Биографии Характеристики Анализ

Вторая отечественная война 1914 1918 примеры патриотизма. Патриотические настроения россиян в годы Первой Мировой войны


В ночь на 24 июня 1812 года французские войска переправились через пограничную реку Неман. В России началась Отечественная война…

Явившись, как и все войны, продолжением политики господствующего класса, Отечественная война 1812 года стала поистине войной народной, образцом войны национально-освободительной.

Сегодня иногда сравнивают Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную, обращая внимание на то, что никаких коммунистов в 1812 году не было, однако народ встал на защиту своего Отечества и победил, и значит, выше всяких идеологий и классовых противоречий.

С другой стороны, то, что современная российская власть использует в своей пропаганде патриотический характер обеих войн, очевидно, стремясь продемонстрировать свою патриотичность и тем самым добиться если не любви народной, то хотя бы лояльности, вызывает у некоторых негативное отношение и к слову, и к понятию «патриотизм», а те, кто называет себя патриотами, представляются либо националистами, либо сторонниками буржуазной власти.

На самом деле, патриотизм лежит в основе всех национально-освободительных движений, национально-освободительных войн, а такие движения и войны рассматриваются в марксистско-ленинской теории как прогрессивные явления. Чаще патриотизм проявляется в борьбе с врагами Отечества, но он не может в критический момент взяться ниоткуда, поэтому, конечно, говоря словами Ленина, это чувство закрепляется в обособленных отечествах веками и тысячелетиями.

Однако следует помнить, что марксистская диалектика рассматривает все явления во взаимосвязи и постоянном движении. В работе «О брошюре Юниуса» Ленин писал: «Все грани в природе и в обществе условны и подвижны, […] нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность. Национальная война может превратиться в империалистскую и обратно».

И в этой же работе Ленин как раз, в качестве примера, приводит эпоху наполеоновских войн: «Войны великой французской революции начались как национальные и были таковыми. Эти войны были революционны: защита великой революции против коалиции контрреволюционных монархий. А когда Наполеон создал французскую империю с порабощением целого ряда давно сложившихся, крупных, жизнеспособных, национальных государств Европы, тогда из национальных французских войн получились империалистские, породившие в свою очередь национально-освободительные войны против империализма Наполеона».

Отечественная война 1812 года была самой значимой из этих войн, порождённых империализмом Наполеона. По словам Энгельса, «уничтожение огромной наполеоновской армии при отступлении из Москвы послужило сигналом к всеобщему восстанию против французского владычества на Западе».

Никто не отрицает, что одной из важнейших причин поражения Наполеона в его русском походе был подъём патриотизма всего народа России. Это подтверждается многочисленными фактами: и активным партизанским движением, и беспримерным героизмом народных ополченцев. Это закреплено в произведениях литературы и искусства того времени.

Против наполеоновской армии, против буржуазной Франции поднялся угнетённый народ феодально-крепостнической России. Ничего, кроме патриотизма, поднять народ не могло. Патриотизм отсталой России оказался прогрессивнее имперских, захватнических амбиций Наполеона.

Однако Отечественная война закончилась, Наполеон был изгнан из России, его Великая армия почти полностью уничтожена. Начался заграничный поход русской армии, которая оказала огромную помощь народам Европы в их освобождении от наполеоновского господства.

Окончательный разгром Наполеона поднял на небывалую высоту международный престиж России, усилил её могущество в Европе. Но в чём заключалось это могущество? В том, что Россия играла определяющую роль в союзе европейских монархий, которые стремились восстановить феодально-абсолютистский строй в освобождённой от Наполеона Европе. Кроме того, Россия вышла за пределы своих естественных границ — решением Венского конгресса 1814-15 г.г. в состав России вошла часть Польши, а русский император Александр I становился и польским королём. Энгельс отмечал: «Если в отношении завоеваний Екатерины у русского шовинизма были еще некоторые извиняющие — я не хочу сказать оправдывающие — предлоги, то относительно завоеваний Александра об этом не может быть и речи. Финляндия населена финнами и шведами, Бессарабия — румынами, конгрессовая Польша — поляками. Здесь уж и говорить не приходится о воссоединении рассеянных родственных племен, носящих русское имя, тут мы имеем дело с неприкрытым насильственным завоеванием чужой территории, с простым грабежом».

Вот так в определении Энгельса русский патриотизм превратился в русский шовинизм. И это не особое отношение классика к России. По определению Маркса, «всем войнам за независимость, которые велись против Франции, свойственно сочетание духа возрождения с духом реакционности». Реакционные, а также захватнические цели преследовали правящие круги всех союзных держав, воевавших против Наполеона. В конечном итоге их победа означала победу над французской революцией.

Так что же получается – питаемая русским патриотизмом, прогрессивная, справедливая, национально-освободительная Отечественная война 1812 года привела в конце концов к реакционным результатам? Если вспомнить об условности и подвижности всех граней в природе и обществе, то получается так. Кроме того, самому народу России победа над Наполеоном, по сути, ничего не дала – социально-экономическое устройство не изменилось, крепостничество продолжало существовать, и даже надежды ополченцев из крестьян на то, что после возвращения с фронтов они получат свободу, не оправдались – после разгрома Наполеона крепостных крестьян раздали хозяевам-помещикам.

В чём же тогда положительная роль народного патриотизма в истории отечеств, если он легко перерастает в шовинизм и используется эксплуататорским классом в своих интересах? Пожалуй, Отечественная война 1812 года может служить самым ярким примером того, что всё-таки патриотизм играет важнейшую роль в прогрессивном развитии народов и обществ.

Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание. И хотя восстание было подавлено, как заметил Ленин, «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…» Далее началась буря, по уточнению Ленина — «движение самих масс». Первый натиск бури случился в 1905 году. Последующие тоже всем хорошо известны.

А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А по словам Герцена, «подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до того, – только предисловие».

Неизвестно, каковы были бы последствия и как развивался бы российский патриотизм, будь тогда русская кампания Наполеона более успешной. Несомненным представляется только одно – и в этом случае понадобился бы народный патриотизм, чтобы «переварить» принесённую иноземцем «свободу». Возможно, история пошла бы по-другому, но без народного патриотизма, совершенно точно, она бы пошла без участия страны, которая и по сей день носит название Россия.

Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер. Вернее, не сам патриотизм, а его понятие. Важно лишь понимать, что он существует и его подъём играет прогрессивную роль в гораздо большей степени, чем реакционную. Дело в том, что эксплуататорская власть способна лишь использовать народный патриотизм в своих целях, манипулировать им более или менее успешно. И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

Другие материалы по теме:

10 комментариев

Сидор Жнец 24.06.2012 11:06

> Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание.

> Лев Толстой, который, по Ленину, «зеркало русской революции», в «Войне и мире» давал декабризму несколько упрощенное, но куда более остроумное объяснение: «Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности».

Идеология декабристов формировалась под влиянием идей французского Просвещения (которые возникли задолго до Наполеона, — и в Россию проникли задолго до Наполеона, и даже до Французской революции) и… местной практики (собственно, «европейски мыслящее» дворянство находилось между молотом царского террора [«Аракчеев»] и наковальней крестьянской мести [«Пугачев»]). Война 1812 года дала им боевой опыт (совершенно бесценный, естественно), — но говорить о том, что эта война создала идеологию декабризма было бы большой ошибкой.

> Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер.

В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер. Причём, это относится как к верхам (хотя какой там у них «патриотизм»…), так и к низам (в готовности «жертвовать собой» ради буржуазного «Отечества» нет ровно ничего хорошего; и если в военное время это ещё может иметь какое-то положительное значение [а может и не иметь], — то в мирное такая готовность лишь помогает реакционерам проводить политику «затягивания поясов», «ради Отечества»). Показателен, кстати, пример так называемого «советского патриотизма», заключающегося в том, что некоторые интеллигенты ныне не только ПЕРЕНОСЯТ своё (вполне правиьное) отношение к Советскому Союзу на НЫНЕШНЮЮ (буржуазную) Россию, — но и советуют трудовому народу делать то же самое; такой патриотизм — основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности.

При этом, конечно, правил без исключений не бывает. Даже в эксплуататорском обществе патриотизм ИНОГДА может иметь положительное влияние, вызывать в людях желание бороться за «улучшение» любимого ими государства (вплоть до превращения его в пролетарскую диктатуру).

> И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

В общем-то, обычно такие бури рождаются из возмущения масс против гнёта, под которым они пребывают. К патриотизму это возмущение, зачастую, отношения не имеет, — более того, патриотические чувства, зачастую, используются для того, чтобы заставить трудящихся забыть о своей угнетённости и «затянуть пояса ради Отечества».

+100 25.06.2012 11:07

для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете??? 24 июня 1812 года французы напали на Родину или на государство? Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство — сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

Василий, Горький 25.06.2012 17:30

Сидор Жнец меня опередил.
«У пролетариев нет родины» — говорил Маркс о буржуазном государстве. «Мы — пораженцы» — говорил товарищ Ленин о позиции большевиков до Октябрьской революции. Да, проигравшая сторона несёт больше потерь чем победившая, в том числе и в живой силе. Но поражение в войне царской России расшатывало самодержавие, и эти жертвы ложились на алтарь победы революции(они и так ложатся ещё в большем количестве в мирное, но растянутое на десятелетия время). Поэтому шёл следующий Ленинский призыв, — «Превратим войну Империалистическую в войну Гражданскую, мир хижинам — война дворцам».
Какие колоссальные жертвы понёс трудовой народ России за последние 20 лет, по разным подсчётам 15-25 миллионов человек, и сколько ещё понесёт, из-за боязни революционной крови. Крови не без эксцессов, но чем дольше будет назревать этот нарыв, тем больше вероятность перегибов.

Сидор Жнец 27.06.2012 11:17

100
> для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете???

На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря?

> Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство - сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

А это здесь при чём?))) Возможность отобрать средства производства у эксплуататоров ЕЛЕ-ЕЛЕ появилась в 1917 году, — в 1812 году её не было.

Сдаваться французам следовало бы, если бы они принесли с собой отмену крепостного права и уничтожение самодержавия. Поскольку крепостное право отменять они не собирались, русское самодержавие собирались заменить французским, — то есть, перед русскими крестьянами открывалась перспектива оказаться под двойным гнётом, — то действовать следовало так, как русские и действовали, т.е. гнать французов со своей земли. Но, конечно, потом надо было не идти «освобождать Европу» (непонятно, от чего), а свергать самодержавие. Этого народ не сделал, — и в этом была большая его ошибка)

+100 27.06.2012 15:02

для Сидора Жнеца.. На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря… Родина это не только березки и концлагеря — это церкви, дома,семьи,родные,близкие, друзья,правосланая вера. Если на Ваш дом нападают бандиты,Вы же не будете их спрашивать о идеологических воззрениях? вы просто идете его защищаете,потому, что это Ваш дом. А если бы они пообещали отменить крепостное право и уничтожить самодержавие -можно было бы сдаваться? НАТО-вцы «обещали» освободить Ирак от диктатуры Хуссейна и установить в стране подлинную демократию и их поначалу местное население встречало цветами- как освободителей,что принесли «освободители» всем известно..В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер… …такой патриотизм - основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности… -это Ваше мнение,а есть другое мнение, отличное от Вашего.: …Всем людям, безотносительно их гражданских взглядов и политических ориентиров, необходимо понять: «ненасильственное сопротивление», протестное движение несистемной оппозиции - это новая форма свержения власти. Это современная форма войны, преследующая те же цели, что и войны прежних времён - уничтожение вражеской власти и установление своей. Теперь вражеские солдаты - это граждане страны-жертвы. Воодушевляясь абстрактными целями, они, как раковые клетки, должны разрушать собственную государственную систему, саботировать армию и полицию, уничтожать экономику - они сами должны убивать свою страну …Участие в любых акциях несистемной, оранжевой оппозиции - посещение их митингов и шествий, ношение протестной символики, агитация за эти действия и т.д. - это не только выражение личной гражданской позиции - это деятельное участие в уничтожении страны. Война теперь имеет вот такие формы и каждый оранжевый демонстрант - это пособник вражеской оккупации… .h_ttp://moskprf.ru/stati/eto-voyna.html И есть неопровержимые доказательства правоты именно этой точки зрения, а не Вашей.

+100 27.06.2012 16:40

о зверствах французов: … «Наполеон изуверствовал на нашей земле не меньше Гитлера. Просто у него было меньше времени, всего полгода. Известна фраза этого глашатая европейских ценностей: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат не только ненавидел своих противников, но и презирал их.Солдатам Наполеона офицеры пересказывали агитки о варварстве славянских народов. Именно с тех пор в сознании европейцев сознательно закрепилось представление о русских как о второсортной, дикой нации.Разрушали монастыри, взрывали памятники архитектуры. Алтари московских церквей умышленно превращали в конюшни и отхожие места. Лютой смертью убивали священников, не выдававших церковные святыни, насиловали монахинь, древними иконами растапливали печи. При этом солдаты твердо знали, что пришли в варварскую дикую страну и что они несут в нее самую лучшую в мире культуру — европейскую.Банальный грабеж начался еще с дальних подступов к Москве. В Белоруссии и Литве солдаты уничтожали сады и огороды, убивали скот, уничтожали посевы. Причем военной необходимости в этом не было никакой, это были просто акции устрашения. Как писал Евгений Тарле: «Разорение крестьян проходившей армией завоевателя, бесчисленными мародерами и просто разбойничавшими французскими дезертирами было так велико, что ненависть к неприятелю росла с каждым днем».
Настоящий грабеж и ужас начался 3 сентября 1812 года — на следующий день после входа в Москву, когда официально, приказом, было разрешено грабить город. Дочиста были разорены многочисленные московские монастыри. Солдаты сдирали с икон серебряные оклады, собирали лампады, кресты. Для удобства обзора они взорвали стоявшую рядом с Новодевичьим монастырем церковь Иоанна Предтечи. В Высокопетровском монастыре оккупанты устроили скотобойню, а соборный храм превратили в мясную лавку. Весь монастырский погост был покрыт спекшейся кровью, а в соборе на паникадилах и на вколоченных в иконостас гвоздях висели куски мяса и внутренности животных. В Андрониевском, Покровском, Знаменском монастырях французские солдаты кололи на дрова иконы, лики святых использовали как мишени для стрельбы.В Чудовом монастыре французы, надев на себя и на своих лошадей митры и облачение духовенства, ездили так и очень смеялись. В Даниловом монастыре ободрали раку князя Даниила и сорвали одежды с престолов. В Можайском Лужецком монастыре хранящаяся здесь икона святого Иоанна Предтечи имеет следы от ножа — французы использовали ее как разделочную доску, рубили на ней мясо. От исторических реликвий находившегося на территории Саввино-Сторожевского монастыря дворца царя Алексея Михайловича почти ничего не осталось. Кровать царя Алексея Михайловича была сожжена, дорогие кресла ободраны, зеркала разбиты, печи сломаны, редкие портреты Петра Великого и царевны Софьи похищены.
Иеромонах Знаменского монастыря Павел и священник Георгиевского монастыря Иоанн Алексеев были убиты. Священника церкви Сорока святых Петра Вельмянинова били прикладами, кололи штыками и саблями за то, что не отдал им ключи от храма. Всю ночь он пролежал на улице, истекая кровью, а утром проходивший мимо французский офицер милостиво пристрелил отца Петра. Монахи Новоспасского монастыря похоронили священника, но французы потом три раза раскапывали его могилу: увидев свежую землю, они думали, что в этом месте зарыли клад.В Богоявленском монастыре казначея монастыря Аарона французы таскали за волосы, выдергивали бороду и затем возили на нем грузы, запрягая в телегу.Это только штрихи к поведению оккупантов. Вся правда еще страшнее. Что творили уже обреченные захватчики, отступая, вообще не поддается здравому смыслу. Развращенные французские офицеры принуждали крестьянок к оральному сексу, что для многих девушек и женщин было тогда хуже смерти. Несогласных с правилами французского поцелуя убивали, часть сознательно шла на смерть, вгрызаясь зубами в плоть захватчиков. Добр русский человек. Иногда даже излишне. Видимо, и поэтому огромная часть войска Наполеона осталась в России просто жить. По разным причинам. Большинству русские люди помогли Христа ради, подобрав их обмороженными и голодными. С тех пор появилось на Руси слово «шаромыжник» — от французского «cher ami» (дорогой друг). Они стали дворниками, швейцарами. Образованные выбились в преподаватели французского Мы прекрасно помним их по многочисленным дядькам, гувернерам, замелькавшим в русской литературе после 1812 года.. Они вполне прижились в России, стали совсем русскими, явившись родоначальниками многих известных фамилий вроде Лурье, Машеровы (от mon cher — мой дорогой), Машановы, Жанбровы. Берги и Шмидты с многочисленными детьми — тоже в основном из наполеоновских немецких солдат. Интересна и во многом одновременно типична судьба Николая Андреевича Савина, или Жана Батиста Савена — бывшего лейтенанта 2-го гвардейского полка 3-го корпуса армии маршала Нея, участника Египетских походов, Аустерлица.Последнего солдата той Великой армии. Он умер окруженный многочисленным потомством в 1894 году, прожив 126 лет. Преподавал в Саратовской гимназии более 60 лет. Он до конца дней сохранил ясность ума и помнил, что одним из его учеников был не кто иной, как Николай Чернышевский. Он вспоминал очень характерный эпизод, как его захватили в плен казаки Платова. Разгоряченный Платов немедленно дал ему в морду, потом велел напоить водкой, чтобы не замерз, накормить и отправить в теплый обоз, чтобы пленник не простудился. И потом постоянно справлялся о его здоровье. Вот такое было отношение на Руси к поверженному врагу. Поэтому они и оставались в России десятками тысяч…

Н.Т. 27.06.2012 18:13

А знаете ли вы, что Наполеон подумывал о том, чтобы отменить крепостное право в России? И вероятнее всего, это бы случилось, захвати он Россию. Ведь в Европе никакого крепостного права уже не было. Кстати, русские солдаты, пройдя по Европе в своём заграничном походе, это всё увидели…

спортсмен 31.10.2013 03:50

Статья отвратительная! Как только начинается попытка объяснения исторических событий с точки зрения марксизма,то сразу начинается вранье. Наполеоновские войны с самого начала были захватническими. И побежден Наполеон был в России.Военные события 1813-14 годов представляли собой лишь добивание Наполеона -в том числе и при Ватерлоо, когда на помощь англичанам спешил не только немецкий но и сорокотысячный русский корпус.

спортсмен 31.10.2013 04:05

Русофобы стремятся преуменьшить роль России в победе над Наполеоном, в том числе и на радио Эхо Москвы, когда военные события 1813-14 годов объявляются победой совместных сил над Наполеоном,Наполеон был побежден в России. Далее его лишь добивали так называемые совместные усилия.

Залог успешного ведения войны - наличие национального согласия в обществе. Война выявляет прочность морально-психологического духа народа.

Народные стихийные манифестации в поддержку Сербии сразу же начались в российских городах в ответ на введение в России 13 июля 1914 г. Положения о подготовительном к войне периоде в связи с объявлением Австро-Венгрией войны Сербскому государству и бомбардировкой Белграда. Например, калужане массово выражали свою солидарность сербскому народу два дня подряд, 16 и 17 июля (здесь и далее даты приведены по ст. стилю). Пожелание победы сербскому народу продемонстрировала 10-тысячная манифестация, состоявшаяся в эти же дни в Туле.


О важнейших событиях в мире и внутри страны оперативно информировала российская пресса. Газеты также не замедлили сообщить о выступлениях российских граждан, показавших свою солидарность с властью по поводу агрессивных действий Австро-Венгрии, и объявили о сборе средств на нужды сербов. Надо отметить, что и раньше международные события, особенно такие, которые так или иначе затрагивали интересы России, например, Боснийский кризис 1908 г., конфликт из-за миссии Лимана фон Сандерса в 1913 –1914 гг., благодаря российской периодической печати не оставались без внимания граждан.

Массовые патриотические акции продолжились после обнародования царских Манифестов от 20 и 26 июля о состоянии войны России с Германией и Австро-Венгрией, в которых народ призывался на защиту Отечества и союзной Сербии, а также в связи с сообщением Министерства иностранных дел от 20 июля «О событиях последних дней», где говорилось о германском ультиматуме, предъявленном России, и последовавшем затем объявлении нам войны. Царские манифесты, сообщение МИД печатали все газеты, они распространялись и в виде объявлений. Святейший Синод, в свою очередь, обратился к чадам своим с призывом защитить братьев по вере и «постоять за славу Царя, за честь Родины», а также к единению и мужеству в годину испытаний. Архипастыри и пастыри призывались поддерживать в народе любовь к Отечеству. Монастыри, церкви и православная паства призывались к пожертвованиям в пользу раненых и больных воинов, семейств призванных на войну, к отводу помещений под госпитали, а также к подготовке лиц для ухода за ранеными и больными воинами. Во всех церквах предписывалось установить особые кружки в пользу Красного Креста.

С началом войны был учреждён Комитет народных изданий, который бесплатно через имевшуюся в стране сеть народных домов и университетов, рабочих клубов, культурно-просветительных обществ, воскресных школ рассылал печатные издания по военно-патриотической тематике, к примеру, такие как «Великая война», «Русский солдат», «Попечение о солдатских семьях» и множество других. Уездные предводители дворянства, земские начальники, духовенство и другие должностные лица участвовали в распространении этой литературы. Святейший Синод выпускал большими тиражами популярные очерки и рассказы о начавшейся войне «Не в силе Бог, а в правде», адресованные для школ и народа.

Как видим, граждане России были оповещены об оборонительном характере войны, о том, кто напал на Россию и за что воевать. Пресса фиксировала в этот период небывалый всесословный подъём патриотических настроений.

Протестные настроения рабочих по всей стране уступили место настрою на борьбу с врагом внешним. Например, в рабочем Брянске 21 июля 15 тысяч рабочих участвовали в патриотической манифестации. Очевидец происходивших событий русский общественный и политический деятель, историк, публицист и философ П.Б. Струве отметил в ноябре 1914 г.: «Война сильнее всяких проповедей учит нас патриотизму. Мы ощутили себя в войне нацией и государством, русскими и Россией».

С объявлением всеобщей мобилизации на призывные пункты прибывали чины запаса и ратники I разряда, перечисленные в ополчение из запаса, в количестве, как правило, больше запланированного. Готовились помещения для их приёма, расквартирования, места для приёма пищи. Полным ходом шла поставка в войска лошадей, повозок и упряжи. До конца 1914 г. успешно прошло ещё три призыва воинов. Это были ратники ополчения I разряда, не проходившие военную службу, кроме того в октябре в установленные сроки был проведен ежегодный призыв новобранцев.

Жёнам, детям и другим нетрудоспособным членам семей мобилизованных запасных и ратников I разряда выплачивались продовольственные пособия (пайки) от казны. За государственными и земскими служащими сохранялась заработная плата, которая выплачивалась семьям. Размер пособия с начала войны до 1 декабря 1914 г. составлял 2 руб. 82 коп. (и 1 руб. 41 коп. на каждого ребенка до 5 лет) в месяц.

В сентябре 1914 г. был разработан порядок награждения лиц, «действительно оказавших заслуги делу блистательного в сем году выполнения мобилизации», в начале 1915 г. была учреждена медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года». Награждения последней военной медалью имперского периода стало массовым, награждались как непосредственные участники работ по мобилизации на местах, так и разработчики планов в рамках этого крупномасштабного мероприятия.

Местная кустарная промышленность уже в 1914 г. выполняла военные заказы. В результате до конца года были изготовлены и отправлены в действующую армию овчинные полушубки, тёплые суконные пиджаки, сапоги и другое вещевое и обозно-хозяйственное имущество. Для обеспечения надежного снабжения армии, численность которой значительно возросла, с 1914 – 1915 сельскохозяйственного года хлебопроизводящие губернии стали поставлять хлеб государству по установленным ценам, в отличие от довоенного периода, когда государство не занималось этим вопросом.

Проводы в армию в губернских и уездных центрах сопровождались шествиями и митингами, вначале стихийными, а затем и организованными. Люди несли флаги, портреты императора.

Участниками шествий многократно исполнялся гимн «Боже, царя храни!», играл оркестр. На многолюдных организованных торжественных проводах присутствовали представители военной и гражданской властей, духовенства. Мероприятия сопровождались молебном о здравии императора и даровании победы русскому .

С началом войны к воинским начальникам стали обращаться добровольцы, желавшие пополнить ряды действующей армии. В связи с этим учебным заведениям Министерства народного просвещения в октябре 1914 г. разрешили «производить испытания» по программе для вольноопределяющихся II разряда, желавших поступить на военную службу. И такая работа была незамедлительно развёрнута. Газеты писали о юных гражданах России, желавших быть причастными к событиям, развернувшимся на фронтах Великой войны.

Действенной формой патриотизма, помимо добровольчества, стало участие широких народных масс в благотворительной деятельности в пользу призванных в действующую армию, их семей, раненых и больных воинов при непосредственном участии губернаторов и других должностных лиц. Все сословные общества, включая крестьянские, собирали пожертвования. В воинские части, выступавшие на фронт, следом отправлялась тёплая одежда, лекарства, холст, мыло, табак, чай, сахар, продукты питания и множество других вещей. К празднику Рождества 1914 г. дополнительно отсылались подарки. При этом не были забыты и воины, находившиеся на лечении в местных госпиталях и лазаретах. Для них устраивались чаепития, организовывались концерты, спектакли, киносеансы, встреча Нового года. После Рождества начался сбор пожертвований и проведение массовых благотворительных мероприятий с целью приобретения подарков к следующему большому празднику – Пасхе.

Император Николай II до конца 1914 г. объехал губернии Европейской России и Кавказский регион с целью сбора средств на военные нужды. Курское земство пожертвовало 1 млн рублей, дворянство – 75 тысяч, крестьянство – 60 тысяч. В Туле дворянство вручило императору 40 тысяч рублей.

В Орле крестьянская депутация заверила царя о готовности отдать хлеб армии из своих запасов и, если потребуется, то всё, до последнего зерна.

В Воронеже земство и дворянство пожертвовало по 25 тысяч рублей, город – 10 тысяч рублей, купечество – 17 тысяч. В Рязани земство и дворянство передали государю по 10 тысяч рублей, а также мёд, холст и прочие продукты.

Когда первые раненые в августе 1914 г. стали прибывать в тыловые губернии в количестве, которое имевшаяся лечебная сеть не в состоянии была разместить, срочно потребовалась помощь населения. Люди с большим энтузиазмом принимали участие в разгрузке, переноске и перевозке раненых, они предоставили для раненых помещения в своих домах, собирали перевязочный материал и лекарства, бельё, денежные средства, безвозмездно дежурили при больных, занимались оборудованием лазаретов под руководством специалистов. Так, в Орловской губернии крестьяне Лавровской волости Орловского уезда, собрали к ноябрю 1914 г. 6 тыс. руб. на лечение раненых в открытом ими лазарете имени своей волости на 40 коек. Орловское губернское земство внесло 100 тыс. руб. на оборудование госпиталя при губернской земской больнице. В с. Мятлеве Медынского уезда Калужской губернии был открыт лазарет на 20 коек, на содержание которого по подписке среди жителей Мятлева были собраны необходимые средства. Помещение для лазарета безвозмездно предоставил купец М.В. Арефьев. Только при действенной помощи граждан, к которым губернаторы обратились за содействием, в оптимальные сроки была создана надежная система помощи раненым и больным воинам. Фронтовики, эвакуированные в тыл, с первых дней почувствовали всеобщую заботу и внимание к своим нуждам.

Часть созданных лечебных учреждений в дальнейшем содержалась исключительно или частично на благотворительные средства. В госпиталях и лазаретах именные койки содержали частные лица, сословные и акционерные общества, учреждения.

К примеру, в Калуге одним из первых заявил о готовности содержать койки для раненых купец II гильдии, личный почётный гражданин М.М. Фишер. Супруга губернатора кн. А.Е. Горчакова высказала то же пожелание в память её сына, корнета В.С. Горчакова, погибшего в первые дни войны.
В городском первом госпитале Калуги содержали по 1 койке заключённые губернской тюрьмы, чины калужской контрольной палаты, воспитанницы женской учительской семинарии, частное реальное училище Ф.М. Шахмагонова, Н.В. Теренин. В земском госпитале № 1 именных коек было 6, из них 3 – Перемышльского уездного земства, одна – памяти кн. В.С. Горчакова, по одной койке содержали служащие Калужского реального училища и депутат IV Государственной думы от Калужской губернии Н.Н. Яновский. В уездах именные койки содержали и представители высшей знати, такие как граф С.Л. Пален и кн. З.Н. Юсупова, и сельские попечительства, и учащиеся, и крестьяне, и различные общества и объединения.

