Биографии Характеристики Анализ

В мозговом штурме и размять. Мозговой штурм

В настоящее время во многих сферах жизни для решения совершенно разных проблем используют множество эффективных методов. Среди них особой популярностью пользуется так называемый метод мозгового штурма. Все о нем слышали, но не каждый знает, в чем его суть. Сегодня мы хотим поговорить о том, что же он собой представляет и как его успешно применять на практике. Итак, что же такое мозговой штурм?

Экскурс в историю

Данный метод был придуман еще в 1941 году сотрудником рекламного агентства в Америке Алексом Осборном.

Мозговой штурм - это метод оперативного, быстрого решения задач на основе стимуляции творческой активности людей, которые принимают в нем участие и предлагают свои разнообразные идеи.

Вообще, сущность данного способа заключается в том, чтобы отобрать группу людей, которые разделятся на две части. Одна из них будет генерировать идеи, а вторая - анализировать. Запрещается хоть какая-то критика. Идея, которую поддержит большинство, будет считаться правильной.

Ест и другие методы принятия решений, мозговой штурм, тем не менее, среди них наиболее известен и популярен. Почему? Да потому что:

  1. Он достаточно надежный и оперативный.
  2. Генерируется за короткое время максимальное количество всевозможных идей.
  3. Полное отсутствие критики.
  4. Развиваются, видоизменяются, модифицируются чужие и свои идеи.

Мозговой штурм - это специально разработанный метод для привлечения большого количества идей. Не поверите, но его эффективность очень высока. Группа из шести человек за тридцать минут может предложить до ста пятидесяти идей! Видимо, поэтому так популярен мозговой штурм. Примеры его использования мы обсудим ниже.

Какова техника проведения мозгового штурма?

Мы уже разобрали, что такое мозговой штурм. Идея здесь - это основа, на которой построено абсолютно все. Давайте теперь разберемся в технике проведения этого метода.

Собирается группа людей, которые отобраны для генерации альтернативных идей. Главным принципом отбора является разнообразие квалификаций и опыта. Группа должна быть очень "разношерстной". Заранее обговаривается, что приветствуются абсолютно любые идеи, придуманные как самостоятельно, так и пришедшие при комбинации с другими предложениями.

Как мы уже подчеркивали, категорически запрещена любая критика. Дело в том, что сама мысль о возможности подвергнуться критике уже может затормозить воображение. Все участники по очереди говорят свои идеи. Остальные внимательно слушают, по надобности записывают новые, пришедшие на ум мысли под впечатлением услышанного. Потом все записи собираются, перечитываются, анализируются. Как правило, это делается уже иной группой специалистов.

Вообще, количество идей можно значительно приумножить за счет их комбинирования. Безусловно, среди полученных данных могут быть совершенно глупые и нереальные предложения. Но их можно очень просто отбросить.

Кто может стать участником?

Серьезных ограничений для участников нет. Рекомендуют создавать смешанные группы, где есть и мужчины, и женщины.

Лучше брать людей, возраст и должность которых не сильно отличаются, поскольку сам вид начальника сдерживает подчиненных.

В группе должно быть примерно равное количество активных и пассивных участников.

Не приглашаются скептически настроенные люди.

Иногда имеет смысл периодически вводить в состав группы новых участников - они способны внести свежие предложения.

Сколько людей принимает участие?

Наиболее оптимальный состав группы - от шести до двенадцати человек. Не рекомендуют разбивать коллектив на более мелкие подгруппы. Кроме того, количественный состав напрямую зависит от числа активных участников. Чем их больше, тем меньше будет команда. Вместо 10 неактивных можно взять, скажем, 5 активных. Но качество от этого не пострадает.

Выбор места

Проведение мозгового штурма должно быть подготовлено заранее. Логично для этого использовать отдельную аудиторию вдали от посторонних глаз. На стенах можно развесить плакаты с правилами, по которым будет проводиться мозговой штурм.

Удобно иметь доску, на которой люди смогут набросать свои идеи. Столы располагаются по кругу. Это повысит уровень контакта участников. Для групп из шести-семи человек идеальным вариантом будет круглый стол. Здоровый юмор поможет создать атмосферу непринужденности и снять лишнее напряжение.

Длительность проведения

Обычно время проведения колеблется от сорока до шестидесяти минут. Это наиболее оптимальный вариант.

Для решения несложных задач достаточно будет и пятнадцати минут. Наиболее удачным временем проведения мозгового штурма принято считать утро, примерно с десяти до двенадцати часов. Однако можно организовать людей и с четырнадцати до восемнадцати часов.

