Биографии Характеристики Анализ

Выбросы в пределах пдв. Проект ПДВ: что означает этот термин

Под загрязнением атмосферного воздуха подразумевают увеличение концентраций физических, химических, биологических компонентов сверх уровня, который выводит природные системы из состояния равновесия. Наиболее высокие концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, которые превышают предельно допустимые концентрации в 2-5 раз и именно на этих территориях аккумулируется их основная масса на почве и поверхности водоемов.

Существует два главных источника загрязнения атмосферы: природное и антропогенное.

Природные источники – это вулканы, пылевые бури, лесные пожары, процессы разложения растений и животных. Наиболее значительными из выше указанных загрязнителей являются лесные пожары, особенно в наше время, когда из-за высокой температуры они приобретают угрожающие масштабы, особенно летом.

К основным антропогенным источникам загрязнения относят предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности.

Наиболее значительные из них:

1. Тепловые электростанции загрязняют атмосферу выбросами, которые содержат сернистый ангидрид, двуокись серы, оксиды азота, сажу, пыль и золу, которые содержат соли тяжелых металлов.

2. Комбинаты черной металлургии, которые включают в себя доменное, сталеплавильное, прокатное производство, агломерационные фабрики, коксохимические заводы и др..

3. цветная металлургия, которая загрязняет атмосферу соединениями цветных и тяжелых металлов, парами ртути, сернистым ангидридом, окисями азота, углевода и др.

4. Машиностроение и металлообработка. Выбросы этих предприятий содержат аэрозоли соединений цветных и тяжелых металлов, в том числе паров ртути.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность является источником таких загрязнителей атмосферы как сероводород, сернистый ангидрид, окись углерода, аммиак, углеводород и бензапирен.

5. Предприятия органической химии. Выбросы большого количества органических веществ которые имеют сложный химический состав, соляной кислоты, соединений тяжелых металлов, содержат сажу и пыль.



6. Предприятия неорганической химии. Выбросы в атмосферу от этих предприятий содержат окиси серы и азота, соединения фосфора, свободный хлор, сероводород.

7.Автотранспорт. Географические закономерности распространения загрязнителей, которые от него поступают очень сложные и определяются не только конфигурацией сети автомагистралей и интенсивностью автотранспорта, но и большим количеством перекрестков где транспорт стоит определенное время с включенными двигателями. Количество транспорта во всем мире составляет 630 млн единиц.

Загрязнение окружающей среды автотранспортом – одно из наиболее небезопасных для здоровья человека, потому что выхлопные газы поступают в атмосферу, где затруднено их рассеивание. В составе отработанных газов автомобилей находится большое количество оксида азота, неспаленые углероды, альдегиды и сажа, а также монооксид углерода.

Промышленные выбросы оказывают негативное влияние на здоровье людей, разрушают материалы и оборудование, снижают продуктивность лесного и сельского хозяйства.

К сожалению, созданные эффективные технологии производства не применяются на большинстве предприятий из-за их дороговизны, а иногда, из-за пренебрежения экологической проблемой.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ характеризуются по четырем признакам: по агрегатному состоянию, химическому составу, размеру частиц и массовому расходу выброшенного вещества. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в виде пыли, дыма, тумана, пара и газообразных веществ. Наиболее распространенными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферный воздух от техногенных источников, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, пыль, оксид углерода - самая распространенная и наиболее значительная примесь атмосферы, называемая в быту угарным газом. Содержание СО в естественных условиях от 0,01 до 0,2 мг. м 3 , но в крупных городах содержание его колеблется в пределах1-210 мгм3. наиболее высокая концентрация наблюдается на улицах и площадях городов с интенсивным движением, особенно у перекрестков. Его удельный вес составляет более 50% от общего объема выбросов.

