Биографии Характеристики Анализ

В каком году произошел переход. Старый и новый стиль календаря

Отправившись спать 31 января 1918 года, россияне проснулись 14 февраля. В этот день вступил в силу «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». С этого времени страна перешла от юлианского к новому григорианскому исчислению времени.

Всё врут календари

Созданный в Риме в I веке до нашей эры юлианский календарь (по имени Юлия Цезаря) имел погрешность - он был длиннее астрономического года на 11 минут и 14 секунд. Незначительная на первый взгляд неточность привела к тому, что за каждые 128 лет накапливались лишние сутки. В результате календарь начал отставать от природных явлений, а главное от астрономического весеннего равноденствия, которое Вселенский Христианский собор постановил отмечать 21 марта. Интересно, что к концу XVI века (почти через 1280 лет) астрономический момент весеннего равноденствия в юлианском календаре переместился уже на 10 дней - с 21 на 11 марта. Поэтому многие ученые начали поднимать вопрос об исправлении системы летоисчисления. Реформу календаря провел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. По его поручению астрономы составили новый календарь, в котором удалили 10 суток, и после 4 октября наступило 15.

Но новый календарь также не является совершенным: он отстает от астрономического на 26 секунд. Согласно григорианскому, в году (не считая високосные) 365 дней. А наша планета проходит это расстояние за 365 дней 5 часов 48 минут. Получается, что каждый год, в котором ровно 365 дней, у нас накапливаются «не покрытые» календарем часы, которые спустя четыре года образуют почти сутки. Чтобы это компенсировать и предотвратить смещение фактических сезонов года относительно календарных, астрономы предложили добавлять один день в каждом четвертом феврале. Но, чтобы не перебирать лишнее время, ученый Луиджи Лилио придумал считать високосными годами только те из них, число сотен в которых делится на четыре. Так, если 1600 год был високосным (так как 16 делится на 4 без остатка), то следующие вековые года (1700, 1800 и 1900) должны быть в календаре простыми, а 2000-й - високосным. Благодаря введению нового календаря, который по имени папы получил название григорианский, 21 марта вернулось в точку весеннего равноденствия. Но, несмотря на то, что «новый стиль» летоисчисления является более точным, его внедрение было длительным и трудным. Сначала его приняли католические страны Западной Европы - Италия, Испания, Португалия, Франция, Нидерланды, Польша. Позже всех к григорианскому календарю пришли Турция (в 1925 году) и Египет (в 1928 году).

Казусы при пересчете лет Для перевода дат с юлианского на григорианский календарь к первому надо прибавить определенное количество дней в зависимости от столетия. Так, в XIV веке - это 8 суток, в XIV - 9 суток, в XVI - XVII - 10 суток, в XVIII - 11 суток, в XIX - 12 суток, в XX - XXI - 13 суток. Незнание этого правила несколько раз приводило к забавным случаям. Так, все знают, что Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года по «старому стилю». В XIV веке разница составляла +8 дней, значит по новому стилю эта дата приходится на 16 сентября. А в 1980 все центральные газеты сообщили, что 600 лет со дня Куликовской битвы состоится 8 сентября. Получается, что событие состоялось 31 августа. А корреспонденты журнала «Знание - сила» вообще вычли 12 суток, сообщив, что битва произошла 27 августа 1380 года.

Принятие календаря в России

Юлианский календарь, введенный Петром I с 1700 года, просуществовал в России 218 лет. «Трудно сказать, почему Петр I не ввел григорианский календарь, - рассказывает профессор Казанского университета, доктор исторических наук Игорь Ермолаев . - Вероятно, здесь сказались противоречия между католицизмом и православием, а также нежелание императора вступать в конфликт с церковью».

О том, что нужно переходить на «новый стиль» в России поняли только в начале XIX века. Но первые попытки не принесли успеха. Против реформы сначала выступил министр народного просвещения Карл Ливен, а затем православная церковь , которая, к слову, до сих пор живет по «старому стилю». В конце XIX века ученый-химик Дмитрий Менделеев также выступил за принятие григорианского календаря, но святейший Синод заявил о несвоевременности его введения.

Переход заметили не все Переход России к григорианскому календарю произошел после Октябрьской революции 1917 года. Уже через три недели после свержения Временного правительства большевики начали готовить календарную реформу. 24 января Владимир Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь. В силу этого первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15 и т.д.», - говорится в декрете.

