Биографии Характеристики Анализ

Урок обобщения по всемирной истории 11. Успешная сдача контрольных и проверочных работ

Предлагаемое издание содержит ответы на все вопросы учебного пособия «Всемирная история, XIX - начало XXI в. 11 класс» (автор B.C. Кошелев. Минск: «Издательский центр БГУ», 2009).
Пособие адресовано в первую очередь школьникам, испытывающим трудности в выполнении заданий по всемирной истории, а также их родителям для проверки домашних работ.
Самостоятельный анализ выполнения заданий, а не простое списывание сформирует у учащихся практические умения и навыки.

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................3

§ 1. Всемирная история: смысл и назначение............5

§ 2. Цивилизационное наследие Древнего мира и средних веков..............................................11

§ 3-4. У истоков индустриальной цивилизации (XVI-XVIII вв.)..........................................17

РАЗДЕЛ I

СТРАНЫ МИРА В XIX — НАЧАЛЕ XX в...................28

§ 5. Место XIX в. в мировой истории.......................28

§ 6. Промышленная революция XIX в.....................36

§ 7. Франция и Европа в эпоху наполеоновских войн.............................................................45

§ 8. Европа в эпоху национальных движений и революций.................................................52

§ 9. Страны Запада во второй половине XIX — начале XX в...................................................59

§ 10. Российская империя в XIX — начале XX в.......67

§ 11. Наука, литература и искусство в XIX — начале XX в.................................................85

§ 12. Кризис традиционного общества в странах Востока.......................................................93

ОБОБЩЕНИЕ К РАЗДЕЛУ I...............................100

РАЗДЕЛ II

МИР В XX — НАЧАЛЕ XXI в..................................123

§ 13. Начало кризиса индустриального общества.... 123

§ 14. Первая мировая война.................................134

§ 15. Создание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.............139

§ 17. Страны Запада в межвоенный период............158

§ 18. Утверждение фашистских режимов в Европе.....162

§ 19. Советское государство в 1917-1939 гг............167

§ 20. Развитие науки и культуры в межвоенный период.......................................................181

§ 21. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в межвоенный период..................................188

§ 22. На пути к новой мировой войне.....................196

§ 23-24. Вторая мировая и Великая Отечественная войны..............202

§ 25-26. Мир во второй половине XX в.: общая характеристика...........................218

§ 27. Западная Европа и создание Европейского Союза....................................226

§ 28. СССР в 1945-1991 гг...................................235

§ 29. Российская Федерация................................250

§ 30. Страны Восточной Европы...........................259

§ 31. Распад колониальной системы и проблемы развития стран «третьего мира».....271

§ 32-33. Наука и культура во второй половине XX — начале XXI в................................280

ОБОБЩЕНИЕ К РАЗДЕЛУ II..............................290

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: МИР В НАЧАЛЕ XXI в..............312


Видавництво: "Адукацыя і выхаванне"
Рік видання: 2012
Сторінок: 264
Формат файлу: pdf

Уважаемые одиннадцатиклассники!

В этом году вы продолжите изучение истории Новейшего времени. Вам предстоит рассмотреть этап мирового развития, который начался после Второй мировой войны.

Учебное пособие состоит из введения и четырёх разделов. Во «Введении» даётся общая характеристика развития послевоенного мира, которая позволяет увидеть общие проблемы и тенденции, определяющие современный этап его истории. В первых трёх разделах рассматривается развитие отдельных регионов мира: США и стран Европы; СССР и Российской Федерации; стран Азии, Африки и Латинской Америки. Учитывая возросшую глобальную взаимозависимость всех регионов мира, в последнем, четвёртом, разделе рассматриваются международные отношения и проблемы, затрагивающие весь мир в целом.

Каждый параграф учебного пособия начинается рубрикой «Вспомните». Расширяет и дополняет учебный материал параграфа информация, представленная в рубриках «Исторический документ», «Исторический портрет» и «Историческая справка». В рубрике «Предлагаем обсудить» представлены задания, акцентирующие внимание на дискуссионных проблемах, не имеющих однозначного ответа. Каждый раздел заканчивается уроком обобщения, цель которого - обобщить и систематизировать изученный материал.

