Биографии Характеристики Анализ

Японский военно морской флаг. Японский флот

Япония - ключевой игрок в Тихоокеанском театре

Флаг ВМС Японии

ВМС Японии в позапрошлое воскресенье у острова Окинава обнаружили два боевых корабля КНР, направлявшихся в Тихий океан. Корабли находились в международных водах, но их близость к Окинаве, где располагаются американские и японские войска, обеспокоила Токио. Традиционно флоты государств заранее сообщают соседним государствам о курсах своих кораблей, особенно если корабли должны пройти в непосредственной близости от границ этих государств.

ВМС Китая не впервые нарушили традицию. Тремя месяцами ранее два японских боевых корабля во время патрулирования прибрежной зоны Окинавы обнаружили флотилию китайских кораблей, в том числе две подводные лодки. Тогда вертолет КНР совершил облет японского корабля, что заставило Токио выступить с официальным протестом.

Из-за этих и прочих инцидентов КНР пользуется репутацией морского агрессора в регионе, где ему не осмеливается перечить ни один сосед. Никто, кроме, пожалуй, Японии, которая постепенно наращивает военно-морскую мощь. Несмотря на стремительное развитие китайского флота, доминируют в Тихоокеанском регионе по-прежнему ВМС США и Японии. Согласно курсу правящей Демократической партии Японии, этот перевес должен сохраниться.

ВМС Японии

Морские силы самообороны Японии насчитывают около 100 боевых кораблей основных классов, в том числе 2 вертолетоносца, 18 подводных лодок, 47 эсминцев и фрегатов, 29 минно-тральных, 9 патрульных и 9 десантных кораблей суммарным водоизмещением 432000 тонн; порядка 180 самолетов и 140 вертолетов. Личный состав флота – 46000 человек.
В последние десятилетия КНР сосредоточилась на строительстве боевых кораблей крупного водоизмещения, которые приходят на смену сотням прибрежных патрульных судов. Эти эсминцы, фрегаты и десантные корабли могут действовать вдали от берегов. Кроме того, КНР ведет работы над бывшим советским авианосцем "Варяг", разрабатывает баллистическую противокорабельную ракету DF-21 и развивает спутниковую систему.

Несомненно, Китай хочет добиться возможности демонстрировать свой флаг в любой точке земного шара. Другая цель КНР – демонстрация силы в пограничных водах. Но Пекин не единственный занят реализацией оборонительной стратегии. Сегодняшняя Япония испытывает сверхзвуковые противокорабельные ракеты, мишенями которых вполне могут стать китайские корабли. В распоряжении островного государства имеются современнейшие неатомные подводные лодки, представляющие опасность для надводных кораблей и ПЛ Китая. Кроме того, Япония заявляет о расширении возможностей разведки.

"Китай развивает средства недопущения США в регион, но и Япония делает то же самое по отношению к Китаю", - считает независимый военный аналитик, автор популярной книги "Боевые флоты мира" Эрик Вертхейм.

Вообще говоря, нестабильность в Тихоокеанском регионе представляет угрозу не только флотам США и Китая, но и флотам всех государств вообще. По словам аналитика вашингтонского Центра новой американской безопасности Джима Томаса, мир входит в "эпоху, которая наступила следом за эпохой проецирования военной силы". Военно-морские стратегии государств принимают оборонительный характер. И, несмотря на устрашающий военный потенциал КНР, в этом свете Япония смотрится выгоднее. По мнению Вертхейма, "стратегия недопущения более характерна для Японии, ВМС Японии – более гибкая и мобильная сила".

Об этом говорит хотя бы тот факт, что ВМС Японии в минувшее воскресенье и в апреле сумели обнаружить китайские корабли. Подлодки, авиация, спутники и надводные корабли Японии готовы отслеживать перемещения ВМС Китая, чтобы передавать данные для наведения в японские или американские части.

Но Япония готова не только защищаться. Страна обладает потенциалом для прорыва китайской обороны, в том числе для перехвата ракет DF-21. Новейшие японские эсминцы типа Kongo – одни из мощнейших и современнейших кораблей в Азии – оснащены РЛС и ракетами-перехватчиками, способными ликвидировать угрозу атаки баллистическими ракетами. Kongo обеспечивают ПРО японских островов, но "эти противоракетные возможности также могут быть использованы для защиты американских авианосцев в случае военных действий", - считает Вертхейм.

Но намерена ли Япония укреплять военное сотрудничество с США? В прошлом месяце премьер-министр Японии Юкио Хатояма заявил об уходе в отставку в связи с тем, что не сумел исполнить предвыборное обещание и перевести военную базу США Футэмма за пределы префектуры Окинава. Преемник Хатоямы на посту Наото Кан избегает касаться этой проблемы. В случае кризиса, который может разгореться из-за очередного инцидента в море, подобная двусмысленность в отношениях Японии и США может плохо сказаться на взаимодействии вооруженных сил государств.

Впрочем, по словам аналитика вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Николаса Жеченьи, правительство Кана движется в верном направлении. "Мы наблюдаем акцент на критической важности американо-японского союза в свете китайской угрозы. Любое развитие будет осуществляться в двустороннем контексте, возможно, посредством стратегического диалога Японии и США в ближайшие месяцы" - считает эксперт.

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Императорский флот был основан во второй половине 19 века, к началу II мировой войны ВМС Японии были одними из сильнейших в мире. По количеству авианосцев – самых мощных тяжелых кораблей для атаки, они могли соревноваться только с США. Однако поражение в войне не дало им возможности развивать свой флот в том виде, в котором хотелось бы. Согласно новой Конституции существуют серьезные ограничения при формировании армии, в том числе военно-морского флота. Однако в последние годы Япония обеспечивает себя качественными судами, разрешенными новыми условиями. Рассмотрим подробнее места дислокации японского флота и виды кораблей, а также вооружения на них.

Структура и дислокация ВМС Японии

Весь флот Японии можно разделить на эскортные и подводные корабли, авиацию, а также учебные силы. Надводный флот базируется в 5 точках:

  1. Йокосука (Канагава);
  2. Сасебо (Нагасаки);
  3. Майдзуру (Киото);
  4. Куре (Хиросима);
  5. Оминато (Аомори).

В каждой из представленных баз присутствуют в обязательном порядке десантные корабли, эсминцы, корветы и субмарины, в 4 точках по 1 вертолетоносцу. По состоянию на 2016 год ВМС Японии имеет 155 кораблей, включая вспомогательные суда.

Авианесущие суда

Последние авианосцы находились на вооружении Японии в период II мировой войны, после поражения было подписано соглашение, согласно которому японцы больше не могут иметь на вооружении атакующие судна. Именно к ним относится авианосный корабль. Однако новые условия не запрещают им иметь вертолетоносцы. Они представлены двумя типами: «Идзумо» и «Хьюга». Из вооружения на борту находятся вертолеты SH-60K SeaHawk, ЗРК SeaRAM или ЗУР ESSM, а также противолодочные ракеты ASROC.

Подлодки

Согласно Конституции флот не может иметь агрессивное ударное вооружение, поэтому в строю нет ни одной атомной субмарины. Нижеописанные 2 типа кораблей являются дизель-электрическими подлодками:

  • Тип «Сорю» – из запланированных 13 судов в строю находится уже 8 кораблей, первый из них был принят на вооружение в 2009 году.
  • Тип «Оясио» – в строю находится 11 кораблей, первый из которых был готов в 1999 году.

На борту обоих типов подводных лодок размещены противокорабельные крылатые ракеты «Harpoon» и торпеды типа 89.

Эсминцы

Эскадренные миноносцы представлены большим количеством типов кораблей, которые можно разделить на две группы:

  • Эсминцы с управляемым ракетным оружием – типы «Атаго», «Конго», «Хатакадзе» – на борту ПКР «Тип 90» SSM-1B или «Harpoon», ЗУР SM-2MR, ПЛУР ASROC, вертолет SH-60K SeaHawk или SH-60J.
  • Эсминцы без УРО – типы «Акидзуки», «Таканами», «Мурасамэ» – на борту зенитная ракета класса «корабль-воздух» RIM-162 ESSM, вертолет SH-60K SeaHawk

Линкоры

Линкоры и броненосцы японского флота были потоплены в период II мировой войны или утилизированы после ее окончания. Новые корабли не производятся ввиду отсутствия необходимости.

Фрегаты

Малые эсминцы, которые в Японии называют фрегатами, представлены тремя видами: «Асахи», «Асагири», «Хацуюки». Данные судна были произведены во второй половине 20 века, в настоящий момент в строю осталось 10 кораблей и 2 преобразованы в учебные. На борту расположен один противолодочный вертолет SH-60J(K), пусковая установка Sea Sparrow Mk.29, противолодочные ракеты ASROC, ракеты «Harpoon».

