Биографии Характеристики Анализ

В каком году чечня распалась с ингушетии. Чиасср: расшифровка аббревиатуры, население, районы и столица, история распада и восстановления

Памятник русским морякам в Мессине

Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию

Землетрясение в Мессине

Мессина – очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. Одним из самых страшных бедствий в его истории стало мощное землетрясение, случившееся утром 28 декабря 1908 года. В спасении Мессины и тысяч жизней её обитателей самое деятельное участие приняли моряки русского флота, корабли которого, по счастью, оказались неподалёку от места жуткой трагедии.

Гардемаринский отряд

После окончания Русско-японской войны (1904-1905 гг.) остро встал вопрос о возрождении Российского военно-морского флота. Наряду со строительством кораблей, проводилась подготовка личного состава и будущих командиров флота. Для этой цели в мае 1906 года на Балтике сформировали Особый отряд судов, предназначенный для плавания с корабельными гардемаринами, куда вошли линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Командовал соединением контрадмирал Владимир Иванович Литвинов .

15 (28) декабря 1908 года отряд, после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб, стал на якорь в порту Аугуста (восточное побережье Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда на 360 градусов.

Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение ещё некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, сыграли отбой.

Вечером из Катании к командиру отряда, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии произошло сильное землетрясение с эпицентром в Мессинском проливе. Портовый начальник вручил Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, приказал кораблям готовиться к походу.

Страшная катастрофа

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. В корабельных лазаретах развернули приёмные пункты для раненых, обеспеченные перевязочным материалом и медикаментами. Руководил этим флагманский врач отряда А. Бунге , в прошлом известный полярный путешественник.

На следующее утро корабли прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина. От некогда цветущего и благополучного города с населением свыше 160 тысяч человек остались одни дымящиеся руины. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении...».

Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Тут же организовали перевязочные пункты, на которые стали переносить раненых. Через некоторое время к русским морякам присоединились экипажи с кораблей английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалёку от бедствующего города.

Подвиг русских моряков

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий. Смена команд происходила через шесть часов, но многие отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!» .

Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Палермо. Линкор «Слава» с 550 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.

Позже итальянские врачи написали морскому министру России:

«Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили... Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии... Да здравствует Россия!!!».

Постепенно в пострадавшем городе установился относительный порядок. Здесь было сосредоточено более 6 тысяч войск, 40 военных кораблей и собралось до 300 врачей. На запрос командира отряда – нужна ли ещё помощь русских моряков, морской министр Италии ответил, выразив при этом глубокую признательность нашим соотечественникам, что теперь итальянские власти обойдутся собственными силами. 3 (16) января 1909 года линкоры «Слава» и «Цесаревич» ушли в Аугусту, а ещё через два дня отряд перешёл в Александрию.

Русские корабли были восторженно встречены итальянцами, проживавшими в Египте. К приходу отряда здесь была выпущена листовка, где говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!» .

По официальным данным, русские моряки извлекли из-под развалин и спасли более 2 тысяч человек . Итальянское правительство наградило врачей и командование кораблей итальянскими орденами. Контр-адмирал Литвинов получил золотую медаль и «Большой крест Итальянской короны», командиры кораблей и врачи – большие серебряные медали и «Командорские кресты». Кроме того, все моряки без исключения были награждены малыми серебряными медалями «В память содружества».

Благодарная Сицилия

По прошествии двух лет со дня катастрофы, итальянский комитет помощи пострадавшим в Мессине собрал средства на отливку золотой памятной медали, а скульптор Пьетро Куфереле выполнил очень выразительную скульптурную композицию, изображающую русских моряков, спасающих из-под развалин пострадавших от землетрясения жителей Мессины.

Золотой медалью решено было наградить Российский флот, а большими серебряными медалями – экипажи русских кораблей, отличившиеся при спасении жителей пострадавшего города.

1 (14) марта 1910 г. в мессинскую гавань под звуки оркестра вошёл крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нём были строки:

«Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдёт в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии...».

По сей день жители города продолжают бережно хранить память о подвиге российских моряков. В нынешней Мессине есть новые районы, которые когда-то были пригородными деревнями, полностью разрушенными, как и город, во время страшного землетрясения. Практически в каждом из этих районов есть улицы, названные в честь подвига русских моряков. Их названия похожи и звучат примерно одинаково: «Улица русских моряков», «Улица российских моряков-героев 1908 года», «Улица русских моряков Балтийской эскадры»...

На здании мессинского муниципалитета в 1978 году была установлена памятная доска с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей... жителям Мессины, пострадавшим от землетрясения 28 декабря 1908 года».

Видео об открытии памятника в Мессине – http://www.1tv.ru/news/world/209227

Источники с иллюстрациями







Мессина является прекрасной жемчужиной в короне городов Италии. Он имеет древнюю историю – первые упоминания об этом поселении датируются 730 годом до н.э. Расположившись на береговой линии Мессинского пролива, город стал не только торговым центром, но и ядром всего сельскохозяйственного района, специализирующегося на выращивании цитрусовых культур.

В истории города было много событий, которые приводили к его упадку, но Мессина восстанавливалась и расцветала вновь. Одним из таких трагических для города событием было землетрясение, происшедшее 28 декабря 1908 года. Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки.

После завершения русско-японской войны, в результате которой был обескровлен российский военно-морской флот, перед властью остро стоял вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. С этой целью весной 1906 года был сформирован особый отряд судов, в который входили два линкора – «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командование отрядом было поручено контрадмиралу В.И. Литвинову. На кораблях разместились практиканты: 135 выпускников морского корпуса Петра Великого, 23 механика, 6 выпускников инженерного института и несколько человек учеников квартирмейстеров Балтийского флота. Перед походом отряд посетил Государь Император, который призвал моряков вести себя в заморских странах подобающим образом, поскольку они являются посланниками своей Родины.

В октябре 1908 года корабли вышли в Финский залив и направились в Средиземное море, согласно плану учений.
После выполнения учебных задач похода 15 декабря 1908 года отряд прибыл в итальянский порт Аугуста, расположенный на восточном побережье Сицилии на расстоянии около 70 миль от Мессины.

