Биографии Характеристики Анализ

В п зинченко психология. Бесплатная электронная библиотека

Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН. Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран - членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов ". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".

Публикации

  1. + - Время - действующее лицо[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

  2. + - Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....

    // Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm

  3. + - Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))

    Http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm

  4. + - Культурно-историческая психология: опыт амплификации

    Http://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm

  5. + - На пути к осмыслению теоретического мира психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/6206/ http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278

  6. + - О душе и ее воспитании

    Http://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html

  7. + - О человеческой душе и плоти[недоступно]

    Стенограмма выступления на конференции "Междисциплинарные проблемы психологии телесности" 2004 В. П. Зинченко "Психология на качелях между душой и телом" и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги "Феноменология телесности". ных, разрабатывающих проблему телесности

    В настояще время публикация недоступна. http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf

  8. + - Очень субъективные заметки о психологической диагностике

    Http://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.html http://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm

  9. + - Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014

  10. + - Проблема объективного метода в психологии

    Http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html

  11. + - Психология доверия

    Автор брошюры - психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства. Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности. Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов

    // Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

  12. + - Психология на качелях между душой и телом

    Http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf

  13. + - Психология развития (по мотивам Л. Выготского)

    Http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4 http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&

  14. + - Работа понимания

    Понимание - это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова "понимание": 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

    // "Психологическая наука и образование", 1997. № 3

    Http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121

  15. + - Размышления о душе и ее воспитании

    Http://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm

  16. + - Участность в бытии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/974/

  17. + - Человек в пространстве времен

    Http://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html

  18. + - Человек развивающийся. Очерки Российской психологии

    В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры. Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».

    Http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492

  • (Россия, г. Москва) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО, автор более 300 работ.

Родился 10 августа 1931 года в семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.); Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.); Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии // Вопр. философии, 1977. №7 (соавт. М.К.Мамардашвили); Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.); Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".
К учебникам и учебным пособиям относится большая словарно-понятийная работа. В.П. Зинченко публиковал статьи в ВСЭ, в Философской и Педагогической энциклопедиях В настоящее время он заканчивает работу над 3-м изданием Психологического словаря

Зинченко Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харьков) - российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии.

Биография Владимира Петровича Зинченко

Владимир Петрович Зинченко окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Владимир Петрович Зинченко - организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность Владимира Петровича Зинченко

Владимир Петрович Зинченко экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды Владимира Петровича Зинченко

1. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
2. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
3. Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
4. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
5. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
6. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
7. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
8. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
9. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
10. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
11. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem)

Работы по истории психологии Владимира Петровича Зинченко

1. Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
2. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
3. Зинченко, В. П. (1995). Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
4. Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip
5. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, № 1.
6. Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
7. Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
8. Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
9. Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура...». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.

(10.08.1931 г., Харьков - 06.02.2014 г., Москва), психолог, философ, академик РАО , доктор психологических наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ по специальности "психология" (1953). С 1951 — учитель психологии и логики в средней школе. В 1954—1961 — аспирант и научный сотрудник Психологического института АПН. Докторская диссертация — "Восприятие и действие" (1966). С 1969 — профессор. В 1959 начал работать в оборонной промышленности над проблемами инженерной психологии. В 1970 создал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, которой руководил до 1982. Кафедра восстановила подготовку специалистов по психологии труда, прекратившуюся в стране в 30-е гг, и начала подготовку специалистов по инженерной психологии. В 1969—1984 Зинченко руководил Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретико-методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. Под ред. Зинченко В. П. (и В. М. Мунипова) с 1970 по 1984 было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии. В 1979 был издан написанный ими же первый в стране учебник "Основы эргономики". В 1984 Зинченко В. П. создал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики; там же (1986—1988) руководил кафедрой философии. В 1989—1991 Зинченко В. П. был заместителем председателя Центра наук о человеке. Зинченко В. П. — член-корреспондент АПН СССР (1974), академик РАО (1992), в 1992—1997 — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; почетный член Американской академии искусств и наук (1988). Как вспоминает Зинченко В. П., его интерес к философии зародился в общении с друзьями-философами — тогда еще студентами и аспирантами: М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким , Э. В. Ильенковым , А. А. Зиновьевым, A. M. Пятигорским, Б. А. Грушиным, В. Н. Садовским, Ф. Т. Михайловым, В. А. Лекторским и др. (Зинченко В. П. отмечает большое влияние, оказанное на него Э. Г. Юдиным). С некоторыми из них Зинченко В. П. опубликовал совместные работы по философии проблемам психологии. Собственные теоретико-методологические исследования Зинченко связаны с дальнейшей разработкой и оценкой культурно-психологической теории развития психики и сознания Л. С. Выготского ; психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева , А. Р. Лурии , С. Л. Рубинштейна; с состоянием и перспективами развития отечественной психологии и др. Ряд работ Зинченко посвящен проблемам культуры и техники, культуры в науке. Зинченко В. П. руководил комплексными научными программами "Геном культурного и духовного развития" и "Координаты поступка". При большом разнообразии интересов и тем публикаций Зинченко в его исследованиях имеются две главные доминанты. Первая — формирование образа мира и построение образа действий в мире; вторая — проблема развития, понимаемого как формирование динамических функциональных органов-новообразований (А. А. Ухтомский), или артефактов, форм превращенных, амплификаторов человеческой жизни (М. К. Мамардашвили). Процессы развития психики трактуются Зинченко как взаимное обогащение и обращение внешних и внутренних форм, своего рода хронотопия сознательной и бессознательной жизни. В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Олександр Прокопович Зінченко

Алекса́ндр Проко́фьевич Зи́нченко (укр. Олекса́ндр Проко́пович Зі́нченко ; 29 декабря (19461229 ) года, Николаев , Украинская ССР - 26 июля года, Киев , Украина), методолог , специалист в области управленческого консультирования , педагог . Ученик и последователь философа и методолога Г. П. Щедровицкого . Сооснователь .

Биография

Учился в школе с углубленным изучением немецкого языка , располагавшейся в Печерском р-не г. Киева .

С третьего класса активно занимался спортом, имел спортивные разряды по велоспорту , футболу , каратэ , лыжному спорту , плаванию .

В 1965-1970 годах учился на архитектурном факультете , по окончании которого получил диплом инженера-строителя .

Первый самостоятельный архитектурный проект выполнил во время службы в Советской армии : спроектировал и руководил строительством музея войсковой части в г. Приозёрск (Карагандинская обл. , Казахстан) .

После демобилизации из армии работал в разных проектных институтах, участвовал в разработке десятка проектов по сооружению санаториев, вузов, жилых домов, интерьеров. С 1974 года - членом Союза архитекторов СССР .

В 1975-1978 годах был слушателем Республиканских курсов иностранных языков на право преподавания английского и французского языков . Также занимался изучением итальянского, испанского и польского языков .

В 1994 году проходил обучение в Высшей банковской школе в г. Боулдер (шт. Колорадо , США) .

В 2000 году перешёл из украинского гражданства в российское .

Научная деятельность

Личное знакомство с основателем СМД-методологии Г. П. Щедровицким состоялось в 1978 году во время проходившего в Киеве Всесоюзного научно-технического совещания по проблемам искусственного интеллекта. С этого времени становится постоянным участником Московского методологического кружка (ММК), а также многочисленных мероприятий, проводимых под руководством и с участием Г. П. Щедровицкого , в числе которых: 57 организационно-деятельностных игр (ОДИ), сотни семинаров, конференций, учёных советов .

Внёс значительный вклад в систематизацию и развитие схемотехники в СМД-методологии : являлся разработчиком «Музея схем» (первая редакция была представлена в 1984 году), основал практику конструирования схем (серия специальных ОДИ по теме «Схемы и знаки в мыследеятельности»: ОДИ-28 (1983), ОДИ-34 (1984), ОДИ-45 (1985)), разработал программу работ по теме «Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности» (1993), подготовил и провёл десятки семинаров и несколько конференций по теме «Схематизация и знакотехническая работа» и др.

Являлся организатором первых трёх методологических съездов, которые были проведены в Киеве в 1989-м, 1990-м и 1991-м годах .

Занимался педагогической деятельностью, начиная с 1980 года и вплоть до последних дней жизни: в качестве визит-профессора читал циклы лекций в различных вузах бывшего СССР , в последние годы организовывал и проводил проектно-аналитические сессии для студентов Тольяттинской академии управления (ТАУ) , последний семинар, в котором А. П. Зинченко принял участие и который состоялся по его инициативе, был посвящён общей управленческой и методологической подготовке школьников .

Начиная с 1987 года, начал заниматься управленческим консультированием в сферах: финансы, хозяйство, производство, образование, здравостроительство, социальная поддержка, муниципальное и региональное управление, энергетика, агробизнес и др.

В 1990 году инициировал разработку организационного проекта Сети методологических лабораторий (СМЛ), координировал последующую работу по функционированию и развитию сети . В рамках СМЛ:

В 1991-1995 годах был директором предприятия «Касталь» .

В 2008-2012 годах работал под началом давнего партнёра по организации и проведению ОДИ А. Г. Реуса , возглавлявшего на тот момент времени ОАО ОПК «Оборонпром» , занимался «управлением знаниями» (проектировал и организовывал проектно-аналитические сессии, рабочие семинары, тренинги по выделению и анализу управленческого опыта и т. п.) .

Библиография

  • Методологическая школа управления: В 8 книгах. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / В. Б. Христенко , А. П. Зинченко , А. Г. Реус и др. - М., 2012. - ISBN 978-5-9614-4310-3 .
  • Управление знаниями в системе работ с персоналом корпорации. Корпоративная антропотехника / А. Г. Реус , А. П. Зинченко , С. Б. Крайчинская . - М., 2012. - ISBN 978-5-9614-2212-2 .
  • Общая управленческая подготовка / А. П. Зинченко . - Тольятти, 2006.
  • Рельсы. Трубы. Провода. Опыт управления инфраструктурными комплексами. Из рабочих тетрадей заместителя председателя Правительства РФ В. Б. Христенко / Сост.: А. П. Зинченко . - М., 2004.
  • Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / Сост.: А. П. Зинченко . - М., 2003. - ISBN 5-7749-0315-X ; М., 2004. - ISBN 5-7749-0354-0 .
  • Игровая педагогика (Система педагогических работ Школы Г. П. Щедровицкого) / А. П. Зинченко . - Тольятти, 2000. - ISBN 5-8146-0015-2 .
  • Педагогическая инженерия / А. П. Зинченко . - Тольятти, 1997.
  • Зинченко А. П. «Изготовление мысли» по Г. П. Щедровицкому // Вопросы методологии. - 1996. - № 1-2.
  • Зинченко А. П. Нормальная школа в истории и культуре мыследеятельности // Проектирование нормальной школы: Сб. ст. - Тольятти, 1996.
  • Зинченко А. П. Учебный план и траектории становления человека // Кентавр. - 1996. - № 2.
  • Зинченко А. К программе исследований и разработок по теме «Сфера книги» // Культура и культуротехника в контексте образования: Сб. ст. - Тольятти, 1995.
  • Зинченко А. Культура и искусство // Культура и культуротехника в контексте образования: Сб. ст. - Тольятти, 1995.
  • Зинченко А. П. Ремесло методолога // Кентавр. - 1995. - № 1.
  • Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ: Метод. пособие / А. П. Зинченко . - Тольятти, 1995.
  • Введение в мышление и деятельность организатора / А. П. Зинченко . - К., 1994.
  • Зинченко А. П. К программе работ по теме «Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности» // Кентавр. - 1994. - № 1.
  • Зинченко А. П. Образовательная программа Сети методологических лабораторий. // Вопросы методологии. - 1994. - № 3-4.
  • Зинченко А. П. Проектирование в современных образовательных системах // Проектирование нормальной школы: Сб. ст. - Тольятти, 1994.
  • Зинченко А. П. Понятие об исследованиях в мыследеятельности // Вопросы методологии. - 1994. - № 1-2.
  • Зинченко А. П. Об устройстве и употреблении понимающих машин // Вопросы методологии. - 1992. - № 3-4.
  • Зинченко А. П. О типах рациональности // Рационализм XXI века. - Обнинск, 1991.
  • Зинченко А. П. Понятие о практической науке // Вопросы методологии. - 1991. - № 1.
  • Зинченко А. П. Искусственно-техническая картина мира // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. - Обнинск, 1990.
  • Зинченко А. П. Исследовательские программы в сфере инженерной мыследеятельности // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. - Обнинск, 1990.
  • Коллективные формы организации труда в архитектурно-градостроительном проектировании / А. П. Зинченко . - К., 1990. - ISBN 5-7705-0356-4 .
  • Зинченко А. П. Проектирование новых культурных форм в организационно-деятельностных играх // Социальное проектирование в сфере культуры. - М., 1987.
  • Зинченко А. П. Выпуск в XXI век // Архитектура. - 1986. - № 3.
  • Зинченко А. П. Идеализация в ситуациях организации рефлексии коллективной мыследеятельности // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. - Новосибирск, 1986.
  • Зинченко А. П. Анализ ситуации в методологии и теории проектирования // Техническая эстетика. - 1985. - № 8.
  • Зинченко А. П. Организация рефлексии в процессах коллективного решения проблем // Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск, 1984.
  • Зинченко А. П. Игра (учебно-воспитательный процесс в ВУЗе) // Архитектура. - 1982. - № 9.
  • Зинченко А. П. О трудностях самоопределения // Архитектура. - 1982. - № 21.
  • Жилые образования из мобильных модульных ячеек / А. П. Зинченко . - М., 1975.

Напишите отзыв о статье "Зинченко, Александр Прокофьевич"

Примечания

  1. День памяти Александра Прокофьевича Зинченко [Электронный ресурс] // Тольяттинская академия управления. - Веб-сайт ТАУ. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.taom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=920:zinchenko&catid=1:obshhie-novosti&Itemid=50, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Христенко В. Б. , Реус А. Г. Александр Прокофьевич Зинченко [Электронный ресурс] // Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». - Веб-сайт Фонда ГП. - 27.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.fondgp.ru/news/latest/13, свободный. - Загл. с экрана.
  3. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». - Веб-сайт Фонда ГП. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.fondgp.ru/mmk/personalia/1970/13, свободный. - Загл. с экрана; Биография [Электронный ресурс] // Александр Зинченко: www.alzin.ru. - Персональный сайт А. П. Зинченко. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.alzin.ru/bio.html, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Методология в России // Кентавр. - Сетевой журнал. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: v2.circleplus.ru/personalia/odi/zinchenko/index_html, свободный. - Загл. с экрана.
  5. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Тольяттинская академия управления. - Веб-сайт ТАУ. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.taom.ru/educat/about_org_zalex.html, свободный. - Загл. с экрана.
  6. Зинченко А. П. Г. П. Щедровицкий как практик и современная практика СМД-методологии [Электронный ресурс] // Александр Зинченко: www.alzin.ru. - Персональный сайт А. П. Зинченко. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.alzin.ru/files/gppraktik.doc, свободный. - Загл. с экрана.
  7. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Тольяттинская академия управления. - Веб-сайт ТАУ. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.taom.ru/pgs/information/org_zin.htm, свободный. - Загл. с экрана.
  8. Указ президента Российской Федерации о приёме в гражданство Российской Федерации от 25 мая 2000 года [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. - Веб-сайт НТЦ «Система». - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2000022000&docid=88, свободный. - Загл. с экрана.
  9. Умер помощник председателя Коллегии ЕЭК Александр Прокофьевич Зинченко [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. - Веб-сайт ЕЭК. - 27.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/27-07-2015-1.aspx, свободный. - Загл. с экрана.
  10. Сообщение о смерти А. П. Зинченко [Электронный ресурс] // Персональный блог Юрия Зинченко в Фейсбуке. - Социальная сеть «Фейсбук». - 26.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.facebook.com/photo.php?fbid=1043469305665402&set=a.777053238973678.1073741828.100000070268552, свободный. - Загл. с экрана.
  11. Сообщение о месте прощания с А. П. Зинченко [Электронный ресурс] // Персональный блог Юрия Зинченко в Фейсбуке. - Социальная сеть «Фейсбук». - 26.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1043775958968070&id=100000070268552, свободный. - Загл. с экрана.

Отрывок, характеризующий Зинченко, Александр Прокофьевич

– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.
Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы.
– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.