Повторительно-обобщающий урок по всеобщей истории на тему:

«Вторая мировая война»

Маркелова Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания

Цель урока:

    Обобщить пройденный материал по II -мировой войне, закрепить знания конкретных событий, дат, дополнительного информативного материала с помощью разных познавательных заданий.

    Вовлекать учащихся в активный творческий познавательный процесс через самостоятельность суждений, развитие интереса, обострение процессов внимания, активного включения памяти.

    Развивать у учащихся чувство патриотизма, гордость за героическое прошлое в борьбе за свободу и независимость всего мирового сообщества, уважение мужества и смелости как качества героев Второй мировой войны, любовь к Отечеству.

    Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся;

    Воспитывать интерес к предмету

    Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, вопросы в конвертах для каждой команды, листы бумаги, ручки.

Ход игры

Здравствуйте уважаемые гости!
(музыка)
Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
Сегодня играют 2 команды: «Северные Амуры », капитан команды- ___________ против «Викингов », капитан _______________ .
Уважаемые члены клуба и зрители!
Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.
А теперь я познакомлю вас с правилами игры!
Вы видите на экране игровое табло.
Команды должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ команде дается 1 очко. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право ответа переходит другой команде.
13 вопрос – БЛИЦ. В этих конвертах по 4 вопроса, на которые должны быстро ответить игроки команды. Ответы должны быть представлены в письменном виде.

Для обсуждения вопроса даётся одна минута. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды,«оригинальные ответы».
Затем
произносится правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов получит команда.

У какой команды баллов больше, та и победила в игре.

1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.
Итак, мы начинаем игру! ГОНГ
Вопросы игры:

    Перед вами фотографии двух атомных бомб, сброшенных американцами 6 и 9 августа 1945 года, на японские города Хиросима и Нагасаки.

Как их назвали американцы? (Толстяк, Малышка )

    «Лис пустыни». Кто получил это прозвище? (Э. Роммель )

    Гитлер считал своим главным врагом в СССР не Сталина, как можно подумать. А именно этого человека. Советские власти тщательно охраняли его, Гитлер объявил награду за его голову 250 тыс. марок.

Назовите этого человека. (Ю. Левитан )

5. По какому принципу образован ряд?

Тегеран 1943, Ялта(Крым) 1944, Потсдам 1945 (конференций руководителей

трех стран антигитлеровской коалиции) 6. О чем говорит фотография? (Нюрнбергский процесс ) 7 . Установите историческую личность:

А) О нём говорили:

Шолохов М: «Ходит, улыбается, а глаза, как у тигра».

Бухарин Н: «Чингиз-хан, прочитавший К. Маркса»

Б) Его псевдонимы : «Балабуст», «Рябой»

В) Сам он говорил : «Из грязи делают князя». «Власть и Слава без крови не бывают» (Сталин ) 8. Определите понятия по его токованию:

1.Ф - - - - м - идеология, объединившая группу наиболее агрессивных кругов Германии с целью установления мирового господства (Фашизм )

2. А - - - - - - я - военное вторжение с целью уничтожения независимости и целостности другого государства. (Агрессия )

3. К--------- я- платежи, взимаемые государством-победителем с побежденного государства(Контрибуция )

9. Соотнесите понятия и определения:

1.Денацификация

а) массовое уничтожение евреев в годы II МВ

2.Ленд - лиз

б) лица и организации, сотрудничавшие с оккупантами в годы Второй Мировой войны

3.Холокост

4.Коллаборационизм

г) возмещение побежденным государством причиненного им ущерба государству победителю

5. Репарации

д) ликвидация в Германии после войны нацистской партии и ее структур

6. Депортация

е) договор о передаче взаймы или в аренду вооружений и боеприпасов

10. Дайте названия логическим рядам:

1. Барбаросса, Ост, Морской лев, Тайфун (кодовые названия немецко-фашистских планов )

2. Багратион, Уран, Концерт, Кольцо (кодовые наименования военных операций СССР )

11. Угадайте историческую личность: Генерал вермахта. Возглавлял 6 армию. Был окружен и взят в плен под Сталинградом (Паулюс )

12.Какие кодовые наименования носили следующие военные операции во II мировой войне.

