Биографии Характеристики Анализ

Варвар – это … Значение слова «варвар» и первое упоминание. Варвары: трагическая история бесстрашных чужеземцев Кого в древней греции называли варварами

Варвары — это слово, которое сегодня часто используется по отношению к нецивилизованным или жестоким личностям, которые своими действиями разрушают или уничтожают культурные ценности и другие творения людей, полезные для общества. Возник этот термин в Древней Греции, где варварами называли чужестранцев. Древние римляне также начали использовать слово "варвары", но несколько расширили его понятие. Давайте заглянем в историю и узнаем, какова этимология его происхождения и как его значение менялось с течением времени.

Кто они — варвары?

Именно так в Древней Греции и Риме называли тех, кто был гораздо ниже развит в отношении культуры и не обладал передовыми на тот момент знаниями. Варварами могли именоваться представители разных наций, например германцы, готы, славяне, кельты. Кроме того, этот ярлык вешался на примитивные в общественной организации группы (например, на кочевников) или низшие социальные классы, также ведущие примитивный образ жизни и не обладавшие элементарными научными знаниями (например, на нищих). Это касалось граждан как внутри, так и вне собственной страны. В качестве альтернативы этот термин иногда использовался с противоположной коннотацией: варварами восхищались, а их образы романтизировались. Они преподносились обществу как герои, свободные в своем выборе, сильные, смелые, способные постоять за свой народ. Яркий пример такого положительного варвара - Конан-воин из рассказов Роберта Говарда. Этот образ стал невероятно популярен после удачной экранизации произведений писателя.

В идиоматическом или образном использовании слово «варвар» также может быть индивидуальной ссылкой на бесчувственного и безжалостного человека. В современном мире это обозначение обычно употребляется как обобщение, основанное на утвердившемся стереотипе.

Германцы-варвары

Но вернемся к историческим фактам и попытаемся разобраться, почему и кого римляне называли варварами. Справедливости ради, начать нужно с древних греков. Все мы знаем, что именно они "качали" колыбель нашей цивилизации. В Древней Греции задолго до Рождества Христова, еще в V веке до новой эры, уже существовали водопровод и канализация, возводились прекрасные храмы, которыми мир восхищается и поныне, необычайно развитыми были медицина, математика, философия, искусство. Древние римляне многое заимствовали у греков, например, алфавит. Постепенно их культура тоже расцвела и укрепилась.

В этот временной отрезок (I-II вв. до н. э.) многие другие народы еще вели племенной образ жизни. У них не только не было абсолютно никаких прогрессивных на тот момент технологий, они даже понятия не имели о многих очевидных вещах, жили по патриархальным законам, преклонялись жрецам и друидам. Поэтому совсем не трудно понять почему римляне называли варварами древних германцев или подобных им людей. Однако есть и другие объяснения этому явлению.

Этимология слова

Есть мнение, что всех чужестранцев называли варварами древние римляне и греки. Об этом пишут многие историки, ссылаясь на то, что речь других народов была мудрым грекам непонятной. Эта теория кажется верной, если обратить внимание на то, как звучит, например, немецкая речь. Некоторым она кажется слишком резкой, грубой и отрывистой, по сравнению с мелодичной итальянской или мягкой и ритмичной греческой. Тем, кто не знает немецкого языка, слышатся не отдельные слова, а только "вар-бар-бар-вар". Это еще одно объяснение, почему римляне называли германцев варварами.

Однако оно не может ответить, почему, например, древних египтян или византийцев они таким словом не называли, хотя те народы тоже общались на непонятном языке. Так кого и почему римляне называли варварами? Ответ может быть таким: это слово возникло случайно, на основе непонятного бормотания чужеземцев. Надо сказать, что у греков и поныне сохранилась такая черта - давать яркие и емкие по смыслу эпитеты, которые впоследствии становятся общепринятыми выражениями. Также в их языке есть много слов, слагающихся из повторяющихся слогов. Например, "я-я" (бабушка), "вэ-вэ" (разумеется), "на-на", "по-по", "да-да" и другие. Вполне допустимо, что они иронично спародировали разговоры чужеземцев.

Появившееся новое слово закрепилось. Далее нужно допустить, что те чужеземцы были не высокообразованными египтянами, а полудикими кельтами, с которыми грекам довелось повстречаться на запутанных дорогах истории. Тогда все становится на свои места. Те, кого называли варварами римляне и греки, бормотали нечто нечленораздельное, плюс, не обладали элементарными научными знаниями. Раз возникнув, ироничное прозвище закрепилось, а после начало свою самостоятельную жизнь.

Термин в современном мире

Сегодня значение этого слова далеко от первоначальных римско-греческих корней. Яркий пример — речь 2012 года, озвученная президентом Бараком Обамой в Нью-Йорке. В ней он во всеуслышание назвал варварством преступления, совершаемые против детей, рабство и военное насилие.

Когда Обама использовал термин «варварский», он не имел в виду людей, которые не разговаривают на латинском или греческом.

Еще немного о Древних Греции и Риме

Самое раннее упоминание слова «варвар» в литературе Древнего мира содержится в описаниях Гомера, который называет этих людей «барбарофони». Что значит "бар-бар", мы уже объяснили. "Фони" на греческом - это "голос", а в неточном переводе "речь". Нет никаких сомнений в том, что одной из основных причин появления слова была лингвистическая. Любопытный факт состоит в том, что между древними греками не было согласия относительно того, кто и как говорит по-гречески, так как в стране существовало более сотни диалектов. Многие из них сохранились и сейчас, поэтому жителей Крита с трудом понимают, например, в Македонии. Раньше различия диалектов были гораздо существеннее. Поэтому ряд ученых полагает, кого римляне и греки называли варварами, они и сами толком не знали. Возможно, такое прозвище звучало в адрес граждан своей же страны, говорящих на непонятном диалекте.

Поэтому исходное значение слова «варвар» не относилось к актам зла, а скорее к тем, кто не владел наиболее распространенными и употребляемыми наречиями.

Кого называли варварами римляне

Значение этого термина резко изменилось на закате Римской империи, когда некоторые народы начали посягать на земли римлян. Эти "варвары" почти никогда не объединялись. Некоторые грабили Римскую империю, а другие — становились ее союзниками.

Рим активно развивал различного рода отношения с готами, вандалами, герулесами, суэвеями, саксами, гепидами, а также сарматами, аланами, гуннами, аварцами, пиктами, карпи и исавриями.

Например, Аттила, который является, пожалуй, самым известным «варваром» того периода, управлял огромной империей, контролировавшей другие группы чужеземцев. В начале своего правления он объединился с римлянами против бургундцев, а позже восстал против римлян и выступил против них во Франции.

Позитивная коннотация

Стоит отметить, слово «варвар» не имело отрицательного значения для всех в Римской империи. Примерно в 440 г. христианский священник Сальвий писал, что почти все варвары, принадлежащие к одной расе или к родственникам, любят друг друга, а римляне преследуют друг друга.

Он отмечал, что многие бедные римляне обращаются к чужеземцам за помощью. Они ищут человеческого взаимодействия среди варваров, потому что от римлян получают лишь это варварскую бесчеловечность. Поэтому на вопрос, кого римляне называли варварами, нет однозначного ответа. Как, впрочем, и на многие другие вопросы из истории человечества.

Философская трактовка термина

Среди современных ученых и среди широкой общественности определение, кого римляне называли варварами и почему, вызывает множество споров.

Если и есть в истории человечества общая характеристика, которая объединяет все когда-либо существовавшие цивилизации, то это идеологическая потребность защищаться не только против собственных врагов, но и против врагов-цивилизаций.

Исходя из этого, термин «варвар» может быть распространен даже на Древний Китай, а также на все народы, живущие за пределами определенной страны. Действительно, слово «варвар» можно распространить на любую культуру, которую можно рассматривать как вражескую цивилизацию, социальная структура которой существенно отличается от структуры того государства, которое применяет по отношению к чужеземцам термин «варвар».

Вывод

Пока древние греки иронизировали над теми, кто не говорил по-гречески, то есть являлся варваром, значение этого термина менялось. Трансформация смысла данного слова достигла такой степени, что древние греки, наверное, не узнали бы его в современном контексте.

Именно поэтому сейчас ответ на вопрос, кого древние римляне называли варварами, пока ждет дополнительного исследования.

Слово «варвар» существует очень давно. Его можно встретить в старославянском языке, древнерусском и современном. История происхождения этого термина необычайно интересна. В статье будет рассмотрено значение слова «варвар» и то, как менялось оно с течением времени. Каждая эпоха вносила свои изменения в это понятие и трактовала в свою угоду.

Где встречается слово «варвар»?

Оно распространено повсеместно и употребляется многими народами. Вызвано это тем, что слово имеет древнее происхождение и со временем стало использоваться не только в области своего появления, но и по всему свету.

Родина слова - Древняя Греция

Именно эта великая страна, колыбель современной цивилизации, дала миру новое слово. Греки тысячелетия назад называли так всех чужаков. Для них варвар - это любой чужеземец, который жил за пределами греческого, а затем и римского государства. Этимология слова до сих пор спорна. Считается, что это звукоподражание непонятных и чуждых для греков языков - вар-вар. Слово имело презрительный оттенок, поскольку другие племена греки считали менее образованными и культурными. Впрочем, многие ученые не согласны с этой версией и считают, что у данного термина было нейтральное значение.

Причем изначально этим понятием назвали всех, говорящих на ином языке, и только потом стали применять именно для обозначения других народов.

Позднее слово перешло к римлянам, но получило другое значение. Для жителей Римского государства варвар - это грубый, необразованный человек. Так стали называть северные народы, которые по развитию культуры намного отставали от населения и Италии.

По-гречески варвар звучал как barbaros. Латинское название - barbarus в том же значении (чужеземец, чужак). Интересно, что в современном французском языке есть слово barbare. Оно означает «жестокий, варварский» и очень похоже на другое слово - barbe (борода). Как считают специалисты-языковеды, сходство это вовсе неслучайное. Древние греки предпочитали носить аккуратные небольшие бородки, которые завивали и умащивали ароматными маслами. Северные племена, жившие по соседству, о красоте своих волос и бород не заботились, поэтому вид они имели неопрятный.

Первое упоминание слова и изменение отношения к варварам

Если верить письменным источникам тех лет, впервые это понятие применил в конце VI в. до н. э. греческий историк Эллины не принимали многих привычек и обычаев соседей, например, шумных пиров скифов и фракийцев. Об этом писал поэт Анакреонт. Философ Гераклит в своих трудах применил такое метафизическое понятие, как «варварская душа». Таким образом, со временем слово стало принимать все более негативный оттенок. Варвар - это иноземец, для которого характерен общий низкий уровень развития культуры и у которого отсутствуют приемлемые для греков и правила поведения.

Переломным моментом стали греко-персидские войны, тяжело давшиеся эллинам. Стал формироваться негативный образ человека не греческого происхождения и создаваться стереотип варвара - трусливого, коварного, жестокого и ненавидящего Грецию.

Затем был период, когда появился интерес к иноземной культуре и даже восхищение ею.

В IV—V вв. н. э., в эпоху слово вновь приобрело негативную оценку и ассоциировалось с жестокими племенами захватчиков-дикарей, разрушивших римскую цивилизацию.

Кто такие варвары: племена и занятия

Какие же народы были названы так древними греками? Как было уже сказано выше, это были северные славянские, скифские, а также кельты и фракийцы.

В I в. до н. э. германские племена пытались занять римскую провинцию Галлию. Отпор им тогда дал Юлий Цезарь. Захватчики были отброшены за Рейн, по которому пролегла граница римского мира и варварского.

Все вышеперечисленные племена имели схожий образ жизни. Они занимались скотоводством, земледелием и охотой. Знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать металл.

Отвечая на вопрос, кто такие варвары, нужно коснуться и их культурного уровня. Он не достиг таких высот, которых добилась греческая цивилизация, но и невежественными и дикими эти племена не были. Например, изделия скифских и кельтских мастеров считаются ценными произведениями искусства.

История слова в Средневековье

Античное понятие было заимствовано у греков и римлян Западной Европой и Византией. Оно поменяло значение. Варвар - это безбожник, как считало тогда христианское и католическое духовенство.

Множество значений

Слово «варвар» может похвастаться тем, что на протяжении веков значение его менялось. Для древних греков оно обозначало чужеземца, жившего за пределами страны, римляне так называли те племена и народы, которые вторглись на территорию империи и уничтожили ее. Для Византии и Западной Европы это слово стало синонимом язычника.

В наши дни это понятие применяется в переносном значении. В нарицательном смысле варвар - это жестокий, невежественный человек, разрушающий культурные памятники и ценности.

Интересно, что слово не потеряло своей актуальности и, несмотря на давность происхождения, используется по сей день.

Впервые понятие «варвар», по свидетельству географа и историка Страбона (ок. 63 г. до н.э. - ок. 20 г. н.э.), появляется в конце VI в. до н. э. у историка Гекатея Милетского, который «сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары». Живший несколько позднее поэт Симониде Кеоса называет персов варварами и говорит о победе Гелона над карфагенянами как о триумфе греков над варварами.

Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, греки не имели представления о генетическом различии народов. Они считали, что человеческий род один, а различия между народами случайны. Поэтому обычно полагают, что первоначально для грека варвар - это тот, кто говорит на ином, чем он сам, языке, на языке, непонятном для говорящих по-гречески (возможно звукоподражательное происхождение слова: βάρ-βαρ), т.е. происхождение понятия «варвар» носило, как и этноним «эллин», лингвистический характер. Еще Фукидид в «Археологии» утверждал, что Гомер «нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет... не употребляет он и слова «варвары», -очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем». Например, поэт говорит о карийцах как о βαρβαρόφωνοι («варварофоны», «говорящие по-варварски карийцы»).

Но постепенно у греков формируется этническое самосознание - в противостоянии по отношению к негрекам. Как определенный шаг в создании образа иноплеменника-дикаря можно, по-видимому, рассматривать творчество Архилоха, который сам принимал участие в колонизации. У него мы находим изображение ближайших соседей греков - фракийцев, как свирепых дикарей с экзотической внешностью. Неприятие греками скифских обычаев, в том числе пьяного бесчинства и буйства, отражено в следующем фрагменте Анакреонта, пользовавшимся широкой известностью:

Ну, друзья, не будем больше
С таким шумом и ораньем
Подражать попойке скифской
За вином, а будем тихо
Пить под звуки славных гимнов.

У Гераклита из Эфеса дан такой метафорический образ, как «варварская душа»: «Глаза и уши — дурные свидетельства для людей, если души у них варварские». Тем самым противопоставление имеет в виду культурную ущербность варваров.

Переломным этапом в истории отношений греков с другими народами становятся греко-персидские войны. Угроза персидского нашествия сплотила эллинов, вызвав национальный подъем и ненависть к варварам, которых олицетворяли персы. Создав четкую полярность между эллинами и варварами, война стала мощным стимулом для консолидации греков и оформления этнического самосознания, их идентичности. Геродот уже утверждает, что если египтяне «варварами... называют всех, кто не говорит на их языке», то афиняне в своем ответе спартанским послам ссылались на «наше кровное и языковое родство с другими эллинами, общие святилища богов, жертвоприношения на празднествах и одинаковый образ жизни», т.е. у него на первом месте стоит этнический фактор, а уже затем язык, религия и культура.

Победа в сознании эллинов знаменовала торжество идеалов гражданской свободы над деспотизмом и рабством. Она преисполнила их чувством собственного превосходства и презрения к варварам. Началось формирование негативного образа негрека и перевод его из обыденного сознания в идеологию. Создается стереотип варвара, обычно перса, как воплощение трусости, коварства, жестокости, вероломства и ненависти к грекам. Оппозиция «эллин — варвар» превращается в конфронтацию.
Отныне для греков "варвар" и "раб" — понятия тождественные, а тезис о природном превосходстве эллинов над варварами активно используется для идеологического оправдания рабства.
Убеждение в том, что эллины и варвары по природе враги и что рабская участь невозможна для эллинов, предназначенных для господства, отчетливо выражена Платоном в «Государстве». Он пишет об опасности порабощения греков самими греками и варварами: «...насчет обращения в рабство: ...надо приучать щадить род эллинов из опасения, как бы он не попал в рабство к варварам... Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина, и другим эллинам надо советовать то же самое... Таким образом, их усилия будут скорее направлены против варваров».

Но наиболее четко и ясно эту господствующую идею сформулировал Аристотель, цитируя строки Еврипида из «Ифигении в Авлиде»: «Прилично властвовать над варварами грекам» и продолжая: «...варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Ведь у варваров, по мнению философа, «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение раба и рабыни».

Таким образом определяется новое, имперское по существу представление о цивилизации. В мировоззрении эллинистической эпохи варвары с периферии греческого мира вытесняются в свой, особый, чуждый мир. Это проявилось в эллинистической астрологии, в которой выделялись две сильно отличающиеся небесные карты - «варварская сфера» и «греческая сфера». Таким образом, даже судьбы эллинов и варваров оказались разделены и противопоставлены друг другу.

Однако, наряду с этим набирает силу и другая тенденция: интерес к «варварскому» Востоку и восхищение им. В римское время признаком «эллинства» все более считается не национальная принадлежность, а владение языком и культурой. Страбон, характеризуя кельтские племена вольков, салиев и каваров, заявляет о том, что «...они уже не варвары, а большей частью преобразовались на римский образец, став римлянами по языку, образу жизни, а иные даже по государственному устройству». Плутарх (ок. 46 — ок. 126 гг. н.э.) при распознании эллинов и варваров ставил моральные и культурные критерии выше разницы в обычаях и языке. Те же тенденции отличают и более позднего древнегреческого писателя Элиана (кон. II — первая пол. III в. н.э.), который писал о варварстве афинян и других греков по рождению и одновременно — о мудрости и благочестии кельтов, персов, египтян, индусов. Это было признаком «политкорректности» для того времени. На волне этих тенденций в 212 г. н.э. свободные жители Римской империи, вне зависимости от культурной принадлежности, получили статус граждан.

В IV—V вв. н.э., в связи с разрушительными событиями Великого переселения народов, слово варвар снова приобретает резко негативную окраску, ассоциируясь не столько с невежественным чужеземцем или соотечественником, сколько с агрессивным и непредсказуемым агрессором, вооруженной толпой дикарей — разрушителей высокой культуры. У последнего великого римского историка Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг. н.э.) варвары все чаще ассоциируются со зверями, которых влекут неконтролируемые инстинкты и лучше всего характеризуют выражения «дикость нравов», «разнузданное безрассудство», «безумие свирепых варваров».

Античное понятие варвар заимствовуется в христианской Византии и Западной Европе, где оно приобретает значение «безбожник». В Византии варварами назывались, кроме того, западноевропейские, а также другие христианские народы (из-за конфессиональных разногласий).

А вот на юге Балканского п-ова и в Болгарии в XIV в. Βάρβαρος - это имя особо чтимого святого. Миро от его мощей употреблялось в болгарской церкви вместо того, которое раньше присылалось от вселенского патриарха. С целью оправдать такой порядок и тем самым прекратить зависимость от патриархии в Болгарии было написано житие Варвара. Египтянин по происхождению, он долго был пиратом на Средиземном море, многих убил и ограбил, но, спасшись один из всех пиратов во время бури, дал обет посвятить всю жизнь Богу.

В Новое время Жан-Жак Руссо провозглашает принципы «естественной добродетели», в основе которых бескорыстное постижение других людей посредством отождествления себя с ними. «Варвар» трансформируется в «естественного человека», не испорченного цивилизацией и потому способного к подлинно человеческому общению.

В ХХ в. К. Леви-Строс показывает, что мировоззрение, основывающееся на односторонне толкуемой идее прогресса, само по себе может стать предпосылкой расизма. Наиболее опасным заблуждением он считает формулу ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели.
Типичный пример такой ложной посылки в науке - когда бесписьменные туземные племена XX в. напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских культур, хотя так называемые «примитивные общества» прошли длительный путь развития, в силу чего не являются ни первобытным, ни «детским» состоянием человечества. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.
Резюмируя предпосылки разнообразных форм ксенофобии, Леви-Строс дает парадоксальную на первый взгляд формулу: «Варвар - это прежде всего человек, который верит в варварство», - что, в общем, распахивает ворота в мир варварства перед каждым из нас.

Использованы материалы:
Л.П. Маринович. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ГРЕКОВ НАД ВАРВАРАМИ.http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_civilizaciya_i_varvary/1.htm
Ионов И.Н.Циклические явления в развитии цивилизационного сознания // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003, с. 116-118.http://ec-dejavu.ru/v/Varvar.html

Варвары Варвары (по-гречески и по-латински чужеземцы) - у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово варвары стало обозначать совокупность народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства). Правовые документы этих народов известны под названием варварские правды. Варвары угрожали границам Римской империи на протяжении нескольких веков. Готы, вандалы и др. племена в поисках новых земель для грабежа и заселения проникали в Римскую империю сквозь её протяжённую восточную границу. В эпоху Великого переселения народов (4-7 вв.) по Европе передвигались целые народы, нередко преодолевавшие тысячи километров. В 410 г. войско вестготов под предводительством Алариха захватило и разграбило Рим. Гунны, кочевой народ из Центральной Азии, в конце 4 в. вторглись в Европу. В середине 5 в. под предводительством Аттилы они совершали опустошительные походы в Восточной Римской империи, Галлии, Северной Италии. Современники Аттилы называли его бичом Божьим. В 455 г. Рим был разграблен вандалами, возглавляемыми королём Гейзерихом, а в 476 г. предводитель германских наёмников Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Это событие считается концом Западной Римской империи. До недавнего времени считалось, что после этого в расколотой Европе наступил тёмный период варварства. Хотя некоторые достижения античной культуры были преданы забвению, в целом культура и образование сохранялись. В Европе объединяющей силой оставалось христианство, основывались школы, монастыри, церкви, ставшие центрами учёности и ремесла.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Варвары" в других словарях:

    ВАРВАРЫ, у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди … Современная энциклопедия

    - (греч. barbaroi) у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. барбарой). Изнач. варварами греки называли представителей всех других племен и народов, язык к рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (Barbari, Βάρβαροι). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и мало помалу слово варвар стало… … Энциклопедия мифологии

    Варвары. Этим именем (barbaroi) греки называли всех непринадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения.Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всехне римлян и не греков barbari; но в конце империи, в виду… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (греч. barbaroi) – у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. – грубые, некультурные люди. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (др. греч. βάρβαρος, barbaros «негреческий, иноземный») люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и чуждые их культуре. Слово греческого и по видимому, звукоподражательного… … Википедия

    - (греч. bárbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди. * * * ВАРВАРЫ ВАРВАРЫ (греч. barbaroi), у… … Энциклопедический словарь

    - (греч. bárbaroi, лат. barbari) звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н. э. название «В.» особенно часто применяли к… … Большая советская энциклопедия

    Этим именем (βάρβαροι) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков barbari; но в конце империи, ввиду частых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Варвары , Терри Джонс, Алан Эрейра. "Варвары" - это рассказ о народах, которых римляне приписали к нецивилизованным, и одновременно возможность взглянуть на самих римлян с альтернативной точки зрения- с точки зрения людей,…

Те, кого римляне называли варварами, известны в истории как одна из причин падения величайшей империи. Со временем это слово приобрело переносный смысл и стало означать невежественного и грубого человека.

Происхождение слова

Этимология слова «варвар» имеет древнегреческие корни. Буквальный его перевод - «чужеземец». Так греки называли жителей других стран, которые были значительно менее развитыми. Считается, что термин возник как звукоподражание. Чужеземцы говорили на непонятных языках. Их звучание для греков сливалось в непонятную тарабарщину и повторение одного и того же звука - «вар».

Это же слово позже появилось в Вот почему римляне называли германцев варварами. Это неудивительно, потому что жители империи перенимали многие черты культуры покоренных народов. Древние греки - самый яркий пример такого «наследования». От них римлянам досталась несколько искаженная мифология, обычаи, городские традиции, а также некоторые новые слова в языке. Отношение к чужакам в республике, а позже и в империи было презрительным.

Кого римляне называли варварами? Кельтов, германцев, фракийцев, славян, скифов, сарматов и т. д. Большая часть этих племен жила к северу от империи.

Германцы

Они стали главной проблемой для римской цивилизации. В I веке н. э. эти племена заселили обширную территорию между Рейном - на западе, и Вислой - на востоке. Германцы никогда не были единым народом - это был огромный клубок разных союзов. Но в целом их быт, язык и привычки были схожи.

Германцы были воинственными и суровыми жителями лесов. Те, кого римляне называли варварами, устраивали регулярные походы и нападения на империю. Ее северной границей стала река Дунай. На ее берегах строились укрепленные форты, в которых квартировали легионы. По инерции римляне сначала пытались покорить германцев и присоединить их земли к империи.

Эти попытки прекратились после битвы в Тевтобургском лесу. Сражение произошло в 9 году. Германцы разбили три легиона, после чего походы римлян за пределы своих границ сошли на нет. С этого момента граница между народами стала еще и цивилизационным рубежом.

Жизнь германских племен

Древний ообщественный уклад племен, которых римляне называли варварами, был классическим примером родовой общины. Германцы периодически воевали друг с другом за ресурсы. Перелом в их отношениях с римлянами произошел после того, как императоры начали нанимать варваров в собственную армию. Иногда это же делали мятежные военачальники, которые владели достаточным количеством золота. Германцы ценились в любой армии. Это были суровые и мужественные воины, физически более сильные, чем жители южных провинций империи.

Некоторые наемники оставались жить среди римлян, получая жалование. Они принимали чужую культуру. Их пример стал заразительным. Германцы, жившие между Рейном и Вислой, также хотели золота и других римских благ. Со временем приток варваров в империю только увеличивался, что обостряло национальные конфликты и приводило к войнам.

Великое переселение народов

Напряженные отношения между германцами и римлянами еще более осложнились, когда в конце IV века началось С востока пришли воинственные кочевники вытеснили с прежних родных земель славян. Кроме того, нашествие гуннов перепугало германцев.

Готы были одним из крупнейших племен этой группы. В 376 году они переправились через Дунай, и после разрешения императора Валента попытались осесть на римской территории. Однако на новой родине к варварам относились со всей присущей ненавистью. Это привело к восстанию. Так началась Готская война. Те, кого римляне называли варварами, разбили армию императора. Это стало причиной длительного кризиса в государстве.

После Готской войны в пределы империи устремились и другие варварские племена. Они либо грабили, либо требовали регулярной дани. Те, кого называли варварами древние римляне, устраивали погромы и поджоги городов. Самым знаменитым в 410 году стало падение Рима. Столица империи была захвачена племенем вестготов под предводительством вождя Алариха.

Падение Римской империи

После этого сокрушительно удара оставшиеся провинции государства оказались беззащитными перед варварами. В Галлию (современную Францию) пришли свевы и вандалы. Множество племен перемешивалось между собой. В конце концов в Галлии закрепились другие германцы - франки и бургунды. Именно они стали прародителями современной французской нации. Вандалы основали собственное королевство в Северной Африке. Италию захватили лангобарды. В 476 году германские наемники свергли последнего римского императора Ромула Августа. В городе начали править варвары. Это стало

В то же время на востоке бывшего государства сохранилась Византия. Ее столицей стал Константинополь (современный Стамбул). Императоры этого государства считали себя преемниками римских правителей. Византийцы даже пытались вернуть Италию, хотя и неудачно. Они говорили на греческом языке. Императоры откупались от варваров с помощью золота. Некоторых из них брали на службу в армию. С помощью этих методов Византии удалось пережить Великое переселение народов и другие конфликты с варварами. Государство просуществовало до 1453 года, когда Константинополь был взят турками.

Славяне

Чужеземцами были не только германцы. Какие народы римляне называли варварами, помимо своих северных соседей? Кроме германцев, были еще и славяне, которые жили к востоку от них. В римскую эпоху они стали известны после Великого переселения народов. Под натиском гуннов славяне переселились к западу от своих первоначальных родных земель.

Они заняли огромные пространства от реки Одер до верховий Волги. Со временем по языковому признаку славяне разделились на три крупные группы (западную, южную и восточную). Это были те, кого римляне называли варварами. Племена, не знающие грамоты, были еще и язычниками. У них был свой уникальный пантеон богов. Со временем все славяне приняли христианство, но уже после падения Большую роль в этом процессе сыграла Византия.

Древнеславянские обычаи

Древнеславянское общество было построено на родовых традициях. Большинство решений принималось с помощью вече. Это было народное собрание, где каждый имел право голоса. Как и германцы, славяне подразделялись на большое количество племенных союзов. Со временем в ходе длительного и сложного этногенеза они образовали современные народы.

Все славяне, кроме поляков, чехов и хорватов, приняли христианство по константинопольскому образцу. Другие присоединились к католической церкви в Риме. Вместе с христианством у славян появилась собственная азбука. Также в прошлое уходили родоплеменные отношения. В раннем средневековье славяне образовали собственные национальные государства. Некоторые правители со временем приняли королевский титул по западному образцу.