Биографии Характеристики Анализ

В душном воздухе молчанье как предчувствие грозы.

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…

Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…

Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!

Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..

Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..

Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Наблюдение за «раскатами молодыми» майских гроз и веселым «грохотом летних бурь» — излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение «избытка жизни», формула которого смоделирована в произведении «Сияет солнце, воды блещут…».

Темы и настроения, характерные для тютчевского творчества, нашли отображение в стихотворении 1835 г., композиция которого разделяет текст на два эпизода. Первый из них посвящен природной зарисовке и впечатлениям героя, оформленным в виде философского обобщения. Вторая часть написана в форме обращения к лирическому «ты», юной деве.

Тишина и духота, в окружении которых обостряются цветочные ароматы и кажется резким негромкое жужжание насекомых, — категории, организующие художественное пространство зачина. Они рождают «предчувствие грозы», которое подтверждается акустическим образом грома, возникающим в начале второго катрена. Изображение молнии, подтверждающее справедливость догадок лирического субъекта, завершает летний пейзаж. Яркая метафора с антропоморфным значением «небо опоясалось» предваряет вывод: чувство переполнения жизнью, сконцентрированное «в знойном воздухе», сравнивается с «божественным напитком», волнующим человеческую кровь.

Череду риторических восклицаний сменяют настойчивые вопросы, адресованные лирическому «ты». В тексте двух катренов, детализирующих эмоции героини, лексическая анафора «что» повторяется пять раз. Внимательный и сострадательный собеседник описывают эмоции девушки, однако причина, вызвавшая беспокойство, тоску и страх, остается неизвестной. Оставив расспросы, лирический субъект концентрируется на внешнем проявлении чувств — плаче. И в этом случае побеждает неопределенность: финальная дилемма, уподобляющая слезы дождевым каплям, не разрешается.

Женский образ, погруженный в загадочный мир природы и близкий ему, появляется в произведении «Восток белел. Ладья катилась…», датированном тем же периодом. Молитва юной героини — своеобразный момент истины: ликующее небо, отражающееся в глазах, и «капли огневые» слез свидетельствуют о причастности к тайнам неземных сфер.

«В душном воздуха молчанье…» Фёдор Тютчев

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…

Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…

Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!

Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..

Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..

Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Анализ стихотворения Тютчева «В душном воздуха молчанье…»

Наблюдение за «раскатами молодыми» майских гроз и веселым «грохотом летних бурь» - излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение «избытка жизни», формула которого смоделирована в произведении « »

Темы и настроения, характерные для тютчевского творчества, нашли отображение в стихотворении 1835 г., композиция которого разделяет текст на два эпизода. Первый из них посвящен природной зарисовке и впечатлениям героя, оформленным в виде философского обобщения. Вторая часть написана в форме обращения к лирическому «ты», юной деве.

Тишина и духота, в окружении которых обостряются цветочные ароматы и кажется резким негромкое жужжание насекомых, - категории, организующие художественное пространство зачина. Они рождают «предчувствие грозы», которое подтверждается акустическим образом грома, возникающим в начале второго катрена. Изображение молнии, подтверждающее справедливость догадок лирического субъекта, завершает летний пейзаж. Яркая метафора с антропоморфным значением «небо опоясалось» предваряет вывод: чувство переполнения жизнью, сконцентрированное «в знойном воздухе», сравнивается с «божественным напитком», волнующим человеческую кровь.

Череду риторических восклицаний сменяют настойчивые вопросы, адресованные лирическому «ты». В тексте двух катренов, детализирующих эмоции героини, лексическая анафора «что» повторяется пять раз. Внимательный и сострадательный собеседник описывают эмоции девушки, однако причина, вызвавшая беспокойство, тоску и страх, остается неизвестной. Оставив расспросы, лирический субъект концентрируется на внешнем проявлении чувств - плаче. И в этом случае побеждает неопределенность: финальная дилемма, уподобляющая слезы дождевым каплям, не разрешается.

Женский образ, погруженный в загадочный мир природы и близкий ему, появляется в произведении « », датированном тем же периодом. Молитва юной героини - своеобразный момент истины: ликующее небо, отражающееся в глазах, и «капли огневые» слез свидетельствуют о причастности к тайнам неземных сфер.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.