Катера

Управляемые ракетные катера класса «Хаябуса» были построены в период с 2002 по 2004 года. Количество – 6 судов, включают противокорабельные ракеты SSM-1B, пушки и пулеметы.

Тральщики

22 легких корабля различных типов выполняют минно-тральные задачи. Большая часть из них была построена после 2005 года, для поиска мин используется специальная аппаратура NAUTIS-М.

Корветы

Корветы (или эскортные эсминцы) представлены типом «Абукума».В настоящий момент в строю находится 6 кораблей, которые несут в себе ракеты «Harpoon», «ASROC», пушки Phalanx CIWS и торпедные установки.

Нестабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе представляет угрозу для всех сопредельных государств, в число которых входит и Россия. В качестве интересной темы предлагаю рассмотреть Военно-морские силы самообороны Японии – японский флот редко освещается в российских СМИ, притом что это, пожалуй, второй по значимости военно-морской флот в мире.

Несмотря на устрашающий потенциал ВМС Китая, Морские силы самообороны Японии смотрятся гораздо привлекательнее. КНР создает иллюзию наличия сильного флота: единственный авианосец «Ши Лан» (бывший «Варяг») не является полноценной боевой единицей и используется как тестовый и учебный корабль, а баллистические противокорабельные ракеты DF-21, несмотря на громкие заявления, до сих пор являются скорее мечтой, чем реалистичным оружием боевые возможности этой противокорабельной системы сомнительны.

Морские силы самообороны Японии не имеют каких-либо масштабных и скандальных боевых систем, таких как советско-китайский авианосец или «баллистических противокорабельных ракет». Но, в отличие от ВМС Китая, японский флот представляет собой продуманную до мелочей боевую систему : сбалансированный корабельный состав, новейшие технологии и древние самурайские традиции, многочисленные пункты базирования и вся необходимая инфраструктура — учебные заведения, госпитали, исследовательские центры, среди которых, например, лаборатория подводной медицины, расквартированная на военно-морской базе с неблагозвучным названием Йокосука.

Одна из замечательных японских традиций – красивые поэтические имена боевых кораблей. Никаких фамилий адмиралов и вообще чего-либо, связанного с войной или агрессией. В названиях японских кораблей присутствуют лишь природные явления, воспроизведенные с невероятной гаммой оттенков, столь присущих восточной философии. Эсминцы «Ямагири» («горный туман»), «Акидзуки» («осенняя луна»), «Тэрудзуки» («сияющая луна»), «Хацуюки» («первый снег»), «Асаюки» («утренний снег») и т.д. Согласитесь, звучит здорово.


Пуск противоракеты SM-3 c эсминца УРО типа «Конго» .

Боевым ядром Морских сил самообороны Японии являются 9 современных эскадренных миноносцев с системой Иджис , причем два необычных «эсминца» зачислены в этот класс лишь формально: «Хьюга» и «Исэ» по всем признакам соответствуют легким авианосцам.

Несмотря на запутанную и противоречивую классификацию кораблей, хорошо заметны основные векторы развития японского флота: экзотические «эсминцы-вертолетоносцы», эсминцы УРО (к ним относятся корабли с зенитно-ракетными комплексами большой дальности, способные обеспечить зональное ПВО эскадры) и обычные эскадренные миноносцы, ориентированные на решение противолодочных, противокорабельных, эскортных задач, а также для огневой поддержки и специальных операций.

Зачастую официальная классификация не соответствует действительности: к примеру, более современный «обычный» эсминец может значительно превосходить по возможностям противовоздушной обороны эсминец УРО предыдущего поколения. А большинство эсминцев постройки 80-х годов по своим размерам и возможностям соответствуют скромному фрегату. Впрочем, давайте перейдем непосредственно к списку кораблей и рассмотрим все нюансы ВМС Японии на конкретных примерах.

ЭСМИНЦЫ — ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ

Тип «Хьюга» — в строю два корабля: «Хьюга» (2009 г.) и «Исэ» (2011 г.)

Полное водоизмещение 18.000 тонн.
Вооружение: авиагруппа из 11-15 вертолетов различного назначения, 16 ячеек УВП Мk.41, 2 зенитных автомата самообороны , 2 трехтрубных 324 мм торпедных аппарата Мk.32 ASW.

Громилу полным водоизмещением 18 тыс. тонн стыдливо относят к классу «эсминец», но японцы явно перегнули — размеры и облик «Хьюги» cоответствуют легкому авианосцу. Многие эксперты сходятся во мнении, что авиация в качестве главной ударной силы придает японскому эсминцу-вертолетоносцу повышенную гибкость при выполнении тактических задач.

Во-первых , частично решается вечная проблема с радиогоризонтом – самая лучшая корабельная РЛС не сравнится по возможностям обнаружения надводных целей с радаром вертолета, летящего на высоте нескольких сотен метров. Более того, еще 30 лет назад на вооружение были приняты легкие (Sea Skua, Pinguin) для вооружения морских вертолетов, многократно доказавшие свою эффективность в локальных конфликтах.

Во-вторых , эсминец-вертолетоносец приобретает совершенно уникальные качества. Дюжина противолодочных вертолетов позволяет организовать круглосуточное патрулирование на удалении десятков километров от борта корабля, вертолеты, в зависимости от их типа, могут высаживать группы десанта в зоне военных конфликтов и прикрывать их огнем, использоваться в качестве транспортных средств для доставки военных и гуманитарных грузов.

Благодаря своему многочисленному авиакрылу, «Хьюга» обладает большими возможностями при проведении поисково-спасательных операций, а в случае наличия на борту вертолетов-тральщиков может использоваться в качестве минно-трального корабля.

В целях самообороны «Хьюга» оснащен УВП Mk.41 – в 16 ячейках могут быть размещены 64 зенитные ракеты ESSM или 16 ПЛУР ASROC-VL в любой пропорции. Вооружением эсминца управляет БИУС OYQ-10 и радар FCS-3 с АФАР, являющиеся японской версией системы «Иджис».

Тип «Сиранэ» — в строю два корабля.

Полное водоизмещение – 7.500 тонн.
Вооружение: 2 х 127-мм орудия, 8 противолодочных ракето-торпед ASROC, ЗРК Sea Sparrow, 2 зенитных автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, три вертолета.

Эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ» — самые старые корабли в боевом составе Морских сил самообороны Японии (выступили в строй в 1980 и 1981 гг.). Бывшие флагманы японского флота, предшественники «Хьюги». На первый взгляд посредственные эсминцы со слабым вооружением и устаревшей системой ПВО, но имеется один нюанс: кормовая часть каждого из них выполнена в виде просторной полетной палубы. Японцы уже давно экспериментируют с авиационным вооружением на кораблях, и, очевидно, довольны результатом.

ЭСМИНЦЫ УРО

Тип «Атаго» — в строю два эсминца – «Атаго» (2007 г.) и «Асигара» (2008 г.)

Полное водоизмещение – 10.000 тонн.
Вооружение: 96 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, один вертолет.

«Атаго» является клоном американского эсминца «Арли Берк» подсерии IIa с минимальными отличиями в конструкции и вооружении. Японский эсминец использует весь стандартный ассортимент боеприпасов ПУ Mk.41 за исключением крылатых ракет «Тамагавк» — в комплекс вооружения эсминца входят зенитные ракеты Standard-2 и ESSM, ПЛУР ASROC-VL и даже ракеты-перехватчики Standard-3 системы ПРО.

На верхней палубе японских кораблей, в отличии от их современных американских аналогов, установлены 8 противокорабельных ракет SSM-1B производства фирмы Mitsubishi. В техническом плане они представляют собой обычные дозвуковые ПКР: стартовая масса 660 кг, боевая часть 250 кг, маршевая скорость 0,9М.
Благодаря наличию системы «Иджис», оба новейших эсминца интегрированы с систему противоракетной обороны Японии.

Тип «Конго» — в строю 4 эсминца (строились в период с 1990 по 1998 гг.)

Полное водоизмещение: 9.500 тонн
Вооружение: 90 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР «Гарпун», 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW.

Никакого отношения к Африке эти корабли не имеют. Эсминцы «Конго» — копии американских эсминцев «Арли Берк» первого поколения. Конгресс США долго не давал согласие на экспорт новых технологий, что привело задержке в их строительстве.

Как и на американских эсминцах подсерии I, на японских эсминцах типа «Конго» отсутствует вертолетный ангар (имеется лишь посадочная площадка), а по три ячейки носовой и кормовой групп ПУ Mk.41 заняты погрузочным краном – как показало время, погрузка боекомплекта в открытом море слишком сложный и трудоемкий процесс, поэтому ненужный девайс не долго занимал полезной место. Уже на следующих версиях эсминцев от крана отказались, увеличив число ПУ до 96.

Тип «Хатаказе» — 2 эсминца этого типа вступили в строй в 1986 и 1988 гг.

С дружеским визитом в Перл-Харборе .

Полное водоизмещение – 5.500 тонн.
Вооружение: 1 пусковая установка Mk.13 c боекомплектом 40 зенитных ракет, 8 ПЛУР ASROC, 8 ПКР «Гарпун», 2 х 127 мм орудия, 2 «Фаланкса», 2 ASW.

Несмотря на свой статус «эсминцев УРО», старые калоши «Хатаказе» практически бесполезны в современных условиях – достаточно сказать, что используемые ими зенитные ракеты Standard-1MR были полностью сняты с вооружения ВМС США 10 лет назад.

Их противолодочные возможности тоже оставляют желать лучшего – на эсминцах отсутствует противолодочный вертолет, а система ASROC может поражать подводные цели на дистанции не более 9 км. Вместе с тем, эсминцы «Хатаказе» дешевы и просты в обслуживании.

ЭСМИНЦЫ

Тип «Акидзуки» — головной «Акидзуки» вошел в строй 14.03.2012 г., остальные 3 эсминца этого типа будут достроены только к 2014 году.

Водоизмещение: 6.800 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Очередной представитель семейства Иджис-эсминцев. Чисто японская разработка на основе западных технологий. Эсминец предназначен для защиты корабельных группировок от низколетящих противокорабельных ракет. Основное вооружение – до 128 зенитных ракет ESSM (Evolved Sea Sparrow Missle) с эффективной дальность стрельбы 50 км. Вполне достаточно чтобы отразить любую провокацию со стороны КНДР или Китая, при этом маленький эсминец может показать свои собственные «кулаки» – на борту 8 ПКР и целое море другого вооружения.

При создании перспективного эсминца японцы ставили упор на экономию средств, в результате стоимость «Акидзуки» составила «всего» 893 млн. долларов – почти в два раза меньше, чем у эсминцев семейства «Арли Берк».

Тип «Таканами» — в строю 5 эсминцев, строились в период с 2000 по 2006 гг.

Полное водоизмещение – 6.300 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

«Таканами» — один из японских эсминцев «переходного периода». Дорогая и сложная система «Иджис» отсутствует, но на эсминце уже установлена универсальная пусковая установка Mk.41, а в конструкциях настройки отчетливо проступают «стелс-технологии». Основными задачами крепких современных эсминцев является противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями.

Тип «Мурасамэ» — в период с 1993 по 2002 гг. было построено 9 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 6.000 тонн.
Вооружение: 16 ячеек УВП Mk.48, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 76 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Еще один эсминец «переходного периода». В качестве основного оружия установлены два 8-ми зарядных модуля УВП Mk.48 (укороченная версия Mk.41), боекомплект 16 зенитных ракет Sea Sparrow или 48 ESSM. Артиллерия представлена единственным 76-мм орудием итальянской фирмы ОТО Melara.

Эсминцы этого типа могут применяться для блокады морских районов и для действий в составе эскортных сил – дальность хода составляет 4500 миль на скорости 20 узлов.

Тип «Асагири» — с 1985 по 1991 гг. построено 8 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 4.900 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 8 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Фрегат, прикинувшийся для солидности эсминцем. Ни по размерам, ни по вооружению, ни по радиоэлектронике «Асагири» совершенно не удовлетворяет современным требованиям. Отличительная особенность этого корабля — уродливый силуэт с непропорционально большим вертолетным ангаром в кормовой части.

В настоящее время устаревшие эсминцы выводятся из боевого состава флота, два из них уже переоборудованы в учебные корабли. Тем не менее, у механизмов старых эсминцев еще сохранился свой ресурс для выхода в море, а 8 ракет «Гарпун» и противолодочный вертолет могут сыграть существенную роль в морском сражении.

Тип «Хацюки» — в период 1980-1987 гг. построено 12 кораблей.

Полное водоизмещение: 4.000 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 4 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Представитель старой японской школы кораблестроения, классический набор вооружения и корабельных систем. Несмотря на ветхость, на эсминцах (правильнее говорить — фрегатах), используется современная газотурбинная силовая установка. Разумеется, в современных условиях эсминцы «Хацюки» потеряли свою боевую ценность, поэтому многие из них выведены в резерв или переоборудованы в учебные корабли.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В составе Морских сил самообороны Японии находятся 17 многоцелевых дизельных подводных лодок, построенных в период с 1994 по 2012 гг. Самые современные из них – подлодки типа «Сорю», оснащены уникальной дизель-стирлинг-электрической ГЭУ и способны двигаться под водой со скоростью 20 узлов. Максимальная глубина погружения – 300 метров. Экипаж – 65 человек. Вооружение: шесть 533 мм торпедных аппаратов, 30 торпед и противокорабельных ракет Sub-Harpoon.