    Немецко-фашисткий план молниеносной войны против СССР? – «Барбаросса».

    Немецко-фашисткий план захвата Чехословакии? – «Грюн».

    Немецко-фашисткий план покорения народов Восточной Европы? – «Ост».

    Немецко-фашисткий план захвата Москвы? – «Тайфун».

    Немецко-фашисткий план окружения советских войск под Курском? – «Цитадель».

    Немецко-фашисткий план вторжения в Великобританию морским путем?– «Морской лев».

13. Блиц – вопросы: (в конвертах)

Вопросы командам:

    Что такое Аншлюс?. Какая страна подверглась Аншлюсу?(политика насильственного присоединения Австрии к Германии)

    Как звали фашистского диктатора из Италии? (Б. Муссолини).

    Что такое Холокост ? (Еврейский вопрос)

    Когда был подписан советско-германский пакт о ненападении?(23.08.1939)

    Какое название получила война на западном фронте?(«Странная, сидячая»)

    Кто возглавил правительство в не оккупированной фашистами части Франции? (Маршал Петэн)

1.Кто организовал движение «Свободная Франция», эмигрировав из страны? (Генерал де Голь) 2.Как называлось патриотическое, антифашистское и интернациональное движение Европе? («Движение Сопротивления). 3.Судьбу какого государства решали на Мюнхенской конференции? (Чехословакии) 4.Что называли фабриками смерти ?(концлагеря) 5.Назовите дату нападения фашисткой Германии на СССР.(22 июня 1941г) 6.Как назывался закон, по которому предоставлялись займы воюющим западным странам, который принял конгресс США по предложению Ф.Рузвельта? (Ленд-лиз) 7 .Назовите дату окончания II мировой войны ? (2 сентябрь 1945 г.)

Подведение итогов. Поздравление победителей. Выставление оценок.

современный урок для учеников, умеющих работать самостоятельно.


«I вариант»

I вариант

II вариант

Пятая республика

Отставка Шарля де Голля

«Красный май» 1968 года

Создание ЕЭС

Политика «миттеранизм»

Правление М. Тэтчер

Правление Маргарет Тэтчер

Ольстерский кризис

Мятеж в Алжире 1958 года

I вариант

II вариант

Какие из перечисленных событий относятся к истории Франции?

Какие из перечисленных событий относятся к истории Великобритании?

Первое испытание и применение атомной бомбы

Выступление У. Черчилля в г. Фултоне

Пятая республика

Отставка Шарля де Голля

Эффективность модернизации доказали «большие проекты» - сверхзвуковой «Конкорд», ракета «Ариан»

Предоставление независимости Индии

«Красный май» 1968 года

Появление группы «The Beatles »

Создание ЕЭС

Политический маятник – консерваторы - лейбористы

Политика «миттеранизм»

Вступление на престол Елизаветы II

Правление М. Тэтчер

С США связывают «особые отношения»

Убийство президента Д.Ф. Кеннеди

Правление Маргарет Тэтчер

«Проект века» - туннель под Ла-Маншем

Ольстерский кризис

Мятеж в Алжире 1958 года

I вариант

II вариант

Какие из перечисленных событий относятся к истории Франции?

Какие из перечисленных событий относятся к истории Великобритании?

Первое испытание и применение атомной бомбы

Выступление У. Черчилля в г. Фултоне

Пятая республика

Отставка Шарля де Голля

Эффективность модернизации доказали «большие проекты» - сверхзвуковой «Конкорд», ракета «Ариан»

Предоставление независимости Индии

«Красный май» 1968 года

Появление группы «The Beatles »

Создание ЕЭС

Политический маятник – консерваторы - лейбористы

Политика «миттеранизм»

Вступление на престол Елизаветы II

Правление М. Тэтчер

С США связывают «особые отношения»

Убийство президента Д.Ф. Кеннеди

Правление Маргарет Тэтчер

«Проект века» - туннель под Ла-Маншем

Ольстерский кризис

Мятеж в Алжире 1958 года

Просмотр содержимого документа
«Германия после втор мир текст»