Диоксид серы - бесцветный газ с острым запахом. До 70% его выбросов образуются в результате сжигания выбросов, мазута - около 15%.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Для количественной оценки содержания примеси в атмосфере используется понятие концентрации – количества вещества, содержащегося в единице объема воздуха, приведенного к нормальным условиям.

Количество атмосферного воздуха – это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) – максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней.

Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека.

Для оценки качества атмосферного воздуха установлены две категории ПДК: максимально разовая (ПДКм.р) и среднесуточная (ПДКс.с).

ПДКм.р – основная характеристики опасности вредного вещества. Установлена для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных примесей. По этому нормативу оцениваются вещества, обладающие запахом или воздействующие на отдельные органы чувств.

ПДКс.с – установлен для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

К началу 1999 года по нормативам ПДК оценивалось около 1000 веществ, однако к этому количеству ежегодно прибавляются десятки новых, малоизученных веществ, большинство из которых вредны для человека, животных и растений.

Перечень веществ, содержание которых нормируется, следовательно, постоянно пополняются. Установлены временные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе для древесной растительности (ПДКл).

Если вещества оказывают вредное влияние на окружающую среду в меньших концентрациях, чем на человека, то при нормировании исходя из порога действия этого вещества на окружающую среду. Воздействие веществ, для которых не установлены ПДК, оценивается по ориентировочному безопасному уровню воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) – временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества.

Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для территории отдельно взятой страны. установленные в других странах ПДК могут отличаться. Например, в США установлена ПДК для SO2- 0,75 мгм3, а в Украине – 0,5 мгм3, установленные нормы в каждой стране регулируются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями. Для зон санитарной охраны, курортов и зон отдыха ПДК установлены на 20% меньше, чем для жилых регионов.

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ приводит к повышению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влияние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соответствии с нормативно-технической документацией нормирование качества окружающей среды совершается с целью установления предельно допустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует экологическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ

Для каждого проектируемого и действующего объекта, являющегося стационарным источником загрязнения воздушного бассейна, устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ПДВ устанавливают из условия, что выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками не создают приземную концентрацию, превышающую ПДК за пределами санитарно-защитной зоны: С+Сф(

С – концентрация вещества в приземном слое от расчетного источника при сохранении нормативов ПДВ;

Сф – фоновая концентрация этого же вещества.

Если на данном предприятии или группе предприятий, рассположенных в данном регионе, значение ПДВ по объективным причинам не могут быть немедленно достигнуты, устанавливают временно согласованный выброс (ВСВ). Норматив ВСВ устанавливают на период разработки и организации воздухо-охранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативов ПДВ. Срок действия ПДВ устанавливается на 5 лет. При появлении новых производств, реконструкции действующих, изменении технологического процесса или вида используемого сырья и других случаях, нормативы ПДВ пересматриваются.

Для каждого города на основании нормативов ПДВ предприятий и фонового состава атмосферного воздуха разрабатывают общегородские нормативы ПДВ, в соответствии с которыми индивидуальные ПДВ предприятий могут быть пересмотрены в сторону уменьшения.

ПДВ устанавливается для каждого стационарного источника из расчета, что совокупный выброс от всех источников загрязнения атмосферного воздуха с учетом перспективы развития не приведет к превышению нормативов ПДК в приземном слое. ПДВ устанавливается для условий полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы. ПДВ не должен превышаться в любой 20 минутный период времени. Для мелких источников целесообразно установление ПДВ от их совокупности с предварительный объединением их в площадной или точечный источник. ПДВ определяется для каждого вещества отдельно, в том числе и в случае суммации вредного воздействия нескольких веществ.

По результатам расчета нормативов ПДВ для каждого стационарного источника выбросов устанавливается предельный выброс предприятий в целом. ПДВ устанавливают с учетом фоновых концентраций энергетически достоверной максимальной концентрации. Она является характеристикой загрязнения атмосферы и определяется как значенеие концентрации, которая превышается не более чем в 6% случаев от общего количества наблюдений. Фоновая концентрация характеризует суммарную концентрацию, создаваемую всеми источниками, расположенными на данной территории.

Установлению ПДВ для источника предшествует определение его зоны влияния.

Для предприятий и источников, зоны влияния которых целиком расположены в пределах города, где суммарная концентрация от всех источников меньше ПДК.

Значение выбросов, используемых при расчетах, принимаются в качестве ПДВ.

Для получения информации про состояние воздушного бассейна создана сеть пунктов и станций контроля. Регулярно проводится инвентаризация выбросов – учет основных источников загрязнения атмосферы, количества и состава выбросов.

КОНТРОЛЬ НАД ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ

В каждой стране существует система контроля над количеством выбрасываемых веществ в атмосферу. Это делают, чтобы количество выбросов не превысило установленных ограничений.

Мониторинг атмосферного воздуха – слежение за его состоянием и предупреждение о критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, животных и растений. Для обеспечения контроля в развитых странах созданы автоматические системы контроля загрязнения воздуха (АСКЗВ).

Задачи, решаемые АСКЗВ: автоматическое наблюдение и регистрация концентраций с целью определения фактического состояния воздушного бассейна; принятия экстренных мер по борьбе с загрязнением; прогноз уровня загрязнения; разработка рекомендаций для улучшения состояния окружающей среды. АСКЗВ рассчитаны на измерение концентраций одного или нескольких элементов: SO2,CO,NOx,O3,H2S,NH, взвешенных веществ, а также определение влажности, температуры, скорости и направления ветра. АСКЗВ функционируют на уровне предприятий,города, региона, на национальном и международном уровнях.


Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника - в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию...".

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.
  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.


Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

    Существует два метода определения нормативов ПДВ:
  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).
По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития.

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования - в Комитете по природопользованию.

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как "АТП-Эколог" (расчет выбросов от автотранспорта), "Котельные", "Аккумуляторные работы", "Сварка" и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.
Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы “УПЗРА-Эколог” (разработана НПО “Интеграл”). Программа создана на базе документа “ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ... в выбросах предприятий”.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в "Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий..." (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.
Ноябрь 2016

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

Различают ПДВ непосредственно источника выбросов и ПДВ предприятия (или объекта). Норматив ПДВ (в г/с) устанавливается из условия, чтобы содержание загрязняющего вещества в приземном слое воздуха (на высоте 1,5-2,5м от поверхности земли) от источников или их совокупности не превышало нормативов качества воздуха для населения, животного и растительного мира (т.е. ПДК) на границе СЗЗ; он представляет собой количество загрязняющего вещества максимально допустимое к выбросу в атмосферу конкретным источником в единицу времени.

Различают организованные и неорганизованные источники, которые подразделяются на стационарные и подвижные (транспортные и иные подвижные средства и установки). Примером организованного источника выброса является любая труба (стационарная или подвижная), а неорганизованного – хвостохранилища, отвалы горных пород. Кроме того, в классификации выделяют мелкие одиночные источники (вентиляционные фонари и др.).

Для каждого организованного стационарного источника выброса, а также для каждой модели транспортных и других подвижных средств и установок устанавливается индивидуальный ПДВ. Для неорганизованных источников выбросов и для совокупности мелких одиночных источников устанавливают суммарный ПДВ.

Источники вредных выбросов устанавливают органы надзора и контроля путем инвентаризации, которая проводится не реже одного раза в течение года. В соответствии с ГОСТ 12.2.1.04-77 под инвентаризацией выбросов понимают систематизацию сведений о распределении источников на территории, количестве и составе выбросов. Эти данные необходимы для составления статистической отчетности по форме 2-ТП воздух, разработки проекта норм ПДВ, для составления плана мероприятий по оздоровлению воздушной среды.

