Биографии Характеристики Анализ

Воскресения Христова кафедральный собор. Из истории подворья русской православной церкви в японии Японцы и Православие

- В нашей памяти с Японией прочно связано имя и миссионерские труды святителя Николая (Касаткина). Каково сегодняшнее положение Русской Православной Церкви в Японии?

- Наследницей миссионерских трудов святителя Николая и его преемника, митрополита Сергия (Тихомирова) по духовному просвещению Японии является автономная Японская Православная Церковь. Сегодня миссия представительства Русской Православной Церкви в Японии заключается в духовном окормлении наших соотечественников, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. Наше подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений, куда входят монастырь св. Софии в поселке Мацуо, префектура Тиба, часовня в честь св. равноапостольного Николая на русском кладбище в Нагасаки и приход в

г. Хитати. Кроме того, в функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию.

- Расскажите об истории храма, в котором вы служите.

- История Никольского храма подворья такова. Преемник архиепископа Николая митрополит Сергий (Тихомиров) был направлен в Японию в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, после принятия в Японии "Закона о религиозных организациях", по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, он был смещен с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.

В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Митрополии.

Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы последователей архиепископа Николая и создала отдельную "Истинную Православную Церковь", во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи. В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.

30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В 1970 году произошло полное примирение между двумя группами православных в Японии и была образована Автономная Японская Православная Церковь. В связи с этим, решением Священного Синода с 10 апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской миссии и назначен настоятелем подворья. К сожалению, подворье и до настоящего времени не имеет своего постоянного храма и арендует для этой цели территорию и помещение, принадлежащие посольству России в Японии. 22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей Свт. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с "Японской Православной Церкви" на "Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии". В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью, один раз в месяц сослужит главе Японской Церкви Митрополиту Даниилу и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью.

- Кто несет вместе с вами пастырское служение? Кто ваши прихожане и как сегодня живет община?

- Пастырское послушание на подворье несут клирики протоиерей Иоанн Нагая, протодиакон Владимир Цудзи и диакон Яков Нагая.

Национальный состав прихожан очень пестрый - русские, японцы, украинцы, белорусы, греки, грузины, болгары, сербы.

В храме подворья регулярно совершаются богослужения: всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней, Божественные литургии совершаются по воскресеньям, в двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых. Каждое воскресенье читаются акафисты, проводятся беседы с прихожанами и совместные просмотры православных видеофильмов.

- Каковы особенности пастырского служения в Японии?

- К особенностям пастырского служения в Японии можно отнести то, что Япония в своей основе является страной, в которой господствует материалистическое мировоззрение и очень активны различные секты. Такая непростая обстановка налагает на пастыря особенную ответственность.

- Как складываются ваши отношения с японцами, и как в целом они относятся к православию?

- Так как японцы весьма любознательны, они, естественно, проявляют интерес и к православию, посещают храмы, интересуются содержанием богослужений, иконами и историей православия. Мои личные отношения с японцами складываются вполне дружески. Периодически я выступаю на собраниях, проводимых обществом японо-русской дружбы.

Подготовила Мария Виноградова

http://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1401

«Сейчас самое важное — подарить пострадавшим надежду на то, что все будет хорошо, — сказал в беседе с корреспондентом сайта Диакония.ру отделавице-консул консульского отдела посольства РФ в Японии Никита Смирнов. — Самое тяжелое, что пострадавшие потеряли жилье, личные вещи, а катастрофа еще не закончилась, и ряд факторов усугубляют положение».

По словам дипломата, пострадавшие сейчас нуждаются в поддержке, «потому что то, что здесь творится, не описать словами».

Н. Смирнов был одним из сотрудников консульства, направленных в наиболее пострадавший от удара стихии район - префектуру Мияги, чтобы выяснить судьбу российских граждан. По данным на 15 марта, в результате землетрясения и цунами в Японии пострадал только один гражданин России. Это член экипажа рыболовного судна, севшего на мель в порту Офунато. «С ним все в порядке, он уже прошел медицинское обследование и доставлен во Владивосток», — уточнил вице-консул.

В результате землетрясения в наибольшей степени пострадала северо-восточная часть Японии. Значительные повреждения получили ряд храмов Сендайской епархии Японской Автономной Православной Церкви. Разрушен православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ямада (префектура Ивате). Н. Смирнов рассказал, что связывался по телефону с настоятелем храма. В ответ на предложение гуманитарной помощи настоятель сказал, что прихожане обеспечены всем необходимым. Что касается русской общины поселка, то все пожелавшие эвакуироваться уехали из поселка с помощью транспортного коридора, который организовало посольство. В целом поселок, по словам сотрудника консульства, представляет собой зону стихийного бедствия: всюду завалы, есть перебои с поставкой продуктов питания, отсутствует электроснабжение.

Точной информация о ситуации в городе Исиномаки, где мог быть поврежден деревянный храм во имя Иоанна Богослова, у сотрудников консульства нет. Из-за проблем со связью только на розыск российских граждан в этом городе потребовалось более четырех суток.

По словам настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерея Николая Кацюбана, в японской столице храмы на пострадали. Он также отметил, что остается неизвестной судьба одного прихода Японской Автономной Православной Церкви в Сендайской епархии, и одного священника — настоятеля храма в Исиномаки иерея Василия Тагучи, с которыми пока невозможно установить связь. О жертвах среди мирян пока точной информации нет.

Епископ Сендайский Серафим во вчерашнем письме Святейшему Патриарху Кириллу рассказал, что точной информации о жертвах среди прихожан нет и у него. «Несмотря на то, что со всех концов страны направляется помощь пострадавшим, полная картина случившегося еще неясна ввиду того, что разрушены дороги и телекоммуникационные сети», — отметил епископ Серафим.

Расстояние от Сендая до Токио около 300 километров. В первый день, по словам отца Николая Кацюбана, в Токио также был парализован транспорт, не было электричества. «Город предоставил школы для ночлега тех, кто приезжает на работу из других городов. Сейчас все более-менее налаживается, но пока нет бензина на заправках, ежедневно отключаются электричество на 3-4 часа. Сегодня радиационный фон в Токио в 8-10 раз превысил норму. В связи с этим граждан попросили не выходить из домов, делать дома влажную уборку. Если кто-нибудь выходит на улицу, то в головных уборах и защитных масках. При входе в дом обувь и верхнюю одежду оставляют снаружи», — сообщил отец Николай Кацюбан.

Он добавил, что 16 марта Патриаршее подворье в Японии открывает свои счета для сбора средств на оказание помощи пострадавшим. Все собранные деньги будут переведены на счет, специально открытый японским правительством для сбора помощи. С отцом Николаем связались из Владивостокской епархии, где по поручению правящего архиерея уже собрана определенная сумма для помощи пострадавшим.

На вопрос о том, какая именно помощь требуется пострадавшим, отец Николай ответил, что по местному телевидению распространяют информацию о сборе денежных средств, при этом отмечается, что одежда и прочие вещи не требуются.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению проводит сбор средств и открыл счета для перечисления пожертвований для пострадавших в Японии.

Соболезнования руководству Японии и Священноначалию Японской Православной Церкви направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который также выразил надежду, что «участие России в оказании помощи Японии» сможет способствовать примирению наших народов.

Землетрясение магнитудой 9,1, эпицентр которого находился в 373 километрах северо-восточнее Токио. произошло 11 марта, что вызвало цунами с высотой волны около десяти метров. 15 марта в том же районе произошло еще несколько мощных подземных толчков магнитудой 6.0. Общее число погибших и пропавших без вести превысило 10 тысяч человек, более 2 тысяч получили ранения. После землетрясения из-за выхода из строя систем охлаждения был введен режим чрезвычайной ситуации на АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2», находящихся в пострадавшем районе. Начиная с субботы, на АЭС «Фукусима-1» произошли взрывы на нескольких энергоблоках. Население в радиусе 20 км от АЭС эвакуировано.

Православные храмы Токио November 25th, 2011

Японское Православие для иностранцев, да и для самих японцев, прочно ассоциируется с величественным токийским кафедральным Воскресенским собором, более известным как "Никорай-до". Мало кто, однако, знает, что всего в городе пять православных храмов, а именно, три японских: упомянутый собор, часовня при нём и церковь в Яматэ, и два, принадлежащих Московской Патриархии: церкви на Хонкомагомэ и в Мэгуро. Если информацию о Никорай-до легко можно найти в Интернете, то сведения о других храмах отрывочны и плохо проиллюстрированы. Постараемся показать, как они выглядят.

1. Собор Воскресения Христова в Токио ("Никорай-до") [место ]

Крупный крестообразный в плане храм в византийском стиле выстроен в 1884-1891 гг. на возвышенном месте по проекту арх. М. А. Щурупова (1815-1901). Работами руководил английский арх. Дж. Кондер (1852-1920), освящение состоялось 8 марта 1891 г. Здание было сильно повреждено в 1923 г. во время Великого землетрясения Канто, после которого восстановительные работы продолжались до 1929 г. С 1962 г. имеет статус важного памятника культуры Японского государства. В настоящее время, в связи со сложным финансовым положением ЯПЦ, неправославные японцы могут осмотреть собор, только уплатив 300 иен за вход.

Вид на Воскресенский собор с севера.

Вид на Воскресенский собор с востока.

Купол Воскресенского собора.

Вид на Воскресенский собор с северо-запада.

2. Часовня Николая, архиепископа Японского, в Токио [место ]

Кубическая одноглавая часовня под четырёхскатной крышей, с небольшой апсидой. Стоит по правую руку от входа в Воскресенский собор. Выстроена в память канонизации свт. Николая, освящена 19 марта 1978 г. В обычное время заперта.

Западный портал часовни.

3. Церковь Рождества Христова в Яматэ [место ]

История этого самого старого на территории Токио прихода восходит к рубежу 1870-1880-х гг. Она могла прерваться в 1945 г., когда здание храма было уничтожено, а верующие стали посещать богослужения в Никорай-до, но в 1954 г. удалось приобрести частный дом, который был перестроен в церковь, а в 1970-1971 гг. выстроено ныне существующее двухэтажное здание. На первом этаже находится зал для собраний, а на втором - собственно молитвенное помещение.

Ворота церковной ограды.

Замок на воротах. Типовой, но тоже интересен.

Интерьер храма на втором этаже здания.

Обратимся теперь к храмам Московского Патриархата.

4. Церковь Николая Чудотворца на Хонкомагомэ [место ]

Домовая церковь, расположенная на первом этаже двухэтажного здания Подворья РПЦ МП в Токио. Освящена в 1994 г. митрополитом Феодосием Нагасима. Внешних атрибутов храма не имеет.

Вид здания подворья со двора.

Вход в храм справа, слева - лестница на второй этаж в покои священника.

Интерьер Никольского храма.

"Тайная вечеря" над Царскими вратами.

Престол Никольского храма.

5. Церковь Александра Невского в Мэгуро [место ]

Участок для постройки храма был завещан Подворью РПЦ МП прихожанкой С. И. Кравцовой. Хотя это случилось в 1977 г., но ввиду различных препятствий только в 2006 г., после судебного разбирательства, Церковь вступила во владение наследством. Подготовительные работы на участке начались в январе 2008 г., а уже 12 сентября того же года храм был освящён. Строительство велось японской компанией, элементы внутреннего убранства привезены из России.

Имитация алтарной апсиды.

Внутренний вид Александро-Невской церкви.

Паникадило.

Средняя часть иконостаса.

Престол Александро-Невской церкви.

На вопросы корреспондента ЦВ отвечает настоятель подворья Русской Православной Церкви в Японии протоиерей Николай Кацюбан.

- В нашей памяти с Японией прочно связано имя и миссионерские труды святителя Николая (Касаткина). Каково сегодняшнее положение Русской Православной Церкви в Японии?

Наследницей миссионерских трудов святителя Николая и его преемника, митрополита Сергия (Тихомирова) по духовному просвещению Японии является автономная Японская Православная Церковь. Сегодня миссия представительства Русской Православной Церкви в Японии заключается в духовном окормлении наших соотечественников, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. Наше подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений, куда входят монастырь св. Софии в поселке Мацуо, префектура Тиба, часовня в честь св. равноапостольного Николая на русском кладбище в Нагасаки и приход в

г. Хитати. Кроме того, в функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию.

