Биографии Характеристики Анализ

Упражнение на правило жи ши ча ща чу щу. Русский язык "Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу" (2-й класс) Карточки правописание жи ши ча ща чу щу

Дидактическая цель : систематизация и обобщение знаний по теме « Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:

  • продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу
  • продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу среди других слов.
  • Развивающие: развитие устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера, расширение общего кругозора учащихся

    Воспитательные: воспитывать интерес к процессу обучения

    Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья учащихся.

    Ход урока

    Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. Мотивация обучения

    У. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и пригласим их

    Упражнение: «Добрый хозяин»

    Дом с трубой, с высокой крышей,

    Человек из дома вышел

    Он ворота открывает,

    Всех нас в гости приглашает.

    Ворота открыты всегда для друзей,

    Мы рады вам, гости! Входите скорей!

    У. На доске, ребята, знакомые вам буквы.

    Посмотрите на данные буквы, скажите, какое слово «спряталось» в этих буквах, и как вы его нашли

    — Что такое орфограмма?

    — Зачем нужно знать орфограммы?

    — Хорошо, продолжим изучение новых орфограмм, чтобы стать грамотными. А каких, узнаете, выполнив следующее задание.

    1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

    У. Назовите оставшиеся согласные буквы в данной строчке. Какую общую характеристику имеют эти буквы?

    Д. Эти буквы обозначают согласные непарные по твёрдости/ мягкости звуки.

    У. С какими гласными буквами эти шипящие согласные образуют буквосочетания, которые являются орфограммами?

    Д. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу являются орфограммами

    У. Используя ответ на последний вопрос и запись на доске, сформулируйте тему урока.

    Д. Тема урока «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    У. Поставьте цели урока, используя запись на доске

  1. повторить правила правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

2. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем цепочку из букв, обозначающих согласные звуки непарные по твёрдости/мягкости. Определите закономерность написания данного буквосочетания

Д. Данные буквосочетания щшчж будем писать в обратном алфавитном порядке

У. Запишите данное буквосочетание столько раз, сколько орфограмм по теме урока встретилось в предложении : Пушистая белочка живёт в лесу.

У. Запишите данное предложение с комментированием изученных орфограмм.

Проверка: на доске ученик писал.

У. Выделите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Работа с текстом. Расширение кругозора детей.

У.Животный мир очень интересен.Ещё об одном удивительном животном мы узнаем, прочитав текст, который имеется у вас на партах.

Бизоны похожи на зубров. Эти животные живут небольшими стадами.

Из бычьих рогов люди делали кубки и ложки. Из кожи мастерили обувь, крыши, стены своих жилищ.

У. Какой это текст: художественный или научно-познавательный? Что интересного узнали?

У. На сколько частей можно разделить этот текст?

Д. Этот текст можно разделить на две части

У. О чём говорится в первой части? Во второй части?

Спишите первую часть. Выделите орфограмму по теме урока.

Проверка: в каких словах выделили орфограммы? У кого также, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по голове.

3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (упражнение – повороты)

У. У нас в классе тоже прошёл снегопад, снегопад слов..

— На счет: 1,2,3, поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.

(в углах класса развешаны предметные картинки, которые ученики должны увидеть при повороте и запомнить

У. Что изображено на картинках? Что объединяет эти слова?

Запишите слова по памяти, выделите орфограмму.

Проверка в парах.

У. Какие словарные слова повторили? Поработаем со словом

4. Работа по учебнику. Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

У. Откройте учебник на стр.16 прочитайте задание к упр. 26

(работа выполняется по частям)

1 группа: спишите, вставляя пропущенные буквосочетания

2 группа- дополнительно на карточке–

Рассмотри дополнительную запись. Сформулируй задание. Выполни его.

Подчеркни слова, в котором звуков меньше, чем букв.

5. Физкультминутка со сменой позы

У. У вас на партах карточки со словами по теме урока. Их нужно распределить на группы в зависимости от орфограммы.

Подходим к переносной доске, читаем слово, называем орфограмму: часть, чудовищный, щадить, щурёнок, щуплый, саранча, свеча, встреча, чудак, гуща, жимолость, жидкий, ширина, шиповник, жилет, шинель

(уточнение значений слов: щадить- давать пощаду; щуплый – слабосильный, худой, невзрачный; саранча – насекомое; жимолость – кустарник, шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком)

У. Сегодня на уроке мы называли и писали много слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Какие слова вы запомнили?