Инвентаризация выбросов регламентирована «Руководством по контролю источников загрязнения атмосферы» ОНД-90 и другими руководящими и методическими указаниями. Инвентаризация производится, как правило, технологическими службами предприятия совместно со специализированными научными или пусконаладочными организациями. Основной конечной целью проведения инвентаризации является определение массового выброса вредных веществ из каждого источника (г/с).

Массовый выброс вредных веществ можно определить с большей или меньшей точностью следующими методами: инструментальным, инструментально-лабораторным, индикаторным и расчетным. Чаще всего из-за отсутствия инструментальных замеров используют расчетные методы. Они основаны на использовании данных о составе исходного сырья и топлива, технологических режимах, степени очистки газов газопылеочистным оборудованием и т.п., по эмпирическим зависимостям или по удельным выбросам вредных веществ на единицу производимой продукции, использованного сырья, топлива, выработанной энергии.

Суммируя ПДВ отдельных источников загрязнения, устанавливают ПДВ для предприятия (объекта). Теоретической основой расчета ПДВ является решение дифференциального уравнения атмосферной турбулентной диффузии примеси, в результате которого определяется поле приземных концентраций, создаваемое источником выброса. В мировой практике употребляются также другие методики.

Нормативная «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86) позволяет рассчитывать поле разовых концентраций примеси у земли при выбросе одиночного и группы источников: при нагретых и холодных выбросах, от точечных, линейных и площадных источников, даёт возможность учесть действие разнородных источников, суммирующее действие загрязняющих веществ. При этом учитывается количество источников загрязнений, распределение выбросов во времени и пространстве, другие факторы.

Конечная цель расчетов ПДВ – обеспечение концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, не превышающих ПДК. Конкретно это означает, что величина наибольшей концентрации каждого загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы () не должна превышать максимальную разовую
данного загрязняющего вещества, т.е. должно соблюдаться условие:

(3.11)

При одновременном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих аддитивными свойствами необходимо учитывать фоновую концентрацию загрязняющего вещества (т.е.), создаваемую другими источниками загрязнения.

, (3.12)

или
, (3.13)

или
(3.14)

Для выполнения этого условия пылегазовые выбросы должны подвергаться очистке или рассеиванию в атмосфере с помощью высоких труб. Худшим вариантом является рассеивание загрязняющего вещества (ведь загрязняющие вещества всё равно попадают в ОПС). Поэтому именно для этого случая и устанавливают ПДВ.

Методика расчета ПДВ позволяет решать две задачи:


При этом методика позволяет осуществлять расчет для труб, выбрасывающих как холодные пылевоздушные смеси (
), так и нагретые (
).

Решение прямой задачи. Исходные данные для расчета ПДС:

При решении прямой задачи разработка нормативов ПДВ для стационарных источников (при
) проводится по следующему алгоритму (случай одиночной трубы с круглым устьем, выбрасывающей нагретые газы).

1. Определение фоновых концентраций () загрязняющих веществ, т.е. концентраций, обусловленных комплексом других источников, за вычетом нормируемых.

2. Расчет фактических приземных концентраций от источника выбросов нормируемого объекта по следующей методике:



, (3.15)

где
– максимальная приземная концентрация примеси;

–коэффициент, определяющий условия перемешивания примесей;

–мощность выброса, г/с или т/год;

–коэффициент, учитывающий скорость оседания веществ из атмосферы;

и – коэффициенты, учитывающие условия выхода смеси из источника;

–коэффициент шероховатости, зависит от рельефа местности;

–высота трубы, м;

–разность температур газовоздушной смеси и воздуха наиболее жаркого месяца;

–объём газовоздушной смеси, м 3 /c.

, (3.16)

где
– диаметр устья источника, м;

–скорость выхода смеси из устья источника, м 3 /с.

Из уравнения (3.16) видно, что существенное влияние на приземную концентрацию оказывают масса выброса и высота трубы, поэтому рекомендуется регулирование качества воздуха осуществлять с помощью мероприятий по сокращению мощности выброса. Увеличение высоты трубы допускается лишь в случаях, когда невозможна реализация активных мероприятий.


, (3.17)

где – коэффициент, определяется дополнительно для нагретых и холодных газопылевых смесей;


(3.18)

    определяют ПДВ (г/с) для каждого вещества и каждого источника.

    определяют ПДВ (т/год) для предприятия в целом как сумма ПДВ от одиночных источников или групп источников:

(3.19)

Примечание: предельно допустимая масса сжигаемого топлива при выбросе продуктов его сгорания рассчитывается по формуле:

(3.20)

3. Анализ полученного поля концентраций, учет фоновых концентраций () и сравнение их с требуемым нормативом по формуле (3.14).

В соответствии с приведенными выражениями (3.18, 3.19) можно определять:

а) допустимый суточный (или годовой и т.д.) выброс загрязняющих веществ, г/сут; кг/сут;

б) максимальную концентрацию (
) загрязняющих веществ в устье трубы, г/м 3 ; кг/м 3 ; (здесь
).

Величина
является параметром, контролируемым в процессе работы объекта.

4. Выявление веществ, по которым имеются зоны превышения ПДК и источников, обусловливающих формирование повышенных концентраций.

5. Выводы:


При использовании третьего варианта на каждом этапе сокращения выбросов устанавливается временно согласованный выброс (ВСВ) с учетом опыта сокращения на прогрессивных предприятиях с наилучшей достигнутой технологией.

Для того чтобы не прекращать хозяйственную деятельность предприятия зачастую используют третий (компромиссный) путь, т.е. устанавливают ВСВ и разрабатывают долгосрочную программу снижения выбросов с помощью природоохранных мероприятий (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Поэтапный процесс снижения ВСВ до значения ПДВ

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно – ПДВ или только в ВСВ, – зависят размер и источники сбора за загрязнение окружающей среды.

В случае выброса из одиночного источника холодной газовоздушной смеси ПДВ определяется по формуле:

(3.21)

Организационные аспекты установления ПДВ заключаются в следующем. Работы по установлению ПДВ ведутся под общим руководством головной организации, назначаемой для каждого населенного пункта. Она осуществляет следующие функции:

Если окажется невозможным устранить или существенно уменьшить выбросы вредных веществ отдельными предприятиями или объектами, то в территориально-ведомственных планах должны предусматриваться:

    сроки вывода этих предприятий или объектов из селитебных территорий и земель;

    изменение профиля производства этих предприятий и объектов;

    организация санитарно-защитных зон.

Решение обратной задачи. Из уравнения (3.15) видно, что наиболее существенное влияние на приземную концентрацию оказывают масса выброса загрязняющего веществам и высота трубы (
). Поэтому принудительно регулирование качества воздуха на селитебной территории можно осуществлять двумя путями:


Увеличение высоты трубы допускается лишь в случаях, когда невозможна реализация активных природоохранных мероприятий. При этом имеет место решение обратной задачи, т.е. расчет минимальной высоты трубы,
, которое вытекает из уравнения решения прямой задачи (3.18). Далее (для упрощения) уравнение решения обратной задачи приводится без учета фоновой концентрации загрязняющего вещества, а символ ПДВ заменен символом
:

(3.22)

Следует иметь в виду, что определяемая минимальная высота трубы (
) для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу должна быть выше зоны аэродинамическойтени здания (рис. 3.3а), в противном случае выбросы не будут рассеиваться, а попадая в зону аэродинамическойтени, загрязнят приземный слой атмосферы над площадкой и саму площадку (рис. 3.3б). В настоящее время трубы достигают в отдельных случаях
≥ 350 м.

Рисунок 3.3 – Схема соотношения высот трубы для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и аэродинамической тени здания:

а) благоприятный случай (высота трубы выше зоны аэродинамической тени); б) неблагоприятный случай (высота трубы ниже зоны аэродинамической тени); 1 – промышленное здание; 2 – труба.

Рассеивание выбросов подчиняется законом турбулентной диффузии и зависит от многих факторов: состояния атмосферы, характера местности, физических свойств выбросов, высоты трубы, диаметра её устья и др.

Различают два направления перемещения примесей: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное перемещение примесей определяется в основном, скоростью ветра, а вертикальное – распределением температур воздуха в вертикальном направлении. На рис. 3.4 показано распределение концентрации вредных веществ в атмосфере от организованного высокого источника (трубы) выброса.

При расчете показателя ПДВ устанавливают также зону влияния источника выбросов и всего предприятия по каждому загрязняющему веществу. Под зоной влияния понимают земную поверхность с радиусом, где сумма максимальной приземной концентрации , определенной для неблагоприятных метеорологических условий, и фоновой концентрациине превышает
(см. уравнение 3.12 и 3.17):

(3.23)

Видно, что по мере удаления от трубы концентрация вредностей в приземном слое сначала нарастает, достигает максимума, а затем медленно убивает. Это позволяет говорить о наличии трех зон различного загрязнения воздуха:

1) зона переброса факела выбросов (невелика);

2) зона замедления (здесь
);

3) зона постепенного снижения уровня загрязнения.

Рисунок 3.4 – Распределение концентрации вредных веществ () в атмосфере от организованного высокого источника (трубы)

выброса на расстоянии (
)

Таким образом, основным фактором, влияющим на концентрацию загрязняющих веществ в приземном слое, является высота трубы. Концентрация вредного вещества на выходе из трубы равна
(рис. 3.5).

і

Рисунок 3.5 – Зависимость рассеивания выбросов от высоты трубы

Она при высокой трубе () на уровне приземного слоя может снизиться до, а при низкой трубе (
) – лишь до. Отсюда разница в назначаемых ПДВ. Расстояние от трубы, на котором концентрация вредного вещества максимальна, может быть получено лишь с помощью специальных расчетов. Приблизительно эту величину принимают равной (10 – 50).

Физические воздействия на окружающую среду, устанавливаемые государственными органами охраны окружающей среды по каждому стационарному либо передвижному источнику загрязнения или иного вредного воздействия в целях предупреждения загрязнения окружающей среды, охраны здоровья человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "ПДВ" в других словарях:

    ПДВ - предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу мн. ч., экол. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пдв парашютно десантный взвод авиа, воен. ПДВ ПДВ ИРИ …

    ПДВ - См. Предельно допустимый выброс EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010 … Экологический словарь

    ПДВ - абревіатура податок на додану вартість незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

    ПДВ - предельно допустимый выброс … Словарь сокращений русского языка

    ПДВ ИРИ - ПДВ ПДВ ИРИ Партия деятелей возрождения Иран, полит. ПДВ Источник: http://www.regnum.ru/expnews/256652.html … Словарь сокращений и аббревиатур

    ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ВЫБРОС (ПДВ) - научно технический норматив, устанавливаемый с условием, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха (ПДВ в атмосферу) не превышало нормативов качества воздуха для населения, а также для растения и животных. В СССР введен… … Экологический словарь

    Выброс радионуклидов предельно-допустимый (ПДВ) - 3.10. Выброс радионуклидов предельно допустимый (ПДВ) норматив мощности выброса, определяемый из условия соблюдения санитарных норм по пределу дозы с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения. Источник: МР 2.6 …

    предельно допустимый выброс (газообразных радиоактивных отходов); ПДВ - 13 предельно допустимый выброс (газообразных радиоактивных отходов); ПДВ: Норматив мощности выброса газообразных радиоактивных отходов, определяемый по пределу дозы излучения с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Предельно допустимый выброс (ПДВ) - Научно технический норматив, устанавливаемый из условий, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности не превышало нормативов качества воздуха для населения, животного и растительного миров… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Выброс предельно допустимый - (ПДВ) – объем (количество загрязняющего вещества за единицу времени, превышение которого» дет к неблагоприятным последствиям в окружающей природной сред или опасно для здоровья человека (ведет к превышению предельно допустимых концентраций – ПДК… … Словарь по экономической теории

