Биографии Характеристики Анализ

Выразительные средства языка спит земля в сиянье. Средства художественной выразительности

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке - что это такое?

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Лексические средства выразительности

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

  1. Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
  2. Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
  3. Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
  4. Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать - скакать», «смотреть - видеть».
  5. Антонимы - слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый - черный», «кричать - шептать», «спокойствие - волнение».
  6. Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».

Бывают ли другие тропы?

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

  1. Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
  2. Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
  3. Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
  4. Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
  5. Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
  6. Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

  1. Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
  2. Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
  3. Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
  4. Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры - «Мертвые души».
  5. Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
  6. Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
  7. Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
  8. Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

  1. Аллитерация — повтор в тексте одних и тех же согласных, создающих необходимый автору образ. Например: «Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени угасшего дня».
  2. Ассонанс — повторение определенных гласных звуков с целью создания яркого художественного образа. Для примера: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм».
  3. Звукоподражание — применение фонетических сочетаний, которые передают определенный топот копыт, шум волн, шелест листвы.

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Вариант № 1

    О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?

    Лежал закат костром багровым.

    Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня.

    …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего.

    Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

    Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

    У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

    Ярко, пламенно, раскалённо было на дорожках от листа кленового и ясеневого.гр

Той грустной радостью, что я остался жив?

    Сыграйте мне Брамса.

    Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет.

    Он ждал. Его и Петровича.

    Люблю тебя, Петра творенье!

    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Вариант № 2

Укажите средства речевой выразительности:

    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие…

    Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались.

    Он правит мной. Подсказывает. Корректирует.

    У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.

    Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

    Отсель грозить мы будем шведу.

    Ягода в этом году не уродилась.

    Страна восходящего солнца.

    Язык длинный, мысли короткие.

    Голубым хрусталём загорается на заре Венера.

    Жизнь человека – один миг.

    Я тебе миллион раз говорил.

    Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили.

    Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.

Вариант № 3

Укажите средства речевой выразительности:

1.Сбежался весь город.

2. Вьюга злится, вьюга плачет…

3. Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других.

4. Уснуло всё. Окно. И снег в окне.

5.В доме ни крошки хлеба.

6. В саду горит костёр рябины красной…

7. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.

8. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

9. Братья наши меньшие.

10. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

11. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.

13. Ну что ж, садись, светило.

14. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Вариант № 4

Укажите средства речевой выразительности:

    Я прочитал всего Тургенева.

2. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.

3. Мы работали долго. Очень долго. До утра.

4. Я сделал уроки за пять минут.

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

6. Солнце русской поэзии.

7. Звонили, наверно, раз сто!

8. Осенью валится желтый лист.

9. Кленовый лист напоминает нам янтарь.

10. Топи да болота, синий плат небес.

11. У сильного всегда бессильный виноват.

12. Звонкая тишина

13. Спит земля в сиянье голубом.

14. Утро туманное, утро седое.

Вариант № 5

Укажите средства речевой выразительности:

    Вся в пыли торчит щетина придорожного хвоща.

    Покупатель выбирает качественные продукты.

    Огонь истребил деревню.

    Ее любовь к сыну была подобна безумию.

    Слезы у нее текли ручьем.

    Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

    В сенат подам, министрам, государю.

    Покорители горных вершин.

    Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

    С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

    Спит земля в сиянье голубом.

    Перед нами безбрежное поле.

    Дома новы, да предрассудки стары.

    Мне грустно потому, что весело тебе.

Ответы:

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

Олицетворение

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Метонимия

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Градация

Синекдоха

Метафора

Парцелляция

Оксюморон

Парцелляция

Метонимия

Синекдоха

Парцелляция

Сравнение

Антитеза

Метафора

Синтаксический параллелизм

Гипербола

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Метафора

Перифраза

Гипербола

Синекдоха

Сравнение

Гипербола

Градация

Градация

Перифраза

Гипербола

Синекдоха

Перифраза

Оксюморон

Антитеза

Перифраза

Сравнение

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Сравнение

Градация

Метафора

Парцелляция

Антитеза

Олицетворение

Парцелляция

Гипербола

Синтаксический параллелизм

Оксюморон

Перифраза

Градация

Синекдоха

Олицетворение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

На употреблении слова не в прямом, а в переносном значении основаны многие стилистические приёмы, придающие яркость и выразительность нашей речи. Эти приёмы называются тропами (от греч. tropos - поворот, оборот речи).

Тропы начали изучать в глубокой древности. Основные их типы были выделены уже в античных риториках. Это метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - переосмысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков. Ср.: медведь (название животного) - медведь (неуклюжий человек). Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Не случайно её часто называют сокращённым сравнением; ср.: волосы, как копна - копна волос.

Разновидностью метафоры является олицетворение. Это стилистический приём, с помощью которого неодушевлённые предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в образе человека или другого живого существа, например: Улыбнулась солнцу сонная земля. (Ес.)

Олицетворение может выражаться не только метафорой, но и сравнением, например: А тайная боль разлуки застонала белою чайкой... (Ахм.); А солнышко, словно кошка, тянет клубок к себе. (Ес.)

Олицетворением является и обращение к неодушевлённому адресату, которому в результате приписывается способность участвовать в диалоге: Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей! (Ес.)

Метонимия (от греч. metonymia - переименование) - переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи, например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (П.) - в основе тропа - связь между местом и людьми, которые в нём находятся; Не то на серебре - на золоте едал (Гр.) - связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

Синекдоха (от греч. synekdoche - соподразумевание) - троп, в основе которого замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку, например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (JI.); Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. (С. Орлов)

Особое место среди тропов занимает эпитет.

Эпйтет (от греч. epitheton - приложенное, прибавленное) - троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Это образное определение, придающее речи выразительность: Тихие долины полны свежей мглой. (JI.); Лениво и бездумно... стоят подоблачные дубы. (Г.). Эпитетом может быть метафора или метонимия, ср.: Вся комната янтарным блеском озарена. (П.); Гремят раскаты молодые (Тютч.) - метафорический эпитет; Идёт-гудёт зелёный шум (Н.) - метонимический эпитет.

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-ли-бо явление, признак или действие с целью усиления впечатления, например: Хлестаков. ...На столе... арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров. (Г.)

33. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите тропы, укажите их тип.

1) Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый ок..ан. (П.) 2) Шум увеличивается; по всем лестницам раздаётся беготня. Бегут армяки, полушубки, чепцы, немецкие долгополые кафтаны купцов, треугольные шляпы и... шинели всех родов... (Г.) 3) Там, где кончалась тропинка, далеко (в)низу у песча..ого побережья лениво пенились и нежно мурлыкали (н..)высокие волны. (Ч.) 4) Поднялся (в)друг весь псарний двор... (В)мину-ту псарня стала адом. (Кр.) 5) Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разр..велась так (по)детски. (Маяк.) 6) И..олит Матвеевич провёл щёткой по коротко остри-же..ым алюминиевым волосам. (И. и П.) 7) Раздалось мета..ическое кряканье и клёкот мотора. (И. и П.) 8) В лампах как(будто) пр..бавили свету, и (в)друг... заплясали оба зала, а за ними заплясала и в..ранда. (Булг.) 9) Первый лёд. Это в первый раз. Первый лёд телефо..ых фраз. (Возн.) 10) (Черно)глазых белых берёз жёлт и зелен речной откос. (Сок.) 11) Осенний дождь, двойник мой серый, долдонил в уши свой рассказ. (А. Тарковский)

34. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Какие выразительные средства языка в нём использует поэт? Определите их роль в тексте. Сопоставьте выразительные языковые средства в первой и второй частях стихотворения. Чем они различаются?

      Звезда полей во мгле заледенелой,
      Остановившись, смотрит в полынью.
      Уж на часах двенадцать прозвенело,
      И сон окутал родину мою...

      Звезда полей! В минуты потрясений
      Я вспоминал, как тихо за холмом
      Она горит над золотом осенним,
      Она горит над зимним серебром...

      Звезда полей горит, не угасая,
      Для всех тревожных жителей земли,
      Своим лучом приветливым касаясь
      Всех городов, поднявшихся вдали.

      Но только здесь, во мгле заледенелой,
      Она восходит ярче и полней.
      И счастлив я, пока на свете белом
      Горит, горит звезда моих полей...

35. Прочитайте текст В. Рождественского. Определите тип речи и тему текста. Озаглавьте текст. Продолжите ряд сравнений своими примерами. Составьте схему первого предложения текста. Определите тип сказуемого в выделенном предложении.

Когда мы замечаем сходство между двумя явлениями или предметами, у нас возникает законное желание сравнить их. Нередко такое сравнение помогает нам лучше понять то и другое явление. Поэтам очень часто приходится иметь дело с таким приёмом, как сравнение, для того чтобы пояснить свою мысль. И конечно, сравнение должно быть образным, картинным . Как правило, мало понятное или непривычное сравнивается с более понятным. Но, разумеется, никак нельзя делать наоборот...

В нашей классической поэзии мы найдём много интересных и художественно ярких сравнений. Приведём здесь некоторые из них.

      Нева металась, как больной
      В своей постели беспокойной.

      (А. Пушкин)

      Дорога, как змеиный хвост,
      Полна народу, шевелится.

      (А. Пушкин)

      И гор зубчатые хребты
      Причудливые, как мечты.

      (М. Лермонтов)

      Как молоком облитые,
      Стоят сады вишнёвые.

      (Н. Некрасов)

36. Прочитайте. Найдите сравнения. Укажите их синтаксическую роль и способ выражения. Назовите признак, на основании которого одно явление сравнивается с другими. Какие сравнения представляются вам особенно яркими и меткими? Объясните отсутствие тире во 2-м и 4-м предложениях.

1) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (П.) 2) Семь лет словно семь ослепительных дней. (Ахм.) 3) Лежал закат костром багровым. (Ахм.) 4) Заря как пожар на снегу. (Ес.) 5) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Рубц.) 6) Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит. (Н.) 7) Пыхтит вокзал, как самовар на кухне. (Маяк.) 8) Сыплются листья дождём золотым. (Бун.) 9) И как пламя, рдеют алые цветы. (Бун.) 10) Луна плывёт, как круглый щит давно убитого героя. (Гум.) 11) Рогатым копьём ударила молния. (М. Семёнова)

37. Учёные расходятся в оценке сравнения. Одни относят это выразительное средство языка к тропам, другие нет. Выскажите свою точку зрения. Подготовьте небольшой текст-рассуждение на тему «Можно ли считать сравнение тропом?».

38. Прочитайте текст. Определите стиль, к которому он относится, и тип речи. Какие выразительные средства языка использует автор? Какие тропы сближают жизнь человека и жизнь природы? Спишите, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания.

Я шёл лесом затоптанным побитым пошарпанным, в... петлях троп и дорог.

(В)переди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла (некрупная коленом изогнутая (чёрно)пегая берёза вся прошитая солнцем трепещущая от тепла и лёгкого, освежающего дуновения происходящего в кроне...

Я приостановился приложил ладонь к корявинам ствола и услышал горькой струёй сквозящую печаль - так может пахнуть только увядающее дерево и (не)слухом (не)зрением, а каким(то) во мне ещё (не)отжившим ощущением природы уловил (не)слышное движение заметил искрой светящийся, парящий в воздухе берёзовый листок.

Медленно, (не)охотно и в то(же) время торжественно падал он цепляясь за ветки за изветренную кожу за отломанные сучки братски приникая ко встречным листьям. (В. Астафьев)

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 - определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочных материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТРЕНИНГ.

СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Вариант 1. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

3. Голубой экран заменил людям общение.

4. Вся комната янтарным блеском озарена…

5. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

6. Он говорил со мной жестко.

7. Спит земля в сиянье голубом.

8. Я выпил целый стакан.

9. Москва договорилась с Пекином.

10. Черный вечер. Белый снег.

11. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

12. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

13. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

14. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

15. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

16. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

17. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

18. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

19. Не бесследно проходят по земле поколения.

20. Швед, русский – колет, рубит, режет.

21. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Вариант 2. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

2. И звезда с звездою говорит.

3. Глухие тайны мне поручены…

4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

5. Мы читали Пушкина.

6. В крови горит огонь желаний.

7. Люди в белых халатах помогли ему.

8. Он мой заклятый друг.

9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…

12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.

13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…

15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.

16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.

18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.

19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!

21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Ключи:

Вариант 1.

1.Гипербола

2. Литота

3. Перифраз

4. Эпитет

5.Сравнение

6. Метафора

7. Олицетворение

8. Метонимия

9. Синекдоха

10. Антитеза.

11. Оксюморон

12. Анафора

13. Эпифора

14. Синтаксический параллелизм

15. Градация

16. Парцелляция

17. Ритор.обращение

18. Ритор.вопрос

19. Инверсия

20. Асиндетон

21. Полисиндетон

Вариант 2.

1. Гипербола

2. Олицетворение

3. Эпитет

4. Литота

5. Метонимия

6. Метафора

7. Перифраз

8. Оксюморон

9. Синекдоха

10. Сравнение

11. Антитеза

12. Анафора

13. Синтакс.параллелизм

14. Полисиндетон

15. Асиндетон

16. Эпифора

17. Градация

18. Инверсия

19. Парцелляция

20. Ритор.обращение

21. Ритор.вопрос


Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.


  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку

  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)
  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)


СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО

  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение

  • Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)


МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)

  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
  • Выпил всю бутылку

МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
  • Я прочитал всего Тургенева.
  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
  • (В. Маяковский)

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
  • В сто тысяч солнц закат пылал.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.


АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

  • Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности

  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

АНАФОРА

Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди


ЭПИФОРА

Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов).

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь.

В. Я. Брюсов


АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных

  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.

  • За тридевять земель, зарубить себе на носу

ГРАДАЦИЯ

Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения.

Не жалею, не зову, не плачу.

С. А. Есенин


ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов.

И курганов зеленеет

Убегающая цепь…


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопрос, который не требует ответа.

И какой же русский не любит быстрой еды?

Н. В. Гоголь


Интернет - ресурсы

Лиственная виньетка

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Сайт: http://pedsovet.su/


Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна