут бессмысленны.

Необходимо четко понимать, что именно является для вас самым важным, и в соответствии с этим знанием управлять своими действиями день за днем.

Принцип « начинайте, имея конкретную конечную цель» основан на утверждении Стивена Кови, что все создается дважды (принцип двух творений). Дом, который вы строите в реальности, уже был построен в ваших мыслях, а небольшой магазинчик рыболовных снастей был создан в вашем воображении. Но вы не просто фантазируете, а продумываете каждую мелочь, составляете сметы, чертите план помещения, изучаете основы маркетинга или набираете профессионалов.

Чтобы расширить границы круга влияния, необходимо признавать принцип двух творений и брать на себя ответственность за каждое из них. Нужно не только правильно управлять, но и быть лидером. Вспоминая приведенный выше пример, можно сказать, что от управления зависит скорость подъема по лестнице, а лидерство определяет, к той ли стене приставлена лестница.

Лидерам необходимо правильное видение происходящего, объективность, умение отслеживать изменения и анализировать их.

Именно лидерство помогает определить курс, по которому нужно двигаться: какие миссии должна выбрать компания, в каком направлении развиваться.

Наша проактивность основывается на самосознании, но кроме этого ценными качествами являются совесть и воображение. Совесть помогает устанавливать моральные границы, воображение позволяет увидеть потенциальные возможности. А сочетание этих качеств помогает в написании собственного жизненного сценария.

Эти принципы актуальны не только для бизнеса или карьеры, но и для любой другой сферы жизни, например, для семьи.

Какими в конечном итоге мы хотим видеть своих детей? Если мы желаем, чтобы они запомнили нас любящими родителями, станем ли мы одерживать краткосрочную победу в схватках, запугивая и наказывая их?

« Начинать, представляя себе конечную цель, - значит подходить к своей роли родителя, как и к другим своим ролям в жизни, с ясным пониманием своих ценностей и направления движения. Это значит быть ответственным за свое собственное первое творение и переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают мое поведение и мои установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в гармонии с моими принципами» .

Чтобы начать, представляя конечную цель, нужно сосредоточиться на создании собственной миссии. В нее входит, ЧТО вы хотите делать и КАКИМ вы хотите быть.

Эта миссия - словно стандарт для ваших поступков, Конституция, основа для принятия решений. Например, если в вашей миссии указано, что вы всегда будете уважительно относиться к окружающим, то не позволите себе накричать на подчиненного или оскорбить своего сына.

Иногда центром миссии могут быть супруг, семья, деньги, работа, обладание, дети, удовольствия, друзья, враги или даже вы сами. Важно руководствоваться принципами, которые вы определяете сами для себя.

Например, вы собираетесь уходить с работы, предвкушая, как поведете жену в театр. Внезапно на пороге вас останавливает начальник и говорит, что ему требуется ваша помощь.

Если вы сфокусированы на семье или супруге, то откажете боссу и поведете жену в театр. Можете и остаться, но сделаете это очень неохотно, постоянно думая о том, как разгневается жена.

Если в центре вашей миссии - деньги, то вы будете думать о сверхурочных и спокойно сообщите жене, что придется задержаться.

Будучи сфокусированным на работе, вы отнесетесь к этому случаю как к возможности узнать что-то новое или быть полезным боссу, что поспособствует продвижению в карьере.

Одна и та же ситуация, а сколько разных отношений к ней в зависимости от принципов!

Навык 3. Что делать сначала? Принцип персонального управления

Навык 1 гласит: « Вы - творец своей жизни » .

Навык 2 говорит: « Создайте первое творение - миссию своей жизни » .

Навык 3 невозможен без развития личной проактивности и выстраивания иерархии принципов своей жизни.

Только поняв, кто вы и к чему должны стремиться, можно начать управлять своей жизнью.

Под управлением понимается анализ ситуации, выделение главного и второстепенного, определение последовательности действий, конкретное выполнение задач. Управлять собой возможно лишь при наличии независимой воли, когда вы действуете самостоятельно, а не по указке свыше.

« Эффективное управление состоит в том, чтобы сначала делать то, что необходимо делать сначала. Если лидерство определяет, что именно „ необходимо делать сначала“ , то управление выполняет это в первую очередь, изо дня в день, минута за минутой. Управление - это дисциплинированность, следование установленному порядку, исполнение» .

Развитие этого навыка тесно связано с тайм-менеджментом . Автор приводит в пример матрицу « Срочное/важное» , в которой все дела делятся на 4 квадрата, исходя из критериев важности и срочности:

  • 1 квадрат - важные и срочные дела. Это критические ситуации, неотложные проблемы или проекты с горящим сроком исполнения.
  • 2 квадрат - важные и несрочные дела, например, профилактика, поиск новых перспектив, налаживание коммуникаций, планирование.
  • 3 квадрат - неважные и срочные дела. Это телефонные звонки, маловажная корреспонденция, неважные встречи, беседы.
  • 4 квадрат - неважные и несрочные дела. Проверка социальных сетей, выполнение рутины, праздность.