Германия-после Второй Мировой война
Результаты войны для Германии
Вторая мировая война закончилась для Германии трагически: уровень промышленного производства едва достигал одной трети довоенного; снизился уровень жизни; возникла нехватка горючего; упала покупательская способность денег.
Германия потеряла самостоятельность, ее территория была поделена на 4 оккупационные зоны. Для решения общих вопросов по Германии был создан Контрольный Совет в составе главнокомандующих войсками союзников.
Следуя решениям Крымской и Потсдамской конференций, союзники проводили в отношении Германии политику трех «Д»:
1) демилитаризации - ликвидация вооруженных сил Германии и их разоружение;
2) денацификация - запрещение нацистских организаций, отмена нацистских законов, наказание военных преступников;
3) демократизация - превращение Германии в демократическое, миролюбивое государство.
Так как западные государства и СССР по-разному относились к политике трех «Д» и использовали оккупацию в своих целях, то проведение единой политики по отношению к Германии было невозможным.
Начало «холодной войны», противостояние бывших союзников сделало неизбежным раскол Германии.

Раскол Германии
Опасаясь усиления «советской угрозы», западные страны отказались от плана экономического ослабления Германии и перестали брать с нее репарации. В июне 1948 года была проведена денежная реформа, и рейхсмарку заменили дойчмаркой. Инфляцию остановили, «черный рынок» исчез, производство и строительство росло, формировалась рыночная экономика.
В ответ на денежную реформу в западных секторах, СССР взял в блокаду Западный Берлин. Это событие ускорило решение европейских стран создать западно-германское государство. Еще в декабре 1946 года объединились английская и американская зоны оккупации, а в начале 1947 года к ним присоединилась и французская зона.
Конституция Германской Федеративной Республики вступила в силу в мае 1949 года. По Конституции, Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявлялась парламентской республикой. Высшей законодательной властью стал бундестаг - двухпалатный парламент. В отличии от Веймарской конституции, президент избирался не всеобщим голосованием, а на заседании бундестага и обладал ограниченными полномочиями. Глава правительства федеральный канцлер. Его кандидатура выдвигалась в качестве лидера победившей на выборах партии и утверждалась бундестагом. Конституционный суд мог отменить любой закон, противоречащий конституции. Столицей ФРГ стал город Бонн.
В сентябре 1949 года лидер Христианско-Демократического Союза Конрад Аденауэр стал канцлером ФРГ.
7 октября 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Восточный Берлин стал столицей ГДР.

«Экономическое чудо» и его причины
Причины «немецкого чуда» - ускоренного развития экономики ФРГ:
а) материальная помощь в размере 3,6 миллиардов долларов, полученная от США в рамках «плана Маршалла»;
б) отсутствие военных затрат и армии до середины 50-х годов;
в) большое количество дешевой рабочей силы.
Особенно быстрыми темпами развивались в ФРГ машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность.
Во внешней политике ФРГ склонялась на сторону США,и это укрепляло ее позиции на международной арене. В 1951 году на территории ФРГ был отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, а в 1957 году - в ЕЭС. Подошла к концу историческая вражда Франции и Германии. ФРГ отказывалась признавать ГДР и призывала бойкотировать ее всем международным сообществом. В 1956 году деятельность Германской Коммунистической партии была запрещена.

Социал-демократы у власти
В 1960-е годы канцлером ФРГ был Л. Эрхард. Затем к власти пришло правительство «Большой коалиции», составленное из христианских демократов и социал-демократов. В программе Германской Социал-демократической партии конечной целью значилось построение демократического социализма
В 1969 году к власти пришло правительство «Малой коалиции» во главе с лидером социал-демократов В. Брандтом. Увеличилась зарплата и пенсии, на предприятиях были созданы производственные советы, ограничивающие самоуправство администрации.
Принципы реализации «новой восточной политики» правительства Брандта:
1) Отказ от «холодной войны», уважение к реальному соотношению сил;
2) Нормализация отношений со странами Восточной Европы, пострадавшими от гитлеровской агрессии, в первую очередь с СССР и Польшей;
3) Признание Германской Демократической Республики.