Какие проблемы можно решить методом мозгового штурма?

Мозговой штурм - это именно тот метод, который позволяет справиться с любой проблемой, но только в том случае, если она имеет несколько вариантов решений. Если же вопрос имеет только одно решение, то не имеет смысла пользоваться мозговым штурмом.

Также это метод непригоден для абстрактных тем.

Кстати, с помощью этого метода можно собирать информацию, а не только идеи.

Когда озвучивается тематика мозгового штурма?

Безусловно, тема будущего обсуждения раскрывается заранее. Например, за два-три дня. У участников есть время все обдумать. Но возможно проведение мозгового штурма таким образом, когда тематика становится известной только непосредственно в момент начала обсуждений.

Какую роль играет руководитель?

Основной задачей руководителя является информирование всех людей о правилах метода. Он также контролирует их соблюдение.

Сам лидер тоже должен активно генерировать идеи и участвовать в обсуждениях, ведь цель мозгового штурма - максимальное количество вариантов. Хороший руководитель заранее готовит ряд предложений. Он за пару дней подбирает участников группы. На него вообще ложится весь процесс проведения, и от него же во многом зависит конечный результат.

Как оцениваются идеи?

Чтобы оценить предложенные идеи, нужно заранее подобрать критерии. Это может быть и практичность, и простота решения, и актуальность. Оценивание могут проводить как участники группы, так и другие специалисты.

Немного о правилах проведения

Первое правило: запрещена критика любых идей, высказанных в процессе обсуждения. В мозговом штурме ставка делается на количество предложений. Пусть некоторые окажутся глупыми и несостоятельными, но среди них обязательно найдутся и хорошие.

Второе правило: свободное мышление и поощрение абсолютно всех идей. Одной из целей мозгового штурма является нахождение нестандартных путей решения проблем и ситуаций, иначе все это может стать похожим на обычное совещание, которое изначально убивает любую инициативу. Для творческого подхода людям нужна особая атмосфера и настрой.

Третье правило: предложение огромного ассортимента идей. В данном методе приоритетным является именно количество, а не качество.

Четвертое правило: запись всех идей является обязательной. При проведении штурма следует записывать абсолютно все высказанные мысли. Для наглядности это можно делать маркером на доске.

Пятое правило: обдумывание идей. Когда все мысли уже высказаны, участникам необходимо дать время все осмыслить. Это даст человеку время для отдыха, и заодно он может оценить происходящее.

Этапы мозгового штурма

Зная правила проведения штурма, можно поговорить и о его этапах.


Вместо послесловия

Мозговой штурм - это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Это явление нашло очень широкое применение в повседневной жизни. Сам по себе как метод решения задач он очень интересен. Где может быть задействован мозговой штурм? Примеры его использования можно увидеть, например, на телевидении. Вспомним такие известные передачи, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн Ринг». Да-да. Они основаны как раз на этом методе. Однако игры не единственная ниша, разработку Алекса Осборна очень часто используют в совершенно разных сферах, что говорит о ее популярности.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

Творческое усвоение учащимися учебного материала;

Связь теоретических знаний с практикой;

Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учениками как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

Планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

Подбор вопросов для разминки;

Разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:

1. Во время занятия нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов - есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками.

4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена одобрением.

5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи,

8. Перед началом попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

Заслуживает ли проблема моего внимания?

Что дает ее решение?

Кому и для чего это нужно?

Что произойдет, если ничего не менять?

Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Методика организации и проведения мозгового штурма.

Организационный этап проводится с одним классом. До начала урока, когда учащиеся входят в кабинет и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.

В начале занятия учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

После этого формируется несколько рабочих групп по 3-5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать, и чтобы ученики могли видеть друг друга.

На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут. Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа - помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, учитель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. Как только ученики начинают струдом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того, чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

Учитель в ходе разминки не дает оценки ответам учеников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки - 15-20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы учитель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и оживления в аудитории - непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время выдвижения идей - 10-15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учеников, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15-20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах МШ. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Учитель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в классе творческую атмосферу, поддерживает учащихся. Даже если успехи класса не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в его работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.

По времени заключительный этап самый продолжительный (25- 30 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, МШ проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи учителю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых , сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих , царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Рождение новых идей — не такое уж легкое дело. При их зачатии почти всегда нужны как минимум двое. Одна голова хорошо, а две — вчетверо лучше.

Впрочем, почему две? Согласно новейшим технологиям брейнсторминга, в дело зачатия идей вовлекается до десяти человек. По аналогии с известным процессом им создают «интимную» обстановку, предлагают забыть на время о субординации, расслабиться и выпустить на волю свои скрытые ресурсы.