Срочное - то, что требует немедленного внимания, например, телефонный звонок.

Важное - то, что имеет отношение к результатам и поставленным целям. Мозг зачастую обманывается, принимая звонок срочный за звонок важный. И поэтому мы часто тратим свои драгоценные силы и ресурсы на выполнение того, что совсем не важно.

Максимальной активности требуют от нас важные, но не срочные дела. Именно на этот, второй квадрат нужно бросить свои силы: разрабатывать меры профилактики, устанавливать связи с партнерами или аудиторией, планировать мероприятия, подготавливать и обучать специалистов и так далее.

Какие инструменты нужны для работы во 2 квадрате?

  • Согласованность между целями, видением, миссией.
  • Сбалансированность. Не стоит пренебрегать другими областями своей жизни, акцентируя внимание только на работе.
  • Сфокусированность с помощью недельного планирования.
  • Учет человеческих факторов. Важно иногда ставить во главу угла не планы компании любой ценой, а самих людей, чтобы не испытывать чувство вины за отклонения от плана.
  • Гибкость. Ваши нужды, особенности, стиль управления будут влиять на управление, и это вполне нормально.

Кроме этого, необходимо учиться делегировать обязанности и делать это с доверием. Оказанное доверие воодушевляет человека, и зачастую он способен превзойти самого себя.

Навык 4. Думайте в духе «Выирал/выиграл». Принцип межличностного лидерства

Только достигнув успеха в отношениях с самим собой, можно достигнуть успеха в отношениях с другими людьми. Стивен Кови утверждает, что взаимозависимость - это выбор независимых людей. Выстраивание любых взаимоотношений начинается в нашем собственном характере.

« Только став независимыми - проактивными, сосредоточенными на верных принципах, движимыми ценностями и способными организовать свою жизнь и действовать в соответствии с приоритетами, мы можем решить стать взаимозависимыми - способными строить многосторонние, прочные, высокоэффективные отношения с другими людьми» .

Автор предлагает необычную метафору - эмоциональный банковский счет. Это чувство надежности, уверенности, испытываемые вами при общении с другим человеком. Добрые поступки, его хорошее отношение к вам создают некий резерв.

И даже, когда он вдруг ошибается, благодаря резерву ваше хорошее отношение к нему не будет существенно подорвано.

Как пополнять эмоциональный банковский счет?

  • Стремиться понять другого человека. Это помогает устанавливать контакт и существенно повышает запас добрых взаимоотношений.
  • Быть внимательным к мелочам, проявлять уважение и заботу.
  • Выполнять обещания и взятые обязательства.
  • Прояснять ожидания. Иногда люди могут ждать от вас одного поведения, а вы демонстрируете совсем другое, причем из добрых побуждений.
  • Проявлять цельность личности. « Быть цельным - это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, т. е. выполнять обещания и оправдывать ожидания» .

А если вы сняли с эмоционального банковского счета некую сумму, то принесите искренние извинения, открыто признайте свою неправоту и постарайтесь снова пополнить счет.

Автор выделяет 6 парадигм взаимодействия между людьми:

  1. « Выиграл/проиграл»
  2. « Проиграл/выиграл»
  3. « Проиграл/проиграл»
  4. « Выиграл»
  5. « Выиграл/выиграл или Не связываться»
  6. « Выиграл/выиграл»

Именно парадигма « Выиграл/выиграл» легла в основу 4 навыка.

« Выиграл/Выиграл» означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны. При принятии решения типа « Выиграл/Выиграл» обе стороны бывают довольны и привержены принятому плану действий.

Людям с установкой « Выиграл/Выиграл» жизнь представляется ареной для сотрудничества, а не соперничества.

Фундаментом этой парадигмы является характер, его цельность и зрелость.

Используя « Выиграл/выиграл» , вы не сможете развивать конкуренцию и соперничество, ключевые слова здесь - взаимозависимость, компромисс, доверие, сотрудничество. Человек, владеющий навыком « Выиграл/выиграл» , преобразовывает конкуренцию в сотрудничество.

Если вы ищете решение проблемы в духе « Выиграл/выиграл» , то постарайтесь представить себе проблему с точки зрения другого человека, постарайтесь его понять и выявить ключевые вопросы и заботы, относящиеся к проблеме.

Определите, какие именно результаты вам нужны и как их можно достичь. А затем действуйте!

Навык 5. Сначала нужно понять, а потом быть понятым. Принцип эмпатического общения


Умение общаться - одно из самых важных в нашей жизни. Когда вам необходимо повлиять на кого-то - жену, сослуживца, подчиненного, клиента, в первую очередь вы должны понимать его. Иначе ему покажется, что вы просто манипулируете им.

Стивен Кови утверждает, что ключ к вашему влиянию - это личный пример поведения. Ваш характер дает возможность окружающим делать выводы о вашей личности, подсказывает, тот ли вы человек, которому можно доверять.

Принцип эмпатического общения подразумевает слушание с намерением понять собеседника. Для этого автор рекомендует использовать техники активного слушания, отложить все свои дела, сосредоточившись на коллеге, муже или сыне, задавать уточняющие вопросы, не осуждать и не выплескивать негативные эмоции в процессе беседы.

« Хороший инженер, прежде чем разработать проект моста, должен понять распределение сил и рассчитать нагрузки. Хороший преподаватель, прежде чем начать занятия, должен оценить уровень подготовки своих учеников. Хороший студент должен усвоить знания, прежде чем их применить. Хорошие родители должны разобраться, прежде чем судить или давать оценки. Ключ к полноценному суждению - понимание. Если вы сразу же начнете судить, вы никогда не достигнете полного понимания» .

Сначала необходимо стремиться понять другого человека, а после этого важно приложить столько же усилий, чтобы быть понятым. Объясняя свою точку зрения, приводите аргументы, используйте однозначные, четкие фразы, позволяйте слушателю задавать вопросы и уточнять сказанное вами.

Навык 6. Достигайте синергии. Принципы творческого сотрудничества


« Синергия представляет собой деятельность самого высокого порядка - подлинную проверку и проявление всех остальных навыков, соединенных вместе» .

Принцип синергии - целое больше его частей. Связанные вместе, два бревна выдержат гораздо большую нагрузку, чем каждое в отдельности. Растения, выросшие рядом, переплетутся так прочно, что вам понадобятся инструменты для их распутывания.

Точно так же и люди - вместе они способны плодотворно сотрудничать, принося большую пользу в команде, чем в одиночку. Синергия уважает различия, совершенствует сильные стороны и компенсирует слабые.

Настоящая синергия может возникать только на базе предыдущего, пятого навыка. Эмпатия, появляющаяся в ходе беседы, позволяет людям раскрываться, делиться своими тайными страхами или мечтами, что в конечном итоге приводит к сплочению группы и плотному сотрудничеству.

Стивен Кови советует перед началом какого-либо семинара, рабочего совещания дать людям возможность создать эмпатические связи, пообщаться, узнать цели, мысли и взгляды коллег на происходящее в компании, пополнить эмоциональные счета и только после этого решать рабочие вопросы.

Представьте себе семейный конфликт: муж хочет провести свой отпуск на природе и ловить рыбу с двумя сыновьями, а жена хочет поехать в другой город к больной матери. Они могут спорить и ругаться, так и не придя к компромиссу. А могут достигнуть синергии и вместе, сплотившись, решать эту проблему, выбирая разные варианты.

Например, в отпуск они поедут на рыбалку, а затем муж возьмет два дня отдыха на работе, совместит это с двумя выходными и отпустит жену к матери. Или они отправятся на рыбалку на место, недалеко от которого живет мама жены. Важно сплотиться, решая проблему, а не смотреть на нее с двух разных полюсов.

«Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми - различия в менталитете, в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами».

Навык 7. Затачивайте пилу. Принцип сбалансированного самообновления

Представьте себе человека, который в лесу пилит деревья. Уставший, изможденный, выбившийся из сил, он возит затупившейся пилой по стволам деревьев. Вы говорите ему: « Заточи пилу!» , на что он отвечает: « Мне некогда» . Седьмой навык заставляет вас « заточить пилу» .

« Навык 7 - это ваши личные ресурсы и средства. Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс - вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры - физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное » .
  1. Физическое. К нему относятся питание, упражнения, управление стрессовыми ситуациями.
  2. Духовное. Подразумевает прояснение ценностей и соответствие им, обучение, размышление.
  3. Интеллектуальное. Включает в себя чтение, воображение, планирование.
  4. Социально-эмоциональное . В него входит синергия, сопереживание, внутренняя близость.

Нам необходимо последовательно развивать каждое измерение, являясь проактивным. Расходование времени на развитие седьмого навыка - это задача из квадрата 2.

« Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя - в единственный инструмент, которым мы располагаем, для того чтобы преодолевать жизненные трудности и вносить личный вклад. Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного „ затачивания пилы“ во всех четырех измерениях» .

Стивен Кови призывает следить за балансом развития физического, социально-эмоционального , интеллектуального и духовного измерений вашей натуры, не пренебрегая ни одним измерением. Самый ценный плод использования семи навыков - это достижение единства с самим собой, с членами семьи, друзьями и коллегами.

О нас

✏️ MakeRight.ru - сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 270+ материалов в библиотеке. 90+ аудио-версий. Ключевые идеи книг, которые еще не изданы на русском.

Читайте наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех книжных новинках и бестселлерах первыми!

Сегодня же мы расскажем об одном очень полезном правиле - 90/10. Очень немногие знают и используют его, а ведь это правило может в корне изменить вашу жизнь. Что это за правило?

10% нашей жизни зависит от того, что происходит с нами. 90% зависит от того, как мы реагируем на происходящее . Что это значит?

Мы действительно не имеем контроля над 10% событий в нашей жизни. Мы не можем предотвратить поломку оборудования или прибора, которыми пользуемся, мы не можем предотвратить прибытие самолета с опозданием, из-за которого рушатся все наши планы, мы не можем помешать водителю автомобиля, едущему в параллельном с нами ряду, обогнать нас и стать впереди. Мы не можем контролировать красный свет светофора, но мы можем контролировать свою реакцию на этот свет.

Рассмотрим один пример . Вы завтракаете со своей семьей. Ваша дочь нечаянно толкнула чашку с вашим кофе, и горячая жидкость пролилась вам на брюки. Вы взорвались, вы кричите на дочь, обзывая ее растяпой. Вы упрекаете свою жену за то, что она поставила чашку очень близко к краю стола. Короткая неприятная словесная перепалка следует, как результат вашей реакции.

Вы несетесь в спальню, чтобы переодеть брюки и, возвращаясь, видите плачущую дочь, которая не в состоянии закончить свой завтрак и собрать вещи для школы. В результате она не успевает на школьный автобус. Ваша жена спешит на работу. Вы везете дочь в школу на своей машине. Поскольку вы опаздываете на работу, вы мчитесь, нарушая правила уличного движения. Дочь бежит в класс, не попрощавшись с вами. Придя на работу с двадцатиминутным опозданием, вы обнаруживаете, что забыли дома нужные бумаги. Ваш день начался ужасно и продолжается в таком же духе. Вы ждете не дождетесь конца рабочего дня. Придя домой, вы находите жену и дочь в плохом настроении. Ваши отношения с ними нарушены.

Почему у вас был плохой день?

А) Потому что дочь нечаянно пролила кофе?

Б) Потому что ваша дочь пропустила автобус, и вы должны были везти ее в школу?

В) Потому что по дороге была «пробка», и вы опоздали на работу?

Г) Потому что вы неправильно отреагировали на ситуацию?

Правильный ответ "Г". Вы своей реакцией испортили себе и всем весь день. У вас не было контроля над тем, что случилось с вашим кофе, но у вас был контроль над вашей реакцией. Правило 90/10!

А ведь все могло быть по-другому . Кофе разлит на ваши брюки. Ваша дочь готова расплакаться. Вы мягко говорите: «Это ничего, просто постарайся в следующий раз быть аккуратней». Схватив полотенце, вы бежите в спальню, переодеваете брюки, берете все, что нужно для работы. Вы возвращаетесь в кухню и успеваете увидеть через окно, как ваша дочь машет вам рукой, садясь в школьный автобус. Попрощавшись с женой, вы выходите из дому. Вы приходите на работу на пять минут раньше и энергично здороваетесь со всеми.

Два разных сценария. Оба начались одинаково, но закончились по-разному.

Все дело в вашей реакции на события в вашей жизни. Конечно, можно продолжать винить других в своих бедах и жаловаться, что у вас жизнь не складывается должным образом, но разве вам это помогает жить лучше?

Учитесь правильно реагировать, и вы не испортите себе день и жизнь.

Как реагировать, если кто-то обгоняет вас на трассе? Дайте ему обогнать вас, не проявляйте свой темперамент, не мчитесь наперегонки: какое имеет значение, если вы попадете на работу на несколько секунд позже? Помните о правиле 90/10 и не беспокойтесь об этом.

Самолет опаздывает, это нарушает ваше расписание на весь день. Не проявляйте недовольства в адрес работников аэропорта, у них нет контроля над тем, что происходит с самолетом. Используйте неожиданно освободившееся время для чтения, для изучения чего-то. Познакомьтесь с другими пассажирами и проведите приятную беседу. Зачем впадать в состояние недовольства и повышать свое кровяное давление? Это не поможет в создавшейся ситуации.

Вы потеряли работу. Зачем страдать от бессонницы, нервничать и срываться на близких? Направьте свою тревожную энергию и время на поиск новой работы. Возможно, она будет лучше предыдущей.

Теперь вы знаете о правиле 90/10 принципе. Но мало просто знать, нужно применять знания в жизнь.

Вы ничего не потеряете, если попробуете применять в своей жизни правило 90/10. Поверьте, вы будете поражены результатами.

Это может изменить вашу жизнь!