Биографии Характеристики Анализ

Вот это целеполагание. Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте

Обучение младших школьников

действию целеполагания на уроках.

Актуальность развития приёмов целеполагания в ходе обучения школьника продиктована Стандартами: «на ступени начального образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Одним из этапов современного урока является целеполагание. Оно произошло от слова цель. А что такое цель?

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.

Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Образ ожидаемого результата должен быть конкретным, охарактеризованным качественно и количественно, достигаемым к определенному моменту времени. Предполагается любое изменение, продвижение, развитие ученика (формирование его представлений и понятий, взглядов и убеждений, практических умений и навыков).

Целеполагание – это определение системы промежуточных учебных целей и способов их достижения, «…построение плана своей учебной деятельности», считал В. В. Давыдов. Ученик соотносит друг с другом действия, которые ему необходимо выполнить, и определяет основу учебной деятельности. Учение становится не объектом, а субъектом деятельности. Формирование такой позиции невозможно без осознания и принятия целей деятельности, в которую включается ученик, это, в свою очередь, зависит от того, как организован процесс целеполагания.

Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяёмкий. Поэтому главная задача этого процесса – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование , а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Умения, которым надо учить школьника:

    Отбор целей, соответствующих задачам данного урока.

    Принятие и понимание цели, поставленной учителем; удерживанию, сохранению цели учителя в течение длительного времени, подчинению ей своего поведения, «переосмысление» целей учителя, принятие учеником цели учителя для себя, «наложение» её на опыт своей собственной жизни.

    Самостоятельная поставка целей, в связи – умение мысленно представлять себе цель до начала действия цели, её формулирование.

    Выбор одной цели из нескольких других и обоснованию выбора

    Определение реальности, достижимости цели, соотнесение цели со своими возможностями, замена нереальных целей реальными.

    Активная проверка, уточнение целей.

    Определение последовательности целей, ибо иногда бывает важно осуществить цели только в определённом порядке.

    Определение важных и второстепенных целей.

    Определение времени и сил для достижения целей.

    Поставка новых целей с учётом уровня достижения предыдущих целей, т.е. прежних результатов выполнения учебных действий.

    Постановке перспективных целей.

    Реализация поставленных целей, выбор средств и способов достижения целей, преодоление препятствий на пути их достижения.

    Постановка нестандартных, нестереотипных оригинальных целей (творческие)

Все эти умения различны, но без них трудно обойтись, т. к. они лежат в основе способности школьников к целеполаганию.

Условно можно выделить три вида целеполагания.

Целеполагание

Свободное Жёсткое Интегрированное

При свободном целеполагании педагог вырабатывает цели, задачи, программу действий вместе с учащимися в процессе общения, совместного размышления и поиска.

При жёстком целеполагании – цели, задачи и программа действий задаются школьникам извне. Но педагог разъясняет полезность решения поставленной задачи для жизни человека, для дальнейшей деятельности детей, показывает привлекательность перспектив в результате решения данной задачи.

При интегрированном целеполагании задачи на занятии ставит педагог, но способы их решения определяются в процессе совместного поиска.

Различают несколько видов учебного целеполагания.

Учебное целеполагание

Перспективное Тематическое Поурочное Текущее

Тематическое целеполагание проводится в начале какой-либо темы. Совместное определение целей и задач на всю тему возможно на первом уроке.

Например, обучение грамоте, 1 класс, ПНШ.

Тема «Гласные звуки буквы». Я использовала алфавит и звуковой столбик. Все буквы и звуки в нём были закрыты. Гласные были отмечены определённым значком (О). Вспоминаем, на какие группы делятся звуки и буквы. Как их различить? Предполагаем, какую группу будем изучать сначала. Подвожу ребят к тому, что гласные будем изучать. Почему? Говорю о том, что позволила себе в звуковом столбике отметить гласные буквы, которые будем изучать в этой теме. Считаем, сколько их. Предполагаем, сколько уроков потребуется. Какая цель будет стоять перед нами? Задача сегодня на уроке? ….

Окружающий мир 1 класс ПНШ. Я позволила в учебнике разделить на темы, чтобы использовать данный вид целеполагания. Тем получилось пять.

    Мы познаём мир.

    Осень.

    Зима.

    Весна.

    Наша Родина – Россия.

Находим первую тему. Читающие ученики могут их прочитать или читает учитель. Что узнаем в этой теме?

Урок литературного чтения во 2 классе. Школа России.

О братьях наших меньших

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И Пивоварова «Жила-была собака».

