Биографии Характеристики Анализ

Викторина по истории. «Интеллектуальный лабиринт»

22 сентября 2014 Просмотров: 34014 Рейтинг: (3 Рейтинги)

Викторина для 9-11 классов "100 «занимательных» вопросов по истории"

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).
  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).
  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).
  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).
  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае - Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).
  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).
  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).
  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).
  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).
  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ - 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке - князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача - закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача - соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

Святой

Темный

(Олег - Вещий; Святослав - «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир - Святой, Красное Солнышко; Ярослав - Мудрый; Всеволод - Большое Гнездо; Андрей - Боголюбский; Иван - Калита; Василий - Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

1.Назовите основателя династии русских князей. (Рюрик)

2.Как называлась религия древних славян? (Язычество)

3.

Назовите дату и событие.

Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь Владимир

Сокрушал языческих богов

Ответ: 988 г. – крещение Руси.

4.При каком князе было положено начало русского письменного законодательства? (При Ярославе Мудром)

5.Когда и при каком царе в России оформилось крепостное право? (В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче)

6.Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?

Ответ: Своему большому «семейному гнезду» – он имел 12 детей.

7.Имя князя с прозвищем, в переводе означающим «денежный мешок ». (Иван Калита.)

8.Всемирно известный музей в Санкт- Петербурге. (Эрмитаж)

9.Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? Ответ: Ивану III.

10.Главное сражение Отечественной войны 1812г., воспетое М.Ю. Лермонтовым. (Бородино.)

11.В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
Ответ: Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.

12.Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

13.Первый музей в России . (Кунсткамера.)

14.

О каком городе идет речь?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел… И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ответ: (Петербург).

15.Во времена правления Ивана Грозного московскую церковь некоторое время возглавлял митрополит Филипп. Он неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал царю с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, а вот как он их, по свидетельству историков называл?

Ответ: Филькина грамота.

16. Кого называют «Отцом истории»? (Геродот)

17.Ханская грамота, дающая право на княжение. (Ярлык)

18.О каком Российском правителе идет речь?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Ответ :(Петр Великий, годы правления 1682-1725)

Славься, народу давший свободу,

Доля народа, счастье его –

Свет и свобода! Прежде всего.

Ответ: (Александр II, годы жизни 1818-1881)

19. Столица древнерусского государства, «мать городов русских». (Киев)

20. Какое знаменитое восстание произошло в годы правления Екатерины II ? (восстание под предводительством Емельяна Пугачева)

21. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (1941)

22. Муза, покровительница истории (Клио)

23. Кем был основан город Москва? (Юрий Долгорукий)

24. Определите слово: Киевский, Московский, Владимирский, удельный, великий, светлейший... (Князь)

25. Кого Екатерина II назвала «Бунтовщиком хуже Пугачёва»? (писателя А.Н. Радищева, после прочтения книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Игровой конкурс «Историческая викторина»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели истории, 9-11 класс



Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Игровой конкурс «Историческая викторина» представляет собой внеклассное мероприятие, в рамках предметной недели истории для учащихся 9 - 11-х классов. Предметная область: история. Данный материал представляет интерес для учителей-предметников указанной области. Игра поможет в комфортной форме вспомнить либо узнать многие события и факты из истории.

Самой игре предшествует отборочной этап, в котором определяются 8 участников очного состязания.
В очной игре предусматривается 7 туров по два вопроса каждому игроку. Время на обдумывания ответа – 10 секунд.
После каждого тура игроки голосуют за удаление одного участника. Голосование происходит путём публичного озвучивания голосующим имени того участника, которого каждый конкретный игрок удаляет из игры. Из голосования на удаление исключаются участники, верно ответившие на оба вопроса. В случае если все ответят правильно или неправильно, на голосование выносятся все участники. В последнем туре, когда останется два участника, победителем признается тот, кто даст больше правильных ответов, чем её оппонент. В случае если оба игрока в последнем туре набирают одинаковое количество очков, вопрос о победителе выносится на голосование, в котором принимают участие все участвовавшие в игре.
Примерное время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут.
Цель: воспитание чувства патриотизма и развитие исторического кругозора.
Задачи:
- воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности;
- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Отборочный тур

Данное состязание формирует состав участников игры. С течение 1 минуты нужно написать имена как можно большего количества правителей Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской федерации. 8 человек, написавшие наибольшее количество правильных ответов, выходят в финал для участия в очной игре. Остальные являются зрителями.
После подведения итогов отборочного тура, ведущий представляет всех участников. Очередность выступления в очной игре участники выбирают сами.

Очная игра

1. Назовите столицу Российской Федерации (Москва)

2. Назовите столицу России в 1912г. (Санкт-Петербург)

3. Назовите фамилию первого президента Российской Федерации (Б. Ельцин)

4. Какой цвет присутствует в Российском флаге, помимо белого и синего? (красный)

5. В какой части света, помимо Европы, находится Россия? (Азия)

6.Как называлось самое крупное животное, на которые охотились древнейшие люди? (Мамонт)

7. Именно этот сказочный персонаж мог учуять «русский дух» (Баба-Яга).

8. Какой русский писатель принял активное участие в переписи Сахалина? (А.П. Чехов)

9. Первые Олимпийские игры были в 776г-до нашей эры. В каком году были вторые Олимпийские игры?(778г до нашей эры)

10. Какой титул был у владыки Древнего Египта? (Фараон)

11. Назовите территорию, проданную Россией США в 1867г. (Аляска)

12. Назовите океан, омывающий северное побережье России?

13. Именно эта область является самой западной части России. (Калининград)

14. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)

15. Крещение на Руси прошло при князе Владимире или при князе Святославе. (Владимир)

16. Именно эти горы отделяют Европу от Азии? (Урал)

1. Первооткрывателями этого континента относятся русские мореплаватели (Антарктида)

2. Назовите русского царя, прорубившего окно в Европу? (Пётр I)

3. Великая Отечественная война является второй или третьей «Отечественной войной» (третьей).

4. Кто первым изобрёл ядерное оружие США или СССР? (США)

5. Кто первым изобрёл термоядерное оружие США или СССР? (СССР)

6. Именно эта река является символом ГУЛАГА сталинских лагерей? (Калыма)

7. В каком году Гагарин полетел в космос? (1961)

8. Какой из 2-х городов был основан раньше Москва или Рим? (Рим)

9. Именно этот человек ходил за три моря (А. Никитин)

10. Вторым космонавтом СССР был? (Г. Титов).

11. Именно эта страна является самым северным соседом России? (Норвегия)

12. Любимым развлечением римлян были бои людей называвшихся? (Гладиаторские бои)

13. Из какой страны на Русь пришло христианство? (Из Византии)

14. Что изучает нумизматика? (Монеты)

1. В каком году была Курская битва? (1943)

2. Татаро-монгольское иго закончилось в 1380 или в 1480г? (1480)

3. Назовите прозвище царя внушавшего ужас? (И.Грозный)

4. 100-летие этой битвы отмечали в Российской империи и в 200-летие в Российской федерации (Бородинская битва)

5. За победу над немцами и шведами А. Невский получил своё орудие (шведами).

6. Фамилия этого «правителя» переводится с древнегрузинского как «сталь» (Сталин).

7. Именно эта река является символом России (Волга).
8.Назовите фамилию советского военачальника, которого Сталин всегда называл «Константин Константинович» (Рокоссовский)

9. Как нравится сооружение, где похоронен В. И Ленин? (Мавзолей).

10. Назовите последнюю крупную военную операцию в годы великой отечественной войны (пражская наступательная операция)

11.Как назывались письменные источники, в которых записывались все события истории Древней Руси? (летописи)

12. В результате Первой мировой войны в России произошли две революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти революции (Февральская и Октябрьская революции).

1.Первое знакомство русичей с татаро-монголами произошло именно на этой реке…(на р. Калке)

2.В какую организацию входит РФ, в НАТО или ООН?(ООН)

3.Какое «цветное» море, помимо Черного, омывает берега России? (Белое)

5.В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (в 1897)

6.Назовите фамилию первой женщины – космонавта? (В. Терешкова)

7.В 1613 году в России утверждалась династия, фамилия которых… (Романовы)

8. В какой океан, помимо Индийского, Россия не имеет выхода? (В Южный)

9. Кого в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты называли «черная смерть»? (советских морских пехотинцев)

10.На каком острове расположен самый известный лабиринт? (Крит)

1.Кто написал роман «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

2.Кто написал поэму «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)

3. В каком веке жил М.И. Ломоносов? (в XVIII в.)

4. Назовите прозвище русского императора Николая II (Кровавый)

5. Именно этот человек сказал «У России есть два союзника – её армия и флот» (Александр III)

6. В каком году Россия перешла на григорианский календарь? (В 1918 г.)

7.Чайковский-композитор или художник? (композитор)

8.На каком инструменте играл М.Ростропович (Виолончель)

1. Войска какой страны, помимо СССР участвовали в штурме Берлина в 1945 г? (Польши)

2. В Европе их называли «норманнами», на Руси – «варягами», а сами они себя называли… (викингами)

3. Именно этот человек совершил переворот в геометрии, открыв одну из неевклидовых геометрий? (Лобачевский)

4. Именно на этой реке встретились советские и американские войска во время Второй Мировой войны…(на р. Эльбе)

5. Именно этот человек считается покорителем Сибири (Ермак)

6. Это продолжалось с 1649 г. по 1861 г. (Крепостное право)

1. Этого князя считают «Александром Македонским» древней Руси… (Князя Святослава)

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (900)

3. При каком русском царе был построен первый военный корабль «Орёл»? (При царе Алексее Михайловиче Романове «Тишайшем»)

4. Как назывался первый гимн СССР? («Интернационал»).

Список использованной литературы.

1. Вигасин А.А. История Древнего Мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с. ил., карт.

2. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.: ил., карт.

4. Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с., л. Ил., карт. : ил.

5. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 383 с., л. ил., карт. : ил.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

7. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

8. Левандовский А.А. История России XX-начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

10.

11.

12.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________