В результате «Восточной политики» правительства:
1. Были признаны послевоенные границы Восточной Европы.
2. Были налажены межгосударственные отношения с ГДР.
3. Было достигнуто соглашение о статусе Западного Берлина.
Все это означало окончание политики, именуемой «мюнхенское владычество». Разразившийся в 1974 году экономический кризис затронул ФРГ гораздо меньше, чем другие страны.
Стало известно, что одна из сотрудниц В. Брандта была агентом разведки ГДР, и в 1974 году канцлер Брандт подал в отставку.
Сменивший его на этом посту социал-демократ Г. Шмидт продолжил политическую линию В. Брандта. В 1982 году, спустя 13 лет, к власти вновь пришли христианские демократы. Лидер ХДС Гельмут Коль стал федеральным канцлером. Его правительство уменьшило налоги и государственные расходы, приняло меры для ослабления роли государства в регулировании бизнеса и для стимулирования честной конкуренции. С 1983 года в стране начался экономический подъем.

Путь к единству немецкого народа
Гельмут Коль добился объединения Германии. Символ раскола Германии - «Берлинская стена» - была демонтирована в 1989 году.
12 сентября 1990 года состоялись переговоры по формуле «2+4″ (ФРГ, ГДР + США, СССР, Великобритания. Франция). Был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 года Германия объединилась. Г. Коль стал первым федеральным канцлером объединенной Германии.
В 1998 году к власти пришел социал-демократ Г. Шредер. Сегодня пост канцлера Германии занимает Ангела Меркель. В настоящее время экономика Германии развивается стабильно и динамично. И на Западе, и на Востоке Германия ведет взвешенную политику.

Просмотр содержимого документа
«Демилитаризация»

Демилитаризация

Денацификация



Демократизация


Декартелизация

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Германия в 40-60-х годах 20 века»

Тема урока: Германия в 40-е-70-е годы 20 века

Цель урока: Систематизация знаний по истории Германии 40-х-70-х годов

Понимать содержание исторического периода в экономическом, политическом и социальном аспекте развития Германии в указанный период,

Уметь обосновать свое мнение, выделять главное, фиксировать

Делать выводы, обобщать

Тип урока: комбинированный.

План урока:

    Оргмомент. Постановка целей на урок.

    Проверка домашнего задания (соотнеси страну и событие). Конкурс проектов. Критерии в папке.

    Активизация знаний. Вызов: Что вы знаете о Германии послевоенной? Кто может сказать, что «поделом»? А кто сопереживает простому народу страны?

    Изучение нового материала. Работа в малых группах. Критерии презентации работы группы в папке.

1 группа – Последствия войны для Германии. Стр. 24. Объясни мини-плакаты

2 группа - Восстановление политических партий. Стр. 24-25. Объясни с опорой на схему

3 группа – Раскол Германии. ФРГ и ГДР. Стр. 25-26. Опора на экспертные листы.

4 группа. Рассказать об экономическом развитии ФРГ в правлении Аденауэра. Стр. 26-27. Схема-опора

5 группа – Вычертите график экономического роста и падения экономики ФРГ в 60-70-е годы. Стр. 27-28

Время подготовки 7 минут

    Презентация работ по 2-3 минуты. Какая работа вам показалась лучше, критерии в папке.

    Рефлексия. Что получилось лучше, чем обычно? Что не получилось совсем? Что необходимо сделать дома?

    Домашняя работа параграф 5, составьте небольшое выступление о выдающихся лидерах данного периода в Германии (причем, как в ФРГ, так и в ГДР)

Просмотр содержимого документа
«ФРГ в условиях экономических кризисов 50»

ФРГ в условиях экономических кризисов 50-60-х г.

Постройте график экономических показателей в ФРГ по данным:

в 1951-55 годах темпы роста 12,3 %, в 1961-65 годах – 5,4 %, в 1966-67 кризис перепроизводства – нет роста, 1974-75 – падение темпов развития на 2,1 %, в 1980-82 – прирост 2% , в конце 80-х годов – прирост 3,1 % ВВП.

Проценты роста или спада

Годы, периоды