В. Берестов «Кошкин Щенок»

М. Пришвин «Ребята и утята»

Е Чарушин «Страшный рассказ»

Б. Житков «Храбрый утёнок»

В. Бианки «Музыкант»

В. Бианки «Сова»

Проверь себя!

Прочитайте тему, которую начнём изучать на уроке.

Никакого вопроса у вас по теме не возникает?

Кто такие братья наши меньшие? (Дети высказывают предположение, что о младших братьях и сёстрах)

Предположите, о чём будет любое произведение.

Все заинтересованы, хочется узнать правильно ли предположили. Возникает у ребят желание, а значит, есть познавательный интерес, без которого процесс обучения крайне затруднителен.

Вот ещё пример, листая учебник, ребята видят новые понятия в тексте, новые значки, новые слова. Это всё тематическое целеполагание. Они ставят перед собой задачу: это узнать.

Поурочное целеполагание используется на каждом уроке. Через тему урока ребята ставят цель урока, а потом выходят на задачи урока.

Урок русского языка. Тема урока: Строчная буква р.

Цель: научиться писать букву строчную р. С чего начнём?

Узнать, из каких элементов состоит буква.

Выяснить, откуда начинаем её писать.

Понять самый сложный элемент буквы.

Запомнить соединения с этой буквой.

Научиться писать слова с этой буквой.

Научиться использовать слова с этой буквой в предложениях.

Сначала это занимает много времени, а потом ребята усваивают алгоритм и могут работать самостоятельно. Остаётся время для индивидуальных консультаций.

На уроке математики использую такой приём: вместе и известными числовыми выражениями даю неизвестное (на новый приём счёта)

5+3 5+4 5+8

5+7 5+9 6+7

Какой пример вызвал затруднение?

Все ли его смогли решить?

Почему?

Дети ставят перед собой цель урока.

На уроке литературного чтения на доске фамилия неизвестного автора среди тех, которые детям знакомы. Они её находят и ставят цель урока. В первом классе можно использовать интересные необычные слова из текстов произведения. Например, Пудик, охота, божий мир, мать, чив, бескрылые. Дети предполагают о чём будет произведение. Формулируют цель урока: познакомиться с новым автором и его произведением.

Аналогично на уроке русского языка. Среди известных понятий вставляю новое: слова – предметы, слова- признаки , слова- действия. Дети его быстро определяют и ставят цель знать, какие слова мы можем назвать словами-признаками.

Текущее целеполагание используется при выполнении отдельного задания. Какое умение вырабатывает задание: реши задачу. Умение понимать и решать задачи. Какие задачи ставим перед собой?

    Понять задачу.

    Представить её. Составить схему (модель).

    Выбрать нужное действие.

    Записать решение.

    Записать ответ.

    Проверить задачу.

Поурочное

В начале занятия По ходу выполнения заданий В конце урока

Виды поурочного целеполагания:

    В начале занятия

    Специальное оформление кабинета, которое привлечёт учащихся к проблеме и позволит сформулировать тему, цели и задачи урока;

    Выполнение предварительного домашнего задания (проведение наблюдения, беседа с родителями, интервью специалиста, опрос очевидцев);

    Проведение исследования группой детей, которые в ходе его выявили проблему, связанную с изучением конкретной темы;

    Прочтение книги, просмотра телепередачи и формулировка вопросов, которые вызвали интерес учащихся;

    Постановка проблемного вопроса решение конкретной задачи и поиск сферы её действия в жизни;

    Сообщение противоречивых сведений об изученном явлении

    По ходу выполнения заданий

    Ставить конкретную задачу перед каждым упражнением по русскому языку и каждым номером по математике;

    По литературному чтению конкретная задача перед прочтением произведения (первично, повторно..);

    Индивидуальные проблемы детей можно решать, когда сам ученик ставит перед собой индивидуальную задачу.

    В конце урока (после подведения итогов урока: чему научились, что ещё надо узнать).

    Коллективный анализ занятия. (Что нового узнали? Что научились делать? Что пригодится в жизни? О чём хотелось бы дополнительно узнать после сегодняшнего урока? Что вызвало затруднения при изучении темы? Что усвоено плохо и требует дальнейших пояснений?)

    Коллективное обсуждение дальнейшей работы. (Чем целесообразно заняться на следующем уроке? Как распределим работу на следующем уроке?)

    Рефлексия. (Что я усвоил хорошо? Какие трудности я испытал на уроке? Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?)

