Биографии Характеристики Анализ

Вежливый определение. Что такое вежливость

До 15 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЕЖЛИВОСТЬ

Жизнь коротка не настолько, чтобы

Людям не хватало времени на вежливость.

Р.Эмерсон

Беседа:

До 15 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.

1.Попробуйте дать определение понятию «вежливость». Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливость».

Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Вежливый – учтивый, благовоспитанный, деликатный, корректный, любезный, обходительный, галантный, предупредительный, уважительный, воспитанный, тактичный, приличный.

Невежливый – дерзкий, грубый, некультурный, неприветливый, неучтивый, хамоватый, циничный, невоспитанный.

Вежливость – это знак благосклонности и готовности к услугам.

Г. Гегель

И к совести не глухи: Поможете вы маме

Вы место без протеста И помощь ей предложите

Уступите старухе. Без просьбы – то есть сами.

Ежели вы вежливы Ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду, То в разговоре с тетей,

В троллейбус вы поможете И с дедушкой, и с бабушкой

Взобраться. Вы их не перебьете…

С.Я. Маршак

«Ежели вы вежливы…». Продолжите перечень вежливых поступков.

Очень вежливый индюк.

Поселился в доме вдруг Ты не будь свиньей, свинья!

Очень вежливый индюк. Ждет тебя моя семья -

Раз по тридцать в день, не реже Только раньше бы умыла

Он кричал: Эй вы, невежи! Ты свое свиное рыло!

Заходите что ли в гости

Поучится веж-ли-вос-ти! Как ни бился он, однако

К индюку никто не шел -

Я и сам, - кричал индюк, - Ни хавронья, ни осел.

Доктор вежливых наук, Посинел индюк от злости:

И жена моя – пример Не идут, нахалы, в гости!

Замечательных манер. Зря пропали все труды!

Даже когда спит она, Все они балды! балды!-

Не стесняйся ты, осел, Своего величия:

Заходи, садись за стол! Не усвоили, скоты,

Что же ты молчишь, как рыба? Правила приличия!

Говори: приду, спасибо!

Вопросы:

1. Можно ли назвать индюка вежливым? Почему?

2. На что обрекает подобное отношение к окружающим высокомерного и безнравственного человека?

3.Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и ответьте на вопросы.

Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести Так мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести: Учили, как себя вести…

В гостях, медведь, Хоть с виду стал он вежливый,

Нельзя реветь, Остался он медвежливый.

Нельзя грубить и чваниться, Он кланялся соседям -

Знакомым надо кланяться, Лисицам и медведям.

Снимать пред ними шляпу, Знакомым место уступал,

Не наступать на лапу, Снимал пред ними шляпу,

И не ловить зубами блох, А незнакомым наступал

И не ходить на четырёх. Всей пяткою на лапу.

Не надо чавкать и зевать, Совал куда не надо нос,

А кто зевает всласть, Топтал траву и мял овёс.

Тот должен лапой прикрывать Наваливался брюхом

Разинутую пасть. На публику в метро

Послушен будь, и вежлив будь, И старикам, старухам

И уступай прохожим путь, Грозил сломать ребро.

И старых уважай, Медведя лет пяти-шести

И бабушку-медведицу Учили, как себя вести.

В туман и гололедицу Но, видно, воспитатели

До дома провожай. Напрасно время тратили.

Вопросы:

  1. Для чего автор рассказывает нам о медведе?
  2. Перечислите, чему учили мишку воспитатели. Для чего?
  3. Стал мишка вежливым, воспитанным?
  4. Попробуйте объяснить медведю, как надо поступать.
  5. Расскажите, кто учит вежливости вас. Чему вы уже научились?
  6. Всегда ли у вас получается быть вежливыми или нужно еще потренироваться?

4. Что такое манеры? Как ведет себя человек, обладающий хорошими манерами?

Манеры – внешние формы поведения человека. Одни из них относятся к светским, например, целовать ручку даме, говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу и пр.; другие – к повседневным, например, ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету во время обеда.

Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого.

Ф.Честерфилд

Манеры основаны на привычках. Привычки –установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

5.Вспомните этикетные слова. В какой ситуации нужно употреблять эти формулы приветствия и прощания? Какой первоначальный смысл они имеют?

Мы ежедневно встречаемся и прощаемся, обращаемся к кому – нибудь с просьбой и благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую- нибудь оплошность, - и во всех этих ситуациях нашим неизменным спутником выступают «волшебные слова». Волшебным словом называют спасибо . Но и все слова этикета достойны, называться волшебными словами. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова здравствуйте, добрый день, доброе утро, каждый раз одаривая улыбкой того, кто с нами здоровается, и того, кому мы адресуем свое приветствие.

6.Познакомьтесь с советами испанского мыслителя, может быть, они помогут вам открыть что-то новое в ваших взаимоотношениях с окружающими. Попытайтесь на основе своего опыта сформулировать советы по общению для своих товарищей, младших сестер и братьев. Запишите их.

«Вежливые советы»

Дабы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседника. Не строй из себя цензора чужих слов и выражений, тем более не придирайся к мыслям и суждениям, а то тебя будут избегать, даже вовсе от тебя отвернутся. Благоразумие в беседе важней, чем красноречие.

Не восторгайся сверх меры. Избегай превосходных степеней, дабы не исказить картину и не прослыть глупцом. Захваливать, расточать восторги – признак ограниченности понимания и вкуса.

Грасиан.

7. В обществе существуют этические табу, запрещающие в общении с другими поступать тем или иным образом. Познакомьтесь с иными и дополните.

Этические табу

  • Нельзя задавать вопросов о возрасте.
  • Нельзя спрашивать собеседника о заработке.
  • Нельзя делать комплименты относительно тех качеств, от которых человек хочет избавиться.
  • Нельзя расспрашивать о болезни знакомого человека и выражать сочувствие по поводу того, что он похудел или неважно выглядит.

8.Рассмотрим ситуации, ответив на вопросы.

Ситуации

  1. Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли поздороваться и вам?
  2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
  3. Каждый день по дороге в школу вам встречается пожилой мужчина, который живет в соседнем дворе, но вы с ним не знакомы. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать соседей по дому, двору – хороший тон, даже если вы лично не знакомы.)
  4. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
  5. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить другому, если одному 11, а другому 15 лет?
  6. Здороваясь мы снимаем перчатку. Почему?

Владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Что такое вежливость

Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.

Проявление вежливости

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.

Супруги бывают тактичны по отношению и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.

В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.

Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.

Правила вежливости для детей

Что такое должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка - это и есть вежливость, очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания - вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.

Основные правила вежливости

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.

Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.

Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим

Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.

С первых дней нужно выстраивать теплые и с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.

Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.

Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.

Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.

Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.

Вежливость как качество личности – склонность к повседневному уважительному общению, внешнему проявлению доброжелательности, ставшей нормой поведения и обычной, естественной формой общения с окружающими.

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость обеспечат тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришёл поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи… И тогда Учитель взял его в ученики.

Суть вежливости как качества личности скрывается в этимологии слов «вежливость» и «вежливый». Еще в XVI столетии слово «вежа» означало «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского влдлти, то есть «знать». Вежливый человек, в противоположность невежливому, владеет знанием, «веданием» или «вестью».

Известный мыслитель Артур Шопенгауэр написал притчу, которая очень ярко характеризует необходимость присутствия вежливости в обществе: «В холодный зимний день, чтобы не замёрзнуть, стадо дикобразов улеглось тесной кучей, но вскоре уколы от игл соседей заставили их лечь дальше друг от друга. Необходимость согреться принудила стадо снова сдвинуться. Так они метались из одной крайности в другую, пока не нашли то умеренное расстояние между собой, когда и соседские иглы не колют, и холод можно переносить. Это расстояние – аналог вежливости в человеческом обществе».

«Будь вежлив с каждым. Никогда неизвестно, кто попадет в число двенадцати присяжных», — гласит американская пословица. У вежливого человека уважительные слова слетают с уст, порой, автоматически, как подсознательная реакция на внутреннюю доброжелательность. Если бы он каждый раз вдумывался в суть своих вежливых слов, осознавал их скрытый веками смысл, это бы только подстегнуло и убедило его в важности своего проявленного качества личности. Вдумайтесь, говоря волшебное слово «спасибо», на самом деле мы говорим пожелание «спаси тебя Бог» за добрые дела, а произнося обычное «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья. Слово «благодарю» означает — благо дарю (за вашу услугу). Турист, объездивший полсвета, скажет вам, что в любой стране мира достаточно знать эти два волшебных слова, чтобы поездка оказалась приятной и комфортной.

Человек, услышавший голос вежливости, может не знать скрытый столетиями смысл ее слов, но его подсознание на раз- два расшифровывает посланную доброжелательность. Поэтому вежливость становится залогом успешной и гармоничной жизни человека. Подсознание мгновенно оценивает по невербальному поведению, являются ли ваши вежливые слова проявлением доброжелательности или под маской вежливости спрятались лицемерие, лесть, корыстолюбие, коварство или вероломство. Если картинка сложилась, то есть слова полностью соответствуют сигналам тела, подсознание автоматически зачисляет вас в число друзей. Обычно подсознание условно делит людей на друзей и врагов. Вежливость позволяет человеку сдать этот невидимый экзамен, получить высшую оценку и попасть в галерею друзей другого человека. Словом, вежливость, как форма проявления доброжелательности, обусловливает гармоничную жизнь человека с внешним миром. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

Одно из главных требований вежливости — умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнеги. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Разовые проявления вежливости не делают человека носителем этого качества личности, у которого вежливость проявляется при любых обстоятельствах. В самых экстремальных ситуациях вежливый человек останется верен своей доброжелательности к людям. По-настоящему вежливых людей крайне мало, ибо необычайно сложно сохранять доброжелательность к людям, когда в тебе самом и в них укоренились эгоизм, невежество, корыстолюбие и обман. «Одна снежинка — еще не снег, еще не снег, одна дождинка – еще не дождь», поется в известной песне. Одноразовая вежливость напоминает всем известное средство контрацепции барьерного типа. Возьмем типовой пример. Когда люди заходят в автобус, в котором полно свободных мест, все – олицетворение вежливости и предупредительности. Но если в автобус набилось людей, как селедок в банку, о вежливости как-то забывают, наоборот, крепнет голос раздражения, бесцеремонности и хамства. Человек, еще минуту назад бывший эталоном вежливости, превращается в ее противоположность – грубость.

«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия», — говорил Сэмюэл Джонсон. Замечательное человеческое качество, несомненная добродетель – вежливость, попав в недобросовестные руки подлеца, лицемера, мошенника или афериста, становится удобной отмычкой для людских сердец. Анонсируя себя истинным обладателем этого достоинства, они реализуют свои порочные качества, обманывая и манипулируя людьми. Вежливость, находящаяся на службе порока, умножает его разрушительную силу и пагубность последствий.

Широко укоренились такие словесные связки как «холодная вежливость», «ледяная вежливость» или «презрительная вежливость». К истинной вежливости они не имеют никакого отношения. Это фальшивки данной добродетели. В них отсутствует искренняя, бескорыстная благожелательность и доброжелательность по отношению ко всем людям. Истинная вежливость всегда является следствием доброжелательности. Иными словами, существует такой алгоритм, в котором причиной является доброжелательность, а следствием – вежливость. Всё, что пренебрегает данным алгоритмом, но претендует на вежливость, является дешевой подделкой, используемой в непотребных или корыстных целях.

Однажды Юлий Цезарь был гостем бедного поселянина, угощавшего его ужином, Цезарь был настолько вежлив и деликатен, что, когда поселянин, думая, что его пища должна понравиться высокопоставленному гостю, поставил перед ним блюдо с острым соленьем, служащим обыкновенно приправой, Цезарь съел все содержимое блюда, выражая при этом свое удовольствие, хотя обжег себе весь рот и чувствовал сильные боли в желудке.

Любопытны проявления вежливости у разных народов. Японцы настолько ценят социальную гармонию и отсутствие конфликтов, что всячески избегают слова «нет» — даже если ситуация требует его произнести. В своей книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников описывает совершенно нормальную для японцев ситуацию: «Начальник входит в кабинет и спрашивает секретаршу: «Мне кто-нибудь звонил?» — «Да», — отвечает та. — «Кто же?» — интересуется босс. — «Никто», — отвечает девушка. И можете быть уверены — шеф, если только он не иностранец, не рассердится на нее за подобную путаницу. Просто молодая подчиненная изо всех сил избегала невежливого слова «нет». Поэтому и слово «да» в японском языке далеко не всегда обозначает прямое согласие. Оно скорее значит «да-да, я вас слушаю», «продолжайте», «я весь внимание».

Однако никакие национальные особенности не способны умалить роль вежливости в букете добродетелей настоящего человека. Будучи прекрасным проводником доброжелательности наружу жизни, к сердцам людей, вежливость учит нас уважению к неповторимому миру другого человека.

Петр Ковалев 2013 год

Вежливость и тактичность - в чём разница?

Понятие «вежливость» можно было бы, вероятно, удачно заменить понятием «этикет » и спокойно пользоваться любым из них, какое больше нравится.

Хорошие манеры, подразумеваемые под этим общим понятием, должны входить в арсенал привычек каждого человека, если он хотя бы немного пытается облегчить нашу сложную жизнь не только себе, но и окружающим.

Современные манеры поведения должны помогать людям, а не мешать, быть непринужденными, а не догматичными, одинаково приятными и пожилому, и молодому человеку.

Только терпимость, признательность, предупредительность и готовность помочь окружающим способны создать ту атмосферу, в которой и тебе, и другим будет уютно и комфортно.

Вежливость и соблюдение правил приличия должны основываться на естественности, непринужденности поведения и ни в коем случае не на притворстве. Ведь гораздо приятнее общаться с человеком, который искренне вежлив, а не показывает себя таковым потому, что этого требует этикет.

Чтобы не пришлось дословно запоминать правила этикета, тебе достаточно развить в себе такие качества, как тактичность, скромность и сдержанность, которые помогут даже в тех ситуациях, когда истинные знатоки этикета зашли бы в тупик.

Чувство такта - это умение вести себя в различных ситуациях не только в соответствии с общими правилами, но также понимая, что определенного рода поведение или слова могут причинить другому боль или доставить радость.

Также тактичность подразумевает умение понять потребности и переживания человека, с которым происходит общение.

Правила вежливости можно механически вызубрить, и они станут хорошей привычкой. Но такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, чаще мысленно ставь себя на место другого человека.

Тактичность должна проявляться как в поступках, так и в словах. Но не нужно думать только о себе, внимательно следя за собой, стараясь избежать неловких ситуаций, в которые можешь попасть.

Тактичный человек пытается предотвратить подобные ситуации, если в них попадают и другие люди. Скажем, если ты обнаружила, что у подружки на новом платье, которое она первый раз надела, сзади видна этикетка, не стоит громко оповещать об этом, чтобы услышали все окружающие, а отведи ее в сторонку и помоги этикетку снять.

Очень трудно общаться с человеком, если он высокомерен, кичится собственной значимостью, чаще всего довольно сомнительной, и не считается ни с кем.

Он просто раздражает своей развязностью, и, разумеется, большое удовольствие от общения с ним получить трудно.

О том, что такой тебе быть не следует, и разговора нет, а вот если придется столкнуться с человеком подобного поведения, веди себя с ним ровно, спокойно и не пытайся ответить на его развязность тем же. Таким образом, ты только опустишься до его уровня, т. е., проще говоря, не демонстрируй своей неприязни к тому или иному человеку. Но если уж пришлось столкнуться с откровенным хамством, молчать, конечно, не стоит, а вот поставить хама на место всегда неплохо.

Но не стоит считать, что в жизни чаще придется сталкиваться только с плохими людьми. Хороших все же больше. Встречая своих знакомых и товарищей, прежде ч всего подумай, будет ли для них удобно, если ты от радости бросишься им на шею. Любопытство, которое так свойственно многим, иногда может очень сильно обидеть окружающих, и это тоже бестактность.

Например, бестактно заглядывать через плечо пишущего или читающего человека и подслушивать чужие разговоры. Это так же недостойно, как и подглядывать через замочную скважину.

И уж высмеивать (хотя бы и за глаза) человека с физическими недостатками (заику, глухого, хромого и т. п.) не только бестактно, но просто жестоко. К людям, которым и без того тяжелее живется, чем здоровому и сильному человеку, нужно относиться особенно предупредительно и бережно.

Однако и сочувствуя им, руководствуйся чувством такта. Как правило, инвалиды тяжело переживают, когда окружающие лишний раз обращают внимание на их физический недостаток. Помни, что эти люди желают утвердиться в обществе как полноценные и полноправные его члены.

Участвуя в общей беседе и уж тем более в споре, будь уверена в своих доводах, но горячиться никогда не стоит.

Уважай собеседника и если, хочешь поправить говорящего, допустившего оплошность, постарайся сделать это поделикатнее, не обижая его. Ошибиться может каждый.

И если ты заметила ошибку и уверена в своей правоте, все равно не говори поучительным тоном, особенно со старшими, которые сочтут тебя просто невоспитанной девочкой.

Не поправляй рассказчика грубыми фразами типа «Вы ничего не смыслите в этом», «Это яснее ясного и каждому ребенку известно», даже если это действительно так.

Это невежливо. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого (например, «Простите, но я с вами не согласна», «Я придерживаюсь иного мнения»).

Утверждения собеседника не следует комментировать словами «само собой разумеется», «естественно» — это отталкивает.

А вот на уточнения, обращенные к тебе, обижаться не стоит. Ни к чему показывать окружающим свое недовольство, лучше принять замечания к сведению.

Если рассказывают о том, что тебе уже известно, терпеливо выслушай говорящего, не прерывая его. С другой стороны, если заметила, что твой рассказ не интересует собеседника и он откровенно скучает, не следует продолжать разговор на эту тему, чтобы не прослыть занудой.

В присутствии третьего лица, которого ты не хочешь посвящать в разговор, не нужно употреблять таинственных или двусмысленных выражений, следует переменить тему. Если же ты начнешь перешептываться с собеседником, то вновь присоединившийся к вашей беседе человек почувствует себя лишним и может просто обидеться.

Разговаривая, не нужно гримасничать и жестикулировать. Согласись, что тот, кто при разговоре с тобой похлопывает тебя по плечу, фамильярно подталкивает локтем или держится за твой рукав, обычно действует раздражающе, тем более если это малознакомый человек.

Особую внимательность соблюдай при разговоре со старшими. Помни, что следует подождать, пока старшие обратятся к тебе и вовлекут в разговор.

И следует избегать споров с ними. Даже когда они действительно не правы, а ты не сумела убедить их в своей правоте, правильнее прекратить спор. И если оппоненты будут продолжать спорить с тобой (а это вполне возможно, потому что их, взрослых, «учит» ребенок), лучше перевести разговор на другую тему.

Разговаривая, не подходи к собеседнику так близко, чтобы чувствовать его дыхание.

Но и разговаривать с дальнего расстояния, а также. кричать что-то знакомому, находящемуся на другой стороне улицы, невежливо. Многие из этих простых правил ты выполняешь интуитивно, другим тебя с детства обучили родители. Но таких элементарных навыков культурного поведения все же маловато. Этикет — это настоящее искусство, поэтому нужно всегда стремиться узнавать что- то новое и, естественно, не забывать о практике.

И если ты не только вежливая, но и тактичная, то ты всегда применяешь в разговоре несколько «не».

1. Не хамишь и не выказываешь открыто свою неприязнь человеку, который заводит с тобой разговор, даже если он тебе неприятен.

2. Ты не любопытна и не лезешь в личную жизнь постороннего человека, даже если это тебе смертельно интересно.

3. Ты никогда не кричишь, не горячишься и не ведешь разговор на повышенных тонах.

4. Не напоминаешь больному человеку о его физических недостатках и не проявляешь излишне навязчивой жалости к нему.

5. «Не замечаешь» маленьких ошибок собеседника или максимально деликатно и вежливо указываешь на них.

6. Никогда не говоришь что-либо в повелительном или поучительном тоне и не пользуешься в разговоре междометиями «Естественно...», «Всем известно, что...», «Глупо было бы не знать, что...».

7. Не говоришь с подругой на темы, понятные только вам двоим, если в помещении находится еще кто- то, кроме вас.

8. Не подходишь к собеседнику вплотную, но при этом и не ведёшь разговор на повышенных тонах из дальнего угла комнаты.

Наталия Горячко
Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость»?

Беседа на уточнение лексического значения

«Что такое вежливость

Цели : воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми; уточнение лексического значения слова «вежливость » , «обходительность» , «предусмотрительность» , «тактичность» , «заботливость» ; учить интонационно выразительно проговаривать вежливые слова .

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости . Кто знает, что такое вежливость ? (Дети высказывают свои варианты определения «вежливости » ).

Слово «вежливость » образовалось давным-давно. Произошло оно от старого слова «ведать» . Это слова значили «знать что-то» . А было ещё слово «вежа» , что значило «знаток, человек, который что-то хорошо знает» . И слово вежлив означало «человек, который знает как себя вести» . Иными словами, «вежливость » - это умение себя так вести, чтобы другим было приятно с тобой общаться, умение предусмотрительно, внимательно, заботливо, обходительно, тактично относится к другим людям.

Ребята, а что значат слова «тактично» , «предусмотрительно» , «заботливость» ? (Дети по очереди кратко говорят о своих представлениях) .

Тактичность произошло от слова «такт» , которое значит чувство меры , умение вести себя общепринятым образом. Тактичность – обладание тактом, знание чувство меры.

Быть предусмотрительным значит заранее подумать о чём-либо.

Заботливость – это доброжелательность, внимательное отношение к другим, к их желаниям и состоянию здоровья. Кто может привести примеры заботливости?

Послушайте стихотворение одной девочки :

Я смотрю в окошко,

Где папуля ходит,

А ещё там кошка

Хвост задравши бродит.

Я люблю кыс-кыску,

Папу я люблю,

Им на ужин в миску

Молочка налью.

Как вы думаете, девочка какая – заботливая или нет? Правильно, заботливая. Она заботится о папе и кошечке.

Ребята, а к кому мы можем обращаться на «ты» , а к кому на «вы» ? Правильно, взрослым, не знакомым людям мы обращаемся на «вы» , а к близким родственникам, друзьям мы обращаемся на «ты» .

Когда мы должны вежливо себя вести ? С кем мы должны вежливо себя вести ? Почему мы должны себя вежливо вести ? Давайте теперь подумаем, какие ещё слова мы можем отнести к слову «вежливость » ?

Слова приветствия – «здравствуйте» , «доброе утро» , «добрый день» , «добрый вечер» , «привет» , «рад тебя видеть»

Слова прощания – «до свидания» , «до встречи» , «всего доброго» , «всего хорошего» .

«Волшебные» слова – «пожалуйста» , «спасибо» .

Слова – извинения – «извините» , «простите» , «прошу прощения» .

Все эти слова и есть вежливые слова , которые употребляют в речи вежливые люди . Итак, давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились?

Дети перечисляют слова с примерами их употребления.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?» Беседа с детьми по теме: Что такое книга? Где живут книги? Описание: знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

В нашей средней группе " Фантазёры" прошла беседа "Что такое вакцинация", которую провела медсестра детского сада Татьяна Борисовна. В.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.