Причиной перехода стал тот факт, что григорианский календарь более точный астрономически, и по нему уже жила большая часть Земли. Ленин не хотел, чтобы Россия отставала от других стран.

«Основная масса населения, среди которой были люди неграмотные, реформы не заметила. Рабочие и бывшие крестьяне радио не слушали, газеты не читали, а о праздниках узнавали в церкви, поэтому переход на новое летоисчисление прошел спокойно, без бунтов», - говорит Игорь Ермолаев.

Среди интеллигенции долгожданная реформа была встречена с большим удовлетворением. Однако люди так привыкли жить по «старому стилю», что после реформы первое время ориентировалась сразу по двум календарям. В связи с этим в книгах начали указывать две даты: если событие дореволюционное, то основная дата пишется по юлианскому, а в скобках указывается григорианская, и наоборот.

Еще одним из пережитков юлианского календаря можно считать тот факт, что россияне продолжают праздновать Новый год по «старому стилю» в ночь с 13 на 14 января.

Почему РПЦ не приняла григорианский календарь?

Русская православная церковь в своем богослужении продолжает пользоваться юлианским календарем, в связи с чем и празднует Рождество не в ночь на 25 декабря, а по «старому стилю» на 7 января (спустя 13 дней). Высшее духовенство полагает, что веских причин отказываться от юлианского календаря нет, ведь он освящен многовековым использованием в Церкви. Кроме того, при переходе на «новый стиль» с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) неизбежны нарушения богослужебного Устава, ведь дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским.

Кстати, несходство между датами Юлианского и Григорианского календарей увеличивается каждое столетие. В XX-XXI веках это различие составляет 13 дней, а с марта 2100 года достигнет 14 дней. Поэтому, если традиции сохранятся, с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут праздновать на день позже - 8 января.


Октябрьский переворот 1917 года и захват власти большевиками повлияли на все стороны общественной жизни бывшей Российской империи. Устои российского общества были безжалостно сломаны, банки национализированы, помещичьи земли конфискованы, церковь отделена от государства. Не остались без внимания и проблемы счёта времени. Календарная реформа назревала давно, ещё с середины XIX века. В дореволюционной России в гражданском и церковном обиходе использовался юлианский календарь, а в большинстве западных стран - григорианский. Отечественными учёными П. М. Саладиловым, Н. В. Степановым, Д. И. Менделеевым неоднократно предлагались различные варианты для изменения системы летоисчисления. Задачей реформы являлось устранение 12-дневной, а затем и 13-дневной разницы, возникшей из-за разного способа вычисления високосных годов. Эти предложения наталкивались на негативную реакцию РПЦ и ряда высших должностных лиц, отстаивавших мнение, что введение нового календаря станет изменой канонам православия.

Вопрос о календарной реформе большевики поставили уже в ноябре 1917-го. Меньше чем за два месяца проекты были подготовлены, и 24 января 1918 года председатель Совнаркома Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»1. В документе предписывалось ввести в гражданский обиход григорианский календарь вместо существовавшего юлианского для установления одинаковой системы летоисчисления с большинством мировых держав. Для уравнения дневного счёта следовало после 31 января 1918 года считать не 1-е, а 14 февраля.

Изменение стиля летоисчисления вызвало отрицательную реакцию со стороны Церкви. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения2. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов - о богослужении и правовом положении Церкви в государстве. Оно состоялось 29 января 1918-го. Председательствовавший митрополит Арсений (А. Г. Стадницкий) потребовал скорейшего решения проблемы - к следующему дню. По его мнению, оба отдела должны были выработать аргументированную позицию по столь принципиальному для Церкви вопросу. Срочность диктовалась введением нового стиля через два дня, с 1 февраля.

На заседании единодушно решили сохранить юлианский стиль летоисчисления в церковном обиходе. Одному из делегатов собора, профессору богословия Московской духовной академии С. С. Глаголеву, было поручено подготовить проект по календарному вопросу, оглашённый им на заседании собора 30 января3. В нём констатировалось, что:

1) введение нового стиля в гражданской жизни не должно препятствовать верующим придерживаться юлианского календаря; 2) Церковь должна сохранить старый стиль, потому что введение нового календаря в церковный обиход повлекло бы ликвидацию праздника Сретения в 1918 году; 3) вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решённым Вселенским собором с участием всех христиан; 4) к григорианскому календарю нельзя применять правила о праздновании Пасхи, поскольку в некоторые годы по новому стилю она праздновалась ранее еврейской Пасхи; 5) подчёркивалось, что новый, исправленный, календарь необходим для всего христианского мира, но значение григорианского календаря в этом качестве отрицалось.

Позиция Глаголева выражала официальную точку зрения православной церкви. По решению одного из первых Вселенских соборов в Никее устанавливалось, что христианскую Пасху следовало праздновать позднее еврейской. РПЦ в течение многих лет неуклонно следовала этому правилу и неоднократно обвиняла католическую церковь в его нарушении. Однако в силу изменения политической ситуации в стране Церковь была вынуждена смягчить жёсткую позицию. В 1918 году возможность проведения календарной и тесно связанной с ней пасхальной реформы не отрицалась. В то же время возможность её проведения прямо ставилась в зависимость от созыва Вселенского собора и, следовательно, откладывалась на неопределённое время. По мнению Глаголева, до этого светская власть не имела права препятствовать использованию верующими юлианского календаря для проведения внутренних вычислений. Это заявление было напрямую связано с отрицательным отношением руководства православной церкви к вмешательству в её дела со стороны советского правительства. После краткого обсуждения заключение было утверждено Собором4.

Вскоре для углублённого изучения календарного вопроса была образована специальная комиссия5. В её состав вошли делегаты Собора РПЦ епископ Черниговский Пахомий (П. П. Кедров), профессора С. С. Глаголев, И. И. Соколов, И. А. Карабинов, Б. А. Тураев, П. Н. Жу-кович. Глаголев и Соколов сошлись во мнении, что григорианский календарь вреден, а юлианский - соответствует научным требованиям. Однако это не означало, что в России необходимо сохранить старый стиль. В частности, Глаголев предложил отменить 31-е числа
месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым6. Им был предложен также другой вариант исправления григорианского календаря - через отмену одного дня какого-либо 31-го числа и ликвидацию одного високоса через каждые 128 лет. Одновременно признавалось, что подобное изменение могло быть произведено только по решению международной конференции. Исследователь признал, что правильнее будет передвинуть старый стиль указанным методом не на 13, а на 14 дней. С его точки зрения, проведённые им астрономические вычисления доказали, что этот проект являлся более точным. Тем не менее, несмотря на такие радикальные предложения, учёный считал, что в ближайшее время Церковь должна сохранить старый стиль7.

Членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей.

В связи с начавшейся Гражданской войной заседания комиссии более не проводились. Деятельность её ограничилась составлением и попыткой издания церковного календаря на 1919 год8.

В последующие годы РПЦ продолжала придерживаться старого стиля. Одной из причин этого явилось негативное отношение церковнослужителей к советской власти. Примечательно заявление, сделанное одним из делегатов Поместного собора М. А. Семёновым: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них не реагировать. Я знаю, что так очень многие поступают»9.

В первые месяцы советской власти церковь не посчитала возможным признать её легитимность. Такое положение вещей не могло устроить руководство большевистской партии. После окончательной победы в Гражданской войне оно начинает политику террора против отдельных священнослужителей и Церкви в целом. Для окончательного её подчинения ОГПУ было организовано движение обновленчества и создана специальная антирелигиозная комиссия. Не последнюю роль в этом процессе играл факт признания григорианского календаря. На волне преследований патриарх Тихон был вынужден подписать документы, в которых предписывалось считать день, следующий после 1 октября 1923 года, 14-м октября10. При этом указывалось, что введение нового календаря не затрагивает догматов и священных канонов православной церкви и находится в точном соответствии с данными астрономической науки. Особенно подчёркивалось, что постановление являлось не введением григорианского календаря, а лишь исправлением старой пасхалии11. Это решение было принято под давлением ОГПУ. Однако недовольство многих верующих и служителей Церкви побудило патриарха 8 ноября отменить своё решение, мотивируя это тем, что «удобное время для перехода на новый стиль уже прошло»12.

Реакция властей последовала незамедлительно: канцелярия патриарха была опечатана, экземпляры послания изъяты, а тексты предыдущего постановления расклеены по улицам Москвы без разрешения. Тихон сделал официальное заявление ЦИК СССР, в котором признал, что реформа «возможна в закономерной и безболезненной форме». Патриарх выступил против вмешательства гражданской власти в её проведение, «потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет её осуществление»13. Были сформулированы основные причины нежелания и противодействия введению нового стиля. Как утверждал Тихон, русский народ отличался консерватизмом по отношению к переменам. Малейшие изменения приводят к смуте. Церковный год тесно связан с народным бытом и экономическим годом крестьянина,так как праздниками определяется начало полевых работ. Календарная реформа скомпрометирована движением обновленчества, потому что они отказались соблюдать многие церковные каноны".

Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить Церковь изменить летоисчисление. В результате получалась двойственность, которая образовывала дополнительные проблемы в определении церковных праздников.

Такое положение сохранялось до конца 1920-х годов. Утвердившийся у власти Сталин провозгласил курс на индустриализацию СССР. По мысли руководства страны, новый календарь должен был соответствовать производственному циклу.

Другим важным требованием являлось его «избавление» от религиозной основы. В частности, предполагалось изменить эру летоисчисления, заменив её на более «прогрессивную». В апреле 1929 года этот вопрос стал обсуждаться на страницах печати15. Изначально речь шла лишь о реформе системы отдыха советских трудящихся. Предлагалось отменить все существовавшие праздники и перейти на шестидневную неделю. Революционные праздники планировалось перенести на ближайший день отдыха, используя также вечера рабочих дней. Особо подчёркивалось, что календарную систему шестидневная неделя не ломала, так как оставляла без изменений те же месяцы и числа в году, за исключением «отброшенного лишнего дня». Введение изменённого календаря планировалось с 1 января 1930 года16.

Это предложение положило начало широкому обсуждению реформы календаря. Советские функционеры публиковали пропагандистские статьи, призывавшие к её скорейшему осуществлению. В частности, сотрудник Госплана СССР Л. М. Сабсович считал изменение календаря одним из условий скорейшего перехода на непрерывный производственный год17. Его поддержал работник Наркомата труда Б. В. Бабин-Корень, считавший главным достоинством новой системы летоисчисления «максимальную жёсткость»18. По его мнению, это выражалось в твёрдом сочетании рабочих и выходных дней.

Редакция газеты «Известия» вынесла вопрос об изменении календаря на обсуждение читателей. Оно вызвало живой отклик с их стороны. Большинство предложений сводилось к введению в СССР пятидневной или шестидневной непрерывной недели с одним выходным19.

Собственный проект предложил А. Певцов. Его календарь состоял из декад с двумя выходными днями20. Год делился на десятидневки (декады) и стодневки (тектады) и состоял из 36 декад и одной дополнительной полудекады (5 или б дней). Певцов высказался за отмену месяцев и мотивировал это следующим доводом: так как число 36 делилось на 2, 3,4, б, 9,12,18, то возможно в случае надобности деление года на половины, трети, четверти и т. д. Это могло оказаться необходимым в повседневной жизни, при составлении отчётов, счёта сезонов. Названия дней недели изменялись: первый деньдекады -ДеньСвобо-ды; второй -День Труда; третий - День Партии; четвёртый - День Обороны; пятый - День Победы; шестой - День Просвещения; седьмой - День Союза; восьмой - День Профсоюза; девятый - День Молодёжи; десятый - День Воспоминаний. Первый и шестой дни являлись днями отдыха.

Схожие проекты присылались в редакции других газет. Однако предложения о замене наименований месяцев и дней недели порядковыми номерами не везде встретили поддержку. В частности, редакцией «Торгово-промышленной газеты» они были признаны неприемлемыми и нецелесообразными21.

Специальный проект подал на рассмотрение в Академию наук СССР сын великого химика И. Д. Менделеев22. Он предложил делить год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Неделя состояла из б дней. Её введение определялось возможностью определять дробную часть года одинаковым числом недель в месяце; при исчислении месяца в 5 недель каждое его число приходилось на одинаковые дни недели. В каждом месяце было одинаковое количество рабочих дней. Важным достоинством новой календарной системы, с точки зрения автора, являлось наличие равных по числу месяцев промежутков между датами, которые имели одинаковое количество дней и недель: от 5 февраля до 5 мая и от 5 июля до 5 октября было 3 месяца, 15 недель, 90 дней. Пять или шесть добавочных дней являлись нерабочими. Им присваивались обозначения событий, которые отмечались этим днём. После февраля вставлялся День свержения самодержавия, после апреля - Первомайский праздник, после июня - День Конституции СССР, после августа - День юношества, после октября - День Октябрьской революции. В високосный год дополнительный день вставлялся после декабря и назывался днём памяти Ленина. Название месяцев и дней оставалось без изменений. Упразднялся один день в неделе. Его наименование следовало уточнить впоследствии.

Осенью 1929 года вопрос о реформе календаря обсуждался на самом высоком уровне. Одной из задач правительственной комиссии по введению непрерывного производства в СССР стало «утверждение и издание нового табель-календаря, необходимого при пятидневке и непрерывке»23. В одном из отчётов Наркомата труда СССР подчёркивалось, что «изменение условий работы предприятий, бытовых привычек рабочих и служащих требует соответствующего приспособления календаря»24. Специально оговаривалось, что сложность вопроса заключалась в необходимости его сопоставления с астрономическим годом и западными странами. Поэтому принятие новой календарной системы нуждалось в тщательной проработке. Правительственная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) под председательством В. В. Куйбышева 21 октября 1929 года поручила Наркомату труда СССР проработать вопрос о реформе календаря применительно к непрерывной производственной неделе25.

28 декабря образовалась подкомиссия по реформе календаря во главе с наркомом просвещения РСФСР А. С. Бубновым. Работу её следовало закончить не позднее 20 января 1930 года26. Комиссия провела два совещания. На первом присутствовали астрономы С. Н. Блажко, Н. И. Идель-сон, директора Московского планетария К. Н. Шистовский и Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Было изучено три проекта нового календаря.

Первый из них предполагал установление твёрдой календарной шкалы и определял гражданскую длительность года в 360 дней, при этом каждый месяц включал 30 дней. Оставшиеся пять дней являлись революционными праздниками и из нумерации исключались, однако оставались на прежних местах.
Второй вариант определял длительность года в 365 дней. Дни революционных праздников включались в общую нумерацию дней года. Проект нарушал принцип твёрдой шкалы, но сохранял длительность рабочей части каждого месяца в 30 дней. Однако физическая продолжительность нескольких месяцев (апрель, ноябрь) удлинялась до 32 дней.

Третий вариант предлагал заменить существовавшую семидневную неделю пятидневной с оставлением всех календарных дат на прежних местах. Он допускал установление только скользящей шкалы распределения дней отдыха по числам месяцев.

Участники совещания признали допустимость изменений, предлагавшихся в проектах. Однако были высказаны пожелания, связанные с установлением одинаковой длительности гражданского и тропического годов и «возможно большего сохранения единства календарных дат нового и григорианского календарей»27. В итоге большинство высказалось за первый вариант календаря, предложив при этом установить в нём новые наименования дней недели, соответствовавшие революционному календарю.

На второе заседание были приглашены представители ВСНХ М. Я. Лапиров-Скобло, Госплана СССР - Г. И. Смирнов, Астрономического института - Н. И. Идельсон, директор Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Совещание, кроме упомянутых выше проектов, приняло к рассмотрению два новых варианта - календарь Французской революции и проект Госплана РСФСР, разработанный по решению правительственной комиссии при Совнаркоме РСФСР от 15 октября 1929 года28. Основные положения последнего календаря выглядели следующим образом. Продолжительность года 365 дней в простом и 366 в високосном году, добавлявшемся один раз в четыре года. Летоисчисление устанавливалось со дня Октябрьской революции. Начало общественного и хозяйственного года совпадало и начиналось 1 ноября. Их продолжительность составляла 360 рабочих и 5 или 6 праздничных дней. Каждый год делился на 4 квартала по 90 дней в каждом, квартал - на 3 равных месяца по 30 рабочих дней, месяц - на 3 декады по 10 дней или 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев оставались прежними, но наименования дней изменялись. Первый - День Коммуны, второй - День Маркса, третий - День Энгельса, четвёртый - День Ленина, пятый - День Сталина. Другой новацией стало оставление дней недели без названия, используя лишь порядковые номера.

Большинство членов комиссии высказалось за первый вариант, предложенный ранее. При этом были высказаны пожелания о внесении в него поправок, вытекавших из проекта Госплана РСФСР. Было решено объединить оба варианта таким образом, чтобы устранить необходимость перенесения празднования революционных дней на новые даты29.

26 января 1930 года на заседании правительственной комиссии при СТО по переводу предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю был заслушан отчёт Бубнова о проделанной работе. В итоге появилось постановление об одобрении первого варианта проекта календаря с некоторыми дополнениями. Новый гражданский советский календарь устанавливался с постоянным совпадением чисел месяцев на один и тот же день. Продолжительность года составила 360 обычных дней и 5 или 6 праздничных, имевших наименования первого и второго дня Пролетарской революции, первого и второго дня Интернационала и дня памяти Ленина. Указанные дни обозначались числом предыдущего дня месяца с прибавлением литеры А или Б. Год делился на 12 месяцев по 30 рабочих дней в каждом с прибавлением соответствующих литерных дней. Каждый месяц делился на 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев и дней сохранялись, упразднялись только суббота и воскресенье. Началом гражданского года считался первый день Пролетарской революции.

Новый календарь планировалось ввести не позднее 25 февраля 1930-го. Для окончательного обсуждения и согласования основных положений проекта в течение декады Госплану предписывалось созвать межведомственное совещание. После этого окончательный проект следовало передать на утверждение Совнаркома СССР30.

Конференция при Госплане СССР высказалась за новое летоисчисление. Однако, по её мнению, начало года и наименование месяцев следовало оставить неизменными. В итоге решением правительственной комиссии СТО в стране был введён единый производственный табель-календарь31. Его главным отличием от существовавшей системы летоисчисления являлось включение в него 360 рабочих дней и 5 нерабочих. Так называемые революционные дни (22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября) в календарь не включались. Работники каждого предприятия или учреждения распределялись администрацией на пять групп одинаковой численности. Для её каждого члена выходной устанавливался в определённый день каждой пятидневки: работникам первой группы - в первый день, второй группы - во второй и так далее. Заседания общественных, профсоюзных и административных организаций должны были проходить в первый, третий и пятый дни пятидневки; периодические заседания - в течение года и в определённые дни. Специально оговаривалось, что постановление имело силу «впредь до проведения реформы календаря». Таким образом, единый производственный календарь также вводился на определённый срок. Это означало, что нововведения являлись первым шагом на пути всеобщей календарной реформы. По прошествии нескольких месяцев этот проект планировалось ввести в качестве нового гражданского календаря.

В последующие несколько лет гражданский и производственный календари использовались параллельно. Тем не менее реформа календаря в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х годов так и не была осуществлена. Сочетание производственного и гражданского календарей создавало большую путаницу в определении рабочих и выходных дней. Ситуацию ещё более осложняло одновременное применение различными организациями и учреждениями, зависящими друг от друга, твёрдой и скользящей шкалы выходных дней. При этом для руководящих работников была установлена твёрдая шкала. Это обстоятельство создавало дополнительные трудности в работе предприятий, учреждений и учебных заведений, так как выходные дни начальства и подчинённых часто не совпадали. Отмечались случаи совпадения часов занятий у преподавателей в различных высших учебных заведениях.

Несмотря на попытки разрешения ситуации путём установления во всех предприятиях, учреждениях и учебных заведениях скользящей шкалы выходных дней, положение в лучшую сторону не менялось. В материале, представленном Наркоматом труда РСФСР в правительственную комиссию по введению в СССР непрерывного производства от 23 августа 1930 года, отмечалось, что «опыт применения скользящей шкалы показал, что при существующем общегражданском грегорианском (так в тексте. - Е. Н.) эта шкала с трудом усваивается населением, осложняет составление графиков и т. д.»32.

Постепенно под влиянием экономических и социальных факторов идея о введении непрерывного производства была признана невозможной и бесперспективной. Это повлекло постепенный отказ от её осуществления. В свою очередь, отмирала мысль о реформе календаря. В итоге 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»33. Оно вернуло в СССР привычное сочетание рабочих и выходных дней и положило конец попыткам изменить календарь. Пятидневка же до сих пор осталась в массовом сознании благодаря фильму Григория Александрова «Волга-Волга»: современному зрителю довольно трудно разобраться, что это такое.

Календарный вопрос на протяжении первых лет существования советской власти играл заметную роль в общественно-политической жизни страны. Провал замысла создания революционного календаря объяснялся несколькими факторами. К их числу относились несовпадение советской календарной системы с летоисчислением зарубежных государств. Это вызвало неразбериху в международных отношениях. Этот факт признавался в советской литературе. Один из идеологов новой экономической системы, писатель И. Л. Кремлев-Свэн, считал одним из наиболее серьёзных препятствий для введения нового календаря «возможность разнобоя с заграницей»34. Другой причиной стало непринятие нового календаря большинством населения СССР. Это вызвало путаницу в определении рабочих и выходных дней, сроков отпусков, порождало прогулы и в совокупности уменьшало экономическое благосостояние страны. В силу этих обстоятельств советское правительство отказалось от изменения системы летоисчисления, оставив в гражданском обиходе григорианский календарь.

Примечания
1. Декреты Советской власти. Т. 1. М. 1957. № 272. С 404-405.
2. Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. М. 1918. С 132-133.
3. ГАРФ. Ф. Р-3431. Д. 74. Л. 86 об.
4. Там же. Л. 39, 60 об.
5. Там же. Д. 283. Л. 354-355.
6. Там же. Л. 431.
7. Там же. Л. 432.
8. Там же. Л. 463 об., 663.
9. Там же. Л. 86 об; Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. С 188.
10. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Малого собора епископов о переходе на новый (григорианский) стиль в богослужебной практике от 24. 09 (7. 10)//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Ч. 1. М. 1994. С 299.
11. Послание Святейшего Патриарха Тихона к православному народу
о реформе календаря в Русской Православной Церкви от 18.09 (1.10). 1923//Следственное дело патриарха Тихона. М. 2000. № 186. С 361.
12. Распоряжение («резолюция») Святейшего Патриарха Тихона об отмене в богослужебной практике «нового» (григорианского) календарного стиля от 26.10 (8.11.) 1923 г.//Следственное дело... №187. С 362-363.
13. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) от
17 (30) 09. 1924 г.//Акты... 4.1. С. 337.
14. Там же. С. 337.
15. Дубнер П. М. Советский календарь// Огонёк. 1929. № 40; Викторов Ю. Нужен почин//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5; Кайгородов
А. Надо реформировать неделю//Там же. С. 5; Кремлев И. Л. Непрерывное производство и социалистическое строительство. М.; Л. 1929. С. 108-115.
16. Баранчиков П. Не праздники, а дни отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 86. С. 3.
17. Сабсович Л. М. Решительнее переходить на непрерывный производственный год//Торгово-промышленная газета. 1929. № 173. С. 3.
18. Бабин-Корень Б. В. Стандартизация календарной сетки//Торгово-промышленная газета. 1929. № 223. С. 3.
19. Мотивы за пятидневку (обзор читательских писем)//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3; Пятница//Там же; 0 шестидневке//Там же. № 203. С. 3.
20. Певцов А. За декаду с двумя днями отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3.
21. П. Д. Первые шаги непрерывки. За реформу календаря//Торгово-промышленная газета. 1929.
№ 249. С. 5.
22. Проект шестидневки в Академии Наук//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 203. С. 3.
23. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 7. Л. 15.
24. Там же. Д. 2. Л. 4.
25. Там же. Д. 4. Л. 22, 25.
26. Там же. Л. 24 об., 52 об.
27. Там же. Л. 41.
28. Там же. Д. 6. Л. 12.
29. Там же. Д. 4. Л. 41.
30. Там же. Л. 28 об.
31. Постановление правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. «0 переводе предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю»//Труд. 1930. № 74. С. 4.
32. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 2. Л. 444, 505.
33. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года
«0 переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»//Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1940. № 20. С. 1.
34. Кремлев-Свэн И. Л. Две беседы о непрерывной неделе. М. 1930. С. 27.

Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"...". На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин - о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января - некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что "это задумано в Риме". А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу "восток-запад", но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "новоюлианский" календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: "Предали священное время". Любая Церковь - очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники - по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то "съедаются" две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, "не будет прогибаться под изменчивый мир". Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь "в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". Фото: Издательский проект Владимира Лисина "Дни 1917-го 100 лет тому назад"

Старый и новый стиль календаря в наше время имеет отличие в 13 дней. Такое различие произошло в 1582 году, когда цивилизованные европейцы по настоянию папы Римского сменили Юлианский календарь на Григорианский.

Вообще, вся история с календарями и летоисчислением тянется в седую древность. От времени года очень сильно зависели крестьяне, которые занимались земледелием. Вот они первыми и начали пытаться систематизировать и упорядочивать время.

Больших значений в точности календарных вычислений добилась великая цивилизация Майя. Они точно определяли дни летнего и зимнего солнцестояния и могли просчитать время на несколько тысячелетий вперёд. Но мы не приняли их достижений, а переняли Римский (Юлианский) календарь.

Когда Рим был центром цивилизации и просвещения, в период правления Юлия Цезаря, когда государство было на пике развития – римский сенат принял решение о замене старого греческого календаря, в котором насчитывалось всего десять месяцев, на Юлианский, который Цезарь, по советам Египетских звездочётов, принял за наиболее удобный вариант. Дело в том, что летоисчислением в Риме занимались жрецы.

Началом года считался месяц март, названный в честь Марса (греческого бога плодородия). И раз в четыре года добавлялся дополнительный месяц мерцедоний. Во-первых, никто не знал, когда наступит конец мерцедония, во-вторых, уплата налогов и возвращение долгов слишком затягивалась в связи с добавочным месяцем.

Есть информация, что жрецы получали солидные дары и награды за отсрочку конца года. Вот как раз из-за нестабильности пополнения государственного бюджета (казны) и произошли коренные изменения.

Когда был введен в России Юлианский календарь

Это событие случилось в 1918 году. В этом году просто не было дат: 1, 2, 3 и т. д. до 13 февраля. Было 31 января, а на следующий день наступило 14 февраля.

Это делалось для сближения с Европой. Партийное руководство надеялось на всемирный коммунизм и старалось как можно ближе слиться с западом.

Какое сегодня число по старому стилю

С каждым столетием растёт разрыв между Григорианским и Юлианским календарями, если номер предыдущего столетия не делится с целым результатом на 4.

Например, с 1700 по 1800 года для определения даты события по новому стилю следует добавлять 11 дней, с 1800 по 1900 – 12 суток, а с 1900 по 2100 – 13. После 2100 года разрыв повысится ещё на один день и будет составлять 14 суток.

Разница между Юлианским и Григорианским календарями

Особого отличия в этих системах измерения времени нет, но православные христиане напрочь отказались от применения Григорианского календаря для определения дат праздников.

В 1923 году Советская власть оказывала сильное давление на святейшего Патриарха Тихона, но так и не смогла добиться от Церкви согласия на использование Григорианского календаря (нового стиля).

Как легко осуществить перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь

Для этого следует знать дату события. Если дата ранее 1700 года, то необходимо добавить 10 дней, если с 1700 до 1800 – 11, с 1800 до 1900 – 12, а с 1900 по 2100 – 13 суток. Но стоит заметить, что в России в связи с переходом на новый стиль летоисчисления чисел с 1.02.1918 г. до 13.02.1918 года не было вовсе.

Поменяли старый стиль календаря на новый после революции. Декрет о введении новой календарной системы был предложен на заседании совнаркома и утверждён лично В. Лениным.

Примеры перевода на новый стиль исчисления

Например, давайте разберёмся с днём рождения Тараса Шевченко. Всем известно, что он родился 25 февраля 1814 года по старому стилю. Этот год не был високосным и имел 28 дней февраля. Прибавляем к этой дате 12 дней и получаем 9 марта по новому стилю (Григорианскому).

Ошибки с переводами дат на новый стиль

При переводе на новый стиль событий давно минувших дней допускается колоссальное число ошибок. Люди не задумывались о растущей разнице между Григорианским и Юлианским календарями.

Сейчас такие ошибки можно увидеть в очень авторитетных источниках – Википедия не исключение. Но теперь вы знаете, как можно легко и быстро вычислить дату события, зная лишь его дату по старому стилю.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией , которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.