Но есть несколько причин, ведущих к временной творческой импотенции.

1. Неясность цели

Первая и основная ошибка организаторов мозгового штурма — нечеткость поставленной задачи. Хуже некуда, если к процессу подходят с намерением «что-то придумать». Не стоит ожидать эффекта, когда участники подходят к штурму, не имея перед собой конкретного вопроса.

Стратегия: состояние ясности, когда цели ясны и задачи определены, — знак того, что к мозговому штурму вы подходите правильно. Причем об этих целях участникам штурма следует сообщить заранее, за пару дней. Надо учесть, что далеко не все способны генерировать идеи сходу. Кому-то понадобится время для размышления. Иногда плоды таких размышлений оказываются более ценными.

Психологи считают, что даже средних способностей человек, работая в группе, может придумать вдвое больше решений, чем в одиночку. Кроме того, коллективный труд стимулирует дух соперничества между коллегами. Впрочем, до тех пор, пока не ведет к критическим или враждебным установкам. Вот почему к использованию метода мозгового штурма стоит подходить взвешенно и осторожно.

2. Задача с тремя неизвестными

Вторая ошибка — постановка задачи, включающей в себя решение сразу нескольких вопросов. В этой ситуации проще всего запутаться, не зная, за что взяться в первую очередь.

Стратегия: перед началом сеанса мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. Задача должна включать в себя один вопрос. Сложную задачу надо разбить на более простые, на один-два хода. Например, проведение рекламной кампании включает подзадачи: «Придумать яркий слоган», «Усыпить бдительность конкурентов», «Организовать работу менеджеров» и так далее.

3. Я начальник, ты — стажер

Для проведения мощного мозгового штурма, прежде всего, нужны мозги. Чем больше их носителей вы позовете, тем лучше. Если круг участников расширить за пределы обычных рабочих команд, могут родиться оригинальные решения. А это именно то, чего вы добиваетесь. Между тем, состав участников штурма может оказаться разнородным. Наряду с топ-менеджерами среди участников штурма могут оказаться вполне рядовые сотрудники. Незачем поддерживать привычную иерархию внутри «штурмовой» группы.

Стратегия: для психологического выравнивания участников специалисты советуют создать непринужденный антураж. Можно погасить общий свет и зажечь свечи или настольные лампы. Кому-то помогут граммов пятьдесят коньяку. В среднем штурм длится полтора-два часа. Участники успеют разогреться, но не успеют остыть и заскучать.

4. Он знает, как надо!

Еще одна серьезная ошибка — стремление вовлечь как можно больше специалистов. Уж они-то знают, как надо! Конечно, наряду с профессионалами в мозговом штурме участвуют и местные топы, и даже рядовые менеджеры. Только вот толку от вторых и третьих в такой ситуации практически нет.

Лица, обладающие специальными знаниями в том или ином вопросе, нежелательны. Специалист легко «забьет» других участников, и некоторые могут вообще «закрыться». Остальные участники поневоле будут надеяться на приглашенных специалистов. Это сильно застопорит рождение новых, «сырых» идей внутри участников средней компетенции.

Стратегия: компания для мозгового штурма может подобраться вполне разновекторная. Главное, чтобы признанные авторитеты в обсуждаемой области — если они все-таки присутствуют — были в меньшинстве. К примеру, размышляя о разработке нового продукта, можно собрать вместе не только менеджеров разных отделов, но и клиентов, поставщиков, дистрибьюторов или акционеров. Важно, чтобы это были люди приблизительно одного социального статуса. Числом около десятка.

5. Товарищи, поактивнее!

Неправильно думать, что мозговой штурм — это всего лишь расслабленное совещание. Вообще-то на совещаниях большинству сотрудников удается сохранить молчание или отделаться коротким отчетом. Brainstorm такого не приемлет.

Стратегия: помните, мозговой штурм — это не просто совещание, которое проводится в более расслабленной обстановке. Мозги участников должны быть приведены в максимально боевое состояние. На время надо отбросить всякую усталость, личные проблемы. Поэтому лучше проводить штурм в первой половине дня.

6. С места в карьер

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего: «Товарищи, выдавайте ваши идеи! Поживее, пожалуйста!».

Стратегия: чтобы обсуждение «завелось», нужна разминка. Простой вопрос напомнит участникам, что все они неглупые люди, — независимо от занимаемой должности. Можно спросить, какая кличка была в лицее у Пушкина (кстати, какая?). Это для примера, — вообще-то, чем смешнее, тем лучше. Затем можно взять долларов пятьдесят — и раздавать по доллару, за любую реплику участника с места. Бывает, во время такой процедуры некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.

Для подогревания работы мысли используйте все каналы восприятия. Пусть участники пишут там, где им удобно. Можно раздать маркеры и покрыть столы большими листами бумаги.

7. Прокол без протокола

Многие ценные идеи теряются, не отраженные в протоколе мероприятия. Ошибка организаторов в том, что они полагаются на записи самих участников.

Стратегия: мозговой штурм идет полным ходом. Поставленные задачи и вопросы стоят перед группой, записаны на доске и всем хорошо понятны. Штурмовики приняли легкий допинг и сидят в непринужденных позах. О том, кто здесь начальник, все, похоже, успели забыть. Логичные и абсурдные идеи сыплются из участников, как из рога изобилия. Со стороны эти возбужденно кричащие люди с красными лицами и нелепой жестикуляцией смотрятся довольно смешно. Но видеозапись здесь, к счастью, не ведется. Зато тщательно фиксируется все сказанное.

Очень важно, чтобы кто-то с холодной головой фиксировал любой бред, рожденный в процессе штурма. Самый беспристрастный протокол — диктофонная запись. Но ключевые идеи все-таки лучше сразу записывать на бумаге. Так надежнее.

8. Проверка на дорогах

Очередная ошибка состоит в том, чтобы подвергать критике новорожденные идеи. Неправильно, когда во время мозгового штурма четко выражена оценка идей, исходящих от начальников и от подчиненных.

Стратегия: в момент штурма не существует директора и сейлза. Это нужно для исключения предвзятого отношения к идеям. Ведь не обязательно лучший креатив будет принадлежать начальственным головам. Чтобы младший сотрудник не боялся показаться смешным, на штурме запрещается любая критика.

9. Первым делом — никакой критики!

Идеи, рожденные во время мозгового штурма, не заслуживают критики. Вы же не станете ругать ребенка, который делает первые шаги. То же и с идеями. Время анализа того, что сказано во время мозгового штурма, еще не наступило.

Стратегия: не отвергайте никакие идеи! Даже самые бредовые и, на первый взгляд, невыполнимые. Часто именно такие идеи после доработки превращаются в самые лучшие решения.

То, как будет соблюдаться «декрет» о запрете на критику, во многом зависит от ведущего. Это должен быть достаточно авторитетный человек, имеющий вес в коллективе. Хорошо, если ведущий сам по себе — яркая креативная единица. Ведь когда обсуждение по какой-то причине будет терять свой накал, именно ведущий должен взбодрить участников неожиданной репликой.

Ошибкой некоторых новичков становится попытка обдумывать идею, не делясь ею с окружающими. Это сводит на нет эффект синергии.

Стратегия: мысль должна быть высказана, даже если кажется абсолютно нелепой. Кстати, и решениям, которые кажутся оптимальными, тоже не стоит немедленно ставить пять баллов. Это может застопорить движение идей, ограничить их направленность. Штурм остановится только по истечении заданного времени, а до тех пор — полная свобода мысли.

11. Идея «haute couture»

Пожалуй, самое сложное — это оценка идей, высказанных в процессе мозгового штурма. Есть искушение выделить идею, предложенную руководителем. Для непредвзятого анализа можно привлечь посторонних экспертов. Это могут быть коллеги, партнеры, да, наконец, просто знакомые с хорошим уровнем IQ. Они могут высказать свое мнение о ваших идеях, а также добавить что-то от себя.

Стратегия: напечатайте список предложенных во время мозгового штурма идей и разошлите его не только участникам дискуссии, но и тем, кто на ней не присутствовал. В списке идеи должны быть анонимными. И пусть каждый допишет еще несколько предложений. После того, как число идей дойдет до полусотни, приступайте к их оценке. Лучше делать это через неделю-другую после мозгового штурма, когда страсти улеглись.

12. Без остановки

Плохая организация порой отражается и на здоровье участников. Мало запустить штурм, его надо еще и завершить. Бизнес-тренеры вспоминают, как лет 15 назад проводились масштабные выездные творческие игры. В течение нескольких дней участники не ели, не спали, и серьезно нагружали свои мозговые извилины. Нагрузку выдержали не все. У некоторых «штурмовиков» в буквальном смысле «поехала крыша». Им было уже не выйти из этого состояния.

Стратегия: можете рассказать эту страшилку молодым сотрудникам. Пусть оставят свои идеи до следующего штурма и не отвлекают вас по пустякам.