Книги

  • Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распространение в воздухе. Справочник , Н. Ф. Тищенко. Приведены расчетные методы определения вредных веществ, поступающих в окружающую среду через неплотности в оборудовании, при отборе проб, открытом хранении сырья, а также от воздушен…
  • Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в строительстве Учебно-методический комплекс , Нисковская Е.. Учебно-методический комплекс дисциплины "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в строительстве" содержит в своем составе курс лекций, лабораторные работы,…

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Рост и развитие промышленности в конце 20 – начале 21 века поставили перед службами экологического контроля новые задачи. Так как множество производственных комплексов сбрасывает отработанные продукты горения в атмосферу, необходимо сохранить благоприятную экологическую обстановку с учетом новых промышленных мощностей. Для того чтобы следить за уровнем загрязнение было введено понятие предельно допустимые выбросы.

В каждой стране с развитой тяжелой промышленностью есть свои нормативные документы по оценке качества воздуха, с требованиями и рекомендациями по контролю над загрязнением и очищением атмосферного воздуха примесями антропогенной природы. Для России допустимые нормы загрязнений – это ПДВ. За несоблюдение нормативов, указанных в ПДВ следует штраф или административная ответственность вплоть до остановки работы предприятия на неопределенный срок.

Что это такое

Аббревиатура ПДВ обозначает предельно допустимый выброс. Расшифровка простая – понятно, что это некоторый норматив в экологии, который устанавливается для экологического контроля объема вредных веществ. Соответственно, ПДВ норматив указывает максимально допустимый уровень для каждого источника загрязнения атмосферы. Это необходимо потому, что неконтролируемый объем выбросов загрязняющих веществ может сказаться не только на экологической обстановке в целом, но также на развитии агрономии, сельского хозяйства и на здоровье населения промышленных зон.

Кроме ПДВ не существует других имеющих юридическую силу проектов относительно выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Нормативы ПДВ базируются на источниках – то есть для каждого типа источника свои параметры. Точно также нормативы предельно допустимых выбросов зависят от места расположения источника, окружающей его инфраструктуры и от типа загрязняющего вещества.

Выбросы ПДВ рассчитываются индивидуально для каждого региона. На данный момент ответственность за создание нормативной базы лежит на территориальных органах исполнительной власти. В действующей базе выбросы ПДВ рассчитаны для более чем 600 элементов. Указаны суточные и разовые максимальные значения, есть указание на класс опасности. Так, в перечень веществ входят пестициды, тяжелые металлы, летучие углеводородные соединения.

Кроме веществ, которые можно выбрасывать в атмосферу в определенной концентрации, нормативами устанавливаются списки веществ, категорически запрещенный к выбросу. На данный момент в списке 38 веществ. Необходимо ежегодно сверяться с нормами, в мелочах они меняются довольно часто. Серьезные изменения происходят не чаще, чем раз в пять лет. Так, более 5 лет назад устанавливались другие списки запрещенных веществ.

Измерение ПДВ

Предельно допустимые выбросы – это показатель экологической обстановки. Чистота воздуха важна и для населения, и для некоторых областей сельского хозяйства. Нормативы допустимых выбросов разработаны с учетом оптимального состояния атмосферы. При расчетах экологи учитывают, что некоторые вещества имеют тенденцию накапливаться за определенный срок. Такой свод правил по контролю и учету ПДВ позволяет избежать серьезного загрязнения и во многих промышленных зонах позволяет предотвратить экологическую катастрофу.

Кроме того, контроль ПДВ позволяет оценить динамику загрязнения воздуха для отдельных регионов и предсказать возможные превышения допустимого предела. Расчет выброса осуществляется на основе специальных формул.

При составлении формулы учитывают:

  • Возможность ограничения рабочих мощностей предприятия.
  • Наличие аналогичных производств с более экологичным подходом.
  • Предельно допустимые выбросы в атмосферу для данной группы веществ.
  • Соответствие нормативов ПДВ промышленным реалиям – важно, чтобы установленные нормы не нарушали работу предприятия.
  • Срок работы предприятий с данным типом выбросов, способность вещества накапливаться в атмосфере.
  • Физические и химические свойства вещества: срок сгорания, срок распада и полураспада.
  • Биогенную опасность, уровень токсичности.

Концентрацию и объемы выброса измеряют непосредственно на каждом предприятии. Для этого используют комплекс инструментальных и лабораторных исследований.

Как правило, производится определение таких параметров:

  • Скорость движения частиц выбрасываемой смеси.
  • Высоту сброса.
  • Учитывают атмосферные осадки – они влияют на физические параметры движения и распределения выброса.
  • Температура вещества.

Затем пересчитывают концентрацию и сверяют соответствие полученных данных и нормативов ПДВ.

Измерения проводятся с учетом таких метеорологических условий:

  • Скорость ветра.
  • Температура воздуха, ее колебания.
  • Наличие осадков.
  • Влажность воздуха.

Таким образом, расчет и сверка нормативов ПДВ требует работы квалифицированного персонала и наличия специального оборудования. Несмотря на сложность и дороговизну мониторинга, за отсутствие экологического учета предусмотрен штраф. Ставка штрафования серьезная, могут быть применены другие административные меры.

Единица измерения ПДВ – это граммы в секунду. То есть масса вредных веществ, которая поступает в атмосферу за минимальный промежуток времени. Чтобы удобнее мониторить годовые показатели, ПДВ обычно пересчитывают в тоннах – тогда определяют размер всех выбросов в течение календарного года.

Для удобства работы предприятий, на каждое рассчитываются квоты – максимально допустимые пределы.

Законодательное регулирование

Главный российский законодательный акт, определяющий необходимость мониторинга качества воздуха – это закон под названием «Об охране атмосферного воздуха». Он содержит данные по нормативам ПДК, в частности – ПДВ, а также нормативы временно согласованных выбросов. Это такие сбросы которые предприятие может совершать в течение определенного времени и в строго оговоренном объеме. Обычно их разрешают, если польза от работы предприятия заведомо превышает возможный вред.

Для руководителей предприятий важный документ – это специальная форма статистической отчетности под называнием №2ТП- воздух. Данные формы используют при вычислении нормативов, туда же заносят все требуемые показатели по выбросам на предприятии.

На основании этой формы рассчитываются объемы фискальных санкций – в частности платежей за сброс вредных веществ.

Предельные допустимые выбросы в атмосферу также обсуждаются в международном сообществе. К сожалению, единого регулирующего документа нет. На крупнейших экологических конференциях выпускают рекомендации, но они не имеют никакой силы. Тем временем экологи считают, что необходимо продолжать ужесточать меры по контролю над содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе. Так как атмосфера не самоочищается об большого количества примесей, а значит, высокое загрязнение может привести к неблагоприятным климатическим последствиям.

Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы:

  • Для каждого предприятия существует проект с квотами по ПДК и средними расчетными концентрациями.
  • Проводятся мероприятия по утилизации отходов, которые могут попасть в атмосферу.
  • Предусмотрена процедура создания экологических паспортов предприятий.
  • Введены административные меры для нарушающих правила: штраф, ставка которого весьма ощутима для предприятия.
  • Ежегодно проводятся геологические, химические и экологические исследования опасных в плане загрязнения атмосферы районов.

В настоящее время введен жесткий контроль над количеством вредных веществ в атмосферном воздухе. Российское экологическое законодательство стабильно и серьезных изменений в ближайшие годы не предвидится. Современному экологическому законодательству удалось установить рациональный баланс между развитием промышленности и сохранением чистоты окружающей среды.