Биографии Характеристики Анализ

Урок по географии общая циркуляция атмосферы. Разработка урока на тему: "Атмосферная циркуляция."

(1803- 1870)

Биография Проспера Мериме отражает яркую жизнь человека - известного писателя, политического деятеля, художника, члена академии наук Франции.

Родился Проспер Париже, 28 сентября 1803 года. Отец будущего писателя, Жан Франсуа Леонор Мериме, был ученым-химиком, и серьезно увлекался живописью. Успешной художницей была и мать Проспера. Молодой человек, получивший юридическое образование в Париже, стал секретарем одного из министров правительства Франции. Затем, получив должность главного инспектора по сохранению культурно-исторических памятников страны, он много сделал на этом поприще. В 1853 году Мериме получил звание сенатора.

Однако карьера в жизни Мериме играла второстепенную роль, главным делом для него стало литературное творчество. Еще в студенческие годы он посещал общество, члены которого были увлечены наукой и искусствам. Это были поистине интернациональные собрания, на которых присутствовали французы, немцы, англичане, и русские. Именно этому обществу представил свою первую работу Проспер Мериме, названную им «Кромвель», и заслужившую одобрение Стендаля. Самому автору работа не понравилась и она не была напечатана.

В 22-летнем возрасте у Мериме выходит сборник драматических пьес, которые он представляет своим переводом с испанского. 1827 году творческая биография Проспера Мериме отмечена выходом в Срастбурге его знаменитых «Гузлов», которые поэт представил как сборник песен неизвестного барда из Далмации. Данное произведение наделало много шума по всем европейским странам. Хотя Гете и Герхард (ученый, которому удалось в прозе «Гузлов» открыть размер иллирийского стиха) выражали большое сомнение в том, что эта работа относится к народному творчеству. Все же эта ловкая подделка мотивов народной поэзии ввела в заблуждение многих известных поэтов и писателей того времени, в том числе А. С. Пушкина и Мицкевича.

Все последующие произведения писателя наполнены яркими самобытными образами, примером которых может служить Кармен, героиня одноименного романа. Заслуживают высокого одобрения исследования писателя, касающиеся истории Древнего Рима и Греции, времени царствования Дона Педро I.

Немало страниц биографии Проспера Меримепосвящено его творческим связям с русскими писателями, особый интерес писателя вызывали произведения А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Что бы читать в подлиннике произведения этих писателей Мериме изучает русский язык и становится пропагандистом русской культуры на своей Родине. Он переводит на французский пушкинскую «Пиковую Даму», в одном из журналов печатается его очерк о Н. В. Гоголе, в 1853 году Мериме заканчивает перевод «Ревизора». Во французской периодике публикуются очерки писателя, посвященные эпохе Петра Великого, русскому казачеству, смутному времени. Начиная с 1837 года и заканчивая 1890 годом, в различных периодических изданиях России выходят в свет переведенные на русский язык произведения великого французского писателя, такие как - «Варфоломеева ночь», «Двойная ошибка», «Кармен» и другие.

«Направление ветра» - Значение ветров. Характеристика ветра. Типы ветров. Результат неравномерного нагревания поверхности. Фотография тропического циклона. В антициклоне ветры дуют от центра, где наиболее ВД, к периферии. Ветры циклонов и антициклонов. Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении. Муссо?н.

«Климат» - Цель урока. Должны знать: понятие «климат», «климатообразующие факторы». 1. Географическая широта. 0 -5 Белен Нью-Йорк Екатеринбург Сев.Земля -10 -15 январь -20 -25 -30. +20. Какие климатические пояса вы знаете? Задание 2: Смоделируйте, как изменится климат Европы с изменением рельефа. T0 км.

«Об ураганах» - Он разрушает здания, опустошает поля, вырывает с корнями деревья. Одна из разновидностей стихийного бедствия - снежная буря. Ураган - одно из атмосферных чудовищ нашей планеты, которое по разрушительной силе может сравниться с землетрясением. Он сносит лёгкие строения, обрывает провода, повреждает мосты и дороги.

«Энергия ветра» - 1 000. 60%. Ветроэлектростанция San Gorgino, Палм Спрингс, Калифорния, США. Электроэнергия (кВт). 14. 8. 20%. Фундамент (вид сбоку). Автономная турбина на 10 кВт, Мексика.

«Образование облаков» - Какую роль играют облака в настроении человека? Почему перистые облака не дают осадков? Для какого сезона характерно образование слоистых облаков? Сильный нагрев земной поверхности. Конденсация водяного пара и образование кучевых облаков. Признаки облаков. Облака. Нагревание воздуха над земной поверхностью.

«Смерчи и торнадо» - Смерчи и торнадо. Смерчи имеют форму вращающегося хобота, трубы или воронки, свисающей из материнского облака. Смерчи проносящиеся над сушей называют торнадо. Вращение в смерчах происходит против часовой стрелки, как и в циклонах северного полушария Земли. Ураган - это транслитерированное в русский язык английское слово hurricane.


«Найди ошибку»

Утверждения

1. Казахстан расположен в тропическом климатическом поясе

2. На климат Казахстана оказывают влияние воздушные массы с Тихого, Индийского и Северного ледовитого океанов

3. Климатообразующие факторы: циркуляция атмосферы, солнечная радиация, подстилающая поверхность

4. Величина суммарной радиации на территории Казахстана увеличивается с севера на юг

5. Часть радиации, которая поглощается поверхностью земли называется поглощённой

6. Величина отраженной радиации в зимний период увеличивается

7. Суммарная радиация это сумма прямой и поглощённой радиации


Виды солнечной радиации


Почему????

Алматы и Владивосток расположены на одной широте, почему во Владивостоке количество суммарной солнечной радиации намного меньше чем в Алматы?


Общая циркуляция атмосферы



Воздушные массы

Континетальные

Морские

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом

запыленность


Воздушные массы

Морские

Континетальные

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом


Составление кластера

1- Арктические воздушные массы

2- Умеренные воздушные массы

3- Тропические воздушные массы

Описать

  • Где образуются?
  • Какие свойства имеют?
  • Как меняется погода с приходом воздушной массы
  • В какой период влияют?


Характеристика воздушных масс


Характеристика воздушных масс

1. Приходят с запада, проникают в глубь материка, приносят основные осадки

2. Формируются на Северным Ледовитым океаном

3. Называют иранскими воздушными массами

4. С их приходом зимой усиливаются морозы

5. Формируются над Атлантическим океаном

6. Оказывают влияние только на юг Казахстана

7. С их приходом зимой и весной бывают заморозки

8. Зимой температура воздуха повышается, а летом понижается

9. Формируются над территорией Центральной Азии

10. Устанавливается Сибирский антициклон


  • П 11, читать, составить вопросы

Циркуляция атмосферы (урок обобщающего повторения)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме « Атмосфера» .

Задачи урока : обучающие: - в ыявить причинно-следственные связи между атмосферными явлениями Земли.

Продолжать формировать навыки и умения: анализировать картографические материалы, вести работу над общеучебными умениями сравнивать и обобщать, слушать товарищей.

развивающие: - развивать познавательный интерес к вопросам географии, самостоятельность мышления .

воспитательные: - в оспитывать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование: карты : климатическая мира, климатические пояса и области мира, политическая, физическая карта м и ра, атласы, учебники.

Тип урока : обобщающего повторения

Форма : фронтальная беседа

Метод : объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный, частично поисковый.

Ход урока:

I Организационный момент.

Сообщение целей урока.

II Основная часть.

Мы знаем, что воздух нагревается от Земли, а от каких причин зависит нагрев самой земной поверхности? (от угла падения солнечных лучей).

Сделайте рисунок и покажите эти разные углы освещения на разных широтах.

