Биографии Характеристики Анализ

В чем заключается тиранство петр 1. Старт в науке

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

(род. в 1672 г. – ум. в 1725 г.)

Первый российский император, известный своими реформами государственного управления.

27 января 1725 г. Императорский дворец в Петербурге был окружен усиленной стражей. В страшных мучениях заканчивался жизненный путь первого российского императора Петра I. Последние десять суток судороги сменялись бредом и глубокими обмороками, а в те мгновения, когда царь приходил в себя, то от невыносимой боли ужасно кричал. За последнюю неделю, в краткие минуты облегчения, Петр трижды причащался. По его приказу из тюрем были выпущены все арестованные должники и их долги покрыты из царских сумм. Во всех церквах, включая иноверческие, о нем служили молебны. Облегчение не наступало, и 28 января в начале шестого утра император скончался.

Петр был сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Он родился 30 мая 1672 г. От первого брака с Марией Ильиничной Милославской царь имел 13 детей, но из сыновей выжило только двое – Федор и Иван. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. воспитание Петра проходило под присмотром старшего брата, царя Федора, являвшегося его крестным отцом. Для молодого царевича он выбрал в наставники Никиту Зотова, под влиянием которого тот пристрастился к книжкам, особенно к историческим сочинениям. Никита много рассказывал воспитаннику о прошлом Отечества, о славных деяниях предков. Подлинным кумиром для Петра стал царь Иоанн Грозный. Впоследствии Петр говорил о его правлении: «Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и военных делах, но не успел в том столь далеко, как он. Глупцы только те, коим не известны обстоятельства его времени, свойства его народа и величия его заслуги, называют его мучителем».

После смерти в 1682 г. 22-летнего царя Федора резко обострилась борьба за престол двух семейств – Милославских и Нарышкиных. Претендентом на трон от Милославских был слабый здоровьем Иван, от Нарышкиных – здоровый, но младший Петр. По наущению Нарышкиных патриарх провозгласил царем Петра. Однако Милославские не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого погибли многие близкие к Нарышкиным люди. Это произвело неизгладимое впечатление на Петра, повлияло на его психическое здоровье и мировоззрение. На всю жизнь он затаил ненависть к стрельцам и ко всему роду Милославских.

Результатом бунта явился политический компромисс: на трон возвели и Ивана, и Петра, а регентшей (правительницей) при них стала царевна Софья, умная и честолюбивая дочь Алексея Михайловича от первого брака. Петр и его мать никакой роли в жизни государства не играли. Они оказались в своего рода ссылке в селе Преображенском. Петру доводилось принимать участие только в посольских церемониях в Кремле. Здесь, в Преображенском, начались воинские «потехи» молодого царя. Под руководством шотландца Менезиуса из ровесников Петра, в основном представителей знатных родов, был набран детский полк, из которого в начале 90-х гг. выросли два гвардейских полка – Преображенский и Семеновский. В них служили и будущий фельдмаршал М. М. Голицын, и потомок знатного рода Бутурлин, и сын конюха, а в будущем друг и сподвижник Петра, А. Д. Меншиков. Сам царь прошел здесь службу, начиная с барабанщика. Офицерами в полках были в основном иностранцы. Вообще, иностранцы, проживавшие недалеко от Преображенского в Немецкой слободе (Кукуй), приехавшие в страну еще при царе Алексее искатели счастья и чинов, мастера, военные специалисты, сыграли в жизни Петра огромную роль. У них он учился кораблестроению, военному делу, а кроме того, пить крепкие напитки, курить, носить иноземное платье. От них он, можно сказать, впитал пренебрежение ко всему русскому. Наиболее близким к Петру стал швейцарец Ф. Лефорт.

Летом 1689 г. обострилась борьба с Милославскими. Царевна Софья, понимая, что вскоре Петр оттеснит больного Ивана и возьмет бразды правления в свои руки, стала подбивать стрельцов во главе с Шакловитым к бунту. Но эта затея провалилась: стрельцы сами выдали Петру Шакловитого, и тот, назвав под пытками многих своих единомышленников, вместе с ними был казнен. Софью же Петр заточил в Новодевичий монастырь. Так началось его единоличное правление. Иван правил лишь номинально, а после его смерти в 1696 г. Петр стал самодержцем.