- Расскажите об истории храма, в котором вы служите.

История Никольского храма подворья такова. Преемник архиепископа Николая митрополит Сергий (Тихомиров) был направлен в Японию в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, после принятия в Японии «Закона о религиозных организациях», по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, он был смещен с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.

В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Митрополии.

Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы последователей архиепископа Николая и создала отдельную «Истинную Православную Церковь», во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи. В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.

30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В 1970 году произошло полное примирение между двумя группами православных в Японии и была образована Автономная Японская Православная Церковь. В связи с этим, решением Священного Синода с 10 апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской миссии и назначен настоятелем подворья. К сожалению, подворье и до настоящего времени не имеет своего постоянного храма и арендует для этой цели территорию и помещение, принадлежащие посольству России в Японии. 22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей Свт. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с «Японской Православной Церкви» на «Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии». В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью, один раз в месяц сослужит главе Японской Церкви Митрополиту Даниилу и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью.

- Кто несет вместе с вами пастырское служение? Кто ваши прихожане и как сегодня живет община?

Пастырское послушание на подворье несут клирики протоиерей Иоанн Нагая, протодиакон Владимир Цудзи и диакон Яков Нагая.

Национальный состав прихожан очень пестрый - русские, японцы, украинцы, белорусы, греки, грузины, болгары, сербы.

В храме подворья регулярно совершаются богослужения: всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней, Божественные литургии совершаются по воскресеньям, в двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых. Каждое воскресенье читаются акафисты, проводятся беседы с прихожанами и совместные просмотры православных видеофильмов.

- Каковы особенности пастырского служения в Японии?

К особенностям пастырского служения в Японии можно отнести то, что Япония в своей основе является страной, в которой господствует материалистическое мировоззрение и очень активны различные секты. Такая непростая обстановка налагает на пастыря особенную ответственность.

- Как складываются ваши отношения с японцами, и как в целом они относятся к православию?

Так как японцы весьма любознательны, они, естественно, проявляют интерес и к православию, посещают храмы, интересуются содержанием богослужений, иконами и историей православия. Мои личные отношения с японцами складываются вполне дружески. Периодически я выступаю на собраниях, проводимых обществом японо-русской дружбы.

Подготовила Мария Виноградова

Продолжение темы - на стр. 11

Первые семена веры на японской земле были посеяны иеромонахом (впоследствии архиепископом) Николаем (Касаткиным), который приехал в Японию в 1861 году в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате.
Более 50-ти лет трудился в Японии святитель Николай на ниве Христовой, просвещая японцев светом Истины. Его заслуги в качестве основателя и первого Предстоятеля Японской Православной Церкви широко известны не только в Японии и России, но и во всем мире.
Блаженная кончина архиепископа Николая последовала 16 февраля 1912 года, а в 1970 году он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых с наименованием "равноапостольный".
Преемником архиепископа Николая стал митрополит Сергий (Тихомиров), который был направлен в Японию Синодом Русской Православной Церкви в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, в связи с вступлением в силу "Закона о религиозных организациях", по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, его смещают с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.
В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Метрополии.
Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы Николай-до создала отдельную "Истинную Православную Церковь", во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи.
В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.
30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем.
Сначала молитвенное помещение этой Церкви находилось на территории Николай-до (под него была переоборудована бывшая Русская школа), а в последствии оно было перенесено в отдельное здание в районе Синдзюку. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.
В апреле 1970 года группа Николай-до вернулась в юрисдикцию Русской Матери-Церкви и начала свое существование в качестве Святой Автономной Японской Православной Церкви. Епископ Владимир был назначен Епископом Токийским и Японским. Таким образом состоялось полное примирение между двумя Церквами.
В связи с этим, решением Священного Синода с апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве Подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и Начальника Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья.
22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей св. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с "Японской Православной Церкви" на "Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии".
С июля 1991 года настоятель Подворья - протоиерей Николай Кацюбан.