Целеполагание можно разделить ещё на такие группы:

Целеполагание

Групповое Индивидуальное

В своей практике я использую все виды целеполагания, совершенно очевидно, что наиболее эффективным, оптимальным для формирования субъективной позиции школьника является свободное целеполагание. К сожалению, это не всегда возможно. В зависимости от специфики предмета, содержания изучаемого материала, подготовленности и способностей учащихся выбираются различные типы целеполагания. Но всегда можно добиться того, чтобы возник познавательный интерес, и ребёнок сам захотел заниматься познавательной деятельностью. В связи с этим необходимо привлекать учащихся к этапу целеполагания. Осознавая цели урока, формулируя задачу для себя, ученик видит смысл своей учебной деятельности. Решив поставленную задачу, он видит значимость своей деятельности в настоящей и будущей жизни. На следующий урок идёт с большим желанием достигать тех целей, которые будут поставлены в совместной с учителем деятельности.

Основными характеристиками цели сегодня являются

конкретность

привлекательность / побудительность

достижимость

Задачи на каждый этап урока должны вытекать из общей (ведущей) цели урока. При формулировании задач «от ученика» тщательно продумывается целесообразность, польза любой деятельности. Появляется возможность дифференцировать, личностно ориентировать цели.

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.

Цели должны быть:

    Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

    Конкретные.

    Понятные.

    Осознанные .

    Описывающие желаемый результат .

    Реальные.

    Побудительные (побуждать к действию) .

    Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :

    «выбрать»,

    «назвать»,

    «дать определение»,

    «проиллюстрировать»,

    «написать»,

    «перечислить»,

    «выполнить»,

    «систематизировать»...

На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели

содействуют: формированию обще­ учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­ тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­ гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Например:

    учить сравнивать,

    учить выделять главное,

    учить строить аналоги,

    развивать глазомер,

    развивать мелкую моторику рук,

    развивать умение ориентироваться в тетради, учебнике.

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируются на:

1. Визуальные:

    Тема-вопрос

    Работа над понятием

    Ситуация яркого пятна

    Исключение

    Домысливание

    Проблемная ситуация

    Группировка.

2. Аудиальные:

    Подводящий диалог

    Собери слово

    Исключение

    Проблема предыдущего урока.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

    Повторить знания об имени прилагательном.
    2. Определить, с какими частями речи сочетается.
    3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Например, тема урока "Дикие животные".

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6 14 * 3
32: 16 3 * 16
15 * 4 50: 10
70: 7 81: 27

2. Аудиальные:

    Подводящий диалог

    Собери слово

    Исключение

    Проблема предыдущего урока.

Подводящий диалог

Попросила начертить отрезок, ломаную, прямую, четырёхугольник. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Собери слово

Это через кроссворд выявляется ключевое слово на уроке, из букв составляется слово, собрать текст из предложений…

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов.

Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Как и любой вид человеческой деятельности, профессиональная педагогическая деятельность предопределена осознанием реализуемой цели. Приоритетной, фундаментальной и универсальной компетенцией личности современного глобального социума является умение выполнять целеполагание, давать прогнозы на будущее, наметить план действий по достижению поставленных целей.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Определение 1

Дидактические цели в педагогической науке – это концентрированное выражение интересов общества и личности; базовый фактор педагогической системы; элемент прогнозирования, проектирования, осуществления и управления педагогического процесса.

Определение 2

Педагогическое целеполагание – это процесс и результат определения, формулировки, постановки целей и задач обучения, инициированный педагогом и принимающийся учениками; сердцевина образовательного процесса; эффективный методический и дидактический инструмент формирования образовательно-воспитательного процесса, который определяет выбор форм, методов и способов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

Структура системы целеполагания содержит 5 главных элементов:

  1. Постановка, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Составление плана деятельности, направленного на достижение целей;
  3. Прогноз ожидаемых результатов;
  4. Оценка полученных результатов;
  5. Корректировка выявленных ошибок и неточностей.

Целеполагание в педагогике – это отражение его объективной и субъективной сторон. Объективная сторона характеризуется объективно существующими вызовами личности и государству в постоянно изменяющемся обществе; объективными требованиями к сущности образования и степени профессиональной подготовки специалистов, соответствующей новому уровню социального развития.

Субъективная сторона целеполагания, как системообразующий фактор современной педагогики, определяется деятельностью специалистов по постановке и формулировке целей. Субъекты воспитательного процесса наделены сознанием, обладают личностными качествами и компетенциями, что накладывает определенный отпечаток на характер поставленных целей.