В 1697 г. царь в составе Великого посольства из 50 человек под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова отправился за границу. Цель поездки – союз против турок. В Голландии и Англии, работая плотником на верфях, царь осваивал кораблестроение. На обратном пути, в Вене, его застало известие о новом стрелецком бунте. Петр поспешил в Россию, но в дороге узнал, что бунт подавлен, казнено 57 зачинщиков, а 4 тыс. стрельцов сосланы. По возвращении же, считая, что «семя» Милославского не истреблено, царь приказал возобновить следствие. Уже сосланных стрельцов вернули в Москву. Петр лично участвовал в пытках и казнях. Он сам рубил головы стрельцам и заставлял это делать приближенных и придворных. Многих стрельцов казнили по-новому – колесовали. Мстительность царя к роду Милославских не знала предела. Он приказал вырыть гроб с телом Милославского, привезти его на свиньях к месту казни и поставить возле плахи так, чтобы кровь казненных лилась на останки Милославского. Всего же казнено было свыше тысячи стрельцов. Их тела сбросили в яму, куда сваливали трупы животных. 195 стрельцов повесили у ворот Новодевичьего монастыря, а троих – возле самых окон Софьи, и целых пять месяцев трупы не убирали с места казни. В этом страшном деле, да и во многих других Петр по жестокости превзошел своего кумира Иоанна Грозного.

В то же самое время царь приступил к реформам с целью преобразовать Россию по западноевропейскому образцу, превратить страну в абсолютистское полицейское государство. Он хотел «все и сразу». Своими реформами Петр I поставил Россию на дыбы, но сколько людей при этом взошло на дыбу, на плаху, на виселицу! Сколько было забито, замучено… Началось все с культурных новшеств. Обязательным для всех, кроме крестьян и духовенства, стало ношение иностранного платья, армию переодевали в форменную одежду по европейскому образцу, и все, опять-таки кроме крестьян и духовенства, обязаны были брить бороды, причем в Преображенском Петр собственноручно отрезал бороды боярам. С 1705 г. был введен на бороды налог: со служилых и приказных, торговых и посадских людей по 60 руб. в год с человека; с богатых торговцев гостиной сотни – по 100 руб.; с людей низшего звания, боярских людей, ямщиков – по 30 руб.; с крестьян – по 2 деньги каждый раз, когда они входили в город или выходили из него.

Введены были и другие новшества. Поощрялось обучение ремеслам, создавались многочисленные мастерские, на учебу за границу отправлялись юноши из знатных семей, реорганизовывалось городское управление, была проведена реформа календаря, учрежден орден Святого апостола Андрея Первозванного, открылась Навигацкая школа. Для усиления централизации управления государством вместо приказов были созданы коллегии и сенат. Все эти преобразования проводились насильственными методами. Особое место занимали отношения Петра с духовенством. День за днем он вел наступление на самостоятельность церкви. После смерти матери Петр уже не участвовал в религиозных процессиях. Патриарх перестал быть советником царя и был исключен из царской Думы, а после его смерти в 1700 г. управление делами церкви перешло к специально созданному Синоду. И на все эти и другие преобразования накладывался необузданный нрав царя. По словам историка Валишевского: «Во все, что Петр делал, он вносил слишком много стремительности, слишком много личной грубости, и в особенности, слишком много пристрастия. Он бил направо и налево. И поэтому, исправляя, все он портил». Ярость царя, доходящая до бешенства, его глумления над людьми не знали удержу. Он мог с дикой бранью наброситься на генералиссимуса Шейна, а пытавшимся его унять, близким к нему людям, Ромодановскому и Зотову нанести при этом тяжелые раны: у одного оказались перерубленными пальцы, у другого раны на голове; мог избить своего друга Меншикова за то, что на ассамблее во время танцев тот не снял шпаги; мог убить палкой слугу за то, что тот слишком медленно снял шляпу; он мог приказать, чтобы 80-летнего боярина М. Головина заставили голым, в шутовском колпаке целый час сидеть на невском льду за то, что он отказался, одевшись чертом, участвовать в шутовском шествии. После этого Головин заболел и вскоре умер. Так царь вел себя не только дома: в копенгагенском музее Петр изуродовал мумию, потому что ему отказались ее продать для кунсткамеры. Таких примеров можно было бы привести множество.

Петровская эпоха – это время постоянных войн. Азовские походы 1695–1696 гг., Северная война 1700–1721 гг., Прутский поход 1711 г., поход на Каспий 1722 г. Все это требовало огромного количества и людей, и денег. Созданы были огромная армия и флот. Рекрутов зачастую приводили в города закованными в цепи. Многие земли обезлюдели. А вообще за время правления Петра I Россия утратила почти треть населения. Во всем государстве запрещалось рубить большие деревья, а за порубку дуба вообще полагалась смертная казнь. Для содержания армии вводились новые поборы: рекрутный, драгунский, корабельный, подворный и гербовая бумага. Вводились новые оброки: на рыбную ловлю, домашние бани, мельницы, постоялые дворы. В руки казны перешли продажа соли и табака. Даже дубовые гробы были переписаны на казну и продавались затем в 4 раза дороже. Но денег по-прежнему не хватало.

Тяжелый характер Петра отразился и на его семейной жизни. Еще в 16-летнем возрасте мать, чтобы отвадить от Немецкой слободы, женила его на Евдокии Лопухиной, которую он никогда не любил. Евдокия родила ему двоих сыновей: Александра, умершего в младенчестве, и Алексея. После смерти Натальи Кирилловны отношения между супругами резко обострились. Петр даже хотел казнить жену, но ограничился лишь насильственным пострижением ее в монахини в Покровском монастыре в Суздале. 26-летней царице не дали ни копейки на содержание, и она вынуждена была просить денег у родственников. В то же время у Петра в Немецкой слободе были две любовницы: дочь серебряника Беттихера и дочь виноторговца Монса – Анна, которая и стала первой титулованной фавориткой царя. Ей он дарил дворцы, поместья, но когда открылась ее любовная связь с саксонским посланником Кейзерлингом, мстительный Петр отобрал почти все, что подарил, и даже некоторое время держал ее в тюрьме. Злопамятный, но не безутешный любовник, он быстро нашел ей замену. В числе его фавориток были в одно время и Анисья Толстая, и Варвара Арсеньева, и ряд других представительниц знатных родов. Нередко выбор царя останавливался и на простых служанках. В 1703 г. появилась еще одна женщина, сыгравшая особую роль в жизни монарха, – Марта Скавронская, ставшая впоследствии под именем Екатерины Алексеевны женой Петра. После занятия русскими войсками Мариенбурга она была служанкой и любовницей фельдмаршала Б. Шереметева, затем А. Меншикова, который и представил ее царю. Марта приняла православие, родила Петру трех дочерей и сына, Петра Петровича, умершего в 1719 г. Но только в 1724 г. Петр ее короновал. В это же время разразился скандал: царю стало известно о любовной связи Екатерины и Виллема Монса, брата бывшей фаворитки. Моне был казнен, а его голова в банке со спиртом по приказу царя несколько дней находилась в спальне жены.

На фоне этих событий ярко выделяется трагедия сына Петра – Алексея. Страх его перед отцом доходил до того, что он, по совету друзей, даже хотел отказаться от наследства. Петр усмотрел в этом заговор и приказал упечь сына в монастырь. Алексей бежал и укрылся со своей любовницей сначала в Вене, а затем в Неаполе. Но их нашли и выманили в Россию. Отец обещал сыну прощение, если тот назовет имена сообщников. Но вместо прощения Петр отправил его в каземат Петропавловской крепости и повелел начать следствие. За неделю царевича пытали пять раз. При этом присутствовал и сам отец. Чтобы прекратить муки, Алексей оговорил себя: дескать, хотел добыть престол с помощью войск австрийского императора. 24 июня 1718 г. суд, состоявший из 127 человек, единогласно приговорил Алексея к смерти. Выбор казни был отдан на усмотрение царя. О том, как погиб Алексей, известно мало: то ли от яда, то ли от удушения, то ли ему отрубили голову, то ли он умер под пыткой. Однако участники следствия получили награды, звания, деревни. На следующий же день Петр пышно отпраздновал девятую годовщину Полтавской битвы.

С окончанием Северной войны в 1721 г. Россия была провозглашена империей, а сенат удостоил Петра титулами «Отец Отечества», «Император» и «Великий».

Бурная жизнь царя «подарила» ему к 50 годам букет болезней, но больше всего он страдал от уремии. Не помогали и минеральные воды. Последние три месяца Петр в основном провел в постели, хотя в дни облегчения принимал участие в празднествах. В середине января приступы болезни участились. Нарушение функций почек привело к закупорке мочевыводящих путей. Сделанная операция ничего не дала. Началось заражение крови. Остро встал вопрос о престолонаследии, поскольку сыновей царя к этому времени не было в живых. 27 января Петр захотел написать распоряжение о преемстве престола. Ему дали бумагу, но он смог написать всего два слова: «Отдайте все…» Кроме того, у него отнялась речь. На следующий день он скончался в страшных муках. Тело его оставалось непогребенным 40 дней. Оно было выставлено на бархатной, расшитой золотом постели в дворцовой зале, обитой коврами, которые Петр получил в подарок от Людовика XV во время своего пребывания в Париже. Императрицей была провозглашена его жена Екатерина Алексеевна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Петр I Решительно осуждаем А.С.Тер-Оганяном - за недостаток упорства.Ведь он же сначала - юг начал воевать, Азов, Таганрог. И столицу - сначала именно туда хотел перенести!- Так и нужно было стоять на этом до конца! - считает Оганян. - И насколько вся другая была бы

Брюс и Петр Великий Про Брюса не все правду говорят: есть и такие, что привирают многое. Иной пустослов напустит дыму, лишь бы людей обморочить… А доподлинная история про Брюса то из историев история. Подумаешь, до чего роскошный ум был у человека! И шел он по науке, и все

Петр Алейников Он был человеком, которого в зоопарке лизнул (поцеловал, значит) волк!Он был очень любим народом. Никто другой не пользовался такой популярностью, как он, – никто! Желание людей увидеть его у себя дома за столом (если бы только дома!), широкие русские угощения

АЛЕЙНИКОВ Петр АЛЕЙНИКОВ Петр (актер кино: «Встречный» (1932), «Крестьяне» (1935; Петька), «Семеро смелых» (1936; главная роль – поваренок Петя Молибога), «Комсомольск» (1938; комсомолец Петр Алейников), «Трактористы» (Савка), «Шуми, городок» (главная роль – изобретатель Вася Звягин)

Глава I. Петр Великий и тульские кузнецы Петровская эпоха. – Титан-царь и бедная Русь. – Горное дело на Руси до Петра. – Основание первого железного завода. – Заботы Петра о горном деле. – Роль “случайных” людей в истории. – Никита и Акинфий Демидовы. – Детство и

«Был бы жив Великий Петр…» В начале шестидесятых в редакции художественной литературы Лениздата была заведена толстенная тетрадь, на твердой обложке которой значилось: «Амбарная книга». Вскоре эта прозаическая надпись была чуть подправлена. «Амурная книга» – так

Пётр Великий Пётр I Великий – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, родился 30 мая (9 июня) 1672 года, а умер 28 января (8 февраля) 1725 года.Петр взошел на престол в 1682 году, когда ему было всего десять лет, а самостоятельное правление, без помощи регента, Петр

Петр Первый - одна из самых величественных и неоднозначных фигур в истории Российского государства - привлекал к себе внимание многих писателей.

Алексей Толстой не составил исключения. Он обращался к образу Петра неоднократно - в написанном сразу после революции рассказе «День Петра», в пьесе «На дыбе». Углубляясь в петровскую эпоху, Толстой пытался лучше понять современность. Шло время, и взгляды писателя менялись. Если в «Дне Петра» явственно звучит мысль о тщетности отдельной, даже самой незаурядной личности повлиять на ход истории, то в пьесе Петр - трагическая фигура, пытающаяся в одиночку проводить преобразования в России.

Личность Петра была так притягательна для Толстого еще и потому, что по своим политическим взглядам писатель был сторонником укрепления российской государственности. Главным для него было «укрепление русской государственности, восстановление в разоренной России хозяйственной жизни и утверждение великодержавности России», как он писал накануне возвращения из эмиграции в «Открытом письме Н. В. Чайковскому». Толстой не разделял коммунистической идеологии, однако объявил о готовности сотрудничать с коммунистами, так как считал, что единственной политической силой, способной выполнить задачи укрепления России, является большевистское правительство.

Но после возвращения на Родину писатель оказался в трудном положении. Пролетарская критика относилась к нему настороженно, считая чуть ли не контрреволюционером, поэтому «процесс художественного вживания в современность» растянулся на многие годы. И лишь в 1930 году, когда вышла в свет первая книга романа о Петре Первом, в судьбе Алексея Толстого наступил переломный момент. Книга оказалась чрезвычайно актуальной и своевременной, ее пафос преобразования и переустройства жизни как никогда отвечал злобе дня.

В романе Толстого Петр представлен и как человек, и как государственный деятель. Подробно описывая детство, юность, период мужания будущего царя, автор изображает его характер в развитии, отмечая не только положительные стороны личности, но и отрицательные. Толстой старается быть беспристрастным, он описывает немало страшных, кровавых сцен, как, например, стрелецкий бунт, стремясь как можно более точно передать исторический колорит той эпохи, не увлекаясь собственными оценками и не пытаясь судить о поступках персонажей с точки зрения современной ему морали. Рисуя портрет Петра, он избегает идеализации и создает полноценный характер крупного государственного деятеля, озабоченного идеей укрепления и преобразования российского государства.

Толстой постоянно сравнивает Петра с двумя другими персонажами - князем Василием Голициным и шведским королем Карлом XII.

Князь Василий Голицын - человек с европейским образованием, прогрессивно мыслящий, прекрасно понимающий, что без реформ Россия развиваться не может. Он полон проектами преобразования, однако до их реализации дело не доходит - Голицыну не хватает государственной воли. Неудача Крымского похода показала отсутствие у него также полководческого таланта.

Карл XII - человек иного склада, иного характера. Его отвагой, удачливостью и воинскими подвигами восхищается вся Европа. Воля Карла в состоянии преодолеть любые преграды, но молодому королю откровенно не хватает государственного мышления; все его мысли о себе, о собственной славе.

Петр Первый выгодно отличается от них обоих. Он талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, и его способности направлены во славу России, а не на возвышение собственной личности. Петр упорен в достижении цели и не теряет присутствия духа при временных поражениях. Он из тех людей, которые

учатся на своих и чужих ошибках. Так, он вынес хороший урок из первоначальных неудач в Северной войне, и под его руководством русская армия постепенно стала сильнейшей в Европе.

Одним из несомненных талантов Петра было умение заметить и выделить среди прочих людей неординарных, деловых, тех, на кого он мог опереться в своем многотрудном деле. При его выборе принадлежность к знатному роду не давала никаких привилегий. «Знатность по годности считать» - такое правило ввел молодой царь. Он мог возвысить и приблизить к себе сына мелкого торговца и разжаловать тех, кто ни на что не был способен. В этом плане показательна судьба боярина Буйносова, полностью доказавшего свою неспособность вести государственные дела и завершающего свою карьеру в должности царского шута.

С другой стороны, есть целая группа персонажей, которые достигают успеха и благополучия, опираясь лишь на собственные силы. Таково, например, семейство Бровкиных. Иван стал негоциантом, Алеша - подполковником русской армии, Санька покорила Париж. Разумеется, нельзя не упомянуть и Александра Меншикова - самого яркого среди «восходящих» персонажей. Мальчишкой он торговал пирогами, а позже стал первым помощником Петра. Постепенно Меншиков вырастает до крупного государственного деятеля, полководца и дипломата. Это тип идеального исполнителя, несмотря на то, что он не без грешка и иногда бывает нечист на руку. Петру приходится его сурово наказывать, но тем не менее Меншиков остается царевым любимцем.

В романе очень много талантливых людей: это и художник-самоучка Андрей Голиков, мастеровой Кузьма Жемов, кузнец Кондрат Воробьев. Толстой убежден в талантливости русского человека, и царь Петр в своих реформах опирался прежде всего на эту черту национального характера.

Но автор не приукрашивает реальную жизнь и характер персонажей, стремясь к наиболее полному отражению исторической правды. То, что Петр часто отвечал жестокостью на жестокость, «варварскими средствами» боролся против варварства, показано в романе очень убедительно.

Не будем забывать, что строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни и преследования старообрядцев - все это тоже деяния Петра.

Таким образом, фигура Петра весьма противоречива, и его нельзя оценивать однозначно положительно. Разумеется, он - созидатель. Но он и тиран, ведь историческая необходимость не может оправдать преступление, а идея государственности не может быть поставлена выше человеческой жизни.


Петр I – одна из наиболее ярких и неоднозначных фигур в русской истории, она до сих пор вызывает споры среди историков относительно результатов и методов правления. Реформы Петра носили противоречивый характер: с одной стороны он стремился продвинуть Россию по пути прогресса, с другой делал это варварскими методами, ценой огромных жертв и страданий народа.

Петр Великий своими реформами способствовал развитию всех сторон жизни общества. Он развивал промышленное производство в экономике, строя мануфактуры, проводил политику протекционизма, то есть поддержки отечественного производства путем введения высоких ввозных пошлин. Кроме того был составлен торговый устав, перенесен порт из Архангельска в Санкт-Петербург. Изменения произошли и в военной области. Реорганизация армии, введение рекрутских наборов, создание военных учебных заведений и уставов, строительство флота привели к тому, что Россия стала империей, с которой несомненно не могли не считаться в Европе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Модернизация системы управления (создание Сената, коллегий, деление страны на губернии) укрепили светскую власть в России и единовластие самодержца.

В то же время, знакомясь с европейскими достижениями во время Великого посольства 1697-1698 гг. Петр остался равнодушен к идеям парламентаризма, так как считал, что в России они неприемлемы. Он управлял страной сугубо диктаторскими методами, вызывая протест в разных слоях общества. Неоднократно вспыхивали восстания: Архангельское (1705–1706), Башкирское (1704–1711), восстание К. Булавина (1707–1708). Против отца выступил и царевич Алексей, за что был казнен. Красивейший город России, «парадиз» Петра – Санкт-Петербург был фактически построен на костях, так как при его строительстве погибло свыше ста тысяч человек. Беспощадно ломались традиции, народные устои, складывающиеся веками. Все эти жертвы были ради достижения главной цели – создания великой России.

П.Н. Милюков считал, что реформы проводились Петром как попало, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, что только «ценой разорения страны Россия была возведена в ранг европейской державы». Известный историк С.М. Соловьев думал иначе. Он считал, что появление царя-реформатора было предопределено самой историей: «...народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя, и вождь явился».

Таким образом можно сделать вывод, что в начале XVIII в. Россия нуждалась в реформах, в противном случае она так и осталась бы отсталой страной. Реформы всегда вызывают недовольство в обществе, и справиться с сопротивлением могла только сильная, цельная личность.

Обновлено: 2018-02-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема урока: Петр 1: тиран или Великий реформатор.

Цели:

1. закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи, разобраться в различных точках зрения на роль Петра1 в российской истории и проведенные им реформы.

2. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, устных публичных выступлений, формировать культуру речи.

3. Стимулировать учащихся к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных мероприятиях; воспитывать уважительное отношение к прошлому страны.

Тип урока: ролевой (игровой) проект.

Жанр урока: урок-суд.

Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод, метод проблемного изложения.

Форма обучения : групповая.

Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология проектной деятельности.

Оборудование урока: картинная галерея портретов Петра1.

Опережающее задание:

Составить выступление (2 – 3 мин.) от имени реального исторического лица или условных персонажей противоположных по своему отношению к личности Петра1.

План

1. Вступительное слово преподавателя.

На протяжении всей истории со времен Петра Великого идут споры о личности и деяниях императора. Одни историки видели в нем сильную личность, проводившую прогрессивные реформы, другие считали, что прервав традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, он навязал России чуждый и губительный путь развития. Нет однозначной оценки его личности, так же как и его преобразований.

Причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники Петра восхваляли его, считали его дела великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»). А противники реформ называли царя антихристом, явившимся на землю для уничтожения христианского мира.

Противоречивость оценок личности Петра1 и его деяний сохранилась до сих пор. Возникает вопрос: Каким же был Петр1? В чем он был прав и в чем он был виноват? Чтобы ответить на эти вопросы мы проведем сегодня урок-суд современности на Петром1 и попытаемся ответить на главный вопрос:

Кем же был Петр1 - тираном или великим реформатором?

2. Интерактивная часть урока.

Преподаватель объявляет действующие лица:

Судья

Прокурор

Адвокат

Секретарь суда

Присяжные заседатели

Свидетели обвинения

Свидетели защиты

Ход судебного процесса.

Судья: Слушается дело о Петре1, русском царе с 1682 г. по 1725 г.

Обвинение представляет прокурор –

Защиту осуществляет адвокат –

Секретарь суда –

Дело слушается с участием присяжных заседателей.

Председатель суда –

Секретарь зачитывает справку об обвиняемом.

(возможны варианты, например: Петр Алексеевич Романов, родился 30 мая 1672 года, дата смерти – 28 января 1727 года. Русский царь из династии Романовых (с 1682 г.), единодержавный правитель с 1696 г., российский император с 1721 г.и т.д.

Судья: Начинаем судебное слушание. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: До Петра1 Россия развивалась естественным путем. Мы обвиняем Петра Алексеевича в том, что он разрушил своеобразный, самостоятельный русский мир, обладающий своими традициями, своей культурой, своими духовными ценностями. Он виновен в том, что слишком жестокими методами обновлял Россию, насаждал в стране западноевропейские обычаи, изменил облик русского человека. Все его преобразования реакционны и заимствованы у Запада. Еще он виновен в том, что разрушил религиозные традиции России, что трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.

Судья: (обращаясь к адвокату) Какова Ваша позиция по выдвинутому обвинению?

Адвокат: Входе судебного следствия мы готовы опровергнуть позицию обвинения и доказать, что наш подзащитный не виновен в предъявленном ему обвинении.

Судья: Приступаем к допросу свидетелей. Прошу секретаря пригласить свидетеля со стороны обвинения.

Секретарь по очереди приглашает свидетелей.

(возможны различные варианты типажей свидетелей)

Первый свидетель со стороны обвинения – крестьянин Ванька Косой.

Я, Ванька Косой, из Архангельской губернии был отправлен на строительство новой причуды царя – г.Петербурга. Вместе со мной еще кучу мужиков из нашей деревни отправили. Приказали в котомку инструменты плотницкие положить, да еды какой-нибудь на дорогу и пешком идти в далекие края, где приказом царя город строить начали. Люди добрые, ведь как обычно города в старину возникали? Понравилось место сразу многим людям, чтоб река, да берег высокий, сухой; собираются они по доброй воле и желанию и строят дома, принимаются за разные ремесла. А тут сплошь болота, трясина, гнус, который живьем сжирает – никто добровольно на таком месте не поселится. Поселили нас в бараки как скотину по 200 – 300 мужиков, еда как помои, да работа от зари до зари. Ведь царь – это отец наш, о народе своем должен думать. А тут на прихоть царя людишек тьму согнали, а сгубили без счета, на костях наших тот город рос. Не царь это, а антихрист, душегуб. Не зря мужики толковали, что царь не настоящий, что подменили его, когда за границей был, и вернулся в Россию под именем Петра антихрист, чтоб мир христианский изничтожить.

Второй свидетель со стороны обвинения – боярин Матвей Милославский.

Род наш древний, от Рюриковичей свой счет ведет. Традиции предков наших всегда мы почитали и жили по Закону божьему. А что теперь? Стыд и срам. Порушил царь вековые традиции. Приказал бороды брить, платье немецкое носить: кафтан короткий, порты узкие, шляпы шутовские треугольные, волосы свои природные под чужими, накладными прятать.А еще сына-недоросля моего на учебу удумал царь послать за границу, а пока не выучиться жениться ему не позволено. Где же это видано, чтобы дите из отчего дома на чужбину отправляли? И прок то от этой учебы? Нам, Милославским трудиться не пристало. А еще царь приказал на Ассеблеи с женой да дочерьми взрослыми являться, а им в платья позорные как девкам гулящим одеваться Заставил из Москвы старинной перебираться в новый свой град, а место это гиблое, проклятое, как же там жить? А начало всем бесчинствам сам Петр положил: колокола со святых церквей поснимал, да на пушки переливал; на иноземке безродной женился, сам табак курит. Ждет его за все это кара божья и проклятие людское.

Третий свидетель со стороны обвинения – вдова стрельца Марфа.

Мой муж, стрелец Василий Найденов, верой и правдой службу нес, во многих походах участвовал, при взятии Азова ранен был, но ни почестей, на наград, ни чинов не получил. Семья наша большая, семеро детишек отца месяцами не видели. Что на бунт стрельцы пошли, так их понять можно: денежное довольствие не выплачивалась, служба – тяжелая. Так не стал царь разбираться, а замыслил их наказать жестоко. В Преображенском камеры пыточные устроили. Моего Василия с другими стрельцами пыткам страшным подвергали. А потом, с другими бабами, узнали мы, что мужей наших на казнь в Москву погонят. Кинулась я в Преображенское, чтоб мужа хоть глазком увидеть, чтоб попрощаться с ним по-человечески. Страшное я увидела: когда вели стрельцов мимо окон государева дворца, Петр выскочил на улицу и приказал рубить головы прямо на дороге, сам нескольким собственнолично отрубил, с трудом его успокоили. Я за колонной с другими бабами шла, все Василия хотела углядеть. Так и не простились по-христиански. Казнили его в Москве на Лобном месте. Сама видела, как царь лично головы рубил, да еще из толпы желающим предлагал за палача потрудиться. Страшный он человек, проклинаю его.

Прокурор

Ваша честь! Прошу приобщить к делу дополнительные материалы, из которых видны масштабы казни: было казнено более 1 тысячи человек, около 600 – после пыток были отправлены в Сибирь. Царь не пощадил даже родной сестры, которую после пыток отправил в Новодевичий монастырь, где её насильно постригли в монахини. И собственного сына, царевича Алексея, заподозрив в измене, приказал заключить в Петропавловскую крепость, где он и умер после мучительных пыток.

После показаний свидетелей со стороны обвинения секретарь вызывает по очереди свидетелей со стороны защиты.

Первый свидетель со стороны защиты – архитектор Доменико Трезини.

Я, Доменико Трезини, родился в Швейцарии в 1670 году, архитектурному делу учился в Италии. Чтобы прокормить семью искал работу в разных странах. Работал каменщиком в Дании и там русский посол набирал разных специалистов на службу русскому царю Петру. Мне повезло, так как требовались специалисты по фортификационным сооружениям. Я подписал договор как мастер по строительству каменных крепостей с жалованием 1000 рублей в год (по тем временам – огромные деньги) Я предполагал поработать в России один год, а прожил в Петербурге 31 год и Россия стала для меня родной страной. Я считаю Петра1 великим императором. Я поражался его планам и мечтам о городе, который он начал строить на Неве среди болот и воды. Меня называют первым архитектором Петербурга, а настоящим первым архитектором города был сам Петр1. И еще Петр был очень прост в обращении с людьми. Разве мог я представить себе, что царь станет крестным отцом моего сына? И еще я проектировал Дворец в Летнем саду для Петра1. Так главным условием со стороны царя была простота. В отличии от шикарного Дворца Меньшикова Летний дворец Петра 1 выглядит как небольшое, двухэтажное, скромное здание, потому что Петр никогда не стремился к личной роскоши, а думал о государстве. Он – великий император и навсегда останется в истории.

Второй свидетель со стороны защиты – князь Меньшиков.

Я, Александр Данилович Меньшиков, 1672 г. рождения свидетельствую, что Петр 1 - великий преобразователь, жизнь свою положивший на то, чтобы Россия стала могущественным государством. Давайте вспомним его дела: он создал новую армию, построил военный и торговый флот, способствовал бурному росту мануфактур и заводов, Россия начала продавать металл Европе, Был построен Санкт-Петербург, который стал столицей обновленной России; по приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты;. Был основан первый в стране музей – Кунсткамера; учреждена Академия наук, открыты школы и училища, При Петре Россия стала могущественной европейской страной.

Я. Александр Данилович Меньшиков – российский генералиссимус, светлейший князь, а мой отец был простым конюхом, я сам в детстве пирожками торговал, в нищите жил. Петр дал дорогу многим незнатным людям, ставя на первое место не «породу», а способности. Про таких как я говорят «из грязи – в князи», и таких как я много. Приняв «Табель о рангах», Петр установил порядок государственной службы, когда заслуги и выслуга лет ставились выше родословной, а достижение седьмого класса автоматически давало статус потомственного дворянства.

А что касается жестокости царя, так и время было жестокое, Все новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Нужно судить по результатам.

Третий свидетель со стороны защиты – дочь боярина Морозова.

Я, Анастасия, дочь боярина, могу прилюдно говорить в суде. И все это благодаря Петру1. Еще недавно нам, девушкам не разрешалось показываться без надобности на чужих людях, мы должны были жить затворницами, в своей светелке сидеть, рукоделием заниматься и ждать, когда батюшка жениха подходящего выберет. Могло так получиться, что избранника своего я только на свадьбе и увидела бы, а люб он мне или нет – никто и спрашивать не будет.

Теперь, благодаря царю Петру начались другие времена. Приказал царь боярам на Ассамблеи жен и взрослых дочерей приводить и чтобы одеты все были по моде немецкой и с кавалерами могли беседы вести, и танцы иноземные умели танцевать. Вот и пришлось нашему батюшке, чтобы перед царем не посрамиться, учителя танцев для нас с сестрами нанять и наряды из Европы заказать.

Еще царь издал указ, по которому запрещено теперь замуж насильственно выдавать, без согласия жениха или невесты. Предписано,что сначала должно обручение пройти, чтобы жених с невестой познакомились, лучше узнали друг друга. Между обручением и венчанием срок должен быть не меньше шести недель, а если не слюбится, то невеста имеет право расторгнуть обручение. Я теперь замуж смогу пойти за любимого человека, а не за того, кого батюшка выберет.

Судья объявляет о переходе к прениям сторон. Слово предоставляется обвинителю.

Прокурор

Пётр 1 посвятил свою жизнь преобразованиям государства, но был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека. При нём налоги на душу населения выросли в 3 раза, а цена реформ, выраженная в человеческих жизнях, равна седьмой части населения. Считаю, что все предъявленные ему обвинения в судебном процессе были доказаны и прошу присяжных вынести Петру Алексеевичу Романову обвинительный приговор и признать его тираном, потому что никакие, даже правильные цели, не могут быть оправданы теми жертвами, которые принесены страной и народом для их достижения.

Судья

Заключительное слово предоставляется адвокату.

Адвокат

Преобразования, которые проводил Пётр Алексеевич Романов, ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы. В России ни до Петра, ни после Петра, ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватывали бы все сферы жизни общества и государства. Его деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков. А что касается масштабов жертв, прошу присяжных учесть какой была международная обстановка в конце 17 – начале 18 века, какова была российская действительность того времени и те ограниченные временные рамки, отведённые Петру на преобразования.

Судья

Прения сторон считаю законченными. Прошу присяжных заседателей вынести вердикт.

Староста присяжных

Ваша честь! Присяжные заседатели не смогли прийти к единому мнению по рассматриваемому делу и поэтому суд присяжных не может вынести вердикт о виновности или невиновности Петра Алексеевича Романова.

Судья

В связи с отсутствием вердикта присяжных, слушание дела переносится с открытым сроком нового слушания.

Заключительное слово учителя

Подводя итоги нашего урока, можно сделать вывод, что вердикт суда символичен. Есть известное выражение Сократа, что “Самый справедливый суд – это история: она рано или поздно все расставляет по своим местам”. К Петру I, и как к человеку, и как к политику, не однозначно относились еще его современники. Одни его боготворили, другие видели в нем зло. Но то, что Петр I сделал для России за свою короткую жизнь, а он прожил 53 года, вызывает только уважение. Россия превратилась в великую европейскую державу, и Сенат в 1721 году за особо выдающиеся заслуги присвоил Петру титулы Императора, Великого и Отца Отечества. Кстати, в СССР, улицы во многих городах носили названия “Петра Великого”. А несколько лет назад для издания энциклопедии “Сто человек, которые изменили ход истории” был проведен опрос в разных странах. Называли имена Аристотеля, Александра Македонского, Наполеона, Чингисхана, Конфуция, Коперника, Рузвельта и еще тысячи имен политиков, ученых, промышленников, полководцев, но среди всех этих имен вписали имя Петра I, Российского Императора. Мы с вами живем в городе, который является живым воплощением замысла Петра I. Каждый из вас, наверно, назовет что-то связанное с именем Петра I. Но в 21 веке он заставляет нас еще и размышлять: “Все прожекты зело исправны быть должны, дабы Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю’’. Кому можно адресовать эти слова? И прав был А.М. Горький, когда писал: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать – необходимо!”

3. Заключение.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Представленные перед вами портреты Петра1 были написаны разными авторами и в разное время. Через свои работы художники выразили и свое видение личности Петра1. Напишите мини-сочинение на тему « Петр1 глазами художника ……» (одна из представленных работ по выбору).