Биографии Характеристики Анализ

Воронина марина михайловна, учитель начальных классов пояснительная записка.

109.45kb.

  • Рожкова Марина Михайловна учитель начальных классов первой категории моу сош №2 Слабожанко , 150.47kb.
  • Марина Юрьевна Сотникова, учитель начальных классов, Высшая квалификационная категория , 69.39kb.
  • Олейник Елена Михайловна, учитель начальных классов, 2 квалифицированной категории , 270.72kb.
  • Канашина Анна Александровна учитель начальных классов 2011г пояснительная записка , 141.9kb.
  • Пахомова Анна Юрьевна, учитель начальных классов Iквалификационной категории Москва , 300.09kb.
  • Госткина Елизавета Михайловна учитель начальных классов Шаховской сош №1 конспект , 43.09kb.
  • Регламент работы фестивальной площадки , 482.17kb.
  • Методические рекомендации Составитель Копылова М. А. Составитель: Копылова Марина Анатольевна, , 223.35kb.
  • ПРОГРАММА

    ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

    «МИР ФАНТАЗИЙ»

    Программа дополнительного образования детей 7-11 лет.

    Срок реализации программы – 1 год.

    Разработчик программы:

    Воронина Марина Михайловна,

    Учитель начальных классов

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Направленность модификационной программы театрального кружка «Мир фантазий» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

    В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
    - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
    - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
    - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
    - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

    Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

    принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

    принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

    Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

    Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

    Именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

    При планировании работы кружка учитываются основные цели :
    1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
    2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
    3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

    Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:


    1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
    2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
    3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
    4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
    5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
    6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

    7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.


    1. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
    2. Развивать чувство ритма и координацию движения;
    3. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
    4. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре;

    Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 11 лет. Программа рассчитана на 1 год.

    Формы и методы работы.

    Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

    Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

    Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

    Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

    Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

    Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

    Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

    Режим занятий

    Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 1 час 20 минут с перерывом 5 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

    Ожидаемые результаты

    К концу года занятий ребёнок

    ЗНАЕТ:

    1. Что такое театр

    2. Чем отличается театр от других видов искусств

    3. С чего зародился театр

    4. Какие виды театров существуют

    5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

    ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

    1. Об элементарных технических средствах сцены

    2. Об оформлении сцены

    3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

    УМЕЕТ:

    1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

    2. Образно мыслить

    3. Концентрировать внимание

    4. Ощущать себя в сценическом пространстве

    ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

    1. Общения с партнером (одноклассниками)

    2. Элементарного актёрского мастерства

    3. Образного восприятия окружающего мира

    5. Коллективного творчества

    А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

    Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

    Занятия в кружке «Мир фантазий» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

    На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

    1.1 Тема «Пластичность»

    «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

    1.3 Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

    1.4 Методическое обеспечение:

    Крылов И.А. «Ворона и Лисица».

    Магнитофон, музыкальные записи.

    2.1 Тема «Речевая гимнастика»

    Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

    Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

    «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

    Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

    2.3 Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
    Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера(где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

    2.4 Методическое обеспечение:

    Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

    Магнитофон с записывающим устройством, микрофон.

    3.1 Тема «Развитие речи»

    В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

    3.3 Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

    3.4 Методическое обеспечение:

    Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

    4.1 Тема «Фольклор»

    Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

    4.3 Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

    4.4 Методическое обеспечение:

    Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.

    «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.

    Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993

    5.1 Тема «Театр»

    Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

    Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

    5.3 Формы – экскурсии, постановка спектакля.

    5.4 Методическое обеспечение:

    Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
    Арто А. Театр и его двойник. М., 1993

    Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

    6.1 Тема «Творчество»

    В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

    6.3 Формы – творческие игры, конкурсы.

    6.4 Методическое обеспечение:

    Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

    7.1 Тема «Постановка спектакля»

    «Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.


    1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
      Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
    2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
    3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

    1. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
    2. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
    3. Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мезансцены.
    4. Повторное обращение к тексту пьесы.
    5. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
    6. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
    7.4 Методическое обеспечение:

    Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

    Компьютер,

    Магнитофон

    Диски с записью сказок и постановок,

    Диски с музыкой (классической и детской),

    Видеокамера для анализа выступлений.

    ЛИТЕРАТУРА.


    1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
    1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
    1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
    1. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» ссылка скрыта
    1. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
    .
    1. «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». № 27/2000
    1. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
    1. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
    1. «Наш веселый Новый год» - новогодняя пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997
    1. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»

    10. Крылов И.А. «Ворона и Лисица».

    Я, Воронина Марина Михайловна- учитель начальных классов г Челябинска. Имею педагогический стаж работы 27 лет. Осваиваю современные теории преподавания. Использую в своей работе различные приемы, средства и методы обучения и воспитания для формирования знаний и умений учащихся.

    Работая над методической темой «Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка» развиваю способности учащихся, прививаю школьникам самостоятельной работы, способствует развитию творческих способностей.

    В 2008 году прошла курсы повышения квалификации по теме: « Вариативные образовательные программы четырехлетней начальной школы (традиционная система)», в 2011 г. «Программа формирования универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС нового поколения»

    Использую в своей работе приемы развивающего обучения, игровых технологий, коллективные формы работы: дискуссия, диспуты, технологии обучения на основе построения схем и знаковых модулей учебного программного материала.

    Ежегодно привлекаю своих учеников к участию в олимпиадах различного уровня: школьных, районно-городских, в Международных конкурсах – математической игре «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех», игровом конкурсе «Золотое руно».

    Конкурс Специалистов "Эрудит-Марафон учащихся - 1место в школе, 2и 3 место в школе. Интеллектуальный марафон краеведческой направленности - 3 вторых места в школе, Олимпиада Человек и природа" - 1 место в регионе, Математический конкурс-игра "Кенгуру" - 1 место в регионе.

    Являюсь активным участником районных панорам открытых уроков на базе МОУ СОШ № 17 Советского района (урок по теме "Безударные гласные, проверяемыми ударением» ,городского семинара на базе МОУСОШ № 89 в 2010 году.В 2010-2011 учебном году была участником городского семинара на базе МОУ СОШ № 89 по теме: « Формирование универсальных действий через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников».

    В 2006 году прошла краткосрочное обучение в Областном государственном учреждении «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской Области» по программе «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника». С 11.02.2008 по 22.02.2008 года прошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по теме: « Вариативные образовательные программы четырехлетней начальной школы (традиционная система)», в апреле 2011 г прошла обучение в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр г. Челябинска» по программе тематического семинара «программа формирования универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС нового поколения»

    Имею следующие награды

    2000 год Диплом МОУ № 17 г. Челябинска Победитель конкурса «Звездный час» в номинации «Учительница первая моя» (за создание светлого образа школы в душе ребенка)

    2002г Диплом Депутата Государственной Думы РФ В. Гартунга.

    2004 г. Грамота Главного Управления Образования и науки Челябинской области.

    2008 г. Почетная грамота Министерства Образования и науки РФ

    2010 г Грамота Управления образования Курчатовского района Администрации г. Челябинска.

    2010 г Почетная грамота начальника Управления образования Курчатовского района Администрации г. Челябинска

    2011 г Грамота Автономной некоммерческой организации Центра Развития Молодежи за организацию конкурса Специалистов проекта «Эрудит-марафон учащихся»

    2011г Благодарность Учебно-методического центра Г. Челябинска

    Как помочь ребёнку не растеряться в сложной действительности, устоять среди различных влияний и позже найти своё место в жизни? Экономические знания становятся все более и более необходимыми нашим детям. Для того чтобы в полной мере реализовать свои способности, дети с малых лет должны хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знания экономики сделать это очень трудно.
    Предлагаемые разработки занятий по дополнительной образовательной программе для младших школьников могут быть реализованы в кружковой деятельности. Содержание их поможет учителю удовлетворить детские потребности в познании простых экономических законов, сориентироваться в экономических понятиях, что, в свою очередь, будет способствовать развитию логического мышления, познавательной активности, воспитанию бережливости и экономии.
    Пособие предназначено педагогам дополнительного образования; может быть рекомендовано учителям начальных классов, родителям для совместных занятий с детьми.