Проводится игра в круге (использование интерактивных способов обучения). Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием по теме урока. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест по русскому языку (1 класс) на тему:
Проверочные задания по теме «Ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Это задания на проверку правил написания сочетаний «ча-ща,чу-щу,жи-ши»

«Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Маш _на, задач_ , ч__гун, ш_ шки, еж_ к, овч _ рка, перч_ тки, снеж_ нка, уж_ н, щ_ ка, верш_ на, чиж_ к, ч_ совщик, ч_до.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кип пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

3. Напишите ниже по шесть слов с сочетаниями.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_т, щебеч_т, ч_чело, ж_ раф, нач_ло.

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Дети пошли в рощ_. Они зашли в глухую чащ_ . Шура стал крич_ть. Ребята услышали шум маш_ н. Они пошли на шум и вышли из ч_щи на дорогу.

3. Напиши по шесть слов с сочетаниями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В плане урока предусмотрены следующие задания: соревнования по рядам на умение вставить в слова пропущенные буквы, восстановление деформированного текста, выборочный диктант, словарная работа. На.

Сценарий урока по теме «Слова с сочетаниями жи-ши » (закрепление).

Тренажёр по русскому языку Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу используется как для самостоятельной работы на уроке, так и для проверки знаний.

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном.

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома.

Задания по русскому языку на тему жи-ши, ча-ща.

Урок разработан по программе «Школа России». Разработка содержит приложение, в котором есть все необходимые иллюстрации.

Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему:
Карточки -жи-ши-, -ча-ща, чу-щу

Карточки по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» для 1 класса

Предварительный просмотр:

Запишите слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.

Продиктуйте слова своему товарищу.

Свеч…, грущ…, ладош…, круж…лись.

Ж…раф, скуч…ю, суш…ть, встреч… .

Измените слова по образцу: получить – получаю, получу. Выделите орфограммы.

Сообщить, простить, кончить.

Уровень 1

Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.

Слова для справок: ч…хлая, ч…десная.

Карточка № 6

Измените выделенные слова близкими по значению.

Не грусти, Юра, Серёжка был задирой.

Слова для справок: драч…н, печ…лься.

Карточка № 7

Луна освещяла лисную чящю. В трове трищяли кузнечики.

Б) Запишите текст.

Карточка № 8

А) Исправьте ошибки.

Для зельоного барщя нужен щявел. В чяще щибечют птицы.

Придумайте и запишите три предложения, в которых было бы много слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

А) Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. В…сной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по лесу.

Б) Напишите рассказ по таким вопросам.

Кого подарил внуку дедушка?

Что делал мальчик с зайчатами?

Что он сделал с ними весной?

Карточка по русскому языку жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Карточки для индивидуальной и групповой работы по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией.

Дидактический материал по теме: «Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ» (карточки для самостоятельной работы).

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

— Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.

— Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

— В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?

– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

— Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?

— Какое правило здесь использовалось?

— Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.

— Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу — щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

— Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

— Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

— Давайте проверим, что вы нашли.

— Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из — за парт и повторяйте за героями.

Физкультминутка

— Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.

3. Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________.

Если с крыши потекло

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.

По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.

Покружилась в воздухе

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы - м_______, змея ш______, кузнечики –тр______, дятлы - с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

У меня получилось…

— Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым — если все получилось, но возникли трудности.

Просмотр содержимого документа
«УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

студентка 3 «А» группы

Методист : ____________ Виноградова К.Я.

Руководитель :_______________ Потапова И.Г.

Тип урока: закрепление

Тема : упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: закрепление знаний и умений выполнять упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах

Личностные: формирование интереса к учебной деятельности через предложенные задания

Познавательные: развитие наблюдательности, формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение;

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные: формирование умения оценивать свою работу через анализ своей деятельности;

Предметные: закрепленные знания о правописании жи – ши, ча – ща, чу – щу и умений употреблять данное правило на письме.

Планируемый результат : закрепление знаний о правилах: написания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, сформированное умение в поиске данных слов в тексте и применении правила в письменной речи.

КУМО : презентация, раздаточный материал (карточки, смайлики)

kopilkaurokov.ru

радиосхемы, теория, телевидение, светодиоды, медтехника, быттехника, измерители, справочник, технологии, мобильники, компьютеры, акб

Тема урока Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу (2-й класс)

Тема урока «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» (2-й класс)

  • Дёмина Татьяна Петровна, учитель начальных классов
  • Разделы: Начальная школа

    Цель урока: закрепить и обобщить знания о написании гласных после шипящих.