Десантный вертолетоносец-док «Осуми». Полное водоизмещение — 14 тыс. тонн

Также в составе Морских сил самообороны Японии находятся 3 десантных вертолетоносца типа «Осуми» (построены в начале 2000-х годов), несколько десятков ракетных катеров и тральщиков, быстроходные танкеры, ледоколы и даже корабли управления БПЛА!

Морская авиация состоит из 34 эскадрилий, в составе которых 100 самолетов базовой противолодочной авиации, а также две сотни вертолетов различного назначения.

По моему мнению, повторяется история начала ХХ века, когда западные демократии до зубов вооружили японских милитаристов, что привело в дальнейшем к кровавой развязке.

Возможность размещения базы Тихоокеанского флота на острове Матуа Курильской гряды и увеличивает военное присутствие на Сахалине. Меры по усилению нашего присутствия в ведомстве называют «беспрецедентными».

Мало кто знает, но в 2012 году Япония решила сменить военную доктрину и превратить свои сугубо «мирные» силы самообороны в армию, придав ей наступательный характер. В том числе для этого создаются формирования морских пехотинцев.

В свете таких событий предлагаем приглядеться внимательнее к и к их морскому сегменту.

Концепция войны

Если Россия волей древних императоров раскинулась в природной крепости, то Японии судьба уготовила закрепиться в природном форпосте, который трудно захватить, но с которого некуда отступить.

Сухопутные силы Японии — это последний рубеж обороны. Они и выстроены соответственно: пехота моторизована, но не механизирована, пехотные дивизии едва разбавлены танковыми эскадронами. На всю страну только одна танковая дивизия, одна механизированная пехотная дивизия с БМП и БТР и одна артиллерийская бригада — это ударный кулак японской армии, призванный выкинуть с островов высадившийся десант неприятеля.

Тот десант, что уцелеет после встречи с японским флотом.

Именно на флот ложится главная задача защиты Страны восходящего солнца. А с 2012 года — и защиты ее интересов на спорной территории.

Состав флота

В военно-морском флоте служит 44,5 тыс. человек .

Японцы строят свои корабли на отечественных верфях, однако вооружение ставят в основном зарубежного производства, преимущественно американского. В тех случаях, когда это возможно, предпочитают закупать не готовые экземпляры, а организовывать собственное производство по лицензии.

В связи с этим вооружение на кораблях стоит однотипное, соответствующее эпохе.

В качестве зенитной артиллерии почти всегда используется американский арт-комплекс Mark 15 Phalanx CIWS или, проще говоря, «Фаланкс ». Это 20-миллиметровая шестиствольная автоматическая пушка, способная за 30 секунд выпустить в небо полторы тысячи стограммовых пуль. К ней в помощь идут две РЛС. Разрабатывался комплекс в 1970-х годах.

Зенитное ракетное вооружение

Зенитно-ракетный комплекс ASMD . Собственно, это лафет, стоящий на внешней палубе, или вертикальные модули, скрытые под палубой. В первом случае — 21 пусковой контейнер, во втором — пять ячеек на модуль. Но главное — это крылатые ракеты RIM-116A , способные перехватить цель на расстоянии от 500 метров до 10 км и на высоте от 4 метров. Разработка 70-х годов.

Зенитная ракета класса «корабль-воздух» средней дальности RIM-162 ESSM с полуактивной головкой самонаведения. Максимальная дальность около 50 км, а скорость полета -- более 4 махов. Используется с ВПУ типа MK.41, по 4 ракеты в каждую пусковую ячейку. Принята на вооружение в Штатах в 2004 году.

Зенитная управляемая крылатая ракета класса «корабль-воздух» малой дальности RIM-7 «Си Спэрроу» . Разработана еще в 60-е, ключевое слово в разговоре об этой ракете — управляемая вручную.

Зенитная управляемая ракета класса «корабль — воздух» средней дальности Standard RGM-66 с пассивной головкой наведения. Более похожие на музейные экспонаты, эти ракеты 60-тых годов стоят на старых японских кораблях. На новых стоят следующая серия ракет — «Стандарт 2» , чуть менее древние штуки, но теперь с инерциальным автопилотом.

Вертикальная пусковая установка Mk 41 — вещь универсальная. Она устанавливается под палубой контейнерами, и ее ячейки несут различные ракеты.

Противолодочное вооружение

Противолодочные ракеты RUM-139 . Их ставят в ВПУ Mk 41. Принцип устройства простой: выстрелил — ракета ушла в автономный полет, вырубила двигатели на заданном расстоянии и сбросила торпеду на парашюте. Торпеда приводнилась, врубила двигатели и пошла на таран противника. Максимальная дальность — 28 км, разработана в 80-тые годы.

Противокорабельное вооружение

Противокорабельная крылатая ракета RGM-84 «Гарпун» . Потолок — от 2 до 900 метров высоты и 850 км/ч скорости, несет осколочно-фугасную боевую часть массой 221 кг. Разработана еще в 70-тых.

Противокорабельная ракета «Тип 90» . Японская альтернатива Гарпуну, принятая на вооружение в 1992 году.

Гордость японского флота — эскадренный миноносец-вертолётоносец типа «Идзумо», сошедший со стапелей в 2015 году. 248 метров стали в длину и 27 тыс. тонн водоизмещения. 14 вертолетов, две мощные установки «Фаланкс» и две установки ASMD. Система радиоэлектронной борьбы, РЛС. Вместо вертолетов, корабль может нести 400 человек десанта вместе с 50 автомобилями до 3 тонн.

Японцы могут сколько угодно лукавить, называя этот корабль эсминцем-вертолётоносцем, но для всех очевидно, что этот легкий авианосец - символ возрождения японского флота.

А в 2017 году будет достроен еще один такой, но по слухам, с возможностью нести F-35 «Лайтнинг» II и конвертопланы MV-22 «Оспри». Про самолеты нельзя быть уверенным, а вот конвертопланы действительно планировали закупить для формирующихся подразделений морской пехоты.


Фото: интернет

Два эскадренных миноносца-вертолётоносца типа «Хюга» 2009 и 2011 года производства. 13 950 тонн водоизмещения и экипаж в 360 человек.

12,7-мм пулемёт, две зенитные артустановки «Фаланкс», шестнадцать зенитных RIM-162 и двенадцать противолодочных RUM-139 в ВПУ Mk 41. Две установки по три торпедных аппарата 324-мм. Одиннадцать вертолетов. Система радиоэлектронной борьбы, РЛС.

Эти парни могут постоять за себя.


Фото: интернет

Эскадренный миноносец типа «Сиранэ», спущенный на воду в 1981 году. Водоизмещение — 5200 тонн. 159 метров в длину.

Два 127-мм орудия. Вооружен восемью противолодочными RUR-5 АСРОК и двумя установками по три 324-мм торпедных аппарата. Защищается восемью ракетами «Си Спэрроу», зенитными артустановками «Фаланкс».

Несет три вертолета. Младшего на год брата из этой же серии списали еще в 2014 году, сколько осталось этому — неизвестно.


Фото: интернет

Эсминцы с управляемым ракетным оружием представлены тремя сериями:

  • Два эскадренных миноносца типа «Хатакадзэ» постройки 80-тых годов и водоизмещением 4600 тонн. На них все те же два 127-мм орудия, две установки «Фаланкс». Вооружены противокорабельными «Гарпунами» и противолодочными АСРОК, по восемь штук каждых. Естественно две торпедные установки по 3 аппарата. Защищаются, если это можно так назвать, зенитными ракетами « Стандарт» в количестве 40 штук. Имеют одну вертолетную площадку. Средств радиоэлектронной борьбы не обнаружено.
  • Четыре эскадренных миноносца типа «Конго» постройки 90-тых годов и водоизмещением уже 7250 тонн. Все то же самое, но за счет того, что кораблик побольше, в него удалось воткнуть аж две ВПУ Mk 41 — одну на носу с 29 ячейками и одну на корме с 61 ячейкой. В них уже стоят зенитные ракеты «Стандарт 2» (вместо «Стандарт») и противолодочные АСРОК. Средств радиоэлектронной борьбы также не обнаружено.
  • Два эскадренных миноносца типа «Атаго» построенных в 2000-е годы с водоизмещением 7750 тонн. Здесь уже вместо «Гарпунов» стоят японские «Тип 90». Также поставили новые торпедные аппараты HOS 302, орудие оставили одно, но ствол удлинили. Плюс реализованы стелс -технологии, однако средств радиоэлектронной борьбы по-прежнему нет. Кроме вертолетной площадки построен еще и вертолетный ангар.


Фото: интернет

Эсминцы меньшего водоизмещения, до 5 тонн представлены пятью сериями. Всего 29 боевых кораблей постройки от 1985 года до 2014 года.

По сути, такие же кусачие дьяволы, как «Атаго» и «Конго», только маленькие.

Соответственно, на старых сериях стоят 8 пусковых установок «Гарпун», а в сериях моложе - одна ВПУ Mk 41 максимум на 32 ячейки. В них находятся зенитные ESSM и те же противокорабельные «Тип 90».


Фото: интернет

Шесть фрегатов типа «Абукума» постройки с 1989 по 1993 года. Водоизмещение 2 тыс. тонн. Вооружен одной 76,2-миллиметровой универсальной артустановкой от компании OTO Melara и одной очень нам знакомой зенитной артустановкой «Фаланкс». Плюс восемь пусковых установок Гарпун, да шесть торпед.

Семнадцать боевых подводных лодок двух серий: «Оясио» и «Сорю».

  • Одиннадцать многоцелевых подлодок «Оясио» строились с 1994 года по 2008 год. Подводное водоизмещение 3 тыс. тонн. На них стоят два воздухонезависимых дизель-электрических двигателя. На вооружении шесть торпедных 533-мм аппарата. На борту либо 20 торпед, либо пресловутые ракеты «Гарпун», только теперь уже подводного базирования.
  • Семь многоцелевых подлодок «Сорю» строились с 2005 года. Планируется еще как минимум четыре подлодки. От предыдущей серии отличаются увеличенным водоизмещением - 4 200 тонн в подводном положении, наличием 30 торпед или ракет и установленным вместо двух обычных электрогенераторов четырех двигателей Стирлинга.

Кроме этого, имеются различные корабли поддержки, в количестве 11 штук, в том числе пять десантных.

  • Семь ракетных катеров;
  • Восемь десантных катеров;
  • Двадцать пять тральщиков;
  • Вспомогательные суда.

Сильный ли это флот?

По сравнению с сухопутными силами, японски флот производит гораздо более эффектное впечатление. Это четко продуманный и сбалансированный инструмент, заточенный под местные условия, что идет однозначно в плюс японским генералам. Лучше больше поставить на того, кто, обладая меньшим флотом, умеет им пользоваться, чем на бездарей, стоящих во главе даже самой большой эскадры.

Однако, давайте присмотримся.

Японские вертолётоносцы хоть и увеличиваются в размерах, теряя сопутствующее вооружение, но пока еще не авианосцы.

Их сфера применения — борьба с подводными лодками. Взлетающие вертолеты расползаются на десятки километров вокруг, санируя толщу воды в поисках затаившихся субмарин. Обнаружив ее, они сбрасывают торпеды или глубинные бомбы. Прелесть в том, что субмарине нечем ответить, оттуда, с глубины, а сам вертолётоносец остается вне зоны досягаемости ее торпед.

При этом, если новый «Идзумо» имеет только зенитное вооружение, то оба корабля типа «Хюга» имеют противолодочные ракеты и даже торпедные аппараты. Очень обоснованная тактика, учитывая что подводный флот северных корейцев насчитывает сотню единиц.

Эти корабли полностью заточены на борьбу с подлодками или поддержку морской пехоты.

Четыре миноносца типа «Конго» и два миноносца типа «Атаго» среди разнообразного вооружения несут и противокорабельные ракеты, но только на «Атаго» это не древние «Гарпуны», а принятый на вооружение в 1990 году «Тип 90».

Из 29 малых эсминцев только 18 являются современным кораблями, остальные — это две серии, одну из которых уже почти всю списали, а другая, «Асагири», готовится к списанию.

Все прочие корабли приближаются к званию «старое корыто».

И японцы это понимают, своевременно списывая старые и неэффективные судна и запуская серии новых.

Китайский флот по сравнению с японским производит впечатление китайского же базара, однако количество кораблей все же доминирует. Только построенных в новом веке эсминцев водоизмещением больше 6 тыс. тонн уже 12 единиц и еще два проходят ходовые испытания. Разнообразных фрегатов - 43 штуки, большая часть которых сошла на воду не позже 90-тых годов.

Подводный флот японцев также серьезно уступает китайскому.

Сравнивать морские силы самообороны Японии с российским флотом задача интересная, но для отдельной статьи. Однако, вы же знаете его возможности...

Японский флот часто называют вторым в тихоокеанском регионе, возможно это так. Но только после американского, русского и китайского.

Японский флот — это удачный инструмент защиты островного государства, но не более того.


Фото: Ракетный крейсер Варяг


Фото: Ракетный подводный крейсер «Владимир Мономах»