Биографии Характеристики Анализ

В какой стране родился беллинсгаузен. Первооткрыватель антарктиды

Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen; 9 (20 сентября) 1778, остров Эзель - 13 (25 января) 1852, Кронштадт) - знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды . Происходит из остзейских немецких дворян.

Биография

Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию. Окончив корпус в 1797 году, он в чине мичмана служил на кораблях Ревельской эскадры в Балтийском море.

В 1803-1806 годы Беллинсгаузен принял участие в кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это плавание было отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтийском флоте. В 1810 году его перевели ".. на Черноморский флот, где он командовал фрегатом "Минерва", а затем фрегатом "Флора"". За время службы на Черном море Беллинсгаузен проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья, провел ряд астрономических наблюдений, точно определил координаты главнейших пунктов побережья. Таким образом, к руководству экспедицией Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем.

Открытие Антарктиды

Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева . Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.

Экипаж "Востока" состоял из 117 человек. Экипаж "Мирного" - из 73 человек. "Все офицеры и чиновники... были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами".

Шлюпы "Восток" и "Мирный", на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.

Ледяной берег желанного Южного материка увидели впервые в истории человечества русские моряки - спутники Беллинсгаузена и Лазарева 16 января 1820 года. Но вид берегов был слишком необычен. Туман и снег помешали морякам определить, что находится дальше, за бугристыми льдами. Это, по-видимому, и заставило тогда Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ним материк. 16 января 1820 года шлюпы достигли самой южной точки за первый год плавания - 69°25" южной широты и 2° 10" западной долготы.
В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступавшего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули на юг.

К исходу января "Восток" и "Мирный" выбрались на чистую воду, а уже 2 февраля Беллинсгаузен вновь отдал распоряжение изменить курс.

Вечером следующего дня шлюпы в третий раз пересекли Южный полярный круг.
В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщал на родину: "Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку".

Русские моряки видели ледяные берега Южного материка и 16, и 21 января, и 5-6 февраля 1820 года, но они решили еще раз убедиться в том, что открыли материк, хотя и Беллинсгаузен, и Лазарев, и их спутники были твердо убеждены в том, что перед ними земля.

4 марта 1820 года на 90° восточной долготы Беллинсгаузен повернул к берегам Австралии. Несмотря на очевидную опасность раздельного плавания кораблей (в случае гибели одного корабля второй не мог бы прийти на помощь его экипажу), Беллинсгаузен и Лазарев все же решились на это, чтобы осмотреть возможно большее пространство океана. Шлюпы взяли курсы, параллельные курсам, которыми некогда шли корабли Кука "Резольюшен" и "Эдвенчер". "Мирный" пошел на 5-3° южнее пути "Эд-венчера", Лазареву надлежало разрешить одну географическую загадку: попытаться отыскать остров Компании, якобы виденный испанскими мореплавателями.

30 марта 1820 года на 132-е сутки после выхода из Рио-де-Жанейро "Восток" бросил якорь в Порт-Джексоне. Через семь суток сюда же благополучно прибыл и "Мирный", экипаж которого удостоверился в том, что остров Компании существовал лишь в воображении его "открывателей".

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Основные события

Открытие Антарктиды

Вершина карьеры

Орден Владимира I ст., орден Белого орла, орден Святого Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему, орден Святого Георгия IV степени

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, (нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen ; 20 сентября 1778 - 25 января 1852(73 года)- российский военно-морской деятель, мореплаватель, адмирал (1843). В 1803-1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна . Вернувшись в Россию, служил на Балтийском и Черноморском флотах. В 1819-1821 гг. возглавлял на шлюпах «Восток» и «Мирный» кругосветную экспедицию, во время которой 28 января 1820 г. был открыт «льдинный материк» - Антарктида и ряд островов в Тихом океане.

Биография

Детство

С раннего детства хотел связать свою жизнь с морем: "Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря". В 1789 поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. Стал гардемарином и в 1796 совершил плавание к берегам Англии.

Служба до кругосветного плавания

В 1797 стал мичманом - получил свой первый офицерский чин. В 1803-1806 Беллинсгаузен служил, который вошел в состав экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, совершившей первое русское кругосветное плавание.
Способности Беллинсгаузена были замечены командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим его Крузенштерну , под руководством которого в 1803-1806гг., на корабле "Надежда", Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание, составив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».
В 1810-1819 командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях.

Кругосветное плавание. Открытие Антарктиды

Маршрут Беллинсгаузена и Лазарева Из «Атласа истории географических открытий и исследований». 1959 г.

При подготовке второго русского кругосветного плавания, организованного с одобрения императора Александра Первого, Крузенштерн рекомендовал сделать Беллинсгаузена её руководителем. Главная цель похода обозначалась морским министерством как чисто научная: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о земном шаре».

Летом 1819 капитана 2-го ранга Фаддей Фаддеевича Беллинсгаузена назначили командиром парусного шлюпа «Восток» и начальником экспедиции для открытия шестого материка. Вторым шлюпом - «Мирный», командовал молодой ещё тогда лейтенант Лазарев Михаил.

Выйдя 4 июня 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг и, обогнув юго-западный берег острова Новая Георгия, открытого Куком, около 56° ю. ш. открыл 3 острова маркиза де Траверсе, осмотрел южные Сандвичевы острова, пошёл к востоку по 59° ю. ш. и два раза отправлялся далее на юг, насколько позволяли льды, достигнув 69° ю. ш.

«Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

В январе 1820 корабли экспедиции подошли к берегу Антарктиды и был исследован прибрежный ледяной шельф по пути на восток. Так был открыт новый континент, который Беллинсгаузен назвал “ледяным”. Открыли Антарктиду приблизившись к ней в точке 69° 21" 28" ю. ш. и 2° 14" 50" з. д. (район современного шельфового ледника), 2 февраля с кораблей во второй раз видели побережье. А семнадцатого и восемнадцатого февраля, экспедиция подошла к берегу почти вплотную.

После этого, в феврале и марте 1820, корабли разделились и отправились в Австралию (Порт-Джексон, сейчас это Сидней) по водной глади Индийского и Южного океанов (55° шир. и 9° долг.), ещё никем не посещённым. Из Австралии шлюпы экспедиции отправились в Тихий океан, где были открыты ряд островов и атоллов (Беллинсгаузена, Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и другие), другие посетили(Остров Великого Князя Александра), когда вернулись в Порт-Джексон.

В ноябре корабли экспедиции вновь пошли в южнополярные моря, посетив остров Маккуори под 54° ю. ш., к югу от Новой Зеландии. От него экспедиция отправилась прямо на юг, затем к востоку и три раза пересекла Полярный круг. 10 января 1821 под 70° ю. ш. и 75° з. д. мореплаватели наткнулись на сплошной лёд и вынуждены были отправиться на север, где были открыты между 68° и 69° ю. ш. остров Петра I и берег Александра I, после этого пришли к островам Новой Шотландии. В августе 1821, после 751-дневного похода экспедиция вернулась в Кронштадт.

Значение экспедиции

Плавание Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Ещё в 70-х годах XVIII века, знаменитый Кук первым достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, заявил невозможным дальнейшее проникновение на юг. Ему поверили на слово, и сорок пять лет не было походов в южнополярные широты.

Беллингсгаузен сумел доказать ошибочность этого мнения и сделал очень много для исследования южнополярных стран посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших шлюпах, не приспособленных для плавания во льдах.

Также, Беллинсгаузен пытался найти возможность прохода в реку Амур морских кораблей. Попытка была неудачной. Он не смог обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме того из-за погоды не получилось развеять ошибочное мнение Лаперуза о том, что Сахалин является полуостровом.

Всего, за 751 день плавания экспедиции, были открыты 29 островов и 1 коралловый риф в Тихом и Атлантическом океанах. Было пройдено 92.000 км. С собой экспедиция привезла ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

После кругосветного плавания

По возвращении из плавания Беллинсгаузен был произведён в чин капитана 1-го ранга, через два месяца в чин капитан-командора и награждён «за беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний» орденом Св. Георгия IV степени. В 1822-1825 годах командовал 15-м флотским экипажем, а затем был назначен генерал-цейхмейстером морской артиллерии и дежурным генералом Морского министерства. В 1825 году награждён орденом Св. Владимира II степени.

После восшествия на престол императора Николая I Беллингсгаузен был назначен членом комитета для образования флота и в 1826 году произведён в чин контр-адмирала.

В 1826-1827 году командовал отрядом судов в Средиземном море.

Командуя Гвардейским экипажем, Фаддей Фаддеевич участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 и за отличие при взятии Мессеврии и Инады был награждён орденом Святой Анны I степени.

6 декабря 1830 года произведён в чин вице-адмирала и назначен начальником 2-й дивизии Балтийского флота. В 1834 году пожалован орденом Белого орла.

В 1839 году заслуженный моряк был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным генерал-губернатором Кронштадта. Ежегодно на время морской кампании Беллингсгаузен назначался командующим Балтийским флотом, за свои заслуги в 1840 году награждён орденом Св. Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему. В 1843 году произведён в чин адмирала и в 1846 году награждён орденом Св. Владимира I степени.

Умер в Кронштадте в возрасте 73 лет.

В 1870 г. ему воздвигли памятник в Кронштадте.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Во время поисков лидера второй русской кругосветки Крузенштерн рекомендовал капитана 2-го ранга Беллинсгаузен следующими словами: "Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном."

Влияние на потомков

Книга Беллинсгаузена: "Двукратные изыскания в южно-полярном океане и плавание вокруг света" (СПб., 1881) не потеряла актуальности до сих пор, хотя уже стала редкой.

Увековечивание памяти (памятники, места и т.п. названные именем героя и т.п.)

  • Именем Беллинсгаузена названы:
  • Море Беллинсгаузена в Тихом океане,
  • мыс на Сахалине
  • остров в архипелаге Туамоту,
  • острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых,
  • ледник Беллинсгаузена,
  • лунный кратер
  • научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктиде.
  • В 1870 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
  • Барельеф на станции метро Адмиралтейская в городе Санкт-Петербург.
  • Изображен на почтовой марке Венгрии 1987 года.
  • Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852), российский военно-морской деятель, мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды.

    Родился на острове Эзель (ныне - остров Сааремаа, Эстония) 9 сентября 1778 в семье остзейских дворян. С детства мечтал стать моряком, написав о себе: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».

    Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря.

    Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

    В 1789 поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. Стал гардемарином и в 1796 совершил плавание к берегам Англии. Успешно ходил по Балтике на судах Ревельской эскадры, в 1797 произведен в мичманы (первый офицерский чин). Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена И.Ф.Крузенштерну.

    В 1803-1806 Беллинсгаузен служил на корабле «Надежда», участвовавшем в экспедиции Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, которая совершила первое русское кругосветное плавание. В этом путешествии им были составлены и выполнены графически почти все карты, вошедшие в Атлас к путешествию вокруг света капитана И.Ф.Крузенштерна.

    В 1810-1819 командовал корветом и фрегатом на Балтийском и Черном морях, где также проводил картографические и астрономические исследования.

    При подготовке новой кругосветной экспедиции Крузенштерн рекомендовал в качестве ее руководителя ставшего уже капитаном 2-го ранга Беллинсгаузена: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с ним». В начале 1819 Беллинсгаузен был назначен «начальником экспедиции для поисков шестого континента», организованной с одобрения Александра I.

    В июне 1819 шлюпы «Восток» под командованием Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием молодого морского лейтенанта М.П.Лазарева покинули Кронштадт. 2 ноября экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен направился на юг. Обогнув юго-западный берег острова Новой Георгии, открытого Куком (около 56 градусов южной широты), он осмотрел южные Сандвичевы острова. 16 января 1820 корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному «льдинному материку». Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды в это лето экспедиция исследовала прибрежный шельф открытого шестого континента, несколько раз пересекая Южный полярный круг. В начале февраля 1820 корабли приблизились к Берегу Принцессы Астрид, но из-за снежной непогоды не смогли его хорошо рассмотреть.

    В марте 1820, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, оба корабля разными путями направились к Австралии и встретились в порту Джексон (ныне - Сидней). Из него отправились в Тихий океан, где в архипелаге Туамоту открыли 29 островов, коих и назвали в честь видных русских военных и государственных деятелей.

    (1779-1852)

    Выдающийся русский мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, открывший вместе с М. П. Лазаревым материк Антарктиды и тем самым утвердивший приоритет нашей Родины в этом замечательном географическом открытии, родился 20 сентября 1779 г. близ г. Кингисепп (Аренсбург) на острове Сааремаа (Эзель), составляющем теперь часть Эстонии.

    С детских лет, которые молодой Ф. Ф. Беллинсгаузен проводил на берегу Рижского залива то в Аренсбурге, то в его окрестностях, он мечтал стать моряком и постоянно говорил себе: «я родился среди моря, и как рыба не может жить без воды – так и я не могу жить без моря». Неудивительно поэтому, что, когда ему исполнилось 10 лет, его в 1789 г. определили кадетом в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Так нашли осуществление его мечты, и впоследствии до преклонных лет он почти ежегодно находился в плавании.

    Благодаря блестящим способностям Ф. Ф. Беллинсгаузену в Морском корпусе было легко учиться, но, по словам его биографов, он отличался «несколько резвым нравом», вследствие чего при окончании Морского корпуса не был среди первых в своем выпуске. В 1796 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в гардемарины и, продолжая числиться в корпусе, отправился в свое первое длительное заграничное плавание к берегам Англии. После производства в 1797 г. в первый офицерский чин мичмана он получил назначение на Ревельскую эскадру, в составе которой в течение шести лет плавал на различных кораблях по Балтийскому морю.

    Молодой офицер старался совершенствовать свои знания в области военно-морских наук и с усердием выполнял свои служебные занятия. Этими своими качествами Ф. Ф. Беллинсгаузен обратил на себя внимание командующего флотом адмирала Ханыкова, который рекомендовал его к назначению в первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна-Лисянского. В 1803 г. он был переведен на корабль «Надежда», которым командовал сам начальник экспедиции капитан-лейтенант . Под руководством начальника экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенствовал свои морские знания и принимал деятельное участие в морской описи исследуемых берегов и в составлении новых морских карт. И. Ф. Крузенштерн дает следующую оценку его гидрографическим и картографическим работам: «Все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способность хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту». В Центральном Военно-морском музее хранится целый атлас с многочисленными подлинными картами молодого Ф. Ф. Беллинсгаузена.

    За время кругосветного плавания Ф. Ф. Беллинсгаузен получил чин лейтенанта, а по возвращении из плавания – чин капитан-лейтенанта.

    После возвращения из экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен плавал до 1810 г. на Балтийском море, последовательно командуя различными фрегатами. В 1809 г. он принимал участие в русско-шведской войне, командуя фрегатом «Мельпомена» и неся непрерывный шестимесячный дозор в Финском заливе для наблюдения за действиями неприятельских, шведского и английского, флотов. В 1811 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был переведен в Черноморский флот, в составе которого он оставался до 1819 г. в качестве командира сначала фрегата «Минерва», а затем фрегата «Флора», и принимал участие в боевых действиях у Кавказского побережья. На Черном море он уделял большое внимание вопросам гидрографии и много содействовал составлению и исправлению карт, определив координаты главнейших пунктов восточного берега Черного моря. В 1816 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в капитаны 2-го ранга.

    В 1819 г. он был срочно вызван морским министром в Петербург для получения ответственного назначения.

    В то время в Петербурге в срочном порядке снаряжались две экспедиции, каждая в составе двух кораблей: одна из них, так называемая первая дивизия, в составе шлюпов «Восток» и «Мирный» предназначалась для исследований в районе Южного полюса; вторая экспедиция. представлявшая вторую дивизию, состоявшую из шлюпов «Открытме» и «Благонамеренный» – в районе Северного полюса. Основной задачей обеих экспедиций являлись научные географические исследования и открытия, причем первая русская антарктическая экспедиция имела целью проверить утверждение английского мореплавателя Джемса Кука, отрицавшего на основании собственного плавания возможность существования материка в высоких южных широтах, в местах, доступных для мореплавания. Это мнение Кука было принято географами и мореплавателями всего мира как непреложная истина, и его ошибка явилась причиною отказа более чем на 40 лет от дальнейших научных экспедиций в антарктические районы.