  • Образовательная: повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
  • Воспитательная: привитие детям любви к родному языку, пропаганда ЗОЖ.
  • Развивающая: расширение словаря учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов.
  • Тип урока: закрепление.

    Оборудование: маршрутная карта, наборы слогов в конвертах, шкала знаний, учебник “Русский язык”, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва “Баласс”, 2006.

    1. Организационный момент.

    Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков):

    Громко прозвенел звонок
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты,
    Слушаем, запоминаем
    Ни минутки не теряем.

    2. Сообщение темы урока, целеполагание.

    Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино. Рассмотрите маршрутную карту и попробуйте определить тему урока.

    А что хотите закрепить, повторить на этом уроке?

    У.: Повторим правописание гласных после шипящих.

    3. Минутка чистописания.

    Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Чч Шш Щщ Жж .

    А сейчас вниманье всем
    В тетради много перемен
    Число запишем, а потом
    К работе в классе перейдем.
    Чч Шш Щщ Жж
    У них усы не для красы
    Покажут время мне … (чАсы)

    Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука.
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь … (тишИна).

    Хвостиком виляет,
    Зубаста, а не лает.
    (щУка)

    Добродушен, деловит,
    Весь иголками покрыт.
    Слышишь топот шустрых ножек?
    Это наш приятель … (ежИк).

    Найдите и подчеркните орфограммы – гласные после шипящих (Работа с комментированием).

    Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Ежик)

    Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

  • Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте поможем заселиться тем пассажирам, в названиях которых есть буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу. (жИраф, мышИ, моржИ, ужИ).
  • Давайте запишем эти слова, обозначим ударение, выделим орфограммы. Подчеркните 1 чертой слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую. (ужи) Почему?

    Сравните слова на доске и в тетради.

  • Ребята, мы приближаемся к станции Чаща Березовая. Посмотрите в окно – там роща. Здесь мы поиграем в игру “Наборщики”.
  • У вас на партах лежат карточки со слогами. Вы должны в паре составить, обсудив слова, записать их в тетрадь, подчеркнув орфограмму гласную после шипящих. На задание отводится 5 минут. (Фронтальная проверка.)

    (Роща, свеча, дача, часы.)

    Что общего у этих слов? (2 слога.)

    Какое правило вспомнили, выполняя данное задание? (ЧА–ЩА.)

  • А за окном – станция Зарядкино.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча
Ща-ща-ща – головою повращай
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу – глазки я поморщу.

  • Подъезжаем к станции Чудная.
  • Работа по учебнику (стр.107, упр.178.)

    Прочитайте предложения, карандашом вставьте пропущенную букву, в тетрадь запишите по памяти 1предложение по выбору. (Взаимопроверка.)

    Какое правило нужно помнить? (ЧУ-ЩУ.)

  • А за окном станция “Лужайкино”.
  • Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. 1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из 1 окошка в другое по моей команде: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком доме наш кузнечик.

  • А вот мы добрались и до конечного пункта – Жишино. Недалеко от этой станции находится город Ватных Одеял.
  • Ваша задача – внимательно прослушать сказку, по ходу записывая слова с орфограммой И после букв Ж и Ш, подчеркивая правило.
  • Все ЖИТЕЛИ этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла.

    В этой стране ЖИЛА королевская семья. Все было у них: и деньги, и слава, и МАШИНЫ, но не было счастья, т.к. маленький принц часто болел. Родители не жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.

    Но вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор приказал перестать кутаться в одеяла, спать с открытой ШИРОКО форточкой, гулять в любую погоду по парку, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по влажному песку.

    И действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным министром., вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК, КАРАНДАШИ.

    (Фронтальная проверка, ответы на доске.)

    Какое правило вспомнили на этой станции? (ЖИ/ШИ.)

    Ребята, а как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания вы знаете? А кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?

    5. Итог урока, оценивание знаний, настроения.

    Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание орфограммы гласные после шипящих. На память о поезде у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правила.

    Совет на память сохранив,
    Запомни навсегда:
    ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
    ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
    ЧА–ЩА пишите с буквой А!

    (Настроение оцениваем рожицами, знания – шкалой.)

