Биографии Характеристики Анализ

Веракса а н проектная деятельность дошкольников. Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Проектная деятельность дошкольников

Организация проектной деятельности

детей дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ

Детский сад №66 «Журавушка»

В.В. Емельянова

В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. Проектные технологии позволяют выстраивать образовательный процесс в дошкольных учреждениях в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, которые имеют не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности

ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в образовании детей дошкольного возраста.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Фундамент проекта должна составить личностно-ориентированная ситуация - педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира. Воспитателю необходимо сформулировать не только учебную, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети.

В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта, различают несколько видов проектов.

1. Исследовательские проекты предполагают проверку некоего пред-

положения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблю-

дение, эксперимент). Старшие дошкольники могут стать вполне полноценными участниками этапов формулировки цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.

2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов. Дети пяти-семи лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми

ролей.

3. Приключенческие, игровые проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается. Участники подобных проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют необходимые действия.

4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в их основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с дошкольниками детальный план описания объекта, определить необходимую последовательность действий.

5. Практико-ориентированные связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого материально представленного результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным.

Проекты также подразделяют: по составу и количеству участников; по

степени определенности результата; по срокам реализации (краткосрочные

и долговременные); по тематике. Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.

Каждый проект имеет свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный план действий. Первый этап - о пределение проблемы . На этом этапе мы выбирали тему, исходя из интересов детей, актуальную и интересную для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям дошкольного учреждения и уровню подготовки специалистов. Соблюдение этих условий обеспечивает лучшую мотивацию и более успешную работу. Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект; вместе с детьми составляли план предстоящей познавательной деятельности. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что мы задавали детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались. Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.

Второй этап – сбор сведений . Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и т.д. В учебном плане отражались все интересы детей, последовательность мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах: они помогали подобрать материал из книг; сочиняли вместе с детьми сказки, истории, которые потом обсуждались в группе, оказывали помощь в организации выставки детских работ, помогали обновлять материал для проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Третий этап – поиск форм реализации проекта . В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий. На данном этапе мы помогали детям выбрать наиболее интересные для них формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого проекта?»

Четвертый этап – « этап организации работы над проектом» связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. В группах создавались условия для осуществления детских замыслов. Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную и т.д., которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. Проект был доведен до логического завершения, оставляя у воспитанников чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.

Пятый этап – « презентация проекта ». Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Старшие дети презентовали свой проект в виде мини-спектакля для малышей.

Необходимо отметить, что п резентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практико-ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие - показ спектакля, мультипликационного или видеофильма; исследовательские - сообщение о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранной информации. Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая - процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение, т.е. для подобного вида проектной деятельности чаще всего не предполагается особо организованного презентационного этапа.

Метод проектов в нашем детском саду используется в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста и позволяет определить развивающие и образовательные задачи, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития (физическое развитие, социальное развитие, познавательное развитие, эстетическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности).

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

Низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

Нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

Недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

Низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

В связи с выше обозначенными проблемами внедрение в практику работы проектного метода мы начинали с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь были использованы различные формы работы. Консультации по темам: «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»; «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»; «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах».

Были организованы и проведены семинары-практикумы: «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».

Мастер-классы: «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб); «Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвовали все педагоги ДОУ); «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования).

Одновременно осуществлялась большая информационно-просветительская работа с родителями: оформление стендовых материалов по данной тематике, родительские собрания с включением упражнений тренингового характера. М етод проектов мы рассматривали как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители должны были стать не только источником информации, но и оказывать реальную помощь и поддержку детям и педагогам в процессе работы над проектом, а также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка .

Много внимания уделялось совершенствованию предметной среды в ДОУ.

Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности нашего дошкольного учреждения запланированы следующие мероприятия: проведение серии креативных игр «Проектный метод в дошкольном учреждении», которые будут организованы на протяжении всего учебного года. Основной задачей этих игр является не только ознакомление педагогов с инновационными технологиями. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления воспитателей, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций; создание в детском саду аудио- и видеотеки, где ребята смогут самостоятельно найти интересующую их информацию. Цель данной работы – расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира; организация игры-развлечения для родителей «Творим, изменяем, экспериментируем…». Цель данного мероприятия - повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогами детского сада.

Одним из первых был реализован экологический проект «Жалобная книга» природы детского сада». Воспитанники «рассматривали» и устраняли жалобы, поступающие от растений и животных детского сада. На первом этапе проведен цикл тематических прогулок и экскурсий «Время года – зима» (работа проводилась зима), во время которых дети фиксировали и обсуждали жалобы, поступающие от растений и животных на территории детского сада. На втором этапе дети выступали с творческими отчетами, предлагая меры по устранению жалоб. Затем был проведен экологический десант (перенос снега к стволам деревьев находящихся на территории детского сада) и развешены кормушки. На заключительном этапе дети отразили полученные эмоции и впечатления в рисунках. В группе была организована выставка «Мы помогаем природе!».

Используя особенности зимней природы, во время экскурсий, мини-путешествий, прогулок в природу, развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия, учили детей слушать музыку зимних ветров, зимнего хруста снега под ногами, радоваться зимним лучам солнца, прививая тем самым любовь к окружающему миру.

В ходе работы над проектом воспитанники получили навыки творческого общения с природой, что способствовало не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому.

Работая совместно, дети научились принимать чужую точку зрения, мыслить критически, при описании своих идеи.

Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность, можно отметить, что они быстрее вникают в суть изучаемого материала, умеют вести себя свободно с собеседником, задавать чёткие и краткие вопросы, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Дети проявляют друг к другу внимание, сопереживание; чутко относятся ко всему живому. Реализация проектов способствует проявлению ребенком интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Дошкольники учатся контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде. У воспитанников повысился интеллектуальный уровень развития, расширился круг общения со сверстниками и взрослыми, дети научились представлять продукт своей исследовательской деятельности, представлять его другим людям, объяснять свой выбор и решение. Участвуя в проектной деятельности, воспитанники получили радостные эмоции, способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.

Мы убеждены, что проектирование – интересная комплексная деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет участников образовательного процесса, формирует интегративные качества, потребность саморазвития детей, способствует не только росту нашего педагогического мастерства, но и повышению результативности работы в целом. Применение проектных технологий способствует эффективному развитию интегративных качеств ребенка дошкольного возраста, а главное учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения.

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. – С. 23.

3.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.

4. Львова Л.С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ.// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5

3. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009, стр. 9-11.


В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, но будет несомненно полезна студентам, преподавателям психолого-педагогических специальностей, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.

    Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса - Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений 1

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса
Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ, заведующий лабораторией педагогики и психологии способностей Института развития дошкольного образования РАО, главный редактор журнала "Современное дошкольное образование. Теория и практика".

Адрес персонального сайта – www.veraksaru

Веракса Александр Николаевич – аспирант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ, магистр в области психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания).

Предисловие

Предлагаемая читателю книга посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин. Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Мы понимаем способности в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом, подчеркнем еще раз, познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры? Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца (или нормы).

Подобная трактовка детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности основана на проведенном под нашим руководством исследовании (начиная с 2000 года). Оно осуществлялось в дошкольных образовательных учреждениях г. Новоуральска и на базе ресурсного центра "Маленький гений" г. Москвы. Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Детская познавательная инициатива

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими ему индивидуальными особенностями (часто психофизиологического плана, например, агрессивность, подвижность и т. д.). Однако понятие личности связано не столько с психофизиологическими качествами, сколько с тем, как человек проявляет себя среди других людей. Следовательно, личность – это социально-психологическая категория, это социальная оценка человека как члена общества. Однако человек далеко не всегда проявляет себя как личность. В ряде случаев он действует в соответствии с принятыми нормами и традициями. Например, когда один человек слушает другого, он придерживается социальной нормы. Понятно, что если человек не следует социальным нормам, то все свои усилия окружающие направляют, на то, чтобы подчинить его действия общепринятым правилам. Например, если ребенок неаккуратно ест или неправильно застегивает пуговицы, то взрослые стараются сделать так, чтобы малыш освоил соответствующие правила. Но когда дошкольник научится есть суп ложкой, вряд ли можно будет считать его уникальной личностью.

Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает что-то такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой. Приведем пример. Известный отечественный изобретатель А. С. Попов создал прибор, который получил название "радио". Этот прибор позволял без проводов передавать информацию на большое расстояние. Такое изобретение оказалось чрезвычайно полезным для большого числа людей. Точно также В. Ван Гог, нарисовавший картину "Куст сирени", создал такое произведение, которое продолжает восхищать и тем самым удовлетворять эстетические потребности посетителей Эрмитажа. Безусловно, и А. С. Попов, и В. Ван Гог являются чрезвычайно значимыми для общества уникальными личностями.

Важными характеристиками личности являются мышление и воображение человека, которые позволяют в образном плане сначала представить идею произведения, рассмотреть ее различные варианты и найти наилучший из них, а затем воплотить ее в жизнь. Фактически, создавая произведение, изобретатель, художник, педагог воплощают свое представление об идеале, которое одновременно становится идеалом для окружающих людей. Таким образом, личность всегда предполагает создание чего-то нового, принятие этого нового окружающими.

Что же способствует личностному развитию человека?

Одним из главных условий является поддержка активности личности. Такая поддержка невозможна без положительной социальной оценки деятельности, направленной на создание нового. Как правило, новое является результатом разрешения какой-то проблемы, в которой заинтересован творческий человек. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности. Не менее важным условием, способствующим личностному развитию, является адекватная социальная презентация результатов деятельности человека.

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса

Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ, заведующий лабораторией педагогики и психологии способностей Института развития дошкольного образования РАО, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

Адрес персонального сайта – www.veraksaru

Веракса Александр Николаевич – аспирант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ, магистр в области психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания). Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Исследовательская проектная деятельность Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного

Из книги Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов автора Петрова Вера Ивановна

Творческая проектная деятельность В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

Нормативная проектная деятельность Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Вера Ивановна Петрова, Татьяна Дмитриевна Стульник Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Уважаемые коллеги!Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной

Из книги Ребенок третьего года жизни автора Коллектив авторов

Протоиерей Александр Ильяшенко. «Покаянием мы все спасемся» Хорошо известно, что научить другого можно только тому, что умеешь делать сам. Вот почему родители смогут научить своих детей труднейшему искусству покаяния, только если у них есть собственный опыт. Вот почему

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Под редакцией С.Н. Теплюк Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Посвящается памяти детского психолога О. М. Дьяченко Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»Под общей

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Наталия Сергеевна Варенцова Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном

Из книги Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет автора Теплюк Светлана Николаевна

Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. КомаровойАвторы-составители Г. М. Лямина (Вместо предисловия);А. В. Павлова (Начинаем жить

Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

Елена Олеговна Смирнова Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие Смирнова Елена Олеговна – доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек

Из книги Как заниматься самообразованием автора Рубакин Николай Александрович

Светлана Николаевна Теплюк Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

14. Александр Нилл «“Саммерхилл” – воспитание свободой» Преподавателя и писателя Александра Нилла можно назвать английским Антоном Макаренко. В 1921 году он основал школу «Саммерхилл», где получили воплощение его образовательные идеи. Большинство воспитанников школы –

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги автора

§ 3. Деятельность органов и учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними спиртных напитков и наркотических

ср, 10/25/2017 - 13:30 | administrator

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №7» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РОШАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Всероссийский конкурс "Педагогический поиск"

Дополнительная образовательная программа по направлениям внеурочной деятельности.

«Проектная деятельность» (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса)

Рогаченко О.В.

воспитатель высшей квалификационной категории

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Для того, чтобы детский сад стал успешным, он кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов, также должен использовать современные методики и новые интеграционные технологии.

На сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится не просто популярным, но и «модным». Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения.

Бесспорно, предлагаемая технология «Проектная деятельность» не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Было выявлено, что понятие «проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

В основу технологии заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Технология направлена на преобразование педагогической деятельности, приведение образовательной практики в соответствие с общественными потребностями, на решение конкретных социальных проблем, самостоятельную активность детей.

Актуальность технологии заключается в том, что она помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию. Все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.

Цель технологии: развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи технологии:

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

Принципы технологии:

проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным;

проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного;

проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности;

проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов;

проектная деятельность имеет адресный характер.

Возраст: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

Срок реализации: 2016 - 2018

Этапы технологии:

  1. подражательско – исполнительский
  2. развивающий
  3. творческий

Ожидаемые результаты:

в результате освоения технологии проектирования повышается уровень профессионального мастерства педагогов и создание в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы;

дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., «Проектная деятельность дошкольников», Москва, 2014