    В организации этих экспедиций принимали участие выдающиеся мореплаватели того времени, начиная от старшего поколения в лице знаменитого гидрографа адмирала Гаврилы Андреевича Сарычева и кончая только что вернувшимся из кругосветного плавания на бриге «Рюрик» молодым лейтенантом О. Е. Коцебу. Обстоятельная записка по этому поводу, касавшаяся главным образом антарктической экспедиции, была составлена и И. Ф. Крузенштерном, проживавшим тогда ввиду своей болезни в окрестностях г. Раквере (Везенберга). Крузенштерн считал антарктическую экспедицию великим русским патриотическим делом и посвятил ей в своей записке следующие слова: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас: она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». И. Ф. Крузенштерн далее обращал внимание на необходимость самой тщательной всесторонней подготовки экспедиции, включая и ее научную часть и назначение подходящего руководителя. Наиболее достойным начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в области Антарктики, И. Ф. Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, который, однако, в это время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка». Ввиду этого И. Ф. Крузенштерн предложил вместо него назначить Ф. Ф. Беллинсгаузена, характеризуя его следующими словами: «он имеет особенные достоинства к начальству над таковою экспедициею: превосходный морской офицер и имеет редкие познания в астрономии, гидрографии и физике. Наш флот, конечно, богат предприимчивыми офицерами, однако, из тех, коих я знаю, не может никто кроме Головнина сравниться с Беллинсгаузеном». Назначение Ф. Ф. Беллинсгаузена состоялось: 4 июня 1819 г. он вступил в командование шлюпом «Восток» и одновременно принял начальство над «первой дивизией».

    Ему в это время было 40 лет, и он находился в полном расцвете своих сил и способностей. Служба в молодые годы под командованием опытного старого моряка адмирала Ханыкова, участие в первом русском кругосветном плавании под руководством И. Ф. Крузенштерна, наконец, 13-летнее самостоятельное командование кораблями выработали основные деловые и личные качества Ф. Ф. Беллинсгаузена. Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев впоследствии не называл его иначе, как «искусным неустрашимым моряком», и к этому прибавлял, что «он был отличный, теплой душа человек». Такая высокая оценка, исходящая из уст одного из крупнейших русских флотоводцев М. П. Лазарева, многого стоит. Ф. Ф. Беллинсгаузен был строгим, но гуманным начальником. Свою гуманность он проявлял неоднократно в жестокий век аракчеевщины и за время кругосветного плавания не применил ни разу телесного наказания по отношению к подчиненным ему матросам, заботливо относился к их бытовым условиям и здоровью.

    Для окончательной подготовки экспедиции к уходу в опасное и ответственное дальнее плавание у Ф. Ф. Беллинсгаузена оставалось очень мало времени – несколько больше месяца. Много сделал для должного снабжения обоих шлюпов командир второго из них – «Мирного» – лейтенант Михаил Петрович Лазарев, получивший назначение значительно ранее и являвшийся достойным подчиненным и сотоварищем Ф. Ф. Беллинсгаузена.

    Ввиду спешной подготовки экспедиции в состав ее были включены не специально построенные для плавания во льдах корабли, а уже находившиеся в постройке и предназначенные для других целей. Шлюп «Восток», строившийся на Охтенской верфи в Петербурге, был того же типа, что и шлюп «Камчатка», уже находившийся в кругосветном плавании под командой В. М. Головнина (последний дает следующие данные о размерах этих шлюпов: водоизмещение около 900 тонн, длина 39,5 м, ширина 10 м, осадка при полном грузе 4,5 м). «Восток» имел ряд конструктивных недостатков (излишняя высота мачт, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа), в которых Ф. Ф. Беллинсгаузен прямо обвиняет строителя В. Стоке. Второй корабль экспедиции, которым командовал М. П. Лазарев, был первоначально построен в качестве транспорта для плавания в Балтийском море; строился он на верфи в Лодейном поле русским мастером Колодкиным. При подготовке к походу Лазарев внес в конструкцию «Мирного» ряд изменений, в результате чего он оказался (по словам его командира) «самым удобнейшим по крепости своей, вместительности и покою», единственным недостатком его являлась тихоходность, ввиду чего требовалось особое морское искусство М. П. Лазарева, чтобы не разлучиться во время плавания с более быстроходным «Востоком» (размеры шлюпа «Мирный»: водоизмещение 530 тонн, длина 36,5 м, ширина 9,1 м, осадка 4,3 м). Личный состав экспедиции включал: на шлюпе «Восток» 9 офицеров и 117 матросов, на шлюпе «Мирный» – 7 офицеров и 72 матроса. На шлюпе «Восток» находились, кроме того, прикомандированные к экспедиции астроном, профессор Казанского университета И. Симонов и живописец П. Михайлов.

    На кораблях Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева не было ни одного иностранца. Это обстоятельство подчеркивает участник экспедиции профессор Симонов, который в своем слове, произнесенном на торжественном заседании университета после возвращения в июле 1822 г., заявил, что все офицеры были русские, и хотя некоторые из и их носили иностранные фамилии, но, «будучи дети российских подданных родившись и воспитавшись в России, не могут быть названы иностранцами».

    Среди офицеров экспедиции находилось много передовых представителей русской либеральной интеллигенции, в том числе будущий участник восстания декабристов лейтенант К. П. Торсон.

    Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была, в общем, хорошо. Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами.

    Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцинготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали и выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для использования личному составу. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на мачтах и реях во время ледяных ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену; жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п.; благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

    На каждом из шлюпов имелась значительная библиотека, содержавшая все вышедшие в свет описания морских путешествий на русском, английском и французском языках, морские астрономические ежегодники, сочинения по геодезии, астрономии и навигации, лоции и наставления для плавания, различные мореходные таблицы, сочинения по земному магнетизму, небесные атласы, записки Адмиралтейского департамента и др.

    Основная цель экспедиции была определена инструкцией морского министра следующим образом: Беллинсгаузену надлежало после исследования острова Новая Георгия и района так называемой «земли Сандвичевой» «пуститься к югу» и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он сможет достигнуть», употребить «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли», причем ему разрешалось прекращать эти поиски только «при непреодолимых препятствиях».

    Шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 16 июля 1819 г. и после кратковременных стоянок в Копенгагене, Портсмуте и на Канарских островах прибыли 14 ноября в Рио-де-Жанейро, где провели три недели для отдыха команды перед утомительным и сложным плаванием в Антарктике, для подготовки шлюпов к штормовым походам и для принятия свежей провизии.

    Согласно полученной инструкции экспедиция должна была начать свои научно-исследовательские работы с острова Южная Георгия и открытой Куком «Земли Сандвича», характер и размеры которой не были определены. Ф. Ф. Беллинсгаузен обследовал южный берег острова Новая Георгия и нанес его на карту, обозначив ряд географических пунктов русскими наименованиями в честь участников экспедиции.

    Далее экспедиция направилась к пресловутой «Земле Сандвича» по пути к этой «Земле» было сделано 3 января 1820 г. первое крупное открытие – открыта группа островов, которая была названа Беллинсгаузеном по фамилии тогдашнего русского морского министра островами маркиза де Траверсе, а отдельные острова ее – по фамилиям участников экспедиции (остров Завадовского, остров Лескова и остров Торсона, после восстания декабристов переименованный в остров Высокий). 11 января экспедиция подошла к району «Земли Сандвича» и обнаружила, что пункты, которые Кук считал мысами ее, на самом деле являются отдельными островами. Ф. Ф. Беллинсгаузен проявил исключительный такт, сохранив за открытыми русскими мореплавателями островами те наименования, которые Кук дал мысам, а за всей группой – имя Сэндвича (Южные Сэндвичевы острова). Затем экспедиция приступила к тем «покушениям» достичь материка, которые предписывала ей инструкция.

    Со вступлением кораблей экспедиции в высокие южные широты условия плавания стали весьма сложными, требовавшими от русских мореплавателей величайшего искусства управления парусными кораблями, внимания, наблюдательности, выносливости и упорства в достижении поставленной цели. С начала января 1820 г. корабли вступили в зону антарктических плавающих льдов и айсбергов, маневрирование между которыми при условиях тумана и снега, при штормовых ветрах, сильном волнении и зыби требовало большого умения и смелости. Весьма затрудняла совместное плавание разница в скоростях хода между обоими шлюпами: «Востоку» приходилось все время уменьшать свою скорость, а «Мирному», наоборот, несмотря на штормовые ветры, форсировать парусами. Ф. Ф. Беллинсгаузен в своих донесениях неоднократно отмечает заслуги М. П. Лазарева, лишь благодаря морскому искусству которого корабли ни разу не разлучались даже в условиях плохой видимости и все опасные районы проходили совместно. Шлюпы неоднократно бывали близки к гибели, когда при штормовых ветрах и в тумане они большим ходом пробирались между громадными плавающими льдами и айсбергами, качавшимися на зыби, определяя местонахождение последних лишь по шуму бурунов. Несмотря на исключительную собственную смелость и опытность, М. П. Лазарев считал, что Беллинсгаузен слишком рискует, маневрируя большими ходами между ледяными полями в условиях плохой видимости. В своих замечаниях М. П. Лазарев говорил: «хотя мы смотрели с величайшим тщанием вперед, но итти в пасмурную ночь по 8 миль в час казалось мне не совсем благоразумно». На это замечание Ф. Ф. Беллинсгаузен отвечал: «Я согласен с сим мнением лейтенанта Лазарева и не весьма был равнодушен в продолжение таких ночей, но помышлял не только о настоящем, но располагал действия так, чтобы иметь желаемый успех в предприятиях наших и не оставаться во льдах во время наступающего равноденствия» (во время равноденствия обычны сильные штормы). Это было, пожалуй, единственное разногласие за время плавания между ним и его спутником, с которым его связывали сердечные дружеские отношения.

    Оба шлюпа все же не избежали столкновения с ледяными полями и получили серьезные повреждения корпусов. Особенно серьезное повреждение получил «Восток», состояние этого шлюпа к концу экспедиций вообще возбуждало опасения: корпус его сильно расшатался и принимал много воды, во внутренних помещениях развивались сырость и гниль, команде приходилось непрерывно откачивать ручными помпами поступающую внутрь корабля через пробоину воду. Ф. Ф. Беллинсгаузен в описании своего плавания пишет по этому поводу, что он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам».

    За время плавания участники экспедиции пользовались каждой возможностью для астрономического определения своего местоположения. В наблюдениях, помимо штурманов и астронома Симонова, участвовали и оба командира. Точность наблюдений русских мореплавателей до сих пор вызывает удивление участников современных антарктических экспедиций.

    К материку Антарктиды русская экспедиция впервые близко подошла 16 января 1820 г., во время своего первого «покушения» проникнуть на юг, и этот день мы считаем за дату его открытия. Условия видимости, однако, были недостаточно хорошими, а исключительная честность и требовательность к вопросам достоверности открытия не позволили русским морякам утверждать, что они фактически видели низменную часть материка, а не ледяной береговой припай. Теперь, однако, уже никто не сомневается в том, что Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев именно в этот день открыли шестую часть света. Вторично экспедиция находилась вплотную к материку 2 февраля 1820 г. В этом же месте 1948 г. находилась советская китобойная экспедиция «Слава», которая при условии прекрасной видимости отчетливо видела все побережье и горные вершины в глубине континента. Свои впечатления о льдах, которые Ф. Ф. Беллинсгаузен видел перед собою с 17 по 18 февраля при очередном подходе к материку, он характеризует следующими словами: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу». Эта характеристика показывает, что сам Ф. Ф. Беллинсгаузен сомневался: не берег ли он видит перед собою. Само описание льдов, сделанное русским мореплавателем, вполне соответствует виду побережья Антарктиды в этом районе, каким мы его знаем по позднейшим исследованиям. В близости берега были уверены многие из офицеров экспедиции. Пожалуй, наиболее убедительно в этом отношении звучит вывод Ф. Ф. Беллинсгаузена, сделанный им в конце плавания, уже после открытия экспедицией острова Петра I. Этот вывод является как бы итогом его представления о приполярных районах. Он пишет: «Огромные льды, которые по мере близости к Южному полюсу подымаются в отлогие горы, называю я матерыми, предполагая, что когда в самый лучший летний день морозу бывает 4°, то тогда далее к югу стужа, конечно, не уменьшается, и потому заключаю, что сей лед идет через полюс и должен быть неподвижен, касаясь местами мелководия, или островам, подобным острову Петра I, которые несомненно находятся в больших южных широтах и прилежит также берегу, существующему (по мнению нашему) в близости той широты и долготы, в коей мы встретили морских ласточек» [т. е. 5-7 февраля 1820 г.].

    За этот период экспедиция три раза пересекала южный полярный круг.

    В начале марта 1820 г. в связи с неблагоприятной погодой и необходимостью запастись свежей провизией и дровами и дать отдых личному составу Ф. Ф. Беллинсгаузен решил (что соответствовало и инструкции) покинуть высокие южные широты, направиться в австралийский Порт-Джексон (Сидней) для длительной стоянки, а после этого, согласно инструкции, на время зимы южного полушария начать исследование юго-восточной части Тихого океана.

    После месячной стоянки в Сиднее оба шлюпа 22 мая 1820 г. направились в район архипелага Туамоту и островов Общества. К востоку от острова Таити русской экспедицией в июне 1820 г. была открыта целая группа островов, названная островами Россиян (острова Кутузова, Лазарева, Раевского, Ермолова, Милорадовича, Грейга, Волконского, Барклая де Толли, Витгенштейна, Остен-Сакена, Моллера, Аракчеева). После этого шлюпы «Восток» и «Мирный» посетили остров Таити и отправились снова в Сидней для отдыха, ремонта и приемки различных припасов перед новым походом в антарктические воды. На пути к Сиднею экспедиция открыла еще ряд островов (Восток, великого князя Александра Николаевича, Оно, Михайлова и Симонова).

    В начале сентября 1820 г. экспедиция вернулась в Сидней, где приступила к возможно более тщательному ремонту обоих кораблей, в особенности шлюпа «Восток». В Сиднее экспедиция находилась почти два месяца и 11 ноября 1820 г. вновь вышла в море для достижения высоких широт в других, еще не посещенных секторах Антарктики. С конца ноября экспедиция возобновила свои попытки достичь материка Антарктиды. «Покушений» проникнуть возможно далее к югу в этот период было сделано четыре, и три раза корабли проникали за южный полярный круг.

    Однако в этом секторе Антарктики материк далеко не достигает южного полярного круга, и лишь четвертая попытка увенчалась успехом: 21 января 1821 г. был открыт остров Петра I, а 18 января – Берег Александра I, о котором Ф. Ф. Беллинсгаузен пишет: «Я называю обретание сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего». 1 февраля Беллинсгаузен направился к архипелагу Южных Шетландских островов, об открытии которого он узнал, находясь в Австралии. С 5 по 8 февраля экспедиция обследовала южные берега архипелага, обнаружив, что он состоит из десятка более крупных островов и многих более мелких. Все Южные Шетландские острова были положены на карту, и всем им были даны имена (Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо, остров вице-адмирала Шишкова и др.). После обследования Южных Шетландских островов экспедиция направилась в обратный путь на родину с заходом в Рио-де-Жанейро, где был снова произведен тщательный ремонт шлюпов, и в Лиссабон.

    Наконец, 6 июля 1821 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» стали на якорь на Малом Кронштадтском рейде на тех местах, из которых они более двух лет назад отправились в свой славный и опасный путь.

    Экспедиция продолжалась 751 день (из них ходовых дней под пару- сами 527 и якорных 224); корабли прошли около 49 000 морских миль что по протяжению в 2,25 раза превышает длину экватора.

    Каковы же были результаты первой русской антарктической экспедиции? Экспедиция открыла материк Антарктиды и обошла вокруг него. Кроме того, ею были вновь открыты 29 ранее неизвестных островов, в том числе 2 в Антарктиде, 8 в южном умеренном поясе и 19 в жарком поясе.

    Громадная заслуга Экспедиции состояла в точном определении географического положения островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюбленной специальностью самого Ф. Ф. Беллинсгаузена. Эти определения не потеряли своего значения и очень мало отличаются от новейших определений, произведенных на основе более точных методов и более совершенными мореходными инструментами. Карта Южных Шетландских островов являлась наиболее точной вплоть до второй половины ХХ в., а зарисовки островов, сделанные художником Михайловым, используются до сих пор. Астроном Симонов производил систематические наблюдения над изменением температуры воздуха, штурманы – над элементами земного магнетизма. Экспедиция произвела много важных океанографических исследований; она первая стала доставать пробы воды с глубины примитивным батометром, изготовленным из подручных средств; производились опыты с опусканием бутылки на глубину; впервые определялась прозрачность воды опусканием на глубину белой тарелки; измерялись глубины, насколько позволяла длина имевшегося лотлиня (по-видимому, до 500 м); была произведена попытка измерения температуры на глубине; изучалось строение морских льдов и замерзаемость воды разной солености; производились определения девиации компасов на различных курсах и направления ветра на различных высотах с помощью шаров-зондов, что тогда являлось новинкой.

    Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, переданные затем в различные музеи России, где они хранятся до сих пор.

    Экспедиция была встречена на Родине с большой торжественностью. Ее открытиям придавалось громадное значение. В иностранных государствах приоритет русского открытия был признан бесспорно.

    Лишь спустя более чем 20 лет была послана первая иностранная экспедиция в антарктические воды. Руководитель этой английской антарктической экспедиции 1839-1843 гг. Джемс Росс писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».

    В 1867 г. немецкий географ Петерман, отмечая, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены совершенно недостаточно, указывает на бесстрашие Ф. Ф. Беллинсгаузена, с которым он пошел против господствовавшего в течение 50 лет мнения Кука: «За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба, Магеллана и Джемса Росса, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи».

    Академик Ю. М. Шокальский, сравнивая достижения антарктических экспедиций Кука и Беллинсгаузена, сделал следующий подсчет: первый из них находился южнее параллели 60° в течение 75 дней, второй – 122 дня; Кук находился во льдах 80 дней, Беллинсгаузен – 100 дней; корабли Кука разлучились, а оба русских шлюпа в сложнейших условиях шли все время соединенно.

    Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен показал себя в этом плавании не только талантливым начальником экспедиции, выдающимся моряком и прекрасным товарищем, но высокообразованным ученым и наблюдателем.

    Ф. Ф. Беллинсгаузен разрешил многие сложные физико-географические проблемы, однако, к сожалению, научная слава досталась не ему, а иностранным ученым, занимавшимся теми же вопросами значительно позднее. Так, задолго до Дарвина Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенно правильно объяснил происхождение коралловых островов, являвшееся до него загадкою; он дал правильное объяснение происхождения морских водорослей в Саргассовом море, оспаривая мнение такого авторитета в области географической науки того времени, как А. Гумбольдт; у него много правильных мыслей в вопросах теории льдообразования, не потерявших своего значения; им были разрешены также многие вопросы океанографии. Наконец, нельзя пройти мимо высказываний Ф. Ф. Беллинсгаузена, направленных непосредственно против расовой теории и касающихся австралийцев (в описании своего плавания он говорит: «последствие показало, что природные жители Австралии к образованию способны, не взирая, что многие европейцы в кабинетах своих вовсе лишили их всех способностей»).

    В награду за успешное выполнение поручения Ф. Ф. Беллинсгаузен «был произведен в капитан-командоры и получил ряд других наград. С 1822 по 1825 г. он занимал береговые должности, очевидно, чтобы иметь возможность обработать материалы своего плавания для издания. Для этой цели он использовал свои дневники и заметки, шканечные журналы шлюпов «Восток» и «Мирный» и заметки всех участников экспедиции, а также наблюдения астронома Симонова и карты и рисунки художника Михайлова. Эта работа была закончена в 1824 г., когда автор представил Адмиралтейскому департаменту рукопись, включающую 10 тетрадей. Однако издан был этот труд под заглавием «Двухкратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» лишь в 1831 г. Это первое издание состояло из двух томов без всяких иллюстраций, а все карты и рисунки были собраны в приложенный к нему «Атлас» (19 карт, 13 видов. 2 вида ледяных островов и 30 различных рисунков, изображающих различных животных, птиц и рыб и др.).

    Вся дальнейшая служба Ф. Ф. Беллинсгаузена протекала почти в непрерывных плаваниях, строевой и боевой службе и на высших командных должностях. В 1821-1827 гг. мы видим его командующим отрядом судов в Средиземном море. В 1828 г., будучи контр-адмиралом и командиром гвардейского экипажа, он вместе с последним выступил из Петербурга сухим путем и прошел на Дунай для участия в войне с Турцией. На Черном море он играл руководящую роль в осаде турецкой крепости Варны, а затем, имея свой контр-адмиральский флаг на кораблях «Пармен» и «Париж», и во взятии этой крепости, а также ряда других городов и крепостей. В 1831 г. уже вице-адмиралом Ф. Ф. Беллинсгаузен является командиром 2-й флотской дивизии и ежегодно с нею крейсирует в Балтийском море.

    В 1839 г. начинается последний этап его жизненного пути и служебной карьеры: он назначается на высший строевой пост на Балтийском море – главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Эта должность совмещалась с ежегодным назначением командующим Балтийским флотом на время его летних плаваний и до самой своей смерти (в возрасте 73 лет) Ф. Ф. Беллинсгаузен продолжал выходы в море для боевой подготовки вверенного ему флота.

    Как главный командир Кронштадтского порта, адмирал (с 1843 г.) Ф. Ф. Беллинсгаузен принял исключительно большое участие в строительстве новых гранитных гаваней, доков, гранитных фортов, готовя балтийскую твердыню к отпору вражеского нашествия, точно так же как подобную же задачу выполнял его прежний соплаватель адмирал М. П. Лазарев на юге – в Севастополе. Ф. Ф. Беллинсгаузен усердно тренировал свой флот и для улучшения качества артиллерийской стрельбы разработал и вычислил специальные таблицы, изданные под названием «О прицеливании артиллерийских орудий на море». Как уже отмечалось, Ф. Ф. Беллинсгаузен был прекрасным моряком и до конца дней своих умело обучал своих командиров в маневрировании и эволюциях. Современники, участвовавшие в этих эволюциях, давали ему аттестацию «мастера своего дела», а присутствовавший на морских маневрах 1846 г. шведский адмирал Норденшельд воскликнул: «Я держу пари с кем угодно, что этих эволюций не сделает ни единый флот в Европе». К чести старого адмирала нужно сказать, что он высоко ценил смелость и инициативу молодых командиров, и когда (в 1833 г.) во время осеннего плавания в устье Финского залива в бурную осеннюю ночь командир фрегата «Паллада», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов, поднял своему адмиралу сигнал «флот идет к опасности», последний беспрекословно изменил курс кильватерной колонны, благодаря чему эскадра была спасена от аварии на камнях.

    Ф. Ф. Беллинсгаузен всю жизнь интересовался географическими вопросами, перечитывал все описания кругосветных плаваний и переносил на свою карту все новые открытия. Его имя значится среди первых избранных действительных членов Русского географического общества.

    В бытность свою главным командиром в Кронштадте он проявлял много забот о подъеме культурного уровня морских офицеров; в частности, он был основателем одной из крупнейших русских библиотек того времени – Кронштадтской морской библиотеки. Его большому практическому опыту во многом обязаны своим успехом русские кругосветные экспедиции того периода, когда ему было подведомственно их снаряжение в Кронштадте.

    Занимался Ф. Ф. Беллинсгаузен и корабельною архитектурою: при капитальном ремонте кораблей в Кронштадте улучшались их обводы, а сам он являлся автором проекта большой военной шхуны «Вихрь», для которой он сам сделал все чертежи и вычисления.

    Для Ф. Ф. Беллинсгаузена характерна его гуманность по отношению к матросскому составу и постоянная забота о нем. В Кронштадте он значительно улучшил бытовые условия команд постройкой казарм, устройством госпиталей, озеленением города; особенно много им сделано было для улучшения питания матросов в смысле увеличения мясного пайка и широкого развития огородов для снабжения их овощами. После смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

    Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 25 января 1852 г. в Кронштадте и здесь же похоронен. В 1870 г. в Кронштадте в память Ф. Ф. Беллинсгаузена был установлен памятник. Впоследствии именем Ф. Ф. Беллинсгаузена были названы следующие географические объекты: 1) Море Беллинсгаузена – в Антарктике, в районе открытых русской экспедицией острова Петра I и Земли Александра I, и 2) остров Беллинсгаузена – в группе Южных Сэндвичевых островов. Беллинсгаузен оставил заметный след в истории русского флота и высоко поднял мировой авторитет русских мореплавателей и русской океанографической и гидрографической науки своим замечательным плаванием к берегам Антарктиды.

    Список литературы

    1. Шведе Е. Е. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 419-431.
    О существовании в южных широтах большого материка догадывались еще средневековые географы (рисовавшие Антарктиду без ледяного покрова).

    Карта мира Герарда Меркатора. 1569 год


    Карта Антарктиды Оронтеуса Финиуса. 1531 год.

    Во второй половине XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук несколько раз пытался достичь его.

    Однако после безуспешных попыток преодолеть сплошные льды Кук оповестил весь мир, что он «неоспоримо опроверг возможность существования материка в южном океане».

    Экспедиции Кука

    Оспорить столь авторитетное мнение решились нескоро. И сделали это русские моряки. В начале 1819 года император Александр I одобрил план экспедиции к Антарктиде. Для путешествия были подготовлены два шлюпа «Восток» и «Мирный» (под командованием М.П. Лазарева). Возглавил экспедицию капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

    Это был выходец из балтийских немцев, жителей острова Сааремаа. Море манило его к себе с раннего детства. «Я родился среди моря, — говорил он. — Как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1789 году, 20-ти лет от роду, он поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. После его окончания в 1797-м шесть лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

    В 1803-1806 годах молодым мичманом он принял участие в первом кругосветном путешествии русского флота под командованием Крузенштерна. Это плавание стало отличной школой для молодого офицера, который продолжил службу на кораблях Балтийской и Черноморской эскадр.

    При подготовке новой кругосветной экспедиции Крузенштерн рекомендовал в качестве ее руководителя капитана 2-го ранга Беллинсгаузена: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном».

    Команды «Востока» и «Мирного» были укомплектованы русскими моряками. «Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, — вспоминал Беллинсгаузен, — но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме ученых Горнера, Тилезиуса и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было».

    Шлюп "Мирный" и его командир лейтенант М.П. Лазарев

    Шлюп "Восток" и его командир капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен. Источник http://www.pretich2005.narod.ru

    Морское министерство поставило перед экспедицией научную задачу: «открыть Антарктический полюс с целью приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре». В июле 1819 года «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и 3 января 1820 года подошли к Южному Туле — самому южному из открытых Куком островов. Обилие айсбергов наводило на мысль, что ледовый материк совсем близко. Русские моряки трижды за это антарктическое лето пересекали Южный полярный круг, но, подобно Куку, так и не смогли прорваться за гигантские льдины.

    В ноябре 1820 года, с началом антарктической весны, Беллинсгаузен вновь повел свои корабли сквозь айсберги. В середине декабря они выдержали жестокую бурю. «Порывы ветра набегали ужасные, — вспоминал Беллинсгаузен, — волны подымались в горы». Наконец, 15 января 1821 года, в ясный солнечный день, с кораблей увидели вдалеке большую землю. Беллинсгаузен назвал ее «Берегом Александра I». Благодаря беспримерному мужеству русских моряков на картах мира появились первые реальные контуры ледового материка.

    Источник http://www.pretich2005.narod.ru

    По возвращении из плавания Беллинсгаузен в 1826 году возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и штурме Варны. В 1831−1838 годах руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 года и до кончины был военным губернатором Кронштадта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом. В 1843 году получил звание адмирала. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; основал морскую библиотеку. В 1845 году Ф.Ф. Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества. В 1848 году он был назначен почетным членом Морского ученого комитета.

    Ф.Ф. Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года.
    В 1869 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.

    P.S.
    Путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена в Антарктиду описано в его книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819−1821 гг., совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"», которая впервые была издана в 1831 году, через 10 лет после окончания экспедиции.