Уровни реализации целеполагания

В образовательной системе целеполагание реализуется на следующих уровнях:

  • Современный социум и государство (федеральные законы, нормативно-правовые акты, регулирующие педагогическую деятельность);
  • Субъекты РФ (программы и концепции регионального развития);
  • Образовательная организация;
  • Индивидуальная профессиональная деятельность отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

В соответствии с требованиями ФГОС, дидактические цели в качестве прогнозируемых результатов педагогического воздействия заключены в 3 группы задач:

  1. Образовательные;
  2. Воспитательные;
  3. Развивающие.

Согласно распространенной классификации выделяют следующие типы целей:

  • Предметные;
  • Личностные;
  • Метапредметные.

Все перечисленные цели зафиксированы в образовательных стандартах.

Уточнение цели отражается в постановке отдельных задач – так называемых, ступеней, этапов на пути к достижению целей. В структуре задачи заложены требования, направленность на выполнение единой цели; дидактические условия и средства, используемые в процессе решения задач. Цели и задачи в совокупности формируют целевой компонент педагогической системы, который вместо с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), оценочным направлен на формирование единства педагогической системы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

1) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

2) моделирование организаторами, педагогами воспитательных и образовательных целей и задач, возможных результатов;

3) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники планирования. Целесообразно изучить состояние образовательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет организаторам и педагогам выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы администрацией и педагогами, взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности членов коллектива.

На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, образовательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность руководителя или педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

Каковы общие цели воспитания и образования;

Каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

Какие задачи стояли пред школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

К решению каких задач подошёл коллектив на следующем этапе;

Какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;

В какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе сущность целеполагания заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед руководителями, педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников и их родителей, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов, родителей и детей. В этом случае используют различные приёмы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.


Учащиеся быстрее и осознание воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьёзно, значимо, доверительно; в) приведёт к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально .

Четвёртый этап целеполагания в определённой мере повторяет второй, но по содержанию и объёму работы может существенно отличаться. Здесь руководителю, педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие участников целеполагания; б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей и родителей; г) провести в жизнь свои управленческие и педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщённый характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приёмов, действий взрослых и детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целеполагание, организованное как моделирование личности выпускника школы.

Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой. Обобщённый вариант модели выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае важен сам процесс осмысления своей перспективы каждым ребёнком, родителем, тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестировании детьми собственных качеств. По-разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:

Какие качества необходимы человеку?

Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

Какие качества успешно формирует наша школа?

Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?

Какие качества необходимо формировать у детей в первую очередь?

Что нужно изменить в школе, чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости формирования индивидуальных свойств, качеств личности с учётом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нём. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину . Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своём развитии, поднялся на более высокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Представьте жизнь приложения при отсутствии у него цели: про него забывают, перестают развивать, поддерживать. Плюс ко всему, бесцельный проект непонятен не только разработчикам, но и пользователю. Приложение (веб- или мобильное) - это инструмент для бизнеса, который должен приносить пользу, и его нужно уметь правильно использовать, т.е. четко понимать для достижения какой цели вы его заказываете.

Цель - это будущий желаемый результат

Перед тем, как приступить к построение архитектуры приложения и разработке, необходимо провести работу по целеполаганию. Например, по таким методам:

Метод № 1 - SMART

Суть метода в том, чтобы цель приложения была четко сформулирована, измерима, достижима, реалистична и ограничена по времени. Этот метод отлично подходит для небольших проектов.

Для начала ответьте на вопросы:

  • Чего вы хотите достичь с помощью приложения?
  • Когда вы хотите этого достичь?

Запишите все ответы в блокнот или на стикеры и прикрепите на видном месте. Продолжите работу над формулировкой цели и вернитесь к ним, чтобы оценить в правильном ли направлении вы все это время работали.

Например, вы хотите стать лидером рынка в своем регионе . Как эта цель будет выглядеть по SMART:

Конкретный результат:

  • Стать лидером в области разработки новых продуктов;
  • Вытеснить с рынка своих конкурентов - стать № 1 в своем регионе.

Сказать: «стать лидером» - слишком абстрактно, размыто; необходимо уточнить в чем именно вы хотите лидировать. Тогда цель становится конкретной.

Затем вы указываете критерии, по которым будете оценивать результат:

  • Увеличить количество продаж на 20%;
  • Увеличить количество первичных обращений с 1000 до 3000.

То есть вместо «увеличить количество продаж», вы уточняете на сколько именно вы хотите их увеличить, и на эти показатели будете опираться при оценке результата.

