Биографии Характеристики Анализ

Уважение старших по званию. Речевой этикет в российской империи

12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии были организованы отделения по борьбе со шпионажем - прообраз знаменитых особых отделов. По словам экспертов, именно в 1918 году начался процесс реального становления военной контрразведки в нашей стране. Если спецслужбы императорской России зачастую проигрывали в противоборстве с иностранными коллегами, то работа советских контрразведчиков во время Великой Отечественной войны считалась более эффективной. Об истории становления и достижениях военной контрразведки России - в материале RT.

  • Советские разведчики на Пулковских высотах во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Борис Кудояров / РИА Новости

«Гардемарины, вперёд!»

Практически сразу после создания в России первых регулярных воинских подразделений возник вопрос их контрразведывательного обеспечения и поддержания в армии правопорядка. Первые специальные службы в России появились в XVII веке. Однако никакой конкретной специализации у российских рыцарей плаща и кинжала долгое время не было.

Приказ тайных дел, Преображенский приказ, Тайная канцелярия и Тайная экспедиция занимались всем понемногу: борьбой с заговорами против монарха, разведкой и контрразведкой, пресечением коррупции и казнокрадства. Зачастую цари и высокопоставленные чиновники выбирали для исполнения тайных миссий особых порученцев, которые вообще официально не имели отношения к специальным службам. Сюжеты кинофильмов о гардемаринах хоть и являются во многом художественным вымыслом, но сам стиль решения важных государственных проблем в XVIII столетии во многом передан в них верно.

«Спецслужбы в Российской империи веками не были профессиональными, они развивались на полудипломатической основе», — рассказал в интервью RT ветеран советских спецслужб, писатель и публицист Михаил Любимов, добавив, что вплоть до начала ХХ века проблема контрразведывательного обеспечения Российской армии не была решена должным образом.

«В 1812 году Барклай де Толли создал свою Особенную канцелярию, которая занималась военной разведкой и контрразведкой, однако после возвращения войск из Парижа она была распущена. Также в XIX веке некоторое время в составе Российской армии существовала военная полиция, которая неплохо себя зарекомендовала, но она действовала недолго и лишь на части территории страны», — рассказал RT писатель и историк спецслужб Александр Колпакиди. Чуть позже, по словам эксперта, вопросы военной контрразведки были переданы в ведение жандармам, которые и вовсе не были в ней специалистами.

Только в 1903 году в составе Главного управления Генерального штаба Российской армии по инициативе военного министра генерала Алексея Куропаткина было создано Разведочное отделение, наблюдавшее, в частности, за иностранными военными атташе. Данное подразделение неоднократно реорганизовывалось. Оно успело побывать и Санкт-Петербургским городским контрразведывательным отделением, и Контрразведывательным отделением Главного управления Генштаба. Параллельно с ним Отделение по разведке военного шпионства существовало в 1904—1908 годах в составе департамента полиции, но было расформировано из-за дублирования функций.

В 1912 году военными властями было принято решение расширить структуру контрразведки. Соответствующие отделения возникли в Петербургском, Московском, Виленском, Варшавском, Киевском, Одесском, Тифлисском, Иркутском и Хабаровском военных округах. С началом Первой мировой войны органы военной контрразведки неоднократно реорганизовывались. Сотрудников в них набирали преимущественно из состава Отдельного корпуса жандармов.

«Во всей этой работе ощущался дилетантизм, непонимание, зачем это вообще нужно. Шпионов ловили лишь время от времени, уступая в этом вопросе противнику. Сами руководители спецслужбы потом признавались, что дела у них шли не очень, и пытались списать всё на особенности русского характера, которому якобы претила агентурная работа. Люди сегодня читают Акунина, смотрят, извините, глупые сериалы и думают, что всё так и было, что в царской России были гениальные спецслужбы. Но это совсем не так», — подчеркнул Александр Колпакиди.

После Февральской революции контрразведывательные подразделения полиции, корпуса жандармов и Петербургского военного округа разгромили, однако Временное правительство оставило на службе лояльных себе офицеров. В марте 1917 года работа армейских органов военной контрразведки была восстановлена.

После Октябрьской революции система контрразведки утратила остатки единства. Ею занимались параллельно военные, политотделы, а в январе — марте 1918 года — контрразведывательное бюро ВЧК, набранное из царских офицеров, а затем разгромленное матросами из той же чрезвычайной комиссии.

На защите Рабоче-крестьянской Красной армии

В январе — феврале 1918 года в Советской России была создана Красная армия (РККА). В апреле того же года остатки старых царских органов военной контрразведки планировалось передать из армии в состав ВЧК, однако против этого выступил Лев Троцкий.

8 мая был учреждён Всероссийский главный штаб РККА, структура которого подразумевала существование отдельного органа военной контрразведки — регистрационной службы. А 12 мая Высший военный совет РСФСР принял директиву о создании отделений по борьбе со шпионством при всех штабах Красной армии. Параллельно в июле того же года военный подотдел всё-таки был создан в составе ВЧК.

«Военная контрразведка в 1918 году себя сначала особо не проявила. Были набраны военные специалисты из царского Генштаба, которые помогали создать структуру, но у них самих не было нужного опыта», — подчеркнул Александр Колпакиди. 19 декабря 1918 года бюро ЦК РКП(б) решило объединить контрразведывательные подразделения армии и ВЧК в единую систему — Особый отдел ВЧК при Совнаркоме РСФСР.

«Решение было связано с тем, что в армейские органы контрразведки проникали агенты противника. Военным идея не понравилась, но пришлось подчиниться», — пояснил Колпакиди. По словам эксперта, основную роль в развитии военной контрразведки играли не центральные органы, а сотрудники особых отделов на местах. В них пришли энтузиасты, создавшие подразделения буквально на ровном месте.

«Белая разведка и контрразведка часто переигрывала красную. Война была классовой. Красные разведчики вербовали агентуру среди рядового состава, а белые — в штабах. В кинофильме «Адъютант его превосходительства» ситуация показана во многом очень точно», — отметил Колпакиди.

После завершения Гражданской войны военная контрразведка, по словам эксперта, работала достаточно эффективно. Несмотря на отдельные эксцессы вроде угонов военной техники и единичных бунтов, был установлен контроль над войсками, особисты стали регулярно ловить шпионов.

В 1930 году в результате реорганизации ОГПУ военная контрразведка как отдельный орган была ликвидирована, влившись в объединённый Особый отдел. Но в 1936 году была восстановлена как автономное подразделение в составе Главного управления государственной безопасности Наркомата внутренних дел. В 1938—1941 годах спецслужбы неоднократно реформировались, но ВКР постоянно сохраняла свой самостоятельный статус.

«Смерть шпионам!»

В начале 1941 года Особый отдел вывели из состава НКВД и передали армии, но сразу после начала Великой Отечественной войны, в июле того же года, особистов вернули в Наркомат внутренних дел.

В ходе Сталинградской битвы, по словам экспертов, был выявлен ряд фактов, указывающих на то, что работа военной контрразведки в составе НКВД является недостаточно эффективной, и в апреле — мае 1943 года на базе особых отделов были созданы отдельные подразделения Наркоматов обороны, военно-морского флота и внутренних дел, названные «Смерть шпионам!», или сокращённо Смерш.

«Они сыграли колоссальную роль в Великой Отечественной войне», — подчеркнул Колпакиди.

«В годы войны Смерш стал самой эффективной спецслужбой в мире, заткнувшей за пояс «Абвер» и РСХА», — рассказал RT полковник военной контрразведки КГБ СССР, историк и писатель Анатолий Терещенко.

По словам Александра Колпакиди, мифы о том, что в Смерш якобы массово были призваны бывшие царские кадры, не имеют под собой реальной основы. «В 1938 году на фоне репрессий в органах внутренних дел в военную контрразведку действительно массово пришли новые кадры. Но тех, кто служил ещё при царе, отсеивали», — отметил эксперт.

Кроме того, в Смерш часто приглашали служить хорошо зарекомендовавших себя офицеров-фронтовиков. И военная контрразведка Наркомата обороны работала очень эффективно, разоблачив за годы войны свыше 30 тыс. немецких агентов, а также 10 тыс. диверсантов и террористов.

«Часто случалось так, что Смерш, обладавший собственной зафронтовой агентурой в разведывательных школах противника, утирал нос в вопросах добычи информации даже внешней разведке», — подчеркнул Анатолий Терещенко.

Война после войны

Для особистов война в мае 1945 года не закончилась. По словам экспертов, оперативникам военной контрразведки пришлось вылавливать немецких шпионов и диверсантов, оставленных в нашем тылу нацистами, проводить фильтрационные мероприятия среди военнопленных.

Из состава Наркомата обороны военная контрразведка была передана Министерству государственной безопасности, а в 1954 году — КГБ. По словам Александра Колпакиди, она стала одним из ключевых подразделений органов госбезопасности.

«Нужно сказать, что со своими задачами ВКР справлялась прекрасно. В СССР она отлично контролировала армию даже в самые смутные времена, чего нельзя сказать о других странах соцлагеря», — подчеркнул Колпакиди.

Как отмечают эксперты, в послевоенный период военная контрразведка не только наблюдала за состоянием дел в армии, но и участвовала в пресечении деятельности предателей из числа сотрудников советских спецслужб, завербованных ЦРУ США и британской разведкой.

«Я отдал военной контрразведке более 30 лет жизни. За это время только подразделение, в котором я служил, выявило более десятка шпионов ЦРУ», — поделился Анатолий Терещенко.

«Современная военная контрразведка России — это продолжатель традиций советской военной контрразведки. Судя по всем признакам, работает она весьма эффективно», — отметил Александр Колпакиди.

«Мы и сегодня встречаемся с нашими молодыми коллегами. Они делают большие успехи в разоблачении иностранных шпионов. Военная контрразведка необходима стране. Говорят, что без разведки армия слепа. Так вот, без контрразведки она вообще беззащитна», — резюмировал Анатолий Терещенко.

19 декабря в России отмечается день военной контрразведки. Дата выбрана в связи с тем, что именно в этот день в 1918 году в Советской России появляется особый отдел, который впоследствии входит в состав военной контрразведки ГПУ. Созданы особые отделы военной контрразведки были на основании постановления Бюро Центрального комитета РКП (б). По этому постановлению армейские ЧК объединялись с органами военного контроля, и в итоге формировался Особый отдел ВЧК при Совнаркоме РСФСР.

Система постоянно совершенствовалась, и со временем особые отделы фронтов, округов и других военных соединений стали частью единой системы органов государственной безопасности в войсках.


Военная контрразведка изначально ставила своей задачей выявление действующих в рядах армии провокаторов, как говорили в то время – "контры", агентов иностранных разведок, оказавшихся на тех или иных воинских должностях в армии Советской России. В связи с тем, что в 1918 году сама армия нового постреволюционного государства только формировалась, работы у военных контрразведчиков было больше чем достаточно. Работа осложнялась тем, что сама система военной контрразведки фактически писалась с нуля, так как имевшимся опытом России дореволюционной в плане противодействия деструктивным элементам в армии решили пренебречь. В итоге формирования и структурирования особого отдела шло через многочисленные тернии и откладывало свой отпечаток на эффективности тех или иных этапов создания монолитной Красной Армии.

Однако в результате проведения по-настоящему гигантского объёма работы в первую очередь по подбору кадрового состава эффективная деятельность военной контрразведки была отлажена, причём по некоторым параметрам отлажена, как принято говорить, до мелочей.

Оперативные сотрудники особых отделов (особисты) прикреплялись к воинским подразделениям и соединениям (в зависимости от ранга). При этом особисты должны были носить форму того подразделения, к которому и были «приписаны». Какой официальный круг задач ставился перед оперативными сотрудниками военной контрразведки на начальном этапе её существования?

Помимо наблюдения за моральным состоянием военнослужащих подразделения и их политическими взглядами, перед сотрудниками военной контрраздведки ставились задачи по выявлению контрреволюционных ячеек и лиц, занимающихся деструктивной агитацией. Особисты должны были определять лиц, которые занимались подготовками диверсий в составе подразделений РККА, шпионажем в пользу тех или иных государств, проявляли террористическую активность.

Отдельной функцией представителей особых отделов являлось ведение следственной работы по преступлениям против государственности с передачей дел в военные трибуналы.

Воспоминания участников Великой Отечественной войны относительно деятельности представителей военной контрразведки сложно назвать исключительно позитивными. В условиях военного времени случались и откровенные перегибы, когда под трибунал попадали военнослужащие, которым инкриминировалась контрреволюционная деятельности, к примеру, за неправильное наматывание портянок, вследствие чего боец натирал ноги до чудовищных ран во время пеших маршей и терял способность двигаться в составе подразделения при наступлении/отступлении. Для современных любителей ковыряний в такие случаи являются по-настоящему лакомым куском, с помощью которого можно в очередной раз раскрутить маховичок «правозащитной деятельности» и издать очередной «глубокомысленный труд» о сталинской репрессивной машине. На самом деле, перегибы и несправедливо вынесенные решения – это отнюдь не то, что можно назвать тенденцией в действиях профессиональных военных контрразведчиков.

Тенденция же заключается в том, что с помощью представителей особых отделов действительно выявлялись целые сети агентов противника, которые действовали под прикрытием офицерских погон и не только. Благодаря деятельности военных контрразведчиков нередко удавалось поднимать боевой дух подразделения в тот момент, когда бойцы подвергались панике и намеревались хаотично оставить свои позиции, поставив под угрозу проведения той или иной операции. Отмечено немало случаев в ходе Великой Отечественной войны, когда именно сотрудники особых отделов вели за собой подразделения (хотя эта функция уж точно не входила в круг обязанностей сотрудников военной контрразведки), к примеру, в случае гибели командира. И вели отнюдь не за спинами солдат, как порой любят утверждать адепты "вольной истории".

Со времён Великой Отечественной на слуху название организаций контрразведки «СМЕРШ», получившее своё название от сокращения фразы «смерть шпионам». Главное управление контрразведки, созданное 19 апреля 1943 года, подчинялось непосредственно наркому обороны И.В.Сталину.

Необходимость создания такого рода структуры аргументировалась тем, что Красная Армия начинала освобождать оккупированные гитлеровцами территории, на которых могли оставаться (и оставались) пособники немецко-фашистских войск. На счету бойцов СМЕРШа сотни успешных операций. Целое направление деятельности – противодействие бандеровским бандам, действовавшим на территории Западной Украины.

Возглавил Главное управление контрразведки СМЕРШ Виктор Семёнович Абакумов, который после окончания Великой Отечественной войны был назначен на должность министра государственной безопасности. В 1951 году он был арестован по обвинении в «государственной измене и сионистком заговоре», а 19 декабря 1954 года был расстрелян уже по изменённому обвинению в сфабрикованности так называемого «Ленинградского дела» в составе, как тогда говорили, «банды Берии». В 1997 году Виктор Абакумов Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации был частично реабилитирован.

Сегодня департамент военной контрразведки действует в составе Федеральной службы безопасности России. Руководит департаментом генерал-полковник Александр Безверхний.

Задачи военной контрразведки и сегодня неразрывно связаны с выявлением деструктивных элементов в рядах подразделений российской армии, включая тех, кто, нарушая уставные требования и российский закон, ведёт негативно отражающиеся на боеспособности или информационной защищённости частей и соединений контакты с представителями иностранных разведок и организаций, курируемых иностранными разведками и их производными. Это и деятельность по выявлению лиц, публикующих в открытом доступе секретные сведения о новых вооружениях, а также личные данные российских военнослужащих, участвующих в различного рода операциях, включая антитеррористическую операцию в Сирии. Эта, на первый взгляд, невидимая работа является одной из основ безопасности государства и совершенствования боеспособности российской армии.

С праздником, военная контрразведка!

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Виды ответственности военнослужащих с учетом особенностей своего правого положения.

26. Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

27. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

28. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - также в виде административного штрафа.

29. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



31. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

32. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

Единоначалие

33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Французское слово «этикет» имеет в русском языке несколько значений: «ярлык», «надпись», «этикетка», а также «церемониал», «этикет».

Изначально оно обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, а затем − саму бумажку с надписью. Позже понятие «этикет» обособилось от остальных значений этого слова.

Этикет – совокупность правил поведения, установленных в коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях. Можно также определить этикет как свод правил обхождения с людьми; как писаных (установленных), так и иных, передаваемых от человека к человеку неформально.

Этикет сотрудников органов внутренних дел – составная часть их нравственной, эстетической культуры, включающей регламентированные формы поведения и общения с гражданами. Знание норм и правил служебного этикета – один из важнейших показателей (и даже критериев) профессионализма и общей культуры сотрудника органов внутренних дел.

Этикет регулирует манеры. Манеры – способность держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся некоторые особенности речи (тон, интонация), жесты, мимика, походка.

Отличительной чертой служебного этикета сотрудников органов внутренних дел является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение которых строго обязательно.

Основными нормами и правилами, обеспечивающими красоту отношений между сотрудниками органов внутренних дел, являются:

· строгая субординация;

· сознательная дисциплина;

· взаимное уважение;

· уважение к старшему по званию, должности, возрасту;

· исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка, спокойствие и т. п.

В служебной деятельности важно придерживаться норм субординации, основанных на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины и чётком разграничении профессиональных полномочий.

В свою очередь субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчинённого через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.

Нормы этикета – это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренебрежение ими.

Основные нормы далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. В настоящее время разработаны специальные «напоминатели», содержащие правила поведения. Назначение их – помочь руководителям в организации как личного поведения, так и поведения подчинённых для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.


· без нужды не критикуй, критика – средство, а не цель;

· не повторяй ни публично, ни один на один критические замечания в адрес человека, исправившего положение дела;

· без надобности в дела подчиненного не вмешивайся;

· умение отказываться от своего неверного решения важнее ложного престижа;

· убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства;

· всегда благодари за хорошую работу, но не благодари за плохую;

· не делай замечания подчиненным в присутствии посторонних лиц;

· объектом критики чаще всего должна быть плохо выполненная работа, а не человек;

· критика ошибок подчиненных не должна убивать в них чувства самостоятельности;

· чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвящать перспективам;

· чем ниже ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен уделять человеческим отношениям, умениям говорить, разговаривать, слушать;

· никогда не раздражайся, имей терпение;

· никогда не ругайся (не матерись);

· не стыдись элегантности;

· позаботься о том, чтобы твои работники были освобождены от забот, отвлекающих их от работы;

· учись на своих ошибках;

· будь внимателен к чужому мнению;

· будь объективен в оценке предложений, исходящих от неприятных для тебя людей;

· будь внимателен и объективен к бесполезным предложениям. Отвергнуть грубо бесполезные предложения сейчас, значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем;

· при отклонении предложений будь тактичен и вежлив, однако стремление к вежливости не должно менять существа решения;

· работа не может проходить успешно, если создана атмосфера незаменимого руководителя;

· не бойся талантливых подчиненных, старайся поддержать их разумные начинания;

· знание возможностей своих сотрудников – достоинство и пре- имущество хорошего начальника;

· умение сочетать гуманность с требовательностью – предпосылка здорового морального климата в коллективе;

· отдавая распоряжения, будь краток;

· высшая форма неуважения к подчиненным – задержать начало работы из-за опоздания руководителя или неподготовленности совещания;

· хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой – копит их для публичного разноса;

· твоя уверенность в успехе дела – уверенность всего коллектива;

· будь краток в телефонных разговорах;

· умей подчиняться;

· если хочешь, чтобы подчиненные обладали полезными для работы качествами, выработай их у себя;

· занимайся только теми вопросами, для решения которых твое участие обязательно (твой опыт, кругозор, авторитет);

· ничто так не разлагает работу, как приписывание заслуг коллектива одному лицу;

· критикуя любого работника, создай обстановку, побуждающую к деловым ответам и замечаниям;

· будь самокритичен;

· будь начальником лишь на работе. Вне трудового процесса ты равен любому работнику из членов коллектива;

· культурный человек здоровается первым;

· помни, что сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;

· будь справедлив к служебной характеристике человека, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что его отношение к тебе – следствие твоих несовершенств;

· начиная служебную деятельность, позаботься о том, чтобы твои рациональные принципы работы с самого начала стали известны подчиненным;

· ты можешь иногда не проверять положительной оценки человека. Но не имеешь права использовать без проверки любые отрицательные характеристики своих подчиненных;

· будь бдителен к хвалящим тебя. Ищи мотивы их действий. Опасайся лести и чрезмерной похвалы;

· не пренебрегай знаниями мелочей жизни подчиненных, но не афишируй этих знаний (не делай из них без нужды предмета публичных выступлений);

· знание мотивов поступков людей – одна из основ формирования делового настроения;

· не забывай, что у подчиненных семья, а у членов семей есть знаменательные даты;

· требуй выполнения определенных правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;

· предпочитай приятному, но неинициативному работнику «ершистого»;

· помни, что твои недостатки умножаются на число подчиненных, для которых ты большой авторитет и объект подражания.

Служебная этика выполняет много различных функций. Она способствует сплочению сотрудников, организации здорового психологического климата, обеспечению эффективности служебной деятельности, нравственному и эстетическому воспитанию.

Служебный этикет включает в себя и нормы неофициальных отношений, основу которых составляет вежливость, тактичность, скромность, деликатность, точность и обязательность.

Данные качества делают процесс общения приятным, радостным, интересным, они способствуют проявлению взаимопонимания, доверия, симпатии между людьми.

Напротив, несдержанность, расхлябанность, несобранность, фамильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собеседника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т. п. являются антиэстетическими качествами манеры, свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопониманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным.

К общепринятым нормам и правилам поведения относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» – всем известно это ставшее крылатым выражение М. Сервантеса. В вежливости проявляется тонкость душевной организации человека, за ней стоит его воспитанность, она предполагает интеллектуальность, интеллигентность и просто доброе отношение к людям, она составляет потребность культурных людей. Каждый хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека и относились к нему по-человечески.

«Воспитанные люди, – писал А. П. Чехов, – по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня... Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они воспитывают в себе эстетику».

Вежливость проявляется во всех сферах жизни и деятельности сотрудников: в службе, учебе, быту; в их отношениях с гражданами; в отношениях с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями; в общении между самими сотрудниками (начальником и подчиненным, старшим и младшим или равными по должности и званию). Вежливость включает в себя систему различных по содержанию правил, в которых закреплены наиболее целесообразные формы контактов между людьми, а именно: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление подлинного интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, пропустить вперед и т. д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные человеку неудобства и т. д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения. Корректность – вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Соблюдение указанных правил общения каждым сотрудником милиции отвечает интересам всех. На службе их выполнение способствует достижению главной цели деятельности – утверждению законности, справедливости и правопорядка, дает возможность избежать многих конфликтных ситуаций, вольных или невольных ошибок при ведении различных дел, помогает сплочению коллектива, созданию здорового морально-психологического климата и устранению того, что мешает интересам дела. В личных отношениях их соблюдение способствует взаимопониманию, установлению позитивной моральной атмосферы.

В процессе общения между людьми часто возникают такие трудные, нестандартные и противоречивые ситуации, в которых честь и достоинство людей не всегда могут быть обеспечены соблюдением лишь одних правил вежливости. В таких ситуациях сотрудник должен найти необходимую форму общения – нужное слово, нестандартное действие, отказавшись от привычных форм поведения, т.е. он должен проявить такт.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Сотруднику органов внутренних дел в ряде ситуаций (например, связанных с реальным риском для жизни) очень сложно оставаться постоянно тактичным, но служебное положение независимо от должности или звания обязывает его быть таковым (см. ст. ст. 3 и 5 Закона РФ
«О милиции»).

Бестактность может причинить человеку обиду и даже страдания (досаду, неприятность, унижение достоинства), хотя «обидчик» и не питает к собеседнику недоброжелательности и даже уважает его. Способность сотрудника милиции избежать этих крайностей в своем поведении – важнейшее свойство такта.

Ситуации, требующие от сотрудников милиции проявления такта, весьма многообразны. Чувство меры, такта необходимо в служебных отношениях (отношениях начальника к подчиненным и подчиненных к начальнику, в отношениях сотрудников милиции к гражданам при их приеме, на посту, особенно при задержании, обыске, ведении следствия, допроса и т. д.); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т. п.); в быту – при приеме гостей и т. д. Главным назначением такта во всех отношениях является создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликтным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Дать сотрудникам милиции рецепт поведения на все случаи жизни невозможно. Выработать же устойчивую внутреннюю меру поведения – одна из важных задач нравственного воспитания. Подобно убеждению, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспитания, самовоспитанием достоинства личности.

Высокое чувство собственного достоинства, основанное на правильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойством культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Простота – предполагает нетерпимость ко всему показному, к пышности, всякого рода излишествам. Простота и скромность – высшие достоинства человека.

Скромность – моральное качество, проявляющееся в том, что сотрудник не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требованиям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежденности человека. Антиподами честности являются предательство, обман, ложь, воровство, лицемерие, очковтирательство.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность – нравственное качество, означающее верность определённой идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с требовательностью и чуткостью.

Требовательность – к людям и к себе – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга.

Важно помнить, что в дурно воспитанном человеке сме-лость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

Таковы основные общечеловеческие правила этикета, обусловливающие красоту и изящество манер поведения.

: Предлагаю: речевой этикет в Российской империи начала ХХ века в быту и армии. От дворника до императора. Читаем книжки, смотрим кино и сериалы, ходим в театры… Сталкиваемся с «вашим превосхожительством» и «вашим сиятельством». Однако чётких канонов, подробно регламентирующих нормы обращения, трудно найти, а те работы, которые есть — фрагментарны и малопригодны. Как темка?

Слово «этикет» ввел в обиход французский король Людовик XIV в XVII веке. На одном из пышных приемов у этого монарха приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. От французского названия карточек — «этикеток» — и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. При дворах европейских монархов строго соблюдался придворный этикет, исполнение которого требовало как от августейших лиц, так и от окружения выполнения жестко регламентированных правил и норм поведения, иногда доходивших до абсурда. Так, например, испанский король Филипп III предпочел сгореть у своего камина (у него вспыхнули кружева), чем самому гасить огонь (ответственный за церемониал придворного огня отлучился).

Речевой этикет – «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д.» (Русский язык. Энциклопедия).

Таким образом, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.

Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условия установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.

Соответственно, основными этикетными жанрами являются: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, отказ, возражение… Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.

При этом для каждого речевого жанра речевого этикета характерно богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся. Например, в ситуации приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рад Вас приветствовать (видеть)! Разрешите Вас поприветствовать! Добро пожаловать! Мое почтение! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу! и др.

Таким образом, приветствие помогает не только выполнить соответствующее этикетное речевое действие при встрече, но и задать некую рамку общения, сигнализировать об официальных (Разрешите Вас поприветствовать! ) или неофициальных (Привет! Какая встреча! ) отношениях, задать некую тональность, например, шутливую, если молодой человек на приветствие ответит: Мое почтение! и т.д. Аналогичным образом распределяются по сфере их использования и остальные этикетные формулы.

Обращение (устно или письменно) к лицам, имеющим чины, было строго регламентировано и называлось титулом.Эти приторные словеса должны были знать все холопы, как «ОТЧЕ НАШ». ИНАЧЕ МОГЛИ БЫТЬ КРУПНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ!!!

Подданные русского государя непременно наказывались за прописки царского титула. И так же мера наказания зависела от серьезности проступка. Наказание по данному вопросу - являлось прерогативой высшей власти. Мера наказания фиксировалась либо в царском именном указе, либо в царском указе с боярским приговором. Наиболее распространенными наказаниями были битье кнутом или батогами, тюремное заключение на незначительный срок. Непременному наказанию подвергался не только факт искажения титула русского государя, но и применение одной или нескольких его формул к лицу, не обладавшему царским достоинством. Даже в иносказательном смысле подданным московского государя запрещалось употреблять по отношению друг к другу слова «царь», «величество» и пр. Если же такой факт имел место, он служил поводом для начала розыскной операции, ставился на контроль высшей власти. Показательный пример - «Именной царский указ «Об урезании языка Проньке Козулину, если по розыску окажется, что он называл Демку Прокофьева царем Ивашки Татариинова». Можно сказать, что в рассматриваемый период посягательство на царский титул было фактически приравнено к посягательству на государя.

Дворянский этикет .

Использовались такие формулы титулования: уважительным и официальным обращением было «милостивый государь, милостивая государыня». Так обращались к незнакомым людям, либо при внезапном охлаждении или обострении отношений. Кроме того, с таких обращений начинались все служебные документы.

Затем первый слог был отброшен, и появились слова «сударь, сударыня» . Так стали обращаться к людям имущим и образованным, как правило, незнакомым.

В служебной среде (гражданской и военной) существовали такие правила обращения: от младшего по чину и званию требовалось обращение к старшему по титулу – от «Вашего благородия» до «Вашего высокопревосходительства»; к особам царской фамилии – «Ваше высочество» и «Ваше величество»; к императору и его жене обращались «Ваше императорское величество»; великие князья (близкие родственники императора и его жены) титуловались «императорским высочеством».

Часто прилагательное «императорское» опускалось, и при общении использовали только слова «величество» и «высочество» («К его величеству с поручением…»).

Князья, не принадлежавшие к царствующему дому, и графы со своими женами и незамужними дочерями, титуловались «Ваше сиятельство», светлейшие князья – «Ваша светлость».

Вышестоящие по службе обращались к подчиненным со словом «господин» с добавлением фамилии либо чина (должности). Люди, равные по титулу, обращались друг к другу без формулы титулования (например, «Послушай, граф…».

Простолюдины, которые не знали чинов и знаков различия, использовали такие обращения, как барин, барыня, батюшка, матушка, сударь, сударыня, к девицам – барышня. А наиболее почтительной формой обращения к барину, независимо от его чина, было «Ваше благородие».

Воинский этикет . Система обращений соответствовала системе воинских званий. Полным генералам положено говорить Ваше Высокопревосходительство, генерал-лейтенантам и генерал-майорам - Ваше Превосходительство. Начальников и старших из штаб- и обер-офицеров офицеры, подпрапорщики и кандидаты на классную должность называют по чину, прибавляя слово господин, например господин капитан, господин полковник, прочие нижние чины титулуют штаб-офицеров и капитанов - Ваше Высокоблагородие, остальных обер-офицеров - Ваше благородие (имеющих графский или княжеский титул - Ваше Сиятельство).

Департаментский этикет использовал в значительной мере ту же систему обращений, что и воинский.

В русском государстве в XVI — XVII веках существовала практика ведения «чинов» — разрядных книг, в которые ежегодно заносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности и о царских поручениях отдельным должностным лицам.

Первая разрядная книга была составлена в 1556 г. при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 г. (начиная с княжения Ивана III). Книга велась в Разрядном приказе. В приказе Большого дворца параллельно велась книга «дворцовых разрядов», в которую заносились «повседневные записи» о назначениях и поручениях в придворных службах служилых людей. Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную Табелем о рангах 1722 г.

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства). Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе» - Пётр I 24 января 1722 г.

В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе.

В русском языке термин «чин» означает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс. Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин «ранг» сохранился в Военно-морском флоте России (капитан 1-го, 2-го, 3-го ранга), в иерархии дипломатов и служащих ряда других ведомств.

При обращении к лицам, имевшим те или иные чины «Табели о рангах», лица равные по чину или нижестоящие были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» - к лицам в чинах 1 и 2 классов;

«ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» - к лицам в чинах 3 и 4 классов;

«ВАШЕ ВЫСОКОРОДИЕ» - к лицам в чинах 5 класса;

«ВАШЕ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ» - к лицам в чинах 6–8 классов;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» - к лицам в чинах 9–14 классов.

Кроме того, в России существовали титулы, употреблявшиеся при обращении к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО» - к императору, императрице и вдовствующей императрице;

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО» - к великим князьям (детям и внукам императора, а в 1797–1886 гг. и правнукам и праправнукам императора);

«ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО» - к князьям императорской крови;

«ВАША СВЕТЛОСТЬ» - к младшим детям правнуков императора и их мужским потомкам, а также к светлейшим князьям по пожалованию;

«ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО» - к князьям, графам, герцогам и баронам;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» - ко всем остальным дворянам.

При обращении к духовным лицам в России употреблялись следующие титулы:

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО» - к митрополитам и архиепископам;

«ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО» - к епископам;

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ» - к архимандритам и игуменам монастырей, протоиереям и иереям;

«ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ» - к протодиаконам и диаконам.

В случае назначения чиновника на должность, класс который был выше его чина, он пользовался общим титулом по должности (напр., губернский предводитель дворянства пользовался титулом III-IV классов — «ваше превосходительство», даже если по чину или по происхождению имел титул «ваше благородие»). При письменном офиц. обращении низших должностных лиц к высшим назывались оба титула, причем частный употреблялся и по должности, и по чину и следовал за общим титулом (напр., «его превосходительству товарищу министра финансов тайному советнику»). С сер. 19 в. частный титул по чину и фамилия стали опускаться. При аналогичном обращении к низшему должностному лицу сохранялся только частный титул по должности (фамилия не указывалась). Равные же должностные лица обращались друг к другу либо как к низшим, либо по имени и отчеству с указанием общего титула и фамилии на полях документа. Почетные звания (кроме звания члена Гос. совета) обычно также включались в состав титула, причем в этом случае частный титул по чину, как правило, опускался. Лица, не имевшие чина, пользовались общим титулом в соответствии с классами, к к-рым приравнивалось принадлежавшее им звание (напр., камер-юнкеры и мануфактур-советники получали право на общий титул «ваше высокоблагородие»). При устном обращении к высшим чинам употреблялся общий титул; к равным и низшим гражд. чинам обращались по имени и отчеству или фамилии; к воен. чинам — по чину с добавлением фамилии или без нее. Нижние чины к подпрапорщикам и унтер-офицерам должны были обращаться по чину с добавлением слова «господин» (напр., «господин фельдфебель»). Существовали также титулы по происхождению (по «достоинству»).

Особая система частных и общих титулов существовала для духовенства. Монашествующее (черное) духовенство разделялось на 5 рангов: митрополит и архиепископ титуловались — «ваше высокопреосвященство», епископ — «ваше преосвященство», архимандрит и игумен — «ваше высокопреподобие». Три высших ранга именовались также архиереями, и к ним могли обращаться с общим титулом «владыка». Белое духовенство имело 4 ранга: протоиерей и иерей (священник) титуловались — «ваше высокопреподобие», протодьякон и дьякон — «ваше преподобие».
Все лица, имевшие чины (воен., гражд., придворные), носили форменную одежду, согласно роду службы и классу чина. Чины I-IV классов имели у шинелей красную подкладку. Особые мундиры полагались лицам, обладавшим почетными званиями (статс-секретарь, камергер и т. п.). Чины императорской свиты носили погоны и эполеты с императорским вензелем и аксельбанты.

Присвоение чинов и почетных званий, так же как и назначение на должности, награждение орденами и пр., оформлялось приказами царя по воен., гражд. и придворному ведомствам и отмечалось в формулярных (послужных) списках. Последние были введены еще в 1771, но получили окончательную форму и стали вестись систематически с 1798 в качестве обязательного док-та для каждого из лиц, находившихся на гос. службе. Эти списки являются важным историческим источником при изучении служебной биографии этих лиц. С 1773 стали ежегодно публиковаться списки гражд. чинов (в т. ч. и придворных) I-VIII классов; после 1858 продолжалось издание списков чинов I-III и отдельно IV классов. Издавались и аналогичные списки генералов, полковников, подполковников и армейских капитанов, а также «Список лицам, состоявшим в морском ведомстве, и флота адмиралам, штаб- и обер-офицерам…».

После Февральской революции 1917 система титулования была упрощена. Чины, звания и титулы были упразднены декретом ВЦИК и СНК от 10 нояб. 1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.

Выражение благодарности:

Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.

Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…

Должен выразить начальнику отдела снабжения (свою) благодарность за…

Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность…

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:

Я благодарен вам за то, что…

-(Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…

-(Я) очень (так) благодарен вам!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!

Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

– Моя благодарность не имеет (не знает) границ!

Замечание, предупреждение:

Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)…

К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

Все (вы) обязаны (должны)…

Вам непременно следует поступить так…

Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…

Разрешите предложить вам…

-(Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам…

Я посоветовал бы (предложил бы) вам…

Я советую (предлагаю) вам…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…

-(Не) могу ли я попросить вас…

– (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…

Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:

Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

-(Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

Согласен отпустить вас.

Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете.

При отказе используются выражения:

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.

В настоящее время это (сделать) невозможно.

Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой).

Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.

– Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглашение на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

Вы не меняетесь (не изменились, не стареете).

Время вас щадит (не берет).

Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).

Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.

С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма слагаемого окончательно не установлены, вызывают разногласие, являются больным местом русского речевого этикета.

Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованном в «Комсомольской правде» (24.01.91) за подписью Андрей. Поместили письмо под заглавием «Лишние люди». Приведем его без сокращений:

У нас, наверное, в одной-единственной стране мира нет обращения людей друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй! Мы – никто! Ни для государства, ни друг для друга!

Автор письма в эмоциональной форме, достаточно остро, используя данные языка, ставит вопрос о положении человека в нашем государстве. Таким образом, синтаксическая единица – обращение – становится социально значимой категорией.

Чтобы разобраться в этом, необходимо осмыслить, в чем заключается особенность обращения в русском языке, какова его история.

Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Это – вокативная функция.

Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша), так и названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка), по положению в обществе, по профессии, должности(президент, генерал, министр, директор, бухгалтер), по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение помимо вокативной функции указывает на соответствующий признак.

Наконец, обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица. Особенность таких обращений заключается в том, что они характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, отношение к собеседнику, эмоциональное состояние.

Приведенные слова-обращения используются в неофициальной ситуации, только некоторые из них, например, собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей служат обращениями и в официальной речи.

Отличительной чертой официально принятых обращений на Руси было отражение социального расслоения общества, такой его характерной черты, как чинопочитание.

Не поэтому ли в русском языке корень чин оказался плодовитым, дав жизнь

Словам: чиновник, чиновничество, благочинный, благочиние, чинолюбие, чинопочитание, чиноначалъник, чиноначалъствовать, бесчинный, бесчинствовать, чиноразрушитель, чиногубитель, чинопочитатель, чинокрад, чинно, чинность, подчиниться, подчинение,

Словосочетаниям: не по чину, раздать по чинам, чин чином, большой чин, не разбирая чинов, не чинясь, чин по чину;

Пословицам: Чин чина почитай, а меньшой садись на край; Пуля чинов не разбирает; Дураку, что большому чину, везде простор; Целых два чина: дурак да дурачина; А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты.

Показательны также формулы посвящений, обращений и подписи самого автора, культивировавшиеся в XVIII веке. Например, труд М.В. Ломоносова «Российская грамматика» (1755) начинается посвящением:

Пресветлейшему государю, великому князю Павлу Петровичу, герцогу голстейн-шлезвигскому, сторманскому и дитмарскому, графу олденбургскому и долмангорскому и прочая, милостивейшему государю…

Затем идет обращение:

Пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь!

И подпись:

вашего императорского величества всенижайший раб Михаила Ломоносов.

Социальное расслоение общества, неравенство, существовавшее в России несколько веков, нашло отражение в системе официальных обращений.

Во-первых, существовал документ «Табель о рангах», изданный в 1717–1721 гг., который затем переиздавался в несколько измененном виде. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины. Каждая категория чинов подразделялась на 14 классов. Так, к 3-му классу относились генерал-поручик, генерал-лейтенант; вице-адмирал; тайный советник; гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, гофмейстер, обер-церемонимейстер; к 6-му классу – полковник; капитан 1-го ранга; коллежский советник; камер-фурьер; к 12-му классу – корнет, хорунжий; мичман; губернский секретарь.

Помимо названных чинов, которые определяли систему обращений, существовали обращения ваше высокопревосходительство, ваше превосходительство, ваше сиятельство, ваше высочество, ваше величество, милостивейший (милостивый) государь, государь и др.

Во-вторых, монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия. Для сословно организованного общества характерна была иерархия в правах и обязанностях, сословное неравенство и привилегии. Выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения господин, госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. Вот что пишет по этому поводу Лев Успенский:

Мой отец был крупным чиновником и инженером. Взгляды его были весьма радикальными, да и по происхождению он был «из третьего сословия» – разночинец. Но, если бы ему даже пришла на ум фантазия обратиться на улице: «Эй, сударь, на Выборгскую!» или: «Господин извозчик, вы свободны?» он не возрадовался бы. Извозчик, скорее всего, принял бы его за подгулявшего типа, а то и просто рассердился бы: «Грешно, вам барин, ломаться над простым человеком! Ну какой я вам «господин»? Постыдились бы!» (Комс. пр. 18.11.77).

В языках других цивилизованных стран в отличие от русского существовали обращения, которые использовались как по отношению к человеку, занимающему высокое положение в обществе, так и к рядовому гражданину:мистер, миссис, мисс (Англия, США), сеньор, сеньора, сеньорита (Испания), синьор, синьора, синьорина (Италия), пан, пани (Польша, Чехия, Словакия).

«Во Франции, – пишет Л. Успенский, – и консьержка у входа в дом называет хозяйку-домовладелицу «мадам»; но и хозяйка, пусть без всякого почтения, обратится к своей служащей точно так же: «Бонжур, мадам Вижу!». Миллионер, случайно севший в такси, назовет шофера «мосье», и таксист скажет ему, открывая дверь: «Силь ву плэ, мосье!» – «Пожалуйста, сударь!» Там и это норма» (там же).

После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания. Провозглашается всеобщее равенство. Обращения господин – госпожа, барин – барыня, сударь – сударыня, милостивый государь (государыня) постепенно исчезают. Только дипломатический язык сохраняет формулы международной вежливости. Так, к главам монархических государств обращаются: Ваше величество, ваше превосходительство; иностранных дипломатов продолжают называть господин – госпожа.

Вместо всех существовавших в России обращений, начиная с 1917–1918 гг., получают распространение обращения гражданин и товарищ. История этих слов примечательна и поучительна.

Слово гражданин зафиксировано в памятниках XI века. Оно пришло в древнерусский язык из старославянского языка и служило фонетическим вариантом слова горожанин. И то и другое означало «житель города (града)». В этом значении гражданин встречается и в текстах, относящихся к XIX веку. Так у А.С. Пушкина есть строчки:

Не демон – даже не цыган,
А просто гражданин столичный.

В XVIII веке это слово приобретает значение «полноправный член общества, государства».

Самый занудный титул был конечно у императора.

Кого было принято называть «государь»?

Слово государь в России в старину употребляли безразлично, вместо господин, барин, помещик, вельможа. В XIX веке к царю обращались Всемилостивейший Государь, к великим князьям - Милостивейший Государь, ко всем частным лицам - милостивый государь (при обращении к высшему), милостивый государь мой (к равному), государь мой (к низшему). Слова сударь (также с ударением на второй слог), сударик (дружественное) употреблялись преимущественно в устной речи.

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!». Это неудачная калька с английского языка (Ladies and Gentlemen). По-русски слово господа в равной степени соотносится с формами единственного числа господин и госпожа , а «госпожа» входит в число «господ».

После Октябрьской революции на смену «сударю», «сударыни», «господину», «госпоже» пришло слово«товарищ» . Оно снимало различия по полу (так обращались как к мужчине, так и к женщине) и по социальному статусу (так как к человеку с низким статусом нельзя было обратиться «сударь», «сударыня»). Слово товарищ при фамилии до революции указывало на членство в революционной политической партии, в том числе коммунистов.

Слова «гражданин»/«гражданка» предназначались для тех, в ком пока не видели «товарищей», и по сей день ассоциируются с репортажами из зала суда, а не с Французской революцией, которая ввела их в практику речи. Ну а после перестройки и некоторые «товарищи» стали «господами», и обращение осталось только в коммунистической среде.

источники

http://www.gramota.ru/

Емышева Е.М., Мосягина О.В. — История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.

А я вам еще напомню и кто такие Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -