Биографии Характеристики Анализ

Воинские звания и знаки различия в народно-освободительной армии югославии. Югославские звёзды

Форма Югославской Народной Армии

1950-60-х годов.

К.С.Васильев, М.В.Разыграев

При изучении форменной одежды различных стран мира бывает интересно наблюдать, как на внешность военнослужащих влияют те или иные тенденции экономического и политического характера. Особенно это бывает заметно на примере сравнительно небольших и недавно образовавшихся государств. Нередко, форма одежды армий таких стран носит черты не только национальных традиций, но и сходства с формой страны-лидера, с которой малое государство связано союзническими отношениями.При этом, нередко изменение политической ориентации отражается на униформе.

1. Звезда на пилотках и бескозырках солдат и матросов.
2. Звезда на пилотках солдат пролетарских и гвардейских частей.
3. Звезда на фуражки подофицеров Сухопутных войск.
4. Звезда на пилотки подофицеров Сухопутных войск.
5. Звезда на фуражки подофицеров пролетарских и гвардейских частей.
6. Звезда на пилотки подофицеров пролетарских и гвардейских частей.
7. Эмблема на фуражки подофицеров ВМФ.
8. Звезда на фуражки офицеров Сухопутных войск.
9. Звезда на пилотки офицеров Сухопутных войск.
10. Звезда на фуражки офицеров пролетарских и гвардейских частей.
11. Звезда на пилотки офицеров пролетарских и гвардейских частей.
12. Эмблема на фуражки офицеров и адмиралов ВМФ
13. Эмблема на фуражки подофицеров, офицеров и генералов авиации.
14. Эмблема на фуражки генералов Сухопутных войск.

В конце 1940-х годов противоречия между руководством Народной Югославии и СССР, вызванные в значительной мере личными амбициями их лидеров И.Броз Тито и И.В.Сталина, привели к полному разрыву отношений между братскими коммунистическими странами. Югославия избрала для себя альтернативный советскому путь построения социалистического общества, а во внешней политике путь неприсоединения к соперничающим в Европе военно-политическим группировкам.

Югославская Народная армия с 1946г. имела своеобразную форменную одежду со знаками различия схожими с принятыми в Советской Армии.

Основной эмблемой военнослужащих была красная пятиконечная звезда. Для гвардейских и пролетарских частей была установлена звезда с золотистым изображением серпа и молота.

Как показывают многие примеры чаще всего изменения в униформе, вызванные политическими причинами начинаются именно с системы персональных званий и знаков различия. Возвращение к знакам различия Королевской армии для коммунистического руководства Югославии было неприемлемо, тем более, что в знаки различия Королевской армии представляли собой сочетание русской и германской традиционных систем. Поэтому во введённой в 1955г. форме одежды была внедрена новая, не схожая с другими система знаков различия чинов военнослужащих сухопутных войск и ВВС/ПВО .

Были установлены четыре категории воинских чинов: солдаты, подофицеры, офицеры и генералы. Особо следует обратить внимание на генеральские чины. Они были следующими: генерал-майор, генерал-ПОДПОЛКОВНИК, генерал-полковник и генерал армии. Для лица, занимающего пост Министра обороны было установлен чин "генерал", на погонах которого вышивалось пять звёзд. Погон Маршала Югославии, чина, персонально закреплённого за пожизненным Президентом страны И. Броз Тито, повторял погон Маршала Советского Союза и, несмотря ни на что, вышивался на русском генеральском галуне.

Военнослужащим Сухопутных войск Югославской Народной армии в 1955г. были установлены следующие виды военной формы: служебная (для строя и вне строя), праздничная и парадная.

У рядового состава, которому полагалась только служебная форма, и на служебной для строя форме одежды подофицеров и офицеров какое-либо обозначение родов войск и служб отсутствовало. При этой форме полагалось ношение пилотки -"титовки", фасон которой был лично разработан маршалом Тито в 1942г. по типу советских пилоток. Обувью служили особого покроя шнурованные сапоги.

На открытых кителях подофицеров и офицеров полагались петлицы цвета формы со знаками родов войск и служб. Полковники и генералы имели петлицы особых образцов для с изображением дубовых листьев. Эти кителя носились при праздничной форме и служебной форме вне строя. Парадная форма офицеров и генералов отличалась цветом и покроем.

Учитывая мягкий балканский климат, разделения формы на летнюю и зимнюю не предусматривалось, но допускалось в жаркое время ношение верхней рубашки без кителя, а для холодной и дождливой погоды полагались шинели, пальто и плащ-накидки.


1, Праздничная форма одежды (без шинели) офицеров Сухопутных войск
2. Служебная повседневная форма (в летней рубашке) женщин-офицеров Сухопутных войск
3. Служебная выходная (без шинели) форма одежды солдат
4. Служебная выходная (в летней рубашке) форма одежды солдат
5. Служебная повседневная форма (без шинели) офицеров авиации

1. Праздничная форма в шинели учащихся военных учебных заведений
2. Служебная повседневная форма (в пальто) офицеров Сухопутных войск
3. Служебная форма одежды для строя офицеров горных частей в плащ-накидке.
4. Служебная форма одежды для строя офицеров авиации (в плаще)
5. Служебная для строя солдат в шинели и каске.

Подофицеры и офицеры ВВС носили форму традиционного для западноевропейских авиаторов серо-синего цвета,

Нестроевой начальствующий состав был выделен в отдельную категорию военных чиновников . Они отличались серебряным металлическим прибором, в отличие от строевого соc тава, у которого прибор был золотистым, и особой формой звёздочек на погонах.


1. Летняя служебная выходная форма одежды матросов 1. Служебная повседневная форма одежды матросов в бушлате.
2. Летняя праздничная форма офицеров Военного флота 2. Служебная корабельная форма одежды для строя офицеров в период навигации.
3. Летняя праздничная форма женщин-подофицеров Военного флота 3. Служебная корабельная форма одежды для строя подофицеров в период навигации.
4. Служебная повседневная форма подофицеров Военного флота в летней рубашке.
< Увеличить> < Увеличить>

Чины военнослужащих Военного флота обозначались как нарукавными нашивками, так и погонами. Чины матросов и подофицеров были такими же, как и в Сухопутных войсках и ВВС. Интересно, что шевроны матросов и подофицеров на погонах нашивались углом вверх, а на рукавах, углом вниз. Знаки различия офицеров и адмиралов представляли собой традиционные золотые галуны на рукавах. Такие же галуны нашивались на погонах офицеров. Погоны адмиралов вышивались по типу генеральских. Род службы подофицеров и офицеров обозначался значком, расположенным над галунами.

В отличие от Сухопутных войск форма моряков имела сезонные различия. Она разделялась на летнюю (белую) и зимнюю (тёмно-синюю).

Чины флотских военных чиновников были такими же, как в Сухопутных войсках. Знаки различия были такими же, как у флотских подофицеров и офицеров, но прибор был серебряный.

1951 года - 20 мая 1992 года Включает в себя
  • Yugoslav Ground Forces [d]
  • Военно-морские силы СФРЮ
  • Военно-воздушные силы Югославии [d]
  • Территориальная оборона

История

Основание

Реформирование перед распадом Югославии

По Закону о народной обороне ЮНА получала уникальную структуру вооружённых сил. Новая военная доктрина получила название «Общенародная оборона» (Општенародна одбрана) ОНО. Доктрина предусматривала создание общеюгославского сопротивления агрессору, то есть являлась продолжением славных партизанских традиций времён Второй мировой войны. При этом на уровне идеологии связь между ОНО и партизанским движением всячески поддерживалась военным руководством, следствием чего элементы партизанской субкультуры прочно вошли в армейские традиции.

Структура

В состав вооружённых сил СФРЮ входили ЮНА и Территориальная Оборона (Teritorijalna Obrana). Сама ЮНА делилась на рода войск, виды войск и войсковые службы. Выделено было 4 вида войск: сухопутные, ВВС, ПВО и ВМФ. Родами войск были: пехота, артиллерия, артиллерийско-ракетные подразделения ПВО, бронетанковые, инженерные, противохимическая оборона, связь, пограничные единицы ЮНА. К войсковым службам относились: техническая, строительная, интендантская, служба сообщения, лётно-техническая, органы безопасности и военная полиция, санитарная, ветеринарная, финансовая, административная, правовая, геодезическая, музыкальная и информатики. В конце 80х годов появилась авиационная служба дозора, связи и наведения, ставшая позднее родом войск. Комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Срок службы составлял 1 год. Срок службы включал в себя рекрутское обучение, собственно военную службу и службу в резервном составе. ЮНА представляла собой «совместную вооруженную силу всех народов и народностей, всех рабочих людей и граждан СФРЮ». По Закону о вооружённых силах 1969 года членом ВС СФРЮ рассматривался каждый гражданин, который с оружием в руках участвует в сопротивлении против агрессоров.

Территориальная оборона была создана для того, чтобы в случае прямой военной интервенции затруднить дальнейшее продвижение противника, так как огромное количество обученного к ведению партизанских действий гражданского населения, наряду с ЮНА, создавало бы противнику огромные проблемы. В случае большой войны предполагалось мобилизовать от 1 до 3 миллионов граждан в дополнение к 860 тысячам состава вооружённых сил. Мобилизованные в территориальную оборону должны были собираться в подразделения, которые организовывались бы при предприятиях и учреждениях. ТО располагала значительными запасами вооружения. Её склады с оружием существовали во многих населённых пунктах.

Справедливости ради надо отметить, что вооружение это было по большей части устаревшим и представляло собой образцы времён Второй мировой войны. Положение об общенародной обороне СФРЮ 1974 года предусматривало урегулирование Закона об общенародной обороне как Союзной Конституцией, так и Конституциями республик. Союзная Конституция 1974 года в статье 240 подтверждает то, что ВС СФРЮ состоят из ЮНА и ТО «как наилучшей формы организации вооруженного общенародного сопротивления». На основании статьи 239 указанной Конституции республики имели право сами организовывать территориальную оборону и руководить ею. В каждой республике это статья Конституции подтверждалась статьёй Конституции республиканской. Как в Хорватии статья 237 Конституции СР Хорватии. Стоит заметить, что система самостоятельного республиканского руководства ТО была введена после событий 1971 года в Хорватии, когда по сути дела вспыхнул этнический вооружённый конфликт между хорватами и сербами.

Сразу же после окончания войны 1-ю и 2-ю танковые бригады, усиленные мотострелковыми бригадами, преобразовали в дивизии, которые составили 1-ю танковую армию. Главнокомандующий югославской армии маршал Тито считал танки важнейшим морально-политическим фактором. В то время Югославия, если не считать СССР, была единственной страной в Европе, располагавшей собственной танковой армией. Несколько офицеров направили на обучение в советскую академию Бронетанковых войск. Обучение личного состава, равно как и боевое применение танков, велось в Югославии по советскому образцу. Значительное влияние на модернизацию югославских танковых войск оказали советские военные советники.

В итоге реформированные и модернизированные в 1946-1948 гг. танковые части югославской армии стали представлять собой грозную силу.


В марте 1946 г. из СССР поступил очередной "транш" военной помощи (66 Т-34 и шесть БА-64) для создания 5-й танковой бригады (ее формирование планировалось еще в годы войны). На тот период югославская армия располагала 130 Т-34 (шесть трофейных немецких Т-34-76, два Т-34-85 переданных из 4-го гвардейского мехкорпуса, 56 переживших войну машин 2-й бригады и 66 танков 5-й бригады).

Было сформировано Танковое военное училище (ТВУ). ТВУ перевели из Белграду в Белу Церковь, на границе с Румынией. В то время в училище имелось около 20 Т-34, десяток трофейных танков и самоходок (в основном "Гочкис" и "Хетцер"). На учениях трофейная техника всегда "играла" за "противника".

Трофейный немецкий легкий танк PzKpfw II на учениях югославской армии


Трофейный немецкий средний танк PzKpfw III на учениях югославской армии


трофейное немецкое штурмовое орудие StuG.III на учениях югославской армии


трофейный легкий танк LT-38 на учениях югославской армии

Кроме того, в ТВУ была единственная в НОАЮ самоходная установка ИСУ-152. Некогда она воевал в составе одной из частей 2-го Украинского фронта, однако увязла в болотах дунайской низменности, где и была оставлена. По окончании войны югославы вытащили машину из болота, а после ремонта эксплуатировали ее в танковом училище.


ИСУ-152 на послевоенной выставке боевой техники НОАЮ в Белграде

В январе 1946 г. вновь осложнилась обстановка вокруг Триеста (так называемый "Триестский кризис"). 2-й польский корпус из состава 8-й британской армии нарушил положения соглашения от 1945 г. Ночью 2-ю танковую дивизию подняли по тревоге. 8-14 февраля она соединилась с 1-й танковой дивизией. Пока «Т-34 демонстрировали силу перед воротами Триеста, коммунисты Югославии выдвинули лозунг "Живот дамо, Трст недамо" ("Жизнь отдам, Триест не дам"). Один высокопоставленный британский чиновник заметил: "Европа стояла на пороге Третьей мировой войны". В ночь с 15 на 16 сентября танки попытались проникнуть в американскую зону, но дошли до контрольно-пропускного пункта и остановились. Поступил приказ вернуться: Иосиф Виссарионович вразумил Тито!

Т-34-85 НОАЮ идут на параде в честь годовщины освобождения Белграда от немецких войск. Танки проходят по Бульвару короля Александра

В 1947 г. на основании ранее одобренного кредита (оплачен поставками руды из Сербии) по железной дороге в Панчево доставили 308 танков Т-34-85, 52 самоходки СУ-76, 59 тягачей Я-12, 20 тракторов С-65, 30 двигателей В2-34, 33 передвижные мастерские типов "А" и "Б", прицелы, коробки передач, насосы и другие запасные части для танков. Все Т-34-85 распределили по пяти танковым бригадам (1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 6-я) и нескольким отдельным батальонам.


СУ-76 на учениях НОАЮ, 1949 год


Советский гусеничный тягач Я-12 НОАЮ буксирует на учениях трофейную немецкую 88-мм зенитную пушку FlaK-36

Половина танков имела электроприводы разворота башен. Помимо танков, в Югославию поступили еще и 220 85-мм зенитных пушек (получили обозначение М-39). В боекомплект батарей ПВО входили также бронебойные кумулятивные и подкалиберные снаряды, так что при необходимости эти батареи быстро могли быть включены в систему противотанковой обороны.

Поначалу считалось, что в развитии собственного танкостроения нет необходимости, так как все необходимое можно было получить из СССР. Часть трофейной техники (в основном итальянской и французской) производства была передана в дар Албании и Израилю.

Но 29 июня 1948 г. появилась резолюция Информбюро 1948 г. "О положении в коммунистической партии Югославии". Югославские руководители обвинялись в отходе от марксистско-ленинских идей, переходе на позиции национализма, а существующий югославский режим и КПЮ объявлялся стоящим вне Коминформа. Но достоверные причины разлада между Тито и Сталиным неизвестны до сих пор. Самостоятельные действия Тито в районе Триеста, в Греции, Албании и в Израиле также не способствовали улучшению отношений между СССР и Югославией.

Критики Тито нашлись и в высших офицерских кругах югославской армии. Генерал Арсо Йованович (начальник Генерального штаба югославской армии до 17 сентября 1945 г.) не скрывал своего разочарования. А это был опытный военачальник, удостоенный орденов Суворова и Кутузова I степени. Официальная гласит, что Арсо со своими земляками из Черногории пытался бежать в Румынию. Якобы он планировал вместе с генералом Бранко Петричивичем и полковником Владом Дапчевичем на танке пересечь югославско-румынскую границу. Т-34 ожидала их в Танковом училище в Белой Церкви (500 м от границы). Начальник училища полковник Дуклан Вукотич также был черногорцем.

Почему план провалился, неизвестно. Утверждается, что Арсу Йовановича вместе с его шофером убили пограничники в ночь на 11 августа 1948 г., однако по неофициальной версии генерал был ликвидирован агентами Тито в одной квартире в Белграде. А всю историю с побегом на танке придумали, чтобы репрессировать просоветски настроенный личный состав ТВУ.
Танковые подразделения начали концентрировать в восточных районах Югославии, в частях поддерживалось состояние полной боеготовности. Некоторые танковые батальоны несли дежурство у самой границы.
Рассчитывать на закупку запасных частей и, тем более, новых танков в Советском Союзе больше не приходилось. Запад еще раньше, из-за осложнения ситуации вокруг Триеста, ввел ограничения на экспорт военной техники в Югославию. Бронетанковые войска Югославии по стандартам того времени представлялись вполне современными, но из-за блокады возникли проблемы с поддержанием техники в исправном состоянии. Ремонтные возможности также были ограниченными. В Младеновце находилась единственная мастерская, ремонтировавшая Т-34 и СУ-85 и освоившая выпуск некоторых запасных частей.

Однако в 1948 году началось проектирование нового танка на основе Т-35-85. В 1950 г. на параде в Белграде прошли первые танки, созданные в рамках этой программы. Они получили наименование Vozilo-A или Тип А. Для быстроты создания собственного танка югославские конструкторы фактически скопировали корпус, ходовую часть, двигатель и орудие Т-34-85. Лобовое бронирование корпуса было увеличено до 50-мм при наклоне в 30 градусов, а вот башня была разработана самостоятельно. Новая башня была элипсовидной формы с усиленным бронированием: 100-мм - лоб, 82-86-мм борт и 60-мм корма башни. Танк получил также трофейные немецкие прицелы, пулеметы MG-42, а на крыше башни был установлен американский пулемет Brouning М2. Пушка, копия советской 85мм С-53, получила дульный тормоз немецкого типа. Радиостанция - английская SET 19WF. Танки получились на 3-4 тонны тяжелее Т-34-85, они испытывали проблемы с двигателем и трансмиссией и потому после выпуска предсерийной партии в 5 или 7 машин были сняты с производства.


Первый югославский танк Vozilo-A в военном музее в Белграде

Известно также об опытной установке на танк Vozilo-A 75мм орудия с танка Pz. IV. Впрочем, Тито быстро нашел новых покровителей и с 1951 года в Югославию по программе MDAP стала поступать бесплатная военная помощь из США и Великобритании.

Всего до 1958 г. Югославия получила:
- 630 танков М4А3Е4 "Шерман", о которых в годы войны так мечтал Тито (прослужили до 1973 года);


Американский танк М4А3Е4 "Шерман"югославской армии

319 новейших американских М47 "Паттон" с 90-мм пушкой (прослужили до 1988 года, когда были отправлены на склады);


М-47 "Паттон" ЮНА на улицах Белграда

399 противотанковых самоходок М36А1/А2 "Джексон";


САУ М36 "Джексон" на учениях югославской армии

240 противотанковых САУ М18 "Хэллкэт";

56 М7 "Прист" со 105-мм гаубицей;

100 американских колесных разведывательных машин М-8 "Грейхаунд";

Американские колесные БТР M3 Scout Car (использовались югославским контингентом ООН на Синайском полуострове);

100 американских полугусеничных бронетранспортеров М-3 и 15 созданных на их базе зенитных установок М-15, вооруженных 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения.

Впрочем, продолжились разработки бронетанковой техники в самой Югославии. Был разработан проект танка (по другим данным самоходного орудия) Vozilo-B. Он отличался от первого типа установкой 90-мм американского орудия с САУ М-36. Еще одна попытка создать современный средний танк, используя конструкцию танка Т-34-85, была в 1954-55 годах, когда был запущен проект под индексом М-628 (код "Galeb", "Чайка") с переработанной силовой установкой и усиленной броней корпуса. Было разработана 2 варианта с 85-мм орудием М-628AC и с 90-мм М-628AR. Была выпущена пробная серия из 5 машин без вооружения и средств связи, но на вооружение они приняты не были, так как оба орудия уже не отвечали современным требованиям по бронепробиваемости.

Параллельно с этим проектом с 1955 г. разрабатывался и принципиально новый танк под кодом М-320. Для него была использована ходовая часть, созданная по образцу ходовой танка М-47, формы корпуса и башни были оригинальными, разработанными с учетом анализа форм танков М4, Т-34-85 и М47. Бронирование корпуса: ВЛД - 75 мм/60 гр., НЛД - 55 мм/55 гр., борт - 35-50-мм, корма 35-мм, бронирование башни: лоб - до 105-мм, борт и корма 50-52-мм. Экипаж - 5 человек. Двигатель В2 - дизельный. Орудие 90-мм L/52 с боекомплектом в 50 снарядов. Был построен опытный образец, однако, по результатам испытаний выяснилось, что по боевым свойствам танк уступает М47, поэтому на вооружение он не был принят.

В середине 1950-х годов произошла нормализация отношений СФРЮ с СССР, и было возобновлено военно-техническое сотрудничество. В Югославию в числе прочего была поставлена опытная партия танков Т-54. Всего в Югославию было поставлено 140 Т-54.

Именно тактико-технические данные этого танка легли в основу требований к новому югославскому танку, проект которого был обозначен, как М-636 "Condor" ("Кондор"). Показатели бронирования были близки к данным по Т-54, двигатель использовался В-2 - прошедший модернизацию - мощностью 600 л.с. Подвеска собственной разработки по типу Т-34. Орудие 90-мм, прошедшее испытание на М-320. В дальнейшем было решено использовать копию советского 100мм орудия с Т-54 (этот вариант известен под индексом М-636D). Опытные танки были созданы в 1959-60 годах, но помимо конструктивных недоработок, выявилась высокая стоимость их производства, худшие показатели, по сравнению с Т-54 и невозможность быстро развернуть массовое производство.


Иосип Броз Тито осматривает танк М-636; 1960-й год

Еще одним направлением работ югославских танкостроителей в 1950-х годах стала попытка модернизации, имевшихся у них танков М4 "Шерман". Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод - этот проект получил шифр - М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам.

Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда в М4 опытно установили 122-мм орудие - аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO - самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122-мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия - всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.

Продолжились и поставки советской военной техники. Так еще в конце 50-х в Югославию было поставлено 40 противотанковых самоходок СУ-100. Таким образом Югославия стала единственной из европейских стран, куда СУ-100 поставлялись за пределы Варшавского договора.


СУ-100 на учениях ЮНА

С 1960 по 1961 г.г. в Югославию было поставлено 100 зенитных установок ЗСУ-57-2.

В 1962 году в Югославию поставили 40 БТР-40 и 40 БТР-152, впрочем вероятно долго они не использовались и были сняты с вооружения, поскольку нет упоминаний об их применении в Югославских войнах.

С 1962 по 1963 гг. на вооружение разведывательных подразделений ЮНА поступило 100 плавающих танков ПТ-76.

Также есть сведения о том, что на вооружение 63-й воздушно-десантной бригады ЮНА поступило даже несколько авиадесантных самоходок АСУ-57, впрочем фото- и видеосвидетельств этого нет.

С 1964 года в Югославию стали поставляться танки Т-55, ставшие до появления М-84 основой бронетанковых сил ЮНА. Всего в Югославию было поставлено по разным оценкам от 1600 до 1980 (с Т-54) танков Т-55. причем поставки осуществлялись как из СССР так и из Польши и Чехословакии.


Югославский Т-55

В 1965 году из СССР было поставлено 120 гусеничных БТР-50, которые в основном использовались в ЮНА в качестве машин управления, а в 1970 году 50 БРДМ-2.


БТР-50ПУ и БРДМ-2 на учениях ЮНА


В том же 1965 году в СССР было заказано 80 БТР-60, скорее всего, машин управления БТР-60ПУ, которые были поставлены в 1966 году.

Между тем, в 1966 г. случилось нечто невероятное. Вместо того, чтобы списать "тридцатьчетверки", на вооружение приняли еще 600 таких машин, в модернизированном варианте (они стали более известны как Т-34В), купленных в СССР. В начале 1980-х гг. в связи с выводом из эксплуатации американских танков М47 строевая карьера “тридцатьчетверок” была продлена, хотя в основном их использовали для обучения или для охраны стратегически важных пунктов (военные базы, аэродромы). На тот момент в составе ЮНА их было не менее 1007 единиц. В период с 1980 по 1987 год часть танков была передана в распоряжение пехотных и моторизованных подразделений, где пехота отрабатывала с их помощью взаимодействие с бронетехникой. “Тридцатьчетверки” были направлены во 2-й и 4-й, расквартированные в городах Ниша и Пирот, 175-й пролетарский полк в Лесковаце, 453-й пехотной бригаде в Руме и 228-й моторизованной бригаде в Пивци. Хотя принято считать, что югославские Т-34 вступили в бой только в 1991 году, на самом деле это случилось намного раньше. Как это ни странно, но впервые после завершения 2-й мировой войны югославские “тридцатьчетверки” вступили в бой в Африке. В рамках оказания военно-технической помощи правительству Анголы в 1976 году из состава 51-й мотобригады было выделено 10 танков. Вместе с боеприпасами их погрузили на корабль в порту Плоче и в январе отправили в Африку. Для восполнения “потерь” такое же количество танков поступило из 25-й мотобригады, которая в это время перевооружалась на Т-55.

Потерпев неудачу с танками югославские конструкторы решили разработать собственный бронетранспортер. Бронетранспортер, получивший индекс М-60 был разработан югославскими конструкторами в конце 1950-х годов и впервые был продемонстрирован на параде 1965-го года в Белграде. Непродолжительное время он носил обозначение M-590.

Компоновка этого БТР во многом напоминает знаменитый американский M-113, а в качестве ходовой части использовалась ходовая советской САУ СУ-76, 54 единицы которых было поставлено в 1947 году. Место водителя находится в левой передней части бронетранспортера. Чуть позади располагается место командира, с которого он может воспользоваться вооружением: первоначально устанавливался пулемет M-53-копия знаменитого немецкого MG-42, калибра 7,92 мм, затем его заменили американским Браунинг М-2НВ калибра 12,7 мм, установленным на открытой турели. Сразу же за местом командира располагается десантное отделение, рассчитанное на десять человек. Десантирование проходило через двери в корме корпуса, каждая из которых оснащена смотровым окошком. Также по три амбразуры находится по бортам.


Высадка десанта из БТР М-60Р на учениях ЮНА

БТР оснащался шестицилиндровым двигателем FAMOS мощностью 140 л. с., благодаря которому мог развивать скорость до 45 км/ч и проходить 400 километров на одной заправке. Броня состояла из стальных бронелистов толщиной 25 мм. Также БТР оснащался приборами ночного видения.
БТР производился в период с 1962 года по 1979 год, на вооружение югославской армии поступило более около 600 машин в нескольких вариантах:

Десантный БТР М-60P;

Противотанковый М-60PB, оснащённый спаренными 82-мм безоткатными орудиями, установленными справа или слева на корме машины. Наведение орудий в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -4 до +6°. Перемещение орудий как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях обеспечивается ручными приводами. Возимый боекомплект состоит из десяти бронебойно-фугасных выстрелов;

БТР с 82-мм минометом;

Минный заградитель;

Санитарный;

Командный.

190 БТР М-60 были поставлены на экспорт в Ирак, где они приняли участие в Ирано-иракской войне.

В 1969 году на вооружение ЮНА поступила чехословацкая 30-мм ЗСУ M53/59 "Прага", тогда же началось её производство силами югославской промышленности. Бронекорпус этой ЗСУ установлен на изменённую ходовую часть чехословацкого грузовика V-3S "Прага". Двигатель - шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения "Татра" T 912-2 мощностью 110 л. с. находился в передней части ЗСУ. Его капот, как и кабина экипажа, изготовлялся из алюминиевых бронелистов с добавлением титана, толщина которых в лобовой части достигала 10 мм. Экипаж из трёх человек размещался в кабине, в лобовом бронелисте которой есть два прикрываемых бронещитками окна.

Вооружение ЗСУ находится в задней части, на горизонтальной платформе и состоит из открыто установленной вращающейся установки M53 с двумя 30-мм автоматическими орудиями, дальность стрельбы которых составляет 3000 м. В боекомплект входят несколько типов снарядов, возимый боезапас 600-800 снарядов. Над стволами зенитной установки находится по вертикальному магазину рожкового типа на 50 снарядов. Обстрел по азимуту - круговой, а в вертикальной плоскости - от -10 град. до +85 град. Время перевода из походного в боевое положение равняется одной минуте. Предусмотрена возможность быстрого демонтажа зенитной установки с помощью смонтированных на платформе двух убирающихся рамп. Предполагалось, что ЗСУ сможет уничтожать воздушные цели, летящие со скоростью до 350 м/с и на высотах до 3500 м, а воздушный десант и наземные цели она сможет поражать на дальностях до 2000 м.

Из недостатков этой ЗСУ стоит отметить отсутствие системы обнаружения, и то, что прицеливание было только визуальное.

К началу 1980-х годов ЮНА получила 789 ЗСУ. "Праги" придавались смешанным артиллерийско-ракетным дивизионам ПВО сухопутных бригад югославской армии. В каждый такой дивизион помимо прочего вооружения поступало 12 M53/59. ЗСУ периодически проходили модернизацию.

Некоторые западные источники утверждают, что в 1978 году из СССР в Югославию было поставлено 48 ЗСУ-23-4 "Шилка". Однако это вряд ли соответствует действительности, поскольку в войнах, бушевавших на развалинах бывшей Югославии, применялись различные, даже самые древние виды вооружения, однако фактов применения достаточно современных "Шилок" отмечено не было. Так же не было отмечено применение "Шилок" во время отражения агрессии НАТО в 1999 году, когда применялись даже древние ЗСУ-57-2.

4 мая 1980 года умер Иосип Броз Тито, не оставивший после себя преемника, и до развала Второй Югославии остались считанные годы…

По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html

Продолжение следует…

Де-факто были учреждены в июле 1941 года, однако не носили официального характера. Несколько раз за время Народно-освободительной войны система воинских званий претерпевала изменения.

Хронология

В начале войны использовалась традиционная стандартная иерархия, похожая на систему воинских званий РККА:

  • ефрейтор или десятник (серб. десетар )
  • сержант или взводный (серб. водник )
  • политический делегат взвода (серб. политички делегат вода )
  • заместитель командира (серб. заменик командира )
  • командир (серб. командир )
  • начальник штаба (серб. начелник штаба )
  • заместитель команданта (серб. заменик команданта )
  • командант (серб. командант )
  • заместитель политкомиссара (серб. заменик политичког комесара )
  • политкомиссар (серб. политички комесар )

Чуть позже было проведено первое изменение в системе воинских званий после структуризации воинских частей «взвод - рота - батальон - отряд - группа отрядов», и тем самым появились звания командиров взводов, рот, батальонов, отряд и групп отрядов. Отличительными символами на знаках различия были обязательно присутствовавшие красные звёзды, иногда добавлялись полосы (чем больше было полос, тем выше было звание солдата). У политических комиссаров (политруков) на звёздах обязательно изображались серп и молот .

В январе 1942 года были введены новые звания. Так, официально появился заместитель командира для каждого подразделения. Были учреждены также такие воинские части, как бригада (равноценная группе отрядов) и оперативная зона . На знаках различия бригада или группа отрядов выделялись красным символом в форме буквы «Л», оперативная зона или главный штаб выделялись ромбами. Для командиров патрулей вводились зелёные полосы, по которым определялся размер подчинённого командиру патруля.

1 мая Указом Верховного штаба НОАЮ были учреждены официальные воинские звания, ставшие основными в Югославской народной армии (в порядке убывания):

  • Генеральские звания: генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор.
  • Высшие офицерские звания: полковник, подполковник, майор.
  • Низшие офицерские звания: капитан, лейтенант и младший лейтенант.
  • Подофицерские звания: прапорщик, старший сержант, сержант, младший сержант и ефрейтор.

Указом «О произведении в звания и обеспечивании офицеров Народно-освободительной армии Югославии» в звания были произведены 2757 человек: 13 генералов (два генерал-лейтенанта, 11 генерал-майоров), 25 полковников, 67 подполковников, 189 майоров, 459 капитанов, 1124 лейтенанта и 880 младших лейтенантов. В том же месяце был издан указ «О первых награждениях». Незначительное изменение произошло лишь 22 апреля , когда специальным распоряжением было определено понятие офицера.

Сравнительная таблица

Предвоенное деление
по категориям
Февраль - июнь Июнь - 1 мая 1 мая - Окончательное деление
по категориям
Старшие командиры
(команданты)
Командующий главным штабом Не было Генералы
Член Главного штаба Командир оперативной зоны Генерал-полковник
Заместитель командира оперативной зоны Генерал-лейтенант
Командир бригады Командир бригады или группы отрядов Генерал-майор
Начальник штаба бригады Полковник Старшие офицеры
Командир группы отрядов Заместитель командира бригады
Командир отряда Командир отряда Подполковник
Заместитель командира отряда
Начальник штаба отряда
Командир батальона Командир батальона Майор
Заместитель командира батальона
Младшие командиры
(командиры)
Командир роты Командир роты