Повсеместно для подготовки вспомогательного медицинского персонала местные комитеты Всероссийского Земского союза при содействии обществ врачей объявили наборы на бесплатные курсы по уходу за больными и ранеными воинами и по подготовке санитаров-дезинфекторов. Причём количество желающих посещать курсы было гораздо больше официально объявленного набора.

Русская православная церковь также внесла свой вклад в дело попечения о раненых. Московской Епархией к 10 октября 1914 г. было открыто 90 лазаретов на 1200 мест. В российских губерниях в августе 1914 г. при Духовных консисториях были образованы «Временные комитеты для оказания помощи раненым и больным воинам и семействам лиц, призванных на войну». Комитеты осуществляли идею организации на личные средства епархиального духовенства лазаретов в губернских и уездных городах. Епархии по всей стране из своих доходов стали делать отчисления: 1 и 2 % от доходности церквей, причтов и жалованья духовенства. Кроме того, каждая церковь в 1914 г. пожертвовала по 50 рублей на нужды, связанные с войной. Церковноприходские школы собирали пожертвования деньгами, вещами и продуктами. Так, Ильинская церковноприходская школа Козельского уезда Калужской губернии отправила в ноябре 1914 г. на фронт два тюка теплых вещей, белья, табачных изделий и письмо следующего содержания: «Славные, могучие и быстрокрылые наши орлы – отцы и братья! Шлём Вам с милой родины разного белья для укрепления новых, непоколебимых сил, на сокрушение векового русского врага – проклятого немца. Вперед, наши отцы и братья. За Вами стоят твёрдой стеной – Ваши дети! Смелее вперёд! Ура!».

Надо отметить, что в деле благотворительности принимали активное участие представители всех религиозных конфессий и течений многонациональной Российской Империи: мусульмане, католики и протестанты, буддисты, иудеи, старообрядцы и т.д.

С началом войны губернаторы возглавили все местные общественные комитеты, созданные для помощи армии и всем жертвам войны, в т.ч. местные управления Российского общества Красного Креста (РОКК), губернские попечительные комитеты о больных и раненых воинах. Наряду с губернаторами, в эти комитеты вошли представители земских и городских управ. Благотворительность являлась неотъемлемой частью деятельности РОКК со дня его основания в 1867 г., она стала также неотъемлемой частью деятельности всех комитетов, созданных в провинции в связи с войной. Распоряжением губернаторов в сентябре 1914 г. в пределах губерний и областей был проведён сбор пожертвований «деньгами и вещами» в пользу общества Красного Креста на помощь раненым и больным воинам, кроме того, население призывалось и впредь участвовать в пополнении израсходованных запасов белья и перевязочных средств общества Красного Креста. Обществу Красного Креста стали перечислять доходы от тиражирования и продажи сообщений Российского телеграфного агентства о ходе военных действий. Супруги губернаторов, как правило, возглавляли Дамские комитеты для оказания помощи раненым и больным воинам, куда поступали ежемесячные отчисления от заработной платы и другие пожертвования.

С началом Первой мировой войны возникли Всероссийские благотворительные организации, которые наряду с РОКК, взяли на себя помощь пострадавшим от военных бедствий. Верховный совет по призрению семейств воинских чинов, призванных на войну, возглавила императрица Александра Фёдоровна. Император Николай II покровительствовал Обществу помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям.

За всё время войны царская семья затратила на благотворительность 20 млн фунтов стерлингов собственных средств, хранившихся в Лондонском банке.
Практически все представители Дома Романовых возглавили благотворительные организации военного времени: Комитет по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий – вел. княжна Татьяна Николаевна; Комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на военную службу – сестра императрицы вел. кн. Елизавета Фёдоровна; Комитет по снабжению одеждой солдат, отправляемых из лечебных учреждений на родину – вел. кн. Мария Павловна и т.д.

Всероссийские благотворительные организации, созданные в связи с войной открывали в провинции свои отделения, кроме того, по инициативе самоуправлений и частных лиц возникли благотворительные организации местного уровня. С предложением о расширении благотворительной деятельности в провинции обратился в 1914 г. к губернаторам Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам при Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Комитет стал инициатором денежных отчислений из месячного содержания служащих. Добровольно отчисляли проценты от своей заработной платы служащие различных учреждений, предприятий, фабрик, заводов, земских и городских управ, преподаватели учебных заведений и мн. др. Отчисления зависели от размера их жалованья. Если годовой доход не превышал 600 руб., отчислялось 2 %, 1800 руб. – 3 %, свыше 1800 – 4 %.К примеру, служащие Калужского губернского по воинской повинности присутствия с августа 1914 г. по март 1917 г. отчисляли 2% из получаемого содержания на поддержку семей призванных в армию. Средства направлялись в Верховный совет по призрению семейств воинских чинов, призванных на войну, под председательством императрицы Александры Фёдоровны. Все благотворительные организации занимались сборами пожертвований деньгами, вещами, продуктами, которые облекались в разнообразные формы: кружечные сборы, подписные листы, лотереи и базары, многочисленные культурные мероприятия. Даты проведения всероссийских благотворительных сборов сообщались губернаторам заранее, а они сами давали разрешения на проведение благотворительных мероприятий местного уровня.

Местная печать информировала жителей о датах проведения массовых благотворительных акций, сообщала об их итогах, разъясняла, на что будут потрачены собранные денежные средства, помещала на своих страницах благодарности получивших материальную и моральную поддержку.
Редакции, кроме того, выступали в роли посредников, собирая пожертвования граждан для передачи их благотворительным организациям. На «нужды войны» собирали пожертвования все сословные общества: купеческие, дворянские, мещанские, крестьянские волостные сходы. Сельские общества составляли приговоры о пожертвованиях хлеба действующей армии из своих запасов. В годы войны претерпела изменения организационная сторона благотворительности, что выразилось, прежде всего, в массовом приближении «обывателя» к участию в благотворительной деятельности, ставшей важной составляющей общественной жизни военного периода.

Частью повседневной жизни граждан России в военный период были молебны и крестные ходы во славу русского оружия, поминовения погибших воинов. Так, по поводу взятия русской армией австрийских городов Львова и Галича в августе 1914 г. в губерниях совершались крестные ходы с «благодарственным молебствием о даровании победы русскому оружию и здоровья Государю, Верховному Главнокомандующему, всему царствующему дому и всероссийскому победоносному воинству».

Массовым выражением сопричастности тыла к происходящим событиям на фронте являлись поздравительные послания императору, членам императорской фамилии, Верховному Главнокомандующему, воинам действующей армии, депутатам Государственной думы с выражением верноподданнических чувств, поздравлениями по поводу одержанных побед. Их направляли как отдельные лица, так и организации, учреждения, сельские и волостные сходы, прихожане церквей, группы ремесленников, рабочих и т.д.

Исполнением национального гимна сопровождались киносеансы, концерты и театральные спектакли. Типичным примером может служить спектакль в пользу семей призванных на войну, организованный 24 августа 1914 г. артистами-любителями одного из уездных городков Российской Империи – Мосальска Калужской губернии. Перед началом местный исправник обратился к публике с речью, в которой рассказал «о последних победах доблестных наших войск в Галиции». «Ура государю императору!» было подхвачено присутствующими. Затем соединенными хорами певчих Мосальска и села Ивонина несколько раз был исполнен гимн, причём публика каждый раз в конце провозглашала «Ура!». Зал украшали национальные флаги союзных держав, Японии и «героической» Бельгии. Была устроена продажа цветов, флажков и значков за право курения. Популярным стало присвоение имён прославленных военачальников различным учреждениям, деятельность которых была связана с нуждами обороны.

События на фронтах волновали всех в России. Пресса, ориентируясь на существующие настроения, старалась предоставлять интересующую население информацию с максимальной оперативностью.
Периодическая печать имела решающее значение в формировании общественного мнения. С 90-х гг. XIX в. среди газет доминировали ежедневные, издававшиеся на частные средства, в которых затрагивались вопросы, имевшие значение для миллионов «новых читателей» из рабочей и крестьянской среды. Кроме того, в каждой губернии выходило как минимум по 2 официальных периодических издания – это губернские и епархиальные ведомости. Газеты выписывали не только горожане, но и сельские, и волостные правления, сельское духовенство и отдельные крестьяне. По числу и тиражам газет и журналов Россия не уступала таким европейским державам, как Англия, Франция и Германия. С началом Первой мировой войны тиражи почти всех газет выросли в 2–3 раза. Газеты раскупались за 1–2 часа. Текущие события войны, названной в прессе Второй Отечественной, сразу стали её главной темой. «Губернские ведомости» регулярно печатали списки убитых, раненых и без вести пропавших местных уроженцев.

С началом войны властью было признано целесообразным выселить из прифронтовых районов в тыловые губернии вражеских подданных и немцев русского подданства. Значительная часть населения считала, что этнические немцы хотят поражения России. Так, в тыловых губерниях рабочие не хотели видеть их на промышленных предприятиях, а служащие – в торговых заведениях, и со стороны крестьян наблюдалось такое же отношение к немцам-управляющим имениями.

В 1914 г. по стране прокатилась волна переименований городов, улиц, торговых заведений и замены немецких фамилий на русские.

Выгодной немцам, т.е. враждебной, население считало антивоенную агитацию леворадикальных элементов, а агитаторов – германскими шпионами. По этой причине не имели успеха попытки провоцирования нарушений общественного порядка во время воинских призывов в 1914 г. со стороны местных представителей партии большевиков, в чьи планы входило развязывание в России Гражданской войны. С началом войны социалисты попытались применять также тактику ведения пропаганды революционных идей так называемым «легальным» способом, т.е. используя трибуну разрешенных неполитических организаций. Однако первое же их выступление там обычно становилось последним, не находя отклика у членов этих организаций. В тот период люди откликались совершенно на другие инициативы, связанные со сбором средств на военные нужды, с организацией лазаретов для больных и раненых воинов.

Таким образом, большинство российского населения с самого начала войны, осознавая колоссальный размах вооружённой борьбы и откликаясь на призыв властей, посчитало своим долгом участвовать в общем деле одоления врага. Провинция стала главным источником пополнения людских, продовольственных и материальных ресурсов армии. Кроме того, патриотизм населения нашёл своё выражение в массовой благотворительной деятельности в пользу защитников отечества, находившихся в рядах войск, их семей, раненых и больных воинов.

Слово митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)

Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.

Мы говорим не просто родина, но мать – родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!

Русский человек бесконечно привязан в своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.

князь Димитрий Донской

Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека. Вспоминается тяжкое время татарского ига, около трехсот лет тяготевшего над Русью. Русь разгромлена. Разрушены главные центры ее. Батый сокрушил Рязань; испепелил Владимир на Клязьме; разбил русское войско на реке Сити и пошел на Киев. С трудом сдерживали благоразумные вожди – князья русские – порыв народа, не привыкшего к рабству и рвавшегося освободиться от цепей. Не пришло еще время. Но вот один из приемников Батыя, лютый Мамай со все возрастающей жестокостью силится окончательно сокрушить русскую землю. Настало время для окончательной и решительной борьбы. Князь Димитрий Донской идет в Троицкий монастырь к преподобному Сергию (Радонежскому) за советом и благословением. И преподобный Сергий дает ему не только твердый совет, но и благословение идти на Мамая, предсказывая ему успех в его деле, и отпускает с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, двух богатырей, в помощь воинам. Мы знаем из истории, с какой беззаветною любовью к страдающей родине пошли русские люди на брань. И в знаменитой Куликовской битве, хотя и с громадными жертвами, Мамай был разбит, и началось освобождение Руси от татарского ига. Так непобедимая сила любви русского народа к своей родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолела сильного и жестокого врага, казавшегося непобедимым.

князь Александр Невский

Такими же чертами всеобщего неродного подъема ознаменована борьба и победа св. Александра Невского над шведами у Ладоги, над немецкими псами-рыцарями в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере, когда совершен был полный разгром тевтонского войска. Наконец, знаменитая в русской истории эпоха Отечественной войны с Наполеоном, мечтавшим о покорении всех народов и дерзнувшим посягнуть и на Русское государство. Промыслом Божиим ему попущено было дойти до самой Москвы, поразить сердце России как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда отечество в опасности и когда для спасения его потребны почти сверхчеловеческие силы. Мы знаем только очень немногие имена этих бесчисленных героев-патриотов, отдавших всю свою кровь, до последней капли, за отечество.

Не было тогда ни одного уголка в земле русской, откуда бы не шла помощь матери-родине. И поражение гениального полководца явилось началом его полного падения и разрушения всех его кровожадных планов.

Можно найти аналогию между историческим положением тогдашнего времени и нынешним. И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути все то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества.

Борьба эта не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но, можно сказать, за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения. И как тогда, в эпоху Наполеона, именно русскому народу суждено было освободить мир от безумства тирана, так и теперь нашему же народу выпадает на долю высокая миссия избавить человечество от бесчинств фашизма, порабощенным странам вернуть свободу и водворить повсюду мир, так нагло нарушенный фашизмом. К этой святой цели русский народ идет с полным самоотвержением. Ежедневно <…> идут вести об успехах русского оружия и о постепенном разложении в лагере фашистов. Этот успех достается непередаваемым напряжением и невиданными подвигами наших изумительных защитников среди неперестающего гула орудий, среди страшного свиста адских снарядов, тревожные, коварные звуки которых не забудет никто их слыхавший, в атмосфере, где витает смерть, где все говорит о страданиях живых душ человеческих.

Но победа куется не только на фронте, она зарождается в тылу, среди мирных граждан. И здесь мы видим необыкновенный подъем и волю к победе, непоколебимую уверенность в торжестве правды, в том, что «не в силе Бог, а в правде», как вдохновенно говорил грозный для врагов – позорных предков нынешних позорнейших фашистских варваров – св. Александр Невский.

В тылу, который по нынешним условиям войны является почти тем же фронтом, и старики, и женщины, и даже дети-подростки – все активно участвуют в защите родной страны.

Можно указать на бесчисленные случаи, когда люди, совершенно, казалось бы, непричастные к войне и военным действиям, показывают себя самыми горячими пособниками воюющих. Укажу на несколько примеров. Вот объявлена воздушная тревога в городе. Пренебрегая опасностью, не только мужчины, но и женщины и подростки спешат принять участие в защите от бомб своих жилищ. Их не удержать в доме, их не загнать в убежище. При мне один 12-летний мальчик-школьник на просьбу матери – не идти на крышу во время воздушной тревоги – с убеждением говорил ей, что он лучше взрослого может тушить бомбы, что отец его защищает родину, а он должен защищать дом и свою мать. И на самом деле этот юный патриот оказался впереди многих взрослых и за несколько дней потушил четыре бомбы. Как много примеров, когда юные и, наоборот, пожилые люди стараются скрыть свои годы, чтобы их записали добровольцами в Красную Армию. Один старый человек при мне плакал горькими слезами, потому что ему отказали в записи добровольцем и таким образом он лишен возможности внести свою долю в защиту отечества. Это и есть воля к победе, которая является залогом самой победы. И вот еще случай из самой жизни. Выходит человек из храма и подает милостыню старушке-нищей. Она говорит ему: «Спасибо, батюшка, я буду молиться за тебя и за то, чтобы Бог помог одолеть кровавого врага — Гитлера». Разве это не есть тоже воля к победе?

А вот мать, проводившая своего сына – летчика на Южный фронт и затем узнавшая, что именно на этом фронте были жаркие сражения. Она уверена, что сын ее погиб, но чувство материнской скорби она подчиняет чувству любви к родине и, выплакав свое горе в храме Божием, говорит почти с радостью: «Бог помог и мне внести свою долю помощи родине». Я знаю не один случай, когда люди с самыми незначительными средствами откладывают по рублю, чтобы внести свою лепту на нужды обороны. Один глубокий старец продал единственную свою ценную вещь – часы, чтобы внести от себя жертву на оборону.

Все это – факты, случайно взятые из жизни, но как много говорят они о чувстве любви к родине, о воле к победе! И таких случаев можно привести множество, у каждого из нас они на глазах, и громче всяких слов говорят они о непобедимой силе патриотизма, охватившего весь русский народ в эти дни испытаний. Они говорят о том, что подлинно весь народ и действенно, и духовно поднялся на врага. А когда весь народ поднялся – он непобедим.

Как во времена Димитрия Донского, св. Александр Невский, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, — так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами. Не за какие-нибудь наши заслуги пред Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-родину.

Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю русскую Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает всем нам новые неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы. И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над ложью и злом, в окончательную победу над врагом. Образец этой веры в конечное торжество правды не на словах, а на деле мы видим в беспримерных подвигах наших доблестных защитников-бойцов, которые борются и умирают за нашу родину. Они как бы говорят нам всем: нам вручено было великое дело, мужественно мы приняли его на себя и сберегли до конца нашу верность родине. Среди всех испытаний, среди всех ужасов войны, каких не было с тех пор, что стоит мир, мы не дрогнули душой. За честь и счастье нашей родной земли мы стояли и за нее бестрепетно отдали и свою жизнь. И, умирая, шлем вам завет так же любить родину больше жизни и, когда кому придет черед, так же до конца постоять за нее и отстоять ее.

Трудно себе представить, но в России того времени мировая война изначально представлялась как продолжение многолетней борьбы за свободу братских славянских народов. Ситуация в столице империи накалялась постепенно: на протяжении всего года улицы регулярно наполнялись шумными демонстрациями - с иконами, национальными флагами и лозунгами «Долой швабов!», «Да здравствует Сербия!». Устраивались «славянские обеды» и торжественные молебны. О да, в те времена торжественный обед был вполне удобным способом выражения общественного мнения. Они, обеды, могли быть и верноподданными, и оппозиционными. Обед был намного безопаснее демонстрации: его не разгоняли казаки.

В последние годы на рабочих окраинах было беспокойно, но в 14-м на заводах и фабриках почти прекратились стачки. Политики, готовые еще недавно вцепиться друг другу в глотку, обменивались рукопожатиями. Единодушны в поддержке грядущей войны были Керенский и Милюков, Пуришкевич и Плеханов. И только горстка большевистских депутатов Думы не поддержала этого удивительного единства. Вскоре их арестовали как пораженцев и предателей и отправили в ссылку в Сибирь.

День объявления войны государем императором, 20 июля 1914 года, в Зимнем дворце. Репродукция открытки, СПб., 1914

Апогеем подъема (и в нашем городе, и по всей стране) стало объявление сначала мобилизации, а потом и войны Германии и Австро-Венгрии. 20 июля 1914 года (по старому стилю) император выступил с речью с балкона Зимнего дворца. Слушавшая его толпа пала на колени. Всплеск народной любви произвел глубокое впечатление на Николая II - император черпал в нем уверенность в будущем.


Отъезд их императорских величеств из Зимнего дворца 20 июля 1914 года. Репродукция открытки, СПб., 1914

В своей речи перед депутатами Государственной Думы 26 июля 1914 года он отметил: «Тот огромный подъем патриотических чувств, любви к Родине и преданности Престолу, который как ураган пронесся по всей земле Нашей, служит в Моих глазах и, думаю, в ваших ручательством в том, что Наша великая Матушка-Россия доведет ниспосланную Господом Богом войну до желанного конца». Народ и власть были едины в своем желании воевать: 96% призывников пришли на сборные пункты. Никто не задавал себе вопроса, зачем страна вступает в глобальный конфликт. Никто не предполагал, что придется заплатить непонятно за что несколькими миллионами жизней.

Ликовавшие горожане развернули против ненавистных немцев волну погромов. Собственно, погром для Российской империи того времени был обычным способом социальной коммуникации. Однако доходило до абсурда. Лавочники с подозрительно похожими на немецкие фамилиями вывешивали на витринах объявления: «Это не немецкая, а еврейская лавка». Питаемая патриотическими чувствами толпа отправилась к немецкому посольству в Петербурге, которое находилось на Исаакиевской площади, и сорвало с его крыши истуканов с конями. Истуканы, скажем честно, и вправду были уродливые. Явные предтечи немецкого монументального искусства 30-х годов XX века. Согласно легенде, их кинули в Мойку, чтобы далеко не тащить, и они там покоятся и по сей день. Истуканы были крупные, а Мойка мелкая, так что это маловероятно.

А дальше начался своеобразный «карнавал». Российские граждане немецкого происхождения десятками потянулись в полицейские управления и управы - менять фамилии. Переименовали названный вообще-то на голландский, а не на немецкий манер Петербург в Петроград (а хотели - в Свято-Петроград) и чуть не превратили бутерброд в сэндвич (это был лояльный английским союзникам вариант).

Уже через три года власть, ввергшая страну в мировую войну, пала на волне народного недовольства. Пала, поскольку была неспособна решить самые коренные вопросы российской действительности - установить мир и разделить землю.


Репродукция открытки, СПб., 1914

Но, кстати, те самые большевики, которых объявили предателям и сослали, - они оказались правы в оценке войны как гибельного для империи события. Если задуматься, они были единственными, кто выиграл от всех свершившихся после 1914 года событий.

100 лет назад, 28 июля 1914 года, начался один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества, названный в последствии Первой мировой войной, войной, которая изменила мир до неузнаваемости. Она по праву стала прологом XX века, всех его кардинальных изменений и трансформаций.

«Забытая война» такое метафоричное название для Первой мировой войны в современной России стало почти историографической нормой. Она действительно оказалась «забытой войной» в нашем сознании, и почти стёрлась в исторической памяти обычных россиян, оставив по себе только общие сведения и смутные семейные воспоминания.

Вторая Отечественная война, как называли ее в те годы, вместе с потерями, страданиями и миллионами смертей, вызвала в российском обществе патриотический подъем и небывалый всплеск благотворительной и подвижнической деятельности на благо Отечества. Именно эта страница Первой мировой войны и послужила основой для написания данной статьи, в которой хотелось бы показать сопричастность Ярославской земли к военным действиям.

Наш край в годы Первой мировой войны находился в глубоком тылу. Несмотря на удаленность фронта, жители Ярославской губернии активно включились в оказание помощи солдатам и их семьям.

Одной из первых общественных организаций, откликнувшихся на потребность в медицинской помощи, стало Российское общество Красного Креста, основной задачей которого являлась организация лечебных учреждений и оказание медицинской помощи. К середине августа 1914 года по стране было создано 45 госпиталей, 35 этапных и 33 подвижных лазарета, но при таком количестве отмечалась нехватка лечебных заведений и медсестер.

В связи с этим 20 августа 1914 года при Ярославской губернской больнице был открыт первый лазарет для раненых солдат, а 21 числа - на железнодорожную станцию Московского железнодорожного вокзала прибыл первый эшелон с ранеными.

Эшелон принимали Сестры Милосердия. Одной из них была наша землячка – Сакина Наталья Федоровна, жена владельца ткацко-отбелочной фабрики Сакина при селе Карабиха Ярославского уезда. Чтобы оказывать медицинскую помощь, она окончила краткосрочные курсы, после которых получила квалификацию сестры милосердия военного времени, как и 11 тысяч российских женщин.

Труд медицинских работников был тяжел, требовал самоотречения и больших сил, как физических, так и нравственных. Эти хрупкие женщины все свое здоровье ежедневно отдавали раненым. В этом можно убедиться, взглянув на фотографии того времени.

Пример истинного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной ухаживала за ранеными.Стоя за хирургом, производившим операцию, государыня, как каждая операционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем, и стойко переносила запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны. «Во время тяжелых операций раненые умоляли государыню быть около. Императрицу боготворили, ожидали ее прихода, стараясь дотронуться до ее сестринского платья; умирающие просили ее посидеть возле кровати, поддержать им руку или голову, и она, невзирая на усталость, успокаивала их целыми часами» - вспоминал доктор Боткин.

Кроме Красного Креста госпитали и лазареты создавали и другие общественные организации. Например, такое, как ярославское благотворительное общество «Отдела Комитета Великой княжны Милицы Николаевны, по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским и сербским», оно же «Зеленый крест». Это общество представляло собой, по мнению его членов, "в полном смысле общественное учреждение и характеризовало собой отношение ярославского общества к нуждам и потребностям, вызванным войной". «Зеленый крест» главным образом занимался оборудованием и организацией лазаретов для раненых и больных воинов. Основное затруднение заключалось в скудности средств и недостаточном оборудовании помещений. Члены совета Общества разрешили этот вопрос очень удачно: они обращали в лазареты свои дома и квартиры, размещая там 5-10 коек с ранеными. Вопрос о медицинской помощи также разрешился благополучно, так как местные медики предлагали свою безвозмездную профессиональную помощь.

Председатель "Зеленого Креста", владелец ткацко-отбелочной фабрики при селе Карабиха Крестобогородской волости Ярославского уезда Ярославской губернии Алексей Петрович Сакин, открыл лазареты: на 15 коек в своем доме и на 20 коек в ткацком отделении фабрики.

Присоединился к нему и владелец соседней ткацкой фабрики, расположенной в 19 км от Ярославля в деревне Кормилицыно, Зотов Петр Андреевич, который разместил в своем доме лазарет на 2 койки.

Не меньшую готовность служить делу милосердия проявили местные женщины рабочих поселений при ткацких фабриках П.А.Сакина и П.А.Зотова: они приняли на себя обязанности заведующих хозяйством, шили и стирали белье раненным солдатам.

Щедрые пожертвования делали и рабочие фабрик, в адрес «Зеленого Креста» поступали белье, провизия, инвентарь, деньги.

За время своего существования Общество "Зеленый Крест" пользовалось милосердием исключительно частных лиц и никаких казанных денег не получало. Для увеличения своих средств совет Общества устраивал благотворительные сборы, спектакли. Так, 15 сентября 1914 года на ткацко-отбелочной фабрике А.П. Сакина был показан спектакль А.Островского «Волк и овцы» для рабочих и служащих. Средства пошли на помощь раненым и поправляющимся солдатам.

Известно также, что кроме лечения раненых и больных воинов, общество «Зеленый крест» оказывало денежную помощь выписывающимся солдатам из лазаретов и госпиталей. Алексей Петрович Сакин был не исключением. Поправившимся больным он выделял денежное вознаграждение от 5 до 12 рублей, что составляло месячную зарплату рабочего фабрики.

Не были забыты и сражавшиеся на фронте, их жены и дети. Им в праздничные дни выдавались подарки. Восстанавливая здоровье раненых и больных солдат, Общество систематически организовывало работу библиотек, чтения, музыкальные номера, обучение солдат грамоте.

Еще до окончания войны совет Общества обратил свой взор и в ближайшее будущее, когда раненым и увечным на войне солдатам необходимо будет искать заработок. С этой целью А.П. Сакин, как председатель «Зеленого Креста» предложил организовать ремесленные мастерские. Вопрос этот не только обсуждался в совете, но предлагался вниманию всей ярославской общественности.
Таким образом, местный совет Общества Зеленого Креста по мере средств стремился помогать воинам на фронте, в лазарете и при выходе из лазарета, их семействам, воинам-инвалидам (обучением доступным ремеслам). Трудоустроить пострадавших на войне людей стремились в самых различных сферах.

В первые дни войны в Ярославском уезде Ярославской губернии было организовано ще одно добровольное общество - «Попечительство по призрению нижних воинских чинов», состоящее из представителей разных сословий, которое оказывало регулярную помощь детям воинов. Ребятишкам предоставлялись разного рода льготы, допускалась временная неуплата за обучение. Семьям мобилизованных регулярно выдавались пособия от земства.

Государственная помощь выражалась в форме пайков на домочадцев, оставшихся без привычной опоры. Земские управы оказывали поддержку деньгами, лесные ведомства бесплатными дровами, общественные организации одеждой, соседи - работой.

Еще одной формой благотворительности наших земляков в годы первой мировой войны являлась денежная помощь русским военнопленным, гражданскому населению, пострадавшему в результате военных действий и различных эпидемий: «кружечным» образом собирались средства на табак солдатам, бани в окопах, для сирот. Кружки устанавливались на улицах Ярославля, крупных населенных пунктов губернии, в храмах, монастырях, государственных, частных и общественных учреждениях. Эти мероприятия проходили с начала войны по всему Ярославскому уезду повсеместно, об этом можно узнать через строки губернской газеты «Голос». Так, уже в первые месяцы войны жителями Ярославского уезда было собрано 46 тысяч рублей.

Вся патриотическая деятельность ярославцев строилась на принципах гуманности и милосердия. Независимо от пола и сословной принадлежности, материального положения и уровня образования – все помогали фронту. Это был единый порыв любви к Родине и веры в ее силу и незыблемость!