На следующем этапе вы уже оцениваете свои ресурсы, чтобы цель была реалистичной.

Достижение цели должно трансформироваться в четкий график, по которому вы будете отслеживать промежуточный результат. Не забывайте возвращаться к стикерам и сопоставлять результат.

Метод № 2 - SMARTER

Этот метод подходит более сложным и глобальным проектам, у которых длительный срок разработки. Отличается от предыдущего метода только тем, что в него добавлено два новых критерия, согласно которым клиент по завершении каждого этапа в достижении цели дает обратную связь и при необходимости корректирует цель, которая стоит перед приложением.

Когда нужно корректировать цели? Например, при возникновении нового рынка.

Метод № 3 - Кавасаки

Этот метод идеален для стартапов

Гай Кавасаки – менеджер, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 году, предлагает такие характеристики для цели проекта:

  • Измеряемость. Т.е. цель связана с началом срока отгрузки, выкладыванием программы для пользователей на сайт или объемом продаж. Надо создать такую цель, которую можно измерить.
  • Достижимость. Ничто так сильно не деморализует, как недостижимая цель. Если вы хотите 1 миллион продаж на своем сайте, смело делите на 10, и стремитесь продать хотя бы 100 000 единиц.
  • Уместность. Если вы занимаетесь продажей программного обеспечения, то ваша цель должна быть связана с количеством загрузок. Т.е. войти с ТОП-100 сайтов региона с точки зрения трафика менее уместно, чем достичь 10 000. загрузок в месяц.
  • Устойчивость к провалам. Даже если ваша цель измерима, достижима и уместна, она все равно может быть провальной. Предположим ваша цель заключается в получении 10 000 зарегистрированных пользователей за 1 месяц. Все идет хорошо, пользователи зарегистрировались, но больше не вернулись на сайт. Это провал. Надо продумать варианты и учесть факторы, которые помогут проекту выжить в будущем.

Метод № 4 - Вересова

Н.Н. Вересов – доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального института, в своих статьях рассказывает о следующих принципах целеполагания:

  • Принцип конкретности. Цель сформулирована конкретно.
  • Принцип осмысленности. Цель осознанная и сформирована на основе собственных возможностей. Вы должны продумать хватает ли ресурсов компании для работы с приложением, кто будет им заниматься после выпуска.
  • Принцип временных границ. У цели есть временные рамки.
  • Принцип системности. Цели должны напоминать систему, которая организована по времени, приоритетам и направлению. Т.е. в течение двух месяцев запустить приложение с ограниченным функционалом, чтобы сотрудники начали им пользоваться, а в течение года дорабатывать по необходимости дополнительные функции.

Вывод:

Постановка цели - самый сложный и важный этап в работе над будущим приложением. По его завершении остается выделить целевую аудиторию и выбрать стратегию.

Если цель - это место, куда вы хотите попасть, то стратегия - это выбор дороги, по которой вы туда поедете

С правильно сформулированной целью приложения разработчики смогут предложить вам наиболее подходящие решения.

Решение задач целеполагания как бы завершает формирование методологической базы воспитательной технологии. Однако это не дает оснований для предварительной оценки ее эффективности. Эта проблема во многом снимается в результате моделирования тех или иных воспитательных технологий на этапе их теоретической разработки и обоснования.

При анализе сущности педагогических целей различные исследователи придерживаются единой позиции в том, что педагогические цели представляют собой ожидаемые и возможные результаты педагогической деятельности, которые заключаются в изменениях в воспитанниках. Эти изменения могут относиться к типу личности, человеку в целом или отдельным его свойствам .

Н.К. Сергеев приходит к выводу, что, организуя деятельность воспитуемого, педагог как бы «надстраивается» над ней: цели, которые он ставит перед собой, -- это прогноз возможного и желаемого продвижения ребенка в его развитии; достижение учителем своих целей возможно только через организацию и достижение целей адекватной деятельности ученика; оценка и коррекция хода педагогического процесса осуществляются на основе того, насколько успешным оказывается запланированное движение ребенка .

В связи с приведенными рассуждениями представляется, по меньшей мере, сомнительной рекомендация о том, что при разработке целей воспитания «цель формируется как представление педагога о том виде опыта, который должен приобрести ребенок, чтобы состоялась его “личностная адаптация” к окружающему миру». Ограниченность категории «личностный опыт» в педагогическом целеполагании, по нашему мнению, объясняется исходным предположением о программируемости воспитательного процесса, ситуаций предстоящей жизнедеятельности воспитанника, из предсказуемости, предзаданности его жизни.