Назовите среднюю температуру воздуха в январе и в июле, которые наблюдаются на восточном побережье Австралии; на юге Африки; На юге Северной Америки. Как мы будем действовать?

Как называется линия, соединяющая точки с одинаковой температурой? (изотерма) .

Назовите абсолютные рекорды температуры воздуха, отмеченные на севере Африки, на юге Южной Америки, на Антарктиде. Объясните, что они означают.

Итак, нагрев земной поверхности, а, следовательно, температура воздуха над ней зависят от высоты солнца и разного угла падения солнечных лучей. Но при этом температура воздуха на одной и той же широте различается. Почему? (разная подстилающая поверхность)

Работа с учебником стр.35 . Давайте вспомним, что такое воздушная масса?

Какие воздушные массы формируются над Европой?

Почему происходит изменение свойств УВМ ?

Выпишите в тетрадь новое слово - трансформация и что оно означает.

Расскажите, как изменяется количество осадков вдоль 30 Ю.Ш. Австралии и укажите, в каких климатических поясах она расположена.

Пользуясь климатограммой городов Манаус и Икитос на стр. 184

Назовите типичные признаки экваториального климата, в каких странах они находятся?

Пользуясь климатограммой города Антофагаста, назовите типичные признаки тропического климата, в какой стране он расположен?

Что является причиной однообразия климата основных климатических поясов? (одна воздушная масса)

Амазонка - самая полноводная река мира. Как вы это объясните?

Сахара - величайшая пустыня мира. Как можно объяснить эту особенность?

Какой из океанов - Атлантический или Тихий оказывает большее влияние на климат северной части Южной Америки?; умеренных широт Евразии? Объясните свою точку зрения.

Внимательно посмотрите свои записи в тетрадях по теме и назовите, какие причинно - следственные связи между атмосферными явлениями Земли мы рассмотрели?

1 .угол падения солнечных лучей - нагрев земной поверхности

2.подстилающая поверхность - температура

3.температура - давление

4.давление - осадки

5.давление - ветер .

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание: урок 12


Тема

«Атмосферная циркуляция»

Цель: Сформировать представление об особенностях атмосферной циркуляции на территории России.

Задачи:

1.Ознакомление обучающихся с особенностями циркуляции атмосферы в России;

2.Формирование универсальных учебных действий приемами технологии развития критического мышления;

3.Раскрытие значения атмосферной циркуляции в природе и жизни человека

Оборудование: мультимедийное оборудование, атласы, учебник (География 8 класс – Полярная Звезда)

Тип урока : комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент

Добрый

Добрый день ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и удачной работы.

Создает эмоциональный настрой

Слушают учителя, настраиваются на урок

II .Опрос домашнего задания

На прошлом уроке нами была изучена тема «Солнечная радиация». Сейчас мы проверим, как же вами усвоена данная тема.

Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной.

Что такое солнечная радиация? (Излучение солнцем тепла и света )

Что мы называем суммарной солнечной радиацией?

Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это……(радиационный баланс)

А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС

П-позиция

О-обоснование

П – подтверждение

С-следствие

Позиция : « Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере»

Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию

А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ребята! Перед Вами небольшой список утверждений. Вам необходимо их распределить на три группы:

Никогда

Иногда

Всегда

1.Чем больше широта местности, тем ниже солнце поднимается

над горизонтом ( всегда )

2.Радиационный баланс зависит от подстилающей поверхности

( всегда )

3.Поступление солнечной энергии в высоких широтах больше,

чем на экваторе ( Иногда – только летом, когда на полюсе

полярный день)

4. Чем ниже широта местности, тем больше различий между зимой и летом (никогда – на экваторе между зимой и летом практически нет отличий)

5. В пасмурный день можно хорошо загореть (никогда )

Ребята! Вы неплохо освоили данную тему, давайте подумаем, где

вам могут пригодиться данные знания?

1.Раздает карточки для индивидуальной работы для слабых обучающихся

(дифференцированный подход);

2.Фронтальный опрос для класса,

проверка усвоения пройденного материала.

3.Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС.

Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

Формулирует задание, учит анализировать.

Слушает и комментирует ответы учащихся

Формулирует вопрос, развиваю логическое мышления учащихся

Индивидуальная работа по

карточкам (Тест)

Отвечают на вопросы учителя,

осуществляют самопроверку

усвоения материала

Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление.

Зачитывают свои варианты ответов на задание.

Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать.

Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания

Отвечают на вопрос учителя

III .Изучение нового материала

    Стадия вызова

В природе постоянно происходят различные движения или перемещения. Приведите примеры таких движений

(океанические течения, круговорот воды в природе, течение рек, движение литосферных плит). В процессе всех перемещений возникают какие-либо последствия (какие?)

Сегодня на уроке мы поговорим о циркуляции воздушных масс

Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция»

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте поставим цель нашего урока

2 стадия: Осмысление содержания

По картам атласа давайте посмотрим, в каких климатических поясах расположена территория России

(арктический, субарктический, умеренный).

Мы с вами знаем, что в каждом климатическом поясе

формируются различные воздушные массы.

Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют над территорией России?

Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ?

Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого океанов проникнуть в глубь нашей страны?

Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс?

Так же на перенос ВМ влияет положение России относительно планетарных центров атмосферного давления.

Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение.

Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу?

Именно с этим термином связана резкая смена ВМ.

Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км.

Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами

Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача-составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй-холодный фронт.

Проверим, что у вас получилось.

Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри- циклоны и антициклоны.(Циклон - в переводе с греческого-вращающийся )

Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов.

Необходимо правильно расставить слова и фразы в правильные ячейки

Элементы сравнения

Циклоны

Антициклон

Давление в центре

Движение воздуха

Потоки воздуха

Погода летом

Погода зимой

Пониженное. Морозная безоблачная погода. Восходящие. Движение воздуха от центра - по часовой стрелке. Повышенное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки. Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода. Оттепель с осадками в виде снега. Сухая безоблачная погода без осадков.

А сейчас давайте проверим вашу работу

Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это….., антициклон- это….

Физкультминутка: Я прошу вас встать со своих рабочих мест. По моей команде вы должны изобразить движение воздуха:

Первый ряд- движение воздуха в циклоне;

Второй ряд- движение воздуха в антициклоне.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответьте пожалуйста на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека?

3 стадия: рефлексия (закрепление материала)

Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно-неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно

1.Самая большая часть территории России лежит в умеренном климатическом поясе (верно)

2.Изменение свойств воздушных масс называется циркуляцией

(неверно)

3.Атмосферный фронт-это переходная зона между ВМ с разными свойствами (Верно)

4.Затяжные, моросящие дожди приносит холодный фронт

(Неверно)

5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это циклоны

(верно)

6.Пришел антициклон: на улице стоит морозная солнечная погода

(верно)

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки.

А сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание

Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94.

Мотивация ребят на изучение нового материала

Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель

Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой

Учит работать с картой

Формулирует

вопрос

Создает проблемную ситуацию

Подводит обучающихся к выводу.

Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде, учит анализировать.

Подводит под понятие «атмосферный фронт».

Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему.

Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах.

Слушает и корректирует ответы учеников

Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение

Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы

Подведение под понятие «циклон»

Сообщает задание для физкультминутки.

Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке

Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок.

Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник.

Предполагают, высказывают свою точку зрения.

Формулируют цель урока: «Изучить особенности циркуляции атмосферы в России и выяснить последствия атмосферной циркуляции в природе и жизни человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы.

Анализируют карту

Отвечают на вопрос учителя

Анализируют физическую карту России и делают вывод.

Делают вывод.

Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления.

Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.

Анализируют текст учебника, составляют схему.

Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов.

Рассказывают об атмосферных фронтах.

Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу

Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо)

Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь

Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне.

Учатся делать правильное умозаключение.

Осуществляют самопроверку.

Слушают учителя.

Записывают задание в дневник.