Утром 28 декабря в Мессине произошли подземные толчки, которые привели к смещению участков дна Мессинского пролива. Огромные волны, внезапно обрушились на утренний город. Одновременно произошло три сильных подземных толчка, что стало причиной обрушения зданий почти в двадцати населенных пунктах, расположенных в прибрежной полосе Сицилии и Калабрии.

Моряков русской эскадры разбудил мощный гул, а затем, все услышали удары по корпусу корабля. Огромная волна ворвалась в бухту порта, развернув стоявшие в ней на якоре корабли на 180 градусов. Через несколько минут ситуация нормализовалась, лишь на водной глади наблюдалось небольшое волнение.

Вечером этого же дня к командиру отряда обратились капитан порта и российский консул А. Макеев с просьбой оказать помощь населению Мессины, оказавшемуся, практически, в эпицентре землетрясения. Направив информацию о случившемся в Петербург, командир отряда приказал судам готовиться к отплытию в Мессину.

Во время перехода моряки отряда готовились к оказанию экстренной помощи пострадавшим: формировали подразделения спасателей, группы снабжались инструментами, продовольствием и водой. Лазареты подготавливались для приема пострадавших. Руководил медиками опытный врач А. Бунге, прошедший хорошую практику работы в экстремальных условиях Заполярья.

Когда корабли прибыли на рейд Мессины, моряки увидели огромные разрушения: уничтожены все дома, портовые сооружения. Оставшиеся в живых жители, обезумевшие от горя, боли, потери близких, просили о помощи. Из-под завалов доносились крики раненных, в городе наблюдались многочисленные очаги пожаров.

Российские моряки начали расчистку завалов. Работа осложнялась еще тем, что подземные толчки продолжались, обрушения в завалах угрожали жизни моряков, разбирающих остатки зданий.




Вот,что пишет Гаральд Карлович Граф: << крейсер,Адмирал Макаров, первым поднял пары и вышел в море. Мы снялись с якоря ещё не имея достаточно паров во всех котлах и по этому шли средним ходом, но потом подняли до полного. Все только и говорили об этой катастрофе, но не представляли грандиозности разрушений и гибели такого количества людей. Во время перехода командир приказал докторам собрать все наличные перевязочные средства и со всем медицинским персоналом приготовится к съеду на берег. Кроме того, было приказано двум ротам надеть рабочие платье и высокие сапоги и приготовить верёвки, ломы, кирки и лопаты. Скоро на горизонте показались высокие столбы дыма, и чем ближе мы подходили к Мессине, тем ярче вырисовывались пожары и разрушения. В нескольких местах вырывалось пламя. Фактически весь город был разрушен.Всюду виднелись полуразрушенные дома. В гавани затонуло несколько пароходов, и их стенки покосились и дали трещины. Кое где на набережной виднелись люди, которые махали руками и что-то кричали. Очевидно звали на помощь. Перед командиром встал вопрос отдать ли якорь на рейде или войти в гавань. Если встать на рейде,далеко от берега, то нельзя оказать быструю и интенсивную помощь, а войдёшь в гавань- подвергнешься большому риску, так как несомненно,что её дно деформировалось… и тогда там застрянем. Но командир не долго колебался и решил рисковать и войти в гавань…Увидя входящий крейсер, на набережной стала собираться толпа обезумевших от пережитых ужасов жителей. Все кричали и размахивали руками, разобрать,что они кричат, мы не могли. Во всяком случае, они с большой готовность помогали нам завести швартовы и притащили большую сходню…
Наша помощь оказалась особенно ценной, потому что мы первыми пришли к месту катастрофы. Уговаривать нас не пришлось. На берег немедленно сошли обе роты, доктора, фельдшеры и санитары. Последние немедленно открыли санитарный пункт. А роты разделились на маленькие группы и начали раскопки, по указанию местных жителей. Встала задача искать живых. Но этим помощь моряков не ограничилась. Раненых брали на крейсер, оказывали им первую помощь, готовили к отправке в Неаполь. Весть о русских спасателях быстро распространилась по городу, изо всех районов в порт, к крейсеру, Макаров, стали доставлять тяжелораненых, их размещали на палубе и в каютах. Но прибывали всё новые и новые тысячи пострадавших средств не хватало… из семьи русского консула в Мессине в живых осталось одна жена, тяжело раненная, она была отправлена на броненосце,Цесаревич, в Сиракузы. А меж тем оставшиеся на берегу моряки, рискуя каждый момент жизнью, под угрозой новых обрушений, продолжали раскапывать завалы. Раздававшиеся из под руин стоны заставляли спешить, забывая усталость и страха за свою жизнь. Мольбы родных, чьи близкие оказались под обломками зданий,только усиливали колоссальный стресс, в котором наши матросы и офицеры вели свои спасательные работы. Когда вечером пришла команда возвращаться на крейсер, многие поначалу ослушались приказа, продолжая опасную и тяжёлую работу, от которой тогда зависела жизнь сотен и сотен мессинцев. >>

В развернутых в кратчайшее время перевязочных пунктах оказывалась медицинская помощь. Как потом оказалось, многим жителям это благодеяние спасло жизнь. Впоследствии к российским спасателям присоединились экипажи прибывшей английской эскадры.

Yи докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.

Группы спасения работали круглосуточно. Российскими моряками из завалов было извлечено более двух тысяч пострадавших.

Раненых, больных, детей и стариков на российских кораблях отвозили в ближайшие города Италии, которые не пострадали от стихии: Неаполь, Палермо и Сиракузы. Возвращаясь в Мессину, суда доставляли закупленную провизию, перевязочные материалы и средства для дезинфекции.

По имеющейся информации в результате мессинского землетрясения погибло около 44% жителей населенных пунктов, которые приняли на себя самые сильные удары стихии. 100 тысяч жизней унесло это самое мощное европейское землетрясение.

В последствие, итальянские медики написали российскому морскому министру благодарственное письмо, в котором отметили самоотверженный труд моряков и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.

Итальянское правительство наградило орденами врачей и командование кораблей.

За участие в спасении людей правительством Италии 1910 году были награждены:

контр-адмирал Владимир Литвинов - Большим Крестом ордена Итальянской Короны,
флагманский врач Балтийского отряда Александр Бунге - Большим офицерским крестом ордена Итальянской короны,
командорским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены: флаг-капитан капитан 2 ранга Казимир Погребенский, командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Павел Любимов, старший врач линейного корабля «Цесаревич» Николай Новиков, командир линейного корабля «Слава» капитан 1 ранга Эдуард Кетлер, старший врач линейного корабля «Слава» Е.Емельянов, командир крейсера «Богатырь» капитан 1 ранга Николай Петров 2-й, старший врач крейсера «Богатырь» Ф. Гласко, командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга Владимир Пономарев, старший врач крейсера «Адмирал Макаров» Ю.Каружась,
офицерским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены младшие врачи: линейного корабля «Цесаревич» - Адам Шишло, линейного корабля «Слава» - Евгений Каллина, крейсера «Богатырь» - Петр Бачинский, врач канонерской лодки «Кореец» Николай Востросаблин,
командорским крестом ордена итальянской короны были награждены: младший врач крейсера «Адмирал Макаров» - Владимир Лубо, командир канонерской лодки «Гиляк», капитан 2 ранга Петр Патон-Фантон-де-Веррайон, командир канонерской лодки «Кореец» капитан 2 ранга Федор Римский-Корсаков, врач канонерской лодки «Гиляк» Владимир Госс.

Орден Итальянской короны (степенями не заморачивался)



Маврикий и Лазарь

В спасательной операции принимали участие более 6 тысяч военных и 300 врачей. Только 3 января местные власти, поблагодарив российских военных, уведомили их, что теперь в состоянии справиться собственными силами. Отряд российских кораблей продолжил свой путь: сначала в Аугусту, а затем в Александрию.

Мессина не забыла своих спасителей. Через два года, на собранные жителями Мессины деньги, была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий.
Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в Мессинскую гавань в марте 1911 г.


До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.

Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.

В 1910 г. правительство Италии приняло решение о награждении участников спасательной операции. Королевским декретом от 5 июня 1910 года, награждались:
- командир отряда - орденом и золотой медалью;
- командиры кораблей - орденами и большими серебряными медалями с надписью «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии»;
- Российский флот - большой золотой медалью;
- корабли - большими серебряными медалями;
- все участники без исключения - малыми серебряными медалями с надписью «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».
Такие же награды предназначались и другим экипажам иностранных кораблей, принявшим участие в спасении жителей Мессины.
Так как необходимое количество медалей не было готово, вручение их было перенесено на 1911 г.
Крейсер «Аврора», совершавший в 1910-1911 гг. практическое плавание, в это время находился в Средиземном море. Командование поручило командиру крейсера капитану 1 ранга II.Н. Лескову посетить порт Мессина и принять награды и подарки.
1 марта 1911. г. крейсер «Аврора» прибыл в Мессину. На следующий день на борту корабля состоялась торжественная церемония, на которой итальянская делегация вручила П.Н. Лескову:
- большую золотую медаль и художественно выполненный благодарственный адрес русскому флоту;
- большие золотую и серебряную медали для В. И. Литвинова;
- большие серебряные медали для командиров кораблей;
- большие серебряные медали и дипломы для кораблей;
- серебряные медали для всех участников спасательной операции;
- многочисленные подарки.

По данным Главного морского штаба, в спасательных работах в Мессине принимало участие следующее количество моряков Российского флота:

– с кораблей Балтийского отряда: 113 офицеров, 164 корабельных гардемарина, 42 кондуктора и 2559 нижних чинов;

– с канонерских лодок "Кореец" и "Гиляк", присоединившихся к кораблям Балтийского отряда: 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

Русским морякам были вручены серебряные шестистрочные медали в память мессинского землетрясения.

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 629.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: На принятие отчеканенных. Итальянским Правительством медалей в память бедствия, постигшего в конце 1908 года Мессину и Калабрию:

Золотых:
ИМПЕРАТОРСКОМУ Российскому Флоту
Бывшему Начальнику Балтийского Отряда, ныне Члену Адмиралтейств-Совета, Вице-Адмиралу Литвинову

Серебряных:
Линейным кораблям:
"Слава" и бывшему командиру его, ныне отставному Капитану 1-го ранга Кетлеру "Цесаревич" и
бывшему командиру его Капитану 1-го ранга Любимову
Крейсеру "Богатырь" и командиру его Капитану 1-го ранга Петрову-Чернышеву
Канонерским лодкам: "Кореец" и бывшему командиру ее, капитану 1-го ранга
Римскому-Корсакову 2-му
"Гиляк" и бывшему командиру ее Капитану 1-го ранга Паттону-Фантону-де-Веррайону,

с тем, чтобы пожалованные лица носили означенные медали, пожалованная Флоту – хранилась в Морском Корпусе, а пожалованные судам хранились на судах, до исключения их из списков, а затем были передаваемы для дальнейшего хранения в Морской Корпус.
На подлинном рукою Морского Министра написано: "Высочайше соизволено. В Царском Селе, Мая 16 дня 1911 года. Морской Министр Вице-Адмирал Григорович".

ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 650.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: на принятие и ношение серебряных медалей.
Командиру отряда, командирам кораблей, офицерам, чиновникам, гардемаринам и нижним чинам – 3029 человек.
Разрешено: 4 октября 1911 г.

ОТНОШЕНИЕ ВТОРОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ.
21 сентября 1911 г., № 11677.
Препровождая у сего в двух запечатанных ящиках 3170 итальянских серебряных медалей, пожалованных лицам, оказавшим помощь пострадавшим во время землятресения в Сицилии и Калабрии в 1908 г., Второй Департамент имеет честь покорнейше просить Главный Морской Штаб не отказать передать 3163 из них чинам Морского Ведомства, поименованным в списках, приложенных к отношениям Главного Морского Штаба от 1 Апреля 1909 г. за № 6594 и от 3 Апреля того же года за № 6818, благоволив об исправном получении медалей уведомить Департамент, с возвращением остальных 7 медалей для передачи таковых Департаментом по принадлежности.
Вместе с тем Департамент препровождает 143 удостоверения, подлежащие выдаче, поименованным в них лицам, присовокупляя, что гардемаринам и нижним чинам удостоверения Итальянским Правительством изготовлены не будут и что пожалование таковых медалей награжденным лицам должно быть удостоверено подлежащим начальством.
Медали, которые, по каким-либо причинам, не представляется возможным вручить лицам, которым они пожалованы, Департамент, по ходатайству Итальянского Министерства Иностранных Дел, покорнейше просит возвратить,
Участвовало в спасении жителей Мессины:

Офицеров:
Балтийского отряда 113, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 20, итого 133
Корабельных гардемарин:
Балтийского отряда 164, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 0, итого 164
Кондукторов:
Балтийского отряда 42, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 4, итого 46
Нижних чинов:
Балтийского отряда 2559, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 260, итого 2819
Всего:
Балтийского отряда 2878, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 284, итого 3162



Носили русские моряки мессинские медали как на пятиугольных колодках, так и на треугольных - кто как мог и хотел.

Русская пятиугольная колодка с шестистрочной мессинской медалью








Матрос с "Богатыря" с медалью за Мессину на треугольной колодке





В чем разница между мессинскими медалями?

Было несколько разных наград, у каждой из которых имелись свои разновидности:
- по металлу
золото-серебро-бронза у четырехстрочных и серебро-бронза у памятных шестистрочных;
- по размеру
40мм для юридических лиц (корабли, организации) и 35мм (четырехстрочка) и 32мм (шестистрочка) для физических лиц, людей.

I. Четырехстрочная
Medaglia di benemerenza per il terremoto calabro-siculo

Медаль заслуг во время землетрясения в Калабрии и Сицилии 28 декабря 1908
Учреждена в Риме 6 мая 1909 года в двух видах:
Диаметр
4 см для учреждений
3,5 см для людей
Степени: золото, серебро, бронза

Надпись на реверсе в четыре строки «Terremoto 28 dicembre 1908 in Calabria e in Sicilia»

Кроме этого, были различия в ленте медали. С 6 мая по 21 октября лента была зелёной с красными полосками 6 мм по краям. Королевским указом № 719 от 21 октября 1909 года вводился указ о том, что цвет кантов становится белым.

Малое золото получили командиры российских кораблей, большое золото флот и корабли.

Плюс командирам кораблей было вручено памятное шестистрочное серебро (см. ниже).

II. Шестистрочная памятная.
Более поздняя La medaglia commemorativa per il terremoto calabro-siculo
«Медаль в память землетрясения в Калабрии и на Сицилии» была учреждена Королевским указом № 79 от 20 февраля 1910 года, чтобы отметить работу наградить за ликвидацию последствий стихийного бедствия, в местах, опустошенными землетрясением 28 декабря 1908 года. Медаль выдавали бесплатно, за счет государства, иностранцам [в т.ч. офицеры и матросы Российского императорского флота с кораблей «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров», «Богатырь» и канонерских лодок «Гиляк II» и «Кореец II»], для солдат королевской армии и военно-морского флота, стражам правопорядка города и членам Ассоциации Красного Креста Италии, участвующим в ликвидации последствий землетрясения 28 декабря 1908 года в Калабрии и Сицилии.

Медаль была изготовлена в единственном размере из серебра и бронзы диаметром 32 мм.
Памятной шестистрочной награждали только людей.



Надпись на реверсе в шесть строк : «Medaglia commemorativa - Terremoto calabro-siculo 28 dicembre 1908»

С лентой у этой медали всё тоже не совсем просто.
Медаль носилась на левой груди на шелковой ленте синего цвета шириной 33 мм, с вертикальной белой полосой в центре шириной 11 мм.

Королевским указом № 497 от 7 июля 1910 лента была изменена. Теперь она стала зелёного цвета, шириной 36 мм, с тремя вертикальными белыми полосами, шириной по шесть мм. Этот вариант является самым распространённым.

Русские моряки получили малое памятное серебро - шестистрочную мессинскую медаль.





Автор серебряных шестистрочных мессинских медалей Луиджи Джиоржи (итал. Luigi Giorgi, 1848-1912) - золотых дел мастер, главный гравер Королевского монетного двора в Риме и первый директор-профессор Школы медальерного искусства.
Шестистрочная бронза, показанная выше, в обрезе шеи S.J. (фирма S.Johnson) - Стефан Джонсон, Милан.

А вот итальянцы могли получить и носить сразу две медали - непосредственно за участие в ликвидации - четырехстрочную и памятную шестистрочную, и серебро и бронзу.
Первой наградой у итальянца орден Итальянской короны.

Сильнейшие землетрясения на протяжении всей истории человечества наносили колоссальный материальный ущерб и являлись причиной огромного количества жертв среди населения. Первые упоминания о подземных толчках датируются 2000 годами до нашей эры.
И не смотря на достижения современной науки и развитие технологий, никто до сих пор не может предсказать точное время, когда стихия нанесёт удар, поэтому часто становится невозможной быстрая и своевременная эвакуация людей.

Землетрясения – это стихийные бедствия, в результате которых гибнет больше всего людей, гораздо больше чем, например, при ураганах или тайфунах.
В этом рейтинге мы расскажем про 12 самых сильных и разрушительных землетрясений в истории человечества.

12. Лиссабон

1 ноября 1755 года, в столице Португалии, городе Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, в последствии названное Великим лиссабонским землетрясением. Страшным стечением обстоятельств являлось то, что 1 ноября – День Всех Святых и тысячи жителей собрались на мессе в церквях Лиссабона. Эти церкви, как и другие здания по всему городу не выдержали мощных толчков и рухнули, похоронив под своими обломками тысячи несчастных.

Затем на город хлынула 6-метровая волна цунами, накрывшая оставшихся в живых людей, мечущихся в панике по улочкам разрушенного Лиссабона. Разрушения и человеческие жертвы были колоссальными! В результате землетрясения, которое длилось не более 6 минут, вызванного им цунами и многочисленных пожаров, охвативших город, погибло не менее 80.000 жителей столицы Португалии.

Многие известные деятели и философы касались этого смертоносного землетрясения в своих работах, например, Иммануил Кант, пытавшийся найти научное объяснение столь масштабной трагедии.

11. Сан – Франциско

18 апреля 1906 года, в 5:12 утра мощные подземные толчки сотрясли спящий Сан-Франциско. Сила толчков составляла 7,9 балла и в результате сильнейшего землетрясения в городе было разрушено 80% зданий.

После первых подсчетов погибших, власти сообщили о 400 жертвах, но в дальнейшем их число возросло до 3000 человек. Однако основной ущерб городу нанесло не само землетрясение, а вызванный им чудовищный пожар. В результате было уничтожено более 28.000 зданий по всему Сан-Франциско, материальный ущерб составил более 400 миллионов долларов по курсу того времени.
Многие жители сами поджигали свои полуразрушенные дома, которые были застрахованы от пожара, но не от землетрясения.

10. Мессина

Крупнейшим землетрясением в Европе стало землетрясение в Сицилии и Южной Италии, когда 28 декабря 1908 года, в результате мощнейших подземных толчков силой в 7,5 баллов по шкале Рихтера, по оценкам различных экспертов погибло от 120 до 200.000 человек.
Эпицентром катастрофы стал Мессинский пролив, расположенный между Аппенинским полуостровом и Сицилией, больше всего пострадал город Мессина, где практически не осталось ни одного уцелевшего здания. Много разрушений принесла и огромная волна цунами, вызванная подземными толчками и усиленная подводным оползнем.

Задокументированный факт: спасатели смогли вытащить двух истощенных, обезвоженных, но живых детей из-под обломков, спустя 18 дней после удара стихии! Многочисленные и обширные разрушения были вызваны в первую очередь низким качеством зданий в Мессине и других частях Сицилии.

Неоценимую помощь жителям Мессины оказали русские моряки императорского флота. Корабли в составе учебной группы совершали плавание по Средиземному морю и в день трагедии оказались в порту Аугуста на Сицилии. Сразу после подземных толчков, моряки организовали спасательную операцию и благодаря их отважным действиям, были спасены тысячи жителей.

9. Хайюань

Одним из самых смертоносных землетрясений в истории человечества, стало разрушительное землетрясение, ударившее 16 декабря 1920 года по уезду Хайюань, входящий в провинцию Ганьсу.
По оценкам историков, в тот день погибло не менее 230.000 человек. Сила толчков была такова, что целые селения пропадали в разломах земной коры, очень сильно пострадали такие крупные города как Сиань, Тайюань и Ланчжоу. Невероятно, но сильные волны, образовавшиеся после удара стихии были зафиксированы даже в Норвегии.

Современные исследователи полагают что количество погибших было гораздо больше и насчитывает не менее 270.000 человек. В то время это было 59 % населения уезда Хайюань. Несколько десятков тысяч человек погибли от холода, после того как их жилища были разрушены стихией.

8. Чили

Землетрясение в Чили 22 мая 1960 года, считается сильнейшим землетрясением в истории сейсмологии, сила толчков составила 9.5 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение было настолько мощным, что вызвало волны цунами высотой более 10 метров, накрывшие не только побережье Чили, но и причинившие огромный ущерб городу Хило на Гавайях, а часть волн достигла побережья Японии и Филиппин.

Погибло более 6.000 человек, большинство из которых попали под удар цунами, разрушения были немыслимые. Без жилья и крова остались 2 миллиона человек, а сумма ущерба составила более 500 миллионов долларов. В некоторых районах Чили, удар волны цунами был настолько силён, что многие дома унесло на 3 км вглубь материка.

7. Аляска

27 марта 1964 года, на территории Аляски произошло самое сильное землетрясение в истории Америки. Сила толков составила 9,2 балла по шкале Рихтера и это землетрясение стало сильнейшим после удара стихии в Чили в 1960 году.
Погибло 129 человек, из которых жертвами подземных толчков стали 6 несчастных, остальных смыло огромной волной цунами. Наибольшие разрушения стихия вызвала в Анкоридже, а подземные толчки были зарегистрированы в 47 штатах США.

6. Кобе

Землетрясение в Кобе, в Японии, 16 января 1995 года, стало одним из самых разрушительных в истории. Подземные толчки силой в 7,3 балла начались в 05:46 утра по местному времени и продолжались несколько суток. В результате погибло более 6000 человек, 26.000 получили ранения.

Ущерб, нанесенный инфраструктуре города было просто огромен. Было разрушено более 200.000 зданий, в порту Кобе оказались уничтожены 120 причалов из 150, электроснабжения не было несколько дней. Общий ущерб от удара стихии составил около 200 миллиардов долларов, что на тот момент являлось 2,5 % от всего ВВП Японии.

На помощь пострадавшим жителям кинулись не только правительственные службы, но и японская мафия – якудза, члены которой доставляли пострадавшим от удара стихии воду и продукты.

5. Суматра

26 декабря 2004 года, сильнейшее цунами, обрушившееся на берега Таиланда, Индонезии, Шри-Ланки и другие страны, было вызвано разрушительным землетрясением силой в 9,1 балла по шкале Рихтера. Эпицентр подземных толчков находился в Индийском океане, недалеко от острова Симёлуэ, возле северо-западного побережья Суматры. Землетрясение было необычайно масштабным, произошел сдвиг земной коры на расстоянии 1200 км.

Высота волн цунами достигала 15 -30 метров и жертвами стихии по различным оценкам стали от 230 до 300.000 человек, хотя точное количество погибших подсчитать невозможно. Многих людей просто смыло в океан.
Одной из причин такого количества жертв стало отсутствие системы раннего предупреждения в Индийском океане, с помощью которого можно было сообщить местному населению о приближении цунами.

4. Кашмир

8 октября 2005 года, в регионе Кашмир, находящимся под контролем Пакистана, произошло сильнейшее землетрясение в Южной Азии за последние сто лет. Сила подземных толчков составила 7, 6 баллов по шкале Рихтера, что сопоставимо с землетрясением в Сан-Франциско, в 1906 году.
В результате удара стихии погибли по официальным данным – 84.000 человек, по неофициальным – более 200.000. Спасательные работы были затруднены в результате военного конфликта между Пакистаном и Индией в этом регионе. Многие села и деревни оказались полностью стёрты с лица земли, а также был полностью уничтожен город Балакот в Пакистане. В Индии жертвами землетрясения стали 1300 человек.

3. Гаити

12 января 2010 года на Гаити произошло землетрясение силой 7 баллов по шкале Рихтера. Основной удар пришелся на столицу государства – город Порт-о-Пренс. Последствия были ужасны: практически 3 миллиона человек остались без крова, были разрушены все больницы и тысячи жилых зданий. Количество жертв было просто огромным, по различным оценкам от 160 до 230.000 человек.

В город хлынули преступники, сбежавшие из уничтоженной стихией тюрьмы, на улицах стали нередки случаи мародерства, грабежей и разбоев . Материальный ущерб от землетрясения оценивается в 5, 6 миллиардов долларов.

Не смотря на то, что посильную помощь в устранение последствий стихии Гаити оказали множество государств – Россия, Франция, Испания, Украина, США, Канада и десятки других, спустя более пяти лет после землетрясения, более 80.000 человек до сих пор проживают в импровизированных лагерях для беженцев.
Гаити является беднейшей страной в западном полушарии и это стихийное бедствие нанесло непоправимый удар по экономике и уровню жизни граждан.

2. Землетрясение в Японии

11 марта 2011 года в регионе Тохоку произошло сильнейшее землетрясение в истории Японии. Эпицентр находился восточнее острова Хонсю и сила подземных толчков составила 9,1 баллов по шкале Рихтера.
В результате удара стихии, была сильно повреждена АЭС в городе Фукусима и разрушены энергоблоки на реакторах 1, 2, и 3. Многие районы стали непригодными для жизни в результате радиоактивного излучения.

После подводных толчков, огромная волна цунами накрыла побережье и уничтожила тысячи административных и жилых зданий. Погибло более 16.000 человек, 2.500 до сих пор считаются пропавшими без вести.

Материальный ущерб также оказался колоссальным – более 100 миллиардов долларов. А учитывая, что на полное восстановление разрушенной инфраструктуры могут уйти годы, сумма ущерба может вырасти в несколько раз.

1. Спитак и Ленинакан

В истории СССР есть много трагических дат и одна из самых известных – землетрясение, сотрясшее Армянскую ССР 7 декабря 1988 года. Мощнейшие подземные толчки всего за полминуты практически полностью уничтожили северную часть республики, захватив территорию, на которой проживало более 1 миллиона жителей.

Последствия стихии были чудовищны: практически полностью был стёрт с лица Земли город Спитак, сильно пострадал Ленинакан, разрушены более 300 сёл и уничтожено 40% промышленных мощностей республики. Более 500 тысяч армян остались без крова, погибло по разным оценкам, от 25.000 до 170.000 жителей, инвалидами остались 17.000 граждан.
Помощь в восстановлении разрушенной Армении оказали 111 государств и все республики СССР.

Оригинал взят у humus в Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию. Часть 2

Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию. Часть 1
Телеграмма контр-адмирала В. Литвинова Морскому министру гласила: «Мессина многие города на побережье Сицилии и Калабрийском берегу совершенно разрушены население в панике засыпанных и раненых насчитывают тысячами точка команды заняты откапыванием людей оказываем помощь пострадавшим точка сегодня посылаю крейсер Адмирал Макаров для отвоза Неаполь четырехсот раненных. 2495. Подписал Литвинов».
Панорама Мессины со стоящими на рейде русскими кораблями


С кораблей на берег были немедленно направлены спасательные группы, включавшие в свой состав спасателей, медиков и санитаров. Погрузив в баркасы, паровые и моторные катера медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары в 8 часов 30 минут утра двинулись к берегу.
Русские моряки отправляются на разбор развалин

То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Развалины жилых домов

Город или то, что от него осталось, разбили на участки и улицы, и каждой группе поставлена была задача - искать живых. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Моряки с русского броненосца "Слава" помогают в расчистке завалов

Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Ориентировались по крикам и стонам людей, раздававшихся из развалин.
Моряки на расчистке завалов

Тут же организовали перевязочные пункты и своего рода «госпиталь», на которые стали переносить раненых. Организовал этот «госпиталь» и перевязочные пункты флагманский врач Балтийского отряда действительный тайный советник Александр Александрович Бунге, в прошлом известный полярный путешественник. В этом ему помогали: младший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский асессор Адам Александрович Шишло, старший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Вячеславович Емельянов, младший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» надворный советник доктор медицины Владимир Казимирович Лубо, старший судовой врач крейсера «Богатыр» коллежский советник Флориан Францевич Гласко, старший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский советник Николай Новиков, младший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Каллина, младший судовой врач крейсера «Богатырь» коллежский асессор Петр Бачинский, старший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» коллежский советник Юрий Каружась. По прибытии в бухту Мессины канонерских лодок «Кореец» и «Гиляк» к ним присоединились судовые врачи этих кораблей: коллежский асессор Николай Востросаблин и коллежский советник Владимир Госс соответственно. Необходимо отметить, что Н. Востросаблин был первым врачом созданного в Кронштадте в 1904 г. накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. первого соединения первых подводных лодок. Это он разработал первую инструкцию «О санитарных мероприятиях на подводных лодках».
Оказание помощи местным жителям

Ни докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.

У пострадавших в основном были как закрытые повреждения (ушибы, ранения и разрывы мягких тканей, повреждение костей и суставов, закрытые переломы костей, вывихи) так и открытые повреждения, раны сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов, ожоги различных степеней. У тяжело пострадавших были множественные переломы ребер. Страх породил шок, коллапс, травматический невроз.
Жертвы землетрясения

А на улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.
Русские моряки переносят тела жертв

Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин.
Извлечение тел из под обломков

Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших, но уже в первый день удалось спасти более ста человек.
Участник событий матрос линейного корабля "Слава" И.М.Моисеев на фоне развалин

Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть и разбирали вручную развалины. Малейшее движение обрушивало стены, заваливая тех, кого можно было спасти. Одного из русских смельчаков, выносившего на руках девушку, обвалившаяся стена похоронила вместе с его ношей. Из вахтенного журнала линейного корабля «Цесаревич»: «30 (17) декабря. 11.50. …При проверке команды выяснилось, что нет минеров Василия Салангина и Ивана Врублевского».
Но команды продолжали разбирать завалы, они отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. Русским морякам приходилось не только разбирать завалы, подвергаясь опасности попасть под обрушивающиеся стены, вытаскивать погребенных, успокаивать обезумевших от горя и страданий, но нередко отстреливаться от банд мародеров, грабивших полуразрушенный банк, магазины. Толчки «освободили» из тюрьмы Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по руинам мародерствовать и убивать. Итальянский репортер свидетельствовал: «…Отнимая денежный шкаф сицилийского банка у бандитов, русские матросы вынуждены были выдержать борьбу с кучкой грабителей, в три раза превосходивших их по численности. При этом шестеро матросов были ранены».
Итальянские моряки переносят раненных

В полдень прибыли корабли английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалеку от бедствующего города. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами. Экипажи с кораблей английской эскадры присоединились к русским морякам по спасению пострадавших.

Корабли Англии, России, США и Франции на рейде Мессины

Американский корабль "Скорпион"

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий.
Расчистка завалов

Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».
Американские моряки пытаются обнаружить среди руин тела американского консула и его супруги

Английские моряки в Мессине

Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба: «…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Федорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В. Литвинов».
Перевозка раненных мессинцев на русские корабли

Смена команд происходила через шесть часов, но многие по-прежнему отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!». Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Таранто. Линкор «Слава» с 600 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
Спасенный ребенок на корабле

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря: «…Вследствие переполнения больных в ближайших городах сегодня послал корабль «Славу» в Неаполь для отвоза 600 раненных и доставки оттуда перевязочных материалов и дезинфекционных средств. Ночью с кораблем «Цесаревич» ухожу в Сиракузы для отвоза раненных и приемки угля. Пришедшие сегодня канонерские лодки «Кореец» и «Гиляк» вечером уходят в Таранто и, сдав там принятых из Мессины раненных, проследуют в Пирей». Позже итальянские врачи написали морскому министру России: «…Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!». Всего русскими моряками была оказана помощь около 2400 пострадавшим.
Шалаши, в которых ютились жители Мессины после катастрофы

Лишенные крова жители Мессины

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря, посланной из Неаполя: «…Сегодня прибывшие в Мессину Король и Королева Италии посетили корабли «Цесаревич» и «Славу» и благодарили за помощь населению. Бедствие ужасное. Средств для спасения засыпанных мало. Погибших не менее 50.000 в одной Мессине, не считая унесенных волною в море. Работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы».

Из письма Морскому министру из г. Бари, полученного 7 января 1909 г. (по новому стилю): «Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец. Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии, и мы были бы глубоко признательны Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили выразить от себя командиру и всему экипажу крейсера «Адмирал Макаров» нашу бесконечную благодарность и вечную преданность; тем более что командир этого крейсера, по своей непостижимой скромности (еще большей, чем его доброта) не пожелал выслушать нашу сердечную признательность. Да поймет Ваше Превосходительство наши чувства лучше, нежели мы умеем их выразить словами, т. к. никакое слово не в силах передать грандиозность подвигов этих героев. Да здравствует Россия! Искренне преданны Вашему Превосходительству доктор Константино Скиорчи и доктор Антонио Де-Викарис».
1 (14) марта в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нем были строки: «Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии…».
Итальянское правительство наградило участников спасения. Контр-адмиралу Литвинову вручили Большой крест Итальянской короны, командирам кораблей и врачам - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года".
Благотворительные марки разных стран выпущенных в пользу жителей Мессины

Благодарность жителей Мессины русским морякам за великое чувство сострадания, проявленное в их самоотверженной помощи, трудно переоценить. Рассказывали, что когда один русский морской офицер, участник "мессинских дней", после революции 1917 г. случайно оказался на Сицилии без средств к существованию, жители острова, увидев у него серебряную медаль с бело-зеленой лентой, через муниципалитет предложили ему пожизненную пенсию и небольшой дом с виноградником. События вековой давности не забыты. О русских моряках рассказывают и сегодня на уроках истории в школах Италии. В новых районах нынешней "большой Мессины", прежде бывших окраинными деревнями, как и весь город, лежавшими в развалинах после землетрясения, можно встретить таблички с названиями "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры".
Что же до самих моряков... По возвращении в Петербург император Николай II, пожимая руку командующему эскадрой контр-адмиралу Литвинову, так выразил свою оценку действиям моряков: "Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование..."
Передача членами Мессинского муниципалитета диплома и золотой медали «за самоотверженность и человеколюбие». Борт КР Аврора, 12 марта 1911 года

Награды за участие в спасении жителей Мессины во время землетрясения

К столетней годовщине землетрясения в Мессине, унесшего 80 тысяч жизней

В Италии проходит выставка «1908 год. Россия - Мессине», рассказывающая о мужестве и самоотверженности русских моряков.

Мессина и Реджио Калабрия накануне нового 1909 года пережили три разрушительных подземных толчка, за которыми последовали другие, но уже меньшей силы.

«На площадях жмутся маленькие группы людей; изувеченные, истощенные страхом, дрожащие от холода - большинство почти наги, некоторые окутаны одеялами, простынями, - писал бывший очевидцем тех событий Максим Горький. - Все босы. У каждого - кто-нибудь, у многих - все близкие погибли. Узнав друг друга, удивляются: «Вы живы?»

И, крепко обнимаясь, плачут, как дети. К ним отовсюду несется зов: «Спасите!» Кто в силах, молча бросается на крики и, стиснув зубы, разрывает камни и мусор голыми руками, каждую секунду рискуя быть задавленным новыми обвалами искривленных изломанных стен».

Однако в Мессине к землетрясению прибавилось новое бедствие. После наиболее сильного третьего толчка море отхлынуло от берега, почти осушив несколько километров прибрежной зоны, а затем вода вернулась на землю, неся катастрофические последствия.

Волны от шести до десяти метров яростно набросились на берег, сметая все, что попадалось на их пути и увлекая за собой тех, кто пытался найти убежище в порту, считая его на тот момент наиболее надежным местом в городе. В Мессине и Реджио Калабрия начали вспыхивать пожары, поскольку газ сочился из поврежденных труб.

Мессина, где было разрушено около 90% зданий, была практически стерта с лица земли. В ее порту располагалась 1-я эскадра торпедоносцев Королевского флота. В восемь утра 28 декабря кораблю «Сафо» удалось проложить путь среди разрушенных в порту кораблей, чтобы высадить своих матросов на шлюпках. Также на берег высадились моряки крейсера «Пьемонт», первыми придя на помощь пострадавшим.

Одновременно лейтенант А. Беллини на торпедоносце «Спика» отплыл из Мессины и, несмотря на сильный шторм, достиг города Марина ди Никотера в Калабрии, откуда ему удалось передать телеграфное сообщение о катастрофе. Так мир узнал о трагедии, постигшей Италию.

Едва распространилась весть об этой трагедии, как к берегам Сицилии и Калабрии устремились корабли, стоявшие на рейде в окрестностях.

Одними из первых на помощь жертвам пришли моряки с кораблей русской гардемаринской эскадры под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова.

В состав эскадры входили линейные корабли «Слава», «Цесаревич», крейсера «Богатырь», «Адмирал Макаров», находившиеся в порту Аугуста на южном сицилийском берегу.

Всего удалось спасти две тысячи мессинцев и около 1800 человек доставить в Неаполь и Сиракузы.

«Разделяясь на небольшие отряды, наши моряки, не обращая внимания на ежеминутные обвалы все еще падавших зданий и новые, хотя и слабые толчки, сотрясавшие землю, храбро лазили по грудам мусора и кричали:

«Эй, синьор, синьор!»

И если в ответ им раздавался стон или крик, они принимались за работу, покрикивая выученные слова:

«Субито! Корраджо!» («Сейчас! Держитесь!» - прим. авт.), вспоминал Максим Горький. - Среди моряков я видел много контуженных, раненых, продолжавших работать, рискуя своей жизнью при каждом случае спасения. Они взбирались на такие места, где, казалось, смерть несомненно угрожала им, но они побеждали - и спасали людей».

А вот отрывок из рассказа капитана 1 ранга В.Ф. Касатонова, чей дед по матери Алексей Иванович Игольников принимал участие в мессинских событиях: «…Когда наступил вечер, корабли полным ходом мчались на рейд города Мессина. Поступило сообщение о разрушительном землетрясении в Калабрии и на Сицилии минувшей ночью. Адмирал доложил полученную информацию в Петербург и не дожидаясь решения командования, приказал следовать в Мессину, до которой было несколько десятков миль. Уже на подходе к городу было получено разрешение Главного Морского штаба оказать помощь пострадавшим.

Ужас заставил содрогнуться моряков, когда они увидели с моря на месте прекрасного южного города охваченные огнем мертвые развалины. За 42 секунды подземных толчков земля раскололась и берег с причалами и набережными опустился в море на несколько метров. Первые минуты пребывания на берегу были страшными: вой и стон из-под развалин, дым пожарищ и зловоние сгоревших тел, мольбы о помощи со вторых или третьих этажей чудом стоящих остовов зданий, появляющиеся из дыма и исчезающие в никуда обезумевшие человеческие фигуры в лохмотьях. Земля гудит, она все еще вздрагивает. Подземные толчки продолжаются.

На берегу были поставлены палатки, в которых корабельные врачи развернули пункты медицинской помощи. Всех раненых, подобранных в городе, сносили в эти пункты. Часть моряков, сменяя друг друга, откапывали из-под развалин покалеченных горожан и тут же оказывали им первую помощь.

Особую ценность представляла питьевая вода, которую специальный отряд привозил с кораблей, ибо в городе не было ни капли воды. К полудню на берегу матросы развели костры и начали готовить для горожан горячую пищу, появился хлеб, доставленный с броненосцев «Цесаревич» и «Слава».

Русские моряки в Мессине совершили подвиг.

В 1910 году итальянское правительство наградило всех без исключения участников спасения, а это около 3-х тысяч русских моряков, «Памятной медалью о землетрясении в Калабрии - Сицилии».

Контр-адмирал В.И. Литвинов, блестяще организовавший спасательную операцию, получил высокую награду Италии - орден «Большой Крест Итальянской Короны», командиры кораблей и корабельные врачи - «Командорские Кресты».

Не осталось в стороне и русское образованное общество. Максим Горький, находившийся в политической ссылке на Капри, поехал на Сицилию, чтобы написать книгу «Землетрясение в Калабрии и Сицилии», которая вышла в Петербурге в начале 1909 года и весь сбор от которой пошел на помощь жертвам землетрясения.

Благородный жест совершил и великий русский певец Федор Шаляпин, женатый на итальянской балерине Иоле Торнаги. Он пожертвовал на пострадавших 5000 франков.

Память о самоотверженности русских моряков до сих пор живет в сердцах благодарных итальянцев. В Мессине многие улицы и проспекты названы в их честь. В 1966 году советская почта выпустила почтовый конверт с рисунком памятника героическим русским морякам в Мессине, а в 1978 году появилась почтовая марка с изображением того же памятника.

Это трагическое событие оставило неизгладимый след не только в человеческой памяти, но и в истории российско-итальянских отношений.

Специально для Столетия