    Я понял тему. Я понял тему и могу объяснить другому. Мне нужна помощь

    6. Д/З: стр.110, упр. 181, подготовиться к диктанту.

    На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми В первую очередь узнают правила "жи-ши", "чу-щу", "ча-ща".

    Из-за чего возникают проблемы?

    Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: "жи-ши" пиши с буквой "и", "ча-ща" пиши с буквой "а", "чу-щу" пиши с буквой "у", не так ли?

    Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

    Оказывается, написание слов с "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу" тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот "фонетический разбор слов" и что он дает.

    В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв "е", "е", "я", "ю", "и", а также мягкого знака.

    В качестве примера возьмем слова "мэр и "мел". В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м"] благодаря букве "е", которая так ласково изменила его произношение.

    Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.

    А вот звуки [ч"], [щ"] [й"], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная после них ни стояла.

    Именно по этой причине дети (и не только) зачастую допускают ошибки в написании слов с такими сочетаниями. Но ведь сами подумайте, как можно написать слово "жираф" через "и", ведь мы четко слышим твердое [жыраф]! А взять слово "чудесный", как же мягко и нежно звучит начало слова: [чюдесный]. Не вызывает сомнений, что писаться должна здесь именно буква "ю". Почему правило "чу-щу"?

    Русский язык не зря получил звание одного из самых непростых для изучения, ну никак не может тут быть все так легко.

    Почему так?

    Вдаваться глубоко в историю не будем, но важно знать, что раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

    Теперь нам остается только придерживаться правил "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши", которые все же являются простыми по сравнению с другими особенностями нашего родного русского языка.

    Кому-то эта информация не понадобится, ему проще заучить и применять правила в дальнейшем, а вот тем, кто любит "докопаться до истины", будет проще усвоить материал, если они будут знать происхождение орфограмм.

    Как не забыть правило

    Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило "чу -щу", "жи-ши", "ча-ща", все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

    Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: "жи-ши пиши с буквой и". Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их "видеть", находить и выделять.

    Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил "ча-ща", "чу-щу", "жи-ши" на письме.

    Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу "вставь пропущенную букву". Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши" и никогда больше не допускать ошибок.

    Кстати, в казахском языке, где так же, как и в русском, алфавит основан на кириллице, нет данного правила, и в словах после "ж" и "ш" пишется "ы". От этого у детей часто возникают проблемы при письме, ведь их учитель на русском языке учил, что писать "ы" ни в коем случае нельзя, а преподаватель казахского пишет на доске с "ошибками". Но чаще всего от этого страдают дети, которые обучаются на русском языке, а большую часть жизни они пишут и разговаривают на родном казахском.

    Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

    Цели урока:

    Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

    ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

    Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

    Развивать орфографическую зоркость учащихся;

    Воспитать интерес к работе в группе

    Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

    Подготовительная работа к уроку:

    · деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

    1.Самоопределение к учебной деятельности

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам в прок.

    Интересные заданья,

    Игры, шутки - всё для вас!

    За работу, в добрый час!

    2.Постановка цели урока

    Оценивать вашу работу будут родители.

    Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

    Доска: глупыши

    чародеи

    живчики

    чумазики

    смельчаки

    ворчуны

    крепыши

    весельчаки

    Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

    Тема урока- (дети)

    Доска : Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

    Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

    (мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

    Все дружно правила работы в команде

    Говорим вежливо,

    говорим по очереди, не перебивая друг друга,

    внимательно слушаем,

    четко высказываем свое мнение,

    соблюдаем порядок на парте,

    уважаем мнение собеседника.

    ……………………………………

    Команда - это значит вместе,

    Команда - все за одного.

    Здесь всё по совести и чести,

    Здесь не обидят никого.

    Команда нас объединяет

    Не испугаемся преград,

    Здесь каждый свое дело знает,

    Работает на результат.

    А если возникают споры,

    Они решаются тотчас,

    И никакие разговоры

    Не отвлекут от дела нас.

    В своей команде нам уютно

    Мы оказались в ней не вдруг,

    Когда кому-то станет трудно,

    Свое плечо подставит друг.

    3.Актуализация знаний

    1 задание «Знатоки правила»

    - Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

    четко, правильно и дружно - 3б

    В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

    ЖИЗНЬ, КАМЫ ШИ

    Лыжи, мыши и ужи,

    Шины, ёжики, чижи.

    ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши.

    Чижи, ужи, ежи, стрижи,

    Жирафы, мыши и моржи,

    Шиповник, шины, камыши,

    Машины и карандаши.

    Все сочетания ЖИ - ШИ

    Ты только с буквой И пиши!

    В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

    Например: ЧА ЙКА, ПИ ЩА

    ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

    Роща, чаща и свеча.

    Пища, туча, саранча -

    С буквой А и ЧА и ЩА.

    Пища, чаща, роща, куча,

    Саранча, кочан и туча,

    Дача, гуща и свеча -

    Все слова на ЧА и ЩА.

    Чаща, дача и печать -

    Нужно с буквой А писать!

    В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

    Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун.

    Не стучу, не пищу,

    Не ворчу и не кричу,

    А учу да учу

    Все слова на ЩУ и ЧУ:

    Чум, чудак, чулок, чурбан,

    Щука, чудо и чулан.

    Сочетанья ЧУ и ЩУ

    Пишем только с буквой У!

    Результаты-итоги 1 задания- доска

    4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

    2 задание «Хорошие - чужие правила»

    Прочитайте. Объясните значение пословицы.

    Доска

    Ж…знь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела.)

    Задание детям : Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы.Разбить правила на 2 группы « Хорошие- чужие правила »

    давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния, громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками, защищ.ть слабых, убирать за собой ч.шки, общ.ться вежливо

    Для родителей - каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

    выру ча ть товари ща

    выполнять обе ща ния

    защи ща ть слабых

    убирать за собой ча шки

    об ща ться вежливо

    давать прозвища товари щу

    сме ши ть и кри ча ть на уроке

    смеяться над чу жими ошибками

    громко ча вкать

    Результаты 2 задания- доска

    3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

    Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Загадки для кроссворда

    По горизонтали:

    Ночь. Но если захочу,

    Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука)

    Перед тем, как лягу спать,

    Съем котлетку я опять.

    Я расту, и мне так нужен

    Калорийный, вкусный … (Ужин)

    Хлеб сегодня я купил,

    Деньги в кассу заплатил.

    Оказалось, вот удача,

    Что положена мне … (Сдача)

    В краях заснеженных живу.

    Их на прогулку я беру.

    Чтобы по снегу пробежать

    И кислородом подышать. (Лыжи)

    Залатать плохой башмак

    Без него нельзя никак.

    На иглу оно похоже

    И поранить палец может. (Шило)

    А то ни за что не решится … (Задача)

    Распорядок этот дня

    Был написан для меня.

    Никуда не опоздаю,

    Ведь его я соблюдаю. (Режим)

    Мама мне пирог купила,

    На тарелку положила.

    Мне не нужно много класть -

    Съесть смогу я только … (Часть)

    По вертикали:

    Теперь простуды не боимся

    И среди луж мы веселимся.

    Наденем на ноги … (Галоши)

    Он хотя не самовар,

    Выпускает так же пар.

    В чашку воду я налью

    И с баранками попью. (Чайник)

    В городе находится.

    Отсюда во все стороны

    Улицы расходятся.

    Как место называется,

    Кто же догадается? (Площадь)

    Однажды маг взмахнул рукой,

    По воле мага что случилось? (Чудо)

    Сочинение писала,

    Всё черкала, исправляла.

    Непонятно даже стало,

    Где конец, а где … (Начало)

    На обочине машина.

    Гвоздь попал - спустила … (Шина)

    Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

    Очень длинный кусок ткани

    Этот головной убор

    На индусах с давних пор. (Чалма)

    Солнце весело блестело,

    Вдруг всё сразу потемнело.

    Дождь пошёл и даже град.

    Кто же в этом виноват? (Туча)

    С длинной шеей африканец,

    Он в России иностранец,

    И уже, который год

    В зоопарке он живёт. (Жираф)

    Результаты 3 задания - доска

    4 задание «Зоркий глаз»

    Найди и исправь ошибки

    Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

    5 задание «Ребусы»

    Ответы: машина, уши, щука

    Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

    6 задание «Собери части слова»

    - Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

    Для родителей : за каждый верный ответ 1б

    Результаты 6 задания- доска

    5.Рефлексия деятельности

    7 задание «Собери предложение»

    у нас мы

    замеч*тельные

    родители дети сч*стливые

    Ответ:

    1вариант : Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

    2 вариант : У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

    - Я приглашаю мамочек,чтобы они объявили резульоты.

    Подарок конфеты «Шипучка»

    Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

    Домашнее задание (по выбору детей)

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

    Приложение фото к уроку

    Фото к уроку русского языка

    По горизонтали:

    Ночь. Но если захочу,

    Щёлкну раз - и день включу.

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

    Перед тем, как лягу спать,

    Съем котлетку я опять.

    Я расту, и мне так нужен

    Калорийный, вкусный …

    Хлеб сегодня я купил,

    Деньги в кассу заплатил.

    Оказалось, вот удача,

    Что положена мне …

    В краях заснеженных живу.

    Их на прогулку я беру.

    Чтобы по снегу пробежать

    И кислородом подышать.

    Залатать плохой башмак

    Без него нельзя никак.

    На иглу оно похоже

    И поранить палец может.

    Читаю учебник, нельзя мне иначе,

    А то ни за что не решится …

    Распорядок этот дня

    Был написан для меня.

    Никуда не опоздаю,

    Ведь его я соблюдаю.

    Мама мне пирог купила,

    На тарелку положила.

    Мне не нужно много класть -

    Съесть смогу я только …

    По вертикали:

    Теперь простуды не боимся

    И среди луж мы веселимся.

    Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

    Наденем на ноги …

    Он хотя не самовар,

    Выпускает так же пар.

    В чашку воду я налью

    И с баранками попью.

    Центр - свободное пространство,

    В городе находится.

    Отсюда во все стороны

    Улицы расходятся.

    Как место называется,

    Кто же догадается?

    Однажды маг взмахнул рукой,

    И вдруг стал белым кролик мой,

    Хоть чёрным был. Я удивилась.

    По воле мага что случилось?

    Сочинение писала,

    Всё черкала, исправляла.

    Непонятно даже стало,

    Где конец, а где …

    На обочине машина.

    Гвоздь попал - спустила …

    В лесочке над речкой тот домик стоит.

    И пусть невысок он, небросок на вид,

    Но лето придёт, быть не может иначе,

    Нас встретит с тобой эта милая …

    Очень длинный кусок ткани

    Вспомним быстренько мы с вами.

    Этот головной убор

    На индусах с давних пор.

    Солнце весело блестело,

    Вдруг всё сразу потемнело.

    Дождь пошёл и даже град.

    Кто же в этом виноват?

    С длинной шеей африканец,

    Он в России иностранец,

    И уже, который год

    В зоопарке он живёт.

    Задание: подумай и запиши правильно 2 предложения

    у нас мы

    замеч*тельные

    родители дети

    сч*стливые

    1)_________________________________________________________________

    2)_________________________________________________________________

    Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку (берутся в основном слова, где написание не расходится с произношением) с использованием правил написания слов с сочетанием ча, ща, чу, щу . При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.

    Зрительные диктанты

    1. Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок.
    2. Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.
    3. Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу.

    Слуховые диктанты

    Чижи
    У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

    Гроза
    Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. (16 слов)

    Встреча
    Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! (22 слов)

    Обыкновенная роща
    Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

    Идет дождик
    Тихо кругом. Под водой спят кувшинки. Только рыбы видят их красоту. Ива опустила веточки. Она грустит. Грустит и пес Чапа. (20 слов)

    Объяснительные диктанты

    Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, живой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

    Тип урока: закрепление умений и навыков

    .
    • закрепить навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
    • развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, воображение;
    • способствовать воспитанию внимательности, взаимопомощи.

    Оборудование: ёлка с игрушками, шары-задания, индивидуальные карточки, карточки-таблички жи-ши, ча-ща, чу-щу, сигнальные кружки (красный, жёлтый, зелёный), письмо от Деда Мороза с пригласительными билетами, задания для дифференцированной работы.

    Ход урока

    I

    . Организационный момент.

    II

    . Закрепление.

    III

    . Сообщение темы и целей урока.

    На доске (устно)

    Снеж…нка, пуш…нка, ч…шка, сугро…, рощ…, ч…до, щ…ка.

    – Определите, на какие правила орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

    – Какое слово “лишнее”? (сугроб – это орфограмма на правописание парной согласной)

    – Посмотрите на оставшиеся слова и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

    – Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Вам помогут слова-помощники:

    повторять… (правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
    учиться… (правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)

    – Ребята, сегодня наш урок будет необычным. В школу пришло письмо от Деда Мороза для учащихся 2 “А” класса, т.е. для нас. Но письмо мы сможем открыть только после того, как выполним задания Деда Мороза, которые развешаны на ёлке (шары-задания).

    Минутка чистописания.

    ССС ссс *** С*С*С ***с*с*с***
    сн см дс св сл рс су

    а) фонетическая минутка

    – Дайте характеристику букве и её звукам.

    б) графическая минутка

    – Посмотрите на 2 строчку, с какими буквами С соединяется верхним соединением? нижним соединением?

    – Что можно назвать “лишним”? Почему?

    ЗАДАНИЕ 1. Синтаксический разбор предложения.

    (5 человек работают по индивидуальным карточкам с аналогичным заданием)

    На доске: Берёзы укрыты пушистым снежком.

    – Выделите и объясните орфограммы.

    – Разберите по членам предложения. Дайте характеристику этому предложению.

    ЗАДАНИЕ 2. Словарная работа.

    Отгадайте слова:

    1. Животное, используемое человеком для охраны жилья, на охоте, в упряжке. (Собака )
    2. В народных сказках хитрая рыжая плутовка. (Лисица )
    3. Пугливый зверёк с длинными ушами. (Заяц )
    4. Птица, в деревне вместо будильника. (Петух )
    5. Болтливая белобока. В лесу на хвосте новости приносит. (Сорока )
    6. Животное, которое даёт молоко. (Корова )
    7. Косолапый сладкоежка. (Медведь )

    – На каких 2 группы можно разделить этих животных? (на домашних и диких; на птиц и зверей)

    – Назовите птиц. Назовите диких животных.

    Работа над фразеологизмами:

    – Когда так говорят:

    Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха)

    Медвежья услуга (неумелая услуга, помощь, причиняющая только неприятности)

    ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельная работа.

    Вставьте пропущенную букву. Найдите ещё орфограммы в словах.

    1 вариант:

    2 вариант:

    пуш…стый

    – Какие правила необходимо вспомнить, чтобы в словах не допустить ошибок?

    – Почему после букв Ж, Ш, обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж, ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы и пишем как раньше – традиционно.)

    – Почему после букв Ч, Щ, обозначающих мягкие согласные звуки пишем А и У?

    (так сложилось исторически, в старину произношении звуки [ч, щ] были твёрдыми, поэтому писали А, У. Мы пишем традиционно, как раньше.)

    Самостоятельная запись по вариантам.

    Проверка по сигнальным кружкам (красный – жи-ши, жёлтый – ча-ща, зелёный – чу-щу).

    Самооценивание.

    ЗАДАНИЕ 4. Физминутка.

  • Руки подняли и покачали –
  • Это деревья в лесу.
    В стороны руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они сели, тоже покажем,
    Руки сложили назад.

  • жи-ши – хлопок
    ча-ща – руки вверх
    чу-щу – присесть
    ЖИ-ШИ (хлопок): Вершина, ножи, ёжик, жители, лыжи, ландыши;
    ЧА-ЩА(руки вверх): часы, овчарка, роща, прощай, участок, пощада;
    ЧУ-ЩУ(присесть): чугун, вытащу, молчу, стучу, чулок, щука
  • ЗАДАНИЕ 5.

    Припиши справа или слева к слогам сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы получились слова:

    На доске:

    1 вариант:

    2 вариант:

    Карточки-таблички:

    Самостоятельная работа.

    Проверка.

    ЗАДАНИЕ 6. Дифференцированная работа.

    1 вариант. Вставьте пропущенные буквы.

    Ешь молч… . Ч…ще проветривай класс. Дыш… глубоко и ровно. Малыш… ходили в рощ… . Ч…десно искрятся снеж…нки.

    2 вариант. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    …. в лесу. В воздухе кружатся … . Птицы больше не …. . Всё … спит. … в лесу.

    Слова для справок: тиш…на, крич…т, снеж…нки, ч…десно, ж…вое.

    3 вариант. Кроссворд.

    По горизонтали:

    1. Зимой летят с неба.
    2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала … .
    3. Лесные цветы.
    4. Птица.
    5. Берёзовая … .

    По вертикали:

    1. Макушка дерева или горы.
    2. Катаются с горы зимой на двух длинных палках на ногах.
    3. Часть колеса машины.
    4. Чайная пара: блюдце и … .

    IV

    . Итог.

    – Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

    – Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, щ?

    Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями Деда Мороза. Теперь мы можем открыть его письмо. (В письме поздравления с Новым годом и пригласительные билеты на новогоднюю ёлку.)