Таким образом, данные представления исходят из понимания «предстояния» воспитанника перед культурой, свойственного ситуации обучения, и понимания изменений воспитанника как количественных накоплений, что явно недостаточно в воспитании. Опыт не может быть целью воспитания, поскольку опыт -- выводы из прошлого. Он может быть лишь основанием для формирования собственной позиции как концептуально-осмысленного взгляда в будущее. Формирование позиции требует теоретического подхода, в этом мы видим противоречие с эмпирической сущностью опыта.

«Личностный опыт», как это показано в исследовании Н.К. Сергеева, однако, может быть существенным компонентом содержания образования. В этом понимании выстраивается логическая цепочка воспитательного процесса «ситуация -- деятельность -- опыт -- позиция». Ситуация здесь -- основное средство, деятельность -- процессуальная характеристика, опыт -- содержание, а субъектная позиция -- цель воспитания. Хотя и эта схема достаточно условна.

Педагогическая мысль приходит к отрицанию идеи произвольного формирования личности в соответствии с заданным эталоном, это отрицание исходит из идеи становления человека. О.Е. Лебедев выделяет следующие методологические требования к определению целей образования:

  • - цели образования должны отражать реальные возможности системы образования в развитии личности;
  • - они не могут выступать как конкретизация социальных функций системы образования;
  • - эти цели не могут являться конкретизацией идеала личности, ибо потенциал системы образования всегда будет недостаточен для формирования идеальной личности;
  • - социальные функции системы образования и идеал личности могут выступать как критерии отбора целей образования;
  • - необходимо различать цели воспитания, цели образования, цели обучения, цели развития системы образования .

Таблица 1

Виды педагогических целей

образование педагогический цель целеполагание

Из таблицы видно, что под целями воспитания следует понимать прогнозируемые, реально достижимые результаты педагогической деятельности по становлению и развитию базисного типа личности.

Особенности процесса целеполагания

В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует большое разнообразие целей и подходов к их классификации.

Прежде всего различают общие, групповые и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; как групповая -- у людей, которые участвуют в совместной группе; как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека. Важно, чтобы в определении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой заказ.

Общая цель может быть задана группе извне, может быть выработана самой группой, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы группы. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Опираясь на материалы проведенных исследований, мы условно выделяем следующие типы целеполагания: «свободное», «жесткое» и «интегрированное», сочетающее элементы первых двух 1 .

Кратко охарактеризуем эти типы

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; при жестком -- цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других -- недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей (см. таблицу 9).

Таблица 9

Характеристика типов целеполагания в группе

Свободное целеполагание

Интегрированное целеполагание

Жесткое целеполагание

Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения.

Определение целей педагогами, руководителями групп.

Учет достигнутых результатов.

Учет планируемых результатов.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на личные потребности.

Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов.

Ориентация на мотивы долга.

Коллективная разработка программы действий по реализации цели.

Коллективная разработка действий по реализации цели

Программа действий задается педагогами.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.

Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, задается извне педагогами, организаторами работы. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе. Но в данном случае также возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.

Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогами при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит также от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельности: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства взрослых и детей.

Опираясь на исследование В.В.Горшковой, можно представить процесс целеполагания как межсубъектного, партнерского взаимодействия с помощью двух моделей 2 .

Первая модель: один партнер приобщает к своему способу мышления, опыту отношений, ценностям другого по его желанию, ищет в его личности «точку опоры» для установления контакта с ним и развития в себе готовности понять и принять от него и в нем что-то незнакомое для себя.

Вторая модель: индивид пытается приобщиться к способу мышления, ценностям, установкам другого индивида, выражает уверенность в наличии у партнера сложившихся личностных установок, стремится их адекватно понять и процесс приобщения к ценностям своего партнера сделать способом своего собственного движения, изменения.

Реализация этих моделей, согласование деятельности субъектов в процессе целеполагания возможны, если участники ориентированы на общечеловеческие ценности, имеют высокую культуру общения.

Система целей и задач

На практике педагогу чаще всего приходится решать проблему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция -- это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей -- это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

  • 1) цель личности - цель микрогруппы - цель малой группы (первичного коллектива) - цель школьной общности -цель социума;
  • 2) перспективная цель группы - цель ближайшего этапа в работе - цель дела - цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взамосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы 4.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, -- определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Например, общая цель воспитания по О.С. Газману -- воспитание труженика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных автором в работе «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях».